г. Москва |
|
15 июня 2023 г. |
Дело N А41-12118/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мизяк В.П.,
судей Семикина Д.С., Муриной В.А.,
при ведении протокола судебного заседания Бегларяном А.А.,
при участии в заседании:
от конкурсного управляющего МП ГПС "Свердловское" Салуквадзе Д.С. - Герасименко К.В., представитель по доверенности от 01.11.2022 (веб-конференция);
от Администрации городского округа Лосино-Петровский - Потапов А.М., представитель по доверенности N 7 от 09.01.2023;
от Правительства Московской области - Кавин А.Ю., представитель по доверенности N Исх-11238/01-02 от 21.07.2021;
от иных лиц, участвующих в деле - представители не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Лосино-Петровский на определение Арбитражного суда Московской области от 13 марта 2023 года по делу N А41-12118/16 по заявлению конкурсного управляющего МП ГПС "Свердловское" Салуквадзе Дмитрия Сергеевича о привлечении Администрации городского округа Лосино-Петровский к субсидиарной ответственности по обязательствам МП ГПС "Свердловское", в рамках дела о признании МП ГПС "Свердловское" (ИНН 5050019239, ОГРН 1035010204470) несостоятельным (банкротом),
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.11.2016 по делу N А41-12118/16 муниципальное предприятие городского поселения Свердловский "Свердловское" (ИНН 5050019239, ОГРН 1035010204470) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Шаврин Андрей Павлович.
Определением Арбитражного суда Московской области от 17.07.2017 утверждено мировое соглашение, заключенное между должником и кредиторами, с прекращением производства по делу.
Определением Арбитражного суда Московской области от 15.08.2018 мировое соглашение расторгнуто, производство по делу 16 о банкротстве должника Муниципального предприятия городского поселения Свердловский "Свердловское" возобновлено. В отношении МУП ГП Свердловский "Свердловское" введена процедура банкротства конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден Шаврин Андрей Павлович.
Определением суда от 12.12.2018 Шаврин Андрей Павлович освобожден от исполнения обязанностей, конкурсным управляющим МП ГПС "Свердловское" утвержден Салуквадзе Дмитрий Сергеевич.
Конкурсный управляющий МП ГПС "Свердловское" обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о привлечении контролирующих должника лиц: Севлюка Николая Анатольевича, Лабецкого Александра Сергеевича, Якубовского Александра Николаевича, Кирпичникова Дмитрия Викторовича, Хамидулина Альберта Рашидовича, администрации городского округа Лосино-Петровский к субсидиарной ответственности по обязательствам МП ГПС "Свердловское".
Определением Арбитражного суда Московской области от 30.10.2020 требования удовлетворены частично, признаны обоснованными наличие оснований для привлечения Администрации городского округа Лосино-Петровский Московской области к субсидиарной ответственности и приостановлено производство по спору в части определения размера ответственности до завершения расчетов с кредиторами.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2021 определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10.06.2021 определение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены, дело в части привлечения Администрации городского округа Лосино-Петровский к субсидиарной ответственности по обязательствам должника направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд Московской области.
Отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал, что судам не принято во внимание, что:
- вступившим в законную силу судебным актом установлен факт наличия в действиях администрации, выразившихся в издании 28.11.2016 постановления, которым из хозяйственного ведения должника изъяты часть нежилых помещений, признаков недобросовестности;
- дело о банкротстве должника возбуждено 15.04.2016, таким образом, очевидно, что уже к этому моменту должник обладал признакам неплатежеспособности;
- согласно анализу финансового состояния должника, прослеживается рост кредиторской задолженности, все требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов МП ГПС "Свердловское", на общую сумму 42 770 316,52 руб. возникли в период 2015-2016, то есть до момента вывода имущества из хозяйственного ведения;
- кроме того, делая вывод о наличии оснований для привлечения администрации к субсидиарной ответственности за изъятие из хозяйственного ведения должника нежилых помещений площадью 21,6 кв.м. и помещения общего пользования площадью 7,5 кв.м., расположенных по адресу: Московская область, Щелковский район, поселок Свердловский, ул. Набережная, 8 (2 этаж), суды не выяснили, насколько значимой и существенно убыточной была данная сделка для должника;
- делая выводы о том, что изъятие недвижимого имущества не позволило извлекать дополнительный доход от его использования, в том числе от сдачи в аренду, суды не установили, как использовалось спорное имущество должником до его изъятия, в том числе в процедуре наблюдения.
При новом рассмотрении спора конкурсный управляющий МП ГПС "Свердловское" Салуквадзе Д.С. уточнил в порядке ст. 49 АПК РФ заявленные требования, просил:
- взыскать с Администрации городского округа Лосино-Петровский Московской области в пользу МП ГПС "Свердловское" убытки в размере 9 877 138,61 руб.;
- признать доказанным наличие в действиях Администрации городского округа Лосино-Петровский наличие оснований для привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам муниципального предприятия городского поселения Свердловский "Свердловское";
- приостановить рассмотрение заявления о привлечении к субсидиарной ответственности в отношении Администрации городского округа Лосино-Петровский до окончания расчетов с кредиторами (т. 6, л.д.97-98).
По результатам повторного разрешения настоящего спора определением Арбитражного суда Московской области от 13 марта 2023 года заявленное конкурсным управляющим требование удовлетворено частично. Суд взыскал с Администрации городского округа Лосино-Петровский Московской области в пользу МП ГПС "Свердловское" убытки в размере 6 479 000 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, Администрация городского округа Лосино-Петровский подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств дела.
Законность и обоснованность определения суда первой инстанции, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 223, 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Администрации городского округа Лосино-Петровский поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Правительства Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель конкурсного управляющего МП ГПС "Свердловское" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, принимая во внимание указания суда кассационной инстанции, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены определения суда первой инстанции.
Согласно статье 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 32 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
Правом на подачу заявления о привлечении к ответственности по основаниям, предусмотренным статьями 61.11 и 61.13 настоящего Федерального закона, в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, от имени должника обладают арбитражный управляющий по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов, конкурсные кредиторы, представитель работников должника, работники или бывшие работники должника, перед которыми у должника имеется задолженность, или уполномоченные органы (п. 1 ст. 61.14 Закона о банкротстве).
Заявления о привлечении к субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным главой III.2 Закона о банкротстве, подлежат рассмотрению арбитражным судом в рамках дела о банкротстве должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п. 1 ст. 61.16 Закона о банкротстве).
Как следует из материалов дела, МП ГПС "Свердловское" является правопреемником муниципального предприятия Щелковского района "Свердловское", созданного постановлением Главы Щелковского района Московской области от 15.03.1999 N 398.
Согласно п. 1.2 устава предприятия его учредителем является муниципальное образование городское поселение Свердловский Щелковского муниципального района Московской области.
В соответствии с п. 1.10 устава имущество предприятия находится в собственности муниципального образования городское поселение Свердловский, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения.
На основании Закона Московской области от 23.05.2018 N 69/2018-ОЗ "Об объединении городского поселения Свердловский, сельского поселения Анискинское Щелковского муниципального района с городским округом Лосино-Петровский" и внесении изменений в некоторые законы Московской области о статусе и границах муниципальных образований Московской области" городское поселение Свердловский объединено с городским округом Лосино-Петровский, полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления поселений прекращены со дня вступления в силу данного Закона.
В силу данного обстоятельства муниципальное образование городской округ Лосино-Петровский является правопреемником муниципального образования городской округ Свердловский (ст. 58 ГК РФ).
Все права и обязанности муниципального образования городское поселение Свердловский, включая права на недвижимое имущество и обязанности, связанные с ним, перешли к муниципальному образованию городской округ Лосино-Петровский.
Согласно п. 1 ст. 114 ГК РФ унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом (статья 294 Кодекса).
В силу п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
По смыслу указанной нормы Закона право хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом возникает у предприятия на основании решения, принятого собственником в отношении этого имущества, о закреплении его за предприятием на указанном праве, при наличии самого факта передачи собственником своего имущества во владение предприятию.
Аналогичное положение закреплено в статье 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ).
Поскольку законодательство не устанавливает сроков совершения действий по государственной регистрации права хозяйственного ведения и последствий их несовершения для объема имущественных прав субъектов, отсутствие государственной регистрации права хозяйственного ведения в подобных случаях не влияет на выводы при установлении обстоятельств последствий последующего изъятия имущества его собственником.
Пункт 3 ст. 18 Закона N 161-ФЗ устанавливает принцип специальной (целевой) правоспособности унитарных предприятий, поэтому действия по распоряжению закрепленным за предприятием имуществом собственника должны быть обусловлены, прежде всего, задачами его уставной деятельности и целевым назначением предоставленного для выполнения этих задач имущества.
Согласно п. 2.1. Устава МП ГПС "Свердловское" предприятие создано с целью извлечения прибыли, а также для выполнения городским поселением Свердловское социально-экономических заказов, удовлетворения общественных потребностей в производимых им товарах, оказываемых услугах, выполняемых работах, поддержания в надлежащем состоянии принятого в управление жилищного фонда в соответствии с требованиями государственного стандарта качества предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Для целей осуществления уставной деятельности в хозяйственное ведение МП ГПС "Свердловское" было передано движимое и недвижимое имущество.
25.12.2015 между Администрацией городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района Московской области (правопредшественником Администрации городского округа Лосино-Петровский) и МП ГПС "Свердловское" заключен договор N 4 о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МП ГПС "Свердловское".
Указанный договор заключен на основании постановления Администрации городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района Московской области от 22.12.2015 N 244-2015 "О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МП ГПС "Свердловское".
Предметом указанного договора являлось следующее имущество, поименованное в приложении N 1 к договору:
1) Нежилые помещения площадью 21,6 кв.м (согласно экспликации - поэтажного плана помещений 2 этажа здания) и помещения общего пользования площадью 7,5 кв.м, расположенные по адресу: Московская область, Щелковский район, поселок Свердловский, ул. Набережная, 8 (2 этаж);
2) Нежилые помещения площадью 58,1 кв.м, кадастровый (условный) номер 50:14:03:00009:002:0007, расположенные по адресу: Московская область, Щелковский район, поселок Свердловский, ул. Набережная, 2 (1 этаж).
Постановлением от 28.11.2016 N 256-2016/1 в постановление Администрации N 244-2015 от 22.12.2015 внесены следующие изменения:
- из строки 1 приложения N 1 исключены нежилые помещения площадью 21,6 кв.м (согласно экспликации - поэтажного плана помещений 2 этажа здания) и помещения общего пользования площадью 7,5 кв.м, расположенные по адресу: Московская область, Щелковский район, поселок Свердловский, ул. Набережная, 8 (2 этаж);
- в строку 1 приложения N 1 включены нежилые помещения площадью 2,5 кв.м (согласно экспликации - поэтажного плана помещений 1 этажа здания, строения литера Б) расположенные по адресу: Московская область, Щелковский район, поселок Свердловский, ул. Набережная, 8 (1 этаж).
Фактически, на основании постановления Администрации от 28.11.2016 N 256-2016/1 из владения и пользования должника выбыли нежилые помещения площадью 21,6 кв.м и помещения общего пользования площадью 7,5 кв.м, расположенные по адресу: Московская область, Щелковский район, поселок Свердловский, ул. Набережная, 8 (2 этаж).
Определением Арбитражного суда Московской области от 01.10.2019 по делу N А41-12118/16 признано недействительным (ничтожным) постановление Администрации городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района Московской области от 28.11.2016 N256-2016/1 "О внесении изменений в постановление N 244-2015 от 22.12.2015".
Применены последствия недействительности сделки, на Администрацию городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района Московской области возложена обязанность возвратить МП ГПС "Свердловское" нежилые помещения площадью 21,6 кв.м. (согласно экспликации - поэтажного плана помещений 2 этажа здания) и помещения общего пользования площадью 7,5 кв.м., расположенные по адресу: Московская область, Щелковский район, поселок Свердловский, ул. Набережная, 8 (2 этаж).
В нарушение законодательства об унитарных предприятиях, закрепляющего полномочия собственника унитарного предприятия, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия, Администрация в ходе процедуры наблюдения за два дня до признания должника банкротом и введения процедуры конкурсного производства, т.е. оспариваемой сделкой фактически был осуществлен вывод активов предприятия с целью избежать обращения взыскания на указанное имущество по долгам кредиторов должника.
Направляя дело на новое рассмотрение суд кассационной инстанции в своем постановлении от 10.06.2021 указал следующее: судами не принято во внимание, что дело о банкротстве должника возбуждено 15.04.2016, таким образом, очевидно, что уже к этому моменту должник обладал признакам неплатежеспособности. Кроме того, судами установлено, что согласно анализу финансового состояния должника, прослеживается рост кредиторской задолженности, все требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов МП ГПС "Свердловское", на общую сумму 42 770 316,52 руб. возникли в период 2015- 2016, то есть до момента вывода имущества из хозяйственного ведения.
Однако данный факт также не был учтен судами.
Кроме того, делая вывод о наличии оснований для привлечения администрации к субсидиарной ответственности за изъятие из хозяйственного ведения должника нежилых помещений площадью 21,6 кв.м. и помещений общего пользования площадью 7,5 кв.м., расположенных по адресу: Московская область, Щелковский район, поселок Свердловский, ул. Набережная, 8 (2 этаж) суды не выяснили, насколько значимой и существенно убыточной была данная сделка для должника.
Действительно, с учетом того, что имущество было изъято из хозяйственного ведения после возбуждения дела о банкротстве должника, оно не являлось необходимой причиной банкротства должника.
Однако, согласно пункту 12 статьи 61.11 Закона о банкротстве контролирующее должника лицо несет субсидиарную ответственность по правилам настоящей статьи также в случае, если должник стал отвечать признакам неплатежеспособности не вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица, однако после этого оно совершило действия и (или) бездействие, существенно ухудшившие финансовое положение должника.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве" (Постановление N 53) в силу прямого указания подпункта 2 пункта 12 статьи 61.11 Закона о банкротстве контролирующее лицо также подлежит привлечению к субсидиарной ответственности и в том случае, когда после наступления объективного банкротства оно совершило действия (бездействие), существенно ухудшившие финансовое положение должника.
Указанное означает, что, по общему правилу, контролирующее лицо, создавшее условия для дальнейшего значительного роста диспропорции между стоимостью активов должника и размером его обязательств, подлежит привлечению к субсидиарной ответственности в полном объеме, поскольку презюмируется, что из-за его действий (бездействия) окончательно утрачена возможность осуществления в отношении должника реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности, и, как следствие, утрачена возможность реального погашения всех долговых обязательств в будущем.
Если из-за действий (бездействия) контролирующего лица, совершенных после появления признаков объективного банкротства, произошло несущественное ухудшение финансового положения должника, такое контролирующее лицо может быть привлечено к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков по иным, не связанным с субсидиарной ответственностью основаниям.
В пункте 23 Постановления N 53 указано, что согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 61.11 Закона о банкротстве презумпция доведения до банкротства в результате совершения сделки (ряда сделок) может быть применена к контролирующему лицу, если данной сделкой (сделками) причинен существенный вред кредиторам.
К числу таких сделок относятся, в частности, сделки должника, значимые для него (применительно к масштабам его деятельности) и одновременно являющиеся существенно убыточными.
При этом следует учитывать, что значительно влияют на деятельность должника, например, сделки, отвечающие критериям крупных сделок (статья 78 Закона об акционерных обществах, статья 46 Закона об обществах с ограниченной ответственностью и т.д.).
Рассматривая вопрос о том, является ли значимая сделка существенно убыточной, следует исходить из того, что таковой может быть признана в том числе сделка, совершенная на условиях, существенно отличающихся от рыночных в худшую для должника сторону, а также сделка, заключенная по рыночной цене, в результате совершения которой должник утратил возможность продолжать осуществлять одно или несколько направлений хозяйственной деятельности, приносивших ему ранее весомый доход.
Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что сделка по изъятию имущества из хозяйственного ведения должника, совершенная после возникновения признаков неплатежеспособности должника и причинившая существенный вред кредиторам должника в силу своей значимости и убыточности является основанием для привлечения контролирующего лица к субсидиарной ответственности.
В ходе повторного рассмотрения настоящего спора в суде первой инстанции установлено, что помимо изъятых на основании Постановления от 28.11.2016 нежилых помещений площадью 21,6 кв.м. и площадью 7,5 кв.м., расположенных по адресу: Московская область, Щелковский район, поселок Свердловский, ул. Набережная, 8, Администрацией также после возникновения признаков объективного банкротства была изъята тепловая сеть, протяженностью 3 790 метров, расположенная по адресу: Московская область, г.о. Лосино-Петровский, р.п. Свердловский, ул. Заводская.
Постановлением Администрации МО городской округ Лосино-Петровский от 20.09.2017 N 675 статусом гарантирующей организации, осуществляющей теплоснабжение, горячее водоснабжение в населенном пункте (единственный поставщик ресурсов) наделено Муниципальное предприятие "Лосино-Петровский Комплекс ТеплоВодоСнабжения" (МП "ЛП КТВС").
Распоряжением Администрации Московской области городского округа Лосино-Петровский от 31.10.2018 N 601-р тепловые сети, находившиеся во владении МП ГПС "Свердловское", были у него изъяты в муниципальную казну.
В последующем постановлением Администрации Московской области городского округа Лосино-Петровский от 08.11.2018 N 996 "О приеме, передаче и закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МП "Лосино-Петровский Комплекс ТеплоВодоСнабжения" и актом от 12.11.2018 приема-передачи спорное имущество окончательно выбыло из владения МП ГПС "Свердловское".
Таким образом, очевидно, что, наделяя статусом гарантирующего поставщика МП "Лосино-Петровский Комплекс ТеплоВодоСнабжения", в сентябре 2017 года, и сохраняя тепловые сети в хозяйственной ведении должника, Администрация муниципального образования городской округ Лосино-Петровский не могла не осознавать, что бремя содержания тепловых сетей, компенсация потерь тепловой энергии в тепловых сетях ляжет на МП ГПС "Свердловское".
Не обладая статусом гарантирующего поставщика, МП ГПС "Свердловское" было лишено возможности установить тариф на передачу тепловой энергии в целях компенсации затрат на содержание тепловых сетей и компенсации тепловых потерь.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.10.2020 по делу N А41-109214/19 с МП ГПС "Свердловское" в пользу ООО "СПСАНТЕХМОНТАЖ" взысканы тепловые потери в тепловых сетях за период с 01.10.2018 по 31.12.2018 в размере 922 090,31 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 111 627,98 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки начиная с 17.09.2020 по день фактической оплаты.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.09.2019 N А41-68302/2019 с МП ГПС "Свердловское" в пользу ООО "СПСАНТЕХМОНТАЖ" взыскана сумма долга в размере 991 531,81 руб., неустойка в размере 65 954,76 руб., неустойка, исчисляемая исходя из 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы не перечисленных (несвоевременно перечисленных) денежных средств за каждый день просрочки, начиная с 24.09.2019 по день фактической оплаты задолженности.
Таким образом, в результате указанных действий Администрации муниципального образования городской округ Лосино-Петровский должнику причинены убытки в размере 2 129 138,67 руб.
При этом убытки также причинены и совершением Администрацией сделок по изъятию имущества из хозяйственного ведения.
Сделка по изъятию тепловой сети совершена по волеизъявлению Администрации, о совершении сделки конкурсный управляющий уведомлен не был, более того в материалы дела Администрацией были представлены письма должника в Администрацию касательно изъятия тепловой сети.
Определением суда первой инстанции от 25.05.2022 по ходатайству конкурсного управляющего по настоящему спору назначена судебная почерковедческая экспертиза в целях определения подлинности подписей Шаврина А.П., выполненных на письмах, представленных Администрации городского округа Лосино-Петровский.
Проведение судебной экспертизы поручено эксперту ООО "Независимая консалтинговая компания" Курбатову А.А.
Судом на разрешение эксперту поставлены следующие вопросы:
1) Выполнена ли подпись на письме ВРИО Главы городского округа ЛосиноПетровский Фетюкову О.В. исх. N 332 от 24.10.18 Шавриным Андреем Павловичем?
2) Выполнена ли подпись на письме Заместителю главы администрации городского округа Лосино-Петровский Чуркину Д.С. исх. N 11.09.2018 Шавриным Андреем Павловичем?
3) Выполнена ли подпись на письме ВРИО Главы городского округа ЛосиноПетровский Фетюкову О.В вх. 1614 от 07.09.2018 Шавриным Андреем Павловичем?".
Согласно заключению эксперта подписи в указанных документах выполнены не Шавриным Андреем Павловичем.
Указанное подтверждает направленность поведения Администрации на причинение вреда должнику и его кредиторам.
Сделки по изъятию из хозяйственного ведения должника нежилых помещений и теплосети в совокупности безусловно значимы для должника и причинили существенные убытки должнику и кредиторам.
Конкурсным управляющим в материалы дела представлен отчет об оценке рыночной стоимости тепловой сети, согласно которому по состоянию на 12.11.2018 (дата изъятия из хозяйственного ведения), рыночная стоимость составила 6 479 000,00 рублей.
Поскольку имущество было изъято Администрацией безвозмездно, сделки по его изъятию являются существенно убыточными для должника и его кредиторов.
При этом доводов, опровергающих презумпцию о том, что изъятие имущества из хозяйственного ведения должника не повлияло на его несостоятельность, ни ответчиком, ни третьими лицами не приводится.
Согласно подп. 9, 12, 16 п. 1 ст. 20 Закона N 161-ФЗ собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия, показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнения, принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.
Пунктом 2 ст. 26 названного Федерального закона установлено, что контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами.
Контроль со стороны органа, осуществляющего полномочия собственника, осуществляется, в том числе, при утверждении бухгалтерской отчетности и отчетов унитарного предприятия, при утверждении показателей экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контроле их выполнения (ст. 20 Закона N 161-ФЗ).
В пункте 3 ст. 20 Закона N 161-ФЗ указано, что унитарное предприятие по окончании отчетного периода представляет уполномоченным органам бухгалтерскую отчетность и иные документы по перечню, определяемому соответствующими органами.
Неразумное поведение собственника имущества при осуществлении предусмотренных ст. 20 указанного Федерального закона прав по контролю за финансовым положением унитарного предприятия (при утверждении его финансовой отчетности) может быть признано обстоятельством, свидетельствующем о виновном поведении собственника имущества по отношению к интересам унитарного предприятия (его кредиторов), обусловившим наступление банкротства, если при должном поведении им могли быть приняты меры, предотвратившие наступление таких неблагоприятных последствий.
Согласно финансовому анализу МП ГПС "Свердловское" у него имелся непокрытый убыток по состоянию на 01.01.2014 (-) 1 647 тыс. руб., по итогам 2014 г. - по (-) 1 549 тыс. руб., по итогам 2015 г. - (-) 1 583 тыс. руб.
Размер обязательств МП ГПС "Свердловское" также увеличивался на протяжении анализируемого периода.
По состоянию на 01.01.2014 обязательства должника составляли 26 334 тыс. руб., на 01.01.2015 - 33 160 тыс. руб., на 01.01.2016 - 53 383 тыс. руб.
Все требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов МП ГПС "Свердловское", на общую сумму 42 770 316,52 руб. возникли в период 2015-2016, 2018 гг., то есть до момента вывода имущества из хозяйственного ведения.
При этом все требования включенные в реестр требования кредиторов составляют задолженность перед поставщиками коммунальных услуг.
Изъятие имущества из хозяйственного ведения без погашения кредиторской задолженности предприятия привело к невозможности продолжения осуществления уставной деятельности предприятия с получением прибыли и к отсутствию активов, за счет которых могли быть удовлетворены требования кредиторов, зная о признаках неплатежеспособности должника, никаких действий по ее восстановлению Администрацией городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района Московской области (ныне - администрацией городского округа Лосино-Петровский) не предпринято.
При указанных обстоятельствах, оценив в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о том, что действиями собственника имущества должника (Администрации городского поселения Свердловский, правопреемником которого является Администрация городского округа Лосино-Петровский), по изъятию недвижимого имущества и тепловых сетей, должнику причинены убытки в размере 6 479 000 рублей.
Исходя из фактически установленных обстоятельств настоящего спора и представленных участвующими в деле лицами доказательств, оснований для иных правовых выводов относительно результата разрешения судом заявления конкурсного управляющего арбитражным апелляционным судом не установлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Администрации городского округа Лосино-Петровский, о том, что судом первой инстанции не дана правовая оценка возражениям ответчика в суде первой инстанции (т. 6, л.д.105-113), отклонены арбитражным апелляционным судом.
Вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы, имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о доказанности конкурсным управляющим всей совокупности условий для привлечения Администрации городского округа Лосино-Петровский к ответственности в виде убытков, а именно: факт неправомерного изъятия недвижимого имущества и тепловых сетей, вина (недобросовестность и неразумность действий администрации), наличие и размер убытков, а также доказанность причинно-следственной связи между изъятием недвижимого имущества и тепловых сетей и убытками, размер которых определен судом на основании отчета об оценке рыночной стоимости тепловой сети по состоянию на 12.11.2018.
Таким образом, доводы, изложенные в письменных возражениях Администрации от 03.03.2023 N 42 и в апелляционной жалобе, опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не применил последствия пропуска конкурсным управляющим срока исковой давности, также отклонен арбитражным апелляционным судом.
Согласно п. 5 ст. 61.14 Закона о банкротстве заявление о привлечении к ответственности по основаниям, предусмотренным настоящей главой, может быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо, имеющее право на подачу такого заявления, узнало или должно было узнать о наличии соответствующих оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но не позднее трех лет со дня признания должника банкротом (прекращения производства по делу о банкротстве либо возврата уполномоченному органу заявления о признании должника банкротом) и не позднее десяти лет со дня, когда имели место действия и (или) бездействие, являющиеся основанием для привлечения к ответственности.
МП ГП Свердловский "Свердловское" признано несостоятельным (банкротом) решением Арбитражного суда Московской области от 30.11.2016.
Определением Арбитражного суда Московской области от 17.07.2017 утверждено мировое соглашение, заключенное между должником и кредиторами, производство по делу прекращено.
Определением суда от 15.08.2018 мировое соглашение расторгнуто, производство по делу о банкротстве должника возобновлено, в отношении МП ГП Свердловский "Свердловское" введено конкурсное производство.
Заявление о привлечении к субсидиарной ответственности подано 30.10.2019 года, то есть в течение трех лет как с момента введения процедуры конкурсного производства, так и тем более с момента расторжения мирового соглашения по делу о банкротстве.
Таким образом, срок исковой давности для обращения с настоящим заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности конкурсным управляющим Салуквадзе Д.С. не пропущен.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно принял во внимание отчет об оценке рыночной стоимости тепловой сети, представленный конкурсным управляющим, согласно которому рыночная стоимость тепловой сети по состоянию на дату изъятия из хозяйственного ведения составила 6 479 000 рублей, также несостоятелен.
Отчет N 515 от 29.11.2022 об оценке рыночной стоимости тепловой сети выполнен Обществом с ограниченной ответственностью "Бизнес Эксперт" в соответствии с требованиями Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральными стандартами оценки.
Доказательства недостоверности содержащихся в отчете сведений и выводов эксперта, в материалах дела отсутствуют.
Арбитражному апелляционному суду такие доказательства также не представлены.
Отчет об иной стоимости тепловой сети, а также контррасчет убытков Администрацией городского округа Лосино-Петровский в материалы дела не представлен.
При таких обстоятельствах при определении размера убытков суд первой инстанции правомерно руководствовался отчётом об оценке, представленным конкурсным управляющим.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 АПК РФ).
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы Администрации городского округа Лосино-Петровский проверены апелляционным судом и не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, основаны на неправильном толковании норм материального права, что не может рассматриваться в качестве оснований для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с пунктом 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 223, 266, 268, пунктом 1 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Московской области от 13 марта 2023 года по делу N А41-12118/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в месячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
В.П. Мизяк |
Судьи |
Д.С. Семикин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-12118/2016
Должник: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ СВЕРДЛОВСКИЙ "СВЕРДЛОВСКОЕ"
Кредитор: ГУП ГАЗОВОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Конова Людмила Ивановна, Межрайонная ИФНС N 16 по Московской области, МОСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "ВСЕРОССИЙСКОЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ ПОЖАРНОЕ ОБЩЕСТВО", МП ЩР "Щелковская теплосеть", МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ МОНИНО "ИНФРАСТРУКТУРА И СЕРВИС", Муниципальное предприятие Щелковского района "Щелковский Водоканал", ОАО "ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИЯ "ЩЁЛКОВО", ОАО "ТЕПЛОСЕТЬ-ИНВЕСТ", ООО "ВЕРТОГРАДАРЬ СК", ООО "КОМСПЕЦТЕХ", ООО "ЛИФТ-СЕРВИС", ООО "ТЕПЛОГАРАНТ", ООО "ЩЕЛКОВСКИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ"
Третье лицо: АССОЦИАЦИЯ "ПЕРВАЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ ЗАРЕГИСТРИРОВАННАЯ В ЕДИНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕЕСТРЕ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ", в/у Шаврин А. П., к/у Шаврин А. П., Шаврин А. П., Шаврин Андрей Павлович
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7109/2023
10.06.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14531/19
04.03.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-18413/20
06.03.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14531/19
23.12.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-21788/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-12118/16
19.09.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14531/19
28.06.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-9285/19
17.07.2017 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-12118/16
09.03.2017 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-16922/16
20.01.2017 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-12118/16
12.12.2016 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-12118/16
30.11.2016 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-12118/16
11.08.2016 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-12118/16
14.06.2016 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-12118/16