город Омск |
|
16 июня 2023 г. |
Дело N А75-18605/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4896/2023) потребительского гаражно-строительного кооператива "Фаэтон-экспресс" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.03.2023 по делу N А75-18605/2022 (судья Заболотин А. Н.), принятое по заявлению потребительского гаражно-строительного кооператива "Фаэтон-экспресс" (ОГРН 1028600601590, ИНН 8602079130, адрес: 628404, город Сургут, улица Григория Кукуевицкого, дом 17, корпус 1) к Администрации города Сургута (ОГРН 1028600603525, ИНН 8602020249, адрес: 628408, город Сургут, улица Энгельса, 8) об оспаривании постановления Администрации города Сургута N 5059 от 24.06.2022 об отклонении от утверждения проекта межевания квартала 3 города Сургута,
при участии в судебном заседании представителей:
от потребительского гаражно-строительного кооператива "Фаэтон-экспресс" - Рябоконев С.И. (по доверенности от 23.12.2020 сроком действия 3 года),
УСТАНОВИЛ:
потребительский гаражно-строительный кооператив "Фаэтон-экспресс" (далее - заявитель, кооператив, ПГСК "Фаэтон-экспресс") обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Администрации города Сургута (далее - заинтересованное лицо, администрация) об оспаривании постановления N 5059 от 24.06.2022 об отклонении от утверждения проекта межевания квартала 3 города Сургута.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.03.2023 по делу N А75-18605/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПГСК "Фаэтон-экспресс" подана в Восьмой арбитражный апелляционный суд апелляционная жалоба, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме или направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что обращаясь с заявлением, кооператив в целях защиты и восстановления нарушенного права просил обязать администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем утверждения представленного проекта межевания квартала 3 города Сургута, внесения соответствующих изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки города Сургута и выполнения работ по перераспределению смежного земельного участка, принадлежащего муниципальному образованию город окружного значения город Сургут, расположенного на территории кадастрового квартала 86:10:0101150, поскольку это позволило бы защитить права заявителя. Вместе с тем, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствовался принятыми правилами землепользования и застройки, то есть применил муниципальный нормативный правовой акт, который принят с явными нарушениями, что не оспаривается и подтверждается процессуальной позицией представителя администрации.
Кооператив указывает, что ранее администрацией земельный участок был выдан под строительство гаражных боксов, вместе с тем, зонирование территории земельного участка было осуществлено фактически без учета существующего гаражного комплекса; в соответствии с картой градостроительного зонирования в отношении земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101150:13 установлена территориальная зона размещения объектов административно-делового назначения ОД.1 - общественно-деловая зона, предназначенная, в том числе, для стоянки автомобильного транспорта, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан, каковыми являются гаражные боксы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель кооператива поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайства об отложении слушания по делу не заявила, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав пояснения представителя заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ПГСК "Фаэтон-экспресс" является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101150:13 на основании договора аренды земельного участка от 23.09.2010 N 910 сроком с 28.10.2010 по 27.10.2015, заключенного между заявителем и администрацией.
На основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-15909/2018 договор аренды от 23.09.2010 N 910, в редакции дополнительного соглашения от 08.09.2015, заключенный между администрацией и кооперативом в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, в квартале 3 по ул. Григория Кукуевицкого, 17/1 в территориальной зоне Ж.3-4А, категория земель - земли населенных пунктов, кадастровый номер 86:10:0101150:13, площадью 4 033 кв.м, целевое использование - для окончания строительства гаражей, признан действующим и возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
04.02.2020 ПГСК "Фаэтон-экспресс" обратился в администрацию с заявлением об инициировании проведения разработки проекта межевания территории квартала 3 города Сургута в целях развития территории земельного участка, правообладателем которого является ПГСК "Фаэтон-экспресс", за счет перераспределения смежного земельного участка, принадлежащего муниципальному образованию город окружного значения город Сургут (далее - МО ГО г. Сургут), расположенного на территории кадастрового квартала 86:10:0101150, поскольку для полноценной хозяйственной деятельности ПГСК "Фаэтон-экспресс", эксплуатации гаражных боксов требовалось проведение небольшого расширения территории земельного участка, в целях выполнения требований по безопасности выезда на территорию ПГСК "Фаэтон-экспресс" со стороны улицы Григория Кукуевицкого, а так же расширения противоположной стороны земельного участка ПГСК "Фаэтон-экспресс", за счет земельного участка принадлежащего МО ГО г. Сургут, который фактически ни кем не эксплуатируется, в связи с чем на нем образовались свалки и возникли чересполосицы.
Постановлением администрации от 02.03.2020 N 1479 принято решение о разработке проекта межевания территории квартала 3 города Сургута, разработать который было поручено ПГСК "Фаэтон-экспресс" за счет собственных средств.
Письмом от 23.04.2021 Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Сургута сообщил заявителю, что проект межевания территории земельного участка 86:10:101150:13 рассмотрен. Решение об утверждении будет принято по результатам публичных слушаний.
В письме Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Сургута от 29.10.2021 было обращено внимание кооператива на то, что реализация данного проекта межевания в части образования ЗУ1, ЗУ4, ЗУ9, ЗУ10, ЗУ11 возможна после внесения соответствующих изменений в генеральный план муниципального образования городской округ Сургут, утвержденный решением Исполнительного комитета Тюменского областного Совета народных депутатов от 06.05.1991 N 153 (в редакции решения Думы города от 21.04.2017 N 107-VI ДГ), Правила землепользования и застройки на территории города Сургута, утвержденные решением городской Думы от 28.06.2005 N 475-III ГД (далее также - правила землепользования и застройки), постановление Администрации города от 20.03.2020 N 1865 "Об утверждении корректировки проекта межевания и проекта планировки (в части красных линий) территории улично-дорожной сети города Сургута", характеристики объекта недвижимости с кадастровым номером 86:10:0101150:63.
19.10.2021 ПГСК "Фаэтон-Экспресс" обратился в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Сургута в целях внесения соответствующих изменений в правила землепользования и застройки в части земельного участка, правообладателем которого является ПГСК "Фаэтон-Экспресс": Внести в территориальную зону ОД-1, вид разрешенного использования "Хранение автотранспорта" код 2.7.1.
Постановлением администрации N 9879 от 18.11.2021 отклонено предложение ПГСК "Фаэтон-Экспресс" о внесении изменений в правила землепользования и застройки ввиду нецелесообразности, так как статья 32 правил землепользования и застройки содержит вспомогательный вид использования "служебные гаражи" (код 4.9), а также в данных правилах закреплены специальные территориальные зоны "Зона размещения объектов автомобильного транспорта ИТ.1", "Зона размещения гаражных объектов ГН", которые содержат основной вид использования "Хранение автотранспорта" (код 2.7.1).
Постановлением администрации N 11084 от 21.12.2021 отклонено предложение ПГСК "Фаэтон-Экспресс" о внесении изменений в правила землепользования и застройки в части изменения границ территориальных зон ОД.1 "Зона размещения объектов административно-делового назначения" в результате уменьшения, ГН "Зона размещения гаражных объектов" в результате выделения на земельном участке с кадастровым номером 86:10:0101150:13, расположенном по адресу: город Сургут, улица Григория Кукуевицкого, квартал 3, в связи с фактическим расположением на земельном участке гаражных объектов, ввиду несоответствия испрашиваемых изменений действующему генеральному плану муниципального образования городской округ Сургут, утвержденному решением Исполнительного комитета Тюменского областного Совета народных депутатов от 06.05.1991 N 153, так как в соответствии с генеральным планом испрашиваемая территория отнесена к функциональной зоне общественно-делового назначения.
Постановлением администрации от 17.03.2022 N 2136 назначены публичные слушания по проекту межевания квартала 3 города Сургута.
19.04.2022 администрацией организованны и проведены публичные слушания по обсуждению вопроса связанного с предоставленным проектом межевания квартала 3 города Сургута, в целях выявления и учета мнения населения муниципального образования город окружного значения Сургут.
По результатам публичных слушаний подготовлено заключение, согласно которому 21.04.2022 рабочей группой администрации дополнительно рассмотрен проект межевания территории квартала 3 города Сургута, по результатам которого рабочая группа рекомендовала отклонить от утверждения проект межевания квартала 3 города Сургута по причине несоответствия указанного проекта межевания генеральному плану и правилам землепользования и застройки города Сургута.
Постановлением администрации от 24.06.2022 N 5059 проект межевания квартала 3 города Сургута, представленный ПГСК "Фаэтон-экспресс", отклонен по причине не соответствия указанного проекта межевания генеральному плану и правилам землепользования и застройки города Сургута.
Полагая, что названный отказ не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, кооператив обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
20.03.2023 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято обжалуемое заявителем в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его изменения или отмены, исходя из следующего.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Исходя из части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства.
Под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Как следует из положений статей 3, 4 ГрК РФ, отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений, урегулированы нормами названного Кодекса, а так же других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как установлено положениями части 3 статьи 9 ГрК РФ, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Из пункта 1 части 1 статьи 30 ГрК РФ следует, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
При этом подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц (часть 3 статьи 31 ГрК РФ).
При подготовке правил землепользования и застройки в части установления границ территориальных зон и градостроительных регламентов должна быть обеспечена возможность размещения на территориях поселения, городского округа предусмотренных документами территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) (часть 3.1 статьи 31 ГрК РФ).
Из приведенных выше норм ГрК РФ следует, что территориальное планирование, как и градостроительное зонирование, преследует единую цель обеспечения устойчивого развития территорий. Вместе с тем документы территориального планирования определяют назначение территорий для достижения названной цели, а правила землепользования и застройки разрабатываются для создания условий по ее достижению, исходя из назначения территорий.
Таким образом, положениями ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана муниципального образования, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
В соответствии с частью 9 статьи 31 ГрК РФ при подготовке проекта правил землепользования и застройки орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
Из изложенного следует, что положения правил землепользований и застройки должны соответствовать положениям генерального плана муниципального образования.
Границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 ГрК РФ, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно части 1, части 4 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Проект межевания территории является одним из видов документов по планировке территории.
Как установлено частью 13 статьи 45 ГрК РФ, особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территориям поселения, городского округа устанавливаются статьей 46 ГрК РФ.
Частями 13, 13.1 статьи 46 ГрК РФ установлено, что орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку.
Основанием для отклонения документации по межеванию территории, подготовленной лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, и направления ее на доработку является несоответствие такой документации требованиям, указанным в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса. В иных случаях отклонение представленной такими лицами документации по межеванию территории не допускается (часть 13.1 статьи 46 ГрК РФ).
Таким образом, как утверждение первоначального проекта межевания территории, так и внесения изменений в действующий проект межевания территории может осуществляться по инициативе заинтересованного лица, в том числе, осуществляющего комплексную застройку территории.
При этом окончательное решение об утверждении проекта принимается органом местного самоуправления с учетом результатов публичных слушаний.
В соответствии с частью 10 статьи 45 ГрК РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, если иное не предусмотрено частью 10.2 настоящей статьи.
Следовательно, вопреки утверждению подателя апелляционной жалобы, одним из предусмотренных частью 10 статьи 45 ГрК РФ основанием для отказа в утверждении проекта межевания территории, утверждения изменения в проект межевания является его противоречие документам территориального планирования и правилам землепользования и застройки.
В настоящем случае, в соответствии с картой градостроительного зонирования, утвержденной постановлением администрации от 11.05.2022 N 3651 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории города Сургута", в отношении земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101150:13 установлена территориальная зона размещения объектов административно-делового назначения ОД.1.
Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего образования, административных, научно- исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
Условно разрешенными видами использования земельных участков в территориальной зоне ОД.1 являются: оказание социальной помощи населению; оказание услуг связи; объекты культурно - досуговой деятельности; гостиничное обслуживание; бытовое обслуживание; амбулаторное ветеринарное обслуживание; объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы); магазины; общественное питание.
Вспомогательными видами использования земельных участков являются: коммунальное обслуживание; служебные гаражи.
Из представленного в материалы дела проекта межевания следует, что межевание территории предусматривается в 2 этапа:
Первый этап:
1.1. Изменение границ сооружения с кадастровым номером 86:10:0101150:63 с целью приведения его границ в соответствие с фактическим местоположением, а также для исключения наложения данного сооружения на иные земельные участки.
1.2. Перераспределение земельного участка с кадастровым номером 86:10:0000000:21865 с землями неразграниченной государственной собственности с присвоением вида разрешенного использования: "земельные участки (территории) общего пользования, код 12.0".
1.1. Перераспределение земельных участков с целью устранения чересполосицы - 86:10:0101150:12, 86:10:0101150:9, 86:10:0101150:5, 86:10:0101150:159, 86:10:0101150:4, 86:10:0101150:10;
1.2. Образование земельных участков из неразграниченных земель, находящихся в муниципальной (государственной) собственности под существующую ТП-219, вид разрешенного использования: "коммунальное обслуживание, код 3.1" -86:10:0101150:ЗУ2.
Второй этап:
2.1. Перераспределение земельных участков с землями неразграниченной муниципальной (государственной) собственности с видом разрешенного использования: "коммунальное обслуживание, код 3.1" с целью устранения чересполосицы - 86:10:0101150:2, 86:10:0101150:13;
2.2. Перераспределение земельных участков с условными номерами 86:10:0101150:ЗУ7 и 86:10:0101150:ЗУ8 между собой с целью их приведения их к фактическому использованию и устранению изломанности границ.
В примечании к проекту межевания территории указано, что для образования земельного участка 86:10:0101150:ЗУ9 необходимо внесение изменений в градостроительный регламент г. Сургута, а именно, в части добавления в основные виды разрешенного использования "Хранение автотранспорта", код 2.7.1, т.к. согласно существующим градостроительным регламентам использование такого участка в соответствии со своим фактическим использованием в зоне ОД.1 невозможно. Образование 86:10:0101150:ЗУ9 возможно только после внесения вышеописанного изменения в Правила землепользования и застройки г. Сургута.
Как установлено судом первой инстанции, на земельном участке с кадастровым номером 86:10:0101150:13 расположены индивидуальные гаражные боксы для хранения автотранспорта.
Вместе с тем, размещение индивидуальных гаражных боксов не допускается в территориальной зоне размещения объектов административно-делового назначения ОД.1, в связи с чем представленный кооперативом на утверждение проект межевания не соответствует правилам землепользования и застройки, что подателем апелляционной жалобы не оспаривается.
Указанное, в силу частей 13, 13.1 статьи 46 ГрК РФ является самостоятельным основанием для отклонения такого проекта от утверждения.
Суд апелляционной инстанции отмечает также, что о несоответствии проекта межевания правилам землепользования и застройки указано в самом проекте.
При изложенных обстоятельствах оспоренное постановление администрации является законным и обоснованным.
Довод подателя апелляционной жалобы относительно заявленного способа защиты, который, по мнению кооператива, должен был обеспечить изменение нормативных правовых актов для соответствия им предлагаемого заявителем проекта межевания территории, отклоняется судом апелляционной инстанции как не соответствующий нормам материального права.
Исходя из принципа восстановления нарушенных прав (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации), способ защиты нарушенного права не может быть выбран истцом произвольно, поскольку способ защиты права, используемый истцом, должен соответствовать характеру и последствиям нарушения права и обеспечивать его восстановление.
Вместе с тем, в настоящем случае, предложенный заявителем способ восстановления нарушенного права заявленным требованиям не соответствует.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что заявляемый кооперативом способ защиты возможен при рассмотрении требований о проверке законности генерального плана и правил землепользования и застройки, вместе с тем в настоящем случае, судами рассматривался вопрос о правомерности постановления администрации N 5059 от 24.06.2022 об отклонении от утверждения проекта межевания квартала 3 города Сургута.
Судебные акты арбитражных судов, в силу норм статьи 2 АПК РФ о задачах судопроизводства, не могут подменять собой решения органов государственной власти, местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.
Признавая незаконным бездействие органа государственной власти, местного самоуправления, суд, вместе с тем, вправе обязать этот орган совершить какое-либо из предусмотренных законом действий, не ограничивая при этом право органа, чье бездействие оспаривается, на совершение того или иного действия. В случае последующего несогласия с совершенными органом государственной власти действиями во исполнение решения суда заявитель вправе обжаловать эти действия органа государственной власти.
Вместе с тем, в настоящем случае, при установлении соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, с учетом положений статьи 201 АПК РФ, у суда первой инстанции отсутствовало право обязывать орган местного самоуправления вносить изменения в нормативные правовые акты, законность и обоснованность которых предметом рассмотрения в настоящем случае не являлась и не могла являться.
С соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
Суд апелляционной инстанции считает, что кооперативом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказав в удовлетворении в полном объеме заявленных требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Ханты-мансийского автономного округа - Югры правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы, излишне уплаченная государственная пошлина возвращается из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу потребительского гаражно-строительного кооператива "Фаэтон-экспресс" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.03.2023 по делу N А75-18605/2022 - без изменения.
Возвратить потребительскому гаражно-строительному кооперативу "Фаэтон-экспресс" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 14 от 11.04.2023.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-18605/2022
Истец: ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ГАРАЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ "ФАЭТОН-ЭКСПРЕСС"
Ответчик: Администрация г. Сургута
Третье лицо: Рябоконев Сергей Иванович