город Омск |
|
16 июня 2023 г. |
Дело N А81-9394/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4278/2023) Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.03.2023 по делу N А81-9394/2022 (судья Курекова О.В.), принятое по иску Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901017727, ОГРН 1068901005854, адрес: 629001, город Салехард, улица Губкина, дом 3) к Администрации Приуральского района (ИНН 8908001902, ОГРН 1058900024787, адрес: 629620, Ямало-Ненецкий автономный округ, Приуральский район, село Аксарка, улица Первомайская, дом 24), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" (ИНН 8901025421, ОГРН 1118901002153, адрес: 629004, город Салехард, улица Республики, дом 67), о взыскании 11 797 843 руб.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к муниципальному округу Приуральский район Ямало-Ненецкого автономного округа в лице Администрации Приуральского района (далее - ответчик, Администрация) о взыскании субсидии в размере 11 797 843 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное общество "Ямалкоммунэнерго" (далее - третье лицо, АО "Ямалкоммунэнерго").
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.03.2023 по делу N А81-9394/2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Возражая против принятого по делу решения, Департамент в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что показатель результативности использования субсидии по вводу в эксплуатацию насосной станции производительностью 50 м3/час в селе Катравож, который направлен на достижение показателя 5.7 "Доля населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, в общей численности населения" подпрограммы "Развитие энергетики и жилищно-коммунального комплекса" государственной программы автономного округа "Энергоэффективность и развитие энергетики, обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами населения", не достигнут.
Кроме того, Департамент указал, что акт ввода в эксплуатацию сооружения "Плавучая насосная станция производительностью 50 м3/час в селе Катравож" от 09.11.2021 подписан неуполномоченными лицами, что приводит к его недействительности; по мнению истца, при проявлении муниципальным образованием Приуральский район должной осмотрительности, времени было достаточно для введения объекта в эксплуатацию в установленные соглашением и Порядком сроки, ответчик мог реализовать свое право путем создания муниципального унитарного предприятия.
Ответчик в письменном отзыве на апелляционную жалобу не согласился с доводами жалобы, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В соответствии с Порядком предоставления и распределения субсидий из окружного бюджета бюджетам муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе по вопросам местного значения по организации водоснабжения населения и очистки сточных вод, установленного приложением N 6(1) к Государственной программе, утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 25.12.2013 N 1144-П (далее - Порядок), а также в соответствии с постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.08.2021 N 716-П "О перераспределении бюджетных ассигнований и внесении изменений в распределение субсидий из окружного бюджета на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям на 2021 год", между Департаментом и муниципальным образованием Приуральский район (в настоящее время - муниципальный округ Приуральский район Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.04.2020 N 33-ЗАО "О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования Приуральский район, и создании вновь образованного муниципального образования муниципальный округ Приуральский район Ямало-Ненецкого автономного округа") заключено соглашение от 27.08.2021 N 89-40/08-01-06/55 о предоставлении субсидии местному бюджету из окружного бюджета на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по вопросам местного значения в области организации водоснабжения населения и очистки сточных вод (далее - соглашение).
Согласно пункту 1.1 соглашения, его предметом является предоставление субсидии из окружного бюджета в 2021 году бюджету муниципального образования на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения по организации водоснабжения населения и очистки сточных вод, в целях приобретения, поставки, монтажа и проведения пусконаладочных работ плавучей насосной станции, производительностью 50 м3/час в селе Катравож.
Муниципальное образование для получения субсидии направило заявку от 09.11.2021 (89-40/1-07/18515) и документы: реестр первичных документов муниципального образования Приуральский район на октябрь 2021 года, акт приема-передачи плавучей насосной станции, производительностью 50м3/час в селе Катравож от 25.10.2021, товарную накладную от 25.10.2021 N 58 и пояснительную записку.
Согласно пояснительной записке к заявке, поставщиком в соответствии с муниципальным контрактом от 11.09.2021 N 08903000048210004290001 монтажные и пусконаладочные работы были завершены в полном объеме.
Департамент платежным поручением от 11.11.2021 N 2003 перечислил муниципальному образованию Приуральский район в лице Управления жилищно-коммунального комплекса Администрации муниципального образования Приуральский район субсидию в размере 11 797 843 руб.
Ответчик представил отчеты о расходовании субсидии за декабрь 2021 года и 2021 год (от 27.12.2021 N 89-158-5/01-04/00063 и от 13.01.2022 N 89-158-8/01-04/00010).
В соответствии с отчетом муниципального образования от 21.01.2022 исх. N 89-158-8/01-04/00030 о достижении показателей результативности использования субсидии за 2021 год фактическое значение показателя результативности - 1 ед.
В подтверждение достижения показателя результативности использования субсидии Администрацией представлен акт ввода в эксплуатацию от 09.11.2021 сооружения "Плавучая насосная станция производительностью 50 м3/час в селе Катравож", подписанный комиссией филиала АО "Ямалкоммунэнерго" в Приуральском районе, и постановление Администрации муниципального образования Приуральский район от 29.10.2021 N 538 "Об определении временно эксплуатирующей организации объекта муниципальной собственности муниципального образования Приуральский район сооружения "Плавучая насосная станция производительностью 50 м3/час в селе Катравож", согласно которому филиал АО "Ямалкоммунэнерго" в Приуральском районе определен временно эксплуатирующей организацией.
Посчитав, что данные документы не подтверждают передачу муниципального имущества в эксплуатацию в установленном порядке, указывая на отсутствие эксплуатации объекта, Департамент пришел к выводу о недостижении муниципальным образованием показателя результативности использования субсидии, указании в отчете о достижении показателей результативности использования субсидии недостоверной информации, в связи с чем на основании пункта 8.3.2 Порядка, пунктов 2.1.4, 2.1.5, 2.3.12, 6.5 соглашения обратился с требованием от 08.04.2022 N 89-40/01-07/5889 о возврате субсидии.
Поскольку требования истца оставлены ответчиком без исполнения, Департамент обратился в суд с соответствующим иском.
10.03.2023 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
На основании пункта 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно абзацу 5 статьи 69 БК РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за установленными в этой норме исключениями), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу подпунктов 2, 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Соответствующее правовое регулирование согласуется с принципами бюджетной системы Российской Федерации, определенными статьей 28 БК РФ, в том числе принципами эффективности использования бюджетных средств, а также адресности и целевого характера бюджетных средств, и позволяет осуществить возврат бюджетных средств в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.01.2017 N 134-О).
Особенности предоставления и возврата субсидии определяются уполномоченным органом, в том числе исходя из приоритетов и целей конкретных государственных программ, в рамках которых предусмотрено предоставление такой субсидии. При этом последствия различных нарушений получателем субсидии условий ее предоставления определяются с учетом характера таких нарушений, их влияния на достижение целей предоставления субсидии и могут выражаться, в частности, в расторжении соглашения о предоставлении субсидии, необходимости возврата всей суммы предоставленной субсидии или ее части, уплате штрафа (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09.06.2022 N 1451-О).
В целом установленная БК РФ необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий их предоставления направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению, в этой связи для возврата субсидии необходимо установить, в том числе факт недобросовестного поведения получателя бюджетных средств, негативные последствия такого поведения.
Для возврата субсидии необходимо установить факт недобросовестного поведения получателя бюджетных средств при решении вопроса о ее выплате или счетной ошибки.
Критерием оценки добросовестности лица в правоотношениях, в которые оно вступает, является недопустимость реализации им своих прав при обладании им необходимой информацией, из содержания которой в условиях добросовестного поведения можно сделать вывод о предстоящих негативных последствиях как для него самого, так и для третьих лиц.
По правилам пункта 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта (за исключением субсидий, предоставляемых в соответствии со статьей 78.4 настоящего Кодекса) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления. Нормативные правовые акты (муниципальные правовые акты), устанавливающие порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Предоставление предусмотренных настоящим пунктом субсидий, за исключением субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, соглашение о предоставлении субсидии местному бюджету из окружного бюджета на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по вопросам местного значения в области организации водоснабжения населения и очистки сточных вод заключено между сторонами 27.08.2021.
Управлением жилищно-коммунального комплекса Администрации муниципального образования Приуральский район 11.09.2021 по итогам проведения аукциона в электронной форме заключен муниципальный контракт N 08903000048210004290001 на приобретение, поставку, монтаж и проведение пусконаладочных работ плавучей насосной станции, производительностью 50 м3/час в селе Катравож.
Насосная станция поставлена по товарной накладной от 25.10.2021 N 58, монтаж и пусконаладка произведены, что подтверждено актом от 20.10.2021, актом приема-передачи от 25.10.2021; пусконаладочные работы проводились в соответствии с утвержденной программой.
Постановлением Администрации муниципального образования Приуральский район от 29.10.2021 N 538 филиал АО "Ямалкоммунэнерго" в Приуральском районе определен временно эксплуатирующей организацией объекта муниципальной собственности муниципального образования Приуральский район сооружения "Плавучая насосная станция ПНС-50,0", производительностью 50 м3/час с 27.10.2021 и до заключения договора по передаче указанного объекта в аренду.
Рабочей комиссией филиала АО "Ямалкоммунэнерго" в Приуральском районе подписан акт ввода в эксплуатацию от 09.11.2021, согласно которому работы по пуско-наладочным испытаниям насосной станции выполнены в полном объеме, в процессе испытания все узлы и агрегаты данного оборудования функционировали в заданных параметрах, указанных в заводских паспортах и инструкциях. В заключении комиссии указано, что оборудование "Плавучая насосная станция, производительностью 50 м3/час в селе Катравож", прошедшее комплексное опробование, считать готовым к эксплуатации для нужд холодного водоснабжения и ввести в эксплуатацию с даты подписания акта.
АО "Ямалкоммунэнерго" подтвердило, что выступало в качестве профильной комиссии с целью проверки работоспособности ПНС-50 профильными специалистами общества.
Имущество включено в казну муниципального образования Приуральский район, принято на баланс согласно приказу Управления муниципального имущества Администрации муниципального образования Приуральский район от 28.10.2021 N 248, акту приема-передачи от 10.11.2021.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности истцом факта неготовности к эксплуатации сооружения "Плавучая насосная станция ПНС-50,0" в 2021 году.
Из материалов дела следует, что в силу необходимости соблюдения процедуры заключения договора аренды, предусмотренной положениями части 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также с целью установления тарифа для эксплуатирующей организации ответчиком в адрес филиала АО "Ямалкоммунэнерго" направлено письмо от 02.12.2021 N 89-158-03/01-08/47 о предоставлении расчета долгосрочных параметров регулирования.
Расчет долгосрочных параметров регулирования на содержание плавучей насосной станции поступил от филиала АО "Ямалкоммунэнерго" 26.05.2022 (письмо N 8.01-04.1-2022/0480).
Кроме того, Администрацией направлялись запросы в Департамент (от 27.05.2022, от 02.08.2021) о ценах, значениях и параметрах для включения в первоначальную конкурсную документацию.
26.08.2022 размещено извещение N 260822/0157958/01 о проведении новых торгов с отражением в конкурсной документации откорректированных сведений о ценах, значениях и параметрах. Согласно протоколам от 19.10.2022 конкурс признан несостоявшимся по причине подачи единственной заявки на участие в конкурсе, по результатам рассмотрения заявки принято решение заключить договор аренды с АО "Ямалкоммунэнерго", подавшим заявку.
31.10.2022 между Департаментом имущественных отношений Администрации Приуральского района и АО "Ямалкоммунэнерго" заключен договор аренды муниципального имущества N 9, предметом которого является передача за плату во временное владение и пользование на срок по 30.10.2026 муниципального имущества муниципального округа Приуральский район: Плавучая насосная станция ПНС-50,0", производительностью 50 м3/час, расположенного по адресу: ЯНАО, Приуральский район, с. Катравож. Имущество передано арендатору (АО "Ямалкоммунэнерго") по акту приема-передачи от 31.10.2022.
Учитывая изложенное, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что в течение 2021 года у Администрации отсутствовала объективная возможность заключения договора аренды насосной станции, ввиду чего договор заключен 31.10.2022, что не свидетельствует о неисполнений условий соглашения.
Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что достижение показателя результативности, указанного в пункте 1.7 соглашения, как его понимает Департамент (фактическая эксплуатация насосной станции), к 31.12.2021 являлось невыполнимым условием, поскольку передача имущества в эксплуатацию ресурсоснабжающей организации и непосредственно эксплуатация насосной станции была возможна только с соблюдением конкурентных процедур, предписанных законодательством, а также при утверждении тарифа для ресурсоснабжающей организации.
Поскольку конечные цели предоставления муниципальному образованию субсидии достигнуты: ответчиком приобретено имущество для водоснабжения населения, данное имущество принято в эксплуатацию и фактически эксплуатируется для обеспечения населения питьевой водой, с учетом того, что данная цель в полном объеме объективно не могла быть достигнута 31.12.2021, суд апелляционной инстанции не усматривает недобросовестности на стороне Администрации.
Вопреки доводам подателя апелляционной жалобы право Администрации на создание муниципального унитарного предприятия не может быть поставлено в зависимость от выдачи субсидии.
При указанных обстоятельствах оснований для возложения на Администрацию негативных последствий в виде возвращения средств израсходованной субсидии при недоказанности истцом недобросовестности ее действий не имеется.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ не распределяются в связи с освобождением подателя жалобы от уплаты таковой.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.03.2023 по делу N А81- 9394/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленными квалифицированными электронными подписями судей, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-9394/2022
Истец: Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-комунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа
Ответчик: Администрация Приуральского района
Третье лицо: АО "Ямалкоммунэнерго", Восьмой арбитражный апелляционный суд