г. Челябинск |
|
16 июня 2023 г. |
Дело N А47-17026/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колясниковой Ю.С.,
судей Аникина И.А., Камаева А.Х.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой С.П., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.02.2023 по делу N А47-17026/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Степное" - Рысляева Виктория Александровна (паспорт, доверенность от 20.02.2023, срок действия по 31.12.2023, диплом),
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание не явились.
С учетом мнения представителей истца и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Общество с ограниченной ответственностью "Степное" (далее - истец, общество, ООО "Степное") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - ответчик, Росимущество) с требованием:
- обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом утвердить схему расположения земельного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14747 на кадастровом плане территории;
- обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом составить и подписать с ООО "Степное" договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14747 во исполнение действующего законодательства Российской Федерации и решения Арбитражного суда Оренбургской области, вступившего в законную силу 18.06.2021 (л.д. 16-19).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (далее - третье лицо, Территориальное управление, ТУ ФАУГИ в Оренбургской области).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 13.02.2023 (резолютивная часть объявлена 07.02.2023) исковые требования удовлетворены частично: суд обязал Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14747 на кадастровом плане территории. Обязал Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу составить и подписать с ООО "Степное" договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14747.
Не согласившись с указанным решением, с апелляционной жалобой обратилось ТУ ФАУГИ в Оренбургской области, просило решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Апеллянт указал, что исходя из представленных обществом материалов, информация о наличии утвержденного проекта межевания территории на запрашиваемую территорию отсутствует. В соответствии с представленной на рассмотрение схемой расположения в результате образования контуров 3 и 4 контур 8 исходного земельного участка превращается в многоконтурный. Таким образом, в представленной на рассмотрение схеме расположения земельного участка имеется нарушение пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: образование земельного участка приводит к чересполосице исходного земельного участка с образуемым. Указанное обстоятельство делает затруднительным использование обоих земельных участков. Учитывая изложенное, истцу было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14747.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2023 апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению на 11.04.2023.
До начала судебного заседания от Территориального управления посредством системы "МойАрбитр" поступило ходатайство о приостановлении производства по делу до вынесения решения Арбитражным судом Оренбургской области по делу N А47-10097/2022 и с приложенной к нему копией искового заявления от 30.06.2022.
Вопрос о разрешении ходатайства о приостановлении производства по делу оставлен открытым.
Определением суда от 11.04.2023 судебное заседание было отложено на 16.05.2023.
На основании определения председателя Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2023 в составе суда в соответствии с нормами частей 3 и 4 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена: судья Аникин И.А. заменен судьей Камаевым А.Х.
От ООО "Степное" поступили дополнительные материалы и пояснения по делу с приложением акта согласования границ земельного участка, межевого плана и схемы расположения земельного участка, фото с публичной кадастровой карты, выписки из ЕГРН от 11.04.2023. Документы были приобщены к материалам дела.
По итогам судебного заседания ходатайство Территориального управления о приостановлении производства по делу до вынесения решения Арбитражным судом Оренбургской области по делу N А47-10097/2022 и с приложенной к нему копией искового заявления от 30.06.2022 оставлено открытым и подлежащим рассмотрению в ходе очередного судебного заседания.
Определением суда от 16.05.2023 судебное заседание было отложено на 13.06.2023.
На основании определения председателя Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2023 в составе суда в соответствии с нормами частей 3 и 4 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена: судья Томилина В.А. заменена судьей Аникиным И.А.
От ТУ Росимущества по Оренбургской области посредством системы "Мой Арбитр" поступили дополнительные пояснения с приложенной копией схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Дополнительные пояснения с приложенной схемой приобщены к материалам дела.
От ООО "Степное" поступило ходатайство о приобщении к материалам дела заключения кадастрового инженера Трубникова В.Ф., квалификационный аттестат N 56-11-185 от 31.05.2011, в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14747, площадью 69739508 кв.м и местоположением: обл. Оренбургская, р-н Оренбургский, с/с Чебеньковский, ОПХ "Урожайное", с доказательствами направления в адрес ответчика. Документы были приобщены к материалам дела.
Суд апелляционной инстанции вернулся к разрешению ранее оставленного открытым ходатайства Территориального управления о приостановлении производства по делу до вынесения решения Арбитражным судом Оренбургской области по делу N А47-10097/2022.
Судом апелляционной инстанции в удовлетворении указанного ходатайства апеллянта о приостановлении производства по рассмотрению апелляционной жалобы (по делу) отказано на основании следующего.
По смыслу названной нормы одним из обязательных оснований для приостановления производства по делу является невозможность рассмотрения дела до разрешения по существу (принятия и вступления судебного акта в законную силу) другого дела.
Для приостановления производства по делу по указанному основанию необходимо установить, что рассматриваемое другим судом дело связано с тем, которое рассматривает арбитражный суд. При этом связь между двумя делами должна носить правовой и непосредственный характер.
При разрешении спора по другому делу должны быть установлены обстоятельства, непосредственно касающиеся предмета либо основания требования, рассматриваемого арбитражным судом. Без установления таких обстоятельств, спор объективно не может быть разрешен.
Объективной предпосылкой применения данной нормы является невозможность рассмотрения одного дела до принятия решения по другому делу. При этом невозможность рассмотрения спора обусловлена тем, что существенные для дела обстоятельства подлежат установлению при разрешении другого дела в суде общей юрисдикции. Такая предпосылка налицо в случае, когда решение суда общей юрисдикции будет иметь какие-либо процессуальные или материальные последствия для разбирательства по настоящему делу.
На основании части 1 статьи 145 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу приостанавливается в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, до вступления в законную силу судебного акта соответствующего суда.
Следовательно, арбитражный суд обязан приостановить производство по делу при наличии в совокупности двух условий: если в производстве соответствующего суда находится дело, связанное с тем, которое рассматривает арбитражный суд, и если это дело имеет существенное значение для выяснения обстоятельств, устанавливаемых арбитражным судом по отношению к лицам, участвующим в деле.
Однако судом апелляционной инстанции указанная совокупность условий не установлена.
Кроме того, исковое заявление по делу N А47-10097/2022 о признании недействительным договора аренды и применении последствий недействительности сделки было подано прокурором в связи с тем что в арендованную площадь земельного участка неправомерно ранее были включены водные объект.
На момент рассмотрения судом по делу N А47-17026/2022 данный вопрос был учтен истцом и были внесены изменения в схему расположения земельного участка с исключением водных объектов.
В связи с чем, оснований для приостановления производства по настоящему делу судом апелляционной инстанции не усмотрено, ввиду чего в удовлетворении ходатайства Территориального управления отказано.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено вступившим в законную силу судебным актом по делу N А47-3622/2021, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 02.12.2014 N 56-АВ431449, земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, общая площадь 69 739 508 кв. м, адрес (местонахождение): Оренбургская область, Оренбургский район, с/с Чебеньковский, ОПХ "Урожайное", кадастровый номер 56:21:0000000:14747, является собственностью Российской Федерации.
18.02.2016 между ТУ Росимущества в Оренбургской области (арендодатель) и ООО "Степное" (арендатор) по результатам аукциона заключен договор аренды находящегося в федеральной собственности земельного участка N 1304-ФЗ, согласно условиям которого, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, площадь 69 739 508 кв. м, местонахождение: Оренбургская область, Оренбургский район, с/с Чебеньковский, ОПХ "Урожайное", кадастровый номер 56:21:0000000:14747 (пункт 1.1 договора).
Срок аренды земельного участка составляет 5 лет и устанавливается с 18.02.2016 по 17.02.2021 (пункт 2.1 договора).
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области 25.03.2016 произведена государственная регистрация договора аренды.
25.11.2020 между ТУ Росимущества в Оренбургской области (арендодатель) и ООО "Степное" (арендатор) заключен договор аренды находящегося в федеральной собственности земельного участка N 1606-ФЗ, согласно пункту 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, площадь 69 739 508 кв. м, местонахождение: Оренбургская область, Оренбургский район, с/с Чебеньковский, ОПХ "Урожайное", кадастровый номер 56:21:0000000:14747.
Срок аренды земельного участка составляет 5 лет и устанавливается с 18.02.2021 по 17.02.2026 (пункт 2.1 договора).
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области 24.02.2021 произведена государственная регистрация договора аренды, номер регистрации 56:21:0000000:14747-56/217/2021-6.
ООО "Степное" 03.02.2021 обратилось в ТУ Росимущества в Оренбургской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14747 в собственность без проведения торгов на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Сопроводительным письмом от 08.02.2021 N 56-ТИ-03/625 ТУ Росимущества в Оренбургской области направило заявление общества в Росимущество, поскольку в силу п. п. 4.1.20 Положения о Территориальном управлении, утвержденным приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278, продажа земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью более десяти гектаров не отнесена к его компетенции.
Заинтересованным лицом принято решение, оформленное в виде письма от 02.03.2021 N 10/6400, об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14747. В обоснование отказа Росимущество сообщило, что срок действия ранее заключенного договора аренды земельного участка истек, ТУ Росимущества в Оренбургской области подготовлен и направлен в Управление Росреестра по Оренбургской области новый заключенный договор аренды в целях проведения мероприятий по государственной регистрации. В связи с неактуальностью ранее заключенного договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 56:21:0000000:14747 и неистекший срок с момента заключения нового договора, принятие решения о передаче его в собственность на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации не представляется возможным.
Сопроводительным письмом от 09.03.2021 N 56-ТИ-03/1171 ТУ Росимущества в Оренбургской области направило письмо Росимущества от 02.03.2021 N 10/6400 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14747 заявителю.
При этом решением Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-3622/2021 от 18.06.2021, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2021, постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 20.12.2021, признан недействительным отказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в предоставлении в собственность ООО "Степное" земельного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14747, выраженный в письме от 02.03.2021 N 10/6400. Суд обязал Федеральное агентство по управлению государственным имуществом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Степное".
В целях исполнения решения суда ООО "Степное" был получен исполнительный лист и направлен в Росимущество для добровольного исполнения.
Однако, Росимущество в своем ответе от 15.02.2022 N АШ-10/5682 указало ТУ Росимущества в Оренбургской области, что для исполнения решения суда ООО "Степное" необходимо подготовить (с помощью кадастрового инженера) схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (л.д. 20-22).
Данная схема была подготовлена и направлена обществом в ТУ Росимущества в Оренбургской области 18.07.2022 (приложение N 2-обращение общества в ТУ Росимущества с приложением схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории).
ТУ Росимущества в Оренбургской области в свою очередь перенаправило данную схему на утверждение в центральный аппарат Росимущества (г. Москва).
Между тем Росимущество письмом от 12.10.2022 N 10/44847 отказано в утверждении представленной на рассмотрение схемы расположения земельного участка, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14747 (л.д. 24-25).
Полагая, что Росимущество выдвигает новые требования в нарушение земельного законодательства, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
При рассмотрении дела суд первой инстанции с учетом пояснений общества о направленности заявленных требований, квалифицировал их в качестве направленных на понуждение к заключению договора купли-продажи в порядке искового производства. Признав за истцом исключительное право на приобретение земельного участка в собственность, суд счел невозможным признать соблюденной процедуру предоставления земельного участка в собственность.
Проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой ответчиком части, оценив доводы апелляционной жалобы ответчика, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела усматривается, что решением Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-3622/2021 от 18.06.2021, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2021, постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 20.12.2021, удовлетворены требования ООО "Степное", признан недействительным отказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в предоставлении в собственность ООО "Степное" земельного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14747, выраженный в письме от 02.03.2021 N 10/6400. Обязал Федеральное агентство по управлению государственным имуществом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Степное".
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что обстоятельства, установленные в рамках дела N А47-3622/2021 имеют преюдициальное значение для настоящего дела, а потому не подлежат доказыванию вновь.
Наличие у ООО "Степное" такого права на приобретение земельных участков в собственность или в аренду (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации) подтверждено имеющимися в материалах дела доказательствами и не является спорным.
Росимущество в своем ответе от 15.02.2022 N АШ-10/5682 указало ТУ Росимущества в Оренбургской области, что для исполнения решения суда по делу N А47-3622/2021 ООО "Степное" необходимо подготовить (с помощью кадастрового инженера) схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (л.д. 20-22).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулирован статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Обязательным этапом предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в силу пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации является подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, а также принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса.
Подача в уполномоченный орган заявления о предоставлении земельного участка и заключение договора купли-продажи производятся лишь после осуществления обеспечения проведения заинтересованным лицом кадастровых работ и государственного кадастрового учета земельного участка (подпункты 4, 5, 6, 7 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации).
Схема расположения земельного участка была подготовлена и направлена обществом в ТУ Росимущества в Оренбургской области 18.07.2022 (приложение N 2-обращение общества в ТУ Росимущества с приложением схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории).
Судом апелляционной инстанции в материалы дела приобщена схема расположения земельного участка. Представителем ответчика после ознакомления с представленной схемой даны письменные пояснения о том, что аналогичный вариант схемы ранее был представлен в приложении N 2 к обращению от 18.07.2022.
ТУ Росимущества в Оренбургской области в свою очередь перенаправило данную схему на утверждение в центральный аппарат Росимущества (г. Москва).
Между тем письмом от 12.10.2022 N 10/44847 Росимущество отказало в утверждении представленной на рассмотрение схемы расположения земельного участка, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14747 (л.д. 24-25).
Отсюда следует, что общество "Степное" выполнило указания Росимущества, подготовило схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и направило ее для утверждения в Росимущество, однако последнее отказало в утверждении схемы.
Из материалов дела усматривается, что в данном случае общество "Степное" правом на обжалование отказа в утверждении схемы в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не воспользовалось, предъявив настоящее исковое заявление со ссылками на неисполнение ответчиком ранее вынесенного судебного акта по делу N А47-3622/2021.
Между тем из представленных в дело доказательств и пояснений истца следует, что по сути требования истца направлены на признание незаконным отказа в утверждении схемы земельного участка с последующим обязанием ответчика утвердить представленную схему, а также ввиду отсутствия иных оснований для отказа обязанию совершить действия по заключению договора купли-продажи.
Рассмотрев доводы ответчика, положенные в основание отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и как следствие заключения договора купли-продажи, суд первой инстанции верно признал их незаконными.
В соответствии с положениями статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1); земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (пункт 2); споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке (пункт 8).
В соответствии с положениями статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса (пункт 1). Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2).
Статьей 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
В силу пункта 7 названной нормы в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:
1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;
2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Положения, определяющие порядок подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утверждения такой схемы решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, а также устанавливающие основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, приведены в статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В силу пункта 12 названной нормы, форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такие правила определены Требованиями к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется на бумажном носителе, утвержденных приказом Министерства экономического развития России от 27.11.2014 N 762.
Согласно подпункту 1 пункта 16 статьи 10.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
Как верно указал суд первой инстанции, ответчиком не было учтено то обстоятельство, что вступившим в законную силу судебным актом по делу N А47-3622/2021 установлено, что ООО "Степное" имеет право на предоставление ему в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14747 и суд обязал Росимущество устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Степное".
Вместе с тем ответчик счел, что устранение нарушений должно выразиться в повторном рассмотрении обращения общества. При этом в каждом последующем отказе ответчик указывал новые обстоятельства невозможности предоставления земельного участка, что не отвечает критерию добросовестности и является неправомерным.
Отклоняя довод ответчика о том, что в представленной на рассмотрение схеме расположения земельного участка имеется нарушение пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: образование земельного участка приводит к чересполосице исходного земельного участка с образуемым, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком никаких доказательств того, что образование указанного участка приведет к так называемой чересполосице, не представил, хотя названное обстоятельство явилось единственным основанием для отказа в утверждении схемы.
При этом согласно пункту 6 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган не связан предполагаемыми границами и площадью земельного участка, указанного заявителем, а при наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка.
Настоящие выводы соответствуют практике рассмотрения аналогичных дел (определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.12.2018 N 309-КГ18-20088 по делу N А60-52054/2017 Арбитражного суда Свердловской области).
С целью дополнительного исследования доводов сторон суд апелляционной инстанции предложил сторонам представить дополнительные доказательства.
Ответчиком в материалы дела представлены письменные пояснения дублирующие по существу ранее изложенные доводы, а также с приложением схемы земельного участка с цветовым отображением.
Между тем ООО "Степное" в материалы дела было представлено заключение кадастрового инженера Трубникова В.Ф., квалификационный аттестат N 56-11-185 от 31.05.2011, в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14747, площадью 69739508 кв.м и местоположением: обл. Оренбургская, р-н Оренбургский, с/с Чебеньковский, ОПХ "Урожайное".
Согласно данного заключения, земельный участок с кадастровым номером 56:21:0000000:14747 с площадью 69739508 кв.м. и местоположением: обл. Оренбургская, р-н Оренбургский, с/с Чебеньковский, ОПХ "Урожайное" представляет собой многоконтурный земельный участок, состоящий из 9 контуров.
Под многоконтурным земельным участком понимается часть земной поверхности, границы которой представляют собой несколько замкнутых контуров, отделённых друг от друга иными земельными участками или землями (т.е. контуры границы многоконтурного земельного участка не имеют общих характерных точек границ).
Земельный участок 56:21:0000000:14747:ЗУ1, образуемый из измененного земельного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14747, площадью 592363 кв.м. местоположением Российская Федерация, Оренбургская обл., Оренбургский р-н, с/с Чебеньковский представляет собой многоконтурный земельный участок, состоящий из 5 контуров.
При постановке на ГКУ земельного участка 56:21:0000000:14747:ЗУ1 площадью 592363 кв.м., в исходном земельном участке с кадастровым номером 56:21:0000000:14747 автоматически будет уменьшаться площадь (разница исходной и образуемой площади) и изменится конфигурация (будет исключена площадь образуемого участка).
Контур 8 исходного земельного участка - будет уменьшен и разрезан в результате образования контуров 3 и 4 образуемого участка, основная часть земельного участка -останется 8 контуром, а оставшейся части 8 контура исходного земельного участка в результате ГКУ автоматически будет присвоен последующий порядковый номер контуров в многоконтурном участке 56:21:0000000:14747 (в данном случае 10 контур).
Следовательно, земельный участок с кадастровым номером 56:21:0000000:14747 изначально бывший многоконтурным им и остается в результате изменений площади и конфигурации.
Согласно Законопроекта N 221206-8 "О внесении изменения в статью 11.9 Земельного кодекса РФ" чересполосица - местоположение границ смежных земельных участков, при котором образуются разрывы между границами таких земельных участков шириной до пяти метров, препятствующее рациональному использованию и охране земель.
Указанная формулировка является недостатком землепользования, поскольку соответствующая конфигурация и иные характеристики участков затрудняют их рациональное (наиболее эффективное) использование, что является основным критерием, так как наличие чересполосицы имеет значение только в том случае если создает угрозу для рационального использования земельного участка.
Наличие конкретных недостатков землепользования устанавливается, как правило, на основании заключения эксперта при возникновении спора в суде (например, об оспаривании решения Росреестра об отказе в постановке участка на кадастровый учёт, отказа в утверждении Схемы, отказа в предварительном согласовании предоставления участка).
При этом контуры образуемого участка 56:21:0000000:14747:ЗУ1 имеют площади соответственно: 56:21:0000000:14747:ЗУ1(1) - 106363 кв.м., 56:21:0000000:14747:ЗУ1(2) - 53500 кв.м., 56:21:0000000:14747:ЗУ 1(3) - 67000 кв.м., 56:21:0000000:14747:ЗУ1(4) - 127000 кв.м., 56:21:0000000:14747:ЗУ1(5) - 238500 кв.м.
Все контуры образуемого участка 56:21:0000000:14747:ЗУ1, имеют выход к землям или земельным участкам общего пользования (государственной собственности).
Все контуры исходного участка 56:21:0000000:14747 (в данном случае 10 контуров) также имели непосредственный доступ к землям общего пользования.
Кроме того границы контуров 3, 4, 5 образуемого участка 56:21:0000000:14747:ЗУ1 имеют смежные границы с земельным участком единого землепользования государственной собственности с кадастровым номером 56:21:0000000:107, что фактически будет в дальнейшем "сольет границы" и земельные участки будут представлять собой единый массив земли находящейся в государственной собственности.
В соответствии с указанными площадями земельных участков и доступом к землям или земельным участкам общего пользования, кадастровый инженер указывает, что нельзя утверждать о затруднительном и нерациональном использовании образуемого и исходного участков.
Вышеизложенные документальные исследования подтверждены осмотром кадастрового инженера с выездом на местность, согласно местоположения границ земельных участков.
При этом квалификация кадастрового инженера подтверждена представленными к заключению документами.
Оснований не доверять выводам специалиста коллегией не усмотрено.
С учетом изложенного довод ответчика о том, что в представленной на рассмотрение схеме расположения земельного участка имеется нарушение пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно образование земельного участка приводит к чересполосице исходного земельного участка с образуемым, обоснованно отклонены судом, поскольку доказательств того, что образование указанного участка приведет к так называемой "чересполосице", Росимущество не представило, при этом названное обстоятельство явилось единственным основанием для отказа в утверждении схемы.
Таким образом, поскольку иных оснований для отказа в утверждении схемы земельного участка у ответчика не имелось, а наличие чересполосицы материалами дела не подтверждено, коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно обязал Росимущество утвердить схему земельного участка.
Принимая во внимание наличие у общества "Степное" возможности защиты своих прав на утверждение схемы расположения земельного участка и установленную судом направленность заявленных в настоящем деле требований на понуждение ответчика к заключению договора купли-продажи земельного участка в порядке искового производства, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца.
Судом установлено, что в исковом заявлении ООО "Степное" просило обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом составить и подписать с ООО "Степное" договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14747 во исполнение действующего законодательства Российской Федерации и решения Арбитражного суда Оренбургской области, вступившего в законную силу 18.06.2021.
При этом из предмета спора следует, что воля истца направлена на подписание с ООО "Степное" договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14747. Указание в резолютивной части оснований, в соответствии с которыми будет произведено то или иной действие, не является самостоятельным требованием.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции удовлетворил требования истца частично, исключив фразу "во исполнение действующего законодательства Российской Федерации и решения Арбитражного суда Оренбургской области, вступившего в законную силу 18.06.2021".
Коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции с учетом наличия вступившего в законную силу решения суда по делу А47-3622/2021, исполнение истцом требований о подготовке и направлении схемы земельного участка в адрес ответчика, отсутствие в материалах дела доказательств наличия обстоятельств, положенных в обоснование отказа в утверждении схемы, а также отсутствие на момент рассмотрения спора иных оснований, препятствующих заключению договора купли-продажи.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.02.2023 по делу N А47-17026/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.С. Колясникова |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-17026/2022
Истец: ООО "Степное"
Ответчик: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Третье лицо: Арбитражный суд Оренбургской области, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд