15 июня 2023 г. |
Дело N А84-7167/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кравченко В.Е., судей Градовой О.Г., Приваловой А.В., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Ивановой И.Д.,
при участии в судебном заседании:
от акционерного общества "Муссон" - Демянчук А.С., представитель по доверенности от 12.08.2020,
в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Муссон" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 20 марта 2023 года по делу N А84-7167/2022, принятое по заявлению акционерного общества "Муссон", заинтересованное лицо: Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, об оспаривании решения, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Правительства Севастополя, Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, Департамента городского хозяйства города Севастополя,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Муссон" (далее - АО "Муссон", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением (в редакции заявления об уточнений требований от 02.02.2023) о признании незаконным (недействительным) уведомления Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя (далее - Севреестра) от 29.07.2022 N КУВД-001/2022-28758801/1 об отказе в государственной регистрации права собственности и постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости - сооружения "Рекламная стела" по ул. Вакуленчука, 29 - ул. Руднева.
В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявитель просит возложить на Севреестр обязанность осуществить постановку на государственный кадастровый учет объект недвижимости - "Рекламная стела", расположенного по адресу : ул. Вакуленчука, 29 - ул. Руднева и выдать выписку из Единого государственного реестра о постановке сооружения на государственный кадастровый учет.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Правительство Севастополя, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, Департамент городского хозяйства города Севастополя.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 20 марта 2023 года АО "Муссон" в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, АО "Муссон" обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявление и обязать орган регистрации осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости - "Рекламная стела".
Мотивируя апелляционную жалобу, Общество настаивает на том, что спорное сооружение "Рекламная стела" является объектом капитального строительства, в связи с чем, учитывая предоставление полного пакета документов, необходимых для осуществления государственной регистрации такого объекта, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа по основаниями части 8 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Дополнительно апеллянт указывает, что судом первой инстанции не дана оценка всем имеющимся в материалах настоящего дела доказательствам, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Общества поддержал свою правовую позицию.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 АПК РФ, при этом судом апелляционной инстанции установлены следующие юридически значимые обстоятельства по делу.
Как следует из материалов дела, в 2006 году по заказу открытого АО "Муссон" разработан рабочий проект "Устройство рекламы "Муссон". Реконструкция производственного корпуса N 2 ОАО "Муссон" под торговый центр по ул. Вакуленчука, 29 г. Севастополь" (шифр - 2006-08 КМ) (далее - Проект), которым предусмотрен монтаж металлической колонны из двух стоек (высотой 20 м), соединенных связями и жестко закрепленных в железобетонном фундаменте размером 4,5 м х 3,2 м, глубиной 1,4 м.
Исходя из акта от 26.12.2006 освидетельствования скрытых работ, работы по монтажу предусмотренного Проектом объекта (рекламной стелы), начаты 23.12.2006 (армирование фундаментов).
15.03.2007 Севастопольской городской государственной администрацией открытому акционерному обществу "Муссон" выдано разрешение N 935 на размещение внешней рекламы (далее - Разрешение N 935), которым заявителю предоставлено право на размещение по ул. Вакуленчука, 29 рекламной стелы высотой 20 м. (т. 1, л.д. 93-97).
На основании указанного разрешения на размещение внешней рекламы 03.04.2007 Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля г. Севастополя обществу выдано разрешение N 801 на выполнение строительных работ по монтажу рекламной стелы по ул. Вакуленчука, 29 - ул. Руднева, в соответствии с проектом (шифр - 2006-08-КМ, КЖ). (т.1, л.д.13-14).
Приказом открытого акционерного общества "Муссон" от 22.05.2007 N 25 создана рабочая комиссия для принятия в эксплуатацию завершенного строительством объекта "Устройство рекламы "Муссон". Реконструкция производственного корпуса N 2 ОАО "Муссон" под торговый центр по ул. Вакуленчука, 29 г. Севастополь".
07.06.2007 членами указанной комиссии подписан акт рабочей комиссии о принятии в эксплуатацию завершенного строительством здания, сооружения, помещения (далее - Акт от 07.06.2007), которым зафиксировано решение о принятии в эксплуатацию рабочего проекта "Устройство рекламы "Муссон". Реконструкция производственного корпуса N 2 ОАО "Муссон" под торговый центр по ул. Вакуленчука, 29 г. Севастополь".
Через пятнадцать лет, а именно 08.07.2022 АО "Муссон" ( правопреемник ОАО ( ПАО ) Муссон") обратилось в Севреестр с заявлением о внесении в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в отношении сооружения - рекламной стелы высотой 20 м, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Вакуленчука, 29 / ул. Руднева (далее - Рекламная стела).
Сославшись на часть 8 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) Севреестр своими решением от 29.07.2022 N КУВД-001/2022-28758804/1 отказал заявителю во внесении в государственный реестр недвижимости испрашиваемых сведений о Рекламной стеле, указав, что данное сооружение не является объектом недвижимости, подлежащим государственному кадастровому учету.
Полагая, что указанное решение Севреестра является незаконным и необоснованным, АО "Муссон" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд первой инстанции, который рассмотрев его в порядке главы 24 АПК РФ вынес решение об отказе в удовлетворении заявленных требований полностью.
Суд апелляционной инстанции не усматривает основания для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующих мотивов.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" следует, что рассмотрение дел по правилам главы 24 АПК РФ осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (статьи 8, 9 и часть 1 статьи 189, часть 5 статьи 200 и часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулирует Закон N 218-ФЗ.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в числе прочего, прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (часть 3 статьи 3 Закона N 218-ФЗ).
На основании части 6 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130 - 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке (пункт 1 статьи 130 ГК РФ).
В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 25) разъяснено, что по смыслу статьи 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ). При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости.
Согласно правовой позиции, сформированной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 11052/09, от 17.01.2012 N 4777/08, от 28.05.2013 N 17085/12 и от 24.09.2013 N 1160/2013, если объекты, хотя и прочно связанные с землей, не имеют самостоятельного функционального назначения, такие объекты не являются недвижимостью, поскольку не являются самостоятельными объектами гражданских прав.
Таким образом, прочная связь с землей является не единственным признаком, по которому объект может быть отнесен к недвижимости.
Понятие "недвижимость" является правовой категорией.
Признание объекта недвижимым невозможно лишь с учетом его технических характеристик и на том лишь основании, что оно прочно связано с землей. Обязательным квалифицирующим признаком недвижимости является самостоятельное функциональное назначение объекта, позволяющее рассматривать его в качестве объекта гражданских прав. Поэтому вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием и использованием.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что в установленном порядке земельный участок для целей строительства Рекламной стелы как объекта недвижимости не образовывался и заявителю не предоставлялся.
Разрешение N 935 от 15.03.2007 выдавалось именно для размещения рекламной конструкции. Также как и разрешение N 801 от 03.04.2007, выданное Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля г. Севастополя, выдавалось на выполнение строительных работ по монтажу рекламной стелы.
В свою очередь, предоставленное Обществом в материалы дело экспертное заключение от 09.08.2022 N 186, подготовленное ООО "Севгеоценр" не осуществляет проверку законности возведения спорного объекта как объекта капитального строительства в порядке, предусмотренном законодательством, а лишь фиксируют факт наличия у спорного объекта признаков капитальности.
Так, на основании части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, в том числе, документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Статьей 29 названного Федерального закона предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав предполагает проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного - кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Часть 4 статьи 69 Закона N 218-ФЗ предусматривает, что технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя установлены Законом города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 46-ЗС сведения об объектах недвижимости, учтенных на территории города Севастополя до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ в соответствии с ранее действовавшими актами (далее - ранее учтенные объекты недвижимости), вносятся в соответствующие разделы Единого государственного реестра недвижимости в порядке, предусмотренном Законом о регистрации недвижимости и данной частью.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 46-ЗС сведения об объектах недвижимости, учтенных на территории города Севастополя до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ в соответствии с ранее действовавшими актами (далее - ранее учтенные объекты недвижимости), вносятся в соответствующие разделы Единого государственного реестра недвижимости в порядке, предусмотренном Законом о регистрации недвижимости и данной частью.
Частью 1 статьи 6.1 Закона N 46-ЗС установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих наличие прав, возникших до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ и подлежащих государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации недвижимости, а именно изданные (выданные, оформленные) в установленном порядке.
В свою очередь порядок включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов об учтенных на территории города Севастополя до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ объектах недвижимости (далее - Порядок N 227), утвержден постановлением Правительства Севастополя от 22.08.2014 N 227.
Согласно пункту 3 Порядка N 227 включение в ЕГРН сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости осуществляется по инициативе органа регистрации прав (далее - массовый порядок) или заинтересованных лиц при их обращении в орган регистрации прав с соответствующими заявлениями (далее - заявительный порядок).
Исходя из пункта 4 Порядка N 227, источниками для включения в ЕГРН сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости являются составленные в соответствии с действовавшими до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ требованиями: документы, подтверждающие государственную регистрацию земельных участков, техническую инвентаризацию объектов технического учета, государственную регистрацию прав на ранее учтенные объекты недвижимости, осуществленные до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ (в том числе государственные акты, поземельные книги, технические паспорта объектов технического учета, регистрационные дела), хранящиеся в архивах органа регистрации прав, организаций технической инвентаризации, а в случае передачи указанных архивов в ведение иных органов (организаций) - хранящиеся в архивах соответствующих органов (организаций) (далее - учетные документы); документы, устанавливающие или подтверждающие в соответствии с законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, права на ранее учтенные объекты недвижимости, перечень которых утверждается нормативным правовым актом Правительства Севастополя (далее - правоустанавливающие документы).
Как верно отмечено судом первой инстанции из вышеприведенных норм права следует, что государственная регистрация земельных участков или государственный технический учет иных объектов недвижимости, осуществленные до дня вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, в соответствии с ранее действовавшими на территории города Севастополя актами, признаются юридически действительными, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимости в соответствии со статьей 69 Закона N 218-ФЗ.
Орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, обеспечивает включение сведений о таких объектах недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости на основании заявления заинтересованного лица в сроки и в порядке, которые установлены Порядком N 227.
Источником для включения в государственный кадастр недвижимости указанных сведений могут являться документы, подтверждающие государственную регистрацию земельных участков, техническую инвентаризацию объектов технического учета, государственную регистрацию прав на ранее учтенные объекты недвижимости, осуществленные до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, а также документы, устанавливающие или подтверждающие в соответствии с законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, права на ранее учтенные объекты недвижимости, перечень которых содержится в части 1 статьи 6.1 Закона N 46-ЗС.
Исходя из вышеуказанных положений законодательства, приложенный Обществом к заявлению о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от 08.07.2022 Акт рабочей комиссии о принятии в эксплуатацию законченных строительством строений, сооружений, помещений от 07.06.2007 не может являться источником для включения в ЕГРН сведений о Рекламной стеле, как о ранее учтенном на территории города Севастополя объекте недвижимости.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства возведения спорного объекта, который находится на земельном участке с кадастровым номером 91:00:000000:30386, с видом разрешенного использования - земельные участки общего пользования, собственником которого является город Севастополь, в порядке, предусмотренном для строительства объекта недвижимости, с получением разрешительной документации и соблюдением градостроительных норм и правил.
При установленных обстоятельствах спора, судебная коллегия констатирует, что представленные заявителем документы не могли являться безусловным основанием ( источником ) для вывода регистрирующего органа о том, что объект возводился как объект капитального строительства на выделенном для целей строительства земельном участке на законных основаниях.
Подводя консолидированный итог, суд апелляционной инстанции, после исследования всех доводов апелляционной жалобы, приходит к выводу, что они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены состоявшегося судебного акта.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства. Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела, при действующем нормативно-правовом регулировании спорных правоотношений, судебной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, судебные расходы по оплате государственной пошлины согласно статьи 110 АПК РФ относятся судом на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 20 марта 2023 года по делу N А84-7167/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Муссон" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Е. Кравченко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-7167/2022
Истец: АО "Муссон"
Третье лицо: Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ, ДЕПАРТАМЕНТ ПО ИМУЩЕСТВЕННЫМ И ЗЕМЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ, ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕВАСТОПОЛЯ, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя