г. Саратов |
|
16 июня 2023 г. |
Дело N А57-24365/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Лыткиной О. В.,
судей Савенковой Н. В., Шалкина В. Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Дроздовой В. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Производственно-Коммерческой фирмы "Шевро-Сервис" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 апреля 2023 года по делу N А57-24365/2022,
по иску акционерного общества "Ситиматик" (ИНН 7725727149, ОГРН 1117746488232), г. Москва,
к обществу с ограниченной ответственностью Производственно-Коммерческой фирме "Шевро-Сервис" (ИНН: 6453032876, ОГРН: 1026403042720), г. Саратов,
третье лицо: ООО "СТМ-КАПИТАЛ+",
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании представителя АО "Ситиматик" - Нетреба Н.В. по доверенности N 96 от 07.12.2022,
в отсутствие иных представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось акционерное общество "Ситиматик" (далее - АО "Ситиматик", истец) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к обществу с ограниченной ответственностью Производственно-Коммерческой фирме "Шевро-Сервис" (далее - ООО ПКФ "Шевро-Сервис", ответчик) с исковым заявлением о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период май - декабрь 2021 года в размере 105539,84 руб., расходов по оплате госпошлины в размере 4166 руб. в отношении следующих объектов: 413124, Саратовская обл., г. Энгельс, ул. Студенческая, д. 205 (гостиница), 413124, Саратовская обл., г. Энгельс, ул. Студенческая, д. 205 (ресторан), 413124, Саратовская обл., г. Энгельс, ул. Студенческая, д. 205 (сауна).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 11 апреля 2023 года по делу N А57-24365/2022 с ООО ПКФ "Шевро-Сервис" в пользу АО "Ситиматик" взыскана задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО за период май 2021-декабрь 2021 года в размере 105539,84 руб. в отношении следующих объектов: 413124, Саратовская обл., г. Энгельс, ул. Студенческая, д. 205 (гостиница), 413124, Саратовская обл., г. Энгельс, ул. Студенческая, д. 205 (ресторан), 413124, Саратовская обл., г. Энгельс, ул. Студенческая, д. 205 (сауна), расходы по оплате госпошлины в размере 4166 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО ПКФ "Шевро-Сервис" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что судебный акт принят с нарушением норм материального и процессуального права, выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, истцом не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела: истец не оказывал в исковой период услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, акты выполненных работ, счета на оплату услуг истец в адрес потребителя не направлял, АО "Ситиматик" не осуществляло вывоз мусора с объекта ООО ПКФ "Шевро-Сервис" в исковой период, так как весь объем ТКО вывозился третьим лицом, а потому правовых оснований для взыскания задолженности не имеется; истец в суде первой инстанции заявил, что не имеет возможности предоставить маршрутные журналы, системы спутникового контроля ГЛОНАСС в подтверждение факта вывоза ТКО с объекта ответчика; суд первой инстанции не дал правовую оценку такому доказательству, представленному ответчиком, как "Журнал учета в области обращения с отходами", которым зафиксирован факт передачи всех ТКО ответчика третьему лицу - ООО "СТМ-Капитал+"; поскольку судом не установлено, сколько контейнеров с ТКО вывезено истцом, ООО ПКФ "Шевро-Сервис" должно быть освобождено от оплаты вывоза ТКО.
От АО "Ситиматик" поступили письменные объяснения по делу, которые приобщены судом к материалам дела. Истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Доводы отзыва поддержаны в судебном заседании представителем истца.
Представители ответчика в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя истца, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ), обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии: заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Таким образом, обязанность по внесению платы за оказанные услуги по обращению с ТКО возникает у потребителей при наличии двух условий:
- заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО,
- утвержденного тарифа на услуги по обращению с ТКО.
23 января 2018 года между Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и АО "Управление отходами" (переименованное в АО "Ситиматик") на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 25 декабря 2017 года заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности N 1).
Единый тариф на услугу Регионального оператора Саратовской области филиала акционерного общества "Управление отходами" установлен и введен в действие с 12.08.2018 постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31.07.2018 N 28/1, которое опубликовано 01.08.2018 на сайте сетевого издания "Новости Саратовской губернии" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: www.g-64.ru.
Таким образом, с 12 августа 2018 года у собственников твердых коммунальных отходов возникает обязанность по оплате услуг регионального оператора.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Пункт 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" закрепляет, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. При этом договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ определяет, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016года N1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008года N641" (далее - Правила обращения с ТКО) утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом 1(1) Правил обращения с ТКО. Указанные Правила обращения с ТКО являются обязательными для Регионального оператора и собственников ТКО.
В соответствии с пунктом 8(1) Правил обращения с ТКО региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Как следует из материалов дела, в соответствии с актами обследования образования ТКО Региональным оператором был подготовлен проект договора N 54/312/0004153 на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с учетом требований Правил обращения с ТКО и с соблюдением формы типового договора, который был получен ответчиком.
Пунктом 8(11) Правил по обращению с ТКО предусмотрено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8.10 настоящих Правил (пункт 8(12) Правил обращения с ТКО).
Пунктом 8(17) Правил обращения с ТКО предусмотрено, что, Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Уведомление о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО было получено ответчиком 25.01.2021, 24.02.2021.
Однако, в нарушение действующего законодательства, заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО в адрес регионального оператора ответчик не направил.
Пунктом 8(17) Правил обращения с ТКО установлено, что, в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 54/312/0004153 между АО "Управление отходами" (переименованное в АО "Ситиматик") и ООО ПКФ "Шевро-Сервис" заключен на условиях типового по регулируемой цене.
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 ФЗ "Об отходах производства и потребления" и пунктами 5 и 7 постановления Правительства Российской Федерации N 1156 от 12.11.2016.
В соответствии с пунктом 1.1 договора N 54/312/0004153, по настоящему договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - договор) региональный оператор обязуется обеспечить прием твердых коммунальных отходов в объеме и месте, которые определены в настоящем договоре, а также их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 1.4 договора N 54/312/0004153, дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами - 1 января 2019 года.
Пунктами 2.1 договора N 54/312/0004153 предусмотрено, что под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц.
Плата за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами начисляется региональным оператором с даты начала оказания услуг, указанной в пункте 1.4. настоящего договора (пункт 2.4. договора).
Плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО является частью бремени содержания имущества, что следует также из содержания пункта 148(11) Правил обращения с ТКО и критериев для расчета нормативов накопления ТКО.
Собственниками ТКО, обязанными заключить договор с региональными операторами, являются лица, в результате деятельности которых образовались эти отходы либо уполномоченные ими лица в интересах собственников ТКО.
На основании доп. соглашения от 14.06.2022 к договору N 54/312/0004153 внесены изменения в договор, а именно с 01.01.2020 добавлены объекты, в отношении которых истцом оказаны услуги по обращению с ТКО ответчику: 413124, Саратовская обл., г Энгельс, ул. Студенческая, д. 205, (баня), кол-во расчет, ед.-10 мест; 413124, Саратовская обл., г Энгельс, ул. Студенческая, д. 205 (ресторан), кол-во расчет, ед.- 68 мест; 413124, Саратовская обл., г Энгельс, ул. Студенческая, д. 205 (гостиница), кол-во расчет, ед.-135 мест.
На основании свидетельства о государственной регистрации права от 27.02.2014 ООО ПКФ "Шевро-Сервис" является собственником нежилого здания, расположенного по адресу: 413124, Саратовская обл., г Энгельс, ул. Студенческая, д. 205, общей площадью 2608,2 кв. м.
Согласно акту обследования объектов образования ТКО от 11.01.2022 установлены расчетные единицы гостиничного комплекса "Покровск", расположенного по адресу: 413124, Саратовская обл., г. Энгельс, ул. Студенческая, д. 205.
Из вышеуказанного следует, что на потребителя возложена обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО вне зависимости от факта наличия соответствующего договора, заключенного потребителем с региональным оператором в письменной форме.
Согласно пункту 2.5 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пункт 3 договора N 54/312/0004153 на оказание услуг по обращение ТКО содержит права и обязанности сторон. В приложении к договору N 54/312/0004153 на оказание услуг по обращению с ТКО "Информация по предмету договора" сторонами согласованы объекты, количество расчетных единиц, объем принимаемых ТКО, нормативы накопления ТКО.
В приложении к договору N 54/312/0004153 на оказание услуг по обращению с ТКО "Информация по предмету договора" сторонами согласованы объекты, количество расчетных единиц, объем принимаемых ТКО, нормативы накопления ТКО.
Согласно пункту 5 "Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 июня 2016 года N 505, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Согласно пункту 9 Правил обращения с ТКО потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В соответствии с договором N 54/312/0004153 учет объема ТКО производится истцом в соответствии с Правилами коммерческого учета объема ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 года N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО", расчетным способом исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов или исходя из массы твердых коммунальных отходов.
В приложении к указанному договору определены объем и место накопления ТКО, а также данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления ТКО.
В соответствии с договором услуги в отношении ответчика оказаны по адресу: 413124, Саратовская обл., г Энгельс, ул. Студенческая, д. 205, (баня), кол-во расчет, ед.-10 мест; 413124, Саратовская обл., г Энгельс, ул. Студенческая, д. 205 (ресторан), кол-во расчет, ед.- 68 мест; 413124, Саратовская обл., г Энгельс, ул. Студенческая, д. 205 (гостиница), кол-во расчет, ед.-135 мест.
Учет ТКО производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО N 505.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области установлены Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области в приказе N 157 от 26 апреля 2021 года (ранее - N 134 от 18.03.2020, N 47 от 05.02.2018) "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области".
Поскольку ответчиком в спорный период не оборудована индивидуальная контейнерная площадка, исключающая доступ третьих лиц, порядок осуществления учета объема и (или) массы ТКО производились в соответствии с Правилами коммерческого учета объема ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО", расчетным способом исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установленных приказом министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 05 февраля 2018 года N 47 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области".
Наименование категории объектов |
Расчетная единица |
Годовой норматив накопления, м3/год |
Гостиницы |
1 место |
1,6 |
Кафе, рестораны, бары, и иные объекты общественного питания (предприятия общепита) |
1 место |
1,6 |
Бани, сауны |
1 место |
0,3 |
Таким образом, объем принимаемых твердых коммунальных отходов в отношении объектов, принадлежащих ООО ПКФ "ШЕВРО-СЕРВИС", и расчет начислений производился региональным оператором в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В силу положений статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что стороны вступили в гражданско-правовые отношения по возмездному оказанию услуг, которые подлежат регулированию нормами главы 39 Гражданского Кодекса Российской Федерации
Таким образом, из буквального толкования условий договора следует, что стороны вступили в гражданско-правовые отношения по возмездному оказанию услуг, которые подлежат регулированию нормами главы 39 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
При рассмотрении споров, связанных с оплатой оказанных в соответствии с договором услуг, арбитражным судам необходимо руководствоваться положениями статьи 779 Гражданского кодекса Федерации, по смыслу которых исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности). При этом следует исходить из того, что отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1999 года N 48 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг").
По смыслу статей 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации услуга в качестве предмета договора неотделима от процесса ее оказания и потребляется в процессе исполнения договора возмездного оказания услуг, следовательно, услуги могут не иметь материального результата, который можно было бы сдать или принять, в то же время оплате подлежат фактически оказанные услуги. При возмездном оказании услуг заказчика интересует именно деятельность исполнителя, не приводящая непосредственно к созданию вещественного результата и связанная с совершением действий, не имеющих материального воплощения. Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2010 года N 18140/09 по делу N А56-59822/2008.
В соответствии со статьей 783 Гражданского кодекса Российской Федерации общие положения о подряде (статьи 702-729) и положения о бытовом подряде (статьи 730-739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779-782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что факт оказания услуг по вывозу ТКО истец должен был подтвердить маршрутами движения спецтехники, сведениями ГЛОНАСС с расшифровкой маршрута следования каждой единицы спецтехники (маршрутный журнал), отклоняются судом по следующим основаниям.
Законом не установлен перечень допустимых доказательств, на основании которых устанавливается факт оказания услуг (статья 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Поэтому при разрешении вопроса о том, имел ли место такой факт, арбитражный суд в силу положений статей 64, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вправе принять любые средства доказывания, предусмотренные процессуальным законодательством.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Ответчиком в материалы дела представлено письмо Комитета ЖКХ, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи от 27.12.2022, согласно которому было принято решение о включении в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории МО г. Энгельс, контейнерной площадки, расположенной по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Студенческая, д. 205.
Таким образом, ответчик не предоставил решение органа местного самоуправления о согласовании места накопления отходов в отношении спорного объекта в спорный период. Договор на выполнение работ по строительству контейнерной площадки у здания гостиницы, расположенной по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Студенческая, д. 205 от 15.05.2014, не подтверждает включение в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории МО г. Энгельс, контейнерной площадки.
В отсутствие утвержденной территориальной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами у ответчика и зарегистрированных контейнерных площадок индивидуального пользования, собственник твердых коммунальных отходов мог пользоваться контейнерными площадками общего пользования, размещенными в непосредственной близости от принадлежащих ему объектов.
Следовательно, предоставление зафиксированных навигационной системой ГЛОНАСС сведений о передвижении автомобилей в данном случае не могут подтвердить факт вывоза определенного объема ТКО, зафиксированного в первичных документах.
Довод заявителя апелляционной жалобы об оказании в спорный период услуг по обращению с ТКО иным лицом - ООО "СТМ-Капитал+" не принимается апелляционным судом во внимание ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ответчиком в материалы дела представлен договор, заключенный со сторонней организацией (ООО "СТМ-Капитал+"), N 21/01/198-Э от 22.01.2020 на оказание услуг по транспортированию отходов производства и потребления (промышленных, строительных и прочих разделенных отходов, за исключением ТКО) (пункт 1.1 договора).
Согласно статья 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Между министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и АО "Управление отходами" (в настоящее время переименовано в АО "Ситиматик") на основании Протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 25 декабря 2017 года заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Саратовской области (Зона деятельности N 1).
Таким образом, истец имеет статус регионального оператора и осуществляет деятельность по обращению с ТКО на территории Саратовской области.
Согласно разъяснениям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) от 06.12.2017 к ТКО относятся все виды отходов подтипа "Отходы коммунальные твердые" (код 731 000 00 00 0), а также другие отходы типа "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО.
В соответствии с письмом Росприроднадзора "Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)" (код 7 33 100 01 72 4) относится именно к ТКО.
Истец является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на территории Саратовской области.
Утилизация и захоронение промышленных, строительных и прочих разделенных отходов региональным оператором не осуществляется.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, приведенным в Определении от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978, следует, что образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, а, следовательно, по общему правилу, функционирование любого субъекта гражданского договора неизбежно вызывает формирование отходов.
Таким образом, ссылка апеллянта на заключенный в спорный период договор N 21/01/198-Э от 22.01.2020 с третьи лицом (ООО "СТМ-Капитал+"), фактическое исполнение последним своих договорных обязательств в соответствии с актами выполненных работ и их оплату ответчиком не свидетельствует об отсутствии у ООО ПКФ "Шевро-Сервис" обязанности по уплате задолженности в отношении истца, поскольку ООО "СТМ-Капитал+" не является оператором ТКО, не имеет утвержденного тарифа на оказание услуг по обращению с ТКО и заключенного с истцом договора на утилизацию и захоронение ТКО на полигоне в соответствии с требованиями действующего законодательства, не осуществляет вывоз ТКО, а оказывает иные услуги, а именно: осуществляет вывоз отходов потребления и производства, образующихся в процессе деятельности промышленных, строительных и прочих разделенных отходов, за исключением ТКО.
Ответчиком в материалы дела не представлены документы, свидетельствующие о факте оказания услуг по обращению с ТКО сторонней организацией в спорный период по объектам, расположенным по адресам: - 413124, Саратовская обл., г Энгельс, ул. Студенческая, д. 205, (баня), 413124, Саратовская обл., г Энгельс, ул. Студенческая, д. 205 (ресторан), 413124, Саратовская обл., г Энгельс, ул. Студенческая, д. 205 (гостиница), либо иных документов, подтверждающих осуществление сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО в строгом соответствии с требованиями экологического законодательства и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (в случае самостоятельного осуществления действий по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО).
Представленные ответчиком в материалы дела платежные поручения N 505 от 17.06.2021, N 676 от 12.08.2021, N210 от 03.03.2022, N 571 от 07.07.2021, N 1081 от 03.12.2021 подтверждают оплату за оказанные услуги по транспортированию отходов производства и потребления (промышленных, строительных и прочих разделенных отходов, за исключением ТКО) (пункт 1.1 договора), но не являются доказательством, подтверждающим оплату услуг по обращению непосредственно с ТКО.
Ссылка апеллянта на Журнал учета в области обращения с отходами", которым зафиксирован факт передачи всех ТКО ответчика третьему лицу - ООО "СТМ-Капитал+", не свидетельствует о неоказании региональным оператором заявленных услуг по обращению с ТКО, подлежащих оплате ответчиком.
Таким образом, материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих оплату оказанных услуг по обращению с ТКО региональному оператору в лице АО "Ситиматик" либо иной сторонней организации, обладающей статусом регионального оператора.
Довод подателя жалобы о том, что не установлено, сколько контейнеров с ТКО вывезено истцом, а потому ООО ПКФ "Шевро-Сервис" должно быть освобождено от оплаты вывоза ТКО, признан апелляционным судом несостоятельным ввиду следующих правовых оснований, поскольку вывод ТКО осуществлялся с площадок общего пользования.
Таким образом, ответчиком не представлены доказательства того, что услуга по обращению с ТКО осуществлялось иным лицом, а не региональным оператором Саратовской области филиалом АО "Ситиматик".
За спорный период акты о нарушениях в порядке, предусмотренном действующим законодательством, сторонами не составлялись, услуги по обращению с ТКО были оказаны Региональным оператором в соответствии с условиями договора N 54/312/0004153.
Истец произвел начисление платы за оказанные им услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с условиями Договора и требованиями действующего законодательства.
За период май 2021 - декабрь 2021 АО "Ситиматик" оказало услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ответчику в отношении объектов, расположенных по адресу: 413124, Саратовская обл., г Энгельс, ул. Студенческая, д. 205, (баня); 413124, Саратовская обл., г Энгельс, ул. Студенческая, д. 205 (ресторан); 413124, Саратовская обл., г Энгельс, ул. Студенческая, д. 205 (гостиница), на общую сумму 105539,84 руб. Ответчиком частично не произведена оплата, в результате чего задолженность за спорный период составляет 105539,84 руб.
Ответчиком оплата задолженности за спорный период не произведена в полном объеме.
На основании изложенного апелляционный суд считает правильным вывод суда об удовлетворении исковых требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Оснований к переоценке выводов, сделанных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда в силу положений статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочий не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют. Апелляционную жалобу ООО ПКФ "Шевро-Сервис" следует оставить без удовлетворения.
При подаче апелляционной жалобы ООО ПКФ "Шевро-Сервис" государственную пошлину в бюджет не оплачивало.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
Таким образом, в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ООО ПКФ "Шевро-Сервис" подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 апреля 2023 года по делу N А57-24365/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Производственно-Коммерческой фирмы "Шевро-Сервис" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О. В. Лыткина |
Судьи |
Н. В. Савенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-24365/2022
Истец: АО Ситиматик
Ответчик: ООО ПКФ "Шевро-Сервис"
Третье лицо: ООО "СТМ-КАПИТАЛ+"
Хронология рассмотрения дела:
20.09.2024 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5748/2024
10.06.2024 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-24365/2022
19.10.2023 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9128/2023
16.06.2023 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4486/2023
11.04.2023 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-24365/2022