г. Ессентуки |
|
8 июня 2023 г. |
Дело N А63-12528/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.06.2023.
Постановление изготовлено в полном объёме 08.06.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Казаковой Г.В., судей: Демченко С.Н. и Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Левкиным А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Дружба-2007" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.03.2023 по делу N А63-12528/2022 по иску публичного акционерного общества "Ставропольэнергосбыт" (ОГРН 1052600222927, ИНН 2626033550) к товариществу собственников жилья "Дружба-2007" (ОГРН 1072600000835, ИНН 2626037106) о взыскании задолженности, при участии в судебном заседании председателя товарищества собственников жилья "Дружба-2007" - Захарьящева М.С. (по доверенности N 5-Е от 10.01.2019), в отсутствие неявившегося представителя истца, участвующего в деле, извещённого надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Ставропольэнергосбыт" (далее - ПАО "Ставропольэнергосбыт", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к товариществу собственников жилья "Дружба-2007" (далее - ТСЖ "Дружба-2007", ответчик, товарищество) о взыскании 7 696 руб. 61 коп. задолженности за электрическую энергию потребленную при содержании общего имущества многоквартирного дома за период с мая 2021 года по июль 2021 года, январь, февраль, апрель 2022 года, 959 руб. 14 коп. пени за период с 16.07.2021 по 31.03.2022, с 16.06.2022 по 03.02.2023 (уточненные исковые требования, том 4, л.д. 7-8).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 01.03.2023 по делу N А63-12528/2022 уточненные исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с ответчика в пользу истца 7 696 руб. 61 коп. долга за период с мая 2021 года по июль 2021 года, январь, февраль, апрель 2022 года, 959 руб. 14 коп. пени за период с 16.07.2021 по 31.03.2022, с 16.06.2022 по 03.02.2023, 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины. Судебный акт мотивирован доказанностью факта ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по оплате потребленной электрической энергии.
Не согласившись с принятым решением, ТСЖ "Дружба-2007" обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.03.2023 года по делу N А63-12528/2022 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований ПАО "Ставропольэнергосбыт" в полном объеме. ТСЖ "Дружба-2007" полагает, что судом первой инстанции вынесено решение при неполном исследовании фактических обстоятельств. Ответчик указывает, что истцом в материалы дела не предоставлено ни одного допустимого документа подтверждающего произведенного истцом зачета переплат в счет погашения ранее образовавшейся задолженности. Указанное свидетельствует о нарушении истцом прав ответчика, так как он находится в полной зависимости от доброй воли истца, который и так является монополистом на рынке, и более сильной стороной.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением суда апелляционной инстанции от 26.04.2023 апелляционная жалоба принята к производству арбитражного суда апелляционной инстанции, судебное заседание назначено на 01.06.2023.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на общедоступных сайтах http://arbitr.ru/ в разделе "Картотека арбитражных дел" и Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда http://16aas.arbitr.ru в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с этого момента является общедоступной.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, одновременно дал пояснения по обстоятельствам спора.
В судебное заседание 01.06.2023 истец, извещённый надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явился, обратился в суд с ходатайством об отложении судебного разбирательства.
Рассмотрев ходатайство истца об отложении судебного разбирательства в порядке статей 156 и 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что ходатайство не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если лицо, участвующее в деле и извещённое надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
В силу части 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине. Арбитражный суд также может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса (часть 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Наличие оснований для отложения судебного разбирательства устанавливается арбитражным судом в каждом конкретном деле исходя из его фактических обстоятельств (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19.11.2015 N 2612-О, 01.10.2019 N 2555-О).
В данном случае доказательств того, что юридическое лицо не имело возможность направить представителя в судебное заседание по уважительной причине, в материалы дела не представлено, оснований для отложения судебного разбирательства судом апелляционной инстанции не установлено.
Более того, отложение разбирательства является правом, а не обязанностью суда.
Таким образом, суд апелляционной инстанции в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие представителя истца.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, выслушав представителя ответчика, проверив правильность главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Ессентуки, ул. Кисловодская, д. 24 А, корпус 6, был выбран способ управления - управление товариществом собственников жилья - ТСЖ "Дружба-2007". Данное обстоятельство подтверждено материалами дела, ответчиком не оспаривается.
08.02.2017 истец направил в адрес товарищества за N 018-3/143 проект договора энергоснабжения электрической энергией для исполнителей коммунальных услуг (том 1, л.д. 31-32).
Оферта договора поставки электроэнергии, потребляемой при содержании общего имущества МКД, направленная товариществу письмом от 08.02.2017, не была им акцептована.
Истец, в отсутствие заключенного договора, в период мая 2021 года по июль 2021 года, январь, февраль, апрель 2022 года в многоквартирный дом по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Кисловодская, д. 24 А, корпус 6, поставил электрическую энергию на содержание общего имущества на сумму 34 846 руб. 41 коп., что подтверждается актами приема-передачи электрической энергии, актами первичного учета электрической энергии, актами снятия показаний приборов учета электрической энергии, реестрами показаний (том 1, л.д. 35-50, 52, 54-58, 60, 62-66, 68, 70-83, том 2, л.д. 1-6, 8, 10-14, 16, 18-22, 24, 26-30, 32, 34-38).
На оплату коммунального ресурса истец выставил ответчику счета и счета - фактуры.
Потребитель, в свою очередь, частично оплатил электрическую энергию, в связи с чем за ним образовалась задолженность в размере 7 696 руб. 61 коп.
Ввиду отсутствия оплаты долга, ПАО "Ставропольэнергосбыт" направляло в адрес ответчика претензию от 01.12.2021 N 011-с/28889 и 03.06.2022 N 011-с/12775 с требованием погасить образовавшуюся задолженность, которые были оставлены ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд (том 1, л.д. 13, 17).
Удовлетворяя заявленные исковые требования ПАО "Ставропольэнергосбыт", суд первой инстанции исходил из следующих установленных обстоятельств и норм действующего законодательства.
Правоотношения сторон по поставке электроэнергии в многоквартирный жилой дом регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормами жилищного законодательства и Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединённого к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учёта потребления энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Фактическое потребление энергии определяется принадлежностью присоединённых к сетям энергоснабжающей организации сетей, через которые подаётся энергия (статьи 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового обороты или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
На основании части 1 статьи 158 Жилищного кодекса собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Управление многоквартирным домом включает предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, за качество которых управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме (части 1, 2.3, 12 статьи 161 Жилищного кодекса).
Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирным домом, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно части 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации ответчик, как исполнитель коммунальных услуг, осуществляя управление многоквартирным домом, должен обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищества собственников жилья, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют электроснабжение жилого дома.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354, исполнителем жилищно-коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Собственниками помещений в МКД по адресу: г. Ессентуки, ул. Кисловодская, д. 24 А, корпус 6, было принято решение о создании ТСЖ "Дружба-2007", о чем в Единый государственный реестр юридических лиц 05.11.2019 была внесена соответствующая запись, товарищество зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 10726000000835, основным видом деятельности товарищества является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе (том 2, л.д. 61-62).
Таким образом, с момента выбора способа управления собственниками МКД по указанному адресу, ТСЖ "Дружба-2007" стало исполнителем коммунальных услуг.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), начиная с 01.01.2017 коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирных жилых домах, оплачиваются в составе платы за содержание жилого помещения.
Частью 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 31 Правил N 354, исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что в спорный период ответчик осуществлял управление жилым домом, при этом ежемесячно передавал истцу показания общедомового прибора учета, на основании которых истец выставлял ответчику счета и счет-фактуры за отпуск электрической энергии.
В силу пункта 11 Правил N 124, в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
При этом в случаях, указанных в пункте 21(1) настоящих Правил N 124, договор ресурсоснабжения в отношении коммунального ресурса, потребляемого при использовании общего имущества, при неполучении стороной, направившей заявку, в течение 30 дней со дня получения заявки другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, признается заключённым с даты направления указанной заявки.
В абзаце десятом пункта 2 информационного письма от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", указано, в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (пункт 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации), в силу чего данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Следовательно, в данном случае правоотношения сторон рассмотрены судом первой инстанции как договорные.
Согласно пункту 2.2. статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как указано выше, после вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", начиная с 01.01.2017 коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирных жилых домах, оплачиваются в составе платы за содержание жилого помещения и подлежат возмещению потребителями услуг исключительно управляющей организации, в данном случае товариществом.
Согласно пункту 4 Правил N 354, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод и электроснабжение в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
В силу пункта 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных указанными Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, в данном случае товариществом, плату компенсации потерь, поскольку ресурсоснабжающие организации не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем, не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
Таким образом, из совокупности норм гражданского и жилищного законодательства следует, что коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, приобретаются и оплачиваются товариществом собственников жилья. При этом независимо от того, кому вносят платежи собственники и наниматели помещений многоквартирного жилого дома, лицом, обязанным произвести расчеты с ресурсоснабжающей организацией за ресурс, в том числе израсходованный на общедомовые нужды, является товарищество собственников жилья.
Следовательно, именно товарищество в отношении спорного многоквартирного дома выполняет функцию исполнителя коммунальных услуг и, соответственно, является лицом, которое обязано производить оплату сверхнормативного потребления электроэнергии на общедомовые нужды ресурсоснабжающей организации.
Порядок определения объема коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме, установлен пунктом 21 (1) Правил N 124.
Согласно пункту 21 (1) Правил N 124 порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением объемов отводимых сточных вод, устанавливается с учетом объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
Vд = Vодпу - Vпотр,
где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.
Указанный правовой подход изложен в решении Верховного суда Российской Федерации от 20.06.2018 N АКПИ18-386.
Согласно подпункту "6 (1)" пункта 22 Правил N 124 стоимость коммунального ресурса, используемого в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается представленными доказательствами надлежащее исполнение истцом принятых на себя обязательств, что подтверждается актами приема-передачи электрической энергии, актами первичного учета электрической энергии, актами снятия показаний приборов учета электрической энергии, реестрами показаний (том 1, л.д. 35-50, 52, 54-58, 60, 62-66, 68, 70-83, том 2, л.д. 1-6, 8, 10-14, 16, 18-22, 24, 26-30, 32, 34-38).
Акты снятия показаний приборов учета электрической энергии за спорный период подписаны представителями сетевой организации и гарантирующего поставщика.
В спорный период с мая 2021 по апрель 2022 истец поставил, а ответчик принял электрическую энергию в объеме 11 724,643 кВт*ч на общую сумму 41 069 руб. 95 коп.
До подачи гарантирующим поставщиком искового заявления в Арбитражный суд Ставропольского края ТСЖ "Дружба-2007" произведена частичная оплата потребленного коммунального ресурса на общую сумму 33 373 руб. 54 коп.
В период рассмотрения Арбитражным судом Ставропольского края настоящего дела оплата спорной задолженности ответчиком не производилась.
Таким образом, задолженность ТСЖ "Дружба - 2007" за электроэнергию, потребленную в период: май - июль 2021, январь, февраль, апрель 2022, составляет 7 696 руб. 41 коп.
В суде первой инстанции ответчиком оспаривался расчет истца, которым указано, что расчет задолженности составлен истцом неверно, поскольку ресурсоснабжающая организация в нарушение пункта 42 Правил N 354 в случае, когда потребитель не предоставляет показания прибора учета, в последующем учитывает корректировку в его показаниях, что отражается на потреблении ресурса на содержание общего имущества. В квартирах N N 5, 15, 19, 27, 38, 41, 52 истец не производил расчет объемов индивидуального потребления, в связи с тем, что объем энергии с целью содержании общего имущества многоквартирного дома находится в прямой зависимости от объемов индивидуального потребления, то при отсутствии расчетов объемов потребления по указанным квартирам не может быть признанным и сам расчет. Кроме того, по квартире N 1 индивидуальное потребление ресурса произведено с нарушением Правил N 354.
Проверяя обоснованность доводов ответчика, с учетом представленных истцом возражений и документов, судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства.
На основании актов первичного учета электроэнергии в целях содержания общего имущества, в подтверждение обоснованности расчета, истцом представлены пояснения к расчету объемов потребления ТСЖ "Дружба-2007" по каждому жилому помещению. Методика расчетов ответчика искажает объем индивидуального потребления собственников помещений, поскольку товарищество не производит перерасчетов объемов согласно показаниям индивидуальных приборов учета, и как следствие, искажает суммарное потребление электроэнергии в целях содержания общего имущества.
Отсутствие потребления электрической энергии в спорный период в части жилых помещениях МКД, расположенных по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Кисловодская, дом 24а, корпус 6, обусловлено:
1) введением в отношении потребителей ограничения режима потребления электрической энергии в связи с наличием задолженности по оплате за коммунальный ресурс:
* кв. 28 (л/с 45782/0181) - начисления в мае - сентябре 2021 производились по нормативу (акт осмотра N 09 от 10.02.2020, предписано заменить ИПУ), в октябре 2021 - апреле 2022 начисления не производились, введено ограничение режима потребления электрической энергии (акт об ограничении от 18.10.2021);
* кв. 39 (л/с 45794/0181) - начисления в декабре 2021 - апреле 2022 не производились, введено ограничение режима потребления электрической энергии (акт об ограничении от 07.12.2021);
2) передачей в текущем расчетном периоде показаний ИПУ аналогичных предшествующему периоду: кв. 15 - март 2022 года; кв. 19 - май-август, октябрь 2021 года, январь, апрель 2022 года; кв. 25 - декабрь 2021. январь, март-апрель 2022 года; кв. 52 - декабрь 2021 года, февраль-апрель 2022 года; кв. 53 - июль 2022 года; кв. 55 - ноябрь-декабрь 2021 года, январь 2022 года;
3) отсутствием проживающих в помещениях потребителей, в том числе:
* квартира N 5 (л/с 316639/0181) - начисления в мае - августе 2021 года не производились, потребитель временно не проживает (акт осмотра от 24.06.2021);
* квартира N 10 (л/с 29344/0181) - начисления в мае - июле 2021 года не производились, потребитель временно не проживает (заявление от 13.04.2021);
* квартира N 15 (л/с 1566/0181) - начисления с мая 2021 года по январь 2022 года не производились, потребитель временно не проживает (заявление от 09.06.2021);
* квартира N 27 (л/с 45781/0181) - начисления в мае-августе 2021 года не производились, потребитель временно не проживает (заявление от 23.05.2021);
* квартира N 52 (л/с 45807/0181) - начисления в июне-ноябре 2021 года не производились, потребитель временно не проживает (заявление от 22.06.2021).
4) проведенной в спорный период заменой у абонентов индивидуальных приборов учета (при этом в акте первичного учета в целях СОИ по МКД указываются оба прибора учета (новый и старый) и по одному из приборов отсутствует потребление): октябрь 2021 года - квартиры 38, 40, 41, 48, 54, 56, 72; март 2022 года - кв. 16.
Таким образом, довод ответчика о том, что истцом не проводились начисления по квартире N 38 (л/с 45793/0181) и квартире N 41 (л/с 45796/0181) не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
При непредставлении отдельными потребителями показаний ИПУ за тот или иной месяц общество в соответствии с пунктами 59, 60 Правил N 354 выставляет им объем электрической энергии, полученный расчетным способом - по среднемесячному потреблению. В пояснениях истца содержится информация обосновывающая проведение корректировок индивидуального потребления, в том числе согласно реестрам снятия показаний ИПУ за февраль, март 2022 года.
После определения объема потребления по показаниям ИПУ, обществом производится перерасчет объема коммунального ресурса, согласно пункту 61 Правил N 354. При этом нередко при первоначальном выставлении потребления по среднемесячному или по нормативам, а затем последующему перерасчету на основе показаний ИПУ, объем фактического потребления собственника может оказаться меньше ранее выставленного и тогда индивидуальное потребление принимает отрицательное значение.
Двойственное отношение ответчика к объему потребления "принимающему отрицательное значение", товарищество считает, что при расчете объема электроэнергии, потребленной в целях СОИ может сложиться отрицательная разница, но не допускает получение отрицательного индивидуального потребления.
В расчетах истца объем потребления рассчитанный за весь спорный период по индивидуальному прибору учета и суммарный объем, выставленный конечному потребителю, являются полностью тождественными или имеется незначительная разница между данными величинами, которая складывается в результате округления различных значений.
Проанализировав подобным образом потребление электроэнергии по всем жилым помещениям в МКД, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что методы расчета объемов поставленного коммунального ресурса, применяемые гарантирующим поставщиком, соответствуют требованиям действующего законодательства, являются логически и математически верными.
Методика расчетов ответчика искажает объем индивидуального потребления собственников помещений в МКД, поскольку товарищество отказывается производить перерасчет объемов согласно показаниям ИПУ, и как следствие, методика расчетов ответчика искажает суммарное потребление электроэнергии в целях СОИ.
Предлагаемая товариществом методика расчета объема потребленной электроэнергии приведет к необоснованному значительному увеличению индивидуального потребления, в результате чего права конечного потребителя - собственника жилого помещения будут нарушены.
При рассмотрении гражданских дел- N А63-20352/2018, N А63-6785/2020, N А63-158/2021, N А63-19051/2021 судами первой, апелляционной и кассационной инстанций методика расчета объема потребленного коммунального ресурса, применяемая истцом неоднократно признавалась методологически и математически верной.
Возражений относительно объемов полученного коммунального ресурса и стоимости ответчиком не заявлено, доказательств, свидетельствующих об ином объеме полученного коммунального ресурса, в материалы дела не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лица, участвующее в деле должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Исходя из положений подпунктов "а", "в" пункта 4 и пункта 13 Правил N 354, к числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, отнесены услуги электроснабжения, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
На товарищество как исполнителя услуги по содержанию общего имущества МКД в императивном порядке возложена обязанность по заключению договоров на поставку коммунальных ресурсов в объеме, потребляемом на общедомовые цели (пункты 4 - 12 ПравилN 124).
Исполнитель коммунальных услуг в силу подпунктов "е", "е (1)" и "е (2)" пункта 31 Правил N 354 обязан ежемесячно снимать показания коллективного прибора учета и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, а также осуществлять не реже одного раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета).
В подпункте "б" пункта 82 Правил N 354 установлено, что исполнитель обязан проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
В нарушение приведенных норм процессуального законодательства, ответчиком в суд первой инстанции не было представлено доказательств, опровергающих доводы истца.
Вместе с тем суд не может в нарушение принципа состязательности арбитражного процесса исполнять бремя доказывания по делу за ответчика, занявшему пассивную позицию по делу.
Факт исполнения истцом обязательств по поставке электрической энергии в спорном периоде подтверждаются представленными истцом в дело и не оспоренными ответчиком актами об оказании услуг.
В документах имеются сведения об объеме электроснабжения, потребленной в точке поставки ответчика с указанием наименования точки поставки, и, начальных и конечных показаниях прибора учета в расчетном периоде.
Доказательств того, что истцом поставлен меньший объем электрической энергии, ответчиком не представлено.
В письме Минстроя России от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 1 января 2017 года расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения", указано о том, что частью 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах N 354, в соответствии с пунктом 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по электроснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, электрической энергии в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Законодательство, регулирующее вопросы оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме, исходит из того, что ввиду конструктивных особенностей многоквартирных домов собственники жилых и нежилых помещений, находящихся в этих домах, по общему правилу, основанному на самом факте нахождения помещений в едином здании с общим фундаментом, стенами, инженерными сетями и т.п., объективно пользуются не только своими помещениями, но и общим имуществом дома. Как следствие, такие собственники потребляют и коммунальные услуги в местах общего пользования и должны их оплатить в порядке, указанном в пунктах 40, 42(1), 43 Правил N 354.
В соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 4, 18, 40 Правил N 354 собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома независимо от наличия у него расходов на содержание помещения, находящегося у него в собственности, а также оплачивать коммунальные услуги, использованные на общедомовые нужды, вне зависимости от фактического использования общим имуществом многоквартирного дома.
Действующее законодательство в жилищно-коммунальной сфере не связывает факт потребления коммунальных ресурсов на содержание общего имущества в многоквартирном доме с наличием отдельных ресурсопотребляющих устройств для обособленного учета объема ресурса на содержание общего имущества дома или выпускных кранов.
Иного порядка определения объема коммунального ресурса, поставляемого на содержание общедомового имущества, жилищное законодательство Российской Федерации не предусматривает.
Поскольку ответчик не представил доказательства оплаты потребленного коммунального ресурса в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленные обществом требования являются обоснованными, а поэтому требование истца о взыскании задолженности в сумме 7 696 руб. 61 коп. за период с мая 2021 года по июль 2021 года, январь, февраль, апрель 2022 года подлежат удовлетворению.
Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика неустойки за просрочку оплаты основного долга.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
В соответствии со статьям 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств, соглашение о которой должно быть совершено в письменной форме. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Статьей 332 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено право кредитора требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
С учетом того, что материалами дела подтверждается факт ненадлежащего исполнения товариществом обязательств по оплате поставленного ресурса, требования истца о взыскании с ответчика неустойки заявлены правомерно
Заявленные истцом ко взысканию пени по своей правовой природе являются законной неустойкой.
На основании части 1 статьи 21 Закона N 35-ФЗ, Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике устанавливает особенности функционирования оптового и розничных рынков в отдельных частях ценовых зон оптового рынка.
В силу абзаца 9 пункта 2 статьи 37 Закона N 35-ФЗ товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
В данном случае общество просит взыскать законную неустойку за просрочку исполнения обязательств на содержание общего имущества.
Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 11.12.2015 N 3894-У, значение ставки рефинансирования Банка России с 01.01.2016 приравнено к значению ключевой ставки Банка России.
В соответствии с разъяснениями по вопросам, возникающим в судебной практике, приведенным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016 (вопрос 3), размер законной неустойки за просрочку исполнения обязательств по оплате потребления энергетических ресурсов определяется в зависимости от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату уплаты пеней на не выплаченную в срок сумму. Следовательно, при добровольной уплате названной неустойки ее размер по общему правилу подлежит исчислению по ставке, действующей на дату фактического платежа.
При этом, закон не содержит прямого указания на применимую ставку в случае взыскания неустойки в судебном порядке.
Вместе с тем по смыслу данной нормы, закрепляющей механизм возмещения возникших у кредитора убытков в связи с просрочкой исполнения обязательств по оплате потребленных энергетических ресурсов, при взыскании суммы неустоек (пеней) в судебном порядке за период до принятия решения суда подлежит применению ставка на день его вынесения.
Данный механизм расчета неустойки позволяет обеспечить правовую определенность в отношениях сторон на момент разрешения спора в суде.
Факт нарушения со стороны ответчика сроков оплаты подтверждается материалами дела и товариществом не оспаривается.
Суд, проверив представленный расчет пени, приходит к выводу, что расчет произведен арифметически правильно в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, требование истца о взыскании пеней в размере 959 руб. 14 коп. за период с 16.07.2021 по 31.03.2022, с 16.06.2022 по 03.02.2023 по долгу за апрель 2022 года подлежало удовлетворению.
Довод ответчика о том, что поскольку между сторонами нет подписанного договора энергоснабжения, то его условия не распространяются на взаимоотношения сторон, является необоснованным по изложенным выше обстоятельствам и положений действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции также учитывает следующее.
Пунктом 2.2 Постановления РТК Ставропольского края от 22.08.2016 N 30/1 "О границах зон деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ставропольского края" определена зона деятельности ПАО "Ставропольэнергосбыт".
Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, установлено, что договор энергоснабжения, заключаемый с гарантирующим поставщиком, является публичным (пункт 28), что влияет на порядок его заключения, права и обязанности сторон.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится.
Коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приобретаются и оплачиваются Товариществом собственников жилья.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2014, разъяснено, что при отсутствии у управляющей компании договора с ресурсоснабжающей организацией необходимо установить, не сложились ли между нею и ресурсоснабжающей организацией фактические договорные отношения.
В пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 указано, что если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома и наниматели (собственники) помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения, в связи с чем управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг (пункт 1 статьи 162 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Ответчик фактически приступил к управлению общим имуществом МКД, истец выставляет последнему счета на оплату за поставку коммунального ресурса.
Таким образом, между сторонами в соответствии с пунктом 1 статьи 162 Гражданского кодекса Российской Федерации фактически сложились договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети.
Сам по себе факт отсутствия подписанного между ПАО "Ставропольэнергосбыт" и ТСЖ "Дружба-2007" договора энергоснабжения не изменяет статуса последнего по отношению к собственникам помещений в МКД как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества МКД и не освобождает ответчика от обязанности оплатить принятую энергию (пункт 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому такие отношения следует рассматривать как договорные.
Учитывая изложенное суд первой инстанции правомерно указал, что применение ПАО "Ставропольэнергосбыт" условий договора энергоснабжения N 591658, в части зачисления гарантирующим поставщиком оплат, поступивших от ответчика, соответствует нормам действующего законодательства.
Довод ответчика об отнесении истцом платежей, произведенных товариществом в спорном периоде, на задолженность, образовавшуюся в предшествующие периоды, судом отклоняется по следующим основаниям.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", если платёжный документ не содержит данных о расчётном периоде, денежные средства, внесённые на основании данного платёжного документа, засчитываются в счёт оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный гражданином (статья 319.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В случае, когда наниматель (собственник) не указал, в счёт какого расчётного периода им осуществлено исполнение, исполненное засчитывается за периоды, по которым срок исковой давности не истёк (часть 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 199, пункт 3 статьи 319.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5.9.1 Договора энергоснабжения N 591839 от 30.07.2021, направленного ответчику с офертой в июле 2021 года (исх. исх. 011-е/16601 от 15.07.2021), в случае отсутствия назначения платежа или в случае ненадлежащего указания сведений о периоде за который произведена оплата, денежные средства зачисляются в счет погашения задолженности предыдущих расчетных периодов (начиная с самого раннего периода).
Поскольку в сентябре, октябре 2021 года, июне, сентябре 2022 года, марте 2023 года объем электрической энергии, потребленной в целях СОИ, принял отрицательное значение, гарантирующим поставщиком счета-фактуры за указанные расчетные периоды ответчику не выставлялись, что подтверждается актом сверки взаимных расчетов.
Первичные документы на оплату электроэнергии, потребленной в августе, ноябре, декабре 2021 года, марте, июле, октябре, декабре 2022 года, феврале 2023 года выставлены истцом в соответствии с фактическим объемом потребленного коммунального ресурса и полностью оплачены товариществом, что также подтверждается актом сверки взаимных расчетов.
Таким образом, оплаты, произведенные ответчиком по платежным поручениям:
* N 1566 от 26.08.2021 с назначением платежа "СОИ за август 2021 г." (частично);
* N 1768 от 28.09.2021 с назначением платежа "СОИ за сентябрь 2021 г.";
* N 2056 от 28.10.2021 с назначением платежа "СОИ за октябрь 2021 г.";
* N 2237 от 25.11.2021 с назначением платежа "СОИ за ноябрь 2021 г." (частично);
* N 2473 от 29.12.2021 с назначением платежа "СОИ за декабрь 2021 г." (частично);
* N 463 от 31.03.2022 с назначением платежа "СОИ за март 2022 г." (частично);
* N 1087 от 28.06.2022 с назначением платежа "СОИ за июнь 2022 г.";
* N 1281 от 28.07.2022 с назначением платежа "СОИ за июль 2022 г." (частично);
* N 1674 от 29.09.2022 с назначением платежа "СОИ за сентябрь 2022 г.";
* N 1852 от 27.10.2022 с назначением платежа "СОИ за октябрь 2022 г." (частично);
* N 2214 от 23.12.2022 с назначением платежа "СОИ за декабрь 2022 г." (частично);
* N 220 от 22.02.2023 с назначением платежа "СОИ за февраль 2023 г." (частично);
* N 374 от 27.03.2023 с назначением платежа "СОИ за март 2023 г.", зачтены истцом в счет погашения ранее образовавшейся задолженности, взысканной решениями суда по делам N А63-20352/2018, N А63-6785/2020.
Оплата, поступившая по остальным платежным поручениям, отраженным в акте сверки взаимных расчетов, была отнесена истцом в соответствии с назначением, указанным в платежных документах.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Аргументы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, коллегия судей изучила и признала юридически несостоятельными, ибо все они сводятся к иным, нежели у суда, трактованию норм действующего законодательства и оценке фактических обстоятельств спора. Однако наличие у заявителя собственной правовой позиции по спорному вопросу не является основанием для отмены принятого по делу судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы ТСЖ "Дружба-2007" являются ошибочными, основанными на неверном толковании ответчиком норм права. Все несогласия товарищества с решением суда носят формальный характер. Ответчиком не представлены какие-либо документальные доказательств, опровергающие доказательства истца.
Суд апелляционной инстанции считает статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя, но взысканию не подлежит, поскольку была уплачена при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.03.2023 по делу N А63- 12528/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.В. Казакова |
Судьи |
С.Н. Демченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-12528/2022
Истец: ПАО "СТАВРОПОЛЬЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: ТСЖ "ДРУЖБА-2007"
Третье лицо: Захарьящев Михаил Сергеевич