г. Санкт-Петербург |
|
18 июня 2023 г. |
Дело N А56-116122/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеева Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Зыбин И.Ю. по доверенности от 01.01.2022
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10642/2023) акционерного общества "ЛОЭСК" - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2023 по делу N А56-116122/2022, принятое
по заявлению акционерного общества "ЛОЭСК" - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области
к Управлению Федеральной Антимонопольной службы по Ленинградской области
об отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" (ИНН 4703074613; далее - Общество, АО "ЛОЭСК") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Управление, Ленинградское УФАС) от 28.10.2022 по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-2966/2022, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 600000 руб.
Решением суда первой инстанции от 21.02.2023 оспариваемое постановление изменено в части назначенного Обществу наказания, размер штрафа снижен до 300000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, АО "ЛОЭСК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 21.02.2023 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований. Податель жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции не учтено, что одновременная подача ООО "Технопарк Мариенбург" (заявитель) пяти заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям на присоединение максимальной совокупной мощности в размере 750 кВ в отношении пяти земельных участков незначительной площади свидетельствует об искусственном дроблении единого земельного участка, в отношении которого уже осуществлено технологическое присоединение, с целью получения льготных условий на технологическое присоединение каждого из вновь созданных участков, что, по мнению подателя жалобы, имеет признаки заведомо недобросовестного поведения. Податель жалобы указывает на то, что требования Общества о предоставлении плана расположения энергопринимающих устройств, расположенных на земельных участках, образованных путем раздела земельного участка, в отношении которого уже осуществлено технологическое присоединение, было направлено на недопущение нарушения требований об однократности технологического присоединения. Таким образом, податель жалобы полагает, что в действиях Общества отсутствует состав вмененного административного правонарушения, поскольку ООО "Технопарк Мариенбург" не соблюден установленный обязательный порядок подачи заявок и заключения договоров на технологическое присоединение.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в Ленинградское УФАС поступило заявление ООО "Технопарк Мариенбург" (заявитель) (вх. N 265-ЭП/22 от 05.08.2022) на действия (бездействие) АО "ЛОЭСК", содержащее сведения о нарушении Обществом Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N861), в связи с чем определением Ленинградского УФАС от 05.10.2022 возбуждено дело N 047/04/9.21-2966/2022 по признакам совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В ходе проведения административного расследования Управлением установлено, что 24.06.2022 ООО "Технопарк Мариенбург" поданы заявки N N 42387, 42388, 42389, 42391, 42393 на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям АО "ЛОЭСК" энергопринимающих устройств объектов, расположенных по адресу: Ленинградская обл., Гатчинский р-н, Пудостьское с.п., промышленная зона Корпиково, земельные участки с кадастровыми номерами 47:23:0257002:659, 47:23:0257002:660, 47:23:0257002:661, 47:23:0257002:662, 47:23:0257002:663, с максимальной мощностью 150 кВт по третьей категории надежности каждый.
29.06.2022 АО "ЛОЭСК" направило в адрес заявителя письма о приостановлении рассмотрения заявок на технологическое присоединение объектов к электрическим сетям, в которых указано на непредставление ООО "Технопарк Мариенбург" документов, подтверждающих указанные в пунктах 5, 8 заявок сведения (о наименовании объекта, виде экономической деятельности заявителя), а также предложено представить документы в соответствии с подпунктами "а", "г" пункта 10 Правил N 861.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении Общество представило письменные пояснения от 05.09.2022 N 00-02/2856, в которых АО "ЛОЭСК" указало, что с учетом выявленных замечаний к поданным ООО "Технопарк Мариенбург" заявкам АО "ЛОЭСК" в адрес заявителя 29.06.2022 были направлены письма о предоставлении недостающих документов. Впоследствии в связи с истечением срока, установленного пунктом 15 Правил N 861, заявки NN 42387, 42388, 42389, 42391, 42393 были аннулированы 01.08.2022, о чем заявитель был уведомлен посредством сервиса личного кабинета на официальном сайте АО "ЛОЭСК".
По результатам административного расследования Управление пришло к выводу о том, что Обществом не были в установленный срок исполнены мероприятия, указанные в пункте 105 Правил N 861, а именно в срок до 08.07.2022 не были размещены в личном кабинете заявителя условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, счет, технические условия, проект договора и инструкция.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Управления в отношении Общества протокола от 14.10.2022 по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-2966/2022, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ
Постановлением Управления от 28.10.2022 по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-2966/2022 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 600000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. Вместе с тем, суд первой инстанции посчитал возможным на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного Обществу административного штрафа до 300000 руб.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 21.02.2023 в связи со следующим.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий урегулированы Правилами N 861.
В пункте 3 Правил N 861 указано, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12(1), 14 и 34 рассматриваемых Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 105 Правил N 861 в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):
- условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;
- счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;
- технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);
- инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
Как следует из материалов дела, 24.06.2022 ООО "Технопарк Мариенбург" поданы заявки N N 42387, 42388, 42389, 42391, 42393 на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям АО "ЛОЭСК" энергопринимающих устройств объектов, расположенных по адресу: Ленинградская обл., Гатчинский р-н, Пудостьское с.п., промышленная зона Корпиково, земельные участки с кадастровыми номерами 47:23:0257002:659, 47:23:0257002:660, 47:23:0257002:661, 47:23:0257002:662, 47:23:0257002:663, с максимальной мощностью 150 кВт по третьей категории надежности каждый.
30.06.2022 АО "ЛОЭСК" направило в адрес заявителя письма о приостановлении рассмотрения заявок на технологическое присоединение объектов к электрическим сетям, в которых указано на непредставление ООО "Технопарк Мариенбург" документов, подтверждающих указанные в пунктах 5, 8 заявок сведения (о наименовании объекта, виде экономической деятельности заявителя), а также предложено представить документы в соответствии с подпунктами "а", "г" пункта 10 Правил N 861.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, к заявкам от 24.06.2022 N N 42387, 42388, 42389, 42391, 42393 в соответствии с требованиями подпунктов "а", "г" пункта 10 Правил N 861 были приложены выписки из ЕГРН на земельные участки, принадлежащие на праве собственности ООО "Технопарк Мариенбург", на которых предполагалось новое строительство, а также планы расположения энергопринимающих устройств. АО "ЛОЭСК" при рассмотрении дела в Ленинградском УФАС, а также в суде не представило пояснений относительно того, каким нормативным требованиям не соответствуют представленные Обществом планы расположения энергопринимающих устройств.
Требования АО "ЛОЭСК" о представлении ООО "Технопарк Мариенбург" документов, подтверждающих указанные в пунктах 5, 8 заявок сведения о наименовании объекта, виде экономической деятельности заявителя, не соответствуют положениям пунктов 10 и 11 Правил N 861.
Таким образом, Общество обязано было разместить в личном кабинете заявителя в соответствии с пунктом 105 Правил N 861 условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, счет, технические условия, проект договора и инструкцию в срок до 08.07.2022, вместе с тем указанная информация Обществом в установленный срок не размещена (заявки аннулированы 01.08.2022), что свидетельствует о нарушении Обществом Правил N861 и наличии в его действиях объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ (с учетом повторности привлечения Общества к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ).
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований Правил N 861 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Доводы подателя жалобы о злоупотреблении ООО "Технопарк Мариенбург" своими правами, со ссылками на одновременную подачу заявителем пяти заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям на присоединение максимальной совокупной мощности в размере 750 кВ в отношении пяти земельных участков незначительной площади, свидетельствующее, по мнению подателя жалобы, об искусственном дроблении единого земельного участка, в отношении которого уже осуществлено технологическое присоединение, с целью получения льготных условий на технологическое присоединение каждого из вновь созданных участков, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В рассматриваемом случае из материалов настоящего дела не следует, что заявителем (ООО "Технопарк Мариенбург") осуществлено искусственное дробление единого земельного участка исключительно с целью создания ситуации, при которой у заявителя возникает право на технологическое присоединение на льготных условиях каждого участка, а у сетевой организации - обязанность по заключению соответствующих договоров.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что в ходе производства по делу об административном правонарушении в Ленинградском УФАС Общество на данные обстоятельства не ссылалось, указывало только на несоответствие заявок ООО "Технопарк Мариенбург" требованиям пункта 10 Правил N 861.
В материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии технологического присоединения земельных участков с кадастровыми номерами 47:23:0257002:659, 47:23:0257002:660, 47:23:0257002:661, 47:23:0257002:662, 47:23:0257002:663..
Ссылки подателя жалобы на постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.10.2022 по делу N А56-109626/2021 отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку судебные акты в рамках дела N А56-109626/2021 вынесены по иным конкретным фактическим обстоятельствам.
При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении Обществом требований Правил N 861 и правомерно посчитал доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судом не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Суд первой инстанции также обоснованно не установил оснований для применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как указано в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного Общетвом правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным.
Вместе с тем, оценив приведенные Обществом в заявлении доводы и обстоятельства дела, суд первой инстанции посчитал возможным с учетом положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ изменить оспариваемое постановление в части назначенного Обществу наказания.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом, в силу части 3.3. статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
В рассматриваем случае, оценив конкретные обстоятельства дела и доводы Общества, приведенные в заявлении, учитывая характер совершенного Обществом правонарушения, принимая во внимание конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциации публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, суд первой инстанции пришел к выводу, что назначенное Обществу оспариваемым постановлением наказание (штраф в размере 600000 руб.) является в данном случае чрезмерным и не соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также целям административного наказания.
В связи с изложенным, суд первой инстанции посчитал возможным на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ изменить оспариваемое постановление Управления от 28.10.2022 по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-2966/2022 в части назначения наказания, снизив размер назначенного Обществу административного штрафа до 300000 руб. (1/2 минимального размера санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ и размера назначенного штрафа), полагая, что наказание в указанном размере будет являться справедливым и соразмерным характеру совершенного Обществом правонарушения.
Возражений относительно снижения размера штрафа ниже низшего предела административным органом не заявлено.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное судом первой инстанции наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного Обществом правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда от 21.02.2023 и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 февраля 2023 года по делу N А56-116122/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "ЛОЭСК" - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-116122/2022
Истец: АО "ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ", АО "ЛОЭСК-ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ", АО "ЛОЭСК" - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
17.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14832/2023
18.06.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10642/2023
21.02.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-116122/2022