г. Москва |
|
15 июня 2023 г. |
Дело N А40-2137/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой,
судей: |
С.М. Мухина, Л.Г. Яковлевой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Е. Нестеровой |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу Управления Роскомнадзора по Центральному Федеральному округу на решение Арбитражного суда города Москвы от 13.03.2023 по делу N А40-2137/23,
при участии:
от заявителя: |
Власенко Н.Ю. дов. от 09.01.202и |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Управление Роскомнадзора по Центральному федеральному округу, далее Управление, обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ООО "ДИДЖИТАЛ НЕТВОРК", далее Общество, к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.
Решением суда от 13.03.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с отсутствием состава вменяемого правонарушения в действиях Общества.
Не согласившись с вынесенным решением, Управление обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В судебном заседании Управление поддержало доводы апелляционной жалобы.
Представители Общества, извещенные надлежащим образом о времени и месте, в судебное заседание не явились, в связи с чем, дело рассмотрено судом в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы приходит к следующему.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Оказание услуг связи осуществляется на возмездной основе и требует наличие соответствующей лицензии (статья 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи").
Согласно пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан оказывать пользователям услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
ООО "Диджитал Нетворк" оказывает телематические услуги связи; услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации на основании лицензии Роскомнадзора от 07.07.2020 N 182231 (Л030-00114-77/00110416), от 07.07.2020 N 182230 (Л030-00114-77/00110417) со сроком действия до 07.07.2025 (далее-Лицензия).
Как указывает Управление Общество осуществляет лицензионную деятельность с нарушением пункта 1 статьи 46, пункта 2 статьи 64 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи), пунктов 4, 7, 10 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538 (далее -Правила взаимодействия), пунктов 9, 10 лицензионных требований в соответствии с Лицензиями; Правил применения оборудования коммутации и маршрутизации пакетов информации сетей передачи данных, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 16.04.2014 N 83; Требований к техническим и программным средствам информационных систем, содержащих базы данных абонентов оператора связи и предоставленных им услугах связи, а также информацию о пользователях услугами связи и о предоставленных им услугах связи, обеспечивающих выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 29.10.2018 N 573.
ООО "Диджитал Нетворк" не реализованы установленные федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
В соответствии с пунктом 9, 10 лицензионных требований лицензий Роскомнадзора от 07.07.2020 N 182231 (ЛО30-00114-77/00110416), N 182230 (Л030-00114-77/00110417) лицензиат обязан реализовать устанавливаемые Федеральным органом исполнительной власти по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий.
Необеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий в соответствии с пунктом 15 Положения о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. N 2385, является грубым нарушением лицензионных требований. В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Закона о связи оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральном; федеральному округу (далее - Управление) на основании Положения об Управлении, утвержденного Приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 N 38, з решения руководителя Управления от 25.10.2022 N 523-нд была проведен внеплановая проверка в отношении оператора связи ООО "Диджитал Нетворк".
На основании сведений, полученных в ходе проведения внеплановой документарной проверки установлено указанные выше обстоятельства.
В ходе проведения внеплановой документарной проверки Управлением в адрес ООО "Диджитал Нетворк" было направлено требование от 07.11.2022 JM 110347-24/77 о предоставлении документов, подтверждающих выполнение требований по внедрению системы оперативно-розыскных мероприятий на сеть связи оператора связи.
На полученное требование ООО "Диджитал Нетворк" представило ответ (вх. от 06.12.2022 N 195610/77).
Из письма ФСБ РФ от 29.09.2022 N 12/Т/2-2594 следует, что ООО "Диджитал Нетворк" не реализованы требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в связи с чем ФСБ РФ не имеет возможности проводить оперативно-розыскные мероприятия на сети связи ООО "Диджитaл Нетворк", что создает угрозу безопасности Российской Федерации в части борьбы с терроризмом и экстремизмом.
Административный орган пришел к выводу, что документы, действующие на текущий момент (планы, акты), согласованные установленным порядком с органами ФСБ РФ, подтверждающие реализации обязательных лицензионных требований отсутствуют.
На основании выявленных нарушений должностным лицом Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу в отношении ООО "Диджитал Нетворк" составлен протокол N АП-77/24/1422 от 28.12.2022.
Данный протокол составлен в присутствии полномочного представителя ООО "Диджитал Нетворк"- Правдиной Е.С., действующей на основании доверенности от 01.01.2019 б/н., при наличии сведений о надлежащим извещении законного представителя о дате, месте и времени его составления.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ. Нарушений процедуры составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, которые могут являться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сослался на то обстоятельство, что 08.12.2022 подписанный со стороны план мероприятий передан в ФСБ на подписание, однако, подписанный со стороны ФСБ план в адрес Общества не поступал.
Таким образом, Оператор, во исполнение действующего законодательства, предпринял все возможные от него меры по исполнению обязательств по реализации ОРМ и исполнил их, в связи с чем суд пришел к выводу об отсутствии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст.14.1 КоАП РФ.
Между тем, судом первой инстанции не учтено, что на момент направления подписанного со стороны Общества плана мероприятий в ФСБ (08.12.22) уже проводилась Управлением проверка, вручено было требование о предоставлении документов подтверждающих факт исполнения лицензионного требования.
При таких обстоятельствах с выводом суда первой инстанции об отсутствии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения нельзя.
Вместе с тем, на дату принятия судом апелляционной инстанции судебного акта по настоящему делу трехмесячный срок привлечения Общества к административной ответственности истек.
Срок давности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, является пресекательным и восстановлению не подлежит.
В этой связи оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.03.2023 по делу N А40-2137/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-2137/2023
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Ответчик: ООО "ДИДЖИТАЛ НЕТВОРК"