город Ростов-на-Дону |
|
19 июня 2023 г. |
дело N А32-47805/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Деминой Я.А., Шимбаревой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соколовой В.Д.,
при участии в судебном заседании:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Краснодарскому краю: представитель по доверенности от 25.01.2021 Дрюкова Е.В., представитель по доверенности от 02.06.2023 Бережная А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Комловской Ирины Иосифовны на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.04.2023 по делу N А32-47805/2022 об отказе в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Комловской Ирины Иосифовны,
заинтересованное лицо: Межрайонная Инспекция федеральной налоговой службы N 5 по Краснодарскому краю
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Комловская Ирина Иосифовна (далее - заявитель, ИП Комловская И.И.) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Краснодарскому краю (далее также - МИФНС России N 5 по Краснодарскому краю, налоговый орган, инспекция) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 610 от 12.05.2022 недействительным.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.04.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Комловская И.И. обжаловала решение суда первой инстанции от 06.04.2023 в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила обжалуемый судебный акт отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции сделаны неверные выводы. Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает процедуры отзыва (или аннулирования) представленных налогоплательщиком деклараций. Суд необоснованно сделал вывод об использовании всех 14 земельных участков в предпринимательской деятельности. Кроме того, суд не применил подлежащие применению пункт 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Краснодарскому краю возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы за 2020 год, представленной заявителем в налоговый орган 30.07.2021, по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 18.11.2021 N 9101.
По итогам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки, письменных возражений налогоплательщика и материалов налоговой проверки инспекцией принято решение от 12.05.2022 N 610 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 14119,50 руб. (размер штрафных санкций уменьшен налоговым органом в 16 раз, в связи с установлением смягчающих обстоятельств).
Согласно указанному решению, предпринимателю предложено уплатить недоимку по УСН в сумме 1129560 руб., а также пени в размере 129466,40 руб. Всего по решению доначислено - 1273145,90 руб.
Камеральной налоговой проверкой уточненной декларации по УСН установлено, что налогоплательщиком в нарушение пункта 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации допущена неуплата налога по УСН в результате невключения в налогооблагаемую базу доходов, полученных от продажи земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности.
ИП Комловская И.И., не согласившись с решением Инспекции, обратилась в Управление с апелляционной жалобой, в которой указала, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для проведения камеральной налоговой проверки ошибочно представленной уточненной декларации по УСН за 2020 год.
Решением УФНС России по Краснодарскому краю от 06.07.2022 N 25-13/19557@, апелляционная жалоба ИП Комловской И.И. оставлена без удовлетворения.
Несогласие с решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Краснодарскому краю (далее также - МИФНС России N 5 по Краснодарскому краю, налоговый орган, инспекция) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 610 от 12.05.2022, послужило основанием для обращения с настоящим заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8, если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление в совокупности двух обстоятельств: несоответствие обжалуемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение данным актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьями 23, 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Согласно основополагающему принципу налогового законодательства, регламентированному в части 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Кодексом. Взыскание налога с организации производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Кодексом. Правила, предусмотренные названной статьей, применяются также в отношении пеней и штрафов.
Пунктом 1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации, не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа, в соответствии с их служебными обязанностями, без какого-либо специального решения руководителя налогового органа, в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.
Статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками единого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.
На основании пункта 2 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.
В силу подпункта 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 249 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Порядок признания доходов при применении упрощенной системы налогообложения определен положениями пункта 1 ст. 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрено, в частности, что датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если объектом налогообложения являются "доходы", налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.
Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности).
Доходы от продажи недвижимого имущества к доходам, не учитываемым при применении упрощенной системы налогообложения, не относятся.
Статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что рассмотрение акта проверки и других материалов налоговой проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленных проверяемым лицом письменных возражений по указанному акту, завершается вынесением решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности.
В соответствии с пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных названным Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что налоговым органом в рамках статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации составлен акт камеральной налоговой проверки от 18.11.2021 N 9101, который вместе с извещением от 18.11.2021 N 9237 о дате и месте рассмотрения материалов проверки, направлен по ТКС 22.11.2021.
Согласно квитанциям, документы приняты налогоплательщиком 23.11.2021.
ИП Комловской И.И. представлены возражения на акт (вх. от 23.12.2021 N 26779, вх. от 11.01.2022 N 00212).
В связи с направлением налогоплательщиком ходатайства об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки, Инспекцией принято решение от 13.01.2022 N 1 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки.
Извещение от 13.01.2022 N 65 о времени и месте рассмотрения материалов получено налогоплательщиком по ТКС 17.01.2022.
Акт налоговой проверки, материалы налоговой проверки и возражения налогоплательщика рассмотрены 27.01.2022 в присутствии представителя налогоплательщика по доверенности (протокол рассмотрения N 387), Инспекцией принято решение от 07.02.2022 N 3 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, по результатам которых, составлено дополнение к акту налоговой проверки от 24.03.2022 N 4, которое получено предпринимателем по ТКС 01.04.2022.
Извещение от 29.03.2022 N 485 о времени и месте рассмотрения материалов проверки получено налогоплательщиком по ТКС 31.03.2022.
Предпринимателем представлены возражения на дополнение к акту налоговой проверки (вх. от 28.04.2022 N 09598, вх. от 28.04.2022 N 09606).
Рассмотрение материалов налоговой проверки с учетом дополнения к акту произведено в присутствии представителя налогоплательщика по доверенности (протокол рассмотрения от 28.04.2022 N 973).
По результатам рассмотрения материалов проверки заместителем начальника Инспекции принято решение от 12.05.2022 N 610 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которое получено Заявителем по ТКС 25.05.2022.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки, приведенные в пункте 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, Инспекцией не нарушены, так как налоговым органом обеспечена возможность ознакомления налогоплательщика со всеми материалами проверки, подачи возражений и участия при их рассмотрении в налоговом органе.
Как следует из материалов дела, Комловская Ирина Иосифовна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 17.03.2015.
Основным видом предпринимательской деятельности является оптовая торговля сахаром, в качестве дополнительных видов деятельности указаны: предоставление услуг в области растениеводства, оптовая торговля: зерном, необработанным табаком, семенами и кормами для сельскохозяйственный животных, семенами, масличными семенами и маслосодержащими плодами, сельскохозяйственным сырьем, деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам, прочая вспомогательная деятельность, связанная с перевозками, аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения с объектом налогообложения "доходы".
В проверяемом периоде также осуществлялась предпринимательская деятельность, в частности, по покупке, подготовке к продаже и продаже недвижимого имущества.
Предпринимателем 30.04.2021 представлена первичная налоговая декларация по УСН за 2020 год, согласно которой сумма полученных доходов составила 3628000 руб., сумма исчисленного налога за налоговый период - 217680 руб., сумма страховых взносов, уменьшающая сумму исчисленного налога, - 184192 руб., сумма налога, подлежащего уплате в бюджет - 33488 руб.
Камеральная проверка первичной декларации была завершена без нарушений.
30.07.2021 налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация по УСН за 2020 год (номер корректировки 1), показатели которой идентичны показателям первичной декларации.
В результате камеральной проверки уточненной налоговой декларации по УСН за 2020 год, налоговым органом установлено, что налогоплательщиком в 2020 году произведено отчуждение принадлежащего ему на праве собственности недвижимого имущества - реализовано 14 земельных участков (вид использования земель - для сельскохозяйственного производства, для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий) общей площадью 124 га на общую сумму 18826000 руб., в том числе:
- с кадастровым номером 23:03:0301005:16 - договор купли-продажи от 23.03.2020 (регистрация факта владения - 28.02.2019, прекращение владения - 24.03.2020), доход от продажи составил 290700 руб.;
- с кадастровым номером 23:03:0301005:17 - договор купли-продажи от 23.03.2020 (регистрация факта владения - 28.02.2019, прекращение владения -24.03.2020), доход от продажи составил 704100 руб.;
- с кадастровым номером 23:03:0301002:101 - договор купли-продажи от 23.03.2020 (дата регистрации факта владения - 11.03.2019, прекращение владения - 24.03.2020), доход от продажи составил 661200 руб.;
- с кадастровым номером 23:03:0301002:100 - договор купли-продажи от 23.03.2020 (регистрация факта владения - 13.03.2019, прекращение владения -25.03.2020), доход от продажи составил 170000 руб.;
- с кадастровым номером 23:22:0703001:113, договор купли-продажи от 14.08.2020 (регистрация факта владения - 27.12.2018, прекращение владения -27.08.2020), доход от продажи составил 1200000 руб.;
- с кадастровым номером 23:22:0703000:149, договор купли-продажи от 14.08.2020 (регистрация факта владения - 14.02.2018, прекращение владения -27.08.2020), доход от продажи составил 1 000000 руб.;
- с кадастровым номером 23:22:0703000:148 - договор купли-продажи от 14.08.2020 (регистрация факта владения - 15.02.2018, прекращение владения -27.08.2020), доход от продажи составил 2300000 руб.;
- кадастровый номер 23:22:0703000:88 - договор купли-продажи от 14.08.2020 (регистрация факта владения - 15.02.2018, прекращение владения -27.08.2020), доход от продажи составил 3800000 руб.;
- с кадастровым номером 23:22:0703002:69 - договор купли-продажи от 14.08.2020 (регистрация факта владения - 07.02.2019, прекращение владения -28.08.2020), доход от продажи составил 1200000 руб.;
- с кадастровым номером 23:22:0703002:27 - договор купли-продажи от 14.08.2020 (регистрация факта владения - 23.12.2018, прекращение владения -28.08.2020), доход от продажи составил 1350000 руб.;
- с кадастровым номером 23:22:0703002:68 - договор купли-продажи от 14.08.2020 (регистрация факта владения - 14.02.2018, прекращение владения -28.08.2020), доход от продажи составил 1100000 руб.;
- с кадастровым номером 23:22:0703002:26 - договор купли-продажи от 14.08.2020 (регистрация факта владения - 23.12.2018, прекращение владения -28.08.2020), доход от продажи составил 1350000 руб.;
- с кадастровым номером 23:22:0703002:45 - договор купли-продажи от 14.08.2020 (регистрация факта владения - 14.02.2018, прекращение владения -30.08.2020), доход от продажи составил 1100000 руб.;
- с кадастровым номером 23:22:0703001:270 - договор купли-продажи от 14.08.2020 (регистрация факта владения - 27.12.2018, прекращение владения -31.08.2020), доход от продажи составил 2600000 руб.
Доходы, полученные от реализации указанного имущества (земельных участков) в налоговой отчетности не отражены, не включены налогоплательщиком в состав доходов при исчислении налога, уплачиваемого при применении УСН ни в первичной, ни в уточненной налоговых декларациях за проверяемый период, налоги с сумм полученного дохода от продажи поименованного имущества не уплачены.
Факт реализации предпринимателем указанного имущества подтверждается сведениями, поступившими от Управления государственной Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и не опровергается самим заявителем.
При этом инспекцией установлено, что реализованное спорное имущество использовалось заявителем в предпринимательской деятельности.
Согласно письму ФНС России от 07.05.2019 N СА-4-7/8614 при установлении целей приобретения имущества основным фактором являются обстоятельства направленности на систематическое получение дохода от использования рассматриваемого имущества или систематичной перепродажи имущества. В каждом конкретном случае вопрос о наличии признаков предпринимательской деятельности рассматривается отдельно - в зависимости от вида недвижимого имущества, его целевого назначения, характера его использования, его количества, площади, периодичности заключения сделок и иных фактических обстоятельств.
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
По мнению инспекции, земельные участки сельскохозяйственного назначения по своим функциональным характеристикам изначально не предназначены для использования в иных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью (для личных потребительских нужд). Об использовании спорных земельных участков в предпринимательской деятельности также свидетельствует и количество приобретаемых / реализуемых земельных участков, их общая площадь - 124 га. Сведений об изменении характеристик земельных участков налогоплательщиком не представлено.
Также отсутствуют доказательства использования их в личных, семейных, бытовых и иных, не связанных с предпринимательской деятельностью, целях.
Являясь индивидуальным предпринимателем, заявитель в проверяемо периоде осуществлял систематическую реализацию земельных участков.
То есть, осуществляемая ИП Комловской И.И. деятельность по реализации объектов недвижимости носит систематический характер, и, как следствие, является предпринимательской.
Согласно договорам купли-продажи земельных участков установлено, что:
- земельные участки 23:03:0301005:17, 23:03:0301002:101, 23:03:0301002:100, 23:03:0301005:16 проданы Комловской Ириной Иосифовной (далее также - продавец) ООО "Колхоз Родина" (далее также - покупатель) по четырем договорам купли-продажи от 23.03.2020. В соответствии с пунктом 2.1 договора, продавец продал земельные участки за 1826000 руб. (в совокупности), которые покупатель уплатил продавцу, а продавец лично получил до подписания настоящего договора;
- земельные участки 23:22:0703000:88, 23:22:0703001:270, 23:22:0703002:27, 23:22:0703002:45, 23:22:0703002:69, 23:22:0703000:149, 23:22:0703001:113, 23:22:0703000:148, 23:22:0703002:26, 23:22:0703002:68 проданы Комловской Ириной Иосифовной (далее также - продавец) Сизикову Андрею Валерьевичу (далее также - покупатель) по десяти договорам купли-продажи от 14.08.2020. В соответствии с пунктом 3 указанных договоров земельные участки оцениваются в 17000000 руб. (в совокупности), которые покупатель уплатил продавцу в дату подписания договора
Поскольку условиями договоров купли-продажи, в которых ИП Комловская И.И. выступает в качестве продавца, установлено, что расчеты по оплате покупателями приобретенных земельных участков произведены до подписания договора, а иных способов оплаты договорами не предусмотрено, то моментом признания доходов для целей налогообложения будет считаться день подписания договора.
Согласно разъяснениям ФНС России, изложенным в письме от 23.05.2010 N 013186/В13-240@ (согласовано с Минфином России, письмо от 25.04.2013 N 03-04- 07/14436), если в текст договора включено положение о том, что на момент подписания договора расчеты между сторонами произведены полностью, то исполнение обязательств, в том числе факт уплаты денежных средств по договору, можно считать подтвержденным.
Следовательно, Инспекцией правомерно определен момент получения заявителем дохода.
Таким образом, в ходе камеральной проверки Инспекцией было установлено, что заявителем занижен доход на 18826000, 00 руб., с которого по итогам проверки исчислен налог к уплате в размере 1129560, 00 руб. (18 826 000,00*6%).
Первоначально доход от продажи указанных земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности был отражен Комловской И.И. в налоговой декларации от 30.04.2021 по форме 3-НДФЛ за 2020 год, в которой также применен имущественный вычет в размере 17826000 руб. и сумма к уплате НДФЛ составила - 130000 руб.
В рамках камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДФЛ установлено неправомерное применение имущественного налогового вычета в отношении доходов, полученных от продажи недвижимого имущества, которое использовалось в предпринимательской деятельности, в нарушение подпункта 4 пункта 2 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с чем, в соответствии с пунктом 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес налогоплательщика 14.07.2021 одновременно было направлено требование N 3551 о представлении пояснений, в котором предложено представить уточненную декларацию по форме 3-НДФЛ и требование N 3546 о необходимости отражения доходов от продажи этих же земельных участков в декларации по УСН за 2020 год.
Учитывая, что плательщиком самостоятельно уточнение суммы заявленных вычетов произведено не было, Инспекцией был вынесен акт камеральной налоговой проверки N 6715 от 12.08.2021 о доначислении НДФЛ в связи с необоснованным применением налогового вычета в размере произведенных расходов на приобретение земельных участков, использованных в предпринимательской деятельности.
Заявитель, не согласившись с актом представил возражения.
29.10.2021 по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки декларации 3-НДФЛ за 2020 год было вынесено решение N 5736 об отказе в привлечении к ответственности.
В заявлении ИП Комловская И.И., не оспаривая выводы проверки об использовании земельных участков в предпринимательской деятельности и неуплате налога по УСН, указывает на ошибочность представления 30.07.2021 уточненной налоговой декларации по УСН за 2020 год.
Заявляя об идентичности показателей уточненной налоговой декларации по УСН (по сравнению с показателями первичной налоговой декларации) и об ее отзыве, ИП Комловская И.И. считает, что у Инспекции отсутствовали правовые основания для проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по УСН за 2020 год и принятия решения по ее результатам.
09.12.2021 (после окончания камеральной налоговой проверки и получения акта КНП) - Комловская И.И. обратилась в Инспекцию с заявлением о признании ошибочно поданной (30.07.2021) уточненной налоговой декларации по УСН за 2020 год и ее аннулировании.
В адрес заявителя Инспекцией направлен ответ (от 15.12.2021N 13-15/7/16320) об отказе в аннулировании данной декларации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов, налоговый агент) или его представитель, подписывая налоговую декларацию (расчет), подтверждает достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
Уточненная налоговая декларация по УСН за 2020 год соответствует требованиям пункта 5 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (представлена с указанием идентификационного номера налогоплательщика, достоверность и полноту сведений налогоплательщик подтвердил своей подписью).
На основании пункта 9.1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации, камеральная налоговая проверка ранее поданной налоговой декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка (по правилам статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации) на основе уточненной налоговой декларации (расчета).
Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее представленной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика. Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает процедуры отзыва (или аннулирования) представленных налогоплательщиком деклараций.
Кроме того, в рассматриваемой ситуации следует учитывать, что заявление о признании ошибочно поданной и аннулировании уточненной налоговой декларации по УСН за 2020 год подано ИП Комловской И.И. - 09.12.2021, то есть после окончания камеральной налоговой проверки (08.11.2021) и получения акта налоговой проверки (23.11.2021).
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верном выводу, что инспекцией предоставлены доказательства совершения заявителем налогового правонарушения, в связи с чем основания для отмены оспариваемого решения отсутствуют.
Доводы о том, что суд необоснованно сделал вывод об использовании всех 14 земельных участков в предпринимательской деятельности, являются голословными и опровергаются представленными в материалы дела доказательствами. Кроме того, использование этих участков в предпринимательской деятельности также исходит из целевого назначения и разрешенного вида использования этих участков, что соответствует основному виду деятельности предпринимателя. Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
С учетом изложенного, основания для отмены обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по государственной пошлине относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.04.2023 по делу N А32-47805/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
Я.А. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-47805/2022
Истец: Комловская Ирина Иосифовна
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N5 по Краснодарскому краю
Третье лицо: МИФНС России N5 по КК