город Омск |
|
19 июня 2023 г. |
Дело N А46-19908/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Коноваловой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2663/2023) Администрации Омского муниципального района Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 26.01.2023 по делу N А46-19908/2022 (судья Ширяй И.Ю.), принятое по заявлению акционерного общества "Омскоблгаз" (ОГРН 1035504001345, ИНН 5503002042, адрес: 644105, город Омск, улица 4-я Челюскинцев, дом 6а) к Администрации Омского муниципального района Омской области (ОГРН 1025501867962, ИНН 5528003601, адрес: 644527, Омская область, Омский район, поселок Ростовка, 21), при участи в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (ОГРН 1055553037869, ИНН 5528025098, адрес: 644508, Омская область, Омский район, село Розовка, улица 50 лет Октября, дом 19), Брандт Юлии Викторовны, Денисовой Ирины Сергеевны, Патага Леонида Владимировича, Писаренко Сергея Петровича, Писаренко Татьяны Валентиновны, Решетченко Ларисы Владимировны, о признании недействительным решения от 09.09.2022 об отказе в установлении публичного сервитута,
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Омскоблгаз" (далее - заявитель, общество, АО "Омскоблгаз") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным решения Администрации Омского муниципального района Омской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) об отказе в установлении публичного сервитута, выраженного в письме от 09.09.2022 N Исх-22/ОМС-8643.
Определением Арбитражного суда Омской области от 01.12.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, Брандт Юлия Викторовна (далее - Брандт Ю.В.), Денисова Ирина Сергеевна (далее - Денисова И.С.), Патага Леонид Владимирович (далее - Патага Л.В.), Писаренко Сергей Петрович (далее - Писаренко С.П.), Писаренко Татьяна Валентиновна (далее - Писаренко Т.В.) и Решетченко Лариса Владимировна (далее - Решетченко Л.В.).
Решением Арбитражного суда Омской области от 26.01.2023 по делу N А46-19908/2022 требования общества удовлетворены, признано незаконным решение администрации об отказе в установлении публичного сервитута, выраженное в письме от 09.09.2022 N Исх-22/ОМС-8643. Суд обязал администрацию выдать разрешение на установление публичного сервитута, запрашиваемое в ходатайстве АО "Омскоблгаз" от 03.08.2022 N Вх-22/ОМС-5805, направить копию решения об установлении публичного сервитута в орган регистрации прав.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что заявитель просил выдать разрешение на установление публичного сервитута для эксплуатации существующего линейного объекта, права на которые зарегистрированы после 01.09.2018, что в силу пункта 3 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) не допустимо.
АО "Омскоблгаз" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество указало на законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции на основании части 1 статьи 266, статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
АО "Омскоблгаз" является собственником линейного объекта - распределительный газопровод природного газа для газоснабжения жилых домов по улице Восточная с. Розовка Омского района Омской области, кадастровый номер 55:20:200803:1786, что следует из сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
03.08.2022 АО "Омскоблгаз" обратилось в администрацию с ходатайством в порядке главы V.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) об установлении публичного сервитута в отношении частей земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:20 08 03:1210, 55:20:20 08 03:1233, 55:20:20 08 03:1255, 55:20:20 08 03:1732, 55:20:20 08 03:1733, 55:20:20 08 03:1785, 55:20:00 00 00:7161, 55:20:20 08 03:1301 и 55:20:20 08 03 под существующим линейным объектом - распределительный газопровод природного газа для газоснабжения жилых домов по улице Восточная с. Розовка Омского района Омской области, с кадастровым номером 55:20:20 08 03:1786.
Цель установления публичного сервитута является - организация газоснабжения населения, эксплуатация существующего газопровода.
09.09.2022 администрацией в установлении публичного сервитута отказано ввиду того, что согласно данным ЕГРН право собственности на сооружение с кадастровым номером 55:20:20 08 03:1786 - распределительный газопровод природного газа для газоснабжения жилых домов по улице Восточная с. Розовка Омского района Омской области, зарегистрировано 28.02.2019, тогда как пункт 3 статьи 3.6 Федерального закона N 137-ФЗ содержит условие о возникновении права собственности до 01.09.2018.
Полагая, что отказ в установлении публичного сервитута, оформленный письмом от 09.09.2022 N Исх-22/ОМС-8643, действующему законодательству не соответствует, заявитель обратился в арбитражный суд для оспаривания последнего.
26.01.2023 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (абзац второй пункта 1 статьи 274 ГК РФ).
Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" введена в действие глава V.7 (статьи 39.37. - 39.50) ЗК РФ, регулирующая правоотношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута.
Публичный сервитут согласно пункту 2 статьи 23 ЗК РФ устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установлению публичного сервитута должны предшествовать общественные слушания, которые обеспечивают соблюдение необходимого баланса публичного и частного интереса при использовании земельного участка.
Публичные сервитуты могут устанавливаться, в том числе, для прохода или проезда через земельный участок, использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры (подпункты 1, 2 пункта 3 статьи 23 ЗК РФ).
В соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.
Глава V.7 ЗК РФ регулирует установление публичного сервитута в отдельных целях, определяя их в статье 39.37 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 39.37 ЗК РФ в порядке, предусмотренном настоящей главой, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в том числе, в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения).
Из положений пунктов 3, 4 статьи 39.39 ЗК РФ следует, что установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления, осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок.
Таким образом, установление публичного сервитута допускается в исключительных случаях и обусловлено необходимостью обеспечения нужд неопределенного круга лиц, если их интересы не могут быть обеспечены каким-либо иным способом. Правом требовать установления публичного сервитута наделены лица, действующие в интересах государства, местного самоуправления или местного населения.
Как усматривается из материалов дела, АО "Омскоблгаз", являясь субъектом естественных монополий, обратилось в администрацию для установления сервитута в целях организации газоснабжения населения и эксплуатации существующего линейного объекта - распределительный газопровод природного газа для газоснабжения жилых домов по улице Восточная с. Розовка Омского района Омской области, кадастровый номер 55:20:200803:1786.
Необходимость установления испрашиваемого обществом публичного сервитута в целях организации газоснабжения населения и эксплуатации принадлежащего АО "Омскоблгаз" линейного объекта не опровергнута, вместе с тем оспариваемой отказ администрации в установлении сервитута мотивирован ссылкой на пункт 3 статьи 3.6 Федерального закона N 137-ФЗ и тем, что право собственности на линейный объект с кадастровым номером 55:20:200803:1786 зарегистрировано обществом 28.02.2019.
Вместе с тем данное основание не относится к условиям, предусмотренным в статьи 39.44 ЗК РФ, по которым в установлении публичного сервитута может быть отказано. Иных оснований отказа в установлении публичного сервитута для целей, указанных в ходатайстве заявителя, в письме администрации от 09.09.2022 N Исх-22/ОМС-8643 не приведено.
Отклоняя довод администрации о невозможности установления публичного сервитута по основанию, предусмотренному пунктом 3 статьи 3.6 Федерального закона N 137-ФЗ, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
С 01.09.2018 вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов (далее - Закон N 341-ФЗ), которым внесены изменения, в том числе в ЗК РФ, Федерального закона 137-ФЗ.
Положениями статьи 3.6 Федерального закона N 137-ФЗ установлены переходные положения, связанные с особенностями установления публичного сервитута при переоформлении прав на земельные участки либо установления такого сервитута под существующими линейными объектами в рамках переходного периода.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.6 Федерального закона N 137-ФЗ юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 1 сентября 2018 года и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях размещения таких сооружений или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 1 января 2025 года.
Из содержания вышеуказанной нормы права следует, что в переходный период, предусмотренный пунктом 3 статьи 3.6 Федерального закона N 137-ФЗ, для определенной категории собственников линейных объектов, а именно у которых право собственности на объекты недвижимости возникло ранее 01.09.2018, существует альтернатива при оформлении прав на земельный участок - установить публичный сервитут либо приобрести земельный участок в аренду, и для этой категории собственников обоснование необходимости установления публичных сервитутов не требовалось приводить сведения, указанные в пункте 2 статьи 39.41 ЗК РФ, поскольку статьей 3.6 Федерального закона N 137-ФЗ предусмотрены специальные правила установления публичного сервитута.
Однако данная норма не содержит запрета на установление публичного сервитута в целях эксплуатации линейного объекта, право на который зарегистрировано после 01.09.2018, доводы администрации в данной части ошибочны, основаны на неверном толковании норм права, и, как следствие, не могут являться основанием для отказа в его установлении.
Позиция администрации, состоящая в том, что установление публичного сервитута возможно исключительно в целях создания нового объекта противоречит положениям статьи 39.37 ЗК РФ.
В целом доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку администрация согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Администрации Омского муниципального района Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 26.01.2023 по делу N А46-19908/2022 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-19908/2022
Истец: АО "ОМСКОБЛГАЗ"
Ответчик: Администрация Омского муниципального района Омской области
Третье лицо: Администрация Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, Брандт Юлия Викторовна, Денисова Ирина Сергеевна, отдел адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области, Патага Леонид Владимирович, Писаренко Сергей Петрович, Писаренко Татьяна Валентиновна, Решетченко Лариса Владимировна