г. Пермь |
|
20 июня 2023 г. |
Дело N А60-6242/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июня 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Герасименко Т.С.,
судей Муравьевой Е.Ю., Шаламовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 17 апреля 2023 года
по делу N А60-6242/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью офтальмологический центр "Омикрон" (ИНН 5406627842, ОГРН 1165476215409)
к Территориальному Фонду обязательного медицинского страхования Свердловской области (ИНН 6658014910, ОГРН 1026602332052)
о признании незаконным акта,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью офтальмологический центр "Омикрон" (далее - заявитель, ООО офтальмологический центр "Омикрон", Общество) обратилось в суд с заявлением к Территориальному Фонду обязательного медицинского страхования Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, ТФОМС по СО, Фонд) о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 29.11.2022 N 21-04-02/3755, а также требования о возврате денежных средств в сумме 1 107 870, 47 рублей и уплате штрафа в сумме 110 787,05 рублей (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17 апреля 2023 года заявленные требования удовлетворены: признаны незаконными отказ ТФОМС по СО, оформленный письмом от 29.11.2022 N 21-04-02/3755, требование о возврате денежных средств в сумме 1 107 870 руб. 47 коп. и уплате штрафа в сумме 110 787 руб. 05 коп., выраженное в акте от 11.11.2022.
Не согласившись с указанным судебным актом, Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, в удовлетворении требований отказать.
Заинтересованное лицо считает, что решение суда вынесено при несоответствии обстоятельствам дела выводов, а также неприменении судом закона, подлежащего применению.
Фонд, ссылаясь на позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении по делу А41-83071/2020, полагает, что судом неверно оценен довод относительно нарушений в оформлении реестров счетов и счетов на оплату и прав застрахованных граждан на бесплатное оказание медицинской помощи в рамках программ ОМС. По мнению апеллянта, судом при заключении вывода о целевом расходовании средств не принято во внимание, что расходы на оплату труда (в соответствии с табелями учета рабочего времени, расчетными ведомостями, выписками банка) на сумму 1 033 496,07 руб. произведены работникам, не участвующим в оказании медицинской помощи по ОМС в г. Екатеринбурге; по данным первичной медицинской документации к оказанию медицинской помощи по ОМС в обособленном подразделении Заявителя в г. Екатеринбурге привлечен не весь медицинский персонал;
по данным реестров на оплату медицинской помощи по ОМС медицинская помощь пациентам за период май-сентябрь 2022 года оказывалась в среднем 1 день в месяц; за счет средств ОМС произведено возмещение кассовых расходов по оплате дератизации помещений за апрель 2022 года на сумму 1541,40 руб., при этом, медицинская помощь пациентам в рамках ОМС на территории Свердловской области оказывается с мая 2022 г. (10.05.2022); в расходы по источнику ОМС отнесены затраты на проведение лабораторных исследований биологического материала пациентов, не включенных в реестры счетов на оплату медицинской помощи по ОМС в сумме 72 833,00 руб.
Заявителем письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании приказов ТФОМС по СО от 09.09.2022 N 298, от 19.10.2022 N 363 в ООО ОЦ "Омикрон" проведена выездная плановая комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2022 по 30.09.2022.
Результаты проверки зафиксированы в Акте проверки от 11.11.2022.
В указанном акте зафиксированы факты нецелевого использования Обществом средств ОМС.
Не согласившись с доводами ТФОМС, изложенными в акте проверки, заявитель письмом от 18.11.2022 заявил возражения, которые были направлены в Фонд по электронной почте и им получены.
30.11.2022 на электронную почту ООО ОЦ "Омикрон" поступил ответ, оформленный письмом с исх. N 21-04-02/3755 от 29.11.2022, из которого следует, что возражения не были приняты Фондом.
Полагая, что требование об обязанности восстановить на расчетный счет ТФОМС по СО денежные средства, использованные по нецелевому назначению в сумме 1 107 870,47 рублей и уплате штрафа в сумме 110787,05 рублей вынесено без установления фактов нарушения условий расходования бюджетных средств, а также в отсутствие доказательств, явно свидетельствующих о наличии оснований для признания расходования заявителем бюджетных средств нецелевым, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ТФОМС по СО не представлено доказательств нецелевого использования Обществом выделенных денежных средств.
Фонд по доводам жалобы настаивает на том, что решение подлежит отмене.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Закон N 326-ФЗ).
В соответствии со статьёй 3 Закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных настоящим Законом случаях в пределах базовой программы ОМС.
Согласно подпунктам 2, 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет полномочия страховщика и аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом; осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В соответствии с частью 11 статьи 40 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд в порядке, установленном Федеральным фондом, вправе осуществлять контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
Согласно пункту 27 Приказа Минздрава России от 26.03.2021 N 255н "Об утверждении порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями" (далее - Приказ N 255н) Территориальным фондом осуществляется контроль за использованием средств ОМС медицинскими организациями, имеющими право на осуществление медицинской деятельности и включенными в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС по территориальным программам обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации. Комплексная проверка проводится в целях рассмотрения комплекса вопросов, связанных с соблюдением законодательства Российской Федерации об обязательном медицинском страховании и с использованием средств обязательного медицинского страхования за определенный период деятельности медицинской организации (п.31).
Главной целью проведения проверок деятельности медицинских учреждений территориальным фондом обязательного медицинского страхования является осуществление контроля за соблюдением Закона N 326-ФЗ, целевым и рациональным использованием средств ОМС, тарифного соглашения и порядка оплаты медицинской помощи, принятых на территории субъекта Российской Федерации, направленной на выявление и устранение недостатков в этой деятельности.
Средства ОМС, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, должны обеспечить их целевое использование.
Осуществление контроля за использованием средств ОМС медицинскими организациями производится территориальным фондом в порядке, предусмотренном Приказом Федерального фонда ОМС N 73 от 16.04.2012 "Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере ОМС территориальными фондами ОМС" (зарегистрировано в Минюсте России 26.04.2012 N 23953) (далее - Приказ ФФОМС от 16.04.2012 N 73).
В соответствии с пунктами 5 и 6 Положения о контроле за использованием средств ОМС медицинскими организациями (Приложение N 2 к Приказу ФФОМС от 16.04.2012 N 73) (далее - Положение) проверки проводятся в соответствии с планом, утверждаемым директором территориального фонда (плановые проверки), а основанием для проведения проверки является приказ территориального фонда, определяющий тему проверки, проверяемый период, руководителя и состав комиссии (рабочей группы), сроки проведения проверки.
На основании п. 23.3. Положения при наличии фактов нецелевого использования средств ОМС, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств ОМС, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, в соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона N 326-ФЗ.
Согласно ч. 9 ст. 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Медицинская организация является участником ОМС (часть 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ), осуществляет свою деятельность в сфере ОМС на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 5 статьи 15 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии со статьёй 4 Закона N 326-ФЗ одним из основных принципов осуществления ОМС является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной и базовой программ ОМС.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу части 6 статьи 14, части 2 статьи 28, части 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что в проверяемом периоде ООО ОЦ "Омикрон" осуществляло свою деятельность на основании законодательства РФ и локальных нормативных документов. В соответствии с Законом N 326-ФЗ между ООО ОЦ "Омикрон" и ТФОМС, СМО заключены Договоры на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС. ООО ОЦ "Омикрон" по ОМС оказывается первичная специализированная медико-санитарная помощь в условиях дневного стационара по офтальмологии застрахованным лицам других территории Российской Федерации. Медицинская деятельность на территории Свердловской области оказывается на основании лицензий, выданных Министерством здравоохранения Свердловской области от 31.08.2020 ЛО-66-01-006613, Л041-01021-66/00356049).
На основании проведенного медико-экономического контроля Фондом установлены нарушения в организации и оказании медицинской помощи: ООО ОЦ "Омикрон" оказывало специализированную медицинскую помощь по профилю "Офтальмология" по направлению от ООО "МФЦ-Кузбасс", не являющейся медицинской организацией, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, что является нарушением приказа Минздрава России N 1342н; сроки оперативного лечения в соответствии с данными реестров счетов и первичной медицинской документации не подтверждаются данными бухгалтерского учета по списанию медицинских изделий (интраокулярных линз) и опросов пациентов; получение медицинской помощи по ОМС в ООО ОЦ "Омикрон" возможно только при условии одновременной обязательной взаимосвязанной оплаты пациентом немедицинских и медицинских услуг, что подтверждено договорами на оказание услуг и кассовыми чеками в первичной медицинской документации - указанное свидетельствует об ограничении доступности бесплатной медицинской помощи в рамках Территориальной программы ОМС; выявлены факты оказания медицинской помощи без медицинских показаний; выявлены факты несвоевременного выполнения пациенту диагностических мероприятий в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и клиническими рекомендациями: отсутствует предоперационный прием (осмотр, консультация) врача-офтальмолога с проведением предусмотренных клиническими рекомендациями медицинскими услугами (визометрия, биомикроскопия глазного дна, офтальмоскопия глазного дна, расчет диоптрийности интраокулярной линзы); предоперационный смотр врача анестезиолога-реаниматолога проводится в отсутствие соответствующей лицензии на оказание медицинской помощи по адресу подразделения в г. Екатеринбург; в нарушение приказа Минздрава РФ от 30.12.2014 N 956н, на сайте медицинской организации отсутствует информация о возможности получения медицинских услуг в рамках ОМС.
Кроме того, установлены недостатки в организации внутреннего финансового контроля: в нарушение п.189 Правила ОМС, метод распределения затрат принятый в Учетной политике ООО ОЦ "Омикрон" не соответствует требованиям Правил ОМС - не включает в себя полный перечень направлений (статей) расходов; в нарушение п. 6 Положения по бухгалтерскому учету, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н соотношение затрат по источникам их финансового обеспечения не соответствует методу пропорционального распределения относительно доли доходов. Превышение расходов ОМС Свердловской области - на ОМС по подразделению в г. Екатеринбурге необоснованно отнесены расходы в сумме 1 685, 51 тыс. руб.; в нарушение приказа Росстата от 17.04.2014 N 258: отдельные показатели формы N 14-Ф (ОМС) за 9 мес. 2022 г. не соответствуют данным бухгалтерского учета.
Также установлен ряд физических и юридических лиц (ООО "КАПИТАЛ", ООО "МФЦ - КУЗБАСС", ИП Падар Александр Валерьевич), прямо или косвенно относящихся к ООО ОЦ "Омикрон" и имеющих условия для влияния на осуществление предпринимательской деятельности Общества.
Фондом установлено, что в нарушение ч. 5 ст. 20, ст. 35 и ст. 36 Закона N 326-ФЗ - ООО ОЦ "Омикрон" средства ОМС использованы не по целевому назначению - на оплату расходов, не связанных с предоставлением бесплатной медицинской помощи в системе ОМС на сумму 1 107 870,47 руб.
На основании проверки ТФОМС по СО предложено ООО ОЦ "Омикрон" в течение 5 рабочих дней представить в план мероприятий по устранению недостатков, указанных в выводах; заявлено требование восстановить на расчетный счет ТФОМС Свердловской области для перечисления средств использованных не по целевому назначению в сумме 1 107 870,47 руб. в течение 10 рабочих дней и уплатить штраф в размере 10% от суммы средств, использованных не по целевому назначению в течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования в размере 110 787,05 руб.
Не согласившись с выводами Фонда, изложенными в Акте проверки от 11.11.2022, Общество обратилось с возражениями от 18.11.2022 об отмене указанного ненормативного акта.
Рассмотрев представленные возражения, ТФОМС в письме от 29.11.2022 N 21-04-02/3755 их отклонило, предложило заявителю доработать План мероприятий по замечаниям, возражения по которым не приняты, и представить в ТФОМС Свердловской области.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам ст. 71 АПК РФ, руководствуясь положениями ст. 15, части 2 статьи 28 и части 2 статьи 39, пункт 1 части 1 статьи 20, части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, пункта 157 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н, суд первой инстанции поддержал позицию заявителя, признав ошибочными доводы Фонда о нецелевом расходовании средств.
При оценке доводов Фонда суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в соответствии со статьей 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и договоров на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу части 5 ст. 15 Закона N 326-ФЗ медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере ОМС на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой ОМС.
В соответствии с разд.II Постановления Правительства РФ от 28.12.2021 N 2505 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (далее - Постановление N 2505) первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается бесплатно врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи при болезнях глаза и его придаточного аппарата. Источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также средства обязательного медицинского страхования (разд. III Постановления N 2505).
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации и на выбор врача. Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется и в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, с учетом порядков оказания медицинской помощи. Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача.
Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению.
Согласно пункту 10 указанного Положения N 543н первичная медико-санитарная помощь включает в себя такой вид медицинской помощи как первичная специализированная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-специалистами разного профиля поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, в том числе оказывающих специализированную, в том числе, высокотехнологическую, медицинскую помощь. В соответствии с пунктом 21 указанного Положения N 543н первичная медико-санитарная помощь оказывается по направлению медицинских работников, оказывающих первичную доврачебную и первичную врачебную медико-санитарную помощь, а также при самостоятельном обращении пациента в медицинскую организацию. Следовательно, Закон N 323-ФЗ и Положение N 543н устанавливают и признают право застрахованных граждан самостоятельно обращаться в любую медицинскую организацию за оказанием и получением первичной специализированной медицинской помощи в рамках программы ОМС в любую медицинскую организацию без какого-либо направления.
Факт оказания заявителем медицинских услуг застрахованным лицам в рамках государственной программы ОМС, подтверждается результатами проверки, данными первичной медицинской документации, данными реестров счетов и счетов на оплату медицинских услуг, при проведении сплошной проверки которых на предмет правильности и своевременности их предоставления, Фондом нарушений не установлено, о чем прямо указано в акте проверки. Отказ Общества в оказании застрахованным гражданам медицинской помощи противоречил бы в данном случае положениям статьи 41 Конституции Российской Федерации и статьям 4-6, 10, 11 Закона N 323-ФЗ.
На основании вышеизложенного, доводы апелляционной жалобы об оказании Обществом медицинской помощи по направлениям от медицинской организации, которая, по мнению Фонда, не имела права выдавать направления пациентам на лечение у заявителя, а потому все случаи оказания медицинской помощи подлежат отклонению от оплаты на этапе повторного медико-экономического контроля (МЭК), обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Заработная плата и начисления на нее состоят исключительно из зарплаты медицинского персонала, который принимает непосредственное участие в оказании медицинской помощи по ОМС. Такой персонал имеет все установленные действующим законодательством РФ сертификаты, документы об аккредитации, участвуют во всем цикле бесплатного оказания медуслуг пациенту по программе ОМС. Фондом не учтен факт выплаты заработной платы работникам из собственных средств в периоды, когда возмещение от Фонда еще не было получено. Поделить заработную плату между коммерческой деятельностью и деятельностью по ОМС невозможно в виду следующего: если поставить в базис деления коммерческий доход, это не будет верным, так как невозможно точно определить временные и трудозатраты медицинского работника на платное и бесплатное оказание медицинской помощи пациентам. Если оттолкнуться от количественного показателя медицинских услуг - это будет не верно в силу несопоставимости с временными и трудозатратами, что повлечет за собой нарушение трудового законодательства.
Данные обстоятельства правомерно учтены судом первой инстанции при вынесении решения.
В силу действующего законодательства медицинская организация вправе платить зарплату медработникам из средств ОМС когда: работник участвует в оказании медпомощи в рамках программы ОМС; должность включена в штатное расписание и соответствует номенклатуре должностей; работник выполняет работу по установленному лицензией виду деятельности мед.организации. Все условия при выплате заработной платы соблюдены и подтверждаются материалами проверки.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (три отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством РФ, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 тыс. руб. за единицу (часть 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
Тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования (статья 30 Закона N 326-ФЗ).
Следовательно, мед.организация, участвующая в программе ОМС обоснованно рассчитывает на оплату оказанной мед.помощи в размере утвержденного тарифа, но обязанности применять методику расчета тарифа, установленную для ТФОМС у Общества не возникает.
Согласно положениям Приказа Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги), иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) (п. 193 Правил N 108н).
Согласно п. 192, 196 Правил N 108н в расчет тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию включаются затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда в соответствии с действующей системой оплаты труда, включая денежные выплаты стимулирующего характера.
Заработная плата не является дополнительной выплатой к установленным в мед.организации, эти средства входят в состав заработной платы, выплачивались в пределах фонда оплаты труда и только медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь в системе ОМС, исключительно по итогам работы с учетом всех критериев непосредственного участия медицинского работника при оказании бесплатной медицинской помощи и медицинских услуг пациентам. Размер выплат не может корректироваться в зависимости от стоимости госпитализаций, и медицинских услуг, оплаченных страховой организацией.
Установленные внутренними локальными актами мед.организации и трудовыми договорами выплаты по своим целям соответствуют целевому назначению, не влекут дополнительных расходов денежных средств из фонда ОМС. Таким образом, вывод о нецелевом использовании средств, выплаченных в качестве оплаты труда медицинских работников, противоречит нормам действующего законодательства. Средства направлены на те цели, для которых они предназначались: для осуществления выплат, входящих в состав тарифа ОМС в соответствии с частью 7 статьи 35 и статьи 30 Закона N 326-ФЗ, пункта 193 Правил N 108н.
Довод относительно излишнего отнесения фактических расходов на расходы по ОМС также справедливо признан несостоятельным судом первой инстанции в связи со следующим.
Согласно пункту 10.2.5 Приказа Минфина России от 29.11.2017 N 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления" на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) относятся расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием (работы и услуги, осуществляемые с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта), обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов, полученных в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления и в государственной казне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, казне муниципального образования, в том числе на ремонт (текущий и капитальный) и реставрацию нефинансовых активов.
Расходы на дератизацию помещений правомерно включены в программу финансирования по ОМС с учетом их соответствия Правилам ОМС, в том числе учитывая, что могут быть отнесены на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.
При этом суд обоснованно отметил, что сумма расходов за лабораторные исследования в 4-ом квартале 2022 года может быть сторнирована из расходов 2022 года.
Относительно довода о несоответствии отдельных показателей формы N 14-Ф (ОМС) за 9 мес. 2022 г. данным бухгалтерского учета, следует отметить, календарный финансовый год на момент проведения проверки был еще не завершен. Незначительные отклонения в показателях не являются критическими или существенными и приведены в соответствие кодам КСГУ при сдаче отчетности за 4 квартал 2022 года.
Согласно разделу 2.2 Акта от 11.11.2022в ходе проверки правильности и своевременности представления реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи нарушений не установлено. Случаи оказания медицинской помощи, предъявленные на оплату в реестрах счетов, но отклоненные от оплаты на этапе медико-экономического контроля по данным ИАС-4 отсутствуют.
На основании статей 20, 35, 36 Закона N 326-ФЗ средства обязательного медицинского страхования медицинская организация обязана использовать в соответствии с программами обязательного медицинского страхования, в том числе базовой программой обязательного медицинского страхования и территориальной программой обязательного медицинского страхования, являющихся составной частью программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Указанные программы в числе прочего определяют виды медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования.
На основании статей 14, 28, 38 Закона N 326-ФЗ средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.
При проведении проверки использования средств обязательного медицинского страхования проверяется правильность отражения в регистрах бухгалтерского учета операций по средствам обязательного медицинского страхования, правильность отражения доходов и расходов согласно действующей бюджетной классификации, соблюдение порядка ведения кассовых операций и учета наличных денежных средств (в части средств обязательного медицинского страхования), своевременность оприходования наличных денежных средств обязательного медицинского страхования, поступающих из банка и других источников, а также их целевое использование, наличие документов и достоверность содержащихся в них данных, являющихся основанием для списания расходов по кассе, законность произведенных расходов в части средств обязательного медицинского страхования, обеспечение сохранности денежных средств.
Согласно пункту 42.2 Приказа N 255н содержательная часть акта проверки должна быть объективной и обоснованной, четкой, лаконичной, доступно и системно изложенной. Результаты проверки излагаются в акте проверки на основании проверенных данных и фактов, подтвержденных документами, результатами проведенных проверок и процедур фактического контроля, других действий, связанных с проведением проверки.
Описание фактов нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверки (в том числе фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования), должно содержать обязательную информацию о конкретно нарушенных нормах законодательных, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или их отдельных положений с указанием, за какой период допущены нарушения, когда и в чем они выразились, сумм документально подтвержденных нецелевых расходов и расходов, произведенных с нарушением законодательных, иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В акте проверки не допускается включение различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных документами.
Между тем, в оспариваемом акте проверки отсутствует обязательная информация о нарушенных истцом нормах законодательства, доводы документально не подтверждены.
Вопреки мнению апеллянта, Фондом не раскрыта причинно-следственная связь между выявленными недостатками и нецелевым использованием средств ОМС.
Повторно оценив представленные в дело доказательства и позиции сторон, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции обоснованно расценил действия заявителя как использование средств ОМС по целевому назначению.
Доказательств, позволяющих сделать иные выводы суду апелляционной инстанции в порядке ст. 65 АПК РФ не представлено.
Апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Приведенные в жалобе доводы подлежат отклонению, поскольку не опровергают правомерных выводов суда первой инстанции, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств.
Несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
По материалам дела апелляционным судом не установлено нарушений, которые в силу статьи 270 АПК РФ влекут отмену или изменение судебного акта.
При таких обстоятельствах решение суда, вынесенное законно и обоснованно, в обжалуемой части следует оставить без изменения, отказав в удовлетворении апелляционной жалобы.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы суд относит на заявителя апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 апреля 2023 года по делу N А60-6242/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Т.С. Герасименко |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-6242/2023
Истец: ООО ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "ОМИКРОН"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ