город Ростов-на-Дону |
|
21 июня 2023 г. |
дело N А53-35220/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.,
судей Ковалевой Н.В., Новик В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богдановой А.О.,
при участии:
от истца: представитель Белоусов М.А. по доверенности от 18.11.2022,
от ответчика: представитель Воскобойников А.А. по доверенности от 31.10.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя Щербакова Александра Павловича, общества с ограниченной ответственностью "группа компаний "Чистый город"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.03.2023 по делу N А53-35220/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Чистый город" (ОГРН 1073435002761 ИНН 3435085647)
к индивидуальному предпринимателю Щербакову Александру Павловичу (ОГРН 304616831600045 ИНН 616813016226)
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Чистый город" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Щербакову Александру Павловичу (далее - ответчик, предприниматель) о взыскании задолженности по договору от 08.04.2021 N 0109/02318 за период с 30.03.2021 по 31.05.2022 в размере 817 739 рублей 10 копеек, неустойки за период с 12.04.2021 по 31.03.2022 в размере 62 279 рублей 81 копейка (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от исковые требования удовлетворены частично. С предпринимателя в пользу общества взыскана задолженность в размере 197 381 рубль 01 копейка, неустойка в размере 19 48 рубля 65 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 5 075 рублей 84 копейки. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Обществу из федерального бюджета возвращено 119 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 06.10.2022 N 4142.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе истец просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить в части, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
По мнению истца, суд первой инстанции, отказывая в части удовлетворения исковых требований не обоснованно исходил из площади 828,4 кв.м, в то время предприниматель обратился в адрес регионального оператора с заявкой на заключение договора по обращению с ТКО с указанием объекта, подлежащего обслуживанию, а именно промтоварный магазин площадью общей площадью 1 133 кв.м, расположенный по адресу г. Ростов-на-Дону, пер. Девичий, 21/6. Заявитель ссылается на то, что норматив накопления ТКО для данной категории предприятий устанавливается в размере 1,02 куб.м, однако ответчиком самостоятельно установлено количество контейнеров в количестве 1 штуки объемом 0,66 куб.м.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик также обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Ответчик ссылается на незаключенность договора в связи с тем, что представленный вариант договора не соответствовал Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156). Считает неточным расчет задолженности, произведенный судом, поскольку в расчете задолженности суд исходил из ежедневной периодичности вывоза ТКО (за исключением воскресенья) и не учел требования пункта 11 СанПиН 2.1.3684-21, не уменьшил размер задолженности за периоды, когда среднесуточная температура наружного воздуха составляла плюс 4 °С и ниже. По мнению ответчика, истцом неверно определена периодичность вывоза ТКО из контейнера, расположенного на согласованной ответчику площадке (пер. Девичий, 21/6) ежедневно, за исключением выходного дня в организации ответчика - воскресенье, поскольку предприниматель не согласовывал в спорный период указанную периодичность вывоза ТКО, а суббота и воскресенье являются выходными днями.
В представленном в материалы дела отзыве ответчик просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы истца, удовлетворить апелляционную жалобу ответчика.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика.
Представитель предпринимателя в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы истца.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, с 01.01.2019 обществу присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
02.04.2021 ответчик обратился в адрес истца с заявкой на заключение договора по обращению с ТКО с 30.03.2021 с указанием объекта - промтоварный магазин общей площадью 1 133 кв.м, расположенный по адресу г. Ростов-на-Дону, пер. Девичий, 21/6 (т. 1, л.д. 51-53).
Обществом в адрес предпринимателя направлен типовой договор оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 08.04.2021 N 0109/02318 (далее - договор), согласно которому региональный оператор обязался принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Объем твердых коммунальных отходов, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению к договору (пункт 2 договора).
В приложении к договору указано следующее:
объект, обозначенный ответчиком в заявке, по адресу которого региональный оператор оказывает услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, пер. Девичий, 21/6, объем принимаемых твердых коммунальных отходов - 872,523 куб.м;
место сбора и накопления ТКО: г. Ростов-на-Дону, пер. Плавный, д. 18, периодичность вывоза твердых коммунальных отходов: ежедневно 30.03.2021-31.12.2021.
Согласно пункту 5 договора датой начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами 30.03.2021.
Как предусмотрено пунктами 7, 8 договора под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг регионального оператора осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18.12.2020 N 55/5 единый тариф на услугу регионального оператора на 2021 год составляет:
- в период с 01.01.2021 по 31.06.2021 в размере 425 рублей 83 копейки за 1 куб.м твердых коммунальных отходов, НДС не облагается,
- в период с 01.07.2021 по 31.12.2021 в размере 664 рубля 65 копеек за 1 куб.м твердых коммунальных отходов, НДС не облагается.
Потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 30 договора предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора, региональный оператор вправе потребовать уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
В соответствии с пунктом 8(11) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней обязан подписать договор и направить 1 экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания. В случае невыполнения требований данного пункта договор по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора.
Как указывает истец в исковом заявлении, подписанный ответчиком экземпляр договора не возвращен в адрес общества.
Как пояснили стороны, между ними существуют разногласия по поводу условий договора, которые не урегулированы на момент разрешения настоящего спора.
Как утверждает истец, им были оказаны ответчику услуги за период с 30.03.2021 по 31.05.2022 на общую сумму 817 739 рублей 10 копеек, в подтверждение чего представлены счета и универсальные передаточные документы, подписанные истцом в одностороннем порядке:
- от 31.05.2021 N ГК-60951 на сумму 84 479 рублей 57 копеек, от 30.06.2021 N ГК-72340 на сумму 41 009 рублей 56 копеек, от 31.07.2021 N ГК-65455 на сумму 64 009 рублей 12 копеек, от 31.08.2021 N ГК-98384 на сумму 64 009 рублей 12 копеек, от 30.09.2021 N ГК-111310 на сумму 64 009 рублей 12 копеек, от 31.10.2021 N ГК-124244 на сумму 64 009 рублей 12 копеек, от 30.11.2021 NГК-137279 на сумму 64 009 рублей 12 копеек, от 31.12.2021 NГК-150241 на сумму 64 009 рублей 12 копеек, от 31.01.2022 NГК-10866 на сумму 61 639 рублей 05 копеек, от 28.02.2022 NГК-23980 на сумму 61 639 рублей 05 копеек, от 31.03.2022 NГК-36847 на сумму 61 639 рублей 05 копеек, от 30.04.2022 NГК-49927 на сумму 61 639 рублей 05 копеек, от 31.05.2022 NГК-61669 на сумму 61 639 рублей 05 копеек.
В обоснование порядка начисления истец указал, что коммерческий учет ТКО в рамках заключенного договора произведен в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО на основании подпункта "а" пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО" (далее - Правила N 505)
Истец ссылается на то, что нормативы накопления ТКО устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов.
Постановлениями Министерства ЖКХ Ростовской области от 08.02.2018 N 2 "Об утверждении нормативов накопления ТКО на территории Ростовской области", от 10.04.2018 N 3 "О внесении изменения в Постановление от 08.02.2018 N 2" установлены нормативы накопления.
В поданной заявке на заключение договора ответчик указал, что его деятельность относится к предприятиям торговли, а именно: промтоварный магазин общей площадью 1 133 кв.м.
Норматив накопления ТКО для данной категории предприятий устанавливается в размере 1,02 куб.м. Расчетной единицей выступает - куб.м общей площади помещения.
Площадь помещения, указанная в заявке на заключение договора, также подтверждается данными выписки ЕГРН в отношении нежилого помещения.
С учетом установленных единых тарифов на услугу регионального оператора расчет ежемесячных начислений за услугу по обращению с ТКО формируются следующим образом:
1) 1133 (кол-во расчетных единиц в соответствии с поданной заявкой) * 1,02 (норматив накопления для промтоварного магазина) 425 рублей 83 копейки (тариф)/12 = 41 009 рублей 56 копеек (оплата в месяц за период с 01.01.2021 по 30.06.2021 с учетом действовавшего тарифа 425 рублей 83 копейки за 1 куб.м ТКО)
2) 1133 (кол-во расчетных единиц в соответствии с поданной заявкой) * 1,02 (норматив накопления для промтоварного магазина) * 664 рубля 65 копеек (тариф)/12 = 64 009 рублей 12 копеек (оплата в месяц за период с 01.07.2021 по 31.12.2021 с учетом действовавшего тарифа в размере 664 рубля 65 копеек за 1 куб.м ТКО)
3) 1133 (кол-во расчетных единиц в соответствии с поданной заявкой) * 1,02 (норматив накопления для промтоварного магазина) * 640 рублей 04 копейки (тариф)/12 = 61 639 рублей 05 копеек (оплата в месяц за период с 01.01.2022 с учетом действовавшего тарифа - 640 рублей 04 копейки за 1 куб.м ТКО)
По мнению истца ответчиком в установленном порядке не оборудовано место сбора (площадка) накопления ТКО, поскольку количество и объем фактически установленных ответчиком контейнеров не вмещает тот объем ТКО, который им исчислен с учетом установленных нормативов накопления ТКО.
Ответчиком оплата оказанных услуг не произведена, в связи с чем за ответчиком образовалась задолженность за период с 30.03.2021 по 31.05.2022 в размере 817 739 рублей 10 копеек.
На сумму задолженности начислена неустойка за период с 12.04.2021 по 31.03.2022 в размере 62 279 рублей 81 копейка.
Истцом в адрес ответчика 25.07.2022 направлена претензия с требованием погасить образовавшуюся задолженность, которая оставлена ответчиком без ответа и финансового удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции правомерно установил, что спорные правоотношения подлежат регулированию в соответствии с положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно статье 779, пункту 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО относится к числу публичных договоров, существенные условия которого определены Законом N 89-ФЗ
В соответствии с частью 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Согласно части 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Как предусмотрено частью 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (часть 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов регулируются Правилами N 1156, разделом I(1) которых урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 5 Правил N 1156 установлено, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления. В соответствии с пунктом 8(4) раздела I(1) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является письменная заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора.
Как указывалось выше, 02.04.2021 ответчик обратился в адрес истца с заявкой на заключение договора по обращению с ТКО с 30.03.2021 с указанием объекта - промтоварный магазин общей площадью 1 133 кв.м, расположенный по адресу г. Ростов-на-Дону, пер. Девичий, 21/6 (т. 1, л.д. 51-53).
В соответствии с положениями пункта 8(10) раздела I(1) Правил N 1156 в случае, если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил N 1156, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с ТКО по форме, утвержденной Правилами N 1156, и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
Как подтверждено сторонами, 26.04.2021 ответчиком получен от истца проект договора от 08.04.2021 N 0109/02318. Согласно приложению к договору предусмотрены следующие параметры: объем принимаемых отходов ТКО в год - 872,523 куб.м (по нормативу накопления), указано место сбора и накопления ТКО: общая площадка, расположенная по адресу г. Ростов-на-Дону, пер. Плавный, д. 18, периодичность вывоза: ежедневно с 30.03.2021 по 31.12.2021.
Пунктом 8 (11) раздела I(1) Правил предусмотрено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональному оператору, либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Ответчик направил в адрес истца письмо от 11.05.2022 с отказом от подписания указанного проекта договора (данное письмо получено истцом 13.05.2021 вх. N 4009- ЧГ/ЖС), указав на недостатки договора: противоречие типовому договору, нарушение нумерации, неверное указание адреса потребителя в реквизитах к договору, а также сослался на то обстоятельство, что расчет объема ТКО (приложение к договору) не учитывает профиль объекта и реальный объем ТКО, образуемый в результате деятельности организации ответчика.
Доказательства направления истцом в адрес ответчика проект договора с учетом урегулированных разногласий не представлено.
Согласно пунктам 8(14), 8(15) раздела I(1) Правил, в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил.
Согласно части 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пункту 8.18 Правил N 1156 отказ в заключении договора потребителем не влечет последствий в виде отсутствия правоотношений по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из приведенных норм права следует, что договор между сторонами настоящего спора в любом случае считается заключенным в редакции типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора. На данное обстоятельство не влияет отсутствие подписанного сторонами двухстороннего договора, ни наличие разногласий и неурегулирование таковых.
Как видно из материалов дела, на момент рассмотрения настоящего спора сторонами продолжается переписка по поводу подлежащего применению порядка учет объема твердых коммунальных отходов, площадки размещения ТКО и периодичности вывода ТКО. Истец направляет ответчику соответствующие дополнительные соглашения, изменяющие условия договора, а ответчик настаивает на заключении договора в редакции, учитывающей объем установленного им контейнера для сбора ТКО (0,66 куб.м) и определенной им периодичности вывоза. Разногласия сторон относительно места (площадки) накопления ТКО, порядка учет объема твердых коммунальных и периодичности вывода ТКО, не урегулированные сторонами на момент рассмотрения спора, не затрагивают форму типового договора, утвержденную Правительством Российской Федерации, а касаются правильности производимого истцом исчисления объема принимаемых от ответчика отходов.
Несмотря на тот факт, что на момент рассмотрения настоящего спора стороны так и не урегулировали разногласия, продолжают вести переговоры (переписку) по поводу условий договора, который считается заключенным в редакции типового, и данный спор по поводу урегулирования разногласий на рассмотрение суда не передан, требования и расчет истца, произведенный исходя из установленных нормативов накопления ТКО, и встречные доводы ответчика о неверном исчислении истцом объема ТКО, и необходимости расчета объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров, не могут быть оставлены без внимания и подлежат оценке по существу при проверке расчетов истца и ответчика. Тем более что по итогам урегулирования разногласий, и при заключении дополнительного соглашения стороны вправе будут распространить его действие на прошлый период с учетом даты регистрации контейнерной площадки ответчика.
Доводы ответчика о незаключенности договора отклоняются.
Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) Правил N 1156. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении договора.
Пунктом 148(7) Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом посредством заключения с региональным оператором по обращению с ТКО договора на оказание услуг по обращению с ТКО в целях обеспечения коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям.
Таким образом, у предпринимателя имеется такая же обязанность заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Расчет истца проверен, признан неверным в силу следующего.
Расчет задолженности на сумму 817 739 рублей 10 копеек за период с 30.03.2021 по 31.05.2022, произведен истцом на основании пункта 7 договора (по действовавшим тарифам), с учетом площади помещения, указанной ответчиком в заявке (1 133 кв.м), с применением коэффициента, установленного для промтоварного магазина (1,02), исходя из утвержденных нормативов накопления (в соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 5 Правил N 505) и с применением нормативно установленной периодичности вывоза ТКО.
Ответчик не согласен с расчетом истца в части применения в расчете утвержденных нормативов накопления (в соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 5 Правил N 505) и нормативно установленной периодичности вывоза ТКО. Ответчик верным производить расчет за весь спорный период исходя количества и объема контейнера для накопления ТКО, установленного по пер. Девичий д. 21/6 в г. Ростове-на-Дону (расчет ответчика - т. 1, л.д. 139).
Материалами дела подтверждено, что ответчик обратился в уполномоченные органы местного самоуправления с заявлением об организации (создании) места (площадки) накопления ТКО.
Решением Администрацией Советского района г. Ростова-на-Дону от 08.06.2021 N 536 ответчику разрешено организовать место (площадку) накопления ТКО с местоположением по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Девичий, д. 21, Администрацией Советского района г. Ростова-на-Дону принято решение от 08.06.2021 N 536 о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр мест (площадок) накопления ТКО Советского района г. Ростова-на-Дону.
О данных решениях ответчик уведомил истца письмом от 11.06.2022, предложил истцу осуществлять вывоз ТКО с указанной площадки из установленного им контейнера объемом 0,66 куб.м (т. 1, л.д. 112) и рассчитывать объем принимаемых от ответчика ТКО с учетом согласованного места размещения ТКО и объема контейнера, установленного на площадке.
Согласно пункту 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами N 505.
Согласно пункту 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505, согласно которому коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039) предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органами местного самоуправления (далее - уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка) (пункт 4 Правил N 1039).
По результатам рассмотрения заявки уполномоченный орган принимает решение о согласовании или отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 7 Правил N 1039).
Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 29.09.2020 N 1028 на местном уровне урегулированы вопросы согласования создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов. Так, пунктом 6 постановления предусмотрено, что подразделение, уполномоченное координировать вопросы обращения с отходами в территориальных границах района, которое осуществляет прием заявок о согласовании создания, размещения (переноса) места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; принятие решения по итогам рассмотрения поступивших заявок, уведомляет заявителя о принятом решении, а также ведет реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории района города Ростова-на-Дону, утверждается распоряжением главы администрации района города.
В течение 10 рабочих дней со дня внесения в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории района города Ростова-на-Дону сведений о созданном, размещенном (перенесенном) месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов, такие сведения размещаются подразделением администрации района города на официальном сайте администраций соответствующих районов города Ростова-на-Дону в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Указанные сведения должны быть доступны для ознакомления неограниченному кругу лиц без взимания платы.
Сводный реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Ростова-на-Дону, сформированный Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону на основании реестров мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории района города Ростова-на-Дону.
В силу принципа диспозитивности субъекты правоотношений вправе производить расчет объема ТКО как в соответствии с нормативами накопления, так и по количеству и объему контейнеров (подпункта "а" пункта 5 Правил N 505).
По смыслу вышеприведенных норм (Закон N 89-ФЗ, Правила N 1039) именно решение уполномоченного органа влечет соответствующие правовые последствия в виде создания индивидуальных мест накопления.
Поскольку решением уполномоченного органа местной администрации от 08.06.2021 ответчику согласовано место сбора (накопления) ТКО по адресу: город Ростов-на-Дону, пер. Девичий, д. 21/6, где ответчиком установлен контейнер объемом 0,66 куб.м, о чем ответчик уведомил истца 11.06.2021, в период с 30.03.2021 по 07.06.2021 (до дня, предшествующего дню согласованию размещения ответчиком индивидуальной площадки для сбора ТКО, на которой размещен контейнер объемом 0,66 куб.м) коммерческий учет ТКО должен осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, а с 08.06.2021 по 31.05.2022 учет ТКО должен осуществляется исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных ответчика в согласованном ему месте накопления ТКО.
Довод истца о невозможности расчета объема ТКО по объему контейнера, установленному ответчиком на зарегистрированной в установленном порядке площадке правомерно отклонен судом первой инстанции, как противоречащий сложившейся арбитражной практике, указывающей на недопустимость навязывания невыгодных потребителю условий оплаты услуг (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.09.2022 по делу N А63-15329/2021).
Доводы истца о необходимости доведения ответчиком количества контейнеров на зарегистрированной им площадке по пер. Девичему, 21/6 в г. Ростове-на-Дону до количества, соответствующего утвержденному нормативу накопления ТКО, предусмотренному для организации ответчика, правомерно отклонены судом первой инстанции, как несоответствующие нормативно установленным Правилами N 505 двух различных способов коммерческого учета ТКО расчетным путем исходя из:
1. Нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
2. Количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Подходы, выработанные арбитражной практикой, на которые ссылается истец, разрешают вопросы, связанные с санитарными требованиями к организации контейнерных площадок, как таковых, в том числе при коммерческом учете ТКО расчетным путем по нормативу накопления ТКО. В данном же случае спор между сторонами касается выбора одного из альтернативных способов коммерческого учета объемов ТКО (по нормативу либо по объему контейнера).
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2022 N АКПИ22-343, оставленным без изменения апелляционном определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2022 N АПЛ22-394, отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца первого пункта 6 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21.
Верховный суд Российской Федерации, проверяя законность судебного акта, которым компании отказано в признании недействующим абзаца первого пункта 6 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21, содержащих требования к количеству мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, Верховный суд Российской Федерации указал, что что оспариваемое положение санитарных правил входит в предмет санитарно-эпидемиологического нормирования, устанавливает обязательные санитарно-эпидемиологические требования к местам накопления ТКО (контейнерным площадкам), а именно к количеству размещаемых мусоросборников, и другие вопросы, в том числе коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, не регулирует.
Судом первой инстанции установлено, что в переписке сторон по поводу урегулирования разногласий сам же истец согласился осуществлять вывоз ТКО с зарегистрированной ответчиком площадки, предложив ответчику подписать приложение к договору соответствующее дополнительное соглашение от 18.10.2022 (т. 2, л.д. 23, 24). Указанное означает, что истец фактически признал необходимость организации вывоза ТКО с организованной ответчиком и зарегистрированной уполномоченным органом площадки накопления ТКО, однако уклонился от невыгодного для него, но выгодного для потребителя расчета объема ТКО по объему и количеству установленных ответчиком контейнеров.
При расчете объема ТКО исходя из норматива накопления за период с 30.03.2021 по 07.06.2021 истцом учтена площадь объекта, равная 1 133 кв.м, как указано в первоначальной заявке истца от 30.03.2021, что соответствует площади внутренних поверхностей наружных стен по техническому паспорту (т. 1 - заявка л.д. 51, т. 1, л.д. 140-148 - технический паспорт).
Ответчик в суде первой инстанции ссылался на необходимость учитывать площадь 790 кв.м (площадь помещений по внутреннему обмеру без учета вспомогательных и туалетов) либо 828,4 кв.м (площадь помещений по внутреннему обмеру без учета вспомогательных, но с учетом туалетов), что отражено в заявке от 15.07.2022.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила N 269).
Как предусмотрено пунктом 2 Правил N 269 нормативы накопления твердых коммунальных отходов устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов.
Постановлением Министерства ЖКХ Ростовской области от 08.02.2018 N 2 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ростовской области" утверждены нормативы накопления ТКО по категориям объектов на территории Ростовской области. Согласно данному постановлению в качестве расчетной единицы, в отношении которой устанавливается норматив накопления твердых коммунальных отходов, определен 1 кв.м площади.
В приведенных нормативных актах не конкретизированы требования к определению конкретных помещений из общей площади помещения (основных помещений, используемых по определенному назначению, и вспомогательных помещений), одновременно не предусмотрено, что подлежит учету общая площадь всех помещений.
Как пояснили стороны, в практике работы организации истца (регионального оператора) сложился обычай, при котором для расчета объема ТКО (исходя из нормативов накопления ТКО) истцом учитывается площадь фактически используемых для предпринимательской деятельности основных помещений по техническому паспорту, а не общая площадь всех помещений объекта.
Как следует из материалов дела, начиная с октября 2022 года истец начисляет задолженность, учитывая площадь помещений ответчика равную 828,40 кв.м (площадь помещений по внутреннему обмеру без учета вспомогательных, но с учетом туалетов) (т. 2, л.д. 22-24). Таким образом, доводы истца о том, что при расчете задолженности суд необоснованно исходил из площади 828,4 кв.м, отклонятся судом апелляционной инстанции.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при расчете объема ТКО исходя из норматива накопления подлежит учету площадь помещения, используемого в предпринимательской деятельности, и такая площадь (828,4 кв.м) определена ответчиком исходя из технического паспорта, обозначена в заявке от 15.07.2022, и принята истцом в качестве обоснованной.
Суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости производить расчет за весь период коммерческого учета объема ТКО по нормативу накопления, в том числе спорный период с 30.03.2021 по 07.06.2021, исходя из площади помещения ответчика равной 828,4 кв.м.
С учетом изложенного, судом произведен расчет за период с 30.03.2021 по 07.06.2021 исходя из нормативов накопления и с 08.06.2021 по 31.05.2022 исходя из объема установленного ответчиком контейнера (контейнер объемом 0,66 куб.м).
Расчет за период с 30.03.2021 по 07.06.2021:
Формула: 828,4 кв.м (кол-во расчетных единиц в соответствии с поданной заявкой) * 1,02 (норматив накопления для промтоварного магазина) /12 месяцев = 70,414 куб. метров ежемесячно.
Соответственно:
за один день марта (30.03.2021) - 2,34 куб.м (70,414 куб.м ежемесячно/30 дней *1 день); за апрель - 70,414 куб.м; за май - 70,414 куб.м; за 7 дней июня - 16,42 куб. м (70,414 куб. метров ежемесячно/ 30 дней *7 дней). Итого: 159,588 куб.м с 30.03.2021 по 07.06.2021.
Тариф в период с марта по июнь 2021 года в размере 425 рублей 83 копейки за 1 куб.м.
159,588 куб. м (норматив за период с 30.03.2021 по 07.06.2021) * 425 рублей 83 копейки (тариф) = 67 957 рублей 35 копеек.
Расчет за период с 08.06.2021 по 31.05.2022:
Количество и объем контейнеров: один объемом 0,66 куб. м.
Периодичность вывоза: на основании пункта 11 СанПиН 2.1.3684-21 срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5°С и выше - не более 1 суток; плюс 4°С и ниже - не более 3 суток. Как указано в расчетах истца (л.д. 23,24 т. 2), им определяется следующая периодичность вывоза ТКО из установленного ответчиком контейнера объемом 0,66 куб.м по адресу пер. Девичий, 21/6 в г. Ростове-на-Дону: ежедневно, за исключением воскресенья.
Тариф в июне 2021 года определен в размере 425 рублей 83 копейки за 1 куб.м, в период с июля 2021 года по декабрь 2021 года в размере 664 рубля 65 копеек за 1 куб.м, в период с января по май 2022 года в размере 640 рублей 04 копейки за 1 куб.м.
Соответственно:
за 20 дней июня 2021 года (исключены воскресные дни): 0,66 куб. м (объем контейнера) * 20 дней *425 рублей 83 копейки за 1 куб.м (тариф) = 5 620 рублей 95 копеек;
- за период июль - декабрь 2021 года (исключены воскресные дни): 0,66 куб. (объем контейнера) * 158 дня *664 рубля 65 копеек за 1 куб.м (тариф) = 69 309 рублей 70 копеек;
- за период январь - май 2022 года (исключены воскресные дни): 0,66 куб. (объем контейнера) * 129 дня *640 рублей 04 копейки за 1 куб.м (тариф) = 54 493 рубля 01 копейка.
Согласно произведенному судом первой инстанции перерасчету, сумма задолженности за период с 30.03.2021 по 31.05.2022 составила 197 381 рубль 01 копейка. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Довод представителя ответчика о том, что в результате хозяйственной деятельности организации ответчика отходы не образуются, поскольку товар реализуется в упаковке и машина истца фактически не приезжала по адресу: г. Ростов-на-Дону. пер. Девичий, 21/6, для вывоза ТКО, правомерно отклонен судом первой инстанции в соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что согласно статье 1 Закона N 89 к ТКО относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
К таким отходам относится различного рода бытовой мусор, образованный юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не в процессе своей производственной и/или коммерческой деятельности, а в результате удовлетворения бытовых потребностей физических лиц. Условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий, при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние "смесь материалов и изделий" (письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ "Об обращении с ТКО").
Таким образом, ответчик, ведя свою деятельность, образовывал ТКО, то есть, являлся собственником ТКО (статья 1 Закона N 89-ФЗ).
При этом ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие самостоятельный вывоз и утилизацию коммунальных отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с иным региональным оператором, на основании которых можно сделать вывод о том, что ответчик не пользуется услугой по вывозу ТКО, предоставляемой истцом.
Отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами, в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утв. приказом Росприроднадзора от 22.05.2017, входит в группу отходов 73500000000 "Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам".
То есть, ответчик является юридическим лицом, в ходе деятельности которого (торговля промышленными товарами), образуются отходы, которые относятся к твердым коммунальным отходам.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в Определении от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, а, следовательно, по общему правилу, функционирование любого субъекта гражданского договора неизбежно вызывает формирование отходов.
Следовательно, тот факт, что ответчик реализует товар в упаковке, не исключает образование в процессе его деятельности, как юридического лица, твердых коммунальных отходов.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлены доказательства того, что им самостоятельно организован вывоз ТКО из установленного им контейнера объемом 0,66 куб.м.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается тот факт, что ближайшая к объекту истца общая площадка сбора/накопления ТКО расположена по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Плавный, д. 18. Следовательно, данные объемы отходов размещались ответчиком самостоятельно на близлежащих общих площадках сбора ТКО, в том числе на площадке по пер. Плавный, д. 18. Доказательства обратного материалы дела не содержат. Следовательно, тот факт, что в спорный период машина истца не приезжала по адресу регистрации индивидуальной площадки ТКО ответчика (пер. Девичий 21/6 в.г. Ростове-на-Дону), не означает, что услуга по вывозу и утилизации ТКО, образуемых в результате детальности организации ответчика, как таковая, истцом не оказана.
Довод ответчика о том, что ТКО подлежат вывозу с иной периодичностью, нежели рассчитано истцом, а именно, 8-9 раз в месяц, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонен.
На основании пункта 11 СанПиН 2.1.3684-21 срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5°С и выше - не более 1 суток; плюс 4°С и ниже - не более 3 суток. Отходы ТКО, образуемые организацией ответчика, являются несортированными, а, следовательно, периодичность их вывоза должна определяться в соответствии с СанПиН.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании с ответчика задолженности в размере 197 381 рубль 01 копейка. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Истцом заявлено требование о взыскании неустойки за период с 12.04.2021 по 31.03.2022 в сумме 62 279 рублей 81 копейка (уточненные требования).
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, должник обязан уплатить кредитору неустойку (штраф, пени) - денежную сумму, определенную законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
По условиям договора предусмотрена оплата до 10 числа месяца, следующего за месяцем, когда оказан услуга (пункт 8) и предусмотрена ответственность потребителя на случай ненадлежащего исполнения обязательств по оплате в виде неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации от суммы задолженности за каждый день просрочки (пункт 30 договора).
Истцом произведен расчет неустойки на задолженность, образовавшуюся в период с 30.03.2021 по февраль 2022 года (расчет истца - т. 1, л.д. 11).
Факт неисполнения ответчиком обязательств по оплате услуг, оказанных истцом в период с 30.03.2021 года по февраль 2022 года, подтвержден материалами дела.
Расчет истца проверен, признан неверным.
Судом произведен расчет неустойки с учетом определенной судом суммы задолженности ответчика за услуги, оказанные истцом в спорный период, согласно которому, неустойка, подлежащая взысканию с ответчика, составила 19 484 рубля 65 копеек. При этом, ходатайство ответчика о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации рассмотрено судом первой инстанции отклонено.
Доводы в части взысканной судом первой инстанции неустойки в апелляционной жалобе не приведены, в силу чего исходя из пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" у апелляционного суда отсутствуют основания для переоценки вывода суда первой инстанции в указанной части.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.03.2023 по делу N А53-35220/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-35220/2022
Истец: ООО "ГРУППА КОМПАНИЙ "ЧИСТЫЙ ГОРОД", ООО "группа компаний "Чистый город"
Ответчик: Щербаков Александр Павлович