г. Москва |
|
21 июня 2023 г. |
Дело N А40-257782/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Гармаева Б.П., Расторгуева Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Вальковым А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Акционерного общества "Строительное управление N 1"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 21 марта 2023 года по делу N А40-257782/22
по иску Акционерного общества "Строительное управление N 1"
(ИНН 7722564898, ОГРН 1057749545050 )
к Управлению Федерального казначейства по Московской области
(ИНН 7725057310, ОГРН 1037739237601 )
третье лицо: Управление Федерального казначейства по г. Москве
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца Лозовой М.М. по доверенности от 14.07.2020,
от ответчика Макарова С.Б. по доверенности от 10.02.2021,
от третьего лица представитель не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Строительное управление N 1" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Управлению Федерального казначейства по Московской области (далее - ответчик) о взыскании 33 587 067 руб. 18 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, ссылаясь на ст.ст. 309, 310, 395 ГК РФ, с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по г. Москве.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.03.2023 в удовлетворении иска было отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Представитель ответчика против доводов жалобы возражал, считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, извещено. Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствии указанного лица.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом по правилам, предусмотренным главой 34 АПК РФ.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснение представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Решением Арбитражного суда Московской области от 23.11.2018 по делу N А41- 13602/2015 АО "Строительное управление N 1" (адрес: 140014, Московская область, Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 19/16, оф. 308, ИНН: 7722564898, ОГРН: 1057749545050) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден Лагода Максим Сергеевич (ИНН 774385020975, СНИЛС 085-919-227- 09, электронная почта: swy9@yandex.ru, тел.: 8(903)663-78-55), член Союза "СРО АУ "Стратегия" (ОГРН1023601559035, ИНН 3666101342, адрес: 123308, Москва, проспект Маршала Жукова, д. 6, стр. 1).
В ходе проведения мероприятий, предусмотренных ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) конкурсным управляющим АО "СУ N 1" было установлено, что должником был открыт в УФК по Московской области лицевой счет неучастника бюджетного процесса N 41486101050.
Во исполнение требований ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий АО "СУ N 1" обратился к УФК по Московской области с заявлением о закрытии счета и перечисления остатка денежных средств на основной счет АО "СУ N 1".
26.11.2019 г. АО "СУ N 1" был получен отказ от УФК по Московской области по перечислению денежных средств на основной счет должника.
Так УФК по Московской области указал, что расчет счет может быть закрыт исключительно в случаях и только при отсутствии остатка средств (ст. 131 и ст. 135 Приказа Казначейства России от 17.10.2016 г. N 21н). Вместе с тем, перевод таких денежных средств невозможен, поскольку не предусмотрен п. 6 Порядка санкционирования целевых средств при казначейском сопровождении целевых средств. Не согласившись с указанным отказом, конкурсный управляющий АО "СУ N 1" неоднократно обращался к УФК по Московской области с требованиями закрыть расчетный счет и перечислить остаток денежных средств на расчетный счет АО "СУ N 1". 03.07.2020 г. и 25.08.2020 г. конкурсному управляющему вновь было отказано в осуществлении мероприятий по закрытию счета, предусмотренных ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Не согласившись с действиями УФК по Московской области, конкурсный управляющий АО "СУ N1" обратился в Арбитражный сул города Москвы с исковым заявелением об оспаривании действий УФК по Москвоской области. Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.10.2021 г. по делу NА40- 134029/2021 удовлетворено заявление конкурсного управляющего АО "Строительное управление N1" Лагоды М.С. об обязании Управления Федерального казначейства по Московской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем перечисления денежных средств в размере 182 594 195 (сто восемьдесят два миллиона пятьсот девяносто четыре тысячи сто девяносто пять) руб. 89 коп. на единственный расчетный счет АО "Строительное управление N1", открытый в АО "АльфаБанк" N 40702810102300010350, к/с 30101810200000000593, БИК 044525593, а также закрытия расчетного счета АО "Строительное управление N 1".
Постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 16.12.2021 г. по делу N А40-134029/2021 решение Арбитражного суда города Москвы от 07.10.2021 г. по делу А40-134029/2021 оставлено без изменений, а апелляционная жалоба Управления Федерального казначейства по Московской области без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 12.04.2022 г. по делу N А40-134029/2021 решение Арбитражного суда города Москвы от 07.10.2021 г. по делу А40-134029/2021 и постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 16.12.2021 г. по делу N А40-134029/2021 оставлены без изменений, а кассационная жалоба Управления Федерального казначейства по Московской области без удовлетворения.
Согласно выписке о движении денежных средств по расчетным счетам АО "СУ N 1", открытым в ПАО "Совкомбанк", 14.07.2022 г. третье лицо (УФК по г. Москве) произвело исполнение судебного акта за УФК по Московской области по перечислению денежных средств на расчетный счет истца. При таких обстоятельствах, конкурсный управляющий АО "СУ N 1" приходит к выводу, что УФК по Московской области безосновательно и незаконно удерживало денежных средства АО "СУ N 1" с 26.11.2019 г. (дата отказа в перечислении денежных средств) и по 13.07.2022 г. (дата, предшествующая дате исполнения требований конкурсного управляющего).
В соответствии со ст. 395 ГК РФ истец начислил проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 33 587 067 руб. 18 коп.
Досудебный порядок соблюден.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, отказал истцу в удовлетворении искового требования.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с со ст. 242.14 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) для казначейского обслуживания в Федеральном казначействе открываются казначейские счета, на которых учитываются денежные средства бюджетов, денежные средства, поступающие во временное распоряжение получателей бюджетных средств, денежные средства бюджетных и автономных учреждений, денежные средства юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе.
Согласно Положению об Управлении, утвержденному приказом Федерального казначейства от 27.12.2013 N 316, Управление в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции выполняет функции в установленной сфере деятельности по предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета распорядителей и получателей средств федерального бюджета, обслуживаемых Управлением; осуществляет в установленном порядке открытие и ведение соответствующих лицевых счетов, предусмотренных законодательством Российской Федерации; осуществляет внешний контроль качества работы аудиторских организаций в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Действующим законодательством Российской Федерации (в том числе БК РФ, Федеральный закон от 08.12.2020 N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденный приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н, Правила казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2020 N 2106, Порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", утвержденный Приказом Минфина России от 10.12.2020 N 301н), установлен определенный порядок и условия, при соблюдении которых лицевой счет подлежит закрытию, а денежные средства перечислению на расчетный счет исполнителя.
Установлено, конкурсный управляющий обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению о признании недействительным отказа от 11.05.2021 N 48-13-27/25.12-3873 в перечислении денежных средств и закрытии счета.
Учитывая, что ПАО "Промсвязьбанк" выплатило Заказчику сумму в размере 2 948 706 545 руб. 06 коп. по Государственному контракту на основании банковской гарантии, Арбитражным судом г. Москвы 14.10.2021 по делу N А40-134029/21-121-739 вынесено решение, на основание которого Управление вправе перечислить денежные средств в размере 182 594 195 руб. 89 коп. на единый расчетный счет АО "СУ N 1", открытый в АО "Альфа-Банк", а также закрыть расчетный счет АО "СУ N 1" в течение тридцати дней со дня вступления судебного акта в законную силу (далее - решение), которое вступило в законную силу 16.12.2021, а с учетом приостановлении исполнения решения суда на основании определения Арбитражного суда Московского округа от 17.01.2022, оно подлежало исполнению с 12.04.2022.
На основании письма Федерального Казначейства от 30.09.2021 N 07-04-05/22-23770 (далее Письмо) АО "СУ N 1" включено в миграцию (строка N 556 Приложения N 2 к Письму).
С лицевого счета N 41486101050, открытого АО "СУ N 1" в Управлении 16.11.2021, осуществлен перевод остатков средств на лицевой счет N 711В3827001 (аналитический код раздела 14028184), открытый в УФК по г. Москве. Лицевой счет N41486101050 закрыт 17.11.2021.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.10.2021 по делу N А40-134029/21-121-739 исполнено УФК по г. Москве.
Статья 395 ГК РФ предусматривает ответственность за неисполнение денежного обязательства в виде процентов на сумму долга, когда в случае возникновения обязательств должник удерживает средства или уклоняется от их возврата.
Согласно ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения и предусматривает, что одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Статья 215.1 БК РФ, определяя основы исполнения бюджетов, предусматривает, что в РФ устанавливается казначейское исполнение бюджетов.
Казначейское обслуживание исполнения бюджетов осуществляется Федеральным казначейством.
В соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год органы Федерального казначейства осуществляют казначейское сопровождение целевых средств, определенных федеральным законом о федеральном бюджете, получаемых на основании государственных контрактов, договоров (соглашений), контрактов (договоров).
В соответствии со ст. 220.1 БК РФ учет операций со средствами участников казначейского сопровождения производится на лицевых счетах, открываемых им в Федеральном казначействе.
УФК по Московской области осуществляет полномочия по казначейскому исполнению бюджета, в рамках которого оно не вступает в гражданско-правовые отношения с АО "СУ N 1", в связи с чем отсутствуют основания для возникновения ответственности, предусмотренной ст. 395 ГК РФ.
Согласно абзацу 2 пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" предусмотрено, что поскольку статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает последствия неисполнения или просрочки исполнения именно денежного обязательства, положения указанной нормы не применяются к отношениям сторон, не связанным с использованием денег в качестве средства платежа (средства погашения денежного долга).
Согласно ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Учитывая обстоятельства данного дела, истцом не представлено доказательств просрочки ответчиком исполнения какого-либо денежного обязательства в пользу истца, истцом произведено начисление процентов за неисполнение ответчиком неденежного требования, в связи с чем суд находит не обоснованным и не подлежащим удовлетворению требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 33 587 067 руб. 18 коп.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что истец не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы.
Доводы апелляционной жалобы истца не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность обжалуемого решения.
Исходя из изложенного, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
По правилам ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на заявителя. Поскольку истец не представил суду доказательств уплаты государственной пошлины, 2000 рублей подлежат взысканию с Общества с ограниченной ответственностью "Южный двор-168" в доход федерального бюджета.
В соответствии со статьями 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 21 марта 2023 года по делу N А40-257782/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-257782/2022
Истец: АО "СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ N1"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО Г. МОСКВЕ