г. Самара |
|
22 июня 2023 г. |
дело N А55-23880/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Буртасовой О.И., Морозова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якушовой Н.С.,
с участием:
от Департамента ветеринарии Самарской области - Майданюк С.В., доверенность N 34 от 10.01.2023, диплом,
от акционерного общества "Северный ключ" - Ильин А.М., доверенность N 2 от 30.12.2022, диплом,
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области - Мичева О.Ю., доверенность от 09.01.2023, диплом,
от Министерства управления финансами Самарской области - Гребенникова Н.И., доверенность от 23.12.2022, диплом,
от Правительства Самарской области - Ларин И.Г., доверенность от 23.12.2022, диплом,
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской и Самарской областям представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 1 апелляционную жалобу акционерного общества "Северный ключ" на решение Арбитражного суда Самарской области от 06 марта 2023 года по делу NА55-23880/2022 (судья Лукин А.Г.)
по иску Департамента ветеринарии Самарской области (ОГРН 1116316010216, ИНН 6316170507) к акционерному обществу "Северный ключ" (ОГРН 1026303315060, ИНН 6379000674) о взыскании,
третьи лица: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, Министерство управления финансами Самарской области, Правительство Самарской области, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской и Самарской областям.
УСТАНОВИЛ:
Департамент ветеринарии Самарской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к акционерному обществу "Северный ключ" (далее - ответчик) о взыскании ущерба в размере 3 013 190,50 руб.
Решением от 06.03.2023 исковые требования удовлетворены в заявленном размере.
Ответчик не согласился с принятым судебным актом и обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования оставить без удовлетворения.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что при проверке государственным органом, уполномоченным в сфере надзора за соблюдением ветеринарного законодательства на территории Самарской области (Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Самарской области) были выявлены нарушения исключительно по оформлению товарно-сопроводительных документов.
Иных нарушений ветеринарного, либо иного законодательства государственным уполномоченным органом не выявлено, данный факт нашел свое отражение в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении N 63084496 от 18.12.2020 и постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении N 63084497 от 18.12.2020.
Доводы о наличии в отношении АО "Северный ключ" протоколов об административном правонарушении N 63084495, N 63084496, N 63084497, N 63084498, N 63084499, N 63084500 от 17.11.2020 в качестве подтверждения наличия нарушений ветеринарных правил ответчиком, не состоятельны, поскольку в рамках административного расследования было вынесено единственное постановление о привлечении к административной ответственности N 63084495 от 18.12.2020, согласно которому истец был привлечен к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 10.8 КоАП РФ.
Вывод суда о том, что содержание протоколов позволяет дополнительно установить наличие в действиях истца нарушений ветеринарных и санитарных правил и норм, приведших к заявленным убыткам, является необоснованным и противоречит действующему законодательству.
Также истцом представлены в качестве доказательства по делу только судебные акты Арбитражного суда г. Москвы и Девятого арбитражного апелляционного суда, согласно которым, по мнению истца, суд принял во внимание указанные в исковом заявлении доводы.
Однако, указанные судебные споры были рассмотрены в рамках договора страхования и нормативных актов, регулирующих страхование сельскохозяйственных животных, в частности, Правил страхования (стандартных) сельскохозяйственных животных, осуществляемого с государственной поддержкой N 20-1/256 от 15.04.2019, являющихся неотъемлемой частью договора страхования. В связи с чем, для рассматриваемого гражданского дела вышеуказанные судебные акты не несут безусловного преюдициального значения.
Каких-либо иных доказательств, объективно подтверждающих допущенные ответчиком нарушения ветеринарного законодательства, истцом не представлено.
Также ответчик не согласен с выводами эксперта, которые носят вероятностный характер и вызывают сомнения в объективности.
Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании
Представители истца, Министерства Управления финансами Самарской области, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, Правительства Самарской области отклонили доводы жалобы по основаниям, изложенным в отзывах.
Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской и Самарской областям, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, ознакомившись с представленными отзывами, выслушав представителей сторон и третьих лиц, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
19.10.2020 на территории хозяйства акционерного общества "Северный ключ" в отделении N 5, расположенного по адресу: Самарская область, Похвистневский район, с. Савруха, зарегистрирован эпизоотический очаг африканской чумы свиней.
В рамках административного расследования, возбужденного 19.10.2020 Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области, выявлены нарушения ветеринарного законодательства, такие как: несоблюдение принципа предприятия закрытого типа, поскольку существует возможность попадания грызунов из внешней среды, что является нарушением пункта 12 Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, реализации и выращивании, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 29.03.2016 N 114 (далее - Ветеринарные правила N 114).
В нарушение пунктов 33.2, 33.5., 33.7 Ветеринарных правил N 114, а также пунктов 19, 20 решения коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.02.2018 N 27 "Об утверждении Единых ветеринарно-санитарных требований предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору)", транспорт, задействованный в обслуживании подразделений, перемещается как по территории отделений, между отделениями, так и за ее пределами, что подтверждается журналами дезинфекции въезда и выезда автотранспорта, проходящего через дез.барьер. Водители через санпропускник не проходят, дезинфекция обуви и смена одежды не осуществляется. Данные нарушения могли стать причиной заноса вируса африканской чумы свиней.
Вокруг свинокомплекса расположены охотничьи хозяйства "Похвистневское", "Шиповское" "Большемикушское" и ОДОУМР Похвистненский, при этом, возле отделения N 5 были замечены кабаны. Миграция кабана, который может быть источником распространения африканской чумы свиней, и нарушения, связанные с непрохождением водителями санпропусника, отсутствие дезинфекции обуви и смены одежды, могли стать причиной заноса инфекции на территорию хозяйства. Также выявлены другие нарушения.
Постановлением Губернатора Самарской области от 23.10.2020 N 307 территория отделения N 5 АО "Северный ключ", расположенного по адресу: Самарская область, Похвистневский район, с. Савруха, признана эпизоотическим очагом по африканской чуме свиней, а в пределах отделения N 1 акционерного общества "Северный ключ" и административных границ населенных пунктов с. Савруха, пос. Верхний Кинель, пос. Вязовка, с. Северный ключ, с. Мочалеевка, с. Первомайск, пос. Пример, с. Подбельск, с. Нижнеягодное, пос. Среднеягодный, пос. Волжанка, пос. Камышевка, пос. Передовка, пос. Шиповка, ж-д. раз. Тунгуз, пос. Березовка, пос. Антоновка Похвистневского муниципального района установлена первая угрожаемая зона по африканской чуме свиней.
В соответствии с пунктами 24.1 и 24.3 Ветеринарных правил N 213, в эпизоотическом очаге и первой угрожаемой зоне осуществляется изъятие всех свиней и продуктов убоя в соответствии с Правилами отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 310 (далее - Правила N 310).
Пунктом 9 Правил N 310 предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате изъятия животных и (или) продуктов животноводства, в размере стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства в соответствии с порядком расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на эти цели.
Постановлением Правительства Самарской области от 03.12.2013 N 725 утвержден Порядок возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Самарской области.
Руководствуясь нормами действующего законодательства, постановлением Правительства Самарской области от 23.10.2020 N 824, специальной комиссией, образованной Департаментом ветеринарии Самарской области, поручено провести изъятие животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации заболевания африканской чумой свиней в эпизоотическом очаге на территории отделения N 5 АО "Северный ключ", расположенного по адресу: Самарская область, Похвистневский район, с. Савруха, и первой угрожаемой зоне в пределах отделения N 1 акционерного общества "Северный ключ" и административных границ населенных пунктов с. Савруха, пос. Верхний Кинель, пос. Вязовка, с. Северный ключ, с. Мочалеевка, с. Первомайск, пос. Пример, с. Подбельск, с. Нижнеягодное, пос. Среднеягодный, пос. Волжанка, пос. Камышевка, пос. Передовка, пос. Шиповка, ж-д. раз. Тунгуз, пос. Березовка, пос. Антоновка муниципального района Похвистневский Самарской области.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 23.12.2020 N 1075 "Об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Самарской области в целях предоставления единовременных социальных выплат гражданам для возмещения затрат, понесенных ими в результате изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации заболевания африканской чумой свиней в эпизоотических очагах и первых угрожаемых зонах в пределах административных границ населенных пунктов пос. Нижнеозерецкий, пос. Ильмень муниципального района Приволжский Самарской области, с. Савруха, пос. Верхний Кинель, пос. Вязовка, с. Северный Ключ, с. Мочалеевка, с. Подбельск, с. Нижнеягодное муниципального района Похвистневский Самарской области" использованы предусмотренные на 2020 год бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Самарской области в сумме 3 029 590,50 руб.
Сумма бюджетных ассигнований, представленных из резервного фонда Правительства Самарской области, в целях предоставления Департаментом ветеринарии Самарской области единовременных социальных выплат гражданам для возмещения затрат, понесенных ими в результате изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации африканской чумы свиней в эпизоотических очагах и первых угрожаемых зонах в пределах административных границ населенных пунктов с. Савруха, пос. Верхний Кинель, пос. Вязовка, с. Северный ключ, с. Мочалеевка, с. Подбельск, с. Нижнеягодное, муниципального района Похвистневский Самарской области составила 3 013 190, 50 руб.
Истец, считая ответчика виновным в причинении вышеназванного ущерба, обратился в суд с вышеуказанным иском.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указал, что является недоказанным факт того, что именно вследствие ненадлежащего содержания ответчиком свиного поголовья возникла эпидемия.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо право, которого нарушено, может требовать полного возмещения убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении совокупности всех элементов ответственности: факта причинения вреда, его размера, вины лица, обязанного возместить вред, противоправности поведения этого лица и причинной связи между поведением указанного лица и наступившим вредом.
В соответствии со статьей 23 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закона о ветеринарии) должностные лица и граждане, виновные в нарушении ветеринарного законодательства Российской Федерации, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с названным законом и другими актами законодательства Российской Федерации.
Наложение штрафов и других взысканий не освобождает виновных лиц от обязанности возместить ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 18 Закона о ветеринарии предусмотрено, что ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов.
Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны, в том числе: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства;
соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства; предоставлять специалистам в области ветеринарии, являющимся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении;
до прибытия специалистов в области ветеринарии, являющихся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании.
Африканская чума свиней относится к особо опасным болезням животных и включена в перечень заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), утвержденные Приказом Минсельхоза России от 19.12.2011 N 476 Правила отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.05.2006 N 310 (далее - Правила N 310).
Организация и проведение изъятия продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных осуществляются в порядке, установленном субъектом РФ (пункт 8 Правил N 310).
Согласно пункту 9 Правил N 310 юридические лица имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате изъятия животных и (или) продуктов животноводства, в размере стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства в соответствии с порядком расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на эти цели.
Основанием для возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате изъятия животных и (или) продуктов животноводства, является наличие у них акта, указанного в пункте 8 настоящих Правил, и копии решения высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации и проведении изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных (пункт 10 Правил N 310).
В соответствии с пунктом 11 Правил N 310 размер подлежащего возмещению ущерба, понесенного юридическими лицами в результате изъятия продуктов животноводства, определяется субъектом РФ на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях размер указанного ущерба определяется на основании рыночной стоимости изъятых продуктов животноводства.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 23.10.2020 N 824 произведено изъятие поголовья свиней и продуктов свиноводства у граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в эпизоотическом очаге и первой угрожаемой зоне по АЧС.
В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов.
Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны:
осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства;
соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства.
Согласно приказу Министерства сельского хозяйства России от 28.01.2021 N 37 "Об утверждении ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней" источником возбудителя АЧС являются больные, а также переболевшие, находящиеся в инкубационном периоде, не имеющие клинических признаков и выделяющие возбудитель во внешнюю среду свиньи и дикие кабаны.
Передача возбудителя осуществляется алиментарным, контактным, ятрогенным, аэрогенным, трансмиссивным, внутриутробным путями и с генетическим материалом. Факторами передачи возбудителя являются секреты и экскреты больных свиней, диких кабанов и вирусоносителей, продукты убоя свиней, добычи диких кабанов и продукты их переработки, трупы свиней и диких кабанов, а также контаминированные возбудителем объекты окружающей среды, включая корма, воду, навоз, подстилку, почву, одежду и обувь обслуживающего персонала, инвентарь, оборудование, транспортные и иные материальные и технические средства.
Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Самарской области на основании срочного донесения департамента ветеринарии Самарской области возбуждено административное расследование и осуществлен выезд в АО "Северный ключ".
По итогам проверки в действиях акционерного общества "Северный ключ" выявлены нарушения ветеринарных и санитарных правил и норм, составлены протоколы об административном правонарушении: 63084495, N 63084496, N 63084497, N 63084499, N 63084500.
Согласно указанным протоколам лабораторные исследования на африканскую чуму свиней, указанные в ветеринарной сопроводительной документации на убойных свиней, отправляемых с предприятия на убой, не соответствует представленным протоколам испытаний (так, при внесении информации о протоколах испытаний в ЭВСД данным протоколам присваивается более поздний срок их составления по сравнению с оригиналом).
Работа санпропускника, судя по планировке, не предусматривает обязательной санитарной обработки работающего персонала и посетителей. В санитарном пропускнике осуществляется пересечение грязной зоны в чистую после приема душа. Отсутствует ежедневный контроль соблюдения сотрудниками сандушевой обработки и переодевания при перемещения через санпропускник и контроль вноса во внутрь периметра свинокомплекса личных вещей (нигде не фиксируется посещение сотрудником душа, смена спецодежды).
Корм после кормоцеха выгружается в тракторную тележку Т16, с открытым кузовом, после чего транспортируется к корпусам для выливания в кормоприемник -дозатор. То есть во время транспортировки корма к корпусам имеется доступ к корму синантропной птицы, что тоже могло являться причиной возникновения инфекции (нарушен пункт 13.3, подпункт "н" Приказа МСХ от 23.07.2010 N 258 "Об утверждении правил определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств, а так же организаций осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства", пункт 15 решения коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.02.2018 N 27 "Об утверждении единых ветеринарно-санитарных требований предъявляемых к объектам подлежащим ветеринарному контролю (надзору)".
Установлен факт реализации убойных свиней с 01.01.2020 без согласования маршрута с органами осуществляющие федеральный государственный ветеринарный надзор (нарушены статьи 13, 18 ФЗ "О ветеринарии" от 14.05.1993 N 4979/1).
Отсутствуют акты вскрытия павших животных (есть только зоотехнический акт о выбытии СП 54). Возят биоотходы на своем транспорте (акты дезинфекции на транспорт не предоставили) (нарушена статья 18 ФЗ "О ветеринарии" от 14.05.1993 N 4979/1, подпункты 1.1, 2.1, 4.3.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора утилизации и уничтожение биологических отходов от 04.12.1995 N 13/7/2-469.
По данным административным правонарушениям АО "Северный ключ" привлечено к административной ответственности за нарушение пункта 12 Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 29.03.2016 N 114 "Об утверждении ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, реализации и выращивании", пунктов 33.2, 33.5, 33.7 Приказа Министерства сельского хозяйства РФ 29.03.2016 N 114 "Об утверждении ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, реализации и выращивании", пунктов 19, 20 Решения коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.02.2018 N 27 "Об утверждении Единых ветеринарно-санитарных требований предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору)", пункта 13.3 п.п. "н" Приказа МСХ от 23.07.2010 N 258 "Об утверждении правил определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств, а так же организаций осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства", пункта 20 решения коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.02.2018 N 27 "Об утверждении единых ветеринарно-санитарных требований предъявляемых к объектам подлежащим ветеринарному контролю (надзору))".
Согласно заключению эксперта с дополнениями ООО "Научно-практический центр эффективного животноводства" выявлены нарушения пунктов 3.3.2, 3.3.3, 3.3.19, 3.3.20, 3.3.25 ВСП 13-5-02/0043-01 Ветеринарно-санитарных правил по организации и проведению дератизационных мероприятий, которые устанавливают требования к проведению истребительных мероприятий.
Исходя из обстоятельств дела и с учетом указанного экспертного заключения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что АО "Северный ключ" ненадлежащим образом велась работа по ликвидации грызунов, которые могли быть переносчиком возбудителя вируса АЧС - нарушение пунктов 1.1, 1.3, 2.1 и 2.6 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 N 13-7-2/469).
Данными пунктами, в том числе установлены требования для владельцев животных в срок не более суток с момента гибели животного, обнаружения абортированного или мертворожденного плода, об обязательном извещении об этом ветеринарного специалиста, который на месте, по результатам осмотра, определяет порядок утилизации или уничтожения биологических отходов.
Установлено требование после погрузки биологических отходов на транспортное средство провести обязательную дезинфекцию места, где они лежали, а также использованный при этом инвентарь и оборудование. Требование о дезинфекции почвы (места), где лежал труп или другие биологические отходы, сухой хлорной известью из расчета 5 кг/кв. м, и перекапыванию ее на глубину 25 см.
Указанные обстоятельства были предметом рассмотрения по делам N А40-44654/2021, N А40-44661/2021 по искам АО "Северный колюч" к ООО "Страховая компания "Согласие" о взыскании страхового возмещения. Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда города Москвы от 17.06.2021, 10.08.2021 установлено, что возникновение очага вируса африканской чумы свиней на территории предприятия истца явилось следствием действий самого истца в связи с несоблюдением им ветеринарных правил.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии со статьей 19 Закона "О ветеринарии" размер возмещения стоимости животных и продуктов животноводства, изъятых при возникновении или распространении очагов особо опасных болезней животных, может быть уменьшен или в возмещении может быть отказано, если собственником указанных животных или продуктов животноводства допущено нарушение законодательства Российской Федерации в области ветеринарии.
Оценив обстоятельства дела и представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии вины ответчика в нарушении ветеринарных и санитарных норм и правил, повлекших возникновение распространение вируса африканской чумы свиней на территории данного предприятия.
В соответствии с пунктом 5 статьи 393 ГК РФ размер ущерба определен истцом с разумной степенью достоверности.
На основании изложенного, заявленные требования судом первой инстанции признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению в заявленном размере.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются как необоснованные.
Фактические обстоятельства дела судом первой инстанции установлены правильно, представленные сторонами доказательства исследованы и оценены по правилам статьи 71 АПК РФ. Выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 06 марта 2023 года по делу N А55-23880/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Северный ключ" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-23880/2022
Истец: Департамент ветеринарии Самарской области
Ответчик: АО "Северный ключ"
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, Министерство управления финансами Самарской области, Правительство Самарской области, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской и Самарской областям, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области