г. Саратов |
|
21 июня 2023 г. |
Дело N А12-33722/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "14" июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "21" июня 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Комнатной Ю.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Наховой М.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы веб-конференции (онлайн-заседание) апелляционную жалобу Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 апреля 2023 года по делу N А12-33722/2022
по заявлению Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области" (400049, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Ангарская, д. 13 Б, ОГРН 1053443007287, ИНН 3443063870)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (400005, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. 7-й Гвардейской, д. 12, ОГРН 1023403460596, ИНН 3444051210)
заинтересованные лица: общество с ограниченной ответственностью "Ленинский водоканал" (404620, Волгоградская область, Ленинский район, г. Ленинск, ул. им. Чапаева, д. 1, ОГРН 1083454000695, ИНН 3415069189), общество с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети" (404130, Волгоградская область, г. Волжский, ул. 7-я Автодорога, д. 19, каб. 2.4, ОГРН 1163443069140, ИНН 3435126290)
об оспаривании решения и предписания,
при участии в судебном заседании: от Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области" - представитель Духанин Сергей Анатольевич, действующий на основании доверенности N 67 от 30.12.2022, сроком до 31.12.2023; от Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области - представитель Дьякова Анастасия Сергеевна, действующая на основании доверенности N 01-03-33-27 от 09.01.2023, сроком до 31.12.2023; от иных лиц - не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда;
УСТАНОВИЛ:
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - УФАС по Волгоградской области, антимонопольный орган) от 01.12.2022 по делу N 034/01/10-127/2022 и предписания от 02.12.2022 N 034/01/10-127/2022.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц арбитражным судом привлечены общество с ограниченной ответственностью "Ленинский водоканал", общество с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06 апреля 2023 года в удовлетворении заявленных Учреждением требований отказано.
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
УФАС по Волгоградской области представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании принимали участие представители Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области", Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что в УФАС по Волгоградской области поступили обращения общества с ограниченной ответственностью "Ленинский водоканал", общества с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети", в которых сообщалось о нарушении Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области" пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившемся в установлении необоснованной стоимости на услуги по проведению лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля качества питьевой воды
28.02.2022 антимонопольным органом возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 034/01/10-127/2022 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В ходе проверки УФАС по Волгоградской области установлено, что ООО "Ленинский водоканал" (ООО "ЛВК"), ООО "Волжские тепловые сети" (ООО "ВТС") осуществляют деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения на территории городского поселения г. Ленинск (ООО "ЛВК"), г. Волжского (ООО "ВТС") Волгоградской области. В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения указанными хозяйствующими субъектами с ФБУЗ "ЦГиЭ" заключены договоры на проведение лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля качества питьевой воды.
Так, согласно заявлениям, приказом главного врача ФБУЗ "ЦГиЭ" от 16 апреля 2021 за N 01-3/185 введены в действие новые расценки на платные услуги Учреждения с 01.05.2021, согласно которым стоимость услуг по договору с ООО "ЛВК" выросла на 159 %, с ООО "ВТС" на 251 %. При этом, услуга в необходимом объеме может быть получена только у ФБУЗ "ЦГиЭ".
Повышение цены согласно ответу ФБУЗ "ЦГиЭ" обосновано значительным увеличением затрат, связанных с оказанием услуг (увеличение оплаты труда), а также необходимостью индексации данных услуг с начиная с 2016 года. Также Учреждение пояснило, что не обладает доминирующим положением в соответствии с антимонопольным законодательством, поскольку на территории Волгоградской области имеется 13 организаций, аккредитованных, в том числе, на проведение лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля качества питьевой воды.
По результатам анализа предоставленной информации Управлением установлено, что в 2022 году по сравнению со стоимостью в 2021 году значительно увеличилась стоимость исследования при проведении производственного контроля качества питьевой воды на следующие виды услуг:
- прием и кодирование проб, оформление плана задания (I проба) - 344%;
- оформление протокола лабораторных исследований (I протокол) - 375 %;
- оформление акта отбора - 660 %;
Вместе с тем суммарный уровень инфляции за период 2016-2021 год составил 33,6 %.
На основании изложенного, УФАС по Волгоградской области установлен значительный рост (выше уровня инфляции) стоимости на следующие услуги ФБУЗ "ЦГиЭ": прием и кодирование проб, оформление плана задания (I проба); оформление протокола лабораторных исследований (1протокол); оформление акта отбора; а также услуги на выполнение следующих анализов: ОМЧ; анализ общие колиформные бактерии, термоталерантные бактерии; сульфидредуцирующие клостридии; массовая концентрация железа, в то время как экономическое обоснование такого значительного роста цен на указанные услуги ФБУЗ "ЦГиЭ" не представлено.
При этом антимонопольным органом признаны не соответствующими действительности доводы Учреждения о том, что на территории Волгоградской области имеется 13 организаций, аккредитованных, в том числе, на проведение лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля качества питьевой воды, в связи с чем, оно не обладает доминирующим положением, поскольку указанные ФБУЗ "ЦГиЭ" организации либо не проводят лабораторные исследования и испытания, либо осуществляют данные исследования для собственных нужд.
Таким образом, антимонопольным органом сделан вывод о том, что ФБУЗ "ЦГиЭ" является единственной организацией осуществляющей деятельность на рынке лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля качества питьевой воды на территории Волгоградской области, в связи с чем, занимает доминирующее положение на данном рынке.
По результатам рассмотрения дела N 034/01/10-127/2022 решением УФАС по Волгоградской области от 02.12.2022 Учреждение признано нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
02.12.2022 ФБУЗ "ЦГиЭ" выдано предписание о нарушении антимонопольного законодательства, согласно которому Учреждению надлежит в срок до 10.01.2023 прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона защите конкуренции, выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением, путем установления в 2021 году монопольно высокой стоимости услуг по приему и кодированию проб, оформлению плана-задания, оформлению протокола лабораторных испытаний, оформлению акта отбора, а именно совершить действия, направленные на пересмотр установленной стоимости вышеуказанных услуг, в том числе путем приведения хронометража рабочего времени, затрачиваемого на прием и кодирование проб, оформление плана-задания, протокола лабораторных испытаний, акта отбора проб в соответствие с фактическим количеством затрачиваемого времени при проведении лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля качества питьевой воды.
Учреждение, не согласившись с вышеуказанными решением и предписанием, обратилось в суд с рассматриваемым в настоящем деле заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы общества.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушения прав в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона N 135-ФЗ антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
Правонарушение в сфере антимонопольного законодательства представляет собой административное правонарушение, для констатации совершения которого необходимо установить все элементы состава: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону (вину).
УФАС по Волгоградской области квалифицировало действия (бездействие) Учреждения, выразившиеся значительном росте стоимости услуг, оказываемых Учреждением, по пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Перечень действий (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, указанный в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции является открытым.
В силу пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции к таким действиям (бездействию) относятся, в том числе, установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
Согласно абзацу второму пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 2) при возникновении спора антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта является злоупотреблением, допущенным в одной из указанных форм. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта образует один из видов злоупотреблений, названных в указанных пунктах. В свою очередь, хозяйствующий субъект вправе доказывать, что его поведение не образует злоупотребление доминирующим положением в соответствующей форме, поскольку не способно привести к наступлению неблагоприятных последствий для конкуренции на рынке и (или) имеет разумное оправдание.
В соответствии с пунктом 17 постановление Пленума ВС РФ N 2 на основании статьи 6, пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции злоупотреблением может быть признано установление (поддержание) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены.
По смыслу закона установленная (применяемая) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом цена может быть признана недопустимой (монопольно высокой), если она превышает стоимость товара, обеспечивающую возмещение необходимых расходов и получение разумной прибыли, и цену, которая сформировалась на сопоставимых конкурентных товарных рынках при их наличии (пункты 4 и 7 статьи 4, части 1 и 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции).
В частности, при оценке необходимости расходов для обеспечения деятельности хозяйствующего субъекта может приниматься во внимание их экономическая оправданность, в том числе направленность расходов на удовлетворение производственных потребностей субъекта, соответствие размера затрат обычной стоимости соответствующих благ, рыночная конъюнктура, в которой осуществлялись затраты. Например, экономически не оправданными для целей применения статьи 6 Закона могут быть признаны затраты, не имеющие отношения к производству и реализации товара, но учтенные доминирующим на рынке субъектом при формировании цены товара. Экономически оправданными могут являться затраты, увеличение которых обусловлено ростом цен на рынке сырья, из которого производится товар.
Необоснованное увеличение цены, не отвечающее признакам установления монопольно высоких цен, однако направленное на прекращение производства и (или) реализации товара контрагенту или способное повлечь наступление этих последствий, в том числе в отношении отдельных контрагентов, может быть квалифицировано как злоупотребление доминирующим положением по основаниям, предусмотренным пунктами 4 и 5 части 1 статьи 10 Закона.
Субъектом указанного правонарушения является лицо, занимающее доминирующее положение на определенном рынке производства товара, оказания услуг.
Субъективная сторона рассматриваемого антимонопольного нарушения может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Согласно положениям пункта 3.3 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 25 мая 2012 года N 345 (далее - Административный регламент N 345) анализ состояния конкуренции проводится в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции.
По результатам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке составляется аналитический отчет, в котором приводятся результаты проведенного анализа, а также содержится заключение о наличии признаков доминирующего положения хозяйствующего субъекта (пункты 3.9, 3.10 Административного регламента N 345).
По результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг лабораторно-инструментального исследования по программе производственного контроля качества питьевой воды за период 2021 - 1 полугодие 2022 на территории г. Волжский Волгоградской области антимонопольным органом установлено, что доля ФБУЗ "ЦГиЭ" на указанном рынке составила 100%. Таким образом, Учреждение занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг лабораторно-инструментального исследования по программе производственного контроля качества питьевой воды за период 2021 - 1 полугодие 2022 на территории г. Волжский Волгоградской области.
Другие организации государственной или муниципальной системы здравоохранения, частной формы собственности, оказывающие платную услугу в виде оказания услуг лабораторно-инструментального исследования по программе производственного контроля качества питьевой воды за период 2021 - 1 полугодие 2022, кроме ФБУЗ "ЦГиЭ", на территории г. Волжский Волгоградской области отсутствуют.
Кроме того, в материалы судебного дела была представлена переписка ООО "ВТС" с ФБУЗ "ЦГиЭ", ООО "Лабораторией ВДЦ" и Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области доказывающая, что ФБУЗ "ЦГиЭ" фактически является единственным специализированным предприятием, оказывающее услуг лабораторно-инструментального исследования по программе производственного контроля качества питьевой воды.
Статьями 41 и 42 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. В связи с этим обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных направлений государственной политики. В том числе, контроль за соблюдением санитарных правил организациями и индивидуальными предпринимателями, а также проведение ими санитарно-противоэпидемических мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции посредством программы производственного контроля (ППК).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) закреплена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществлять производственный контроль, для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, в том числе лабораторными методами контроля.
Кроме этого, отдельными Федеральными законами, например, от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлена обязанность по осуществлению производственного контроля для организаций, осуществляющих деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, водоснабжению.
Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" установлены нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, ими являются: санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы
Санитарными правилами СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - Правила) определяется порядок организации и проведения производственного контроля.
Согласно п. 14.1 Устава "ФБУЗ "ЦГиЭ" основным видом деятельности учреждения санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования, исследования, испытания, а также токсикологические, гигиенические и иные виды оценок и экспертизы.
В соответствии с п. 15 Устава "ФБУЗ "ЦГиЭ" учреждение вправе осуществлять за плату иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 25 N 416-ФЗ программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Программа производственного контроля составляется и утверждается Заказчиком в каждом конкретном случае в соответствии с видом деятельности его организации. Поэтому конкретных программ производственного контроля для исследования питьевой воды не существует.
В соответствии с реестром аккредитованных лиц Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа Российской Федерации по аккредитации, аккредитованы на выполнение исследований воды (природной, питьевой и т.д.).
Пункт 3.6. ГОСТ Р 51232-98 "Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля качества" контроль воды на наличие патогенных микроорганизмов проводят в лабораториях, имеющих разрешение для работы с возбудителями соответствующей группы патогенности и лицензию на выполнение этих работ.
Пункт 3.9. ГОСТ Р 51232-98 "Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля качества" для определения качества питьевой воды могут привлекаться на договорной основе лаборатории, аккредитованные в установленном порядке на техническую компетентность в выполнении испытаний качества питьевой воды; при проведении арбитражных и сертификационных испытаний - на техническую компетентность и юридическую независимость.
Пунктом 7.2. ГОСТ 31942-2012 "Вода. Отбор проб для микробиологического анализа" установлена продолжительность времени от отбора проб до анализа.
Приказом Роспотребнадзора от 28.12.2012 N 1204 "Об утверждении Критериев существенного ухудшения качества питьевой воды и горячей воды, показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды и требований к частоте отбора проб воды" установлен перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты отбора проб воды.
Перечень показателей и частота отбора проб устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Пунктом 2.6 Санитарных правил СП 1.1.1058-01, определено, что программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами.
Пунктами 4.1 и 4.2 ГОСТ Р 51232-98 предусмотрено, что производственный контроль качества воды проводят в местах водозабора из источника водоснабжения, перед поступлением ее в распределительную водопроводную сеть, а также в точках распределительной сети. Контроль качества воды на различных стадиях процесса водоподготовки проводят в соответствии с технологическим регламентом (пункт 4.1).
Программа производственного контроля качества горячего водоснабжения ООО "Волжские тепловые сети" на 2020-2024 гг., на 2022-2025 гг. согласована территориальным отдела Управления "Роспотребнадзора" по Волгоградской области, в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах Волгоградской области.
Согласно указанным программам проведение лабораторных исследований и испытаний отобранных проб воды в рамках производственного контроля (жесткость общая, железо, окисляемость, мутность, цветность, водородный показатель, запах, температура, остаточное содержание реагентов, применяемых в процессе водоподготовки) осуществляется химической лабораторией ООО "Волжские тепловые сети".
Исследования воды на микробиологические показатели и хлороформ, сероводород производится по договору с Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области", а выполняет Филиал ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах". Адрес места расположения филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах": 404130, Волгоградская обл., г. Волжский ул. Карбышева, 1.
Рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды ООО "Ленинский водоканал" на водоочистных сооружения водозабора N 1, распределяющей сети и источнике водоснабжения р. Ахтуба г. Ленинск 2022 г. согласована территориальным отдела Управления "Роспотребнадзора" по Волгоградской области, в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах Волгоградской области
Между ООО "Ленинский водоканал" и ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области" заключен договор оказания услуг на лабораторно-инструментальные исследования воды по программе производственного контроля, которым установлено кратность и количество проб.
Таким образом, ФБУЗ "ЦГиЭ" с учетом норм Гражданского кодекса РФ, Закона о защите конкуренции, устава, условий договора обязан осуществлять лабораторно-инструментальные исследования воды по программе производственного контроля.
На основании вышеизложенного, вывод суда первой инстанции о наличии у ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области" доминирующего положения является обоснованным и подтверждается доказательствами, представленными при рассмотрении дела.
Также апелляционная коллегия отклоняет довод заявителя о том, что ФБУЗ "ЦГиЭ" имеет специфический правовой статус, в связи с чем обязан выполнять только государственные задания, в то время как иные виды лабораторных исследований для заявителя не являются обязательными.
Частью 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции установлено, что целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции данный Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В силу пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект -коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц ФБУЗ "ЦГиЭ" зарегистрирован в качестве юридического лица 23.03.2005, присвоен ОГРН 1053443007287. Основным видом деятельности ФБУЗ "ЦГиЭ" является деятельность организаций санитарно-эпидемиологической службы (ОКВЭД 86.90.1).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 6 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", исходя из взаимосвязанных положений части 1 статьи 3, пунктов 5 и 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции его действие распространяется на хозяйствующих субъектов (российских и иностранных юридических лиц, включая некоммерческие организации, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность) при ведении экономической деятельности в качестве участников рынков.
С учетом указанных разъяснений, ФБУЗ "ЦГиЭ" выполняет определенные законом обязанности, извлекает доход от проведения лабораторных исследований, в связи с чем по смыслу Закона о защите конкуренции является хозяйствующим субъектом. Таким образом, осуществляемая им деятельность по лабораторному исследованию качества питьевой воды подлежит проверке на предмет ее соответствия положениям части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.
Согласно абзацу 3 пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", при оценке необходимости расходов для обеспечения деятельности хозяйствующего субъекта может приниматься во внимание их экономическая оправданность, в том числе направленность расходов на удовлетворение производственных потребностей субъекта, соответствие размера затрат обычной стоимости соответствующих благ, рыночная конъюнктура, в которой осуществлялись затраты. Например, экономически не оправданными для целей применения статьи 6 Закона о защите конкуренции могут быть признаны затраты, не имеющие отношения к производству и реализации товара, но учтенные доминирующим на рынке субъектом при формировании цены товара. Экономически оправданными могут являться затраты, увеличение которых обусловлено ростом цен на рынке сырья, из которого производится товар.
Волгоградским УФАС России не установлено наличие сопоставимого рынка, находящегося в условиях конкуренции на территории Волгоградской области и других регионов РФ, в связи с чем, при оценке действий Учреждения по повышению тарифов обоснованно применен затратный метод.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 352 "Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг и определении размера платы за их оказание", Уставом Учреждения, областью Аккредитации Учреждения ФБУЗ "ЦГиЭ" самостоятельно формирует и утверждает перечень платных услуг.
Так, перечень платных услуг (работ) и размер платы за услуги (работы), а также изменения в перечень платных услуг (работ) и размер платы за услуги (работы) утверждены приказами главного врача Учреждения.
Согласно пояснениям ФБУЗ "ЦГиЭ" расценки на платные работы (услуги) не индексировались с 2016 года. Индексация заработной платы была произведена в 2018, 2019, 2020 гг. на основании Постановлений Правительства Российской Федерации от 06.12.2017 N 2716-р, от 13.03.2019 N 415-р, от 04.09.2020 N 2250-р "Об увеличении заработной платы работников федеральных государственных органов, оплата которых осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 N 583"; приказов Руководителя ФС Роспотребнадзора от 29.01.2018 N 42, от 05.07.2019 N 439, от 10.09.2020 N 517 "О повышении размеров должностных окладов работников федеральных бюджетных и казенных учреждений Роспотребнадзора"; приказов главного врача Учреждения от 19.01.2018 N 01-3/57, от 16.07.2019 N 01-3/423, от 16.09.2020 N 01-3/572 "Об увеличении за счет средств федерального бюджета оплаты труда"; от 16.07.2019 N 01-3/422, от 16.09.2020 N 01-3/573 " О внесении изменений в Положение об оплате труда".
Во исполнение приказа главного врача Центра от 16.04.2021 N 01-3/185 "Об утверждении расценок на платные работы (услуги)" с 01.05.2021 в связи с индексацией окладов, увеличением закупочных цен на расходные материалы для лабораторных исследований, тарифов на коммунальные услуги, услуги связи проведен перерасчет расценок по платным работам (услугам).
При этом, согласно пояснениям ФБУЗ "ЦГиЭ" платные услуги оказываются по ценам, целиком покрывающим издержки Учреждения на оказание данных услуг и на основе расчета экономически обоснованных затрат материальных и трудовых ресурсов.
Затраты ФБУЗ "ЦГиЭ" делятся на:
1. Затраты непосредственно связанные с оказанием платной услуги и потребляемые в процессе ее предоставления:
а) затраты на оплату труда персонала непосредственно участвующего в процессе оказания платной услуги - основной персонал (оклад, без учета стимулирующих и компенсационных выплат, предусмотренных законодательством и начисления на заработную плату) (Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений");
б) расходные материалы, полностью потребляемые в процессе оказания платной услуги (питательные среды, реактивы, бактерийные препараты, лабораторные животные, дезинфицирующие и дератизационные средства, лабораторная посуда, тест-системы, спирт, вата, марля, другие аналогичные материалы).
2. Затраты, необходимые для обеспечения деятельности целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания платной услуги:
- затраты общехозяйственного назначения (затраты на коммунальные услуги и амортизацию основных средств, использование которых непосредственно связано с оказанием платных услуг, затраты на приобретение услуг связи (в том числе затраты на внутригородскую, междугороднюю, международную связь), приобретение транспортных услуг).
Для расчета затрат на оказание платной услуги (выполнение работы) используется метод прямого счета.
Учреждение самостоятельно утверждает цены на платные услуги и определяет возможность оказания платных услуг в зависимости от материальной базы, численного состава и квалификации персонала.
В 2020-2021 гг. лабораторные исследования качества питьевой воды в рамках производственного контроля выполнялись в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" на следующие микробиологические показатели безопасности: общие колиформные бактерии, термотолерантные колиформные бактерии, общее микробное число, колифаги.
При проведении исследований применялись нормативные документы, регламентирующие методики исследований:
- МУК 4.2.1018-01 "Санитарно-микробиологический анализ питьевой воды".
Объем нормируемых показателей безопасности воды питьевой увеличился, в связи с введением в действие СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 2.
Лабораторные исследования качества питьевой воды в рамках производственного контроля выполнялись на следующие микробиологические показатели безопасности: обобщенные колиформные бактерии, общее микробное число, колифаги, Escherichia coli, энтерококки.
При проведении исследований применялись нормативные документы, регламентирующие методики исследований: МУК 4.2.1018-01 "Санитарно-микробиологический анализ питьевой воды", ГОСТ 31955.1-2013 Вода питьевая. Обнаружение и количественный учет Escherichia coli и колиформных бактерий. Часть 1. Метод мембранной фильтрации, МУК 4.2.1884-04 Санитарно-микробиологический и санитарно-паразитологический анализ воды поверхностных водных объектов.
С 2022 в связи с введением в действие СанПиН 2.1.3684-21 произошло изменение исследуемых показателей в питьевой воде, а именно:
- добавилось исследование на Escherichia coli): качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены: превышения уровней гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ, ТКБ, Escherichia coli), паразитологическим, вирусологическим показателей, уровней вмешательства по радиологическим показателям;
- увеличилось время подготовительного периода при отборе проб в связи с увеличением объема от 0,5 до 3 литров отбираемых проб, в связи с этим увеличилось время на подготовку лабораторной посуды, на обработку контейнеров для транспортировки отобранных проб;
- увеличилось время на оформление этикеток на каждую емкость, увеличилось время на проведение опечатывания емкостей.
Антимонопольным органом установлено увеличение стоимости услуг в 2021 на лабораторные исследование в рамках производственного контроля качества питьевой воды за счет увеличения трудозатрат по приему и кодирования проб (образцов), оформлению плана-задания, оформлению протокола испытаний.
ФГБУЗ "ЦГиЭ" пояснило, что увеличение трудозатрат на указанные работы вызваны следующими обстоятельствами:
1. Увеличилось количество исследуемых показателей, как следствие увеличился объем и количество единиц отбираемой пробы (вместо одной стеклянной тары доставляется 3-5 шт.). В связи с этим удлиняется время приема пробы - в связи с введением нового СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (раздел IV., п.75).
2. Увеличилось количество информации в акте отбора, соответственно увеличивается время на внесение ее в журналы и титульные листы протоколов испытаний, изменилась форма протокола испытаний - приказ N 704 от 24.10.2020, Положение о составе сведений о результатах деятельности аккредитованного лица, п. 4, ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 п. 7.8, ГОСТ Р 58973-2020 "Оценка соответствия. Правила к оформлению протоколов испытаний" пп. 4,5.
3. Введение данных о поступившей пробе (образце) в Единую информационно-аналитическую систему Роспотребнадзора с целью обеспечения работы модуля по лабораторному обеспечению ЕИАС Роспотребнадзора - приказ от 23.12.2021 N 803 "О вводе в опытную эксплуатацию Единой информационно-аналитической системы Роспотребнадзора", письмо Роспотребнадзора N 02/6972-2022-27 от 01.04.2022.
4. Сканирование протокола испытаний, внесение сведений о проведенных испытаниях в ФГИС ФС Росаккредитации - приложение к приказу Минэкономразвития РФ N 704 от 24.10.2020 п. 4.
5. Проведение резервного копирования и архивирования протокола испытаний - ГОСТ ISO/IES 17025-2019 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий", раздел 8.4, приказ Минэкономразвития РФ N 707 от 26.10.2020 г. п. 24.6.
В результате анализа представленных Учреждением сведений об увеличении хронометража рабочего времени при проведении исследований установлено, что представленный хронометраж времени работника на прием, кодирование проб, оформление плана-задания на 1 пробу, оформление протокола лабораторных испытаний свидетельствует о значительном росте (150 %) времени на выполнение указанных работ, соответственно и трудоемкости выполняемых работ.
Указанные обстоятельства могли привести к увеличению трудозатрат на услуги, путем увеличения штатной численности персонала, либо к росту заработной платы работников участвующих в оказании услуг.
Согласно представленной ФБУЗ "ЦГиЭ" информации штатная численность работников в целом по учреждению по состоянию на 01.01.2019 составила 647 человек. Указанная штатная численность на протяжении 2020, 2021, а также по состоянию на 01.01.2022, 01.06.2022 оставалась неизменной.
Штатная численность филиала ФБУЗ "ЦГиЭ" в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском, Палласовском, Старополтавском районах, в котором непосредственно осуществляется лабораторные исследования по программе производственного контроля качества питьевой воды заявителей, по состоянию на 01.01.2019 составила 97 человек, на 01.01.2020 - 96,5 человек, на 01.01.2021 - 92,5 человек, на 01.01.2022 - 95 человек. Таким образом, штатная численность сотрудников в 2020, 2021, 2022 годах снизилась на 0,5 %, 4,9 %, 2,10 % соответственно.
Представленная Учреждением сравнительная таблица индексации окладов свидетельствует об увеличении окладов по состоянию на 01.01.2020 в сравнении 01.10.2019 на 3 %. Указанные оклады в 2021, 2022 годах остались неизменны.
Согласно пояснениям ФБУЗ "ЦГиЭ" расценки на платные услуги не индексировались с 2016, а индексация заработной платы проводилась в 2018-2020 гг. включительно в среднем на 4% ежегодно. Таким образом, в расчете накладных затрат для расценок на 2021 статья "Прогноз суммарного ФОТ и начисления основного персонала" должно привести к увеличению данной статьи. При этом затраты относятся на услугу пропорционально заработной плате и начислениям основного персонала.
Так, прогноз суммарного ФОТ и начислений основного персонала в 2016 составлял 45 570 000,00 руб., в 2021 - 34 847 380,09 руб., свидетельствует о снижении данного показателя на 23,5 %.
Таким образом, принимая во внимание отсутствие изменений в штатной численности и в размере окладов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что доказательства увеличения трудозатрат ФБУЗ "ЦГиЭ" при оказании услуг отсутствуют.
Кроме того, согласно пояснениям ООО "ВТС" представленный хронометраж времени на оформление приема и кодирования проб, оформлению плана-задания, протокола лабораторных испытаний, акта отбора фактически не соответствуют действительности.
Так, по хронометражу ФБУЗ "ЦГиЭ" при приеме и кодировании проб, оформлению плана-задания, протокола лабораторных испытаний, на 1 пробу затрачивается 1 час 30 мин, на оформление акта отбора - 1 час 30 мин. С учетом того, что OOO "ВТС" для проведения лабораторных исследований представляет ФБУЗ "ЦГиЭ" 8 бутылок, в связи с чем для обслуживания ООО "ВТС" затрачивается более 24 часов рабочего времени, что не соответствует действительности. Максимальное затрачиваемое время на прием и кодировании проб, оформлению плана-задания - 45 мин. (с учетом исследования), оформление акта отбора - 15 мин. при условии того, что Учреждение оказывает услугу по лабораторному исследованию не только ООО "ВТС", но и иным хозяйствующим субъектам. Указанное также подтверждает несоответствие указанного хронометража.
Кроме того, акт выполнения лабораторных исследований в связи с принятием СанПиН 2.1.3684-21 не претерпел значительных изменений.
ООО "ВТС" и ООО "Ленинский водоканал" оказывают услуги водоснабжения на основании, установленного комитетом тарифного регулирования Волгоградской области тарифа, который устанавливается на основе заложенных расходов и прибыли. Увеличение роста расходов на проведение лабораторного исследования приведет к увеличению стоимости оказания услуг для населения, как конечного потребителя, на следующий период регулирования.
Необоснованное включение расходов, за счет увеличения хронометража времени работника на прием, кодирование проб, оформление плана-задания на 1 пробу, оформление протокола лабораторных испытаний, привело к росту потенциальных расходов, необходимых для реализации услуг, что привело к несоразмерному изменению цены на услугу по лабораторному исследованию качества питьевой воды в рамках производственной программы заявителей.
Также судом первой инстанции обоснованно отклонен довод заявителя об обоснованности повышения цены на спорные услуги со ссылкой на прейскурант цен ООО "Концессии водоснабжения", утвержденный приказом от 21.11.2022 N 497 судом отклоняется, поскольку предметом оценки злоупотребления со стороны ФБУЗ "ЦГиЭ ВО" при рассмотрении антимонопольного дела являлось обоснованность увеличения цены на услуги лабораторно-инструментального исследования по программе производственного контроля качества питьевой воды за иной период, а именно 2021 - 1 полугодие 2022 на территории г. Волжский Волгоградской области. В ходе рассмотрения в ответ на запрос антимонопольного органа ООО "Концессии водоснабжения" представило информацию, о том, что общество осуществляют деятельность по проведению лабораторного исследования качества питьевой воды для собственных нужд, только в границах территории города Волгограда.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о правильной квалификации Волгоградским УФАС России действий Учреждения как нарушающих пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Пунктом 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что к полномочиям антимонопольных органов относится выдача в случаях, указанных в названном Законе, хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний, в частности о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
При этом в соответствии со статьей 36 Закона о защите конкуренции на лиц, в отношении которых вынесено предписание, возложена обязанность по исполнению предписания в установленный антимонопольным органом срок.
На основании пункта 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.
Статьей 50 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.
Волгоградское УФАС России выдала Учреждению предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с которым Учреждению надлежит в срок до 10.01.2023 прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, путем установления в 2021 году монопольно высокой стоимости услуг по приему и кодированию проб, оформлению плана-задания, оформлению протокола лабораторных испытаний, оформлению акта отбора, а именно совершить действия направленные на пересмотр установленной стоимости вышеуказанных услуг, в том числе путем приведения хронометража рабочего времени, затрачиваемого на прием и кодирование проб, оформление плана-задания, протокола лабораторных испытаний, акта отбора проб в соответствие с фактическим количеством затрачиваемого времени при проведении лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля качества питьевой воды.
На основании изложенного, ФБУЗ "ЦГиЭ" выдано предписание, которое в силу пункта 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции направлено на устранение нарушения антимонопольного законодательства и не нарушает прав Учреждения, поскольку не возлагает на него незаконной обязанности.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 апреля 2023 года по делу N А12-33722/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.М. Степура |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-33722/2022
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "ВОЛЖСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ", ООО "ЛЕНИНСКИЙ ВОДОКАНАЛ"