город Ростов-на-Дону |
|
20 июня 2023 г. |
дело N А32-26899/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Илюшина Р.Р., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матиняном С.А.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, открытого акционерного общества "Верхнебаканский цементный завод" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.02.2023 по делу N А32-26899/2022 по заявлению открытого акционерного общества "Верхнебаканский цементный завод" (ИНН 2315076504) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (ИНН 2309090540) о признании незаконным уведомления,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Верхнебаканский цементный завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконными уведомления Росреестра КК о приостановлении государственного кадастрового учета и государственно регистрации права: от 24.03.2022 N КУВД-001/2022-9750299/2 в части п. 1, 3, от 07.04.2022 N КУВД-001/2022-9750299/3 в части п. 2, от 26.04.2022 N КУВД-001/2022-9750299/7, от 19.09.2022 N КУВД001/2022-9750299, признать незаконными уведомления о не устранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права: N КУВД-001/2022-9750299/12 от 03.10.2022, N КУВД001/2022-9750299/14 от 28.10.2022, N КУВД-001/2022-9750299/16 от 22.11.2022, уведомления об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации N КУВД001/2022-9750299/17 от 19.12.2022 (с учетом уточнения первоначальных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.02.2023 заявленные требований удовлетворены. Суд обязал управление рассмотреть вопрос о постановке на кадастровый учет и государственную регистрацию прав на линейный объект.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество и управление обжаловали его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит решение арбитражного суда первой инстанции изменить, указав в резолютивной части решения на обязанность управления поставить линейный объект на кадастровый учет.
В апелляционной жалобе управление просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Управление указывает на отсутствие в представленных обществом документах технического плана, что препятствует осуществлению государственного кадастрового учета.
От общества поступили письменные пояснения.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2023 произведена замена судьи Мисника Н.Н. (в связи с нахождением в отпуске) на судью Фахретдинова Т.Р.
Стороны извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании разрешения на строительство от 12.02.2016 N 23-308000-103/-2016 осуществлено строительство линейного объекта: "Технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии ОАО "Верхнебаканский цементный завод" к электрическим сетям ц/з "Первомайский" ОАО "Новоросцемент" (новая технологическая линия мощностью 6000 тонн) с параллельной работой с энергосистемой, расположенного по адресу: Краснодарский край г. Новороссийск, п. Верхнебаканский, ул. Орловская, 11 (далее по тексту - линейный объект).
Указанный линейный объект на основании разрешения от 26.05.2017 N 23-308000-2055-2017 введен в эксплуатацию.
14 марта 2022 года ОАО "Верхнебаканский цементный завод" обратилось в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии через Новороссийский отдел с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении линейного объекта - Технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии (РАО "Верхнебаканский цементный завод" к электрическим сетям ц/з "Первомайский" ОАО "Новоросцемент" (новая технологическая линия мощностью 6000 тонн) с параллельной работой с энергосистемой, расположенного по адресу: Краснодарский край г. Новороссийск, п. Верхнебаканский, ул. Орловская, 11 с приложением документов согласно описи.
24 марта 2022 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Новороссийский отдел) вынесено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав ЖТСУВД-ООТУ2022-9750299/2 в срок до 14.09.2022 (более чем на 3 месяца). Основанием для вынесения вышеуказанного решения послужило не предоставление документа, подтверждающего возможность размещения сооружения на земельных участках с кадастровыми номерами 23:47:0105068:18, 23:47:0000000:523, выявлены повторяющиеся точки, технический план сформирован и подписан 03.03.2022, а не 17.04.2017.
04.04.2022 ОАО "Верхнебаканский цементный завод" поданы дополнительные документы, в том числе на электронном носителе с техническим планом от 17.04.2017 и от 04.04.2022 с учетом замечаний по п. 2 уведомления о приостановлении от 24.03.2022 (повторяющиеся точки - дополнен технический план пояснениями), поданы документы, обосновывающие возможность размещения сооружения на земельных участках с кадастровыми номерами 23:47:0105068:18, 23:47:0000000:523.
07 апреля 2022 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Новороссийский отдел) повторно вынесено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав МГ КУВД-001 /2022-9750299/3 до 14.09.2022 ввиду того, что опять выявлены повторяющиеся точки, технический план сформирован и подписан 03.03.2022, а не 17.04.2017.
19.04.2022 ОАО "Верхнебаканский цементный завод" поданы дополнительные документы - технический план от 17.04.2017.
26.04.2022 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Новороссийский отдел) вынесено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав КУВД-001/2022-9750299/7 до 14.09.2022 ввиду того, что прикреплен архив с техническим планом.
11.05.2022 ОАО "Верхнебаканский цементный завод" сдан технический план от 17.04.2017, а также оригинал на бумажном носителе от 17.04.2017.
19.09.2022 Управлением Росреестра принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в обоснование принятого решения рекомендовано предоставить технический план от 17.04.2017 либо обратиться в орган, выдавший разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 23-308000-2055-2017 от 26.05.2017 для внесения изменений в разрешение, а также предоставить документы, подтверждающие возможность размещения заявленного сооружения на земельных участках 23:47:0000000:7216 и 23:47:0000000:7619.
Кроме того, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии вынесены уведомления о не устранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права:
- N КУВД-001/2022-9750299/12 от 03.10.2022 - предоставить технический план от 17.04.2017 либо обратиться в орган, выдавший разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 23-308000-2055-2017 от 26.05.2017 для внесения изменений в разрешение.
- N КУВД-001/2022-9750299/14 от 28.10.2022 - предоставить документ, подтверждающий внесение изменений в разрешение на ввод в эксплуатацию.
- N КУВД-001/2022-9750299/16 от 22.11.2022 - предоставить технический план от 17.04.2017.
19.12.2022 Управлением Росреестра принято решение N КУВД001/2022-9750299/17 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Полагая действия регистрирующего органа незаконными и нарушающими его права, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
С государственной регистрацией Закон N 218-ФЗ связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункты 2, 8 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В рамках настоящего дела предметом рассмотрения является вновь созданный объект - технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии ОАО "Верхнебаканский цементный завод" к электрическим сетям ц/з "Первомайский" ОАО "Новоросцемент" (новая технологическая линия мощностью 6000 тонн) с параллельной работой с энергосистемой, расположенного по адресу Краснодарский край г. Новороссийск, п. Верхнебаканский, ул. Орловская, 11, и введенного в эксплуатацию согласно разрешению от 26.05.2017 N 23-308000-2055-2017.
Из пункта 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ следует, что к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Пунктами 6, 8 статьи 90 ЗК РФ предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта земельные участки могут предоставляться исключительно для размещения наземных объектов, в том числе необходимых для строительства подземных сооружений. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, не требуется.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 10 статьи 40 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом РФ возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Как следует из материалов дела, на основании разрешения на строительство от 12.02.2016 N 23-308000-103/-2016 ОАО "Верхнебаканский цементный завод" (осуществлено строительство линейного объекта "Технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии ОАО "Верхнебаканский цементный завод" к электрическим сетям ц/з "Первомайский" ОАО "Новоросцемент" (новая технологическая линия мощностью 6000 тонн) с параллельной работой с энергосистемой, расположенного по адресу Краснодарский край г. Новороссийск, п. Верхнебаканский, ул. Орловская, 11 (далее по тексту - линейный объект). Указанный линейный объект на основании разрешения от 26.05.2017 N 23-308000-2055-2017 введен в эксплуатацию.
В соответствии с п. 70 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 указано, что уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.
Согласно Приказу Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953, действующему на момент сдачи документов (до 19.03.2023 технические планы могли быть представлены в соответствии с формой и требованиями Приказа 953), приказу Росреестра от 15.03.2022 г. N П/0082, вступившему в силу с 19.06.2022, технический план подготавливается в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план, и оформляется в виде файлов в формате XML (далее - XML-документ), созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных. XML-схемы, используемые для формирования XML-документов, считаются введенными в действие по истечении двух месяцев со дня их размещения на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.rosreestr.gov.ru (далее соответственно - Росреестр, официальный сайт).
Приказом Росреестра от 25.04.2019 N П/0163 "О размещении на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещены новые XML-схемы, используемой для формирования XML-документа - технического плана здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, машино-места, единого недвижимого комплекса в форме электронного документа, и особенности ее применения". То есть новая XML-схем начинает действовать с 26.06.2019.
Также на официальном сайте Росреестра указано "До ввода в действие новых XML-схем в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" межевой план, технический план, акт обследования предоставляются в Росреестр в виде XML-документов, подготовленных с использованием действующих XML-схем".
Таким образом, в связи с изменением XML-схемы сформировать технический план в XML-схеме, действующей в 2017 г., в настоящее время не предоставляется возможным.
В соответствии п. 6 ст. 14 ФЗ "Об электронной подписи" сертификат ключа проверки электронной подписи прекращает свое действие: в связи с истечением установленного срока его действия. Электронная подпись действует определенное время, по истечении действия сертификата ключа проверки электронной подписи, электронную подпись невозможно использовать. В связи с чем подписать технический план, выгруженный в 2022 году, электронной подписью 2017 года невозможно.
Как следует из пояснений общества, оригинал технического плана от 17.04.2017 на бумажном носителе и на диске 2017 года сданы были в Росреестр 11.05.2022, что подтверждается описью. По данным документам ответа не поступило.
В техническом плане указана вся требуемая информация, предусмотренная Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953, который действовал на момент сдачи документов.
Как следует из материалов дела, технический план подготовлен на основании Разрешения на строительство N 23-308000-1031-2016 от 12.02.2016, в котором указаны кадастровые номера земельных участков, в пределах которых расположен объект капитального строительства: 23:47:0106026:5, 23:47:0105018:1, 23:47:0105068:18, 23:47:0106001:13, 23:47:0106002:13, 23:47:0000000:61, 23:47:0106007:14, 23:47:0000000:523.
В ходе проведения кадастровых работ в 2017 году было установлено, что линейный объект расположен в границах земельных участков с кадастровыми номерами: 23:47:0106026:5, 23:47:0105018:1, 23:47:0105068:18, 23:47:0106001:13, 23:47:0106002:13, 23:47:0106007:14, 23:47:0000000:523. Земельный участок 23:47:0000000:61 является единым землепользованием, границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, при этом испрашиваемый линейный объект не расположен ни на одном земельном участке, входящем в состав единого землепользования с кадастровым N 23:47:0000000:61.
В 2017 году объект был введен в эксплуатацию на основании Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N 23-308000-2055-2017 от 26.05.2017, но на кадастровый учет поставлен не был, ввиду того, что имелись противоречия в документах, а именно: в Разрешении на строительство N 23-308000-1031-2016 от 12.02.2016 и в Разрешении на ввод объекта в эксплуатацию N 23-308000-2055-2017 от 26.05.2017 указан земельный участок с кадастровым N 23:47:0000000:61, тогда как в техническом плане данный участок не указан.
10.11.2022 был выполнен технический план на основании договора 47Ю/21-148 от 06.09.2021 на предмет актуализации информации. В ходе проведения кадастровых работ было выявлено, что линейное сооружение "Технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии ОАО "Верхнебаканский цементный завод" к электрическим сетям ц/з "Первомайский" ОАО "Новоросцемент" (новая технологическая линия мощностью 6000 тонн) с параллельной работой с энергосистемой" расположено в границах земельных участков с кадастровыми номерами: 23:47:0105018:1, 23:47:0105068:18, 23:47:0106001:13, 23:47:0106002:13, 23:47:0106007:14, 23:47:0106026:5, 23:47:0000000:523, 23:47:0000000:7194, 23:47:0000000:7216, 23:47:0000000:7619.
Земельные участки с кадастровыми номерами: 23:47:0000000:7619, 23:47:0000000:7194, 23:47:0000000:7216 были сформированы в 2020 году, о чем свидетельствуют выписки из ЕГРН, поэтому данные участки не указаны в Разрешении на строительство N 23-308000-1031-2016 от 12.02.2016, и соответственно в Разрешении на ввод объекта в эксплуатацию N 23-308000-2055-2017 от 26.05.2017.
Постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск и N 264 от 20.01.2016 утвержден проект планировки территории для размещения линейного объекта в муниципальном образовании город Новороссийск. Согласно пункта 5 постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 линии электропередачи классом до 35 кВ могут размещаться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Согласно сведений ЕГРН правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами 23:47:0000000:523, 23:47:0105068:18, 23:47:0000000:7216 является Российская Федерация, правообладателем земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:7619 является Муниципальное образование город Новороссийск.
В связи с вышеизложенным, спорное сооружение может быть размещено на данных земельных участках без предоставления земельного участка или сервитута.
04.04.2022 обществом поданы были дополнительные документы, обосновывающие возможность размещения линейного объекта на земельных участках с кадастровыми номерами 23:47:0105068:18, 23:47:0000000:523 (п. 6, 8 ст. 90 ЗК РФ, письмо Минэкономразвития России от 04.03.2016 N 6013-ПК/Д23и). Также в ранее выданном сообщении об отказе в государственной регистрации N 23/021/002/801/2018-1078 от 15.06.2018 управление указало, что на земельные участки с кадастровыми номерами 23:47:0105068:18, 23:47:0000000:523 предоставление правоустанавливающих документов не требуется в связи с применением на данных земельных участках технологии горизонтального-направленного бурения.
09.09.2022 общество обратилось с письменным заявлением к управлению, в котором просил в соответствии с п. 70 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 указать действия, которые общество должно совершить для устранения замечаний.
19.09.2022 управлением вынесено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав N КУВД-001/2022-9750299/10 в котором указано, что необходимо предоставить технический план от 17.04.2017, либо обратиться в орган, выдавший разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 23-308000-2055-2017 от 26.05.2017 для внесения изменений в разрешение. А также в нарушение п. 70 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 было указано новое замечание, которое ранее не указывалось, что необходимо предоставить документы, подтверждающие возможность размещения заявленного сооружения на земельных участках с кадастровыми номерами 23:47:0000000:7216 и 23:47:0000000:7619.
25.10.2022 общество обратилось в управление архитектуры и градостроительства г. Новороссийска с заявлением о внесении изменений в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 23-308000-2055-2017 от 26.05.2017, однако был получен отказ 30.10.2022 (ранее общество также обращалось в управление архитектуры и градостроительства г. Новороссийска о внесении изменений в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, но ему также было отказано 14.07.2021).
07.11.2022 отказ управления архитектуры и градостроительства г. Новороссийска от 30.10.2022 N 08.03-1.3-10836/22 во внесении изменений в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 23-308000-2055-2017 от 26.05.2017 был предоставлен в адрес управления.
В целях устранения замечаний кадастровым инженером в заключение технического плана внесены дополнения, а именно: "Технический план выполнен на основании Разрешения на строительство N 23-308000-1031-2016 от 12.02.2016 г. в дополнение к техническому плану, подготовленному 17.04.2017 г., в связи с изменением XML-схемы, а также внесением актуальной информации". Диск с внесенными дополнениями сдан в Росреестр 11.11.2022. как было указано, оригинал технического плана на бумажном носителе 2017 года был сдан в Росреестр, а также диск со сведениями на 2017 года (без внесенных изменений) неоднократно сдавался в Росреестр.
Однако, 22.11.2022 управлением вынесено уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав N КУВД-001/2022-9750299/16 в котором указано одно замечание, что необходимо предоставить технический план от 17.04.2017, что технически не представляется возможным.
Данный факт подтверждается также письмом ГБУ КК "Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ" отдела по г. Новороссийск N 13.29-05/392 от 07.07.2021.
19.12.2022 Росреестром отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, уведомление N КУВД-001/2022-9750299/17. Уведомление также не содержит указаний на нормы (пункт, част, статья) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к отказу.
Согласно заключению кадастрового инженера от 17.01.2023, подготовленному во исполнение определения суда от 28.11.2022, указано, что земельный участок 23:47:0000000:61 является единым землепользованием, границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, при этом испрашиваемый линейный объект не расположен ни на одном земельном участке, входящем в состав единого землепользования с кадастровым N 23:47:0000000:61. Земельные участки с кадастровыми номерами: 23:47:0000000:7619, 23:47:0000000:7194, 23:47:0000000:7216 были сформированы в 2020 году, о чем свидетельствуют выписки из ЕГРН, поэтому данные участки не указаны в Разрешении на строительство N 23-308000-1031-2016 от 12.02.2016, и соответственно в Разрешении на ввод объекта в эксплуатацию N 23-308000- 2055-2017 от 26.05.2017 Постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск и N264 от 20.01.2016 утвержден проект планировки территории для размещения линейного объекта в муниципальном образовании город Новороссийск. Согласно пункта 5 постановления Правительства РФ от 03.12.2014 г. N 1300 линии электропередачи классом до 35 кВ могут размещаться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Согласно сведений ЕГРН правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами 23:47:0000000:523, 23:47:0105068:18, 23:47:0000000:7216 является Российская Федерация, правообладателем земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:7619 является муниципальное образование город Новороссийск.
Обществом также подготовлена проектная документация ОАО "ЭНЕКС" на строительство объекта "Технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии ОАО "Верхнебаканский цементный завод" к электрическим сетям ц/з "Первомайский" ОАО "Новоросцемент" (новая технологическая линия мощностью 6000 тонн) с параллельной работой с энергосистемой, расположенного по адресу Краснодарский край г. Новороссийск, п. Верхнебаканский, ул. Орловская, 11" (далее по тексту - линейный объект), получено положительное заключение о соответствии проектной документации и результатов инженерных изысканий линейного объекта техническим регламентам, результатам инженерных изысканий, проектной документации, требованиям к содержанию разделов проектной документации, градостроительным регламентам, проектам планировки и межевания, национальным стандартам, заданию на проектирование, заданию на проведение инженерных изысканий от 03.02.2016 г.
Обществом получено разрешение на строительство от 12.02.2016 N 23-308000-103/-2016 линейного объекта.
Согласно заключению о соответствии постоянного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов от 03 февраля 2017 года линейный объект соответствует требованиям технических регламентов (норм и правил) и проектной документации N 038.12.21, разработанной ОАО "ЭНЕКС".
На основании разрешения N 23-308000-2055-2017 от 26.05.2017 линейный объект введен в эксплуатацию.
Линейный объект функционирует с 2017 года, используется обществом в текущей деятельности.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 23-308000-2055-2017 от 26.05.2017 выдано уполномоченным органом, в установленном законом порядке не оспорено и не признано недействительным.
В техническом плане Шабановой С.С. от 17.04.2017 указаны земельные участки 23:47:0106026:5, 23:47:0105018:1, 23:47:0105068:18, 23:47:0106001:13, 23:47:0106002:13, 23:47:0000000:523, 23:47:0106007:14, 23:47:0000000:61. В заключении кадастрового инженера (2017 года) отражено, что границы земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:61 не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. На публичной кадастровой карте видно, что линейный объект расположен в непосредственной близости к земельным участкам с кадастровыми номерами 23:47:0106007:24 и 23:47:0106007:25, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:47:0000000:61, а так же расположены в пределах кадастрового квартала 23:47:0106007. Кадастровый квартал 23:47:0106007 указан в разрешительной документации и в техническом плане.
Согласно межевого плана на уточнение площади и местоположения границ площадь земельного участка с кадастровым номером 23:47:0106007:24 согласно сведений ЕГРН 36 кв.м, согласно координат содержащихся в ЕГРН 22 кв.м, площадь земельного участка 23:47:0106007:25 согласно сведений ЕГРН 365 кв.м, согласно координат содержащихся в ЕГРН 548 кв.м. В схемах расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, приложенных к межевым планам, также видно, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:47:0106007:24 и 23:47:0106007:25, входящие в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:47:0000000:61, расположены в пределах кадастрового квартала 23:47:0106007.
Земельные участки с кадастровыми номерами: 23:47:0000000:7619, 23:47:0000000:7194, 23:47:0000000:7216 были сформированы в 2020 году, о чем свидетельствуют выписки из ЕГРН, поэтому данные участки не указаны в Разрешении на строительство N 23-308000-1031-2016 от 12.02.2016 и соответственно в Разрешении на ввод объекта в эксплуатацию N 23-308000- 2055-2017 от 26.05.2017 Постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск и N264 от 20.01.2016 утвержден проект планировки территории для размещения линейного объекта в муниципальном образовании город Новороссийск. Согласно пункту 5 постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 линии электропередачи классом до 35 кВ могут размещаться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Согласно сведений ЕГРН правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами 23:47:0000000:523, 23:47:0105068:18, 23:47:0000000:7216 является Российская Федерация, правообладателем земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:7619 является муниципальное образование город Новороссийск".
В техническом плане указано, что подземные части сооружения расположены на следующих земельных участках: 23:47:0105018:1, 23:47:0105068:18, 23:47:0106001:13, 23:47:0106002:13, 23:47:0000000:523(2), 23:47:0000000:7619, 23:47:0000000:7216(1), 23:47:0000000:7216 (2).
Кроме того, на указанных земельных участках проходят подземные части линейного объекта. Согласно п. 6, 8 ст. 90 ЗК РФ предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта земельные участки могут предоставляться исключительно для размещения наземных объектов, в том числе необходимых для строительства подземных сооружений. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, не требуется.
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 23:47:0000000:7619, площадью 3161 кв.м, был поставлен на государственный кадастровый учет 25.09.2020 в результате рассмотрения соответствующего заявления и представленных документов, в том числе межевого плана от 14.09.2020, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Межевой план от 14.09.2020 был подготовлен, в том числе, на основании документации по планировке территории, утвержденной постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 13.07.2020 N 3155 "Об утверждении проекта внесения изменений в проект межевания территории для размещения линейного объекта "Строительство АГНКС в г. Новороссийске, п. Верхнекабанский вдоль автодороги Краснодар - п. Верхнебаканский, км. 139+980 (слева)", утвержденный постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 27 сентября 2018 N 3891 (с изменениями, утвержденными постановлением администрации муниципального образования г. Новороссийск от 13 марта 2019 N 938). Указанный земельный участок сформирован по заявлению администрации муниципального образования город Новороссийск.
Земельный участок с кадастровым номером 23:47:0000000:7194, площадью 233 кв.м, был поставлен на государственный кадастровый учет 13.03.2020 в результате рассмотрения соответствующего заявления и представленных документов, в том числе межевого плана от 05.03.2020, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Межевой план от 05.03.2020 был подготовлен, в том числе, на основании постановления администрации муниципального образования город Новороссийск от 23.01.2020 N 339 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования город Новороссийск от 13 ноября 2019 N 5598 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в г. Новороссийске, п. Верхнебаканский". Земельный участок с кадастровым номером 23:47:0000000:7194 также сформирован по заявлению администрации муниципального образования город Новороссийск.
Земельный участок с кадастровым номером 23:47:0000000:7216, площадью 554 кв.м, был поставлен на государственный кадастровый учет 13.05.2020, в том числе, на основании межевого плана от 20.12.2019, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Межевой план от 20.12.2019 был подготовлен на основании распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) от19.12.2019 N 4070-р "О предварительном согласовании предоставления земельного участка установления границ полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-146 Краснодар - Верхнебаканский, км 28+674 - км 140+693". Земельный участок был сформирован по заявлению администрации муниципального образования город Новороссийск.
Согласно пункту 5 постановления Правительства РФ от 03.12.2014 г. N 1300 линии электропередачи классом до 35 кВ могут размещаться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
То есть на земельные участки с кадастровыми номерами 23:47:0000000:523, 23:47:0105068:18, 23:47:0000000:7216, 23:47:0000000:7194, 23:47:0000000:7619 оформление прав собственников не требуется.
Кроме того, подземные части линейного объекта расположены на земельных участках с кадастровыми номерами: 23:47:0105018:1, 23:47:0105068:18, 23:47:0106001:13, 23:47:0106002:13, 23:47:0000000:523(2), 23:47:0000000:7619, 23:47:0000000:7216(1), 23:47:0000000:7216 (2). В соответствии с п. 6, 8 ст. 90 ЗК РФ для строительства подземных сооружений оформление прав собственников на земельные участки также не требуется, этот факт отражен в техплане.
Земельный участок 23:47:0000000:61 является единым землепользованием, границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, площадь ориентировочная, подлежит уточнению при межевании. Линейный объект расположен в непосредственной близости к земельным участкам с кадастровыми номерами 23:47:0106007:24 и 23:47:0106007:25, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:47:0000000:61, а так же расположены в пределах кадастрового квартала 23:47:0106007. В настоящее время линейный объект фактически не пересекается с земельными участками с кадастровыми номерами 23:47:0106007:24 и 23:47:0106007:25, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:47:0000000:61, в связи с чем земельный участок с кадастровым номером 23:47:0000000:61 исключен из технического плана при его корректировке. Ранее в единое землепользование входило 16 обособленных земельных участком, а настоящее время 17 обособленных земельных участком.
Уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав N КУВД-001/2022-9750299/2 от 24.03.2022, N КУВД-001/2022-9750299/3 от 07.04.2022 в нарушение п. 70 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 не содержат рекомендаций, каким образом необходимо устранить замечания, управление ограничилось общей фразой, что необходимо обратиться к кадастровому инженеру.
В уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав N КУВД-001/2022-9750299/7 от 26.04.2022 не указано наименовании ошибки, которая препятствовала загрузке диска, никаких подтверждающих документов не представлено.
Согласно пункту 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов (ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ), если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 Закона N 218-ФЗ.
Росреестром не оспаривается расположение линейного объекта в пределах земельных участков с кадастровыми номерами, указанными в техническом плане.
При этом технический план не содержит ошибок/недочетов, которые бы сделали государственный кадастровый учет невозможным технически и/или незаконным.
Обществом предоставлены все необходимые документы, подготовлен и подан в Росреестр технический план, отражающий все изменения, содержащий все необходимые координаты, все необходимые сведения о линейном объекте.
Ни в одном уведомлении, в том числе в уведомлении об отказе в кадастром учете и государственной регистрации прав, не указано норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а неустранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов (за исключением замечания о выявлении "повторяющихся точек" в техплане, которые было устранены, требование о признание указанного замечания незаконным исключено из исковых требований).
В уведомлениях указываются общие фразы, а именно: не представлен технический план "подготовленный в установленном федеральном порядке", "подготовленный в соответствии с нормами закона", "отсутствие, технического плана, изготовленного в соответствии с Законом N 218-ФЗ, Требованиями N 953" и т.д.
При таких обстоятельствах апелляционный суд находит, что у Управления Росреестра отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявления о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
С учетом установленных обстоятельств, выводы суда первой инстанции в части признания незаконными уведомлений управления являются правомерными.
Однако, суд апелляционной инстанции пришел в целях устранения допущенного нарушения прав и законных интересов общества считает необходимым возложить на управление обязанность осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на линейный объект: Технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии ОАО "Верхнебаканский цементный завод" к электрическим сетям ц/з "Первомайский" ОАО "Новоросцемент" (новая технологическая линия мощностью 6000 тонн) с параллельной работой с энергосистемой, расположенного по адресу: Краснодарский край г. Новороссийск, п. Верхнебаканский, ул. Орловская, 11.
Указанная позиция согласуется с позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.01.2020 по делу N А53-15367/2019, постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.06.2020 по делу N А53-16608/2019.
Таким образом, апелляционная жалоба общества подлежит удовлетворению, а решение суда изменению в указанной части. Апелляционная жалоба управления удовлетворению не подлежит.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.02.2023 по делу N А32-26899/2022 изменить, изложив абзац третий резолютивной части решения в следующей редакции:
"Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права открытого акционерного общества "Верхнебаканский цементный завод" (ИНН 2315076504) на линейный объект: "Технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии ОАО "Верхнебаканский цементный завод" к электрическим сетям ц/з "Первомайский" ОАО "Новоросцемент" (новая технологическая линия мощностью 6000 тонн) с параллельной работой с энергосистемой, расположенного по адресу: Краснодарский край г. Новороссийск, п. Верхнебаканский, ул. Орловская, 11"".
В остальной части решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.02.2023 по делу N А32-26899/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Верхнебаканский цементный завод" (ИНН 2315076504) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 руб., уплаченную по платежному поручению N 1132 от 22.02.2023.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (ИНН 2309090540) в пользу открытого акционерного общества "Верхнебаканский цементный завод" (ИНН 2315076504) расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 1 500 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-26899/2022
Истец: ОАО "Верхнебаканский цементный завод"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, УФСГРКК по Кк