г. Санкт-Петербург |
|
20 июня 2023 г. |
Дело N А21-13978/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Хариной И.С.,
при участии:
от заявителя: Салуквадзе Ж.Т. по доверенности (онлайн);
от ответчика: не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10280/2023) акционерного общества "Янтарьэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.02.2023 по делу N А21-13978/2022, принятое
по заявлению акционерного общества "Янтарьэнергосбыт"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "Сохо-Партнер"
об оспаривании решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Янтарьэнергосбыт" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - ответчик, Управление) о признании недействительными решения от 12.09.2022 N 039/07/3-777/2022 и предписания от 12.09.2022 N37-Т/2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Сохо-Партнер" (далее - ООО "Сохо-Партнер").
Решением суда от 08.02.2023 в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, заявителем подана апелляционная жалоба. По мнению подателя жалобы, в действиях заказчика отсутствуют нарушения положений подпункта 2 части 1 и части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, пункта 8.1.6.11 Единого стандарта закупок ПАО "Росссети", подпункта "а" пункта 5.4.2 Документации о закупке, поскольку в первой части заявки предоставлены сведения об участнике закупки, а состав документов заявителя не соответствовал требованиям Документации о закупке.
В судебном заседании представитель АО "Янтарьэнергосбыт" апелляционную жалобу поддержал.
Управление и третье лицо извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
От Управления в материалы дела поступил письменный отзыв, в котором выражено несогласие с доводами апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 15.08.2022 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещено извещение N 32211619782 о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения контракта на поставку серверного и сетевого оборудования для нужд АО "Янтарьэнергосбыт".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 3 720 858,33 руб. без НДС / 4 465 030 руб. с учетом НДС.
Закупка проводилась в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
На участие в запросе предложений было подано 14 заявок, в том числе и заявка ООО "Сохо Партнер", которой был присвоен номер 898450.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 31.08.2022 заявка ООО "Сохо-Партнер" (порядковый номер 898450) отклонена в соответствии с подпунктом "в" пункта 5.4.2 Документации о закупке, поскольку в первой части заявки предоставлены сведения об участнике закупки; состав документов заявителя не соответствовал требованиям Документации о закупке.
В УФАС поступила жалоба ООО "Сохо-Партнер" (вх. N 6802-ЭП/22 от 01.09.2022) на неправомерные действия комиссии заказчика, выразившиеся, по мнению Общества, в необоснованном отклонении заявки.
Рассмотрев жалобу ООО "Сохо-Партнер", Управлением вынесено решение от 12.09.2022 N 039/07/3-777/2022, в соответствии с которым жалоба признана обоснованной (пункт 1); в действиях заказчика признаны нарушения пункта 2 части 1 и части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", пункта 8.1.6.11 Единого стандарта закупок ПАО "Россети" (Положение о закупке), подпункта "в" пункта 5.4.2 Документации о закупке "Запрос предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку серверного и сетевого оборудования для АО "Янтарьэнергосбыт"" (пункт 2); заказчику, его конкурсной комиссии решено выдать обязательное для исполнения предписание (пункт 3); материалы дела решено передать должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение действующего законодательства Российской Федерации, к административной ответственности (пункт 4).
В соответствии с выданным предписанием от 12.09.2022 N 37-Т/2022, заказчику, закупочной комиссии в срок не позднее 28.09.2022 предписано устранить нарушения пункта 2 части 1 и части 6 статьи 3 Закона 223-ФЗ, пункта 8.1.6.11 Единого стандарта закупок ПАО "Россети" (Положение о закупке), подпункта "в" пункта 5.4.2 Документации о закупке путем отмены протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в процедуре N 32211619782 от 31.08.2022; повторно рассмотреть первые части заявок на участие в запросе предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку серверного и сетевого оборудования для нужд АО "Янтарьэнергосбыт" в соответствии с выводами Комиссии Калининградского УФАС России, содержащимися в решении от 12.09.2022 N 039/07/3-777/2022; об исполнении настоящего предписания в письменном виде сообщить в антимонопольный орган, представив доказательства исполнения настоящего предписания.
Не согласившись с решением и предписанием Управления, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности вынесенных решения и предписания УФАС, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления, не усмотрев предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке, в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика (часть 10 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ).
Частью 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Советом директоров ПАО "Россети" 17.12.2018 утверждено Положение о закупке, согласно подпункту "б" пункта 1.2.1 которого одним из основных принципов построения закупочной деятельности является равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки - обеспечение недискриминационного доступа поставщиков (исполнителей, подрядчиков) к закупкам товаров, работ, услуг является приоритетным, выбор поставщиков (исполнителей, подрядчиков) осуществляется преимущественно путем проведения конкурентных закупок на основе равных конкурентных возможностей, при отсутствии дискриминации и необоснованных ограничений по отношению к участникам закупок, в соответствии с обоснованными требованиями к потенциальным участникам закупочных процедур и закупаемым товарам, работам и услугам, с учетом при необходимости жизненного цикла продукции, сокращение практики заключения договоров с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком).
Пунктом 8.1.6.3 Положения о закупке установлено, что рассмотрение, оценка и сопоставление заявок участников закупки осуществляется в соответствии с критериями и порядком оценки заявок, устанавливаемыми в документации о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктом 18 информационной карты закупки (раздел 2 Документации о закупке) в целях подтверждения соответствия установленным требованиям участник закупки должен включить в состав первой части заявки следующие информацию и документы: предложение участника в отношении предмета закупки, в том числе техническое предложение по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в Документации о закупке.
Как установлено судом первой инстанции, заявка Общества (порядковый номер 898450) была отклонена в соответствии с подпунктом "в" пункта 5.4.2 Документации о закупке, поскольку в первой части заявки предоставлены сведения об участнике закупки, а состав документов заявителя не соответствовал требованиям Документации о закупке.
Отклонение заявки обосновано заказчиком тем, что среди документов, приложенных к заявке ООО "Сохо-Партнер", была приложена декларация о соответствии от 22.08.22 ЕАЭС N RU Д-CN.PA04.B.45551/22 за подписью ООО "АЛОТ", которая не предусмотрена закупочной документацией.
Между тем, в силу пункта 8.1.6.11 Положения о закупке закупочная комиссия отклоняет заявку участника, если участник не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным документацией о закупке, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о закупке.
Согласно пункту 5.2.1 Документации о закупке заявки участников рассматриваются в соответствии с требованиями, критериями и порядком оценки заявок, устанавливаемыми в Документации о закупке, на основании представленных в составе заявок сведений и документов, а также иных источников информации, предусмотренных Документацией о закупке, законодательством Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов, организаций в сети "Интернет".
В соответствии с подпунктом "в" пункта 5.4.2 Документации о закупке, закупочная комиссия отклоняет заявку участника на этапе рассмотрения первых частей заявок по следующему основанию: содержание в первой части заявки на участие в закупке сведений об участнике закупки и (или) о ценовом предложении.
ООО "Сохо Партнер" в составе первой части заявки на участие в запросе предложений представило Техническое предложение, сведения о наименовании страны происхождения поставляемого товара и Декларацию о соответствии предлагаемого к поставке товара.
При этом указанные документы не содержали сведений о ценовом предложении заявителя.
Каких-либо претензий к оформлению и содержанию Технического предложения и сведениям о наименовании страны происхождения поставляемого товара заказчик не имел, что сторонами не оспаривалось.
В свою очередь, в графе "Заявитель" Декларации о соответствии указано наименование юридического лица - общество с ограниченной ответственностью "АЛОТ" (ООО "АЛОТ), ИНН 7734416407, ОГРН 1187746852633, фамилия, имя и отчество руководителя, адрес места нахождения: 123060, Россия, г. Москва, ул. Маршала Рыбалко, д. 2. корпус 6, эт. пом. 13/1304, контактный номер телефона. Указанное лицо, как следует из содержания Декларации, является заявителем на получение указанного документа, подтверждающего соответствие товара требованиям технических регламентов.
При этом, оснований полагать, что указанное лицо является участником закупки, принявшим участие в запросе предложений, у заказчика не имелось, и как впоследствии выяснилось, заявку не подавало, не имеет какого-либо прямого или косвенного (опосредованного) отношения к ООО "Сохо Партнер". Каких-либо сведений об участнике закупки - ООО "Сохо Партнер" Декларация о соответствии не содержит.
Поскольку в первой части заявки на участие в запросе предложений сведения об участнике закупки ООО "Сохо Партнер" отсутствовали, суд первой инстанции обоснованно поддержал выводы комиссии УФАС о неправомерном отклонении заявки ООО "Сохо Партнер" на основании подпункта "в" пункта 5.4.2 Документации о закупке.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции также обоснованно согласился с выводами Управления о том, что действия заказчика по отклонению заявки Общества не соответствовали пункту 8.1.6.11 Положения о закупке, подпункту "в" пункта 5.4.2 Документации о закупке.
В рассматриваемом случае при рассмотрении первой части заявки заказчиком нарушены закрепленные пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона N 224-ФЗ принципы равноправия, справедливости, отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Несмотря на то, что требование о представлении Декларации о соответствии не содержится в закупочной документацией, само по себе ее представление в отсутствие в ней информации об участнике закупки и/или о ценовом предложении не могло послужить основание для отклонения заявки участника.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 08.02.2023 не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 500 руб. подлежат оставлению на подателе жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 08 февраля 2023 года по делу N А21-13978/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Янтарьэнергосбыт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-13978/2022
Истец: АО "Янтарьэнергосбыт"
Ответчик: УФАС по Калининградской области
Третье лицо: ООО "Сохо Партнер"