г. Вологда |
|
20 июня 2023 г. |
Дело N А13-11103/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 июня 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Жилищно-строительная индустрия" представителя Власова С.Г. по доверенности от 09.06.2023, от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области представителя Юдиной М.И. по доверенности от 08.10.2021 N 53,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Жилищно-строительная индустрия" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 13 марта 2023 года по делу N А13-11103/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Жилищно-строительная индустрия" (адрес: 160014, Вологодская область, город Вологда, улица Саммера, дом 49, кабинет 14; ИНН 3525108923, ОГРН 1033500040530, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (адрес: Вологодская область, город Вологда, улица Пушкинская, дом 25; ИНН 3525237735, ОГРН 1103525003900; далее - Теруправление), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (адрес: 160001, Вологодская область, город Вологда, улица Челюскинцев, дом 3; ИНН 3525144576, ОГРН 1043500093889; далее - Управление) с требованиями о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок, площадью 8 176 кв.м, кадастровым номером 35:24:0303001:98, расположенный по адресу: Вологодская область, город Вологда, Старое шоссе, дом 5; о признании незаконным отказа в государственной регистрации права на земельный участок, площадью 8 176 кв.м, кадастровым номером 35:24:0303001:98, расположенный по адресу: Вологодская область, город Вологда, Старое шоссе, дом 5, изложенного в уведомлении Управления от 22.07.2022 N КУВД-001/2022-16308059/4; о возложении на Управление обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) запись об изменении права на земельный участок, площадью 8 176 кв.м, кадастровым номером 35:24:0303001:98, расположенный по адресу: Вологодская область, город Вологда, Старое шоссе, дом 5, в порядке статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), указав Общество в качестве правообладателя земельного участка, площадью 8 176 кв.м, кадастровым номером 35:24:0303001:98, расположенного по адресу: Вологодская область, город Вологда, Старое шоссе, дом 5.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация города Вологды (далее - Администрация).
Решением суда от 13.03.2023 в удовлетворении требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Закон не предусматривает такого основания для отказа во внесении записи об изменении права, как несоответствие площади испрашиваемого земельного участка размеру участка, необходимого для использования расположенного на нем жилого дома. Действующее законодательство не содержит такого понятия, как "соразмерность/несоразмерность площади земельного участка", не предписывает собственнику квартир и общего имущества жилого многоквартирного дома обязанность разделить земельный участок на застроенную и не занятую постройками части. Суд, не обладая специальными познаниями в области землеустройства и градостроительной деятельности, основывает решение на предположении о том, что выделенный для строительства дома земельный участок не может быть использован целиком для эксплуатации такого дома. Согласно пояснениям специалистов, обладающих соответствующей компетенцией, земельный участок в полном объеме отведен для строительства и последующей эксплуатации жилого двухквартирного дома, включая благоустройство территории в пределах предоставленного земельного участка, это подтверждается проектной документацией на жилой дом, постановлением Администрации об утверждении градостроительного плана земельного участка, выданным Администрацией разрешение на строительство жилого дома и разрешение на ввод дома в эксплуатацию. Поскольку Общество является единым собственником квартир и общего имущества в выстроенном жилом доме, какое-либо формирование новых земельных участков невозможно без его согласия, юридическая судьба земельного участка обречена остаться в положении правовой неопределенности. Договор аренды земельного участка, в рамках которого и образовалось в последующем право собственности на участок, заключен исключительно в целях разрешения социально значимой для города Вологды проблемы.
Представитель Общества в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить.
Управление и Теруправление в отзывах на жалобу, а также представитель Управления в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против изложенных в ней доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Выслушав представителей Общества, Управления, Теруправления, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзывах на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, постановлением главы города Вологды от 06.09.2004 N 2886 в редакции постановления главы города Вологды от 30.01.2006 N 258 на основании обращения Теруправления образован земельный участок по Старому шоссе площадью 8 176 кв.м для строительства жилого дома.
На основании решения Теруправления от 20.10.2006 N 4401 право собственности Российской Федерации зарегистрировано 30.10.2006 (запись о регистрации от 30.10.2006 N 35-35-01/07382006-433). Земельному участку присвоен кадастровый номер 35:24:0303001:98.
Согласно сведениям кадастра недвижимости земельный участок, кадастровым номером 35:24:0303001:98, является ранее учтенным объектом недвижимого имущества, поставлен на кадастровый учет 31.03.2006, границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Департамент земельных отношений Вологодской области и Общество (ранее - общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-Строительная индустрия", прежнее наименование) заключили договор аренды от 12.05.2012 N 01-1202.
Согласно пункту 1.1 договора Обществу для жилищного строительства передан за плату во временное владение и пользование земельный участок, площадью 8176 кв.м, кадастровым номером 35:24:0303001:98, находящийся в 110 м от ориентира двухэтажного жилого дома по адресу: город Вологда, Старое шоссе, дом 5, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование-строительство жилого дома.
Согласно пункту 2.1 договора аренды срок аренды земельного участка установлен 5 лет с 12.05.2012 до 12.05.2017.
Пунктами 8.3 и 8.4 договора предусмотрено, что договор прекращает свое действие по окончании его срока, а также в другой срок до окончания срока действия в случаях и порядке, предусмотренном договором или действующим законодательством Российской Федерации. В случае отсутствия заявления арендатора о возобновлении действия договора после истечения срока договора, если арендатор при этом продолжает пользоваться земельным участком при отсутствии письменных возражений со стороны арендодателя, договор считается продленным на тех же условиях на неопределенный срок.
На основании договора аренды земельного участка для жилищного строительства от 12.05.2012 N 01-1202 ограничение (обременение) права в виде аренды в пользу Общества зарегистрировано 06.06.2012. В дальнейшем 05.08.2020 прекращено ограничение (обременение) права в виде аренды в пользу Общества на основании заявления о прекращении ограничения (обременения) права в виде аренды от 05.08.2020.
Общество 15.03.2013 получило разрешение на строительство N RU35327000-42 двухэтажного двухквартирного жилого дома на земельном участке, площадью 8 176 кв.м, кадастровым номером 35:24:0303001:98; указанный дом введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод в эксплуатацию от 12.08.2013 N RU35327000-41. Дому присвоен адрес: Вологодская область, город Вологда, улица Старое шоссе, дом 20, а также кадастровый номер 35:24:0303001:770.
Право собственности на жилые помещения в двухквартирном доме принадлежат Обществу, что подтверждается выписками из ЕГРН от 16.03.2021.
На основании договора аренды земельного участка для жилищного строительства от 12.05.2012 N 01-1202, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 12.08.2013 N RU35327000-41 15.10.2013 зарегистрировано право собственности Общества на квартиру 1, площадью 44,8 кв.м, кадастровым номером 35:24:0303001:771; 2, площадью 44,8 кв.м, кадастровым номером 35:24:0303001:772, назначение - жилое, адрес: Вологодская область, город Вологда, улица Старое шоссе, дом 20.
Согласно сведениям ЕГРН вышеуказанные квартиры расположены в здании, кадастровым номером 35:24:0303001:770, расположенным на земельном участке, кадастровым номером 35:24:0303001:98.
Как указано в исковом заявлении, при приобретении одним лицом всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а, следовательно, всех долей в праве общей долевой собственности на общее имущество, такое лицо с момента государственной регистрации права на последнюю квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме, в случае, когда земельный участок поставлен на кадастровый учет, становится собственником всего земельного участка. У Общества возникло право собственности на земельный участок, кадастровым номером 35:24:0303001:98, с 15.10.2013.
Общество 19.04.2022 обратилось в Управление с заявлением о внесении изменений в записи о праве собственности на вышеуказанный земельный участок на основании статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Государственная регистрация права приостановлена 25.04.2022 на основании п.1 ст.26 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) по причинам, указанным в уведомлении N КУВД-001/2022-16308059/1.
Управление 22.07.2022 отказало Обществу в государственной регистрации прав на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ.
Ссылаясь на то, что право собственности Российской Федерации на земельный участок является отсутствующим, а также полагая решение Управления об отказе в государственной регистрации незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их не обоснованными, отказал в удовлетворении требований.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы.
Согласно статьям 198 и 200 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта возлагается на орган, его принявший.
В силу статьи 29 Закона N 218-ФЗ решения о проведении, приостановлении либо отказе в государственной регистрации прав и (или) государственном кадастровом учете на объекты недвижимого имущества принимаются государственными регистраторами прав по результатам проведенной правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию прав и (или) государственный кадастровый учет документов соответствии с нормами действующего законодательства.
Государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем, по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком следует руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
Образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законом, проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета. С заявлением о государственном кадастровом учете образованного земельного участка вправе также обратиться кадастровый инженер, выполнивший кадастровые работы в целях образования такого земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа (часть 4 статьи 16 ФЗ от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Закон N 189-ФЗ)).
Под каждым жилым домом подлежит формированию самостоятельный земельный участок.
В силу части 5 статьи 16 Закона N 189-ФЗ со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Как установил суд первой инстанции, земельный участок непосредственно под вышеуказанным многоквартирным домом не сформирован, а земельный участок площадью 8 176 кв.м, кадастровым номером 35:24:0303001:98 не может быть использован целиком для эксплуатации двухквартирного дома площадью 113,4 кв.м, поскольку площадь участка является несоизмеримой с площадью застройки объекта недвижимости.
Довод подателя жалобы о том, что земельный участок, кадастровым номером 35:24:0303001:98, сформирован и поставлен на учет для многоквартирного дома, кадастровым номером 35:24:0303001:770, проверялся судом первой инстанции. Как указал суд, указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 31.03.2006, а многоквартирный дом поставлен на кадастровый учет 09.09.2013. Поскольку Обществу выдано разрешение на строительство объекта "16-этажный жилой комплекс с паркингом по ул. Старое шоссе в г. Вологде" на земельном участке, кадастровым номером 35:24:0303001:98, на спорном земельном участке предполагается несколько многоквартирных домов.
Согласно пункту 5 статьи 1 ЗК РФ принципу единства земельного участка и прочно связанных с ними объектов, возникновение права общей долевой собственности и приобретение статуса общего имущества многоквартирного дома законодатель связывает только с наличием в пределах границ образованного и стоящего на кадастровом учете земельного участка, на котором расположено здание многоквартирного дома, элементов озеленения, благоустройства, иного имущества, предназначенного для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома.
В части 1 статьи 42 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация возникновения, перехода, прекращения, ограничения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах и обременения такого помещения одновременно является государственной регистрацией возникновения, перехода, прекращения, ограничения неразрывно связанных с ним права общей долевой собственности на общее имущество и обременения такого права.
Как правомерно указал суд первой инстанции, действующее законодательство предусматривает необходимость образования земельного участка под многоквартирным домом в отдельности, а право собственности на земельный участок возникает только после проведения кадастровых работ по его формированию (в том числе работ по межеванию) и проведения государственного кадастрового учета.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Закона N 189-ФЗ в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие ЖК РФ, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Суд также указал, что в данном случае Общество не лишено права обратиться с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и регистрации права на вновь образуемый земельный участок, на котором расположен дом.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований Общества у суда первой инстанции не имелось, в удовлетворении требований отказано правомерно.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 13 марта 2023 года по делу N А13-11103/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Жилищно-строительная индустрия" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
Н.В. Чередина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-11103/2022
Истец: ООО "Специализированный застройщик "Жилищно-строительная индустрия"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Вологодской области
Третье лицо: Администрация города Вологды