г. Ессентуки |
|
21 июня 2023 г. |
Дело N А15-2320/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.06.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.06.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Жукова Е.В., судей: Цигельникова И.А., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., в отсутствии лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 22.03.2023 по делу N А15-2320/2022, принятое по заявлению государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан "Дагестанское бюро по технической инвентаризации и кадастровой оценке" (ИНН 0572017227, ОГРН 1170571004207) к Службе государственного финансового контроля Республики Дагестан (ИНН 0572027867, ОГРН 1210500002503) о признании незаконным в части представления от 29.10.2021 N34-1004/21,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение Республики Дагестан "Дагестанское бюро по технической инвентаризации и кадастровой оценке" (далее - учреждение, заявитель) обратилось в Советский районный суд г. Махачкалы с заявлением к Службе государственного финансового контроля Республики Дагестан (далее - Служба, заинтересованное лицо) о признании незаконным представления N 34-1004/21 от 29.10.202 (дело N 2а-794/2022).
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 22.03.2023 по делу N А15-2320/2022 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 22.03.2023 по делу N А15-2320/2022 государственное бюджетное учреждение Республики Дагестан "Дагестанское бюро по технической инвентаризации и кадастровой оценке" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы, апеллянт ссылается на то, что при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права и не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В отзыве на апелляционную жалобу Служба государственного финансового контроля Республики Дагестан, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного судебного акта, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, явку представителей не обеспечили.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Правильность главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 22.03.2023 по делу N А15-2320/2022 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения N 36-р/21 от 22.06.2021 заинтересованным лицом проведена внеплановая проверка финансово - хозяйственной деятельности учреждения за период с 01.01.2020 по 30.06.2021. Результаты проверки отражены в акте от 11.08.2021.
По результатам проведенной проверки служба в отношении учреждения вынесла представление, в котором указала на необходимость его рассмотреть и принять меры по устранению выявленных нарушений в срок не позднее 30.11.2021, а именно:
- руководствоваться статьей 69.2 Ббюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и постановлением Правительства Республики Дагестан N 81 от 06.04.2016 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Дагестан и финансового обеспечения выполнения государственного задания" при формировании государственного задания (пункт 1);
- обеспечить возврат неправомерно полученной субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в сумме 28 767 628,72 руб. в доход республиканского бюджета Республики Дагестан (пункт 2);
- обеспечить соблюдение требований приказа Министерства финансов Российской Федерации N 186н от 31.08.2018 "Требования к составлении утверждению плана финансово - хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения" при составлении и представлении плана финансово - хозяйственной деятельности (пункт 3);
- обеспечить составление и утверждение Положения об оказании услуг на платной основе и Порядок определения платы за услуги (работы) для физических и юридических лиц, Положения об оплате труда и перечень должностей, относимых к основному персоналу учреждения (пункт 4);
- обеспечить разработку и утверждение нормативных затрат на приобретение основных средств и их соблюдение (пункт 5);
- Обеспечить согласование штатного расписания учреждения учредителем в соответствии с требованиями Устава. Привести должности работников учреждения в соответствие со штатным расписанием (пункт 6);
- не допускать заключения срочных трудовых договоров со штатными работниками учреждения (пункт 7);
- установить сроки представления в бухгалтерию авансовых отчетов в соответствии с Указаниями Банка России N 3210-У от 11.03.2014 "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном виде ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого и среднего предпринимательства (пункт 8);
- руководствоваться положениями Распоряжения Минтранса России N АМ-23-р от 14.03.2008 о введении в действие рекомендаций "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте" и приказом Минтранса России N 152 от 18.09.2008 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" при планировании расходов на приобретение и списание ГСМ (пункт 9);
- на допускать образование дебиторской и кредиторской задолженности и обеспечить погашение или списание просроченной задолженности (пункт 10).
Учреждение, посчитав вынесенное представление в части незаконным и нарушающим его права и интересы, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
На основании пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав (статья 12 Гражданского кодекса) является обеспечение восстановления нарушенного права.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса способами, а также иными способами, предусмотренными законом. Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя. Следовательно, избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд установил, что заинтересованным лицом по итогам проведенной в отношении учреждения проверкой соблюдения бюджетного законодательства при расходовании средств республиканского бюджета РД и реализации государственных заданий, на основании которого в адрес государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан "Дагестанское бюро по технической инвентаризации и кадастровой оценке" выдано представление от 29.10.2022 N 34- 1004/21.
Так Службой установлено следующее.
Государственное задание N 1 на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годы ГБУ РД "Дагтккхкадастр" сформировано и утверждено приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (далее Минимущество РД) N 336 от 29.12.2020, с нарушениями требований статьи 69.2. БК РФ и постановления Правительства Республики Дагестан N 81 от 06.04.2016 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Дагестан и финансового обеспечения выполнения государственного задания" (далее - Постановление N 81) в частности:
- не указаны тарифы и количественные показатели по внебюджетной деятельности;
- в нарушение пункта 4 статьи 69.2 БК РФ и пункта 8 Постановления N 81, Миниимуществом РД сформировано и утверждено государственное задание на не предусмотренные на законодательном уровне государственные услуги;
- в доведенном государственном задании на 2020 год по виду услуг "Постоянное хранение, учет и систематизация технических паспортов и иной хранившейся по состоянию на 1 января 2013 года документов" объем финансового обеспечения составляет 11 930 930,00 руб., которое профинансировано в полном объеме. Согласно протоколу заседания комиссии Минимущества РД по осуществлению контроля за выполнением государственного задания на оказание государственных услуг N 4 от 22.01.2021, данный вид услуг оказан в полном объеме и финансовое обеспечение составляет 12 548 361,72 руб. При этом в годовом отчете о выполнении государственного задания N 1 от 25.01.2021, представленном Миниимуществом РД, указанный вид услуг отсутствует. В ГБУ РД "Дагтехкадастр" выполнение указанной услуги какими-либо документами не подтверждается. Несмотря на то, что согласно годовому отчету о выполнении государственного задания данный вид услуг не выполнен, учреждением средства не возвращены в доход бюджета, а Миниимуществом РД не приняты меры по корректировке объема финансового обеспечения на указанную сумму и возврату в доход бюджет.
- сумма неправомерно выделенной субсидии на финансовое обеспечение выполнение государственного задания составляет 16 836 698,74 руб. в том числе, 8 346 677,26 руб. - на обеспечение фактически не оказанных услуг, 8 490 021,48 руб.
- завышение объема субсидии в результате завышения в расчетах количества услуг по инвентаризации земельных участков в 1000 раз, чем доведенное согласно государственного задания количество услуг (1548000 ед. в расчетах; 1548 ед. в задании).
- в нарушение статьи 69.2 БК РФ без изменения объема государственного задания, заключив дополнительное соглашение б/н от 25.12.2019 между Миниимуществом РД и учреждением были перечислены на лицевой счет учреждения денежные средства на обеспечение выполнения государственного задания в сумме 48 192 600 руб., из которых 46 002 352,06 руб. перешли остатком на 1 января 2020 года. Из указанных денежных средств 6 866 700 руб. по решению Миниимущества РД (протокол заседания N 13-4-УД/20 от 05.02.2020) были оставлены на цели и деятельность учреждения, а остальные денежные средства 39 135 652,06 руб. в феврале 2020 года были возвращены. Таким образом, усматривается сокрытие Миниимуществом РД, в нарушение статьи 242 БК РФ остатков денежных средств на конец года, потребность в которых отсутствует и должны были возвращены в доход республиканского бюджета.
- учредителем, в нарушение пункта 39 Постановления N 81 не соблюдено обязательство по предоставлению субсидий учреждению (по объему и своевременности), предусмотренное в соответствии с соглашением (графиком перечисления субсидий).
При составлении плана финансово-хозяйственной деятельности ГБУ РД "Дагтехкадастр" в нарушение пункта 8 раздел II и пункта 24 раздел III Приказа Минфина РФ N 186Р от 31.08.2018 "Требования к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения" не приложены расчеты по формированию фонда оплаты труда штатных работников учреждения.
ГБУ РД "Дагтехкадастр", деятельность по оказанию платных услуг осуществлялась при отсутствии соответствующего Положения об оказания услуг на платной основе и порядка определения платы за услуги (работы) для физических и юридических лиц, утвержденного учредителем - Миниимуществом РД, что является нарушением пункта 4 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и пункта 3.3 Устава учреждения.
Приобретен служебный автотранспорт руководителю учреждения стоимостью 2 303 700 руб. в отсутствие утвержденных учредителем нормативных затрат на приобретение служебного автотранспорта для подведомственных учреждений и в нарушение пункта 2 части 4 статьи 19 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закурок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
При этом учреждением превышена предельная цена товара, включенного в обязательный перечень, содержащийся в правилах определения требований, и закупаемых для государственных гражданских служащих государственных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, относящихся к категории "руководители" (Постановление Правительства РФ от 02.09.2015 N 926) руководителя (заместителя руководителя) структурного подразделения федерального государственного органа, относящуюся к высшей группе должностей гражданской службы категории "руководители", которая в соответствии с постановлением Правительства РФ N 927 от 02.09.2015 составляет не более 1,5 млн. руб.
Учреждение, являясь подведомственным учреждением Миниимущества РД, в нарушение постановления Правительства Республики Дагестан N 117 от 28.04.2009 "О введении новых систем оплаты труда работников государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений Республики Дагестан" и других законодательных и нормативных документов, нет утвержденного Положения об оплате труда работников учреждения, Положения о премировании и выплате материальной помощи работникам учреждения, коллективного договора. Не утвержден перечень должностей, относимых к основному персоналу учреждения.
В нарушение постановления Правительства Республики Дагестан N 264 от 18.08.2009 в учреждении неправомерно утверждена 1 штатная единица по должности "помощник директора", расходы на оплату труда которого составили 2 104 000 руб.
В нарушении статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации заключены срочные трудовые договора с 12 штатными работниками в 2020 году и 10 штатными работниками в 2021 году, которые относятся к должностям основного персонала учреждения, а неправомерно образовавшаяся в результате этого экономия фонда оплаты труда, направлена на выплаты стимулирующего характера в сумме 4 109 700 руб.
В нарушение пункта 6.3 Указаний Банка России N 3210-У от 11.03.2014 "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном виде ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" в ГБУ РД "Дагтехкадастр" не установлены сроки представления в бухгалтерию авансовых отчетов с прилагаемыми подтверждающими документами.
В нарушение пункта 3 распоряжения Минтранса РФ N АМ-23-р от 14.03.2008 о введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте", учреждением не проведен расчет потребности в обеспечении ГСМ и не утвержден лимит расхода ГСМ.
В нарушение пункта 3, 16, 17 приказа Минтранса РФ N 152 от 18.09.2008 года "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", путевые листы не пронумерованы, не ведется журнал регистрации путевых листов, не отражены дата и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей.
Заявитель ни в заявлении, ни в суде первой инстанции не привел довод с представлением соответствующих доказательств, опровергающих положения представления о выявленных нарушениях закона. Не приведены его конкретные права и законные интересы, нарушенные направлением Службой государственного финансового контроля РД в адрес государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан "Дагестанское бюро по технической инвентаризации и кадастровой оценке" оспоренного представления.
Как следует из распоряжения N 36-р/21 от 22.06.2021, проверка проведена в соответствии с поручением заместителя председателя Правительства Республики Дагестан N 01-1703/21 от 18.06.2021, что не противоречит указанному Стандарту.
Доводы о нарушении Госфинконтролем при назначении и проведении контрольного мероприятия требований федеральных стандартов осуществления контрольной деятельности, выразившихся по мнению заявителя в незаконности основания назначения проверки и внесении ложных сведений о должностном лице в состав лиц, принимавших участие в контрольном мероприятии, противоречит материалам дела и фактическим обстоятельствам. Указанные доводы заявителя также основаны на неверном толковании заявителем положений федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, а именно федерального стандарта "Проведение проверок ревизий и обследований и оформление их результатов, утвержденного постановлением Правительства и N 1235 от 17.08.2020, федерального стандарта "Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля" утвержденного постановлением Правительства РФ N 100 от 06.02.2020. Системный анализ требований указанных федеральных стандартов и положений нормативных правовых актов Республики Дагестан (ст. 3 Закона РД от 09.07.2010 N 44 "О системе исполнительных Органов государственной власти Республики Дагестан", ст. 11 Закона РД от 07.06.2006 N 33 "О Правительстве Республики Дагестан", п. 46 Регламента Правительства Республик Дагестан утвержденного постановлением Правительства РД от 30.03.2009 N 87) свидетельствует о законности и обоснованности проведения Службой контрольного мероприятия в ГБУ РД "Дагтехкадастр".
Кроме того, в материалах дела имеется копия распоряжения руководителя Службы от 02.07.2021 N 47-р/21, которым внесены дополнения в распоряжение от 22.06.2021 N 36-р/21 о назначении контрольного мероприятия в ГБУ РД "Дагтехкадастр", и сотрудник Госфинконтроля - Магомедов И.Н., включен в состав проверяющих. Одновременно распоряжением руководителя N 49-р/21 от 02.07.2021 Магомедову И.Н. поручено проведение выездной встречной проверки в рамках проверки, проводимой в ГБУ РД "Дагтехкадастр".
Довод, что в акт проверки внесены ложные сведения об участии в проведении выездной проверки главного специалиста - эксперта Магомедова И.Н., поскольку сведения о нем не указаны в распоряжениях N 36-р/21 от 22.06.2021 и N 511-р/21 от 07.07.2021 противоречит материалам дела, поскольку распоряжением N 47-р/21 от 02.07.2021 внесены дополнения в распоряжение N 36-р/21 от 22.06.2021 и Магомедов И.Н. включен в состав проверяющих, а распоряжением N 49-р/21 от 02.07.2021 ему поручено проведение выездной встречной проверки в гостиницах "Ватан" и "Фрегат", в рамках проверки, проводимой в отношении учреждения.
Доводы заявителя, изложенные в пунктах 4-8 апелляционной жалобы, не содержат сведений о нарушении Госфинконтролем конкретных норм законодательства и не опровергают выводы, указанные в представлении N 34-1004/21 от 29.10.2021 и акте N 01-15/21 от 11.08.2021.
Одновременно заявителем по доводам (п.п. 4 - 9 жалобы) ни при проведении контрольного мероприятия ни в ходе судебных заседаний не представлены доказательства, опровергающие выводы Службы, отраженные в указанных представлении и акте. Службой, в свою очередь, представлены копии материалов проверки (в количестве более 420 листов), полученные от заявителя в ходе проверки, на основании которых и было вынесено оспариваемое представление.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам считает, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера. Судом правильно применены нормы материального, процессуального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 22.03.2023 по делу N А15- 2320/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Жуков |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-2320/2022
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "ДАГЕСТАНСКОЕ БЮРО ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ И КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКЕ"
Ответчик: Служба государственного финансового контроля РД
Третье лицо: Забитов Макав Нариманович, СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН, Хасбулатов Руслан Магомедрасулович