г. Красноярск |
|
20 июня 2023 г. |
Дело N А33-20453/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "13" июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "20" июня 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Бабенко А.Н., Барыкина М.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Солдатовой П.Д.,
при участии:
от Министерства здравоохранения Красноярского края: Дегтяревой Ю.Н., представителя на основании доверенности от 11.05.2023 (диплом о высшем юридическом образовании), служебного удостоверения;
от федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Клиническая больница N 51 Федерального медико-биологического агентства": Скрыминой Е.Н., представителя на основании доверенности от 01.01.2023 N 3488 (диплом о высшем юридическом образовании), паспорта,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "24" марта 2023 года по делу N А33-20454/2022,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Клиническая больница N 51 Федерального медико-биологического агентства" (ИНН 2452034954, ОГРН 1082452000355, далее - заявитель, ФГБУЗ КБ N 51 ФМБА России, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Министерству здравоохранения Красноярского края (ИНН 2466212607, ОГРН 1082468040357, далее - Министерство здравоохранения) о взыскании 6 222 702 руб. 32 коп., израсходованных для оплаты отпусков и выплат компенсаций за неиспользованные отпуска работникам ФГБУЗ КБ N 51 ФМБА России.
Определением от 18.10.2022 по ходатайству заявителя к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Красноярского края (ИНН 2460071533, ОГРН 1052460087008, далее - Министерство финансов).
Определением от 13.02.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Красноярский край в лице Министерства здравоохранения Красноярского края и Министерства финансов Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "24" марта 2023 года по делу N А33-20454/2022 заявленные к Красноярскому краю в лице Министерства здравоохранения Красноярского края требования удовлетворены. С Красноярского края в лице ФГБУЗ КБ N 51 ФМБА России взыскано 6 222 702 руб. 32 коп. убытков, а также 54 114 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом в части выводов суда об органе, обязанном возместить убытки, возникшие у учреждения, Министерство здравоохранения Красноярского края обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение в указанной части отменить, принять по делу новый судебный акт о взыскании суммы убытков с Красноярского края в лице Министерства финансов Красноярского края. В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения ссылается на то, что Министерство финансов Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим полномочия по исполнению судебных актов по искам к краю о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов края или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами края актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны края (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств краевого бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств краевого бюджета. Главным распорядителем бюджетных средств относительно данных расходов в Красноярском крае является Министерство финансов, а не Министерство здравоохранения, следовательно, сумма убытков не подлежит взысканию с Министерства здравоохранения.
ФГБУЗ КБ N 51 ФМБА России представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором учреждение просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Министерства здравоохранения изложил доводы апелляционной жалобы.
Представитель учреждения в судебном заседании изложил возражения на апелляционную жалобу.
Другие лица, участвующие в деле, уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе, посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих уполномоченных представителей на направили, отзывы на апелляционную жалобу не представили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей других лиц, участвующих в деле.
С учетом того, что решение суда первой инстанции оспаривается частично (только в части выводов суда об органе, обязанном возместить убытки учреждения), арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, проверил законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Между Министерством здравоохранения Красноярского края и ФГБУЗ КБ N 51 ФМБА России заключено соглашение от 11.06.2020 N 6 о предоставлении медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, субсидии из краевого бюджета на финансовое обеспечение выплат стимулирующего характера медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена коронавирусная инфекция COVID-19, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией COVID-19, предметом которого является предоставление получателю в 2020 году субсидии из краевого бюджета на финансовое обеспечение выплат стимулирующего характера работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19.
В соответствии с пунктом 1.1 указанного соглашения целью предоставления субсидии является обеспечение выплат стимулирующего характера работникам за оказание медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, работникам, осуществляющим забор биологического материала для медицинского исследования на новую коронавирусную инфекцию COVID-19, работникам, непосредственно оказывающим медицинскую помощь гражданам, имевшим контакт с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и (или) гражданам, прибывшим в Красноярский край из иных субъектов Российской Федерации или из иностранных государств, в которых зарегистрированы случаи новой коронавирусной инфекции COVID-19, устанавливаемых за счет собственных средств краевого бюджета в соответствии с приказом министерства здравоохранения Красноярского края от 09.12.2009 N 521-орг "О видах, условиях, размерах и порядке выплат стимулирующего характера, осуществляемых работникам краевых государственных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края".
Во исполнение условий соглашения учреждению из краевого бюджета на финансовое обеспечение выплат стимулирующего характера медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией COVID-19 перечислялась субсидия в общем размере 74 700 000 руб.
На основании письма Министерства здравоохранения Красноярского края от 03.02.2021 N 71-06-12 1405 часть субсидии в сумме 7 284 022 руб. 71 коп., неиспользованной в 2020 году, была возвращена ФГБУЗ КБ N 51 ФМБА России в Министерство здравоохранения Красноярского края 08.02.2021.
19.03.2021 между Министерством здравоохранения Красноярского края и ФГБУЗ КБ N 51 ФМБА России заключено соглашение N 4 о предоставлении медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, субсидии из краевого бюджета на финансовое обеспечение выплат стимулирующего характера медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена коронавирусная инфекция COVID-19, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией COVID-19, предметом которого является предоставление получателю в 2021 году субсидии из краевого бюджета на финансовое обеспечение выплат стимулирующего характера работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19.
За 2020 год с учетом частичного возврата субсидии учреждением была получена субсидия в сумме 67 415 977 руб. 29 коп. (74 700 000 руб. - 7 284 022 руб. 71 коп.).
В декабре 2020 часть средств предоставленной субсидии, выделенной учреждению в соответствии с соглашением от 11.06.2020 N 6, в размере 1 187 629 руб. 04 коп., была направлена ФГБУЗ КБ N 51 ФМБА России на оплату отпусков, выплат компенсаций за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
В 2021 год на основании соглашения от 19.03.2021 N 4 и дополнительного соглашения к нему учреждением была получена субсидия в размере 14 834 600 руб.
(14 613 600 руб. получено в марте 2021, 221 000 руб. получено в мае 2021 года).
Выделение субсидий в 2020 и2021 годах повлекло увеличение размера средней заработной платы и, соответственно, увеличение сумм, необходимых для оплаты отпусков и выплат компенсации за неиспользованные отпуска, начисленные и выплаченные работникам в 2021-2022 годах. Вместе с тем, денежные средства на увеличение сумм для оплаты отпусков и выплат компенсации за неиспользованные отпуска работникам ФГБУЗ КБ N 51 ФМБА России, которые были рассчитаны исходя из размера средней заработной платы, включающей в себя выплаты стимулирующего характера, полученные работниками ФГБУЗ КБ N 51 ФМБА России в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 03.06.2020 N 406-п в рамках предоставленной субсидии, Министерством здравоохранения Красноярского края в 2021-2022 годах учреждению предоставлены не были.
Данные обстоятельства привели к возникновению у заявителя убытков в размере 6 222 702 руб. 32 коп. Данная сумма израсходована заявителем на выплаты работникам среднего заработка, исчисленного с учетом субсидии, за период с января 2021 года по апрель 2022 года, на уплату взносов во внебюджетные фонды, однако финансирование из краевого бюджета на эти цели предоставлено не было.
В связи с приведенными обстоятельствами ФГБУЗ КБ N 51 ФМБА России обратилось с вышеуказанным заявлением в арбитражный суд.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части в силу следующего.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что расходы на оплату отпусков и компенсаций за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым произведены выплаты стимулирующего характера, являются убытками истца, подлежащими взысканию. Также судом сделан вывод об обоснованности заявленной ко взысканию суммы убытков. Данные выводы суда не оспариваются лицами, участвующими в деле, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.
Также суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что при рассмотрении спора по настоящему делу в предмет судебного исследования входят вопросы, связанные с определением главного распорядителя бюджетных средств.
По мнению Министерства здравоохранения Красноярского края, 6 222 702 руб. 32 коп. убытков подлежат взысканию с Министерства финансов Красноярского края. Суд апелляционной инстанции отклоняет указанный довод в силу следующего.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу пункта 1 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета (государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), бюджета субъекта Российской Федерации (территориального государственного внебюджетного фонда), бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Таким образом, субъектом, обязанным возместить вред по правилам статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, и, соответственно, ответчиком по указанным искам является Российская Федерация, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности тех государственных органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", исполнение судебных актов о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или их должностных лиц, а также по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования осуществляется: финансовым органом субъекта Российской Федерации - за счет казны субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования - за счет казны муниципального образования в порядке, аналогичном порядку, установленному для взыскания с казны Российской Федерации, и в соответствии с федеральным законодательством (пункты 3 и 4 статьи 242.2 БК РФ).
Частью 3 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 названного Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.
Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, представлявший в суде интересы субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обязан в течение 10 дней после вынесения (принятия) судебного акта в окончательной форме в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации, направить в финансовый орган субъекта Российской Федерации информацию о результатах рассмотрения дела в суде, а также представить информацию о наличии оснований для обжалования судебного акта.
В силу положений статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено указанным Кодексом.
В свою очередь финансовые органы - Министерство финансов Российской Федерации, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
С учетом изложенного, ответчиком по указанным спорам от имени субъекта Российской Федерации выступает орган, являющийся главным распорядителем бюджетных средств, тогда как непосредственное исполнение судебного акта о возмещении вреда осуществляют финансовые органы.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что Министерство финансов Красноярского края не является главным распорядителем бюджетных средств по ведомственной принадлежности тех государственных органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых истцу причинен вред, оно наделено полномочиями по исполнению судебных актов по искам к субъекту Российской Федерации о взыскании средств за счет казны субъекта Российской Федерации, а не полномочиями по выступлению в суде в качестве его представителя.
Пунктом 3.60 Положения о министерстве здравоохранения Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 07.08.2008 N 31-п (в редакции, действовавшей в спорный период 2020-2021 годах), к полномочиям указанного Министерства отнесено осуществление бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств и бюджетных полномочий главного администратора доходов краевого бюджета в случаях, установленных законом края о краевом бюджете.
В соответствии с Законами Красноярского края от 05.12.2019 N 8-3414 "О краевом бюджете на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов" (строки 4567, 4627 ведомственной структуры расходов), от 10.12.2020 N 10-4538 "О краевом бюджете на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов" (строки 4593, 4648 ведомственной структуры расходов) главным распорядителем бюджетных средств на предоставление вышеуказанных субсидий является Министерство здравоохранения Красноярского края (код ведомства 710).
Подпунктом 7 пункта 3.6 Положения о Министерстве финансов Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 31.07.2008 N 11-п, к полномочиям данного органа по организации исполнения бюджетов отнесено осуществление исполнения судебных актов по искам к краю о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов края или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами края актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны края (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств краевого бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств краевого бюджета.
Таким образом, ответчиком по настоящему делу и органом, с которого подлежит взысканию сумма убытков, выступает Министерство здравоохранения Красноярского края, тогда как финансовым органом, который будет осуществлять исполнение судебного акта, является Министерство здравоохранения Красноярского края. Соответственно, вывод суда первой инстанции об органе, с которого подлежит взысканию заявленная сумма убытков, являются верными, а доводы заявителя апелляционной жалобы основаны на неверном толковании вышеприведенных положений нормативных правовых актов.
При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство здравоохранения Красноярского края освобождено от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов за подачу апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "24" марта 2023 года по делу N А33-20454/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-20453/2022
Истец: ФГБУ здравоохранения "Клиническая больница N 51 Федерального медико-биологического агентства"
Ответчик: Красноясркий край в лице Министерства финансов Красноярского края, МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ, Министерство финансов Красноярского края