г. Ессентуки |
|
20 июня 2023 г. |
Дело N А63-9649/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.06.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.06.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Егорченко И.Н., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шумовой Е.В., при участии от Минераловодской таможни - Мамаевой Д.Т. (доверенность от 16.01.2023 N 27-16/00627), от общества с ограниченной ответственностью "Продакт Трейдинг" - Адамовой И.А. (доверенность от 10.01.2022), рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Продакт Трейдинг" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.04.2023 по делу N А63-9649/2022 (судья Русанова В.Г.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Продакт Трейдинг" (ОГРН 1192651015590, ИНН 2632114486) к Минераловодской таможне (ОГРН 1022601456459, ИНН 2630014398, г. Минеральные Воды) о признании незаконным и отмене постановления от 24.05.2022 N 10802000-378/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Продакт Трейдинг" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Минераловодской таможне (далее - Таможня) о признании незаконным и отмене постановления от 24.05.2022 N 10802000-378/2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ).
Решением суда от 13.04.2023 в удовлетворении заявленных требований Общества отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, соблюдением порядка его привлечения к ответственности, отсутствием признаков малозначительности и оснований для снижения размера назначенного административного штрафа.
Не согласившись с решением суда, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда и постановление Таможни. Считает, что Общество не подлежит привлечению к административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое генеральный директор общества привлечен к административной ответственности.
Таможня в отзыве на апелляционную жалобу возражает по существу доводов Общества, считает решение суда законным и обоснованным.
От Общества поступили дополнительные письменные пояснения, считает, что постановление Таможни не подлежит исполнению, поскольку постановление не исполнено, Общество приняло все меры для соблюдения прав и норм, генеральный директор Общества привлечен к административной ответственности по результатам проверки Таможни.
В судебном заседании представитель Общества поддержала позиции, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на отзыв Таможни. Представитель Таможни возразила по существу доводов Общества, просит решение суда оставить без изменения,
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей Общества и Таможни, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 23.03.2022 в Федеральную таможенную службу посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Обществом представлена статистическая форма учета перемещения товаров в виде электронного документа с системным номером ED20220323145624901. Данной статистической форме присвоен регистрационный номер 10802000/230322/С407657. Согласно сведениям, заявленным в статистической форме с системным номером ED20220323145624901 Общество направило в адрес ЗАО "Фуд Баг Центр" (246000, Р. Беларусь, г. Гомель, ул. 70 лет БССР, д. 29, каб.7) товар "Воды, включая природные или искусственные минеральные, газированные, без добавления сахара или других подслащивающих или вкусо-ароматических веществ; лед и снег; воды минеральные и газированные: природные минеральные воды: прочие" общей стоимостью 275870,88р, общим весом нетто 20280 кг. Статистическая стоимость товара - 3772,11 долл. США. Данный товар был отправлен на основании сопроводительных документов: договор N 071221/1 от 07.12.2021, счет-фактура N 429 от 16.12.2021, CM R N б/н от 16.12.2021. Отметка в 4 графе "Место и дата погрузки груза" CMR N б/н от 16.12.2021 датируется 16.12.2021, что свидетельствует об отчетном периоде предоставления статистической формы учета перемещения товаров - декабрь 2021 г.
По данному факту Таможней в отношении Общества 13.04.2022 составлен протокол об административном правонарушении и 24.05.2022 вынесено постановление N 10802000-378/2022 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000р.
Считая постановление Таможни от 24.05.2022 N 10802000-378/2022 незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации.
Постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 N 891 утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - Правила).
Согласно пункту 6 Правил статистическая форма представляется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет (пункт 8 Правил). Статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 Правил (пункт 9 Правил).
В рассматриваемом деле, Общество обязано было предоставить статистическую форму учета перемещения товаров с системным номером ED20220323145624901 за декабрь 2021 год не позднее 21.01.2022 включительно. Фактически статистическая форма учета перемещения товаров с системным номером ED20220323145624901 была предоставлена - 23.03.2022, то есть с нарушением срока.
Таким образом, Общество не выполнило обязанность, возложенную на него пунктом 9 Правил и представило посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в виде электронного документа в Федеральную таможенную службу статистическую форму учета перемещения товаров за декабрь 2021 года с нарушением срока предоставления такой отчетности.
Факт наличия в действиях (бездействиях) нарушения срока представления в Таможню статистической формы учета перемещения товаров подтверждается материалами дела.
Общество имело реальную возможность для соблюдения правил и норм, определяющих установленный порядок предоставления в таможенный орган в срок статистической формы учета перемещения товаров, но не проявило должной степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, которое он должен был и мог предпринять. Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Выполняя требования таможенного законодательства, Общество, как участник экономической деятельности, самостоятельно и на свой риск, осуществляющий предпринимательскую деятельность, принял все риски, связанные с возможным нарушением сроков предоставления статистической отчетности о перемещении товара через таможенную границу в адрес получателя на территории государства - члена ЕАЭС.
Вменяемое правонарушение характеризуется пренебрежительным отношением Общества к действующим международным нормам таможенного законодательства, направленным на своевременное представление достоверной статистической информации о перемещаемых через таможенную границу товарах. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, предусмотренных правом ЕАЭС, выразившемся в нарушении порядка представления в таможенный орган статистической формы, что затрудняет возможность эффективного выполнения возложенных на них задач и функций, влечет искажение статистики торговли внутри ЕАЭС и препятствует своевременному использованию таможенно-тарифного механизма регулирования внешнеэкономической деятельности, решению задач защиты национальной экономики, обеспечению ее безопасности и пополнению государственного бюджета.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
В материалах дела отсутствуют и Обществом не представлены доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф (20000р). Также, в деле отсутствуют доказательства того, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для Общества необратимые последствия.
Наказание в виде административного штрафа в размере 20000р назначено административным органом в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, соответствует характеру, степени тяжести и общественной опасности совершенного предпринимателем правонарушения.
В данном случае, по мнению апелляционного суда, предусмотренное частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ наказание в виде минимального размера штрафа в сумме 20000р с учетом установленных обстоятельств по делу обеспечивает достижение целей административного наказания.
Факт включения Общества в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства не может служить основанием для изменения меры административной ответственности со штрафа на предупреждение.
Довод заявителя жалобы со ссылкой на часть 4 статьи 2.1 КоАП РФ о том, что Общество не может быть привлечено к административной ответственности, так как должностное лицо данного общества - генеральный директор Отузян Д.А. за совершение аналогичного правонарушения был привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, отклоняется апелляционным судом на основании положений части 4 статьи 2.1 КоАП РФ (введена Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ), поскольку Обществом не были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Указанная позиция также подтверждается выводами судов по делу N А63-9650/2022 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 31.05.2023 N 308-ЭС23-10100 в передаче кассационной жалобы Общества для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано).
Возложение, согласно должностной инструкции, на генерального директора Общества - Отузяна Д.А. обязанности по обеспечению ведения надлежащего учета и составления предусмотренной действующим таможенным законодательством Российской Федерации статистической формы учета перемещения товаров не подтверждает факт принятия всех предусмотренных законодательством мер для соблюдения правил и норм, за несоблюдение которых установлена административная ответственность по части 1 статьи 19.7.13 КоАП России. Согласно приказа (распоряжения) Общества N 1 от 06.09.2019 Отузян Д.А. принят на работу на должность генерального директора по совместительству, ему установлен сокращенный рабочий день. Установление сокращенного рабочего дня генеральному директору не могло гарантировать соблюдение генеральным директором всех правил и норм в области таможенного регулирования.
Также Обществом не представлено доказательств прохождения генеральным директором Отузяном Д.А. обучения требованиям о таможенном регулировании, проведения инструктажей и принятия иных мер, направленных на соблюдение положений статьи 278 Закона N 289-ФЗ, по нормам которого требовалось лишь своевременное представление соответствующей статистической формы учета перемещения товаров, что в рассматриваемых обстоятельствах не может быть расценено как находящееся за пределами возможностей Общества.
Довод Общества об отсутствии вреда подлежит отклонению, ввиду того, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениями выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.7.13 КоАП России, посягает на общественные отношения, регулирующие порядок управления, следовательно, создает угрозу причинения вреда безопасности государства. Данное обстоятельство исключает возможность замены административного штрафа предупреждением (аналогичная позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.04.2021 N 614-О).
Несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров оказывает негативное влияние на достоверность формируемых данных официального статистического наблюдения, что создает косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере и представляет угрозу экономической безопасности государства.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей предусмотренных правом ЕАЭС, выразившемся в нарушении порядка представления в таможенный орган статистической формы, что затрудняет возможность эффективного выполнения возложенных на них задач и функций, влечет искажение статистики взаимной торговли внутри ЕАЭС и препятствует своевременному использованию таможенно-тарифного механизма регулирования внешнеэкономической деятельности, решению задач защиты национальной экономики, обеспечению ее безопасности и пополнению государственного бюджета.
При назначении административного наказания Таможней в качестве меры административной ответственности избран административный штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи в сумме 20000р, что соответствует тяжести совершенного правонарушения, направлено на достижение целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, и не влечет избыточное ограничение прав Общества.
Повторно проверив соблюдение процедуры привлечения Общества к административной ответственности, в том числе в части его уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что нарушений прав и законных интересов Общества при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено. Действия должностного лица Таможни принявшего постановление о привлечении Общества к административной ответственности законны и обоснованы.
Срок давности привлечения Общества к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и подтверждаются сложившейся судебной практикой.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.04.2023 по делу N А63-9649/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Егорченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-9649/2022
Истец: ООО "Продакт Трейдинг"
Ответчик: Минераловодская таможня
Третье лицо: Адамова Ирина Артемовна