г. Саратов |
|
22 июня 2023 г. |
Дело N А06-4193/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Антоновой О. И.,
судей Волковой Т. В., Жаткиной С. А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шебалковой К. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крейн Марин Контрактор" на решение Арбитражного суда Астраханской области от 20 января 2023 года по делу N А06-4193/2022
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Судоходная компания Морвенна" (ИНН: 7718986015, ОГРН: 1147746714444)
к обществу с ограниченной ответственностью "Крейн Марин Контрактор" (ИНН: 3017037780, ОГРН: 1033002810719)
о взыскании задолженности и неустойки,
при участии в судебном заседании:
- представитель ООО "Судоходная компания Морвенна" - Богуцкий Дмитрий Валерьевич, действующий на основании доверенности от 10 февраля 2021 года,
- представитель ООО "Крейн Марин Контрактор" - Калмыков Дмитрий Игорьевич, действующий на основании доверенности от 09 января 2023 года,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Судоходная компания "Морвенна" (далее - ООО "СК "Морвенна", истец) к обществу с ограниченной ответственностью "Крейн Марин Контрактор" (далее - ООО "Крейн Марин Контрактор", ответчик) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании задолженности в размере 49 271 713 руб., неустойки в размере 25 504 руб. 86 коп.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 20.01.2023 исковые требования удовлетворены частично: с ООО "Крейн Марин Контрактор" в пользу ООО "СК "Морвенна" взыскано 44.640.146 руб. 74 коп., из которых 44.453.714 руб. 16 коп. - сумма долга, 6.072 руб. 58 коп. - сумма пени и 180.360 руб. - расходы по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части иска было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Астраханской области от 20.01.2023 отменить в части платы за простой судна за периоды, указанные в апелляционной жалобе, с учетом уточнений, изложенных в дополнении от 17.05.2023 (вх. N 1509/2023) к объяснениям от 17.04.2023, а также в части удовлетворения судом требования о взыскании с ответчика причальных сборов в размере 109.572 руб. 20 коп. и неустойки за просрочку уплаты данных сборов.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, решение пересматривается в обжалуемой части.
Проверив в пределах, установленных статьями 258 - 262, 266 - 271 АПК РФ законность принятого судебного акта, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам дела, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 09.07.2021 между ООО "СК Морвенна" (Владелец Буксира) и ООО "Крейн Марин Контрактор" (Наниматель) был заключен договор (соглашение) N 05-2021-47, в соответствии с которым Владелец Буксира обязался за вознаграждение буксировать пары блоков строительно-монтажных единиц N 13 блоки N 1 + N 2 (далее - Буксируемый Объект 1), блоки N 3 + N 4 (далее -Буксируемый Объект 2), блоки N 5 + N 6 (далее - Буксируемый Объект 3), блоки N 7 + N 8 (далее - Буксируемый Объект 4) из порта Астрахань в порт Калининград (причальная стенка АО "ПСЗ "Янтарь") в соответствии со Схемой разграничения ответственности (Приложение N3 к настоящему соглашению) и Техническим заданием (Приложение N1 к настоящему Соглашению).
Боксами 26 и 27 договора стороны согласовали, что свободное время в месте выхода составляет 24 часа на каждый буксир, в п. Санкт-Петербург - 48 часов на каждый буксир и в месте назначения - 24 часа за каждый буксир.
Согласно статье 2(g) части II договора Свободное Время, указанное в Боксах 26 и 27, предусмотрено для соединения и разъединения Буксира и для всех прочих, относящихся, к этому работ. Свободное время начинается с момента подачи нотиса о готовности Буксира в месте выхода в рейс или с момента подачи нотиса о готовности Буксира и Буксируемого Объекта в месте назначения в соответствии со ст. 47. Если свободное время превышает согласованную норму, то Наниматель уплачивает штраф за простой - Плату за Простой по ставке, указанной в Боксе 29, до отхода Буксира и Буксируемого Объекта из места выхода в рейс либо до момента освобождения Буксира и его выхода из места назначения (где применимо).
В соответствии с Боксом 29 договора Плата за Простой в речном, морском порту на стоянке с использованием стояночного дизель-генератора уплачивается по ставке 300.000 руб. в сутки или пропорционально за часть суток простоя.
Плата за Простой на ВВП или в море на ходу с использованием дизель-генератора уплачивается по ставке 600.000 руб. в сутки или пропорционально за часть суток простоя.
Плата за Простой для целей настоящею Соглашения является неустойкой. Свободное время 24 часа (незапланированные стоянки, остановки, вынужденное штормование) во время перехода на маршруте.
Во исполнение договора истец осуществил буксировку Буксируемых Объектов по маршруту порт Астрахань - порт Калининград, что подтверждается подписанными сторонами универсальными передаточными документами N 772 от 16.09.2021 года, N 814 от 26.09.2021 года, N 867 от 02.10.2021 года, N 953 от 01.11.2021 года.
При исполнении своих обязательств по буксировке Буксируемых Объектов возникли случаи простоя буксиров, в связи с чем истец полагает, что ответчик в соответствии с условиями договора обязан уплатить Плату за Простой в сумме 48.866.875 руб., из которых при буксировке Буксируемого Объекта 1 - 15.286.200 руб., при буксировке Буксируемого Объекта 2 - 8.857.625 руб., при буксировке Буксируемого Объекта 3 - 10.174.850 руб., при буксировке Буксируемого Объекта 4 - 14.548.200 руб.
30.03.2022 истцом в адрес ответчика была направлена претензия с требованием оплатить плату за простой, однако ответчиком данная претензия была оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования в обжалуемой части, руководствовался следующим.
1. В отношении Буксируемого Объекта 1.
Буксировка пары блоков 1 + 2 (Буксируемый Объект 1) осуществлялась буксирами "Изумруд" и "Паллада" (далее - ББС 1).
б) в отношении простоя ББС 1 в период с 11.09.2021 года 15.35 по 15.09.2021 в года 9.50 по причине ожидания подготовки Буксируемого Объекта 1 к морскому переходу.
В соответствии со статьей 228 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации каждая из сторон договора буксировки обязана заблаговременно привести свое судно или иной плавучий объект в состояние, годное для буксировки.
Ответчик указывает, что работы, находящиеся в его ответственности по договору, были завершены 13.09.2021 года, о чем он уведомил истца 13.09.2021 года в 11.46 посредством электронного письма.
Истец не отрицает уведомление ответчиком об окончании таких работ.
Вместе с тем, после завершения выполнения работ истцом был обнаружен крен Буксируемого Объекта 1, что подтверждается электронным письмом ответчика от 13.09.2021 года в 20.49 в адрес истца с требованием обеспечить организацию замеров осадки Буксируемого Объекта 1 на 14.09.2021 года.
Работы с целью устранения крена Буксируемого Объекта 1 были завершены 14.09.2021 года в 15.30, что подтверждается электронным письмом от 14.09.2021 года в 16.16.
В результате проведения работ по устранению крена Буксируемого Объекта 1 сертификат одобрения на буксировку соединенных блоков от морского гарантийного сюрвейера был получен 15.09.2021 года в 11.51, что подтверждается соответствующим электронным письмом представителя Нанимателя.
Факт наличия крена и его устранение ответчиком не оспаривается.
Возражая против требований истца в этой части, ответчик указал, что согласно ежедневному отчету МГС от 13.09.2021 года крен буксируемого судна, на который ссылается истец, был вызван посадкой блока на мель (прилагается).
В соответствии с пунктами 26, 28 Схемы разграничения ответственности сторон (Приложение N 3 к Договору) предоставление причальной стенки в порту Санкт-Петербурга и балластировка блоков находилась в зоне ответственности истца.
Соответственно простой по причине посадки блоков на мель вызван действиями истца, а не ответчика.
Вместе с тем, представленный ответчиком ежедневный отчет МГС от 13.09.2021 года судом первой инстанции не признан надлежащим доказательством, поскольку данный документ никем не подписан.
При этом, данный документ не содержит вывод о том, что именно посадка блоков на дно со стороны берега (правый борт) явилась причиной крена Буксируемого Объекта 1.
Кроме того, изложенные в отчете от 13.09.2021 года сведения являются лишь мнением лица, оказывающего сюрвейерские услуги.
Таким образом, простой имел место быть по 15.09.2021 года 9.50.
Поскольку Боксом 26 договора свободное время в п. Санкт-Петербург предусмотрено в размере 48 часов на один буксир, простой каждого буксира в ББС 1 составляет 44 ч. 16 мин. = 2.656 мин. = 1,84 дня.
Соответственно, плата за простой буксира "Изумруд" за указанный период составляет: 1,84 х 300.000 = 552.000 руб., буксира "Паллада" - 1,84 х 300.000 = 552.000 руб.
2. В отношении Буксируемого Объекта 2.
Буксировка пары блоков 3 + 4 (Буксируемый Объект 2) осуществлялась буксирами "ОТ-2437" и "Наварин" (далее - ББС 2).
а) в отношении простоя ББС 2 в период с 21.07.2021 года 00.00 по 22.07.2021 года 18.45 по причине ожидания субститута и подготовки Буксируемого Объекта 2 к морскому переходу.
Боксом 13 договора Стороны согласовали список буксиров, посредством которых осуществляется буксировка Буксируемых Объектов.
В соответствии с пунктом 11 Схемы разграничения ответственности сторон (Приложения N 3 к договору) соответствие Буксиров и Объектов, согласно проектным требованиям, находится в ответственности ответчика.
Таким образом, ответчик несет ответственность за несоответствие одного из буксиров к моменту осмотра морским гарантийным сюрвейером, вследствие чего истец, во исполнение проектной документации, был вынужден предоставить субститут для исполнения своих обязательств по договору.
Кроме того, ответчик не обеспечил готовность Буксируемого Объекта 2, что подтверждается письмом в адрес ответчика N 210726АБ03 от 26.07.2021 года, что явилось причиной простоя при формировании ББС для буксировки Буксируемого Объекта 2.
г) в отношении простоя ББС 2 в период с 29.08.2021 года 13.45 по 30.08.2021 года 16.38 в ходе подготовки Буксируемого Объекта 2 к морскому переходу Нанимателем.
В соответствии со статьей 228 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации каждая из сторон договора буксировки обязана заблаговременно привести свое судно или иной плавучий объект в состояние, годное для буксировки.
Простой буксира "ОТ-2437" за указанный период составляет 26 ч. 53 мин. (1.613 мин.), что равняется 1,12 суток. Плата за простой составляет: 1,12 х 300.000 = 336.000 руб.
Простой буксира "Наварин" за названный период составляет 26 ч. 53 мин. (1,12 суток). Плата за простой - 336.000 руб. (1,12 х 300.000).
3. В отношении Буксируемого Объекта 3.
Буксировка пары блоков 5 + 6 (Буксируемый Объект 3) осуществлялась буксирами "ОТ-2410" и "ОТ-2452" (далее - ББС 3).
а) в отношении простоя ББС 3 с 05.08.2021 года 06.46 по 07.08.2021 года 11.45 в виду устранения силами Нанимателя крена Буксируемого Объекта 3.
05.08.2021 года обнаружен крен Буксируемого Объекта 3, в связи с чем по требованию ответчика истцом обеспечена якорная стоянка ББС 3 для устранения крена. Работы по устранению крена были завершены силами ответчика 07.08.2021 года
В соответствии с пунктом 2 статьи 120 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, если договором буксировки не установлен размер платы за сверхнормативный простой, размер такой платы определяется расходами на содержание судна и экипажа.
Из положений названной статьи следует, что плата за сверхнормативный простой по своей сути является платой, покрывающей расходы Владельца Буксира на содержание буксира, возникшие в результате действий/обстоятельств, не зависящих от воли Владельца Буксира, и которые Владелец Буксира не понес бы в случае отсутствия таких действий/обстоятельств.
Простой буксиров возник по причине исполнения ответчиком своих обязанностей по договору при использовании сверх согласованного свободного времени.
Кроме того, в соответствии с условиями договора стороны согласовали свободное время для целей соединения и разъединения Буксиров и Буксируемых Объектов и для всех прочих, относящихся, к этому работ, выполняемых Нанимателем, а также для целей подготовки Буксируемых Объектов к буксировке и морскому переходу.
Таким образом, ответственность за исполнение своих обязательств по договору в установленное количество свободного времени лежит на ответчике. При этом плата за простой не может быть начислена в случае, если простой буксиров возник по вине истца.
Как указывалось выше, договором установлены правила исчисления свободного времени. Из названного следует, что Владелец Буксира не несет ответственности за простой буксира во время исполнения Нанимателем своих обязательств по Договору. При этом свободное время не может начисляться, и Наниматель не несет ответственности за простой буксиров в случае, если Владельцем не исполнены свои обязательства, предусмотренные договором или законодательством, после того как Наниматель должным образом исполнил свои обязательства.
С учетом изложенного плата за простой буксира за период с 05.08.2021 года 06.46 по 07.08.2021 года 11.45 подлежит оплате ответчиком в соответствии с заявленными истцом требованиями.
в) в отношении простоя ББС 3 с 31.08.2021 года 21.00 по 01.09.2021 года 07.20 / с 03.09.2021 года 21.30 по 04.09.2021 года 05.30 / с 04.09.2021 года 22.00 по 05.09.2021 года 05.00 / с 05.09.2021 года 17.00 по 06.09.2021 года в 05.00 / с 06.09.2021 года 17.00 по 07.09.2021 года 05.00 в целях безопасности прохождения шлюзов и безопасности проводки ББС на участках реки с односторонним движением.
Капитаном буксира было принято решение о приостановке движения ББС 3 с целью безопасного прохождения шлюзов и безопасности проводки ББС на участках реки с односторонним движением в условиях ограниченной видимости.
В силу статьи 2(g) части II договора если свободное время превышает согласованную норму, то Наниматель уплачивает плату за простой по ставке, указанной в Боксе 29.
Согласно Приложению N 1 к договору буксировка (движение) при перегоне блоков осуществляется при условии достаточной видимости, безопасной навигационной обстановки и возможности обеспечения безопасного движения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации на капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, поддержанию порядка на судне, защите водной среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.
Пунктом 169 Правил плавания судов по внутренним водным путям, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19.01.2018 года N 19 установлено, что судно (состав) должно остановиться немедленно при ухудшении видимости, если условия плавания не обеспечивают безопасность дальнейшего движения судна (состава).
Согласно статье 17 части II договора если Буксир в ходе буксировки входит в порт или место в поисках убежища, или задержан, или отклоняется от первоначального пути следования, как указано в Боксе 23 в силу того, что Владелец или капитан Буксира обоснованно считают, (v) что было бы неосмотрительно поступить иначе вследствие условий погоды, фактических или прогнозируемых, или вследствие какой-либо иной веской причины вне контроля Владельца Буксира или капитана Буксира, или вследствие какой-либо задержки, вызванной Нанимателем, настоящее Соглашение остается в силу и подлежит исполнению, а Владелец Буксира вправе получить от Нанимателя дополнительную компенсацию по соответствующей ставке Платы За Простой в таком порту или месте, или за все время, затраченное Буксиром в море сверх времени, которое могло бы быть израсходовано, если бы такое замедление хода или отклонение не имело место.
Правомерность действий капитана ответчиком надлежащими и допустимыми доказательствами не опровергнута.
4. В отношении Буксируемого Объекта 4.
Буксировка пары блоков 7 + 8 (Буксируемый Объект 4) осуществлялась буксирами "ОТ-2101" / "Профессор Рыжов" / "Богатырь" / "ОТ-2080" / "Таурус" (далее - ББС 4).
д) в отношении простоя ББС 4 с 13.10.2021 года 18.00 по 18.10.2021 года 08.50 / с 25.10.2021 года 11.40 по 27.10.2021 года 21.50 ввиду ухудшения погодных условий.
е) в отношении простоя ББС 4 с 19.10.2021 года 00.00 по 23.10.2021 года 17.30 ввиду ухудшения погодных условий.
Капитаном буксира было принято решение о приостановке движения ББС 4 по причине ухудшения погодных условий.
В силу статьи 2(g) части II договора если свободное время превышает согласованную норму, то Наниматель уплачивает плату за простой по ставке, указанной в Боксе 29.
Согласно Приложению N 1 к договору буксировка (движение) при перегоне блоков осуществляется при условии достаточной видимости, безопасной навигационной обстановки и возможности обеспечения безопасного движения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации на капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, поддержанию порядка на судне, защите водной среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.
Пунктом 169 Правил плавания судов по внутренним водным путям, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19.01.2018 года N 19 установлено, что судно (состав) должно остановиться немедленно при ухудшении видимости, если условия плавания не обеспечивают безопасность дальнейшего движения судна (состава).
Согласно статье 17 части II договора, если Буксир в ходе буксировки входит в порт или место в поисках убежища, или задержан, или отклоняется от первоначального пути следования, как указано в Боксе 23 в силу того, что Владелец или капитан Буксира обоснованно считают, (v) что было бы неосмотрительно поступить иначе вследствие условий погоды, фактических или прогнозируемых, или вследствие какой-либо иной веской причины вне контроля Владельца Буксира или капитана Буксира, или вследствие какой-либо задержки, вызванной Нанимателем, настоящее Соглашение остается в силу и подлежит исполнению, а Владелец Буксира вправе получить от Нанимателя дополнительную компенсацию по соответствующей ставке Платы За Простой в таком порту или месте, или за все время, затраченное Буксиром в море сверх времени, которое могло бы быть израсходовано, если бы такое замедление хода или отклонение не имело место.
Правомерность действий капитана ответчиком надлежащими и допустимыми доказательствами не опровергнута.
В соответствии с Боксом 29 договора Плата за Простой в речном, морском порту на стоянке с использованием стояночного дизель-генератора уплачивается по ставке 300.000 руб. в сутки или пропорционально за часть суток простоя.
Плата за Простой на ВВП или в море на ходу с использованием дизель-генератора уплачивается по ставке 600.000 руб. в сутки или пропорционально за часть суток простоя.
Размер платы за простой буксира "Таурус" в период с 25.10.2021 года 11.40 по 27.10.2021 года 21.50 (58 ч. 10 мин. = 3 490 мин. = 2,42 суток) составляет 726.000 руб. (2,42 х 300.000).
Периоды простоя буксира "Таурус" без использования главных двигателей:
- с 19.10.2021 года 00.00 по 19.10.2021 года 17.50 - 17 ч. 50 мин;
- с 19.10.2021 года 18.30 по 22.10.2021 года 03.10 - 56 ч. 40 мин.;
- с 22.10.2021 года 09.00 по 23.10.2021 года 17.30 - 32 ч. 30 мин.
Итого простой буксира "Таурус" без использования составляет 107 ч. (6.420 мин.), что равняется 4,46 суток.
Размер платы за простой буксира "Таурус" без использования главных двигателей составляет 1.338.000 руб. (4,46 х 300.000).
Периоды простоя буксира "Таурус" с использованием главных двигателей:
- с 19.10.2021 года 17.50 по 19.10.2021 года 18.30 - 40 мин.;
- с 22.10.2021 года 03.10 по 22.10.2021 года 09.00 - 5 ч. 50 мин.
Итого простой буксира "Таурус" с использованием главных двигателей составляет 6 ч. 30 мин. (390 мин.), что равняется 0,27 суток.
Размер платы за простой буксира "Таурус" с использованием главных двигателей составляет 162.000 руб. (0,27 х 600. 000).
Таким образом, размер платы за простой буксира "Таурус" в период с 19.10.2021 года 00.00 по 23.10.2021 года 17.30 составляет 1.500.000 руб.
С учетом необоснованности требования по пункту г) будет так:
Итого плата за простой в ходе буксировки Буксируемого Объекта 4 составила 10.936.200 руб. (14.548.200 руб.- 1.806.000 руб. х 2).
В качестве возражений в отношении предъявленных к нему в этой части требований ответчик также указал на то, что в согласованную Сторонами стоимость услуг (Люмпсум), включающую все затраты и прибыль Истца, входит стоимость транспортировки каждой пары блоков продолжительностью 50 суток (35 по ВВП + 10 по морю + 5 свободное время).
Следовательно, по мнению ответчика, возмещению подлежит простой, выходящий за рамки 50 суток, а также простой, оговоренный условиями Договора. Простой допущенный по вине Истца оплате не подлежит. Взыскание платы за простой сверх установленных Сторонами заложенных в цену Договора приведёт к незаконному обогащению, выраженному в оплате услуг стоимость которых уже заложена в цену Договора.
Аналогичные доводы нашли свое отражение в апелляционной жалобе.
Суд первой инстанции счел данную позицию ответчика необоснованной, противоречащей условиям договора от 09.07.2021 года N 05-2021-47 (Боксы 26, 27, 29, статья 2(g) части II).
В соответствии со статьей 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Боксами 26 и 27 договора стороны согласовали, что свободное время в месте выхода составляет 24 часа на каждый буксир, в п. Санкт-Петербург - 48 часов на каждый буксир и в месте назначения - 24 часа за каждый буксир.
Согласно статье 2(g) части II договора Свободное Время, указанное в Боксах 26 и 27, предусмотрено для соединения и разъединения Буксира и для всех прочих, относящихся, к этому работ. Свободное время начинается с момент подачи нотиса о готовности Буксира в месте выхода в рейс или с момента подачи нотиса о готовности Буксира и Буксируемого Объекта в месте назначения в соответствии со ст. 47. Если свободное время превышает согласованную норму, то Наниматель уплачивает штраф за простой - Плату За Простой по ставке, указанной в Боксе 29, до отхода Буксира и Буксируемого Объекта из места выхода в рейс либо до момента освобождения Буксира и его выхода из места назначения (где применимо).
В соответствии с Боксом 29 договора Свободное время 24 часа (незапланированные стоянки, остановки, вынужденное штормование) во время перехода на маршруте.
Таким образом, простой начинается по окончании свободного времени (24/48 часов), которое, в свою очередь начинается при возникновении условий, установленных договором.
Следовательно, по условиям договора, простой не определяется как время, выходящее за рамки 50 суток.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Статьей 88 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации установлено, что в соответствии с договором буксировки одна сторона (буксировщик) обязуется своевременно и в сохранности отбуксировать судно или плавучий объект (далее - буксируемый объект) в порт назначения с соблюдением условий буксировки и сдать его получателю, указанному в транспортной накладной, а другая сторона (отправитель) обязуется предъявить буксируемый объект для буксировки и оплатить ее.
В силу пункта 2 статьи 120 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации за сверхнормативный простой судна грузоотправитель, грузополучатель, отправитель или получатель буксируемого объекта, по вине которых допущен такой простой судна, возмещают перевозчику или буксировщику причиненные убытки в размере, установленном договором перевозки груза либо договором буксировки. В случае отсутствия таких положений в договоре перевозки груза или договоре буксировки размер платы за простой судна определяется расходами на содержание судна и его экипажа.
Возражая против предъявленных к нему требований, ответчик просил применить положения статьи 333 ГК РФ и снизить начисленную неустойку в виде платы за простой судна, исходя из того, что Боксом 29 договора установлено, что для целей договора плата за простой является неустойкой и, что, по его мнению, заявленный размер неустойки является несоразмерным последствиям нарушенного обязательства.
Суд первой инстанции, руководствуясь положением статьи 333 ГК РФ, принимая во внимание, что подлежащая уплате ответчиком плата за простой установлена договором, и ответчик является лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, в связи с чем уменьшение неустойки в соответствии со статьей 333 ГК РФ возможно исключительно лишь в случае, если ответчик докажет, что взыскание неустойки в предусмотренном договором размере может привести к получению истцом необоснованной выгоды, учитывая, что плата за простой судна компенсирует расходы на содержание судна и его экипажа, то, необоснованной выгодой истца, в этом случае, мог бы быть тот размер платы за простой (в качестве неустойки), который превышал бы расходы истца на содержание судна и его экипажа, в отсутствие со стороны ответчика доказательств получения истцом необоснованной выгоды, в отсутствие доказательств явной несоразмерности суммы неустойки последствиям нарушения обязательства, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для уменьшения подлежащей уплате ответчиком платы за простой судна.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу, что требования истца в части взыскания платы за простой подлежат частичному удовлетворению в сумме 44.048.875 руб. (48.866.875 руб. - 1.206.000 руб. - 3.612.000 руб.).
Истцом также было заявлено требование о взыскании с ответчика причальных сборов за период с 13.10.2021 по 18.10.2021 в размере 109.572 руб. 20 коп. и неустойки за просрочку уплаты причальных сборов за период с 17.03.2022 по 17.05.202 в размере 6.903 руб. 05 коп.
В соответствии со статьей 40 Дополнительных статей к договору в стоимость люмпсум не включаются и оплачиваются Нанимателем дополнительно дисбурсментские расходы за стоянку у причала (причальный сбор) в период оплачиваемого простоя барже-буксирного состава в порту Санкт-Петербург и в других портах.
В период буксировки Буксируемого Объекта N 4 возник оплачиваемых простой в п. Палдиски в результате неблагоприятных погодных условий.
Согласно отчету о расходах N 1063 от 27.10.2021 года, отчету комитента N 7 от 27.10.2021 года, счету на оплату N 302 от 27.10.2021 года от ООО "МТА Логистика", направленных в адрес ответчика электронным письмом от 09.03.2022 года, расходы истца на оплату причальных сборов за период с 13.10.2021 года по 18.10.2021 года составили 109.572 руб. 20 коп.
Статьей 3(c) части II договора установлено, что все налоги, платежи, затраты и расходы, подлежащие оплате Нанимателем, должны быть уплачены Нанимателем непосредственно тем, кому они причитаются. Если, однако, кикой либо такой налог, платеж, затрата или расходы фактически уплачены Владельцем Буксира или от его имени, (независимо от того, что Владелец Буксира ни при каких обстоятельствах не обязан производить такие платежи от имени Нанимателя), Наниматель обязан возместить Владельцу Буксира такие платежи на основании подтверждающих документов в течение 5 банковских дней по предоставлении счета.
Также, статьей 27 части II договора предусмотрено, что все платежи должны быть совершены в течение 5 банковских дней с даты получения счета.
Электронным письмом от 09.03.2022 года истец направил ответчику счет на оплату N 66 от 01.03.2022 года на возмещение понесенных дисбурсментских расходов.
Соответственно, ответчик обязан был возместить указанные расходы в срок не позднее 16.03.2022 года.
Ответчик свои обязательства не исполнил.
Между тем, в соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Статьей 5 части II договора установлено, что в случае просрочки исполнения денежных обязательств по настоящему Соглашению, на неоплаченную сумму платежа начисляется неустойка (пени) в размере, предусмотренном в Боксе 34.
Боксом 34 договора установлена неустойка за просрочку оплаты по договору в размере 0,1% от суммы задолженности за каждый день просрочки исполнения обязательств, но не более 10% от неоплаченной суммы.
Согласно статьям 329 и 330 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Поскольку ответчиком нарушены условия обязательства о своевременной оплате, суд первой инстанции пришел к выводу, что истец вправе требовать уплаты установленной договором неустойки за все время просрочки исполнения обязательства.
Отсутствие вины в ненадлежащем исполнении обязательства ответчиком не доказано и судом не установлено.
Суд первой инстанции, проверив представленный истцом расчет неустойки, счел его неверным в части определения периода.
Суд первой инстанции, принимая во внимание введенный Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" мораторий на начисление неустоек в период с 01.04.2022 по 30.09.2022, пришел к выводу, что начисление истцом неустойки за период с 01.04.2022 по 17.05.2022 является неправомерным.
В связи с изложенным, суд первой инстанции, произведя расчет неустойки за период с 17.03.2022 по 31.03.2022, пришел к выводу об удовлетворении требования истца о взыскании с ответчика неустойки за данный период в размере 1 643,58 рублей.
Судебная коллегия, оценив доводы апелляционной жалобы и представленные в материалы дела доказательства, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит изменению по следующим основаниям.
В отношении Буксируемого Объекта 1 (блоки СМЕ 13 N 1+2) истцом начислена плата за простой за период с 11.09.2021 в 15.35 по 15.09.2021 в 11.51:
- с 11.09.2021 в 15.35 по 13.09.2021 в 11.46 (44 часа 11 минут) - в данной части простой по вине ответчика последним не оспаривается.
- с 13.09.2021 в 11.46 по 13.09.2021 в 14.42 (2 часа 56 минут)- период завершения Истцом работ по первой балластировке Буксируемого Объекта 1, находящихся в ответственности Истца, плата за простой не подлежит оплате ответчиком.
- с 13.09.2021 в 14.42 по 14.09.2021 в 15.30 (24 часа 48 минут) - период, в течение которого проводились мероприятия по повторной балластировке Буксируемого Объекта 1, необходимость проведения которой возникла по вине Ответчика, которым не были должным образом подготовлены объекты для следования по ВВП. На наличие недостатков в конструкции буксируемых блоков (1-2, 3-4) было указано истцом ответчику в письме исх.N 210726АБ03 от 26.07.2021, из которого следует, что буксировка объектов начата при наличии указанных в письме недостатков. Таким образом, плата за простой за указанный период простоя подлежит оплате Ответчиком.
- с 14.09.2021 в 15.30 по 15.09.2021 в 9.00 (17 часов 30 минут) - период, в течение которого в соответствии с таймшитом к буксировке Буксируемого Объекта ББС стоял у причала по причине ожидания огней, буксирной оснастки и их установки (зона ответственности истца), а также предъявления МГС и РМРС (зона ответственности ответчика).
Кроме того, согласно представленному в суде первой инстанции письму представителя Истца, направленному в адрес Ответчика 14.09.2021 в 21.31 (том 7 л.д.126), Истец просит заменить "вспомогательный буксир ОТ-2437 на буксир ИЗУМРУД для буксировки БЛОК 1 -2 на участке от Невского ССЗ до точки С1 (Кронштадт)". Из Таймшита к буксировке блоков СМЕ 13 N 1+2 также следует, что изначально предоставленный истцом буксир Изумруд 11.09.2021 г. в 13.25 был заменен на другой буксир по причине технической неисправности. Далее следование ББС ОТ-2437+Блок1-2+Паллада. С 15.09.2021 г. 9.50 следование ББС Паллада+Блок1-2+Изумруд. Согласно боксу 11 Договора и Проекту перегона первого объекта (ЛСПА.Ш.360111.34.003 Блок 1-2. Инструкция Капитану (ВВП) (стр. 10,16), транспортировку объекта по внутренним водным путям должны осуществлять 2 буксира. Предоставление 1 буксира является неисполнением обязательства со стороны истца.
Таким образом, учитывая, что в Таймшите 1 в указанный период причиной простоя указаны как работы, находящиеся в ответственности Истца, так и находящиеся в ответственности Ответчика, при этом согласие (Сертификат МГС на замену буксира) был выдан 15.09.2021 в 09.30 начисление истцом платы за период 14.09.2021 15.30 по 15.09.2021 в 09.00 не правомерно.
с 15.09.2021 в 9.00 по 15.09.2021 в 11.51 (2 часа 51 минута) - неоспариваемый период до момента получения Истцом одобрения МГС на буксировку от Ответчика. Момент такого получения подтверждается электронным письмом Ответчика в адрес Истца 15.09.2021 в 11.51.
Таким образом, с учётом 48 часов свободного времени, предусмотренного Договором, истцом правомерно начислена плата за простой за период с 11.09.2021 в 15.35 по 15.09.2021 в 11.51. Общее время простоя: 44 часа 11 минут + 24 часа 48 минут + 2 часа 51 минута - 48 часов = 23 часа 50 минут = 1430 минут / 1440 (количество минут в сутках - 24 часа) = 0,993 суток. Плата за простой двух буксиров: 0,993 * 300 000 * 2 = 595 800 рублей. Разница за указанный период - сумма, не подлежащая взысканию с Ответчика: 552 000 + 552 000 - 595 800 = 508 200 руб.
В отношении Буксируемого Объекта 2 (Блоки СМЕ 13 N 3+4) истцом начислена плата за простой за период с 21.07.2021 в 00.00 по 22.07.2021 в 18.45 (42 часа 45 минут) в размере 234 375 руб.
Истец предъявляет требование к ответчику об оплате платы за простой только за один буксир, простой которого возник вследствие неисполнения ответчиком своих обязательств в соответствии с п. 11 Приложения N 3 к Договору.
Ответчик несет ответственность за несоответствие одного буксира к моменту осмотра морским гарантийным сюрвейером: в п. 11 Приложения N 3 к Договору стороны согласовали, что соответствие буксиров и Буксируемых Объектов проектным требованиям находится в ответственности Нанимателя. Перечень буксиров, планируемых для оказания услуг буксировки, предоставлен Нанимателю до начала буксировки, что подтверждается Боксом 13 Договора. Таким образом Ответчик несет ответственность за несоответствие одного из буксира проектным требованиям к моменту осмотра морским гарантийным сюрвейером, вследствие чего Истец, во исполнение обязанности, предусмотренной п. 12 Приложения N 3, был вынужден предоставить субститут, вследствие чего и возник указанный период простоя.
С учетом 24 часов свободного времени, предусмотренного Договором, фактическое время простоя составляет 18 часов 45 минут (1 125 минут = 0,781 суток).
Сумма платы за простой за один буксир: 0,781 суток х 3000 000 руб. = 234 300 руб.
Таким образом, истцом излишне начислена плата в размере 75 рублей.
Простой за период с 29.08.2021 в 13.45 по 30.08.2021 в 16.38:
Простой буксиров в указанный период возник вследствие превышения Ответчиком свободного времени, предусмотренного Боксом 26 Договора, ст. 40 Дополнительных статей к Договору для подготовки Буксируемого Объекта к морскому переходу.
Моменты начала и окончания указанного периода простоя подтверждаются нотисом о готовности буксира "Наварин" и электронным письмом Ответчика от 30.08.2021 г. в 16.38.
Плата за простой за период с 29.08.2021 в 13.45 по 30.08.2021 в 16.38 (26 часов 53 минуты): 26 часов 53 минуты = 1 613 минут / 1440 = 1,12 суток начислена правомерно.
Сумма платы за простой двух буксиров: 1,12 суток * 300 000 руб. * 2 = 672 000 рубля подлежит оплате Ответчиком.
Довод ответчика о возникновении неосновательного обогащения у истца вследствие начисления платы за простой до момента завершения выполнения работ, находящихся в ответственности ответчика, является несостоятельным.
По смыслу статьи 1102 ГК РФ для возникновения неосновательного обогащения лицо должно без установленных законом или сделкой оснований приобрести имущество за счёт другого лица.
Назначение свободного времени, его продолжительность, а также ставка платы за простой в случае превышения свободного времени согласованы сторонами в Договоре.
Простой буксиров за указанный период возник в следствие превышение свободного времени ответчиком, предусмотренного для исполнения им своих обязательств по договору, соответственно, плата за простой буксиров до момента завершения работ, находящихся в ответственности ответчика, не может быть признана неосновательным обогащением истца.
В отношении Буксируемого Объекта 3 (блоки СМЕ 13 N 5+6) истцом начислена плата за простой за период с 05.08.2021 в 06.46 по 07.08.2021 в 11.45 (52 часа 59 минут).
Простой за указанный период возник вследствие крена Буксируемого Объекта 3 и работ по его устранению. Факт крена Буксируемого Объекта подтверждается со стороны Нанимателя, что следует из электронного письма Нанимателя в адрес Владельца Буксира от 05.08.2021 г. в 15.33 с распоряжением обеспечить безопасную якорную стоянку ББС 3 до устранения крена
В соответствии со ст. 228 КТМ РФ Наниматель обязан заблаговременно привести Буксируемый Объект в состояние, пригодное для буксировки.
Подготовка Буксируемого Объекта 3 к буксировке была осуществлена ответчиком недолжным образом, о чем Истец сообщил Ответчику посредством письма исх. N 210729АБ03 от 29.07.2021 г. и чек-листом с перечнем дефектов и недостатков Буксируемого Объекта 3 к акту приема-передачи Буксируемого Объекта 3.
Работы по устранению крена были завершены силами Нанимателя 07.08.2021 г. в 11.45. Время обнаружения крена Буксируемого Объекта 3 и завершения работ силами Нанимателя по устранению крена подтверждается письмом Владельца Буксира в адрес Нанимателя исх. N 120806АБ03 от 06.08.2021 г.
Довод ответчика со ссылкой на отчет морского гарантийного сюрвейера (далее - МГС) от 05.08.2021 судебной коллегией отклоняется. Сторонами Договора не согласовано взаимодействие с МГС в качестве лица, контролирующего ход буксировки, соответственно отчеты МГС не могут быть приняты в качестве допустимых доказательств в соответствии со ст. 68 АПК РФ. Кроме того, как обоснованно отметил суд первой инстанции отчеты МГС, на которые ссылается Ответчик, являются лишь мнением лица, оказывающего сюрвейерские услуги.
Таким образом, ответственность за превышение свободного времени, предусмотренного для исполнения Нанимателем своих обязательств по Договору, лежит на ответчике. Владелец Буксира не несет ответственности за убытки, возникшие вследствие простоя судна, который, в свою очередь, возник по независящим от Владельца Буксира обстоятельствам.
Время простоя 52 часа 59 минут = 3 179 минут / 1440 = 2,208 суток.
Сумма платы за простой двух буксиров составит: 2,208 суток * 300 000 руб. * 2 = 1 324 800 рубля (истцом в расчете допущена арифметическая ошибка - 1 324 500 руб.).
Простой за период с 31,08.2021 года 21,00 по 01.09.2021 года 07.20 / с 03.09.2021 года 21.30 по 04.09.2021 года 05.30 / с 04.09.2021 года 22.00 по 05.09.2021 года 05.00 / с 05.09.2021 года 17.00 по 06.09.2021 года в 05.00 / с 06.09.2021 года 17.00 по 07.09.2021 года 05.00:
Указанные периоды простоев возникли с целью безопасного прохождения шлюзов и участков реки с односторонним движением. В соответствии со ст. 40 Дополнительных статей к Договору ожидание прохождения шлюзов не включается в стоимость буксировки люмпсум. При этом согласно условиям статьи 2(g) части II Договора если свободное время превышает согласованную норму, то Наниматель уплачивает плату за простой по ставке, указанной в Боксе 29 Части I Договора.
В соответствии с Боксом 11 Договора транспортировка Буксируемых Объектов производится, в том числе в соответствии Правилами пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей, утвержденными Приказом Минтранса России от 03.03.2014 г. N 58 (далее - Правила Пропуска). Пунктом 10 Правил Пропуска установлено, что руководство пропуском судов через шлюз осуществляет диспетчер шлюза, соответственно время прохода буксиров с Буксируемыми Объектами зависит от загруженности шлюза в конкретный момент времени и подтверждается подписанными сторонами техническими актами и таймшитами за подписью капитанов буксиров.
Сторонами в Приложении N 1 к Договору согласовано, что буксировка (движение) буксира и Буксируемого Объекта осуществляется при условии достаточной видимости, безопасной навигационной обстановки и возможности обеспечения безопасного движения. При этом, в соответствии со ст. 30 КВВТ РФ именно на капитане судна лежит ответственность за обеспечение безопасности плавания судна, предотвращения причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.
Пунктом 169 Правил плавания судов по внутренним водным путям, утвержденных Приказом Минтранса России от 19.01.2018 г. N 19 установлено, что судно (состав) должно остановиться немедленно при ухудшении видимости, если условия плавания не обеспечивают безопасность дальнейшего движения судна (состава).
Кроме того, в ст. 17 Части II Договора сторонами согласовано, что буксир вправе остановиться, если Владелец Буксира или капитан буксира считают, что было бы неосмотрительно поступить иначе вследствие условий погоды, фактических или прогнозируемых, или вследствие какой-либо иной веской причины вне контроля Владельца Буксира или капитана буксира, или вследствие какой-либо задержки, вызванной Нанимателем, а Владелец Буксира вправе получить от Нанимателя дополнительную компенсацию по соответствующей ставке платы за простой за все время, затраченное Буксиром в море сверх времени, которое могло бы быть израсходовано, если бы такое замедление хода или отклонение не имело место.
Суд первой инстанции, учитывая, что в ходе рассмотрения дела ответчиком не доказана неправомерность действий капитана буксира, пришел к обоснованному выводу о правомерности начисление платы за простой за указанный период.
Расчет платы за простой за периоды с 03.09.2021 года 21.30 по 04.09.2021 года 05.30 / с 04.09.2021 года 22.00 по 05.09.2021 года 05.00 / с 05.09.2021 года 17.00 по 06.09.2021 года в 05.00 / с 06.09.2021 года 17.00 по 07.09.2021 года 05.00:
Период с 03.09.2021 в 21.30 по 04.09.2021 в 05.30 (8 часов): 8 часов = 480 минут / 1440 = 0,333 суток.
Сумма платы за простой двух буксиров: 0,333 суток * 300 000 руб. * 2 = 199 800 рублей.
Период с 04.09.2021 в 22.00 по 05.09.2021 в 05.00 (7 часов): 7 часов = 420 минут / 1440 = 0,29167 суток.
Сумма платы за простой двух буксиров: 0,292 суток * 300 000 руб. * 2 = 175 200 рублей.
Период с 05.09.2021 в 17.00 по 06.09.2021 в 05.00 (12 часов): 12 часов = 720 минут / 1440 = 0,5 суток.
Сумма платы за простой двух буксиров: 0,5 суток * 300 000 руб. * 2 = 300 000 рублей.
Период с 06.09.2021 в 17.00 по 07.09.2021 в 05.00 (12 часов): 12 часов = 720 минут / 1440 = 0,5 суток.
Сумма платы за простой двух буксиров: 0,5 суток * 300 000 руб. * 2 = 300 000 рублей.
Итого, общая сумма платы за простой за указанные периоды составляет 975 000 руб., подлежит оплате ответчиком.
В отношении Буксируемого Объекта 4 (блоки СМЕ 13 N 7+8) при расчете платы за простой за период с 10.10.2021 в 13.00 по 10.10.2021 в 20.25 истцом при рассмотрении спора в суде первой инстанции необоснованно учтена сумма в размере 185 400 руб., о чем указывает и сам истец в дополнениях от 20.04.2023 к письменным объяснениям. Указанная сумма за простой не подлежит оплате ответчиком.
Относительно платы за простой за период с 13.10.2021 в 18.00 по 23.10.2021 в 17.30 и с 25.10.2021 в 11.40 по 27.10.2021 в 21.50 (по причине погодных условий, п. Палдиски).
Боксом 11 Части I Договора установлено, что буксировка осуществляется в том числе, но, не ограничиваясь, в соответствии проектами перегона и проектами транспортировки по внутренним водным путям и морем.
Необходимость захода в порт-убежище ввиду плохих погодных условий возникла при буксировке Буксируемого Объекта 4 на участке буксировки от п. Санкт-Петербург до п. Калининград, что является морским участком пути, а соответственно, буксировка по указанному участку осуществляется в соответствии с проектом транспортировки в рамках морских операций при буксировке Буксируемого Объекта 4 (далее - Проект Транспортировки). При этом в разделе 3 Проекта Транспортировки указано, что на описываемом участке буксировки имеется большое количество различных портов, которые можно использовать в качестве убежища: "В описываемом районе имеется большое количество различных по своему значению портов, которые можно использовать в качестве убежищ или для неотложного ремонта: Хельсинки (60°09' N 24°55' Е), Турку (60°26' N. 22° 13' Е), Котка (60°28' N. 26°56' Е) и Хамина (59°34' N. 27° 18' Е); Стокгольм (59°20' N, 18°05' Е) и др.". Указанный перечень является открытым, что свидетельствует о ненарушении буксиром положений Проекта Транспортировки.
Более того, в соответствии с подпунктом (v) ст. 17(а) Части II Договора буксир вправе входить в порт убежища, если капитан буксира обоснованно считает, что поступить иначе вследствие плохих погодных условий было бы неосмотрительно, т.е. именно капитан буксира способен, вправе и обязан оценивать фактическую ситуацию и принимать решения с целью минимизации риска для судна, экипажа и груза. Данный принцип вытекает из положений ст. 30 КВВТ РФ и ст. 61 КТМ РФ и подтверждается выводами, изложенными в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 г. N 81 "Обзор практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации".
Довод ответчика о том, что в октябре чаще всего наблюдается ветер со скоростью 15 м/с, является несостоятельным и не может являться основанием для неоплаты Ответчиком платы за простой, согласованной Сторонами в Договоре. На стр. 30 Проекта Транспортировки, на которую ссылается Ответчик, указано, что в осенне-зимние месяцы повторяемость ветров со скоростью 15 м/с составляет всего 5-10 %. При этом остальные месяцы повторяемость ветров такой силы равна 5%, из чего следует, что максимальная разница в частоте повторения ветров не превышает 5%. В то же время на стр. 27-29 Проекта Транспортировки описывается 4 типа погоды, преобладающих в Балтийском море в течение календарного года, и каждый из них характеризуется ветром со скоростью 10-15 м/с. Таким образом, задержка выхода ББС 4 из места выхода в рейс не может иметь причинно-следственной связи с непрогнозируемым изменением погодных условий на том или ином участке буксировки.
Моменты начала и окончания указанных периодов подтверждаются Таймшитом к буксировке Буксируемого Объекта 4 и выпиской из судового журнала буксира "Таурус".
Расчет платы за простой в отношении Буксируемого Объекта 4 (блоки СМЕ 13 N 7+8) за периоды с 13.10.2021 в 18.00 по 18.10.2021 г. в 08.50, с 19.10.2021 г. в 00.00 по 23.10.2021 г. (указанный период заявлен истцом в возражениях на дополнение к отзывы на исковое заявление) в 17.30 и с 25.10.2021 г. в 11.40 по 27.10.2021 г. в 22.10 составляет:
Период с 13.10.2021 в 18.00 по 18.10.2021 г. в 08.50:
- Период с 13.10.2021 в 18.00 по 18.10.2021 г. в 08.50 - 110 ч. 50 мин = 6 650 минут / 1440 = 4,618 суток.
Сумма платы за простой за буксир: 4,618 суток * 300 000 руб. = 1 385 400 рублей. 4
Период с 19.10.2021 г. в 00.00 по 23.10.2021 г. в 17.30:
Периоды простоя буксира "Таурус" без использования главных двигателей в соответствии с выпиской из судового журнала:
- с 19.10.2021 г. в 00.00 до 19.10.2021 г. в 17.50 - 17 ч. 50 мин;
- с 19.10.2021 в 18.30 до 22.10.2021 в 03.10 - 56 ч. 40 мин.;
- с 22.10.2021 в 09.00 до 23.10.2021 в 17.S0 - 32 ч. 30 мин.; Итого 107 часов = 6 420 минут / 1440 = 4,458 суток.
Сумма платы за простой за буксир: 4,458 суток * 300 000 руб. = 1 337 400 рублей.
Периоды простоя буксира "Таурус" с использованием главных двигателей в соответствии с выпиской из судового журнала:
- с 19.10.2021 в 17.50 до 19.10.2021 в 18.30 - 40 мин.;
- с 22.10.2021 в 03.10 до 22.10.2021 в 09.00 - 5 ч. 50 мин.; Итого 6 часов 30 минут = 390 минут / 1440 = 0,27 суток.
Сумма платы за простой за буксир: 0,27 суток * 600 000 руб. = 162 000 рублей.
Период с 25.10.2021 в 11.40 по 27.10.2021 в 21.50 (58 часов 10 минут):
Указанный период простоя был скорректирован Истцом в Возражениях на дополнения к отзыву на исковое заявление (стр. 10).
58 часов 10 минут = 3 490 минут / 1440 = 2,424 суток.
Сумма платы за простой за буксир: 2,424 суток * 300 000 руб. = 727 200 рублей.
Итого, сумма платы за простой за указанные периоды составит: 1 385 400 + 1 337 400 + 162 000 + 727 200 = 3 612 000 рублей (истцом в расчете допущена арифметическая ошибка - 3 611 400 руб.).
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что размер платы за простой буксируемых объектов за заявленные в иске периоды, подлежащий взысканию с ответчика, составляет:
44 866 875 (заявлено в иске) - 1 206 000 (отказ в иске судом 1 инстанции) - 3 612 000 (отказ в иске судом 1 инстанции) - 508 200 - 75 + 300 - 185 400 + 600 = 43 356 100 руб.
Довод ответчика о необоснованном взыскании судом первой инстанции с ответчика причальных сборов за период с 13.10.2021 по 18.10.2021 в размере 109.572 руб. 20 коп., судебной коллегией отклоняется, поскольку, как верно указал суд первой инстанции, в соответствии со статьей 40 Дополнительных статей к договору в стоимость люмпсум не включаются и оплачиваются Нанимателем дополнительно дисбурсментские расходы за стоянку у причала (причальный сбор) в период оплачиваемого простоя барже-буксирного состава в порту Санкт-Петербург и в других портах.
Довод ответчика о необоснованном отказе суда первой инстанции в применении положений статьи 333 ГК РФ и уменьшении платы за простой, судебной коллегией отклоняется.
Из материалов дела следует, что подлежащая уплате ответчиком плата за простой установлена договором.
Как верно указал суд первой инстанции, поскольку ответчик является лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, уменьшение неустойки в соответствии со статьей 333 ГК РФ возможно исключительно лишь в случае, если ответчик докажет, что взыскание неустойки в предусмотренном договором размере может привести к получению истцом необоснованной выгоды.
В силу того, что плата за простой судна компенсирует расходы на содержание судна и его экипажа, то, необоснованной выгодой истца, в этом случае, мог бы быть тот размер платы за простой (в качестве неустойки), который превышал бы расходы истца на содержание судна и его экипажа.
Между тем, такие доказательства, в нарушение статьи 65 АПК РФ ответчиком суду не представлены.
На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит изменению в силу статьи 270 АПК РФ с изложением резолютивной части в соответствии с выводами суда апелляционной инстанции.
Судебные расходы распределены судом апелляционной инстанции по правилам статьи 110 АПК РФ пропорционально удовлетворенным требованиям (89,52%).
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 20 января 2023 года по делу N А06-4193/2022 в обжалуемой части изменить.
Изложить второй абзац резолютивной части решения в следующей редакции:
"Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Крейн Марин Контрактор" (ОГРН 1033002810719 ИНН 3017037780) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Судоходная компания Морвенна" (ОГРН 1147746714444, ИНН 7718986015) задолженность в размере 43 767 010,58 рублей, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска в размере 179 040 рублей".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Крейн Марин Контрактор" (ОГРН 1033002810719, ИНН 3017037780) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 2 686 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Судоходная компания Морвенна" (ОГРН 1147746714444, ИНН 7718986015) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 314 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О. И. Антонова |
Судьи |
Т. В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-4193/2022
Истец: ООО "Судоходная компания Морвенна"
Ответчик: ООО "КМК"