г. Вологда |
|
22 июня 2023 г. |
Дело N А44-639/2023 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мурахиной Н.В.,
рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новгороднефтепродукт" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 05 апреля 2023 года по делу N А44-639/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Новгороднефтепродукт" (ОГРН 1025300788644, ИНН 5321059365; адрес: 173002, Великий Новгород, улица Германа, дом 20; далее - ООО "Новгороднефтепродукт", общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Территориальному отделу государственного автодорожного надзора по Новгородской области Северо-Восточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1175321005640, ИНН 5321190352; адрес: 173002, Великий Новгород, улица Германа, дом 22; далее - отдел, административный орган, МУГАДН) о признании незаконным и отмене постановления от 25.01.2023 N 53000002097 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление общества рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 05 апреля 2023 года по делу N А44-639/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Новгороднефтепродукт" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Отмечает, что отсутствие части сведений об автодороге в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) явилось объективно непреодолимым препятствием, находящихся вне контроля общества. В связи с этим полагает привлечение его к административной ответственности неправомерным.
Управление отзыв на жалобу не представило.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенного с 14 по 25 ноября 2022 года постоянного рейда состояния дорог федерального значения управлением составлен акт постоянного рейда в дорожном хозяйстве от 25.11.2022 N 16/1 ДРХ (л.д.67-75), а 01.12.2022 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ (листы дела 83-84).
Выявлено, что обществом примыкание территории АЗС к автомобильной дороге общего пользования федерального значения А-122 км 433+850 справа не оборудовано переходно-скоростной полосой и стационарным искусственным освещением, чем нарушены требования пунктов 13.1 и 15 Технического регламента Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 827, (далее - ТР ТС 014/2011), а также пунктов 5.1.10, 5.1.11 ГОСТ 33062-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса" (далее - ГОСТ 33062-2014), пункта 3.25 ГОСТ 33475-2015. "Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования" (далее - ГОСТ 33475-2015).
В связи с выявленными нарушениями в отношении заявителя по результатам административного расследования 11.01.2023 составлен протокол об административном правонарушении N 53000002097 (листы дела 90-91), а 25.01.2023 вынесено постановление N 53000002097, которым ООО "Новгороднефтепродукт" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
Из пункта 15 ТР ТС 014/2011 следует, что соответствие автомобильных дорог и дорожных сооружений на них настоящему техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований к безопасности непосредственно либо выполнением требований международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза и необходимых для осуществления оценки (подтверждения) соответствия.
Согласно подпункту "б" пункта 13.1 статьи 3 ТР ТС 014/2021 мероприятия по эксплуатации автомобильных дорог должны быть направлены на создание безопасных условий перевозки грузов и пассажиров по автомобильным дорогам в течение установленного срока их службы путем организации дорожного движения с использованием комплекса технических средств.
Из положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) следует, что размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов.
Объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения (часть 6 статьи 22).
Под объектами дорожного сервиса согласно статье 3 Закона N 257-ФЗ понимаются здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
В силу части 10 статьи 22 этого Закона строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет. Капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются в соответствии с классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
В силу пункта 5.1.10 ГОСТ 33062-2014 для обеспечения безопасности движения и удобства обслуживания должно быть предусмотрено искусственное освещение на территории объектов дорожного и придорожного сервиса и на съездах к ним (средняя горизонтальная освещенность не менее 10 лк, а на пешеходных переходах - не менее 13 лк), если иное не предусмотрено ГОСТ 33176, законодательством и строительными нормами государств. Освещение стоянок в темное время суток обязательно. При организации искусственного освещения ослепление участников дорожного движения не допускается.
Пунктом 5.1.11 указанного ГОСТ определено, что объекты дорожного и придорожного сервиса должны быть обеспечены безопасным и удобным доступом с устройством переходно-скоростных полос.
Из пункта 3.25 ГОСТ 33475-2015 следует, что переходно-скоростная полоса должна иметь такую же ширину, что и основная полоса движения. Длину переходно-скоростной полосы и участка отвода ее ширины следует принимать в соответствии с требованиями национальных стандартов или иных нормативных актов по проектированию дорог.
Согласно пункту 6.74 СП 34.13330.2021. "Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85*", утвержденных приказом Минстроя России от 09.02.2021 N 53/пр, переходно-скоростные полосы проектируют на пересечениях и примыканиях в одном уровне в местах съездов на дорогах категорий I - III, в том числе к зданиям и сооружениям, располагаемым в придорожной зоне: на дорогах категорий II и III при интенсивности 200 приведенных ед./сут и более соответственно.
Переходно-скоростные полосы на дорогах всех категорий предусматривают в местах расположения остановочных пунктов маршрутных транспортных средств, пунктов транспортного контроля, у постов дорожно-патрульной службы, объектов дорожного и придорожного сервиса и площадок для кратковременной остановки транспортных средств.
В материалах дела усматривается, что обществу на праве собственности принадлежит АСЗ (передаточный акт от 18.10.1996) и земельный участок с кадастровым номером 53:09:0010109:1, расположенные в с. Марево, ул. Комсомольская, з/у 1А (листы дела 109-111).
Рассматривая автомобильная дорога общего пользования федерального значения отнесена к III категории (лист дела 108).
В связи с этим, как верно отметил суд первой инстанции, общество обязано обеспечить соблюдение требований технического регламента к безопасности автомобильных дорог, в том числе оборудовать переходно-скоростную полосу и стационарное искусственное освещение примыкания территории АЗС к автомобильной дороге общего пользования федерального значения А-122 км автомобильная дорога А-114 Устюжна - Крестцы - Яжелбицы - Великие Луки - Невель, км 433+850 справа.
Общество, не отрицая такой обязанности, в апелляционной жалобы указывает на отсутствие части сведений об автодороге в ЕГРН, что создало для него препятствия по соблюдению законодательно установленных обязательств.
Такой довод не может быть принят как не подтвержденный документально.
Кроме того, согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По данному делу обществом таких доказательств наличия каких-либо объективно непредотвратимых препятствий, находящихся вне контроля, в материалы дела также не представлено.
В связи с этим, в его деянии содержится состав вмененного ему административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности и установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности соблюдены.
Наказание назначено в минимальном размере санкции статьи, что соответствует характеру административного правонарушения, его тяжести, является справедливым и отвечает принципам юридической ответственности.
Оснований для снижения размера назначенного штрафа в силу частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ не установлено, на их наличие податель жалобы также не ссылается.
Апелляционная инстанция поддерживает и вывод суда об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку в силу нормы, содержащейся в статье 2.9 КоАП РФ, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пунктах 18 и 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В рассматриваемом случае таких исключительных обстоятельств по делу не усматривается.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал обществу в признании незаконным и отмене постановления отдела от 25.01.2023 N 53000002097.
Выводы суда, изложенные в решении от 05.04.2023, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 05 апреля 2023 года по делу N А44-639/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новгороднефтепродукт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-639/2023
Истец: ООО "Новгороднефтепродукт"
Ответчик: ТОГАДН по Новгородской области Северо-Восточного МУГАДН
Третье лицо: Четырнадцатый Арбитражный Апелляционный суд