город Ростов-на-Дону |
|
23 июня 2023 г. |
дело N А32-2806/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Абраменко Р.А.,
судей Попова А.А., Яицкой С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матиняном С.А.,
при участии:
от ответчика: представитель Олейник М.В. по доверенности от 19.06.2023;
от истца и третьих лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агентство "Ртутная безопасность"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.04.2023 по делу N А32-2806/2023
по иску Совета Министров Республики Крым (ОГРН: 1149102016414, ИНН: 9102011424)
к обществу с ограниченной ответственностью "Агентство "Ртутная безопасность" (ОГРН: 1022303383794, ИНН: 2323021097)
при участии третьих лиц: Министерства экономического развития Республики Крым (ОГРН: 1149102017118, ИНН: 9102011897), Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (ОГРН: 1147746357153, ИНН: 7707830457)
о расторжении,
УСТАНОВИЛ:
Совет Министров Республики Крым (далее - истец, совет) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Агентство "Ртутная безопасность" (далее - ответчик, ООО "Агентство "Ртутная безопасность", общество) о расторжении договора N 285/15 от 25.12.2015 об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.04.2023 договор N 285/15 от 25.12.2015 об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории Республики Крым, заключенный между Советом министров Республики Крым и ООО "Агентство "Ртутная безопасность", расторгнут.
С ООО "Агентство "Ртутная безопасность" в доход федерального бюджета взыскана госпошлина в размере 6 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель просил решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ООО "Агентство "Ртутная безопасность" указывает, что смена юридического адреса сама по себе не является нарушением положений договора N 285/15 от 25.12.2015 при условии реализации инвестиционного проекта на территории Республики Крым в пределах предмета такого договора. Более того, основным и определяющим для приобретения хозяйствующим субъектом статуса резидента свободной экономической зоны является не его государственная регистрация в Республике Крым или городе федерального значения Севастополе, а факт осуществления инвестиционной деятельности на соответствующей территории субъекта Российской Федерации с применением действующих именно на данной территории льгот и преференций и под надзором органов, обладающих контрольной юрисдикцией по отношению к субъектам инвестиций в данных географических границах. Выводы суда первой инстанции об обязанности по возврату сумм использованных ООО "Агентство "Ртутная безопасность" преференций в бюджет Республики Крым не основаны на нормах права. Суд первой инстанции ненадлежащим образом известил ответчика о рассмотрении настоящего дела, позиция ответчика по спорному вопросу не исследовалась, ответчик был лишён конституционных гарантий права на судебную защиту и обеспечения доступа к правосудию, его эффективности.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения как законный и обоснованный, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика заявил ходатайство о приобщении к материалам дела новых доказательств; поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, которую просил удовлетворить, отменив решение суда первой инстанции.
Истец и третьи лица не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Протокольным определением от 20.06.2023 апелляционная коллегия отказала в удовлетворении ходатайства ответчика о приобщении к материалам дела новых доказательств ввиду следующего.
В силу части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Согласно п. 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по независящим от него уважительным причинам.
К числу уважительных причин, в частности, относятся: необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании дополнительных доказательств, о назначении экспертизы; наличие в материалах дела протокола, аудиозаписи судебного заседания, оспариваемых лицом, участвующим в деле, в части отсутствия в них сведений о ходатайствах или об иных заявлениях, касающихся оценки доказательств.
Признание доказательства относимым и допустимым само по себе не является основанием для его принятия арбитражным судом апелляционной инстанции.
Ходатайство о принятии новых доказательств в силу требований части 3 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должно быть заявлено лицами, участвующими в деле, до начала рассмотрения апелляционной жалобы по существу. Данное ходатайство должно соответствовать требованиям части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, то есть содержать обоснование невозможности представления данных доказательств в суд первой инстанции, и подлежит рассмотрению арбитражным судом апелляционной инстанции до начала рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Судом апелляционной инстанции установлено, что представленные ответчиком новые доказательства в суде первой инстанции не представлялись, в силу чего не были предметом оценки суда первой инстанции. Такое процессуальное поведение противоречит положениям части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, в приобщении к материалам дела новых доказательств отказано на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителя ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Советом министров Республики Крым (уполномоченный орган) и ООО "Агентство "Ртутная безопасность" (участник) заключен договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории Республики Крым от 25.12.2015 N 285/15.
Согласно п. 1.1 договора, предметом договора является осуществление участником предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне в соответствии с условиями договора с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне, а также таможенной процедуры свободной таможенной хоны, а именно: оптовая торговля отходами и ломом; организация перевозок грузов; обработка отходов и лома пластмасс; производство прочих основных неорганических химических веществ; работы по мониторингу состояния и загрязнения окружающей природной среды; обработка отходов резины.
В соответствии с п. 1.3 договора общий объем капитальных вложений участника при реализации условий договора составляет не менее 9 200 000 руб., которые в соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закона N 377-ФЗ) будут направлены на выполнение мероприятий, предусмотренных инвестиционной декларацией, прилагаемой к заявлению о заключении договора.
Согласно пп. 2.3.2. п. 2.3 раздела 2 договора, ООО "Агентство "Ртутная безопасность" обязуется в ходе выполнения мероприятий, предусмотренных инвестиционной декларацией, осуществить на территории Республики Крым капитальные вложения, согласно следующим этапам:
-этап 1 не менее 7 085 000 руб. до конца III квартала 2016 года;
-этап 2 не менее 1 060 000 руб. до конца III квартала 2017 года;
-этап 3 не менее 1 055 000 руб. до конца III квартала 2018 года.
Согласно п. 2.3.6 и п.2.3.7 договора, участник обязуется исполнять требования порядка осуществления контроля за выполнением участниками свободной экономической зоны условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, определенные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и выполняет иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также:
- выполнить цель задекларированного инвестиционного проекта;
- произвести капитальные вложения для осуществления каждого из видов деятельности, которые были задекларированы в рамках инвестиционного проекта и определены п. 1.1 настоящего договора;
- реализовать инвестиционный проект на территории Республики Крым;
- выполнить объем капитальных вложений, планируемый в рамках инвестиционного проекта, в соответствии с задекларированными сроками;
- создать не менее 20 рабочих мест;
- выполнить иные условия (мероприятия) реализации инвестиционной декларации, прилагаемой к заявлению о заключении договора.
В соответствии с п. 2.3.10. договора участник ежеквартально не позднее 20-го числа первого месяца соответствующего квартала представляет в уполномоченный орган ежеквартальный отчет о деятельности участника на территории свободной экономической зоны.
По письменному запросу уполномоченного органа представлять в срок, не превышающий 5 дней, требуемую информацию и документы, касающиеся выполнения условий договора (п. 2.3.9. договора).
Пунктами 3.1 и 3.2 договора предусмотрено, что договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его подписания сторонами, заключается на срок до 31.12.2039.
Документарная проверка ООО "Агентство "Ртутная безопасность" была проведена на основании приказа от 12.08.2021 N 852 "О документарной проверке ООО "Агентство "Ртутная безопасность".
В уведомлении о документарной проверке N 15.1/3596 от 16.08.2021 обществу предложено представить документы в подтверждение выполнения условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне.
Ответчиком представлены документы (письмом от 24.09.2021 N 11027, письмом от 25.10.2021 N 12244), согласно которым осуществление капитальных вложений подтверждено на сумму 9 800 000 руб.
В соответствии с договором и графиком создания новых рабочих мест (п. 1.5 инвестиционной декларации) ООО "Агентство "Ртутная безопасность" обязуется создать 26 новых рабочих мест в первые три года реализации инвестиционного проекта.
При сопоставлении представленного штатного расписания от 11.01.2016 N 8 и от 30.06.2016 N 98 установлено 11 новых рабочих мест (в рамках реализации инвестиционного проекта на территории свободной экономической зоны Республики Крым).
Также Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Крым представлена информация в отношении ООО "Агентство "Ртутная безопасность" о смене места налогового учета с Республики Крым на другой субъект Российской Федерации.
Согласно информации, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц, общество зарегистрировано на территории Краснодарского края.
Таким образом, ответчиком, по мнению истца, также нарушены требования, установленные Законом N 377-ФЗ, в части смены места регистрации участника свободной экономической зоны.
После установления факта нарушений условий договора, в адрес ООО "Агентство "Ртутная безопасность" была направлена соответствующая претензия, которая последним не исполнена, что послужило основанием для обращения в суд с иском.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Закон N 377-ФЗ устанавливает особый правовой режим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, определенный в статье 2 настоящего Федерального закона, и регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, примыкающих к территориям Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития, привлечения инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развития транспортной и иных инфраструктур, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, а также повышения уровня и качества жизни граждан (статья 1).
Статьей 13 Закона N 377-ФЗ установлено, что участник свободной экономической зоны вправе осуществлять предпринимательскую и иную деятельность в свободной экономической зоне с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне, а также таможенной процедуры свободной таможенной зоны в соответствии с договором об условиях деятельности в свободной экономической зоне.
Налоговым кодексом Российской Федерации для организаций-участников свободной экономической зоны установлены налоговые преференции по сравнению с другими субъектами хозяйственной деятельности.
Согласно части 4 статьи 14 Закона N 377-ФЗ, при установлении в ходе контроля за выполнением участником свободной экономической зоны условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне факта занижения объема капитальных вложений по сравнению с их объемом, предусмотренным указанным договором, осуществления в свободной экономической зоне предпринимательской деятельности, не предусмотренной указанным договором, или нарушения других условий реализации инвестиционной декларации, предусмотренных указанным договором, высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым или высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя вправе потребовать в судебном порядке расторжения такого договора.
В целях обеспечения организации функционирования свободной экономической зоной на территории Республики Крым в соответствии с пунктом 1 распоряжения Совета министров Республики Крым от 31.12.2014 N 1639-р Министерство экономического развития Республики Крым (далее - Министерство) определено уполномоченным органом по управлению свободной экономической зоны на территории Республики Крым.
Полномочия Министерства по управлению свободной экономической зоной регламентировано подпунктом 2.24 пункта 2 Положения о Министерстве экономического развития Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 142.
Таким образом, Министерство экономического развития Республики Крым является надлежащим исполнительным органом государственной власти Республики Крым по проведению контрольных мероприятий участников свободной экономической зоны.
Правила проведения проверки соответствия деятельности участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя требованиям Федерального закона "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым", утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2019 N 827 (далее - Правила).
В соответствии с договором и графиком создания новых рабочих мест (п.1.5 инвестиционной декларации), ООО "Агентство "Ртутная безопасность" обязуется создать 26 новых рабочих мест в первые три года реализации инвестиционного проекта.
При сопоставлении представленного штатного расписания от 11.01.2016 N 8 и от 30.06.2016 N 98 установлено создание 11 новых рабочих мест.
Таким образом, выявлены нарушения в части создания новых рабочих мест.
Поскольку срок действия договора до 31.12.2039, его исполнение должно обеспечиваться участником СЭЗ на протяжении всего этого срока.
Результатом деятельности участника будет являться создание предприятием ООО "Агентство "Ртутная безопасность" участка по утилизации отходов резинотехнических изделий, полимерных материалов, не подлежащих рециклингу, и медицинских отходов методом низкотемпературного пиролиза с целью осуществления видов деятельности, указанных в п. 1.1 договора (п. 1.2 договора).
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации ООО "Агентство "Ртутная безопасность" несет риск осуществления им предпринимательской деятельности и должно прогнозировать возможные негативные последствия допускаемых нарушений договора.
В уведомлении о документарной проверке N 15.1/3596 от 16.08.2021 обществу предложено в срок до 27.09.2021 представить документы, подтверждающие выполнение условий договора, которое ответчиком не исполнено. Более того, в ответ на претензию от 26.10.2021 о расторжении договора ООО "Агентство "Ртутная безопасность" представило письмо N 13930 от 06.12.2021 (л.д.53), в котором указало, что 24.06.2021 изменило юридический адрес на адрес места нахождения в Краснодарском крае, отметило, что инвестиционная декларация выполняется в полном объеме, однако подтверждающие документы не приложило; указало на готовность досрочно по соглашению сторон расторгнуть договор.
Таким образом, ООО "Агентство "Ртутная безопасность" не представило министерству весь пакет документов, подтверждающих создания рабочих мест за период с 25.12.2015 по 24.12.2018, предусмотренных инвестиционной декларацией и условиями договора, как требуется по Закону N 377-ФЗ.
Более того, само общество выразило готовность по соглашению сторон расторгнуть договор, что свидетельствует о невыполнении им условий инвестиционной декларации.
Относительно доводов апеллянта о том, что основным и определяющим для приобретения хозяйствующим субъектом статуса резидента свободной экономической зоны является не его государственная регистрация в Республике Крым или городе федерального значения Севастополе, а факт осуществления инвестиционной деятельности на соответствующей территории субъекта Российской Федерации, суд отмечает, что пунктом 1 статьи 13 Закона N 377-ФЗ императивно закреплено требование о регистрации участника свободной экономической зоны на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя либо иметь филиал на указанных территориях, а также иметь инвестиционную декларацию, соответствующую требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной либо в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с подпунктом 4.4.5 договора, договор может быть расторгнут по решению суда в случаях: неисполнения условия пункта 2.3.7.5 (создание не менее 20 рабочих мест), изменение государственной регистрации места нахождения юридического лица.
ООО "Агентство "Ртутная безопасность" в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило в материалы дела доказательства предоставления министерству всех испрашиваемых документов, подтверждающих надлежащее исполнение пункта 2.3.7 договора; равно как не представило суду первой инстанции отзыв на исковое заявление и доказательства, опровергающие доводы истца.
Длящееся неисполнение ООО "Агентство "Ртутная безопасность" обязательств по договору обоснованно признано судом первой инстанции достаточным основанием для расторжения договора в соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Доводы апеллянта о том, что суд первой инстанции ненадлежащим образом известил ответчика о рассмотрении настоящего дела, позиция ответчика по спорному вопросу не исследовалась, ответчик был лишён конституционных гарантий права на судебную защиту и обеспечения доступа к правосудию, его эффективности, не принимаются апелляционным судом, поскольку в материалах дела имеется уведомление (л.д.67) о вручении ООО "Агентство "Ртутная безопасность" по адресу регистрации в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ (Краснодарский край, Абинский район, ст. Холмская, ул. Элеваторная, д. 11) судебной корреспонденции (определения о принятии искового заявления к производству от 24.01.2023). Кроме того, апелляционный суд учитывает, что копия искового заявления с приложенными копиями документов была направлена истцом ответчику и получена ООО "Агентство "Ртутная безопасность" 19.01.2023, что подтверждается реестром внутренних почтовых отправлений (л.д. 9-11).
Согласно ч. 1 ст. 123 АПК РФ, лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
В соответствии с ч. 6 ст. 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда лицами, участвующими в деле, меры по получению информации не могли быть приняты в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
Вопреки требованиям статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество отзыв не представило, возражения на иск не заявило. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, судом первой инстанции нормы процессуального права не нарушены.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.04.2023 по делу N А32-2806/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Абраменко |
Судьи |
А.А. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-2806/2023
Истец: Совет министров Республики Крым
Ответчик: ООО "Агенство "Ртутная безопасность", ООО "Агентство "Ртутная безопасность"
Третье лицо: Министерство экономического развития Республики Крым, УФНС по Республике Крым