г. Саратов |
|
22 июня 2023 г. |
Дело N А57-7566/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "15" июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "22" июня 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никольского С.В.,
судей Борисовой Т.С., Дубровиной О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом города Саратова на решение Арбитражного суда Саратовской области от 31 марта 2023 года по делу N А57-7566/2022,
по исковому заявлению Комитета по управлению имуществом города Саратова (ОГРН 1026402195511, ИНН 6450003860) к автономной некоммерческой организации по оказанию услуг по управлению в жилищно-коммунальной сфере "Красный текстильщик" (ОГРН 1076400002997, ИНН 6432005078), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация муниципального образования "город Саратов" (410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 78), управление Росреестра по Саратовской области (410012, г. Саратов, Театральная пл., д.11), МУП "Саратовский коммунальный комплекс" (410010, г. Саратов, ул. им. Осипова В.И., д. 18), ООО "Техно-Сфера", департамент Гагаринского административного района муниципального образования "Город Саратов", комитет по жилищно - коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", управление федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, прокуратура Саратовской области, об обязании заключить договор,
при участии в судебном заседании:
-представитель управления федеральной антимонопольной службы по Саратовской области - Ляткина А.Д., действующая на основании доверенности от 23.05.2023;
-представитель АНО УЖКС "Красный текстильщик" - Паникарская Е.Н., действующая на основании доверенности от 01.02.2021.
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом города Саратова (далее - Комитет) обратился в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к автономной некоммерческой организации по оказанию услуг по управлению в жилищно-коммунальной сфере "Красный текстильщик" (далее - некоммерческая организация "Красный Текстильщик") об обязании ответчика заключить договор аренды муниципального имущества с кадастровым номером 64:32:000000:23212 по адресу: Саратовская область, Саратовский район, п. Красный Текстильщик, ул. Театральная, д. 4 на объект: сооружение канализации - канализационные очистные сооружения, включающие в себя - здание технологического павильона площадью 65,4 кв.м., бетонная площадка с ограждением - 995 кв.м., бетонная площадка без ограждения - 221 кв.м., трубопровод очистных стоков протяженностью 146,5 м, в том числе оборудование: емкостные сооружения - блок глубокой бионической очистки первой ступени - 3 емкости объемом по 90,49 куб.м. каждый, блок глубокой бионической очистки второй ступени - 3 емкости по 90,49 куб.м. каждый, емкостьусреднитель - 1 шт., объемом 102,502 куб.м., канализационная насосная станция очищенного стока, диаметром 1,5 м., КНС очищенного обеззараженного стока диаметром 1,5 м, илонакопитель - 1 шт., колодцы транспортировки осадка - 2 шт., колодец с расходометром - 1 шт. для использования под водоотведение, на условиях предложенных Комитетом в проекте договора аренды муниципального имущества направленного сопроводительным письмом от 16.03.2022 N 05-10/4748.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 31.03.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Комитет, не согласившись с принятым судебным актом, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 29.12.2014 между администрацией муниципального образования Красный Текстильщик и АНО УЖКС "Красный Текстильщик" (далее - некоммерческая организация "Красный Текстильщик") был заключен договор аренды N 1, согласно которому во временное владение и пользование АНО УЖКС были переданы в том числе:
- канализация протяженностью 2760 м, Литер 1,
- канализация протяженностью 140 м., Литер 2,
- канализация протяженностью 960 м., Литер 3,
- канализация протяженностью 50 м., Литер 4.
Объект канализационные очистные сооружения с кадастровым номером 64:32:000000:23212 по адресу: Саратовская область, Саратовский район, п. Красный Текстильщик, ул. Театральная, д. 4 является собственностью муниципального образования "Город Саратов".
Вышеуказанный объект имеет техническую связь с сооружениями, переданными АНО, используется при эксплуатации арендованных объектов. Обязанность ответчика заключить договор аренды муниципального имущества предусмотрена наличием непосредственной технологической связи объектов коммунальной инфраструктуры, находящейся в собственности муниципального образования "Город Саратов", с объектами находящимися аренде некоммерческой организации "Красный Текстильщик".
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
18.03.2022 Комитетом в адрес некоммерческой организации "Красный Текстильщик" был направлен проект договора аренды муниципального имущества: сооружение канализации - канализационные очистные сооружения, расположенные в пос. Красный Текстильщик с объектами, находящимися в аренде АНО г. Саратова.
Однако, до настоящего времени проект договора ответчиком не подписан.
29.12.2014 между администрацией муниципального образования Красный Текстильщик и некоммерческой организации "Красный Текстильщик" был заключен договор N 1 о передаче в аренду недвижимого муниципального имущества МО Красный Текстильщик Саратовского муниципального района Саратовской области, по условиям которого во временное владение сроком на десять лет было передано имущество:
- сооружение водопровод, адрес объекта: Саратовская область. Саратовский район, р.п. Красный Текстильщик; водопровод Литер I протяженность 2370 п.м., водопровод Литера II протяженность 1200 п.м., водопровод Литера III протяженность 320 п.м., водопровод Литера IV протяженность 1250 п.м., водопровод Литера V протяженность 2505 п.м.., водопровод Литера VI протяженность 3072 п.м., водопровод Литера VII протяженность 368 п.м., водопровод Литера VIII протяженность 100 п.м., водопровод Литера IX протяженность 194 п.м.. водопровод Литера X протяженность 2800 н.м., общая протяженность 14179 м. инвентарный номер: 63:243:003:000008720,
- здание насосной станции, адрес объекта: Саратовская область, Саратовский район, р.п. Красный Текстильщик, ул. Нижняя 16, общая площадь 91,9 кв.м., Литера А1А, инвентарный номер 63:243:002:000177000,
- здание насосной станции, адрес объекта: Саратовская область. Саратовский район, р.п. Красный Текстильщик, ул. Базарная 2Д, общая площадь 19 кв.м., Литера А2, инвентарный номер 63:243:002:000177010.
- здание насосной станции, адрес объекта: Саратовская область, Саратовский район, р.п. Красный Текстильщик, ул. Калинина 7а, общая площадь 28.6 кв.м., Литера ЛЗ, инвентарный номер 63:243:002:000177020.
- здание насосной станции, адрес объекта: Саратовская область, Саратовский район, р.п. Красный Текстильщик, ул. Рабочая дача _V>3. общая площадь 12.8 кв.м..литера А4, инвентарный номер 63:243:002:000177030
- сооружение водоема N 1, адрес: Саратовская область. Саратовский район, р.п. Красный Текстильщик, ул. Нижняя, объем 400 куб.м. Литера Р, инвентарный номер 6.3:24.3:002:0001 77040.
- сооружение водоема N 2, адрес: Саратовская область. Саратовский район, р.п. Красный Текстильщик, ул. Базарная, объем 200 куб.м. Литера Р1, инвентарный номер 63:243:002:000177050.
- сооружение водоема N 3, адрес: Саратовская область. Саратовский район, р.п. Красный Текстильщик, ул. Калинина, объем 200 куб.м. Литера Р2, инвентарный номер 63:243:002:000177040,
- артезианская скважина, адрес объема: Саратовская область. Саратовский район, р.п. Красный Текстильщик, ул. Школьная, Литера V - глубина 201 м., инвентарный номер: 63:243:002:000176940,
- артезианская скважина, адрес объекта: Саратовская область. Саратовский район, р.п. Красный Текстильщик, ул. Калинина, Литера 11 - глубина 217 м., инвентарный номер: 63:243:002:000176910,
- артезианская скважина, адрес объекта: Саратовская область. Саратовский район, р.п. Красный Текстильщик, ул. Пристанская, Литера IV - глубина 90 м., инвентарный номер: 63:243:002:000176960,
- сооружение - канализация, состоящая из: канализации протяженностью 2760 м. Литер 1; канализации, протяженностью 140 м., Литер II; канализации протяженностью 960 м. Литер III; канализации протяженностью 50 м. Литер IV; общая протяженность 3910 м. адрес объекта: Саратовская область, Саратовский район, п. Красный Текстильщик, инвентарный номер 63:243:003:000008730.
Объект канализационные очистные сооружения с кадастровым номером 64:32:000000:23212 по адресу: Саратовская область. Саратовский район, п. Красный Текстильщик, ул. Театральная, д.4 в отношении которого Комитет требует заключить договор аренды, является новым объектом капитального строительства и при заключении договора аренды N 1 от 29.12.2014 в состав канализационных сетей не входил.
Федеральным законом от 07.05.2013 N 103-ФЗ внесены изменения в Федеральные законы от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", от 27.10.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), устанавливающие особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Наряду с указанным правилом, статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в силу закона.
В силу ч. 2 ст. 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
Согласно ч. 6 ст. 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 настоящей статьи, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.
В соответствии с положениями статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", реализация полномочий в сфере теплоснабжения, предусмотренных Федеральным законом "О теплоснабжении" и в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении" и полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Таким образом, специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и подлежащими исполнению органами власти, установлены порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также требования к проведению соответствующих конкурсных процедур (ФАС России от 18.11.2013 "О правомерности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, (котельных, водонапорных скважин, водонапорных башен и др.), находящимися в государственной и (или) муниципальной собственности, путем предоставления государственной или муниципальной преференции, то есть без проведения соответствующих процедур торгов (одобрены Методическим советом ФАС России (протокол N 13 от 18.11.2013)).
Согласно ч. 3 ст. 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженернотехнического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В соответствии с ч. 2 ст. 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.
Таким образом, Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" введены ограничения оборотоспособности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В этой связи, объекты КНС не могут передаваться в аренду.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности. Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения (часть 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях).
Выбор способа передачи прав владения и (или) пользования объектами жилищно-коммунального назначения (аренда или концессионное соглашение) законодатель связывает с датой ввода указанных объектов в эксплуатацию. Данные требования исключают произвольный выбор органом власти и органом местного самоуправления формы конкурса и формы договора в отношении рассматриваемых объектов.
По мнению истца обязанность ответчика заключить договор аренды муниципального имущества вытекает из ст.ст. 421, 445 ГК РФ и обусловлена наличием непосредственной технологической связи КНС с объектами, находящимися в аренде у некоммерческой организации "Красный Текстильщик".
Ссылаясь на указанное обстоятельство, истец допускает возможность применения нормы п. 8 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), согласно которой допускается возможность заключение договоров без проведения торгов с лицом, обладающим правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Однако, согласно ч. 2 ст. 17.1. Закона о защите конкуренции указанный в части 1 данной статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно - частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.
Таким образом, указанный в п.8 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В связи с чем, ссылка истца на ст. 17.1 Закона о защите конкуренции суд признает необоснованной.
Аналогичные выводы содержатся в письме Федеральной антимонопольной службы от 26.02.2018 N ВК/12509/18, а также постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.06.2020 NФ03-1920/2020.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на несогласии с выводами суда первой инстанции и направлены на переоценку установленных обстоятельств.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение принято судом на основании полного исследования фактических обстоятельств дела и правильном применении норм права, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 31 марта 2023 года по делу N А57-7566/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Никольский |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-7566/2022
Истец: КУИ города Саратова
Ответчик: АНО по оказанию услуг по управлению в жилищно-коммунальной сфере "Красный Текстильщик", АНО УЖКС Красный Текстильщик
Третье лицо: Администрация МО Город Саратов, Департамент Гагаринского административного района муниципального образования "Город Саратов", Комитет по ЖКХ Администрации МО "Город Саратов", МУП Саратовский коммунальный комплекс, ООО "Техно-Сфера", Управление Росреестра по Саратовской области, Управление Росреестра по СО, Прокуратура Саратовской области, Прокуратура СО, Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области