г. Саратов |
|
23 июня 2023 г. |
Дело N А57-17367/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Волковой Т. В.,
судей Антоновой О. И., Жаткиной С. А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Синица А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Главы КФХ Пак Евгении Павловны на решение Арбитражного суда Саратовской области от 03 марта 2023 года по делу N А57-17367/2022,
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Главы КФХ Пак Евгении Павловны (ИНН 644305965676, ОГРНИП 319645100101796),
к Министерству сельского хозяйства Саратовской области (ИНН 6455020996, ОГРН: 1036405514090),
третье лицо: Прокуратура Саратовской области, Министерство финансов Саратовской области, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Саратовской области,
о признании,
при участии в судебном заседании представителей сторон: - от индивидуального предпринимателя Главы КФХ Пак Евгении Павловны представитель Шалагина Елена Валерьевна по доверенности от 09.06.2022, выданной сроком на 1 год, в материалы дела представлена копия диплома о высшем юридическом образовании.
- от Министерства финансов Саратовской области представитель Ракитина Мария Борисовна по доверенности от 27.12.2022, выданной сроком до 31.12.2023, в материалы дела представлена копия диплома о высшем юридическом образовании,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилась индивидуальный предприниматель Глава КФХ Пак Евгения Павловна с исковым заявлением к министерству сельского хозяйства Саратовской области, третье лицо прокуратура Саратовской области о признании недействительным пункта 2.1. Соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета на возмещение части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса в области растениеводства в рамках государственной программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области" от 16 февраля 2022 года N 10-2022-000956 в части установления размера субсидии в 2022 году в размере 3 457 095 (три миллиона четыреста пятьдесят семь тысяч девяносто пять) рублей 30 копеек.; установлении размера субсидии, подлежащей предоставлению Истцу согласно п. 2.1. Соглашения от 16 февраля 2022 года N 10-2022-000956, в размере 9 218 920 (Девять миллионов двести восемнадцать тысяч девятьсот двадцать) рублей 80 копеек.; взыскании с Министерства сельского хозяйства Саратовской области в пользу Истца недополученной субсидии в размере 5 761 825 (Пять миллионов семьсот шестьдесят одна тысяча восемьсот двадцать пять) рублей 50 копеек.
В ходе судебного разбирательства судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Саратовской области, г. Саратов, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Саратовской области, г. Саратов.
В процессе рассмотрения дела в суде первой инстанции истцом, ИП Главой КФХ Пак Е.П. заявлено ходатайство о вынесении частного определения о нарушении законности в адрес Министерства сельского хозяйства Саратовской области, обратив внимание на нарушение в области срока рассмотрения заявок участников отбора, принятия решения по ним и заключения соглашения о предоставлении субсидии, необходимость обеспечения надлежащего контроля за соблюдением сроков рассмотрения заявок участников отбора, принятия решения о предоставлении субсидии по указанному направлению, сроков заключения соглашения о предоставлении субсидии, установленные постановлением Правительства Саратовской области от 11 марта 2016 г. N 99-П.
Рассматривая данное заявление, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 188.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при выявлении в ходе рассмотрения дела случаев, требующих устранения нарушения законодательства Российской Федерации государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенной Федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, адвокатом, субъектом профессиональной деятельности, арбитражный суд вправе вынести частное определение.
Таким образом, смысл частного определения состоит в устранении нарушений законности органами публичной власти, должностными и иными лицами. Вынесение частного определения является институтом борьбы с недобросовестным поведением лиц, участвующих в деле, которые злоупотребляют своими процессуальными правами, в частности с целью затягивания рассмотрения дела. Вынесение частного определения является правом суда. Частное определение обязательно для исполнения органами публичной власти и должностными (иными) лицами, которые в течение месяца со дня получения частного определения обязаны сообщить о принятых ими мерах.
Из содержания статьи 188.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что вынесение частного определения направлено на устранение нарушений при этом принятие указанного судебного акта является правом, а не обязанностью суда. Таким образом, частное определение суд выносит по своей инициативе при выявлении случаев, требующих устранения нарушения законодательства Российской Федерации государственным органом, органом местного самоуправления, иными органами, организациями и лицами. Лица, участвующие в деле, не вправе требовать вынесения частных определений и могут лишь обратить внимание суда на наличие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости вынесения частного определения. Аналогичная позиция изложена в Определениях Верховного Суда РФ от 28.07.2009 N 16-Г09-24, от 16.06.2009 N 47-Г09-12, постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.03.2018 по делу N А33-25492/2016 (оставлено в силе постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.05.2018 N Ф02-1891/2018).
Таким образом, суд первой инстанции правомерно не нашел правовых оснований для вынесения частного определения в соответствии со статьей 188.1 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 03 марта 2023 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Глава КФХ Пак Е.П. обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В соответствии с распоряжением председателя третьего судебного состава в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с нахождением в отпуске судьи Л.Ю. Луевой произведена замена судьи Л.Ю. Луевой на судью О.И. Антонову.
Представитель индивидуального предпринимателя Главы КФХ Пак Евгении Павловны поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Министерства финансов Саратовской области возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в целях реализации государственной программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области", утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 29 декабря 2018 г. N 750-П (далее - государственная программа), а также в рамках возложенных полномочий, Министерство сельского хозяйства Саратовской области (далее - Министерство) как главный распорядитель бюджетных средств, осуществляет предоставление субсидий в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год и плановый период законом Саратовской области "О бюджете Саратовской области".
Условия и порядок предоставления субсидий из областного бюджета на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса в области растениеводства, в том числе на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники утверждены Постановлением Правительства Саратовской области от 11 марта 2016 года N 99-П "Об утверждении Положения о предоставлении субсидии из областного бюджета на стимулирование развития приоритетных подотраслей афопромышленного комплекса в области растениеводства и признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Саратовской области от 6 марта 2015 года N 111 -П" (далее - Положение).
Приказом Министерства сельского хозяйства Саратовской области от 21 июня 2021 года N 161 -пр "О реализации Постановления Правительства Саратовской области от 11 марта 2016 года N 99-П "Об утверждении Положения о предоставлении субсидии из областного бюджета на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса в области-растениеводства и признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Саратовской области от 6 марта 2015 года N 111 -П" утвержден порядок приема и регистрации документов, предоставляемых для получения субсидий из областного бюджета на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса в области растениеводства (Приложение N 13 к Приказу N 161 -пр) (далее -Порядок).
Пунктом 1 Порядка установлено, что прием документов на государственную поддержку сельского хозяйства осуществляется при наличии лимитов бюджетных обязательств.
Субсидии предоставляют по результатам отбора. Способ отбора - запрос предложений.
Приложением N 12 к Приказу Министерства сельского хозяйства Саратовской области от 21 июня 2021 года N 161 -пр (в редакции, действующей на дату подачи заявки Истцом) определены ставки предоставления средств из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса в области растениеводства, которые в части возмещения затрат на закладку сада интенсивного типа, с размещением от 800 растений на 1 га, предоставляются в размере 80 % затрат, но не более 250 000 рублей на 1 гектар.
Истец, осуществляя сельскохозяйственную деятельность на территории Марксовского района Саратовской области, произвела в 2021 годах закладку сада интенсивного типа, с размещением от 800 растений на 1 га, на территории общей площадью 37 га, в связи с чем, у нее появилось право претендовать на получения вышеуказанной субсидии.
Свои исковые требовании истец основывает на том, что на Едином портале и на официальном сайте министерства (www.minagro.Saratov.gov.ru) в разделе "Субсидии на развитие сельского хозяйства" (далее - официальный сайт министерства) было размещено объявление о проведении отбора получателей субсидий на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса в области растениеводства с указанием даты начала приема заявок и документов: 22 ноября 2021 года, даты окончания приема заявок и документов: 22 декабря 2021 года. В данном объявлении указано, что заявки и документы необходимо предоставлять в Министерство кабинеты N 508, N511. Документы принимаются в рабочие дни с понедельника по пятницу с 9:00 до 13:00 и с 14:00 до 18:00.
23 ноября 2021 года истец обратился с заявкой на получение субсидии и собранным пакетом документов в Министерство.
13 декабря 2021 года Истец узнал об отмене отбора получателей субсидий.
На официальном сайте Министерства опубликовано объявление об отмене отбора получателей субсидий на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса в области растениеводства с датой приема заявок 22 ноября 2021 года по причине несоответствия описанного в отменяемом объявлении порядка подачи заявок порядку, утвержденному Приказом Министерства от 21 июня 2021 г. N 161 -пр. Также Министерством указано, что по состоянию на 10.12.2021 г. поступили 34 заявки и документа, соответственно, в целях исключения возможного нарушения права претендентов на возможность получения мер государственной поддержки объявление о проведении отбора получателей субсидий на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса в области растениеводства с датой начала приема заявок и документов 22 ноября 2021 года отменено.
15 декабря 2021 года на официальном сайте Министерства вновь опубликовано объявление о проведении отбора получателей субсидий на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса в области растениеводства с указанием даты приема заявок и документов: 15 декабря 2021 года, датой окончания приема заявок и документов - 14 января 2022 года.
В данном объявлении указано, что заявки и документы необходимо предоставлять в Министерство кабинеты N 508, N 511, а также в отдел организационной работы и делопроизводства министерства сельского хозяйства Саратовской области (каб. 804 канцелярия). Документы принимаются в рабочие дни с понедельника по пятницу с 9:00 до 13:00 и с 14:00 до 18:00.
Как указывает истец, 15 декабря 2021 года в 06 часов 40 минут Глава КФХ Пак Е.П. прибыла в Министерство с целью подачи документов в 09 часов 00 минут, согласно определенного в объявлении порядка. Однако в фойе Министерства уже было не менее 9 человек, у вахтера формировался список очередности подачи документов, Истец записалась девятой. Когда наступило время подачи документов, заявителей пускали в Министерство согласно сформированного списка очередности, первыми в списке с записью в 00 часов 10 минут было ООО "НПГ "Сады Придонья".
Истцом заявка и документы сданы 15 декабря 2021 года в 09 часов 30-40 минут.
Приложением к заявке на получение субсидии истцом в Министерство представлена справка-расчет на предоставление в 2021 году субсидии из областного бюджета на возмещение части затрат на закладку сада интенсивного типа, с размещением от 800 растений на 1 га, согласно которой Истец осуществила закладку сада на территории площадью 37 га, сумма фактических затрат составила 11 523 651 руб., сумма субсидии, рассчитанная согласно Приложения N N 12 к Приказу Министерства сельского хозяйства Саратовской области от 21 июня 2021 года N 161-пр определена в размере 9 218 920 руб. 80 коп., что соответствует определенной субсидии в размере 80 % затрат, но не более 250000 рублей на 1, гектар.
10 января 2022 года Истец ИП Глава КФХ Пак Е.П. повторно сдала заявку и документы в Министерство, в связи с актуализацией документов по состоянию на 2022 года, и также приложила справку-расчет на предоставление субсидии из областного бюджета на возмещение части затрат на закладку сада интенсивного типа, с размещением от 800 растений на 1 га, в размере 9 218 920 руб. 80 коп.
14 января 2022 года на электронную почту истца поступило письмо Министерства N 04-01 -31 -7795 от 30.12.2021 года в ответ на заявку от 15 декабря 2021 года, согласно которого Министерство сообщает, что 28 декабря 2021 года лимиты бюджетных обязательств по направлению поддержки на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники, утвержденных Законом Саратовской области об областном бюджете на 2021 год, использованы Министерством в полном объеме. Таким образом, рассмотреть заявку и прилагаемые к ней документы на участие в отборе в рамках мероприятий "возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники" и принятия решения о признании ИП Главу КФХ Пак Е.П. участником отбора, соответствующих требованиям для предоставления субсидии не представляется возможным, в связи, с полным освоением лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на 2021 год.
Аналогичная информация опубликована на официальном сайте Министерства с указанием информации о предоставлении субсидии в 2021 году ООО "НПГ "Сады Придонья" в размере 37 000 000 рублей, ИП Главе КФХ Решетникову И.М. в размере 2 620 389,42 руб., ИП Главе КФХ Сушкову А.А. в размере 4 620 000 руб., что соответствует ставке в размере 80 %, определенной Приложением N 12 к Приказу Министерства сельского хозяйства Саратовской области от 21 июня 2021 года N 161 -пр.
Таким образом, истец считает, что при объявленном отборе с 15.12.2021 г. по 14.01.2022 года лимит денежных средств, в 2021 году исчерпан 28 декабря 2021 года.
Как указывает истец, для разъяснения возникшей ситуации потенциальные участники отбора обратились к уполномоченному представителю Министерства, который в ходе устной беседы пояснил, что субсидии будут выданы в феврале 2022 года в размере 30 % от понесенных затрат, вместо 80%, определенных Приложением N 12 к Приказу Министерства сельского хозяйства Саратовской области от 21 июня 2021 года N 161-пр, при этом каких-либо документов нормативного характера, подтверждающих данные сведения, не имелось.
В последующем, по истечении 15 рабочих дней с даты подачи заявки от 10.01.2022 года, в связи с неполучением ответа об итогах рассмотрения заявки, истец ИП Глава КФХ Пак Е.П. 31.01.2022 года обратилась с письмом в Министерство сельского хозяйства Саратовской области. Ответ на указанное письмо не получен.
При этом, Министерством на официальном сайте публикуется реестр участников отбора (проведенного с 15.12.2021 г. по 14.01.2022 г.) на получение субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники, согласно которого Истцу утверждена выплата субсидии в размере 3 457 095,30 руб., что составляет 30 % понесенных затрат вместо утвержденной ставки в размере 80 % понесенных затрат. Кроме того, справка-расчет, приложенная к заявке от 15.12.2021 года, содержала сумма возмещения субсидии в размере 9 218 920 руб. 80 коп.
08 февраля 2022 года на электронную почту истца поступило письмо от Министерства N 04-01-31-684 от 07.02.2022 г., согласно которого в ответ на заявку Истца от 10.01.2022 года Министерство указывает, что Приказом Министерства от 04 февраля 2022 года N 27-пр "О внесении изменений в приказ министерства сельского хозяйства Саратовской области от 21 июня 2021 года N 161-пр" внесены изменения в приложение к приказу N 12 "Ставки предоставления средств из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на стимулирование развития приоритетных подотраслей' агропромышленного комплекса в области растениеводства". Для заключения соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета на возмещение части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса в рамках государственной профаммы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области" между министерством и получателем аубсидии, необходимо до 10 февраля 2022 года представить в Министерство справку-расчет на предоставление в 2022 году субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники в соответствии с внесенными изменениями в Приказ.
Таким образом, для получения субсидии истцу предложено изменить редакцию справки-расчета с перерасчетом суммы субсидии с 80 % понесенных затрат на 30 % понесенных затрат.
Приложением к письму представлен Приказ Министерства от 04 февраля 2022 года N 27-пр, согласно которого ставки предоставления средств из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса в области растеневодства, которые в части возмещения затрат на закладку сада интенсивного типа, с размещением от 800 растений на 1 га, предоставляются в размере 30 % затрат, но не более 100 000 рублей на 1 гектар.
В Приказе Министерства от 04 февраля 2022 года N 27-пр установлено, что он вступает в законную силу со дня его подписания.
16 февраля 2022 года между истцом и ответчиком подписано соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета на возмещение части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса в области растениеводства в рамках государственной программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области" N 10-2022-000956 (далее - Соглашение), в п.2.1. которого определен размер подлежащей выплате субсидии в 2022 году в размере 3 457 095 рублей 30 копеек.
Также истец согласно письма от Министерства N 04-01-31-684 от 07.02.2022 г. откорректировала справку-расчет, представленную к заявке, с указанием в ней суммы субсидии в размере 30 % понесенных затрат.
Между тем, истец полагает, что имеются основания для признания недействительным пункта 2.1. Соглашения в части установления размера субсидии в 2022 году в размене 3 457 095 (три миллиона четыреста пятьдесят семь тысяч девяносто пять) рублей 30 копеек, установления размера субсидии, подлежащей выплате истцу в размере 9 218 920 рублей 80 копеек и взыскания с Министерства суммы недополученной субсидии в размере 5 761 825 рублей 50 копеек.
В обоснование своих доводов истец ссылается на то, что в рамках объявленного Министерством отбора с датой приема заявок и документов с 15 декабря 2021года по 14 января 2022 года ИП Главой КФХ Пак Е.П. было подано две заявки.
Первая заявка подана 15.12.2021 года - оставлена без удовлетворения Министерством в связи, с использованием в полном объеме лимитов бюджетных обязательств по направлению поддержки на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники, утвержденных Законом Саратовской области об областном бюджете на 2021 год, о чем Министерством сделана публикация на официальном сайте.
Вторая заявка подана 10.01.2022 года. Указанная заявка рассмотрена Министерством и по ней принято решение о предоставлении субсидии по истечении 21 рабочего дня со дня ее подачи, а именно: ответ Министерства N 04-01-31-684 от 07.02.2022 г. поступил на электронную почту Истца 08 февраля 2022года, однако по мнению истца согласно п. 10 Положения, заявка должна была быть рассмотрена не позднее 31 января 2022 года.
Таким образом, истец считает, что Министерством не соблюдены сроки рассмотрения заявки участника отбора и принятия решения о предоставлении субсидии, чем нарушен порядок предоставления субсидии.
Кроме того, истец полагает, что Министерством был нарушен конституционный принцип равенства субъектов предпринимательской деятельности, поскольку в рамках одного объявленного Министерством отбора с датой приема заявок и документов с 15 декабря 2021 года по 14 января 2022 года одним участникам предоставлена субсидия в размере 80 % понесенных затрат, а другим - в размере 30 % понесенных затрат.
Также истец ссылается на то, что истцу на основании заявки, поданной 10.01.2022 года, предоставлена субсидия в размере 30 % понесенных затрат в соответствии с Приложением N 12 к Приказу Министерства сельского хозяйства Саратовской области от21 июня 2021 года N 161 -пр. в редакции приказа Министерства от 04 февраля 2022 года N 27-В Приказе Министерства от 04 февраля 2022 года N 27-пр установлено, что он вступает в законную силу со дня его подписания.
Как указывает истец, с заявкой о предоставлении субсидии в 2021 году ИП Глава КФХ Пак Е.П. обратилась 15.12.2021 г., в 2022 году 10.01.2022 г. Таким образом, по мнению истца, согласно п. 10. Положения и возражений, указанных в п.1 настоящего искового заявления, заявка от 10.01.2022 г. должна была быть рассмотрена Министерством не позднее 31 января 2022 года. Заявки о предоставлении субсидии поданы в рамках отбора, объявленного Министерством с датой приема документов с 15.12.2021 г. по 14.01.2022 г. Основанием для обращения с заявкой о предоставлении субсидии послужило произведение Истцом в 2021 годах закладки сада интенсивного типа, с размещением от 800 растений на I га, на территории общей площадью 37 га, окончательный срок рассмотрения заявки и принятии решения о предоставлении субсидии истек 31 января 2022 года. Приказ Министерства от 04 Февраля 2022 года N 27-пр. не содержит правовых норм, которым придана обратная сила, что свидетельствовало бы о распространении их действия на правоотношения, возникшие ранее. Таким образом, истец считает, что правоотношения сторон по предоставлению субсидии возникли до вступления с силу Приказа Министерства от 04 февраля 2022 года N 27-пр. в связи с чем ИП Глава КФХ Пак Е.П. имела право на получение субсидии исходя из условий расчета субсидии, установленных Приложением N 12 к Приказу Министерства сельского хозяйства Саратовской области от 21 июня 2021 года N 161-пр. (в редакции, действующей на дату подачи заявки Истцом), что составляет 9 218 920 (Девять миллионов двести восемнадцать тысяч девятьсот двадцать) рублей 80 копеек, однако из них фактически выплачены Министерством 3 457 095 рублей 30 копеек, что значительно меньше, чем положено Истцу согласно действующих на дату возникновения правоотношений правовых норм.
Таким образом, по расчету истца сумма недополученной субсидии составляет 5 761 825 (пять миллионов семьсот шестьдесят одна тысяча восемьсот двадцать пять) рублей 50 копеек.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылается на то, что доказательств изменения показателей достижения использования субсидии на момент проведения отбора с 15 декабря 2021 г. по 14 января 2022 года и на момент подачи истцом заявки, когда в силу требования нормативно-правовых актов от ответчика требовалось вынесения решения в форме реестра по заявке истца, ответчиком не представлены, как и не представлено доказательств отсутствия денежных средств для предоставления субсидии в размере 80% от понесенных получателем субсидии затрат.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Принимая законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ. Порядок и условия предоставления субсидий за счет бюджетных средств регламентирован статьей 78 БК РФ.
Согласно части 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; из местного бюджета (часть 2 статьи 78 БК РФ).
На основании части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Такие расходные обязательства субъекта Российской Федерации, как субсидии, устанавливаются органами государственной власти этого субъекта самостоятельно, регулируются нормами бюджетного законодательства, исполняются за счет собственных доходов и представляются юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе.
Следовательно, субсидии не являются результатом какой-либо экономической деятельности истца, а является компенсацией части затрат.
По части 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
По смыслу закона условием признания сделки недействительной является доказанность нарушений прав и законных интересов заинтересованного лица вследствие заключения сделки с нарушениями, а выбранный способ защиты приведет к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса.
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия (часть 2 статьи 166 ГК РФ).
За исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (часть 1 статьи 168 ГК РФ).
Согласно пункту 15 постановления Правительства Саратовской области от 11.03.2016 N 99-П (ред. от 28.07.2021) субсидии предоставляются в порядке очередности исходя из времени поступления в министерство полного комплекта необходимых документов.
Размер субсидии для получателя субсидии рассчитывается индивидуально исходя ставки субсидии на 1 гектар посевной площади исходя из порядка очередности для лимитирования к выплате с учетом лимитов бюджетных обязательств, выделенных в рамках определенного направления субсидирования (приложение N 1, N 12 к приказу минсельхоза Саратовской области от 21.06.2021 N 161-пр (ред. от 04.02.2022)).
По результатам рассмотрения заявок министерство принимает решение о признании участников отбора, соответствующих требованиям, установленным пунктами 4, 7 настоящего Положения, представивших документы, предусмотренные пунктами 8, 9 настоящего Положения, получателями субсидии и ранжирует получателей субсидии в соответствии с датой и временем представления заявки и документов.
Размер ставок определяется министерством самостоятельно.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ИП глава КФХ Пак Е.П. под номер 5 была утвержден реестром N 1 в качестве получателя субсидии по направлению субсидирования на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники, с суммой субсидии к выплате 3 457 095,30 рублей за 37,00 Га.
Бюджетные средства на покрытие данных мероприятий по субсидированию распределены в равной мере среди участников отбора в соответствии с действующими лимитами обязательств с учетом возможности освоения ими средств субсидии в полном объеме по установленной ставке предоставления на текущий момент, что подтверждается платежными поручениями (приложение N 5)
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что были созданы равные условия для участников отбора. В том числе, в приказе минсельхоза Саратовской области от 04.02.2022 года N 27-пр отсутствуют признаки, ограничивающие конкуренцию среди участников отбора, в рамках Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ лимиты бюджетных обязательств представляют собой объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
Лимиты бюджетных обязательств устанавливаются на финансовый год и на каждый год планового периода в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных сводной росписью, бюджетными росписями главных распорядителей на финансовый год и на плановый период, по расходам с указанием кодов и наименований разделов, подразделов, целевых статей, видов расходов, а также направлений (пункт 10 приказа Минфина Саратовской области от 14.12.2012 N 226).
Внесение изменений в лимиты бюджетных обязательств и кассовый план осуществляется министерством по мере поступления доходов и источников, соответствующих письменных ходатайств главных администраторов бюджетных средств (пункт 26 приказа Минфина Саратовской области от 14.12.2012 N 226).
При перераспределении лимитов бюджетных обязательств не требуется внесение изменений в закон о бюджете, поскольку пределы доведенных бюджетных ассигнований не изменяются.
При увеличении или уменьшения лимитов бюджетных обязательств требуется внесение изменений в закон о бюджете, так как объем ранее бюджетных ассигнований изменяется.
В случае субсидирования по возмещению части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники, в 2021 году имело место перераспределение средств субсидии в связи с образованием экономии в ходе исполнения областного бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований по источникам финансирования, предусмотренных на текущий финансовый год,
В 2021 году объем бюджетных ассигнований по субсидированию возмещения части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники, не менялся, внесение изменений в закон области о бюджете в последнем квартале 2021 года по этому направлению не происходило.
Согласно постановлению Правительства Саратовской области от 11.03.2016 N 99-П (ред. от 28.07.2021) каждый отбор по распределению средств субсидии среди его участников осуществляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств минсельхоза Саратовской области.
Минсельхоз Саратовской области согласно закону области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных подразделом "Сельское хозяйство и рыболовство", предоставляемых в форме субсидий в рамках реализации подпрограммы 1 "Развитие отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" государственной программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области", утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 29 декабря 2018 года N 750-П.
Пунктом 5 постановления Правительства Саратовской области от 11.03.2016 No 99-П среди прочих направлений субсидирования предусмотрено возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники.
26 декабря 2020 года между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Саратовской области было заключено соглашение N 082 -09-202Ы54 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в 2021 -2025 годах на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развития малых форм хозяйствования в соответствии с лимитами бюджетных обязательств.
Согласно пункту 2.1 настоящего соглашения общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Саратовской области на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях которых предоставляется субсидия, составляет в 2021 году 445 663 146 рублей.
В соответствии с пунктом 2.2 данного соглашения общий размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Саратовской области в рамках обусловленного соглашения, исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, уровня софинансирования, равного 89 %, составляет в 2021 году не более 396 640 200 рублей.
Объем финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, по направлению расходов на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники, составил 161 771 011,24 рублей - по коду БК: R5021 и коду строки 0101 (приложение N 1 к соглашению от 26.12.2020 N 082-09-202М54).
15 октября 2021 года между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Саратовской области было заключено дополнительное соглашение N 082-09-2021-154/3 в связи с внесением изменений в приложение N 1 к соглашению.
Согласно обновленным данным в содержании приложения N 1 к соглашению от 26.12.2020 N 082-09-2021-154 изменился объем финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, по направлению расходов на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники, который составил 168 811 210,77 рублей - по коду БК: RS021 и коду строки 0101.
В уведомлении о лимитах бюджетных обязательств и показателях кассового плана по расходам областного бюджета на 2021 год от 20 декабря 2020 года обозначено, что лимит бюджетных обязательств за 2021 год по направлению субсидирования по возмещению части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники, составил в размере 159 991 530,12 рублей по коду БК КЦСР: 5Г 1 01 R5021 (раздел 0405) с разбивкой на 2,3,4 квартал по показателям кассового плана.
Совокупный объем лимитов бюджетных обязательств по расходам областного бюджета на 2021 год по направлению расходов на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования - 2 161 086 600 рублей.
На протяжении 2021 года происходило изменение лимитов бюджетных обязательств и показателей кассового плана в пределах нормативного размера средств субсидии по расходам областного бюджета на 2021 год путем перераспределения лимитов бюджетных обязательств с одной строки на другую строку БК КЦСР, в том числе по коду БК КЦСР: 5Г 1 01 R5021.
Данные изменения отражены по коду БК КЦСР: 5Г 1 01 R5021 в соответствующих уведомлениях об изменении лимитов бюджетных обязательств и показателей кассового плана по расходам областного бюджета на 2021 год (уведомления от 29.01.2021 N 393, от 29.01.2021 N 1-394, от 02.07.2021 N 7-21, от 02.07.2021 N 7-22, от 16.07.2021 N 7-105, от 16.08.2021 N 7-106, от 12.11.2021 N 11-187, от 12.11.2021 N 11-189, от 08.12.2021 N 12-78, от 08.12.2021 N 12-79).
Во исполнение публичных нормативных обязательств в рамках государственной программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области" по письменным ходатайствам минсельхоза Саратовской области Минфином Саратовской области осуществлялось перераспределение лимитов бюджетных обязательств.
В случае увеличения лимитов бюджетных обязательств минсельхоз Саратовской области не обязан заключать дополнительное соглашение с обратившимся получателем субсидии о выделении ему дополнительных средств субсидии. Данная обязанность не установлена бюджетным законодательством, увеличение лимитов бюджетных обязательств не предполагает целевой характер распоряжения денежными средствами субсидии на доплату к субсидии получателей субсидии, ранее поименованных в реестре таких получателей.
Увеличенные денежные средства субсидии минсельхозом Саратовской области могут быть использованы более рационально и оперативно в ином направлении для исполнения публичных нормативных обязательств в рамках государственной программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области".
В абз.4 п.3 Определения КС РФ указано, что природа стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не её обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота, по общему правилу, не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидий, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующих субсидий при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования либо при исчерпании выделенных средств (абзац 8 пункта 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утв. Президиумом Верх.Суда РФ 17.07.2019).
Как указал КС РФ в абз 2 п.4.1 Определения от 23,06.2022 N 1479, в соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации публичный субъект, предусматривая предоставление подобного рода субсидий, обязан принять нормативный правовой акт, определяющий критерии, которым должен соответствовать получатель субсидии. Однако этот нормативный правовой акт-в силу бюджетного законодательства - сам по себе не служит достаточным основанием возникновения права на получение субсидий, он является актом общего предписания, предполагающим необходимость последующей оценки соблюдения подателем заявки предусмотренных им критериев, принятия уполномоченным органом решения о предоставлении субсидии в определенном размере и заключения соответствующего договора (соглашения) о предоставлении субсидии.
Следовательно, при предоставлении субсидии в качестве меры поддержки деятельности индивидуальных предпринимателей право на получение субсидии возникает не из нормативного правового акта, определяющего условия её получения, а из индивидуальных актов (соглашение или договор) о предоставлении субсидии. До принятия соответствующих актов какой-либо обязанности публичного субъекта, кроме как принять заявку и её рассмотреть, не возникает. Если право на получение субсидии возникает в момент принятия индивидуального акта, порядок и условия её предоставления должны определяться на основании правовых актов, действующих на момент принятия индивидуального акта, а не на момент выполнения заявителем условий, позволяющих в дальнейшем претендовать на получение субсидии (абз. 4 пункта 4.1 Определения КС РФ).
Таким образом, до принятия решения органом государственной власти о предоставлении субсидии и изъявления воли получателя на принятие на себя дополнительных обязательств не возникает субъективного права на получение субсидии даже у лица, объективно отвечающего требованиям нормативного правового акта, установившего возможность получения субсидии на определенных условиях.
По общему правилу, предоставление субсидии оформляется путем заключения между главным распорядителем (получателем) бюджетных средств
Как верно указано судом первой инстанции, соглашение, заключенное между Министерством сельского хозяйства и Главой КФХ Пак Е.П. от 16.02.2022 является действующим, прокуратурой Саратовской области недействительным не признавалось.
ИП глава КФХ Пак Е.П. заключив соглашение от 16.02.2022 N 10-2022-000956, согласилась с условиями его содержания, которые не оспаривались.
Нарушения, допущенные при отборе заявок, установленные в представлении прокуратуры Саратовской области от 11.03.2022 N 7/1-04-2022, не влияют автоматически на действительность соглашения.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции, обоснованно не нашел правовых оснований для изменения или признания недействительным пункта 2.1 Соглашения от 16.02.2022, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что обязанность публично - правового образования выплатить соответствующую денежную сумму возникает в момент получения заявки на предоставление субсидии, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонен, в связи с неверным толкованием норм права.
Как верно указано судом первой инстанции, в силу норм действующего бюджетного законодательства, субсидии предоставляются при условии заключения соглашения между министерством сельского хозяйства области и получателем субсидий по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
При этом, принятый Министерством нормативный правовой акт, определяющий критерии, которым должен соответствовать получатель субсидии, сам по себе не служит основанием возникновения права на получение субсидии, он является актом общего предписания.
Таким образом, при подаче заявки на получение субсидии и до принятия соответствующих актов какой - либо обязанности публичного субъекта - министерства, кроме как принять заявку и рассмотреть её, не возникает.
Довод апелляционной жалобы о том, что при определении размера субсидий, подлежащей выплате истцу, следовало применить положения приказа Министерства от 21.06.2021 N 161-пр, предусматривающий размер субсидий в 80%, подлежит отклонению, в силу следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, соглашение о предоставлении истцу субсидии заключено 16 февраля 2022 года, в связи с чем, Министерство обоснованно применил ставку возмещения затрат на закладку сада в размере 30%, установленную приказом Министерства от 04.02.2022 N 27-пр, действующий в данный период.
Согласно абз. 13 п. 10 постановления Правительства Саратовской области от 11 марта 2016 года N 99-П, Минсельхоз заключает с получателем субсидии соглашение о предоставлении субсидии в текущем финансовом году в течение 10 календарных дней со дня утверждения реестра, указанного в части пятой настоящего пункта.
Приказом Минсельхоза от 4 февраля 2022 года N 27-пр, ставки предоставления средств из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса в области растениеводства установлены в размере 30% (далее - Приказ).
Приказ Минсельхоза от 4 февраля 2022 года N 27-пр не действительным не признан.
Таким образом, соглашение о предоставлении субсидии истцу в размере 30% заключено в период действия вышеуказанного приказа, размер предоставленной субсидии соответствует требованиям действующего законодательства и позициям Верховного Суда Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в вышеуказанных судебных актах.
Кроме того, суд апелляционной инстанции указывает, что утверждение реестра 31.01.2022, (принятие решения об утверждении реестра) не привело бы к заключению с истцом соглашения о предоставлении субсидии в размере 80%, поскольку согласно позициям Верховного Суда Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, право на получение субсидии возникает у лица в момент принятия индивидуального акта, содержащего изъявление воли получателя субсидии на принятие на себя дополнительных обязательств, которым в рассматриваемом случае является соглашение о предоставлении субсидии, а не реестр получателей субсидии, как утверждает истец.
Данный факт подтверждается положениями пункта 12 Постановления 99-П, согласно которому субсидии предоставляются при условии заключения соглашения между министерством и получателем субсидии по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации. То есть, основанием для выплаты субсидии является соглашение, а не реестр получателей субсидии.
Также, коллегия судей отмечает, что суд первой инстанции, верно указал, что нарушение сроков рассмотрения заявок не влияют на действительность заключенного соглашения от 16.02.2022.
Принимая во внимание, что соглашение о предоставлении субсидии в текущем финансовом году принимается в течение 10 календарных дней со дня утверждения реестра, и даже если решение об утверждении реестров был бы принят 31.01.2022, на отношения сторон в любом случае распространялись бы положения приказа Министерства от 04.02.2022 N 27-пр.
Таким образом, вышеуказанный довод апелляционной жалобы истца отклоняется, так как основан на неверном толковании норм действующего бюджетного законодательства и противоречит фактическим обстоятельствам дела.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного Саратовской области от 03 марта 2023 года по делу N А57-17367/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т. В. Волкова |
Судьи |
О. И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-17367/2022
Истец: ИП Глава КФХ Пак Евгения Павловна
Ответчик: Министерство сельского хозяйства СО
Третье лицо: Министерство финансов Саратовской области, Прокуратура Саратовской области, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в саратовской области и его аппарат