г. Москва |
|
23 июня 2023 г. |
Дело N А40-192529/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.Г. Яковлевой,
судей: |
С.М. Мухина, В.И. Попова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Е. Нестеровой |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу
Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.03.2023
по делу N А40-192529/22
по заявлению ООО Специализированный застройщик "ПСФ "КРОСТ"
к Управлению Росреестра по Москве
об оспаривании решений
при участии:
от заявителя: |
Кусакина И.А. дов. от 20.09.2022; |
от ответчика: |
Корнилова М.В. дов. от 14.06.2023 |
УСТАНОВИЛ:
ООО СЗ "ПСФ "Крост" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконными решений о признании незаконными решений Управления Росреестра по Москве (ответчик, Управление) от 06.06.2022 N N КУВД-001/2022-953249/5, КУВД-001/2022-953249/6, КУВД-001/2022-985608/5, КУВД-001/2022-985608/6, КУВД-001/2022-962370/5, КУВД-001/2022-962370/6, КУВД-001/2022-1000379/5, КУВД-001/2022-1000379/6, КУВД-001/2022-993230/5, КУВД-001/2022-993230/6 и от 09.06.2022 N N КУВД-001/2022-1020826/6, КУВД-001/2022-1012796/5, КУВД-001/2022-1012796/6, КУВД-001/2022-1027099/5, КУВД-001/2022-1027099/6, КУВД-001/2022-1041230/5, КУВД-001/2022-1041230/6, КУВД-001/2022-1036933/5, КУВД-001/2022-1036933/6, КУВД-001/2022-1034017/5, КУВД-001/2022-1034017/6, КУВД-001/2022-1020826/5.
Решением от 27.03.2023 Арбитражный суд г.Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, ООО СЗ "ПСФ "Крост" является собственником нежилых помещений: площадью 120,3 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001098:2552, площадью 121,5 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001098:2551, площадью 113,3 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001098:2553, площадью 81,0 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001098:2556, площадью 77,0 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001098:2548, площадью 71,9 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001098:2547, площадью 96,7 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001098:2550, площадью 79,7 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001098:2549, площадью 81,8 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001098:2555, площадью 67,9 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001098:2546, площадью 78,5 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001098:2554, которые были расположены в здании с кадастровым номером 77:01:0001096:1038 по адресу: г. Москва, ул. Малая Дмитровка, д.22, стр.1 (г. Москва, ул. Малая Дмитровка, д. 20).
Заявитель указывает, что данные помещения фактически прекратили свое существование в связи со сносом здания, в котором помещения были расположены.
В связи с прекращением существования помещений и в целях приведения сведений, содержащихся в ЕГРН в соответствие с фактическими данными, заявитель обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлениями о снятии помещений с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности заявителя на помещения с приложением акта обследования помещения.
На основании ст. 27 Закона N 218-ФЗ и в связи с истечением срока приостановления, а также не устранением приведенной в уведомлении причины приостановления, препятствующей осуществлению учетно-регистрационных действий, Управление Росреестра по Москве приняло решения об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности заявителя на помещения и выдало заявителю уведомления от 06.06.2022 NN КУВД-001/2022-953249/5, КУВД-001/2022-953249/6, КУВД-001/2022-985608/5, КУВД-001/2022-985608/6, КУВД-001/2022-962370/5, КУВД-001/2022-962370/6, КУВД-001/2022-1000379/5, КУВД-001/2022-1000379/6, КУВД-001/2022-993230/5, КУВД-001/2022-993230/6 и от 09.06.2022 NN КУВД-001/2022-1020826/6, КУВД-001/2022-1012796/5, КУВД-001/2022-1012796/6, КУВД-001/2022-1027099/5, КУВД-001/2022-1027099/6, КУВД-001/2022-1041230/5, КУВД-001/2022-1041230/6, КУВД-001/2022-1036933/5, КУВД-001/2022-1036933/6, КУВД-001/2022-1034017/5, КУВД-001/2022-1034017/6, КУВД-001/2022-1020826/5 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Не согласившись с оспариваемыми решениями Управления, общество обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ООО СЗ "ПСФ "Крост" требований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из неправомерности оспариваемых ненормативных акта регистрирующего органа.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон N 218-ФЗ) порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предусматривает проведение правовой экспертизы документов, представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
Из материалов дела усматривается, что снос Здания с кадастровым номером 77:01:0001096:1038 по адресу: г. Москва, ул. Малая Дмитровка, д.22, стр.1 был осуществлен в связи со строительством многофункционального комплекса "Школа телевизионного мастерства под руководством В.В. Познера" по адресу: г. Москва, ул. Малая Дмитровка, вл. 20-24.
В соответствии с проектом производства работ (технологическая последовательность частичной разборки 2-х этажного кирпичного дома) N б/н, выполненным ООО СЗ "ПСФ "Крост", была предусмотрена частичная разборка 2-х этажного кирпичного Здания с условием сохранения в целостности и сохранности фасадной стены по оси "А" при механическом демонтаже здания.
Согласно ордеру на производство земляных и строительных работ от 13.03.2006 N 03441083/18/2, выданному Объединением административно-технических инспекций города Москвы, было разрешено производство работ по установке шпунтового ограждения и частичной разборке здания в соответствии с прилагаемыми к ордеру схемой организации строительной площадки и графиком производства работ с указанием осей разборки здания. В силу решения об отказе в предоставлении государственной услуги от 10.09.2020 N 20-80995, выданного Объединением административно-технических инспекций города Москвы, указанный ордер закрыт 03.03.2010, выдача дубликата уведомления о закрытии ордера невозможна в связи с истечением срока его хранения.
В соответствии с фрагментом раздела "Архитектурно-планировочные решения" корректировки проектной документации от 2006 г. шифр N 10-02/5056, выполненной ГУП МНИИП "МОСПРОЕКТ-4", был предусмотрен снос части существующего нежилого здания по ул. М. Дмитровка, вл. 22, находящегося на участке строительства, с сохранением и реставрацией главного фасада.
Согласно дополнению от 22.12.2006 N 62-7/П4/06 МГЭ к заключению от 22.12.2003 N 167-П4/03 МГЭ, выданному МОСГОСЭКСПЕРТИЗОЙ, была согласована разборка строения 1 во владении 22 по улице Малая Дмитровка при сохранении главной фасадной стены, выходящей на ул. М. Дмитровка, усиление сохраняемой кирпичной фасадной стены.
В соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 14.08.2007 N RU77203000-000133, выданного МОСГОССТРОЙНАДЗОРОМ, на месте снесенного здания по адресу: г. Москва, ул. М. Дмитровка, д. 22, стр. 1, был введен в эксплуатацию объект капитального строительства - многофункциональный комплекс "Школа телевизионного мастерства под руководством В.В. Познера". Введенному в эксплуатацию зданию был присвоен адрес: г. Москва, ул. Малая Дмитровка, д. 20. Адрес зарегистрирован в адресном реестре объектов недвижимости г. Москвы на основании распоряжения префектуры ЦАО г. Москвы от 15.11.2006 N 5227-р. Данное обстоятельство подтверждается справкой от 08.06.2017 N 155220, выданной ГБУ МосгорБТИ, из которой следует, что 23.11.2006 в адресном реестре объектов недвижимости г. Москвы по местоположению ул. Малая Дмитровка, д. 22, стр. 1 зарегистрировано здание с адресом: ул. Малая Дмитровка, д. 20.
В письме ГБУ МосгорБТИ от 21.02.2020 г. N ИС-А-701/20 указано, что согласно материалам инвентарного дела на дату 17.04.2003 г. по адресу: г. Москва, ул. Малая Дмитровка, д. 22, стр. 1, учитывалось двухэтажное с подвалом нежилое здание. На дату 12.12.2007 г. в техническую документацию на здание внесена запись "строение частично снесено, осталась фасадная стена". По результатам обследования 12.12.2007 г. по адресу: г. Москва, ул. Малая Дмитровка, д. 20 (архивный адрес: г. Москва, ул. Малая Дмитровка, д. 22, стр. 1) учтено шестиэтажное с подвалом 1 и подвалом 2 нежилое здание с учетом представленной исходно-разрешительной и проектной документации. Сведения о технических характеристиках объекта недвижимости по состоянию до 31.12.2012 г. переданы ГБУ МосгорБТИ в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве в соответствии с п. 15 Порядка включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11.01.2011 N 1 "О сроках и порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости". Вместе с тем, на дату передачи сведений, Здание по адресу: г. Москва, ул. Малая Дмитровка, д. 22. стр. 1 и соответственно помещения в нем были снесены, что подтверждается данными ГБУ МосгорБТИ на дату обследования 12.12.2007 г.
Таким образом, Здание, в котором были расположены Помещения, было снесено до 12.12.2007 г., и соответственно, Помещения прекратило свое существование.
В связи с прекращением существования Помещений и с целью снятия Помещений с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности на них, заявитель в соответствии со ст. 36 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ) заключил договор подряда на выполнение кадастровых работ с ООО "Солнечногорский Геодезический Центр" для подготовки Акта обследования Помещения, который согласно ст. 37 Закона N 221-ФЗ является результатом выполнения кадастровых работ.
Акт обследования Помещения был подготовлен кадастровым инженером ООО "Солнечногорский Геодезический Центр" Михалапом М.Е. (реестровый номер в государственном реестре кадастровых инженеров - 25758) в соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и Приказа Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" (далее - Приказ N 861).
При подготовке Акта обследования Помещения кадастровым инженером были использованы предоставленные заказчиком кадастровых работ документы:
1) выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, выданные филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве;
2) выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 01.10.2020 N КУВИ-002/2020-25436077, выданная филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве;
3) проект производства работ (технологическая последовательность частичной разборки 2х этажного кирпичного дома) от 01.11.2005 N б/н, выполненный ООО "ПСФ "КРОСТ";
4) ордер на производство земляных и строительных работ от 13.03.2006 N 03441083/18/2, выданный Объединением административно-технических инспекций города Москвы;
5) фрагмент раздела "Архитектурно-планировочные решения" корректировки проектной документации от 2006 г. шифр N 10-02/5056, выполненной ГУП МНИИП "МОСПРОЕКТ-4";
6) дополнение от 22.12.2006 N 62-7/П4/06 МГЭ к заключению от 22.12.2003 N 167-П4/03 МГЭ по проекту строительства многофункционального комплекса "Школа телевизионного мастерства под руководством В.В. Познера", выданное МОСГОСЭКСПЕРТИЗОЙ;
7) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 14.08.2007 N RU77203000-000133, выданное МОСГОССТРОЙНАДЗОРОМ;
8) справка от 08.06.2017 N 155220, выданная ГБУ МосгорБТИ;
9) письмо от 21.02.2020 N ИС-А-701/20, выданное ГБУ МосгорБТИ;
10) решение об отказе в предоставлении государственной услуги от 10.09.2020 N 20-80995, выданное Объединением административно-технических инспекций города Москвы;
11) свидетельства о государственной регистрации права от 31.12.2004 N 77 АВ 283294, от 23.04.2003 N 77 АА 407430, от 30.04.2003 N 77 АА 407491, от 25.12.2006 N 77 АД 008306, от 13.05.2003 N 77 АА 407642, от 25.12.2006 N 77 АД 008308, от 12.05.2003 N 77 АА 407633, от 13.05.2003 N 77 АА 407628, от 23.06.2006 N 77 АГ 473855, от 17.04.2003 N АА 407396, от 17.04.2003 N 77 АА 407397 выданные Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Москвы;
12) поэтажные планы помещений, выданные Центральным ТБТИ города Москвы;
13) экспликации помещений, выданные Центральным ТБТИ города Москвы;
14) поэтажные планы БТИ по состоянию на 2000 год;
15) поэтажный план ЕГРН по состоянию на текущую дату;
16) письмо от 15.01.2021 N 1/КО-2021, выданное ООО СЗ "ПСФ "КРОСТ";
17) письмо Управления Росреестра по Москве от 11.02.2022 г. N 11-780/2022 г.;
18) письмо Управления Росреестра по Москве от 24.02.2022 г. N 11-1108/2022 г.
Поскольку оригиналы проекта производства работ (технологическая последовательность частичной разборки 2-х этажного кирпичного дома) N б/н, выполненного ООО "ПСФ "КРОСТ", раздела "Архитектурно-планировочные решения" корректировки проектной документации от 2006 г. шифр N 10-02/5056, выполненной ГУП МНИИП "МОСПРОЕКТ-4", решения об отказе в предоставлении государственной услуги от 10.09.2020 N 20-80995, выданного Объединением административно-технических инспекций города Москвы, отсутствуют в архиве документов ООО СЗ "ПСФ "КРОСТ", для выполнения кадастровых работ по подготовке акта обследования на Помещение кадастровому инженеру были предоставлены заверенные копии вышеуказанных документов.
Согласно разделу "Заключение кадастрового инженера" Актов обследования помещений в результате осмотра местонахождения помещений с кадастровыми номерами 77:01:0001098:2547, 77:01:0001098:2546, 77:01:0001098:2548, 77:01:0001098:2549, 77:01:0001098:2550, 77:01:0001098:2551, 77:01:0001098:2552, 77:01:0001098:2553, 77:01:0001098:2554, 77:01:0001098:2555, 77:01:0001098:2556, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Дмитровка Малая, д. 22 стр. 1, по состоянию на 14.01.2022 г. кадастровый инженер подтвердил прекращение существования помещений, в связи со сносом здания, в котором помещения были расположены.
Как верно установлено судом первой инстанции, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) помещение с кадастровым номером 77:01:0001098:2552 состояло из следующего комнатного состава: подвал - комн. а, А, пом. III - комн. 3, 4; этаж 2, пом. V - комн. с 1 по 5. Согласно сведений ЕГРН и БТИ в настоящее время в здании отсутствует этаж "подвал". По сведениям БТИ и ЕГРН на этаже 2 в месте, где было расположено пом. V - комн. с 1 по 5, сейчас расположено пом. II - комн. 2, 10 - 12, 16, входящее в состав помещения с кадастровым номером 77:01:0001096:2651, на которое зарегистрировано право собственности ООО "Бизнес-Развитие", что подтверждается поэтажными планами БТИ по состоянию на 2000 год, поэтажным планом ЕГРН по состоянию на текущую дату, включенными в состав Приложения акта обследования.
Согласно сведениям ЕГРН помещение с кадастровым номером 77:01:0001098:2551 состояло из следующего комнатного состава: подвал, пом. III - комн. 2; пом. V - комн. с 2 по 4; этаж 2, пом. II -комн. с 1 по 6. Согласно сведений ЕГРН и БТИ в настоящее время в здании отсутствует этаж "подвал". По сведениям БТИ и ЕГРН на этаже 2 в месте, где было расположено пом. II - комн. с 1 по 6, сейчас расположено пом. II - комн. 2, 6, 7, входящее в состав помещения с кадастровым номером 77:01:0001096:2651, на которое зарегистрировано право собственности ООО "Бизнес-Развитие", что подтверждается поэтажными планами БТИ по состоянию на 2000 год, поэтажным планом ЕГРН по состоянию на текущую дату, включенными в состав Приложения акта обследования.
Согласно сведениям ЕГРН помещение с кадастровым номером 77:01:0001098:2553 состояло из следующего комнатного состава: антресоль 2 этажа, пом. I - комн. с 1 по 4; подвал, пом. VI - комн. 3. 4, 10; этаж 2, пом. III - комн. 1, 2. Согласно сведений ЕГРН и БТИ в настоящее время в здании отсутствует этажи "подвал", "антресоль 2 этажа". По сведениям БТИ и ЕЕРН на этаже 2 в месте, где было расположено пом. III - комн. 1, 2, сейчас расположено пом. II - комн. 2. входящее в состав помещения с кадастровым номером 77:01:0001096:2651, на которое зарегистрировано право собственности ООО "Бизнес-Развитие", что подтверждается поэтажными планами БТИ по состоянию на 2000 год, поэтажным планом ЕГРН по состоянию на текущую дату, включенными в состав Приложения акта обследования.
Согласно сведениям ЕГРН помещение с кадастровым номером 77:01:0001098:2556 состояло из следующего комнатного состава: подвал, пом. I - комн. 1; этаж 1, пом. IV - комн. с 1 по 7. Согласно сведений ЕГРН и БТИ в настоящее время в здании отсутствует этаж "подвал". По сведениям БТИ и ЕГРН на этаже 1 в месте, где было расположено пом. IV - комн. с 1 по 7, сейчас расположено пом. II - комн. 29, 31, 35. входящее в состав помещения с кадастровым номером 77:01:0001096:2632, на которое зарегистрировано право собственности ООО "Бизнес-Развитие", что подтверждается поэтажными планами БТИ по состоянию на 2000 год, поэтажным планом ЕГРН по состоянию на текущую дату, включенными в состав Приложения акта обследования.
Согласно сведениям ЕГРН помещение с кадастровым номером 77:01:0001098:2548 состояло из следующего комнатного состава: подвал, пом. IV - комн. 1, 2; этаж 2, пом. IV - комн. с 2 по 5. В соответствии со сведениями ЕГРН и БТИ в настоящее время в здании отсутствует этаж "подвал". По сведениям ЕГРН и БТИ на этаже 2 в месте, где было расположено пом. IV -комн. с 2 по 5, сейчас расположено пом. II - комн. 2, входящее в состав помещения с кадастровым номером 77:01:0001096:2651, на которое зарегистрировано право собственности ООО "Бизнес-Развитие", что подтверждается поэтажными планами БТИ по состоянию на 2000 год, поэтажным планом ЕГРН по состоянию на текущую дату, включенными в состав Приложения акта обследования.
Согласно сведениям ЕГРН помещение с кадастровым номером 77:01:0001098:2547 состояло из следующего комнатного состава: подвал, пом. I - комн. с 2 по 5; этаж 1, пом. V- комн.1. Согласно сведений ЕГРН и БТИ в настоящее время в здании отсутствует этаж "подвал". По сведениям ЕГРН и БТИ на этаже 1 в месте, где было расположено пом. V - комн. 1, сейчас расположены пом. II - комн. 10, 10а, входящее в состав помещения с кадастровым номером 77:01:0001096:2633, пом.II - комн.29, входящее в состав помещения с кадастровым номером 77:01:0001096:2632, на которые зарегистрированы права собственности ООО "Бизнес-Развитие", (см. поэтажные планы БТИ по состоянию на 2000 год. поэтажные планы ЕГРН по состоянию на текущую дату, включенные в состав Приложения акта обследования).
Согласно сведениям ЕГРН помещение с кадастровым номером 77:01:0001098:2550 состояло из следующего комнатного состава: подвал, пом. VI - комн. 1,2,5, 6; этаж 1, пом. I - комн. с 1 по 5. Согласно сведений ЕГРН и БТИ в настоящее время в здании отсутствует этаж "подвал". По сведениям БТИ и ЕГРН на этаже 1 в месте, где было расположено пом. I - комн. с 1 по 5, сейчас расположено пом. II - комн. 1з. входящее в состав помещения с кадастровым номером 77:01:0001096:2629, на которое зарегистрировано право собственности ООО "Бизнес-Развитие", что подтверждается поэтажными планами БТИ по состоянию на 2000 год, поэтажным планом ЕГРН по состоянию на текущую дату, включенными в состав Приложения акта обследования.
Согласно сведениям ЕГРН помещение с кадастровым номером 77:01:0001098:2549 состояло из следующего комнатного состава: подвал, пом. III - комн. 1; этаж 1, пом. III - комн. с 6 по 11. Согласно сведений ЕГРН и БТИ в настоящее время в здании отсутствует этаж "подвал". По сведениям БТИ и ЕГРН на этаже 1 в месте, где было расположено пом. III - комн. с 6 по 11, сейчас расположены пом. II - комн. 29, 31, 32, 35, входящие в состав помещения с кадастровым номером 77:01:0001096:2632, пом. II - комн. 1з, входящее в состав помещения с кадастровым номером 77:01:0001096:2629, на которое зарегистрировано право собственности ООО "Бизнес-Развитие", что подтверждается поэтажными планами БТИ по состоянию на 2000 год, поэтажным планом ЕГРН по состоянию на текущую дату, включенными в состав Приложения акта обследования.
Согласно сведениям ЕГРН помещение с кадастровым номером 77:01:0001098:2555 состояло из следующего комнатного состава: эт. 2, пом. IV - комн. 1, с 6 по 9. По сведениям БТИ и ЕГРН на этаже 2 в месте, где было расположено пом. IV - комн. 1, с 6 по 9, сейчас расположено пом. II - комн. 2, 8-10, 13, 16. входящее в состав помещения с кадастровым номером 77:01:0001096:2651. на которое зарегистрировано право собственности ООО "Бизнес-Развитие", что подтверждается поэтажными планами БТИ по состоянию на 2000 год, поэтажным планом ЕЕРН по состоянию на текущую дату, включенными в состав Приложения акта обследования.
Согласно сведениям ЕГРН помещение с кадастровым номером 77:01:0001098:2546 состояло из следующего комнатного состава: подвал, пом. V - комн. 1; этаж 1, пом. III - комн. с 1 по 5. В соответствии со сведениями ЕГРН и БТИ в настоящее время в здании отсутствует этаж "подвал". По сведениям ЕГРН и БТИ на этаже 1 в месте, где было расположено пом. III - комн. с 1 по 5, сейчас расположено пом. II - комн. 1з, входящее в состав помещения с кадастровым номером 77:01:0001096:2629, на которое зарегистрировано право собственности ООО "Бизнес-Развитие", что подтверждается поэтажными планами БТИ по состоянию на 2000 год, поэтажным планом ЕГРН по состоянию на текущую дату, включенными в состав приложения акта обследования.
Согласно сведениям ЕГРН помещение с кадастровым номером 77:01:0001098:2554 состояло из следующего комнатного состава: подвал, пом. VI - комн. с 7 по 9; этаж 2, пом. I - комн. с 1 по 7. Согласно сведений ЕГРН и БТИ в настоящее время в здании отсутствует этаж "подвал". По сведениям БТИ и ЕГРН на этаже 2 в месте, где было расположено пом. I - комн. с 1 по 7, сейчас расположены пом. III - комн. 1-4, входящее в состав помещения с кадастровым номером 77:01:0001096:2645, пом. IV, комн. 1-3, 5-8, 10, входящее в состав помещения с кадастровым номером 77:01:0001096:2645, на которые зарегистрированы права собственности ООО "Бизнес-Развитие", что подтверждается поэтажными планами БТИ по состоянию на 2000 год, поэтажным планом БЕРН по состоянию на текущую дату, включенными в состав Приложения акта обследования.
Учитывая изложенное, суд перой инстанции обоснованно указал, что Акты обследования содержат все имеющиеся у заявителя необходимые документы, подтверждающие факт прекращения существования помещений.
Таким образом, материалами дела доказан факт прекращения существования помещений, в связи со сносом здания, в котором помещения были расположены, в связи с чем, государственный кадастровый учет помещений не может быть сохранен по причине его недостоверности.
В силу ст.23 Закона N 218-ФЗ, Приказа N 861 акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено. Акт обследования подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений ЕГРН, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости. Указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения ЕГРН, включаются в состав Приложения к акту обследования (п. 3 Требований к подготовке акта обследования, утвержденных Приказом N861).
При этом, Приказом N 861 не определен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости и не определен минимально необходимый перечень документов, без которых акт обследования может считаться недействительным. Напротив, абз. 2 п. 3 Требований к подготовке акта обследования, утвержденных Приказом N 861, допускает составление акта обследования без приложения каких-либо документов, в связи с чем свидетельствование кадастровым инженером факта прекращения существования объекта недвижимости по результатам осмотра места его нахождения в разделе акта обследования "Заключение кадастрового инженера", является достаточным доказательством прекращения существования объекта недвижимости.
Работы по сносу объектов капитального строительства, в том числе разъясняющие необходимость оформления проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства, договора подряда на снос, соответствующего акта выполненных работ, подтверждающих его надлежащее исполнение, направления уведомления о начале работ по сносу объекта капитального строительства, регулируются Главой 6.4. (ст. 55.30-55.33) Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), которая была введена в действие Федеральным законом от 03.08.2018 г. N 340-ФЗ. В соответствии со ст. 17 Закона N 340-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 04.08.2018). Вместе с тем, в соответствии с ч. 13 ст. 48 ГрК РФ было разработано Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (опубликовано в "Собрании законодательства РФ" 25.02.2008 и в "Российской газете" 27.02.2008). Согласно п. 6 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Согласно ч. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Учитывая, что прекращение фактического существования помещений произошло до 12.12.2007, то есть до вступления в силу 01.01.2017 Приказа N 861, подготовка актов обследования помещения в полном соответствии требованиям Приказа N 861 невозможна в связи с отсутствием у заявителя возможности приложить к актам обследования все необходимые документы в виду их отсутствия. В акты обследования помещений, направленные ответчику, были включены все имеющиеся у заявителя документы.
Согласно п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Управлением не указано какие именно документы необходимык для осуществления снятия с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения прав, не были представлены заявитеелм
При этом в соответствии с п. 7.4 ч. 2 ст. 14, ст. 23 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" обществом был представлен акт обследования.
Как верно указал суд первой инстанции, не представляется возможным сделать вывод, форма и (или) содержание какого документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, так как в тексте уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав не указано, что были нарушены требования Приказа Росреестра от 24.05.2021 N П/0217 "Об установлении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке".
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости, за исключением случая, установленного пунктом 4.5 настоящей части. Вместе с тем, право собственности на здание не зарегистрировано, права собственности на помещения в здании зарегистрированы за множественностью лиц, следовательно, отсутствует надлежащее лицо, которое может обратиться с указанным заявлением. Также, подготовить технический план на изменение сведений ЕГРН в отношении здания в связи с реконструкцией здания не представляется возможным, так как разрешение на ввод объекта в эксплуатацию было выдано на построенный, а не на реконструированный объект, законность и правильность выдачи которого не была оспорена и поставлена под сомнение Управлением. Более того, вся исходно-разрешительная документация оформлялась на новое строительство, и свидетельствует о новом строительстве, а не о реконструкции. Вместе с тем, при системном анализе норм действующего законодательства РФ не представляется возможным сделать вывод, каким образом и на основании каких нормативных правовых актов РФ при учете изменений сведений ЕГРН в отношении здания в связи с проведенной реконструкцией, будет осуществлена государственная регистрация прекращения прав собственности на помещения. Также, при сопоставлении характеристик здания, указанных в разрешении на ввод построенного объекта в эксплуатацию, и в сведениях ЕГРН, не представляется возможным сделать вывод, что здание было реконструировано и требуется внесение изменений в сведения ЕГРН в отношении здания.
Управление считает, что при проведении учетных действий в отношении спорного объекта в ЕГРН вносятся сведения в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0001096:1038.
Между тем, данная информация не соответствует действительности, поскольку при проведении учетных действий в отношении спорных объектов в ЕГРН не вносятся сведения в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0001096:1038, а вносятся сведения исключительно в отношении помещений.
Ссылки ответчика на необходимость включения технического плана вместе с заявлением о проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав обосновывается действующим законодательством, в данном случае не обоснованны, учитывая, что означенное относится к постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права, а не к снятию с государственного кадастрового учета и не к государственной регистрации прекращения права.
Управление указывает, что при снятии с государственного кадастрового учета спорного объекта, последнему будет присвоен статус "Архивный", однако, основные характеристики здания, в состав которого он входил, останутся прежними. Данное обстоятельство будет противоречить фактическим сведениям о здании (описание местоположения, площадь многоквартирного дома, координаты контура здания, материал наружных стен здания).
Между тем, снятие с государственного кадастрового учета спорных объектов не будет противоречить фактическим сведениям о здании (описании местоположения, площади многоквартирного дома, координатам контура здания, материалу наружных стен здания). Нахождение или отсутствие помещения в здании никаким образом не связано с описанием местоположения здания, координатам контура здания, материалом наружных стен здания. Более того, в соответствии с п. 5 Приказа N П/0393 площадь нежилого здания определяется как сумма площадей всех надземных и подземных этажей (включая технический, мансардный, цокольный и иные), а также эксплуатируемой кровли. Согласно п. 8.3 Приказа N П/0393 площадь этажа нежилого здания, сооружения определяется в пределах внутренних поверхностей наружных стен. Следовательно, так как площадь здания не равна сумме площадей помещений в здании, демонтаж помещений не позволяет сделать вывод о том, что в результате демонтажа помещений изменение претерпела площадь здания с кадастровым номером 77:01:0001096:1038, в связи с чем усматриваются признаки реконструкции. Более того, согласно сведениям ЕГРН площадь здания составляет 18139,1 кв.м., а сумма площадей помещений в нем составляет 54002,6 кв.м., что свидетельствует о недостоверности сведений ЕГРН в отношении помещений, расположенных в здании.
Ответчик указывает, что в настоящем деле, родительский объект - здание с к.н. 77:01:0001096:1038, не прекратил своего существования. Таким образом, для внесения изменений в сведения ЕГРН об этом объекте необходимо прикладывать к заявлению технический план здания.
Между тем, суд первой инстанции верно указал, что помещения были расположены в части здания, которая прекратила свое существование в связи со сносом, поэтому в силу п. 7.4 ч. 2 ст. 14, ч. 5 ст. 18, ст. 23 Федерального закона N 218-ФЗ для снятия помещений с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения прав на них необходимы исключительно акты обследования.
Прекращение фактического существования помещений по сведениям ГБУ МосгорБТИ произошло до 12.12.2007, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию было выдано 14.08.2007, до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87.
Таким образом, основанием для сноса не может являться проектная документация для строительства или реконструкции объекта капитального строительства, содержащая раздел 7 "Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства", разработанная в соответствии с Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87.
Доказательства прекращения существования помещений представлены многочисленными документами.
В случае утраты недвижимостью свойств объекта гражданских прав, исключающей возможность его использования в соответствии с первоначальным назначением, запись о праве собственности на это имущество не может быть сохранена в ЕГРН по причине ее недостоверности. В свою очередь заявитель, как собственник помещений, имеет законный интерес в осуществлении снятия с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности на помещения, поскольку наличие в ЕГРН сведений о праве собственности заявителя на помещения означает, что в соответствии со ст. 374 Налогового кодекса РФ помещения являются объектом налогообложения, и согласно ст. 372 Налогового кодекса РФ в отношении помещений заявителем должен оплачиваться налог на имущество организации и, следовательно, ущемляются имущественные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах основания для отказа в снятии помещений с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности заявителя на помещения у Управления отсутствовали.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемые решения Управления являются незаконными и необоснованными, нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно обязал Управление устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО СЗ "ПСФ "Крост" путем осуществления снятия с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности заявителя на нежилые помещения в порядке и сроки, установленные Федеральным законом N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы заявителя при рассмотрении дела судом первой инстанции, который дал им правомерную оценку, и с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, апеллянтом в апелляционной жалобе не приведены.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.03.2023 по делу N А40-192529/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-192529/2022
Истец: ООО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "ПСФ "КРОСТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ