г. Москва |
|
23 июня 2023 г. |
Дело N А40-132317/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Проценко А.И.,
судей: Елоева А.М., Яремчук Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ногеровой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "УК "Шишкин лес" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.04.2023 по делу N А40-132317/22 по иску ООО "УК "Шишкин лес" (ИНН 5074046552, ОГРН 1125074002899) к ГУП г. Москвы "Экотехпром" (ИНН 7706043312, ОГРН 1027739016161) третье лицо: ООО "ГК Современные экологические технологии" об урегулировании разногласий по договору на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами,
при участии в судебном заседании:
от истца: Санинский В.А, по доверенности от 06.02.2023;
от ответчика: Попова О.В. по доверенности от 20.02.2023;
от третьего лица: Мартынова Е.Е. по доверенности от 09.01.2023;
УСТАНОВИЛ:
ООО "УК "Шишкин лес" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском, с учетом принятых судом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ, к ГУП г. Москвы "Экотехпром" об урегулировании разногласий, возникших между ООО "УК "Шишкин Лес" и ГУП "Экотехпром" по договору на оказания услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами путем принятия пункта 5 договора в редакции ООО "УК Шишкин Лес":
5. Потребитель в случае необходимости обращается к региональному оператору для разового вывоза ТКО, который будет осуществляться согласно заявке, направленной по адресу электронной почты (disp(a).gkset.ru), оформленной в соответствии с приложением N 3 к настоящему договору.
Накопление ТКО, в том числе КТО, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 27.10.2020 N 1813-ПП "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных постановления Правительства Москвы от 24 февраля 2010 года N 157-ПП и от 28 ноября 2017 года N 915 ПП".
Вывоз ТКО, в том числе КТО, осуществляется в течение дня, следующего за днем подачи заявки, если в заявке не установлен иной срок, в случае если заявка была направлена Региональному оператору до 16 часов 00 минут.
В случае поступлении заявки после указанного времени, заявка подлежит исполнению не позднее 2-х календарных дней.
Данный пункт договора вступает в силу при установке контейнеров и бункеров для ТКО (места накопления отходов - MHO) на земельном участке, входящем в состав общего имущества собственников МКД.
-Исключения пунктов 6 и 18 договора.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04 апреля 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая, что выводы суда не соответствует материалам дела.
Представитель истца в судебном заседании доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме.
Представители ответчика и третьего в судебном заседании против доводов жалобы возражали, направили отзыв на жалобу.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей сторон, приходит к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 04 апреля 2023 года подлежит отмене на основании следующего.
Как следует из материалов дела, Государственное унитарное предприятие голода Москвы "Экотехпром" (ответчик) является региональным оператором по обращению с твердыми отходами в городе Москве.
ООО "УК "Шишкин лес" (истец) является управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирными домами в ряде поселений в Новой Москве.
07 декабря 2021 года ответчик направил истцу проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами.
21 декабря 2021 года истцом был направлен ответчику подписанный договор от 07 декабря 2021 года с протоколом согласования разногласий.
14 марта 2023 года в ходе рассмотрения настоящего дела между сторонами был подписан протокол урегулирования части разногласий, однако, неурегулированными остались 3 (три) пункта, а именно: п.п. 5, 6, 18 оферты.
По п. 5 истец пояснил, что из материалов дела следует, что ни одно из мест накопления отходов в рамках договора не расположено на земельном участке, входящем в состав общего имущества собственников МКД.
Ответчик, настаивая на утверждении данного пункта в его редакции, ссылается на то, что истец, как управляющая организация, несет обязательства по надлежащему содержанию всего общего имущества в МКД, в том числе мест накопления отходов (MHO), на котором установлены контейнеры и бункеры для ТКО.
Истец пояснил, что имеющиеся контейнерные площадки для ТКО и КГО расположены на муниципальных либо государственных землях, поэтому бремя их содержания лежит на собственнике земельного участка.
Истец обратился в органы местного самоуправления с просьбой выделить земельные участки, которые могли бы быть включены в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и на которых могли бы быть оборудованы места накопления ТКО и КГО (в материалах дела), однако до настоящего времени такой выдел не осуществлен.
При указанных обстоятельствах на истце, как на управляющей организации, лежит обязанность по своевременной и полной оплате услуг регионального оператора по своевременному вывозу мусора в пределах утвержденных законом нормативов и тарифов.
Какой-либо дополнительный вывоз мусора (ТКО, КГО) по заявкам, как предлагает ответчик, возможен только в случае перехода права собственности на места накопления отходов к собственникам помещений в МКД (их установка на земельном участке МКД).
По п.6 договора истец пояснил, что исходя из Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 (ред. от 02.07.2021) "Об отходах производства и потребления" п. 2. ст. 24.7. договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами: "региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы (ТКО) в объеме и в местах (на площадках) накопления".
Таким образом, передача истцу емкостей для накопления ТКО, как предлагает ответчик, возможен только в случае перехода права собственности на места накопления отходов к собственникам помещений в МКД (их установка на земельном участке МКД.
По п.18 договора истец пояснил, что в соответствии с Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1026 "Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности" (зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2020 N 61836) паспортизация отходов I - IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I- IV классов опасности.
В процессе деятельности непосредственно юридического лица ООО "УК "Шишкин лес", как управляющей организации, обслуживающей МКД, ТКО (отходы) каких-либо классов не образуются и образовываться не могут в силу специфики его деятельности.
Таким образом, данное положение оферты является нереализуемым в существующей ситуации.
Со ссылкой на вышеуказанные обстоятельства, истец обратился с настоящим иском в суд.
В силу пункта 1 статьи 421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
В силу ч. 2 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу норм статьи 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.
В силу пункта 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходов производства и потребления" собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В пункте 5 Правил N 1156 определено, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне ответственности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1(1) указанных Правил.
Согласно пункту 8 (11) Правил N 1156 потребитель (собственник ТКО или уполномоченное им лицо) в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
На основании пункта 8 (15) Правил N 1156 в случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) указанных Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором, в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) данных Правил.
Суд первой инстанции также указал, что в соответствии с пунктом 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Постановлением Правительства Москвы от 07.12.2021 N 1902-ПП "О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 27 октября 2020 г. N 1812-ПП и от 2020 г. N 1813-ПП" (вместе с "Порядком расчета платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в городе Москве") определяются способы и алгоритм расчета платы за оказание услуги по обращению с ТКО, в том числе платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, и юридическим лицами, являющимся собственниками ТКО, или уполномоченным ими лицам, обязанным заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО.
Согласно пунктам 1.1, 2.2 и 2.4 Порядка накопления твердых коммунальных том числе их раздельного накопления) на территории города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от N 1813-ПП, данный порядок устанавливает требования к осуществлению накопления, в том числе, раздельного накопления ТКО, групп однородных отходов регулирует деятельность по вовлечению полезных компонентов, содержащихся в них, хозяйственный оборот.
Как следует из пункта 3.8. порядка накопления ТКО необходимое количество емкостей на MHO, их вместимость и объем определяются договором, заключенным Потребителем с Региональным оператором, исходя из установленных нормативов накопления ТКО, количества Потребителей, использующих в соответствии с договором MHO, фактических данных о накоплении отходов, групп однородных отходов.
Запрещается устанавливать емкости вне МНО, запрещается перемещать емкости, установленные в MHO, за пределы MHO.
В случае, если подъездные пути к MHO заблокированы, допускается перемещение емкостей МНО к месту погрузки ТКО в транспортное средство (мусоровоз).
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.
Согласно п. 3 и п. 4 указанных правил 7 места (площадки) накопления ТКО либо создаются органами местного самоуправления, либо согласуются ими, если обязанность по их созданию возложена на иных лиц.
Как следует из п. 21 указанных правил, места (площадки) накопления ТКО подлежат включению в соответствующий реестр.
Согласно условий договора стороны согласились производить учет объема и (или) массы коммунальных отходов в соответствии с Правилами N 505 расчетным путем из нормативов накопления ТКО.
Управляющая организация в соответствии с Приложение N 1 к Договору обслуживает 96 домов, жители МКД производят складирование ТКО на MHO, которые расположены на открытой, неогороженной территории.
Балансодержателем указанных помещений является Администрация поселения, в данные MHO складируют ТКО иные потребители, расположенные вблизи MHO.
Соответственно, возможность установления учета количества и объема ТКО, осуществленной непосредственно жителями ООО "УК Шишкин Лес", на контейнерной площадке, которая находится в общем пользовании нескольких управляющих организаций и имеет неограниченный доступ третьих лиц, отсутствует.
Таким образом, учитывая изложенное, с учетом имеющихся обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу, что единственный возможный способ коммерческого учета ТКО, который может быть определен договором на оказание услуг по обращению с ТКО между Региональным оператором и Потребителем, расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
Вместе с тем, согласно пункту 3.4 Порядка накопления ТКО необходимое количество контейнеров на контейнерной площадке и их вместимость определяются исходя из нормативов накопления отходов.
При этом пунктами 3.1 и 3.7 Порядка накопления ТКО предусмотрено, что контейнеры для вывоза сухих и смешанных отходов должны иметь от 0,7 до 1,1 куб. м. Абзацем первым пункта 6 СанПин 2.1.3684-21 установлено, что количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется соответствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления.
Таким образом, учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что расчет по нормативу является минимальным размером с учетом законной обязанности ООО "УК Шишкин Лес" установить количество мусоросборников в соответствии с нормативами накопления ТКО.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства и нормы права, суд посчитал, что правовые основания для удовлетворения исковых требований по тем предмету и основанию, которые изложены в иске, отсутствуют.
Проверив правильность выводов суда первой инстанции, судебная коллегия полагает, что они сделаны при правильном применении судом первой инстанции норм материального права, однако отказывая в удовлетворении исковых требований, суд не учел, что истцом были заявлены требования об урегулировании разногласий, и принял судебный акт в нарушение норм процессуального права, а потому решение суда подлежит отмене на основании следующего.
В соответствии со статьей 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446 ГК РФ), при этом в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении к заключению договора указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор (статья 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" при принятии решения об обязании заключить договор или об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, суд в резолютивной части решения указывает условия этого договора, который считается заключенным на этих условиях с момента вступления в законную силу решения суда (пункт 4 статьи 445 ГК РФ).
При рассмотрении преддоговорных споров обязанностью суда является обеспечение защиты прав лица, обратившегося с требованием о понуждении к заключению договора. Разрешение судом спора о понуждении к заключению договора при уклонении от заключения договора и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.
Установление судом или изменение при рассмотрении спора о понуждении к заключению договора фактических обстоятельств, влияющих на формулировку искового требования, не меняют его предмета как спора о заключении договора и не должны приводить к отказу в понуждении к его заключению (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31 января 2012 года N 11657/11).
Суд не может отказать истцу в иске и в том случае, когда предложенные им редакции условий договора не соответствуют требованиям действующего законодательства. В этом случае при урегулировании спорного условия суд исходит из императивной либо диспозитивной нормы законодательства, регулирующего правоотношения сторон (статьи 421, 422 ГК РФ).
Существенными условиями, которые должны быть согласованы сторонами при заключении договора, являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах существенными или необходимыми для договоров данного вида.
Существенными также являются все условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (абзац второй пункта 1 статьи 432 ГК РФ), даже если такое условие восполнялось бы диспозитивной нормой (пункт 2 постановления Пленума N 49).
Согласно исковому заявлению разногласия касались условий договора, изложенных в п. 5, п. 6 и п.п. "л" п. 18.
Вместе с тем, суд первой инстанции, отказывая в иске, не устранил неопределенность в правоотношениях сторон по установлению условий договора, не урегулированных в досудебном порядке, не рассмотрел по существу иск, в резолютивной части решения не указал условия договора, по которым у сторон имеются разногласия.
В результате существенные условия спорного договора не согласованы, возникший между сторонами спор остался фактически неразрешенным.
Указанное выше подтверждается позицией Арбитражного суда Московского округа в постановлении от 26.12.2022 по делу N А40-68149/22.
В данном случае спорный договор является публичным, в связи с чем, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В силу пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ, в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно части 4 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ГУП "Экотехпром" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории г. Москвы.
В соответствии с частью 4 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Соответственно, заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является для истца и ответчика обязательным.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном Правилами обращения с ТКО.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2008 N 641".
В соответствии с пунктом 8 (15) Правил N 1156, в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил (10 рабочих дней), договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
При этом в пункте 8(10) Правил N 1156 указано, что договор заключается в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641", и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
В соответствии со ст. 426 ГК РФ регулируемый сторонами договор является публичным.
Согласно пункту 4 указанной статьи условия договора должны соответствовать издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
По п. 5 договора заявитель предложил следующую редакцию "Потребитель в случае необходимости обращается к региональному оператору для разового вывоза ТКО, который будет осуществляться согласно заявке, направленной по адресу электронной почты (disp@gkset.ru), оформленной в соответствии с приложением N 3 к настоящему договору.
Накопление ТКО в том числе КГО, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 27.10.2020 N 1813-ПП "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории города Москвы и внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП и от 28.11.2017 N 915 ПП".
Вывоз ТКО, в том числе КГО, осуществляется в течение дня, следующего за днем подачи заявки, если в заявке не установлен иной срок, в случае если заявка была направлена Региональному оператору до 16 часов 00 мин. В случае поступления заявки после указанного времени, заявка подлежит исполнению не позднее 2-х календарных дней.
Данный пункт договора вступает в силу при установке контейнеров и бункеров для ТКО (места накопления отходов - MHO) на земельном участке, входящем в состав общего имущества собственников МКД."
При этом, судебная коллегия, соглашаясь с изложением данного пункта в редакции истца, не может согласиться с последней его частью "Данный пункт договора вступает в силу при установке контейнеров и бункеров для ТКО (места накопления отходов - MHO) на земельном участке, входящем в состав общего имущества собственников МКД", и полагает, что она подлежит исключению из текста, поскольку она противоречит нормам действующего законодательства и ставит под условие исполнение данного пункта, что является не допустимым.
К данному выводу судебная коллегия пришла исходя из следующего, так согласно п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии со ст. 161 ч. 1 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно действующему законодательству запрещается складировать ТКО вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов.
В соответствии с Постановлением Правительства от 27.10.2020 N 1813-ПП "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории города Москвы и о внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. N 157-ПП и от 28 ноября 2017 г. N 915-ПП" накопление крупногабаритного мусора (далее - КТО) осуществляется в бункерах, расположенных на контейнерных площадках, либо на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
Таким образом, в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержание общего имущества в многоквартирном доме, а так же недопущения нахождения на территории контейнерной площадки КТО вне специальных емкостей для накопления отходов, именно на Управляющей компании лежит обязанность по организации места (емкости) для накопления КТО, в том числе путем направления заявки на установку бункера для сбора КТО.
При этом, согласно п. 2.14 Постановления Правительства Москвы от 27 октября 2020 г. N 1813-ПП "Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории города Москвы и о внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. N 157-ПП и от 28 ноября 2017 г. N 915-ПП", в исключительных случаях по заявке Потребителя допускается временная (на срок не более одних суток) установка бункеров вблизи мест производства ремонтных и благоустроительных работ, выполняемых Потребителями, при отсутствии на указанных территориях MHO.
Таким образом, редакция вышеуказанного пункта, с указанием условия, при котором он вступает в действие, является недопустимым, поскольку не соответствует требованиям действующего законодательства.
По п. 6 договора: "передача в пользование потребителю и возврат емкостей для накопления ТКО осуществляется в соответствии с актом приема-передачи емкостей (приложение N 4 к настоящему договору), в котором указывается количество установленных емкостей и их номинальный объем. Акт приема-передачи составляется в трех экземплярах, один из которых региональный оператор предоставляет потребителю", об исключении которого заявлял истец, судебная коллегия пришла к выводу, что поскольку указанный пункт регулирует отношения сторон в случае установки дополнительных емкостей, а так же осуществления разового вывоза ТКО, КГО по заявке, имеются все основания для включения его в условия договора.
По п.п. "л" п. 18 договора: "передать региональному оператору копии паспортов на отходы I-IV класса опасности или документов, подтверждающих отнесение отходов к V классу опасности, не позднее 3-х рабочих дней с момента заключения настоящего договора, это предусмотрено ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", об исключении которого из текста договора заявлял истец, судебная коллегия полагает, что требование об исключении не может быть удовлетворено, поскольку не основано на законе, а потому данный пункт подлежит включению в договор, исходя из следующего.
Порядок проведения паспортизации отходов и типовая форма такого паспорта определены Порядком паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденными приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1026.
Согласно ст. 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с п. 26.2 Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", к обязанностям Управляющей организации относится в том числе организация накопления отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, принимая во внимание, изложенное выше, разногласия при заключении договора должны быть урегулированы в редакции п.5 в редакции предложенной истцом, за исключением последнего абзаца, против чего не возражали представители ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, а п.6, п.п. "л" п.18 в редакции, предложенной ответчиком к заключению.
Судебные расходы судебная коллегия распределяет в соответствии с требованиями ст.110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 2 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.04.2023 по делу N А40-132317/22 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Урегулировать разногласия, возникшие между ООО "УК "Шишкин лес" и Государственным унитарным предприятием города Москвы "Экотехпром" при заключении Договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 07.12.2021 г., изложив:
- пункт 5 договора в следующей редакции:
Потребитель в случае необходимости обращается к Региональному оператору для разового вывоза ТКО, который будет осуществляться согласно заявке, направленной по адресу электронной почты (disp@gkset.ru), оформленной в соответствии с Приложением N 3 к настоящему Договору.
Накопление ТКО в том числе КГО, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 27.10.2020 N 1813-ПП "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории города Москвы и внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 24.02.2010 г. N157-ПП и от 28.11.2017 N 915 ПП"
Вывоз ТКО, в том числе КГО, осуществляется в течение дня, следующего за днем подачи заявки, если в заявке не установлен иной срок, в случае если заявка была направлена Региональному оператору до 16 часов 00 мин. В случае поступления заявки после указанного времени, заявка подлежит исполнению не позднее 2-х календарных дней;
- пункт 6 договора в следующей редакции:
Передача в пользование Потребителю и возврат емкостей для накопления ТКО осуществляется в соответствии с актом приема-передачи емкостей (Приложение N 4 к настоящему договору), в котором указывается количество установленных емкостей и их номинальный объем. Акт приема-передачи составляется в трех экземплярах, один из которых Региональный оператор предоставляет Потребителю;
- пункт 18 договора в следующей редакции:
Передать Региональному оператору копии паспортов на отходы I - IV класса опасности или документов, подтверждающих отнесение отходов к V классу опасности, не позднее 3-х рабочих дней с момента заключения настоящего Договора.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Судьи |
А.М. Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-132317/2022
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ШИШКИН ЛЕС"
Ответчик: ГУП ГОРОДА МОСКВЫ "ЭКОТЕХПРОМ"
Третье лицо: ООО "ГРУППА КОМПАНИЙ СОВРЕМЕННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ"