г. Вологда |
|
26 июня 2023 г. |
Дело N А44-5071/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 26 июня 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Алимовой Е.А. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Великого Новгорода на решение Арбитражного суда Новгородской области от 06 апреля 2023 года по делу N А44-5071/2022,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области (ОГРН 1045300293422, ИНН 5321100670; адрес: 173003, Новгородская область, город Великий Новгород, улица Стратилатовская, дом 19) в лице Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области (адрес: 173000, город Великий Новгород, улица Ильина, дом 6; далее - отделение) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федерального казначейства по Новгородской области (ОГРН 1025300783991, ИНН 5321036946; адрес: 173015, Новгородская область, город Великий Новгород, улица Нехинская, дом 10; далее - казначейство), выразившегося в неисполнении в установленном законом порядке постановлений судебного пристава - исполнителя отделения от 25.02.2015 N 53025/15/17869; 53025/15/17967; 53025/15/17975; 53025/15/17975; 53025/15/17986; 53025/1.5/17895; от 18.09.2015 N 53025/15/76041; 53025/15/76069; 53025/15/76100; от 26.02.2015 N 53025/15/18491; от 27.02.2015 N 53025/15/18937; 53025/15/18984; 53025/15/19064; 53025/15/19045; 53025/15/19075; 53025/15/18907; 53025/15/18920; от 27.11.2014 N 53025/14/81646; 53025/14/81644; от 21.09.2015 N 53025/15/76425; 53025/15/76508; 53025/15/76444; 53025/15/76416; 53025/15/76406; 53025/15/76389; 53025/15/18694; 53025/15/76481; 53025/15/76503; 53025/15/76437; от 10.11.2014 N 53025/14/75194; от 01.12.2014 N 53025/14/82366; от 26.11.2014 N 53025/14/81553; 53025/14/81420; 53025/14/81471; 53025/14/81490; от 26.02.2015 N; от 18.08.2015 N 53025/15/66282; от 22.10.2013 N 61265/13/25/53; 61258/13/25/53; от 23.05.2013 N 18904/13/25/53; от 23.05.2013 N 18880/13/25/53; 18889/13/25/53; 18892/13/25/53; 18869/13/25/53; 18878/13/25/53; 19136/13/25/53; 18820/13/25/53; 18823/13/25/53; от 26.02.2021 N 53025/21/15159; 53025/21/15242; от 05.02.2021 N 53025/21/8660; 53025/21/8500; 53025/21/8502; от 10.12.2020 N 53025/20/80821; от 26.06.2018 N 53025/18/49646; от 05.06.2018 N 53025/18/43070; от 27.09.2017 N 53025/17/63776; от 06.06.2017 N 53025/17/37325; 53025/17/37323; 53025/17/37298; 53025/17/37270; 53025/17/37328; 53025/17/37304; от 07.02.2017 N 53025/17/9238; от 17.02.2017 N 53025/17/11192; от 16.02.2017 N 53025/17/11136; от 10.01.2017 N 53025/17/461; от 12.09.2016 N 53025/16/67462; от 05.07.2017 N 53025/17/42991; 53025/17/42968; 53025/17/42988; от 26.07.2016 N 53025/16/59937; от 22.06.2021 N 53025/16/53745; от 22.06.2016 53025/16/53723; 53025/16/53752; 53025/16/53752; от 28.07.2016 N 53025/16/52148; 53025/16/52138; от 26.07.2016 N 53025/16/59931; от 25.07.2016 N 53025/16/59836; 53025/16/59875; от 21.07.2016 N 53025/16/59203; от 28.04.2016 N 53025/16/42727; от 15.03.2016 N 53025/16/24174; 53025/16/24148; от 05.04.2016 N 53025/16/33423; от 02.03.2016 N 53025/16/18768; от 14.03.2016 N 53025/16/23274; от 04.03.2016 N 53025/16/21054; от 13.01.2016 N 53025/16/1089; от 03.03.2016 N 53025/16/20290; от 02.03.2016 N 53025/16/18774; от 03.03.2017 N 53025/17/14717; от 10.07.2017 N 53025/17/43867; 53025/17/43961; 53025/17/90306; от 25.12.2017 N 53025/17/92051; 53025/17/92073; 53025/17/91930; от 05.07.2017 N 53025/17/43012; от 21.12.2017 N 53025/17/90316; 53025/17/90310; от 11.08.2014 N 53025/14/50740; от 15.09.2014 N 53025/14/60334; от 03.03.2014 N 9651/14/25/53; от 15.07.2014 53025/14/43450; от 10.07.2017 N 53025/17/43887; от 04.09.2014 N 53025/14/56917; от 23.12.2015 N 53025/15/112486; от 13.01.2016 N 3025/16/1083; от 23.01.2017 N 53025/17/4034; от 20.10.2020 N 53025/20/68600; от 22.10.2015 N 53025/15/87795; 53025/15/87657; 53025/15/87764; 53025/15/87749; от 21.09.2015 N 53025/15/76555; 53025/15/76615; 53025/15/76597; 53025/15/76534; 53025/15/76542; от 12.09.2016 N 53025/16/67462; от 28.08.2015 N 53025/15/69429; от 21.09.2015 N 53025/15/76540; 53025/15/76563; 53025/15/76485; 53025/15/76565; 53025/15/76603; 53025/15/76605; N 53025/15/76609; 53025/15/76635; 53025/15/76622; 53025/15/76619; 53025/15/76626; 53025/15/76625; 53025/15/76587 от 18.09.2015 N 53025/15/76072; от 18.08.2015 N 53025/15/66263; N 53025/15/66268; от 18.09.2015 N 53025/15/75992; 53025/15/75994; 53025/15/76036; 53025/15/76007; 53025/15/76052; от 04.03.2015 N 53025/15/20719; 53025/15/20730; 53025/15/20744; 53025/15/20771; от 05.03.2015 N 53025/15/20892; 53025/15/21043; 53025/15/21058 о взыскании исполнительского сбора с администрации Великого Новгорода, от 28.09.2015 N 53025/15/77964, от 10.01.2017 N 53025/17/540; от 06.06.2017 N 53025/17/37326; от 12.02.2018 N 53025/18/12048; от 01.02.2018 N 53025/18/8780; от 19.03.2018 N 53025/18/21405; от 22.05.2018 N 53025/18/40586; 53025/18/40587; от 05.06.2018 N 53025/18/43068; 53025/18/43069; от 23.08.2019 N 53025/18/71849; от 27.05.2018 N 53025/18/50943; от 15.10.2018 N 53025/18/94889; от 09.01.2019 N 53025/19/43; от 23.01.2019 N 53025/19/5515; 53025/19/5515; от 25.02.2019 N 53025/19/19722; от 20.08.2019 N 53025/19/78627; 53025/19/78607; 53025/19/78628; 53025/19/78621; от 28.10.2019 N 53025/19/100170; 53025/19/100168; от 27.02.2020 N 53025/20/12802 о взыскании исполнительского сбора с администрации Новгородского муниципального района, возложении обязанности устранить в установленном законом порядке нарушения прав и законных интересов, допущенные обжалованным бездействием.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация Великого Новгорода (ОГРН 1035300275372, ИНН 5321035692; адрес: 173007, Новгородская область, город Великий Новгород, улица Большая Власьевская, дом 4; далее - администрация города), администрации Новгородского муниципального района (ОГРН 1025300794078, ИНН 5310001444; адрес: 173020, Новгородская область, город Великий Новгород, Большая Московская улица, дом 78; далее - администрация района).
Решением суда от 06 апреля 2023 года заявленные требования удовлетворены.
Администрация города с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления отделения. В обоснование жалобы указывает, что постановления судебного пристава-исполнителя не являются судебными актами и не подлежат принятию к исполнению в целях обращения взыскания на средства бюджета. Полагает, что срок предъявления к исполнению постановлений о взыскании исполнительского сбора истек.
От отделения, казначейства и администрации района отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, в суд представителей не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, в казначейство от отделения с сопроводительными письмами 12.03.2020 и 09.09.2021 поступило 173 постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора с администрации города и администрация района по ряду исполнительных производств.
Казначейство 09.11.2021 направило в администрацию города сообщение от 21.09.2021 N 50-08-04/5400 "О поступлении постановлений пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора", в котором предложило произвести оплату по вышеуказанным постановлениям с лицевого счета получателя бюджетных средств, открытого в казначействе.
Аналогичное письмо направлено в адрес администрации района.
В связи с отсутствием оплаты отделение направило в казначейство запрос о причинах неисполнения названных постановлений, в ответ на которые казначейство сообщило о направлении должникам постановлений о взыскании исполнительского сбора и об отсутствии уплаты исполнительского сбора.
Посчитав, что казначейство не предприняло действий для понуждения должников к уплате исполнительского сбора, отделение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление.
В силу части 1 статьи 7 Закона 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
Статьей 12 Закона N 229-ФЗ к числу исполнительных документов наряду с исполнительными листами судов и судебными приказами отнесены, в том числе судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, а также постановления судебного пристава-исполнителя.
Существующее правовое регулирование исполнительного производства не предусматривает исключения в части возможности взыскания исполнительского сбора для должников, являющихся бюджетными учреждениями.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.07.2001 N 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Таким образом, вопреки мнению подателя жалобы, положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с казенных учреждений расходов на совершение исполнительных действий, которые, согласно Закону N 229-ФЗ, подлежат взысканию во внесудебном порядке на основании соответствующего исполнительного документа, каковым является постановление судебного пристава-исполнителя.
При неисполнении казенными учреждениями в добровольном порядке исполнительных документов, вынесенных правомочным органом, в данном случае постановлений о взыскании исполнительского сбора, отделение в силу статей 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ, предусматривающих в случае отсутствия у бюджетных учреждений счетов, открытых в учреждениях банка России или в кредитной организации, обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имел право направить спорные исполнительные документы в орган Федерального казначейства.
Органы Федерального казначейства наделены полномочиями по организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств с казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, и с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся указанные юридические лица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств (пункт 7 статьи 161 БК РФ), - за счет средств соответствующего бюджета (статьи 242.3 - 242.6 БК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 242.5 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 этого Кодекса, в орган Федерального казначейства, осуществляющий в соответствии с этим Кодексом открытие и ведение счетов, предназначенных для учета операций по исполнению бюджета муниципального образования.
В силу пункта 2 той же статьи орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
На основании пункта 3 статьи 242.5 БК РФ должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Согласно пункту 4 статьи 242.5 БК РФ при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.
На основании пункта 5 той же статьи орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
В силу пункта 6 статьи 242.5 БК РФ должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
В силу пункта 8 статьи 242.5 БК РФ при поступлении в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, заявления взыскателя об отзыве исполнительного документа указанный орган возвращает взыскателю полностью или частично неисполненный исполнительный документ с указанием в сопроводительном письме причины его неисполнения.
В рассматриваемом случае судом установлено, что администрация города и администрация района являются муниципальными казенными учреждениями, следовательно, обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам их как должников должно производиться по правилам статьи 242.5 БК РФ казначейством - органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов указанного учреждения.
Однако, получив постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должников исполнительского сбора, казначейство направило должнику лишь сообщение о поступлении этих постановлений и предложение произвести оплату с лицевого счета получателя бюджетных средств, открытого в казначействе, но не предприняло последующих действий, предусмотренных статьей 242.5 БК РФ
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о непринятии казначейством предусмотренных законодательством необходимых мер для исполнения требований исполнительных документов.
Иное толкование заявителем положений бюджетного и исполнительного законодательств, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, а также иная оценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела и не может служить основанием для отмены оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
Довод администрации города о пропуске отделением срока давности предъявления исполнительных документов к исполнению обоснованно не принят судом во внимание исходя из следующего.
В соответствии с частью 7 статьи 21 Закона N 229-ФЗ судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.
После вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора оно приобретает статус самостоятельного исполнительного документа и подлежит принудительному исполнению.
Срок, в течение которого может быть возбуждено исполнительное производство с целью исполнения постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, не должен превышать двух лет со дня, когда окончено основное исполнительное производство по денежному взысканию или со дня вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора за неисполнение безденежных требований имущественного характера и требований неимущественного характера (пункт 3.2 Методических рекомендаций по порядку взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов 07.06.2014).
Судом установлено, что в большинстве случаев исполнительные производства, по которым взыскиваются спорные исполнительские сборы, являются действующими и находятся на исполнении; остальные постановления предъявлены в течение срока, что подтверждают сводки по исполнительным производствам, представленные с сопроводительным письмом от 07.12.2022 (том 2, листы 33-166; том 3, листы 1-46).
Кроме того, само казначейство на основании пункта 3 статьи 242.1 БК РФ не возвращало отделению постановления о взыскании исполнительского сбора в связи с пропуском срока их предъявления.
При таких обстоятельствах требования отделения по настоящему делу правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
С учетом изложенного основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 06 апреля 2023 года по делу N А44-5071/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Великого Новгорода - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-5071/2022
Истец: МОСП по ИОИП УФССП по Новгородской области, УФССП России по Новгородской области
Ответчик: УФК по Новгородской области
Третье лицо: Администрация Великого Новгорода, Администрация Новгородского муниципального района