город Томск |
|
26 июня 2023 г. |
Дело N А45-35928/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чикашовой О.Н.,
судей Марченко Н.В.,
Ходыревой Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горецкой О.Ю., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-4191/2023) муниципального унитарного предприятия г. Новосибирска "Горводоканал" на решение от 11.04.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-35928/2022 (судья Васютина О.М.) по иску муниципального унитарного предприятия г. Новосибирска "Горводоканал" (630099, Новосибирская область, город Новосибирск, ул. Революции, д.5, ОГРН 1025403201383, ИНН 5411100875) к акционерному обществу "Научно-исследовательский институт электронных приборов" (630005, Новосибирская область, город Новосибирск, ул. Писарева, д.53, ОГРН 1115476164616, ИНН 5406695419) о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца - без участия (извещен),
от ответчика - Величкина В.А. (паспорт, доверенность N 27 от 17.05.2023)
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие г. Новосибирска "Горводоканал" (далее - МУП "Горводоканал", предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к акционерному обществу "Научно-исследовательский институт электронных приборов" (далее - институт, АО "НИИЭП", ответчик) о взыскании 1 610 276,56 руб., в том числе 1 288 221, 25 руб. - плата за превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод, 322 055, 31 руб. - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с марта по октябрь 2022 года.
Решением от 11.04.2023 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным решением, предприятие обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что ответчиком не обеспечено место отбора проб сточных вод; в указанных ответчиком колодцах не возможен отбор проб сточных вод отдельно от сточных вод иных абонентов.
Ответчик в порядке статьи 262 Арбитражного кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором с доводами и требованиями апеллянта не согласился, просил оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения.
Представителем истца, которому удовлетворено ходатайство об участии в судебном заседании путем использования системы веб-конференции, о чем также сделана соответствующая пометка в системе "Мой арбитр", посредством которой ходатайство подано, подключение к каналу связи не произведено, что по процессуальным последствиям приравнивается к неявке в судебное заседание.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечил. В порядке частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей истца.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя ответчика, проверив в порядке статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции находит основания для отмены судебного акта, при этом исходи из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между предприятием (ОВКХ) и институтом (абонент) заключен договор N 19610-п от 06.07.2017 (далее - договор), в соответствии с которым ОВКХ осуществляет холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую, техническую) воду, осуществлять прием сточных вод абонента, а абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую, техническую) воду установленного качества в объеме, определенном договором (пункт 1 договора).
Граница раздела балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям абонента и ОВКХ указывается и акте о разграничении балансовой принадлежности по форме согласно приложению N 1 (пункт 2 договора).
Гранина раздела эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям абонента и ОВКХ иного хозяйства указывается в акте о разграничении эксплуатационной ответственности по форме согласно приложению N 2 (пункт 3 договора).
Оплата по договору осуществляется абонентом по тарифам на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) тарифам на техническую воду и (либо) водоотведение, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании пен (тарифов) При установлении ОВКХ двухставочных тарифов указывается размер подключенной нагрузки, в отношении которой применяется ставка тарифа за содержание централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведение (пункт 7 договора).
Из пункта 31 договора следует, что сведения о нормативах допустимых сбросов абонентом, норматива водоотведения по составу сточных вод и требованиях к составу сточных вод, установленных для абонента в целях предотвращения негативного воздействия на ЦСВ, указываются по форме согласно приложению N 8.
В силу пункта 35 договора в целях контроля состава и свойств сточных вод абонент подает в ОВКХ декларацию.
Предприятие произвело за период с марта по октябрь 2022 года расчет платы за превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод и за негативное воздействие на работу ЦСВ с применением пунктов 123 (4), 203 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), в общей сумме 1 610 276,56 руб., обязательства по оплате которых ответчиком не исполнены.
Указанные обстоятельства послужили причиной обращения истца в арбитражный суд с иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из установленного факта подачи ответчиком декларации, в приложении к которой имеется указание колодцев присоединения к централизованной системе водоотведения и канализационных колодцев, предназначенных для контроля состава и свойств сточных вод.
Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Законом о водоснабжении.
Согласно части 1 статьи 7 Законом о водоснабжении водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований. К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения (части 1, 2 статьи 14 Закона о водоснабжении).
Согласно части 10 статьи 7 Закона о водоснабжении, пункту 118 Правил N 644, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены названными Правилами.
В силу пункта 25 Правил N 644 абонент обязан соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом о водоснабжении, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
Пунктом 111 Правил N 644 предусмотрено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 5 (пункт 114 Правил N 644).
Одним из принципов охраны окружающей среды является принцип "загрязнитель платит", который, как следует из статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), выражается в обязательном финансировании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 N 12-П).
В силу статьи 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду, в том числе сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, является платным.
Повышенная плата за сброс сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ является не штрафной санкцией, а представляет собой иной размер платы за оказываемые услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в сточных водах, то есть особый стоимостной эквивалент затрат, вызванных природоохранными нарушениями из-за невыполнения технологических требований.
Порядок установления органами местного самоуправления нормативов состава сточных вод и порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов, установление нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, а также исчисление и взимание платы за их превышение осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее -Постановление N 1310) и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми во исполнение Постановления N 1310.
Согласно пункту 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией ВКХ за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как установлено пунктом 1 Постановления N 1310, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Таким образом, в настоящее время одновременно действуют и подлежат применению два вида требований (нормативов) к составу и свойствам сточных вод абонентов: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые в соответствии с Правилами N 167; требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением N 5 к Правилам N 644.
Указанные требования к составу и свойствам сточных вод абонентов имеют различную правовую природу и целевую направленность: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод направлены на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты), а требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением N 5 к Правилам N 644 - на предотвращение негативного воздействия на централизованные системы водоотведения. Экономическое стимулирование абонентов к соблюдению указанных требований (нормативов) обеспечивается взиманием организациями ВКХ двух самостоятельных видов платы:
- платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, порядок исчисления и взимания которой в соответствии с Правилами N 167 и Постановлением N 1310 определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
- платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, порядок расчета и взимания которой устанавливается Правилами N 644.
При этом пунктом 65 Правил N 167 предусмотрено, что контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией ВКХ путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
В силу пункта 67 Правил N 167 анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации ВКХ или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории).
Из системного анализа приведенных положений Правил N 167 следует, что обязанность по обеспечению лабораторного контроля и соблюдению установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод возложена именно на абонента.
Организация ВКХ осуществляет контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод.
В подпункте "ж" пункта 35 Правил N 644 предусмотрено, что абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.
Подпунктом "г" пункта 36 Правил N 644 установлено, что организация ВКХ имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации ВКХ при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу ЦСВ, производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно, по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 Правил N 644, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123 (2), 123 (4), 130 - 130 (3) Правил N 644, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение; по формуле, предусмотренной пунктом 123 (4) Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.
В силу пункта 123 (4) Правил N 644 (в редакции, действующей с 03.06.2020) для объектов абонентов (при наличии любого из условий): 1) среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 Правил N 644 (то есть в среднем менее 30 куб. м в сутки суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта); 2) с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к ЦСВ, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения; 3) расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в ЦСВ, оборудованного канализационным колодцем; 4) для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле: П = К x Т x Qпр1, где: К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5); Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. м); Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
Как указано в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2021 N АПЛ21-41, приведенное выше правовое регулирование направлено на компенсацию расходов организации, осуществляющей водоотведение, связанных с негативным воздействием сточных вод на работу ЦСВ, имеет целью стимулирование абонентов, являющихся собственниками или иными законными владельцами объектов, указанных в пункте 123 (4) Правил N 644, к снижению содержания загрязняющих веществ в сбрасываемых ими сточных водах, что корреспондирует общим правилам осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, предусмотренным статьей 7 Закона о водоснабжении.
Абзацем двенадцатым пункта 123 (4) Правил N 644 предусмотрено, что в случае если организацией, осуществляющей водоотведение, зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 113 Правил N 644, или произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем этого пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля декларации в отношении данных объектов абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ в отношении указанных объектов абонентов определяется в соответствии с пунктами 120 и 123 Правил N 644.
Таким образом, в связи с изменениями, внесенными Постановлением N 728, с 03.06.2020 в отношении всех категорий объектов абонентов, указанных в пункте 123 (4) Правил N 644, вне зависимости от характера деятельности, осуществляемой на данных объектах, плата за негативное воздействие на работу ЦСВ может быть рассчитана в соответствии с данным пунктом без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов и подтверждения нарушения ими требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу ЦСВ.
По смыслу нормативного регулирования законодатель в таком случае устанавливает презумпцию превышения нормативов состава сточных вод в виде платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод.
В связи с чем, актуальная редакция Правил N 644 определяет условия, при которых расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ может проводиться организациями, осуществляющими водоотведение, без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов. При этом абоненту предоставлено право выбора: вносить плату за негативное воздействие на работу ЦСВ в соответствии с пунктом 123 (4) Правил N 644 либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие на работу ЦСВ с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента. При подаче декларации о составе и свойствах сточных вод плата за негативное воздействие на работу ЦСВ для объектов, в отношении которых подана и принята для осуществления контроля декларация, будет рассчитываться в соответствии с пунктами 120 или 123 Правил N 644 на основании декларации либо на основании результатов контроля состава и свойств сточных вод в случаях, установленных Правилами N 644.
Предусмотренный абзацем третьим статьи 12 ГК РФ способ защиты права путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, носит превентивный характер, направлен на исключение угрозы материальному праву истца, предупреждение вредных последствий таких действий.
В рассматриваемом случае, возражая против удовлетворения исковых требований, а именно: наличия оснований для платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, произведенного истцом в упрощенном порядке применительно к пунктам 123 (4), 203 Правил N 644, ответчик указал на факт подачи декларации и наличия колодцев для отбора проб сточных вод отдельно от сточных вод иных абонентов.
Поддерживая возражения ответчика, суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии с абзацем 7 пункта 2 Правил N 644 контрольный канализационный колодец - колодец, предназначенный для отбора проб сточных вод абонента, определенный в договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке сточных вод, или последний колодец на канализационной сети абонента перед ее врезкой в централизованную систему водоотведения.
Порядок осуществления контроля состава и свойств сточных вод утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 (далее - Правила N 728), в соответствии с пунктом 15 которых визуальный контроль и (или) отбор проб сточных вод проводится в контрольных канализационных колодцах, а при их отсутствии - в иных канализационных колодцах, указанных в декларации, или в последних колодцах на канализационной сети абонента перед ее врезкой в канализационную сеть, принадлежащую иному лицу, в которых отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
В соответствии с подпунктом пунктом 10 правил 728 абоненты обязаны:
обеспечить возможность проведения визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии предварительного уведомления соответствующего абонента о проведении визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод (за исключением случаев, если предварительное уведомление абонента в соответствии с настоящими Правилами не осуществляется) (а);
содержать контрольные канализационные колодцы и подходы к ним в состоянии, обеспечивающем свободный доступ к сточным водам и возможность отбора их проб (б);
обеспечить наличие мест для отбора проб сточных вод (контрольных канализационных колодцев, обеспечивающих возможность отбора проб сточных вод в соответствии с настоящими Правилами) и идентификацию таких мест путем установления различимых указателей, содержащих идентифицирующие признаки контрольных канализационных колодцев и позволяющих определить их положение на местности, а также не препятствовать установке и эксплуатации организацией, осуществляющей водоотведение, автоматического оборудования (г).
Положение пункта 123.4 Правил N 644 закрепляет специальный порядок расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, применяемый в случае нарушения абонентом установленной подпунктом "г" пункта 10 Правил N 728 осуществления контроля состава и свойств сточных вод (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 728) обязанности обеспечить наличие мест для отбора проб сточных вод (контрольных канализационных колодцев, обеспечивающих возможность отбора проб сточных вод в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод) (Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2022 N 2356-О).
Указанная обязанность абонента обеспечивает соблюдение публичных интересов, а также прав организации, осуществляющей водоотведение, для которой определение фактических состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения, вследствие указанного нарушения затруднительно.
Судом установлено, что контрольный колодец (колодцы), который соответствует требованиям Правил N 644, не был(и) согласован(ы) сторонами.
В приложении N 5 к договору указано, что абонент обязан до 01.09.2017 согласовать с ОВКХ и приложить к договору схему расположения узлов учета и места отбора проб холодной воды и сточных вод.
Ответчиком доказательств согласования места отбора проб, как до указанной даты, так и после, в материалы дела не представлены.
Сам по себе факт нахождения на территории ответчика канализационных колодцев не означает, что стороны согласовали их как контрольные канализационные колодцы.
Схема (приложение N 1 к декларации (т.1, л.д. 54)) подписана в одностороннем порядке, что опровергает надлежащее согласование с ОВКХ, места отбора проб не обеспечены, то есть, обязанность, установленная пунктом 10 Правил N 728, ответчиком не исполнена.
Из определения Конституционного Суда РФ от 26.03.2020 N 618-О следует, что содержащееся в пункте 2 Правил N 644 понятие "контрольный канализационный колодец", применяемое во взаимосвязи с другими нормами действующего законодательства, будучи направленным на соблюдение баланса интересов организаций, осуществляющих водоснабжение (водоотведение) и их абонентов, не предполагает определение в качестве контрольного такого канализационного колодца, через который осуществляется сброс в централизованную систему водоотведения сточных вод от нескольких абонентов.
Доказательства отсутствия факта смешения сточных вод ответчика со сточными водами иных абонентов, доказательства возможности отбора проб отдельно от вод иных абонентов в материалы дела не представлены.
Составление в одностороннем порядке схемы расположения колодцев н территории ответчика и оформление ее в качестве приложения к декларации, ошибочное, согласно пояснениям ситца, принятие деклараций с указанными схемами за предыдущий период, не устраняют юридически значимого в рассматриваемом споре обстоятельства возможности отбора проб отдельно от вод иных абонентов.
В судебном заседании апелляционной инстанции судом обозревалась имеющаяся в материалах дела схема расположения отбора проб сточных вод АО "НИИЭП", утвержденная ответчиком 02.03.2023, (л.д. 54).
В представленной схеме контрольные колодцы не обозначены, установить наличие контрольных колодцев от иных колодцев, располагающихся на территории института, не представляется возможным.
Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что контрольные колодцы на схеме - это колодцы по номерами 20, 48, 49, 51/1, 54, 57, 60, 62, 3, 5, контрольные, поскольку располагаются на входе здания, в связи с чем, по мнению ответчика, обеспечивают отбор проб сточных вод абонента отдельно от сточных вод иных абонентов. Нахождение на территории института иных многочисленных абонентов ответчик не отрицает.
Аргументированных и логических пояснений, как об этом должен был узнать истец, каким образом можно считать согласованными истцом именно эти колодцы, не обозначенные на схеме, сторона не представила.
Также в судебном заседании представитель ответчика пояснил, что отборы проб, результаты которых зафиксированы представленных в материалы дела протоколах испытаний (не было установлено превышение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, оказывающих негативное воздействие на ЦСВ) произведены в иных колодцах, под номерами 2, 15, 25, то есть в тех колодцах, которые, по мнению самого же ответчика, не являются контрольными и допускают смешение вод иных абонентов.
На вопрос судебной коллегии, в каких целях отборы проб производились не в тех колодцах, которые, по мнению ответчика, таковыми являются и согласованы с истцом, а в иных, не обеспечивающих отборы проб отдельно от сточных вод иных абонентов, что не оспаривается самим ответчиком, представитель ответить затруднился.
Между тем принципы разумного процессуального поведения и состязательности сторон предполагают представление участником спора доказательств, подтверждающих его доводы (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2013 N 8711/12, определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.04.2021 N 307-ЭС20-10839) иначе на сторону возлагаются негативные последствия его процессуальной пассивности (статьи 9, 65 АПК РФ).
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что схема расположения контрольных канализационных колодцев сторонами в установленном порядке не согласована, следовательно, места отбора проб не обеспечены, то есть, обязанность, установленная пунктом 10 Правил N 728, ответчиком не исполнена.
Допустимых, бесспорных и безусловных доказательств согласования контрольного колодца в договоре или иным способом; доказательств того, что колодцы, на которые указывает ответчик, являются последними на канализационной сети абонента перед ее врезкой в централизованную систему водоотведения либо обеспечивают отбор проб сточных вод абонента отдельно от сточных вод иных абонентов, ответчиком не предоставлены.
В отсутствие контрольного канализационного колодца, согласованного сторонами, истец правомерно произвел начисления по пунктам 123 (4), 203 Правил N 644.
Для расчета платы по пунктам 123 (4) и 203 Правил N 644 необходимы лишь сведения об объеме сброшенных сточных вод и действующем тарифе. Проведение контроля состава и свойств сточных вод в случае, если абоненты отвечают хотя бы одному из условий, предусмотренных данными пунктами, не требуется. Обязанность ресурсоснабжающей организации осуществлять отбор проб сточных вод у ряда категорий абонентов, объекты которых отвечают условиям, предусмотренным пунктами 123 (4) и 203 Правил N 644, нормативно не предусмотрена.
В силу пункта 124 Правил N 644 абоненты, на объектах которых для отбора сбрасываемых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов, лишены права представлять декларацию состава и свойств сточных вод.
В рассматриваемом случае, объем водоотведения определен истцом исходя из пункта 203 Правил N 644 с учетом условия, что для отбора сбрасываемых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов и произведен.
Арифметическая составляющая расчета платы за превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод (пункты 123 (4), 203 Правил N 644), ответчиком не оспорена (статьи 9, 65 АПК РФ).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика пояснил, что спора (разногласий) по расчету взыскиваемой суммы, по примененной формуле, не имеет.
Учитывая изложенное, принимая во внимание отсутствие контрольного канализационного колодца, суд апелляционной инстанции признает обоснованным требование за превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод и за негативное воздействие на работу ЦСВ с применением пунктов 123 (4), 203 Правил N 644 в сумме 1 610 276,56 руб. за период с марта по октябрь 2022 года.
С учетом установленных обстоятельств решение суда первой инстанции на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 270 АПК РФ, подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении исковых требований, с соответствующим отнесением расходов по оплате государственной пошлины на ответчика в силу требований статьи 110 АПК РФ, в том числе по апелляционной инстанции.
19.06.2023 оглашена резолютивная часть постановления по делу N А45-35928/2022. В опубликованном печатном тексте резолютивной части постановления допущена опечатка технического характера, не указан оглашенный в судебном заседании абзац относительно порядка и сроков обжалования судебного акта.
Руководствуясь статьей 179 АПК РФ, апелляционный суд полагает возможным исправить допущенную опечатку, добавив резолютивную часть постановления о 19.06.2023 абзацем следующего содержания: "Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области".
Руководствуясь статьей 179, пунктом 2 статьи 269, пп. 4 пункта 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 11 апреля 2023 года Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-35928/2022 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с акционерного общества "Научно-исследовательский институт электронных приборов" (ОГРН 1115476164616, ИНН 5406695419) в пользу муниципального унитарного предприятия г. Новосибирска "Горводоканал" (ОГРН 1025403201383, ИНН 5411100875) 1 610 276 руб. 56 коп. основного долга, 29 103 руб. государственной пошлины по иску, 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе, всего 1 642 379 руб. 56 коп.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
О.Н. Чикашова |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-35928/2022
Истец: МУП Г. Новосибирска " Горводоканал "
Ответчик: АО "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРИБОРОВ"
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд