город Омск |
|
27 июня 2023 г. |
Дело N А46-8891/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усмовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-3505/2023, 08АП-3626/2023) товарищества собственников недвижимости "Маркса 38", общества с ограниченной ответственностью "Стройматериалы" на решение Арбитражного суда Омской области от 21.02.2023 по делу N А46-8891/2021 (судья Солодкевич И.М.), принятое по исковому заявлению Департамента городского хозяйства Администрации города Омска (ОГРН 1035507001199, ИНН 5504061072, адрес: 644099, город Омск, улица Гагарина, дом 32, корпус 1) к товариществу собственников недвижимости "Маркса 38" (ОГРН 1155543022909, ИНН 5505048589, адрес: 644048, город Омск, проспект Карла Маркса, дом 38) о взыскании 17 012 139 руб. 97 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Стройматериалы" - Видякина Александра Васильевича по доверенности от 09.06.2021;
от Департамента городского хозяйства Администрации города Омска - Базылюк Ирины Юрьевны по доверенности от 17.08.2022 N 24;
от товарищества собственников недвижимости "Маркса 38" - Кисиной Екатерины Ивановны по доверенности от 01.10.2021
УСТАНОВИЛ:
департамент городского хозяйства Администрации города Омска (далее также - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к товариществу собственников недвижимости "Маркса 38" (далее - ответчик, ТСН "Маркса 38", товарищество) о взыскании 17 012 139, 97 руб. неосновательного обогащения в виде средств субсидии, полученных на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Решением Арбитражного суда Омской области от 21.02.2023 по делу N А46-8891/2021 исковые требований удовлетворены в полном объеме, с ТСН "Маркса 38" в бюджет муниципального образования городской округ город Омск Омской области взыскано 17 012 139, 97 руб. неосновательного обогащения; в федеральный бюджет с ТСН "Маркса 38" взыскано 111 061 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСН "Маркса 38" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на необходимость привлечения к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с отграниченной ответственностью "Строитель" (далее - ООО "Строитель"), указав следующее. В целях финансового обеспечения затрат по проведению капитального ремонта многоквартирного дома ТСН "Маркса 38" получено 2 субсидии по соглашениям от 28.05.2019 N 907-65/2019 для капитального ремонта крыши (кровли) и от 28.05.2019 N 907-66/2019 для капитального ремонта фасада (далее - соглашения). Для осуществления работ по капитальному ремонту фасада МКД, расположенного по адресу: город Омск, проспект Карла Маркса, д. 38, между ТСН "Маркса 38" и ООО "Строитель" заключен договор от 03.06.2019 N 1. Для выполнения работ по капитальному ремонту фасада подрядчиком ООО "Строитель" привлечена субподрядная организация ООО "Стройматериалы" по договору субподряда от 13.06.2019 N 11/19. Для осуществления работ по капитальному ремонту крыши (кровли) этого же МКД ТСН "Маркса 38" и ООО "Строитель" также заключен договор подряда от 03.06.2019 N 2. Для выполнения работ по капитальному ремонту крыши (кровли) подрядчиком ООО "Строитель" привлечена субподрядная организация ООО "Стройматериалы" по договору субподряда от 13.06.2019 N 12/19. Денежные средства (субсидия), полученные ответчиком в рамках соглашений с Департаментом, в полном объеме направлены на оплату работ ООО "Строитель" по договорам подряда от 03.06.2019 N 1 и от 03.06.2019 N2, по результатам подписания актов о приемке выполненных работ. Таким образом, установление факта неосновательности получения Товариществом заявленных ко взысканию денежных средств по обстоятельствам, установленным судебными актами по делу NА46-5709/2021 в рамках настоящего спора является основанием для предъявления соответствующего требования Товариществом к ООО "Строитель" как к лицу, получившему указанные денежные средства от Товарищества в рамках договоров подряда за фактически невыполненные работы.
Кроме того, на решение Арбитражного суда Омской области от 21.02.2023 по делу N А46-8891/2021 поступила апелляционная жалоба от лица, не участвующего в деле, общества с ограниченной ответственностью "Стройматериалы" (далее - ООО "Стройматериалы"), которое выполняло на условиях договоров субподряда весь объем работ по капитальному ремонту фасада и крыши (кровли) многоквартирного дома по адресу: г. Омска, проспект К.Маркса, д. 38.
В апелляционной жалобе ООО "Стройматериалы" просит решение суда первой инстанции отменить по безусловному основанию, как принятое о правах лица, не привлеченного к участию в деле, привлечь ООО "Стройматериалы" к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определениями Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2023 и 27.04.2023 апелляционные жалобы ТСН "Маркса 38" и ООО "Стройматериалы" приняты к производству и назначены к рассмотрению в судебном заседании Восьмого арбитражного апелляционного суда на 23.05.2023.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2023 (резолютивная часть от 23.05.2023) рассмотрение указанных апелляционных жалоб по делу N А46-8891/2021 в судебном заседании Восьмого арбитражного апелляционного суда отложено на 20.06.2023.
Судья Шиндлер Н.А., участвовавшая в рассмотрении настоящего дела до отложения судебного заседания, в связи с нахождением в ежегодном оплачиваемом отпуске определением от 15.06.2023 апелляционного суда заменена на судью Иванову Н.Е. По этой причине рассмотрение апелляционной жалобы на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) проведено с самого начала.
Департаментом представлен письменный отзыв на апелляционные жалобы, в котором истец не согласился с доводами ТСН "Маркса 38" и ООО "Стройматериалы".
В судебном заседании представители ТСН "Маркса 38" и ООО "Стройматериалы" поддержали доводы и требования своих апелляционных жалоб.
Представитель Департамента возразил на доводы апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционные жалобы, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей истца, ответчика и ООО "Стройматериалы", установил следующие обстоятельства.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.02.2019 N 274-р "О выделении Минстрою России в 2019 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований для предоставления иного межбюджетного трансферта бюджету Омской области" в целях подготовки к проведению в 2019 году в г. Омске XVI Форума межрегионального сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации Минстрою России в 2019 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделены бюджетные ассигнования в размере 1 100 000 000 руб. для предоставления иного межбюджетного трансферта бюджету Омской области на финансовое обеспечение реализации ведомственной целевой программы "Поддержка модернизации коммунальной и инженерной инфраструктуры субъектов Российской Федерации (муниципальных образований)" подпрограммы 2 "Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710.
Постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 N 264-п утверждена государственная программа Омской области "Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области" далее - Государственная программа Омской области).
11.04.2019 между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Омской области заключено соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету Омской области N 069-17-2019-004 (далее - соглашение N 069-17-2019-004). Предоставление межбюджетного трансферта осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, в целях финансового обеспечения которых предоставляется межбюджетный трансферт, утвержденным Государственной программой Омской области. Общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Омской области на финансовое обеспечение расходных обязательств, а также общий размер иного межбюджетного трансферта, предоставляемого из федерального бюджета бюджету Омской области в соответствии с соглашением N 069-17-2019-004, составляет в 2019 году не более 1 100 000 000 р.
Постановлением Администрации города Омска от 14.10.2013 N 1171-п утверждена муниципальная программа города Омска "Обеспечение населения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами" (далее - муниципальная программа города Омска).
Предоставление средств департаменту в 2019 году за счет средств межбюджетного трансферта из федерального бюджета в целях финансового обеспечения затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, а также многоквартирных домов, расположенных вдоль гостевого маршрута в городе Омске, на которых планируется выполнить капитальней ремонт в целях подготовки к проведению в 2019 году в городе Омске XVI Форума межрегионального сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации осуществлялось в рамках реализации подпрограммы 5 "Обеспечение функционированиями развития объектов жилищно-коммунального хозяйства" муниципальной программы города Омска на основании соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету N 52701000-1, заключенного 21.05.2019 Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и Администрацией города Омска на сумму межбюджетного трансферта 1 100 000 000 рублей.
В целях финансового обеспечения затрат по проведению капитального ремонта многоквартирного дома ТСН "Маркса 38" получено 2 субсидии по соглашениям от 28.05.2019 N 907-65/2019 для капитального ремонта крыши (кровли) и от 28.05.2019 N 907-66/2019 для капитального ремонта фасада.
Управлением Федерального казначейства по Омской области (далее - УФК по Омской области) в соответствии с приказом от 29.07.2020 N 27-кд в период с 03.07.2020 по 14.12.2020 в отношении ТСН "Маркса 38" провело внеплановую выездную проверку использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета на реализацию мероприятий по содействию развитию инфраструктуры субъектов Российской Федерации за период с 01.01.2019 по 31.12.2019.
По результатам выездной проверки УФК по Омской области составлен акт выездной проверки ТСН "Маркса 38", в отношении товарищества УФК по Омской области вынесено представление от 08.02.2021 N 52-22-11/1100, в котором отражено 9 эпизодов нарушений бюджетного законодательства, в частности:
1. В нарушение ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), подпункта 3 пункта 11 соглашения от 28.05.2019 N 907-66/2019 произведено расходование бюджетных средств на цели не соответствующие целям, определенным соглашением от 28.05.2019 N 907-66/2019 в размере 987 417 руб., что квалифицировано казначейством как нецелевое использование бюджетных средств;
2. В нарушение ст. 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), п.п. 2.1, 4.12, 4.100.1 - 4.100.4 постановления Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 "Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации", п. 5.4 Положения, ТСН "Маркса 38" включены в локальные сметные расчеты, приняты актами выполненных работ формы КС-2 и оплачены не предусмотренные сборниками федеральных единичных расценок услуги по утилизации строительных отходов на общую сумму 172 876, 80 руб.;
3. В нарушение ст. 309 ГК РФ, пп. 14 п. 11 соглашений о предоставлении субсидий, пункта 3.2 договора на выполнение работ по капитальному ремонту крыши (кровли) от 03.06.2019 N 2 ТСН "Маркса 38" при расходовании средств субсидии нарушены требования, установленные порядком их предоставления (не исполнено одно из условий, установленное соглашениями и договорами - отсутствует банковская гарантия, обеспечивающая исполнение обязательств подрядчиками по заключенным договорам);
4. В нарушение ст. 309 ГК РФ, пп. 4 п. 5 Положения, пп. 4 п. 3 соглашений о предоставлении субсидий ТСН "Маркса 38" не выполнило условие по прохождению соответствующей экспертизы сметной документации на капитальный ремонт кровли и фасада объекта в лицензируемой организации;
5. В нарушение ст. 309, п. 1 ст. 702 ГК РФ, п. 1.1 договора N 2 ТСН "Маркса 38" неправомерно произведена оплата за фактически невыполненные работы по монтажу строительных конструкций крыши (кровли) МКД за счет средств субсидии в сумме 2 444 741, 05 руб.;
6. В нарушение ст. 309, п. 1 ст. 702 ГК РФ, п. 1.1 договора N 2 ТСН "Маркса 38" неправомерно произведена оплата за фактически невыполненные работы по демонтажу строительных конструкций крыши (кровли) МКД за счет средств субсидии в сумме 341 146, 81 руб.;
7. В нарушение ст. 309, п. 1 ст. 702, п. 1 ст. 720, п. 1 ст. 746 ГК РФ, ч.ч. 1, 4 ст. 53 ГрК РФ, п.п. 5, 6, 10, 12 постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства", п.п. 4, 5.3 приказа Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1128 "Об утверждении и введении в действие Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения", п. 6.2.2 договора на выполнение работ по капитальному ремонту фасада от 03.06.2019 N 1 ТСН "Маркса 38" неправомерно произведена оплата невыполненных работ по капитальному ремонту фасада МКД за счет средств субсидии сумме 11 666 637, 30 руб. ;
8. В нарушение ст. 309, п. 1 ст. 702 ГК РФ, п. 1.1 договора N 1 ТСН "Маркса 38 неправомерно произведена оплата за фактически невыполненные работы по эксплуатации механизмов "Автогидроподъемников" за счет средств субсидии в сумме 2 428 065, 92 руб.;
9. В нарушение ст. 309, п. 1 ст. 702 ГК РФ, п. 1.1 договора N 1 ТСН "Маркса 38" неправомерно произведена оплата за фактически невыполненные работы по капитальному ремонту отмостки за счет средств субсидии в сумме 131 548 р. 89 к.
По нарушениям, указанным в пунктах 2, 5, 6, 7, 8, 9 представления, УФК по Омской области потребовало от товарищества осуществить возврат неправомерно использованных средств субсидий в размере 17 185 016, 77 руб. в Департамент городского хозяйства Администрации города Омска в срок до 30.06.2021.
Не согласившись с указанным представлением, ТСН "Маркса 38" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда Омской области от 22.08.2022 по делу N А46-5709/2021, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2022, в удовлетворении требования товарищества отказано.
Установленный УФК по Омской области в ходе проверки факт неправомерного расходования ТСН предоставленной субсидии на общую сумму 17 012 139, 97 руб. и отказ ответчика от возврата указанной суммы послужило основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
Принятое Арбитражным судом Омской области решение от 21.02.2023 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке главы 34 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для прекращения производства по апелляционной жалобе ООО "Стройматериалы" исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 257 АПК РФ лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных названным Кодексом, вправе обжаловать в порядке апелляционного производства решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу.
В соответствии со статьей 40 АПК РФ лицами, участвующими в деле, являются стороны; заявители и заинтересованные лица - по делам особого производства, по делам о несостоятельности (банкротстве) и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях; третьи лица; прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, граждане, обратившиеся в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно статье 42 АПК РФ лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - Постановление N 12), при применении статей 257, 272, 272.1 Кодекса арбитражным судам апелляционной инстанции следует принимать во внимание, что право на обжалование судебных актов в порядке апелляционного производства имеют как лица, участвующие в деле, так и иные лица в случаях, предусмотренных Кодексом. К иным лицам в силу части 3 статьи 16 и статьи 42 Кодекса относятся лица, о правах и об обязанностях которых принят судебный акт.
В связи с этим лица, не участвующие в деле, как указанные, так и не указанные в мотивировочной и/или резолютивной части судебного акта, вправе его обжаловать в порядке апелляционного производства в случае, если он принят об их правах и обязанностях, то есть данным судебным актом непосредственно затрагиваются их права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
В силу разъяснений, изложенных в абзацах 2 и 3 пункта 2 Постановления N 12, при рассмотрении дела по апелляционной жалобе лица, не участвовавшего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции определяет, затрагивает ли принятый судебный акт права или обязанности заявителя, и, установив это, решает вопросы об отмене судебного акта суда первой инстанции, руководствуясь частью 6.1 статьи 268, пунктом 4 части 4 статьи 270 Кодекса, и о привлечении заявителя к участию в деле.
Если после принятия апелляционной жалобы будет установлено, что заявитель не имеет права на обжалование судебного акта, то применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Кодекса производство по жалобе подлежит прекращению.
Из материалов дела усматривается, что предметом спора является требование Департамента о взыскании с ТСН "Маркса 38" неосновательного обогащения в виде средств субсидии, полученных товариществом на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Департамент не связан правоотношениями с ООО "Стройматериалы" и иными подрядными организациями, привлеченными ТСН "Маркса 38" - получателем субсидии.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ООО "Стройматериалы" нельзя признать лицом, наделенным правом на обжалование судебного акта в соответствии со статьей 42 АПК РФ,
Как разъяснено в абзаце третьем пункта 2 Постановления N 12, если после принятия апелляционной жалобы будет установлено, что заявитель не имеет права на обжалование судебного акта, то применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Кодекса производство по жалобе подлежит прекращению.
Исходя из изложенного производство по апелляционной жалобе ООО "Стройматериалы" на решение Арбитражного суда Омской области от 21.02.2023 по делу N А46-8891/2021 подлежит прекращению.
По аналогичным основаниям суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для привлечения к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Строитель".
Судебный акт может быть признан вынесенным о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, в случае, если этим актом в отношении предмета спора устанавливаются права не привлеченного лица, либо на это лицо возлагаются какие-либо обязанности.
Привлечение к участию в деле третьего лица при рассмотрении апелляционной жалобы возможно лишь в том случае, когда решение вынесено о правах и обязанностях лица, не привлечённого к участию в деле. В указанном случае решение суда подлежит отмене, а дело рассмотрению по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции (пункт 42 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").
Между тем исследовав по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 51, 65 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что обстоятельства, установленные в решении по настоящему делу, и принятый судебный акт не влияет на права или обязанности ООО "Строитель" и в материалы дела не представлено доказательств того, каким образом принятый по данному делу судебный акт, может повлечь нарушение прав ООО "Строитель", которое товарищество привлекало по договорам для выполнения подрядных работ для ТСН "Маркса 38".
Предметом рассмотрения по данному делу является законность и обоснованность требования о Департамента о взыскании с ТСН "Маркса 38" средств субсидии, полученных на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в рамках Соглашений от 28.05.2019 N 907-65/2019 для капитального ремонта крыши (кровли) и от 28.05.2019 N 907-66/2019 для капитального ремонта фасада, то есть принятый судебный акт касается обязательств ТСН "Маркса 38" по целевому расходованию средств субсидии, не устанавливает каких-либо ограничений прав и не возлагает каких-либо обязанностей на ООО "Строитель" и ООО "Стройматериалы" по отношению к одной из сторон по настоящему делу.
Содержание судебного акта не свидетельствуют о принятии судом решения о правах и обязанностях ООО "Строитель" и ООО "Стройматериалы", привлеченных товариществом для выполнения подрядных и субподрядных работ для ТСН "Маркса 38", выводы суда касаются только прав и обязанностей лиц, участвующих в деле - Департамента и ТСН "Маркса 38".
Учитывая, что решением суда первой инстанции права и законные интересы упомянутых лиц не затронуты (статья 51 АПК РФ), следовательно, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, не имеется.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее-БК РФ) отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).
Постановлением Администрации города Омска от 19.01.2018 N 40-п "О предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов" утверждено Положение о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Пунктом 2 Положения N 40-п предусмотрено, что субсидии предоставляются в целях финансового обеспечения затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (далее - капитальный ремонт), в том числе на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, в которых на дату приватизации первого жилого помещения требовалось оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (далее - мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов, по которым требовался ремонт на дату приватизации, проведение которого осуществляется в рамках государственных программ Омской области), а также многоквартирных домов, расположенных вдоль гостевого маршрута в городе Омске, на которых планируется выполнить капитальный ремонт в целях подготовки к проведению в 2019 году в городе Омске XVI Форума межрегионального сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации (далее - многоквартирные дома вдоль гостевого маршрута).
Согласно пункту 22 Положения N 40-п Департаментом, департаментом финансов и контроля Администрации города Омска, Контрольно-счетной палатой города Омска в обязательном порядке проводятся проверки соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий.
В случае установления Департаментом, Контрольно-счетной палатой города Омска, департаментом финансов и контроля Администрации города Омска факта (фактов) нарушения получателем субсидии условий предоставления субсидий Департамент в течение 3 рабочих дней со дня обнаружения указанных нарушений направляет получателю субсидии требование о возврате субсидии (пункт 23 Положения N 40-п).
Субсидии подлежат возврату в бюджет города Омска в течение 10 рабочих дней со дня получения получателем субсидии требования и (или) уведомления о возврате субсидии (пункт 26 Положения N 40-п); в случае нарушения получателями субсидий срока возврата субсидий, установленного пунктом 26 Положения N 40-п, субсидии возвращаются в бюджет города Омска в соответствии с действующим законодательством (пункт 27 Положения N 40-п).
Как отмечалось ранее, финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирного дома ТСН "Маркса 38" получено две субсидии по соглашениям от 28.05.2019 N 907-65/2019 для капитального ремонта крыши (кровли) и от 28.05.2019 N 907-66/2019 для капитального ремонта фасада.
Из условий подпункта 3 пункта 11 соглашений от 28.05.2019 N 907-65/2019 и от 28.05.2019 N 907-66/2019 следует, что получатель субсидии обязан направлять субсидию на финансовое обеспечение затрат, определенных условиями соглашений и использовать субсидию по целевому назначению.
В соответствии с условиями соглашения от 28.05.2019 N 907-65/2019 субсидия в размере 30 % от суммы, определенной соглашением, перечислена для капитального ремонта крыши (кровли) в ТСН "Маркса 38" в качестве аванса в размере 6 512 583,24 руб.
В соответствии с условиями соглашения от 28.05.2019 N 907-66/2019 субсидия в размере 30 % от суммы, определенной соглашением, перечислена для капитального ремонта фасада в ТСН "Маркса 38" в качестве аванса в размере 8 866 859,04 руб.
Общая сумма авансовых платежей по двум соглашениям составила 15 379 442,28 руб., в том числе:
- аванс на капитальный ремонт фасада 8 866 859,04 руб.;
-аванс на капитальный ремонт кровли 6 512 583,24 руб.
Для осуществления работ по капитальному ремонту фасада МКД, расположенного по адресу: город Омск, проспект Карла Маркса, д. 38, между ТСН "Маркса 38" и ООО "Строитель" был заключен договор от 03.06.2019 N 1.
Для выполнения работ по капитальному ремонту фасада подрядчиком ООО "Строитель" привлечена субподрядная организация ООО "Стройматериалы" по договору субподряда от 13.06.2019 N 11/19.
Для осуществления работ по капитальному ремонту крыши (кровли) этого же МКД ТСН "Маркса 38" и ООО "Строитель" также был заключен договор подряда от 03.06.2019 N 2.
Для выполнения работ по капитальному ремонту крыши (кровли) подрядчиком ООО "Строитель" привлечена субподрядная организация ООО "Стройматериалы" по договору субподряда от 13.06.2019 N 12/19.
Казначейством установлено, что ТСН "Маркса 38" осуществлено перечисление денежных средств ООО "Строитель" на общую сумму 15 379 442,28 руб., в том числе:
- по договору от 03.06.2019 N 1 по капитальному ремонту фасада - 7 879 442,28 руб.;
- договору от 03.06.2019 N 2 по капитальному ремонту крыши (кровли) - 7 500 000 руб.
Расхождение между суммами полученных субсидий для осуществления авансовых платежей составляет:
- (7 879 442,28 руб. - 8 866 859,04 руб.) = - 987 416,76 руб. (по договору от 03.06.2019 N 1 по капитальному ремонту фасада);
- 7 500 000 руб. - 6 512 583,24 руб.) = + 987 416,76 руб. (по договору от 03.06.2019 N 2 по капитальному ремонту крыши (кровли)).
Вступившими законную силу судебными актами по делу N А46-5709/2021 установлено, что в нарушение условий подпункта 3 пункта 11 соглашения от 28.05.2019 N 907-66/2019 ТСН "Маркса 38" осуществило перечисление денежных средств в ООО "Строитель" в виде аванса в размере большем, нежели это было предусмотрено соглашением (предусмотрен был авансовый платеж в сумме 6 512 583,24 руб., фактически перечислено 7 500 000 руб.).
Несоответствии размера произведенного авансового платежа свидетельствует о том, что бюджетные денежные средства были направлены на цели, несоответствующие основанию предоставления субсидии, что является основанием для возврата средств субсидии.
Вступившими законную силу судебными актами по делу N А46-5709/2021 установлено, что в целях исполнения обязательств перед ТСН "Маркса 38", ООО "Строитель" заключило с ООО "Стройматериалы" договор субподряда от 13.06.2019 N 12/19, в соответствии с пунктом 7.3.10 которого ООО "Стройматериалы" обязуется обеспечить собственными силами и за свой счет ежедневную уборку строительного мусора на объекте, на котором производятся работы, и прилегающей непосредственно к нему территории на протяжении всего периода выполнения работ, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, производить платежи за загрязнение окружающей природной среды от выбросов, сбросов, размещения отходов, образующихся в результате производственной деятельности. Заключать договоры на утилизацию отходов строительного производства.
Согласно записей, сделанных Павлюченко В.И. (уполномоченный представитель ООО "Строитель", ответственный за производство работ) в общем журнале работ по капитальному ремонту крыши (кровли) МКД, расположенного по адресу: город Омск, проспект Карла Маркса, д. 38, подрядчиком была осуществлена погрузка и вывоз строительного мусора в следующие даты выполнения работ: 28.07.2019, 26.08.2019, 01.09.2019, 12.09.2019, 30.09.2019, 30.10.2019.
Согласно акту о приемке выполненных работ формы КС-2 от 15.10.2019 N 1 ООО "Строитель" предъявило к оплате ТСН "Маркса 38" следующие услуги:
- по погрузке и перевозке 406,77 тонн строительного мусора;
- по утилизации строительных отходов ЕРО ТБО ООО "Магнит" по цене 425 руб. за тонну в количестве 406,77 тонн на общую сумму 172 876,8 руб.
Все предъявленные к оплате ТСН "Маркса 38" услуги, согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат форма КС-3 от 15.10.2019 N 1 и счета-фактуры от 15.10.2019 N 000045-1, впоследствии были оплачены.
В свою очередь, согласно части 1 статьи 8.3 ГрК РФ сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
Согласно статье 81 ГрК РФ сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской федерации, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
Основные положения по применению элементных сметных норм и расценок, а также лимитированных и прочих работ и затрат, предусмотренных сметно-нормативной базой ценообразования в строительстве 2001 года, содержался в Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 (далее - МДС 81-35.2004).
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 27.11.2003 N ВЯ-П10-14161 положения, приведенные в МДС 81-35.2004, распространяются на все предприятия строительного комплекса Российской Федерации при определении стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, эдакий и сооружений, выполнения ремонтных и пусконаладочных работ вне зависимости от источников финансирования, осуществляемых на территории Российской Федерации, а также при формировании цен на строительную продукцию и расчетах за выполненные работы.
Согласно пункту 2.1. МДС 81-35.2004 действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя государственные сметные нормативы и другие сметные нормативные документы, необходимые для определения сметной стоимости строительства.
Пунктом 5.4 Положения N 40-п в числе условий предоставления субсидии указано наличие проектно-сметной (сметной) документации на капитальный ремонт, составленной в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативно-технических документов, прошедшей соответствующую экспертизу сметной документации в лицензированной организации, в том числе с учетом федеральных единичных расценок.
Однако из материалов проверки следует, что ТСН "Маркса 38" был утвержден локально-сметный расчет, который включает позицию "Услуги по утилизации строительных отходов ЕРО ТБО ООО "Магнит", отсутствующую в сборниках федеральных единичных расценок.
Пунктами 4.12, 4.100, 4.100.1-4.100.4 МДС 81-35.2004 определены средства, предусматриваемые за итогами сводных и локальных сметных расчетов, в числе которых также отсутствуют услуги по утилизации строительных отходов.
Между тем, в ходе встречной проверки в ООО "Магнит" установлено, что в проверяемом периоде ООО "Магнит" услуги по утилизации строительных отходов ТСН "Маркса 38", ООО "Строитель", ООО "Стройматериалы" не оказывало и какие-либо взаиморасчеты между ними отсутствовали.
В своем объяснении Павлюченко В.И., который являлся уполномоченным представителем ООО "Строитель", был назначен ответственным за производство работ и делал записи в журнале работ, указал, что "...вывоз мусора проводили собственным транспортом и на свою территорию для дальнейшего использования. ООО "Магнит" не привлекался для вывоза мусора. Талоны не покупались на вывоз мусора в ООО "Магнит". Был выдан талон на вывоз мусора 1 раз Сутуга Е.В.".
Актом о приемке выполненных работ формы КС-2 от 15.10.2019 N 1, подписанным председателем правления ТСН "Маркса 38" Сутуга Е.В. и директором ООО "Строитель" Цатиняном А.Ф., подтверждается, что ТСН "Маркса 38" приняло услуги по утилизации строительных отходов ЕРО ТБО ООО "Магнит" по цене 425 руб. за тонну в количестве 406,77 тонн на общую сумму 172 876,8 руб.
Таким образом, товарищество неправомерно включило в локальные сметные расчеты, принятые актами формы КС-2 и оплаченные, не предусмотренные сборниками федеральных единичных расценок услуги по утилизации строительных отходов на общую сумму 172 876,8 руб., которые ООО "Магнит" фактически не осуществляло.
Вступившими законную силу судебными актами по делу N А46-5709/2021 установлено что ТСН "Маркса 38" неправомерно произведена оплата за фактически невыполненные работы по капитальному ремонту крыши (кровли) МКД за счет средств субсидий в сумме 2 444 741,05 руб., а также проведена оплата за фактически невыполненные работы по демонтажу строительных конструкций крыши (кровли) МКД за счет средств субсидии в сумме 341 146,81 руб.
Так, при проведении анализа принятых и оплаченных работ, включенных в акт о приемке выполненных работ формы КС-2 от 15.10.2019 N 1, установлено, что ряд предшествующих демонтажных работ до осуществления работ по "Установке стропил и мауэрлатов" при капитальном ремонте крыши (кровли) также были выполнены в меньшем объеме, чем включено в акт о приемке выполненных работ формы КС-2 от 15.10.2019 N 1, а именно:
- по позиции N 4 "Разборка деревянных элементов конструкций крыш: стропил со стойками и подкосами из досок" фактически выполнено 2 868,98 кв.м из оплаченного объема 7 754 кв.м, на сумму 261 252,95 руб.;
- по позиции N 5 "Разборка деревянных элементов конструкций крыш: мауэрлатов" фактически выполнено 4 016,57 кв.м из оплаченного объема 7 754 кв.м, на сумму 79 893,86 руб.
В результате проведенного расчета объемов невыполненных работ с использованием программного продукта "Гранд-Смета", сумма неправомерно перечисленных средств подрядчику ООО "Строитель" составляет 341 146,81 руб.
Вступившими законную силу судебными актами по делу N А46-5709/2021 установлено, что в нарушение пунктов 5, 6, 10, 12 Постановления N 468, пунктов 4, 5.3 Приказа Ростехнадзора N 1128, пункта 6.2.2 договора на выполнение работ по капитальному ремонту фасада от 03.06.2019 N 1, товариществом осуществлена оплата фактически невыполненных работ по капитальному ремонту фасада МКД за счёт средств субсидии сумме 11 666 637,30 руб.
В рамках дела N А46-5709/2021 установлено, что для выполнения работ по капитальному ремонту фасада подрядчиком ООО "Строитель" привлечена субподрядная организация ООО "Стройматериалы" по договору субподряда от 13.06.2019 N 11/19.
В ходе проверки установлено, что для выполнения работ по капитальному ремонту крыши (кровли) и фасада многоквартирного дома по адресу: город Омск, проспект Карла Маркса, д. 38 ООО "Стройматериалы" заключало договоры с субподрядными организациями ООО "СТОЙЗЕМРЕСУРС", ООО СФ "ГОРСТРОЙ", ООО ДП "КАПИТАЛ", ООО "УДАРНИК", ООО "СК СИТИСТРОЙ", ООО "ПРОМРЕАКТИВ", ООО "СибТорг", ООО "ПЕРСПЕКТИВА", ООО "ДОРСТРОЙ ОМСК", ООО "ИНТЕРС", ООО "СПЕЦРЕСУРС" на общую сумму 37 380 297,5 руб.
В ходе анализа представленных документов на выполнение комплекса строительно-монтажных работ (договоров поставки товаров (работ, услуг), первичных документов бухгалтерского учета (счет-фактур, товарных накладных, актов на выполнение работ (услуг), выписок по расчетному счету, платежных поручений), связанных с проведением капитального ремонта многоквартирного дома, казначейство пришло к выводу о том, что ООО "Стройматериалы" не подтвержден факт хозяйственной жизни по договорам субподряда с ООО "ПРОМРЕАКТИВ", ООО "УДАРНИК", ООО "ПЕРСПЕКТИВА", ООО "ИНТЕРС", ООО "СК СИТИСТРОЙ", ООО "СТОЙЗЕМРЕСУРС" на общую сумму 17 427 084 руб. Значительная часть заявленных работ выполнена из материалов ООО "Стройматериалы" и с использованием арендованных механизмов.
Так, согласно акту выполненных работ формы КС-2 от 18.11.2019 N 1 при производстве работ "Штукатурка по сетке без устройства каркаса: улучшенная стен" и "Штукатурка по сетке без устройства каркаса: карнизов и тяг" должна была использоваться сетка цельнометаллическая просечно-вытяжная ЦПВС 80x35-1,0 мм.
Приобретение сетки ООО "Стройматериалы" осуществляло у ИП Силина К.В. в количестве 1 900 кв.м на сумму 130 300 руб.
По запросу от 25.11.2020 исх.N 52-22-20/6342 от ИП Силина К.В. получено объяснение от 26.11.2020, в котором им подтверждено приобретение сетки.
Согласно акта выполненных работ формы КС-2 от 18.11.2019 N 1, для выполнения вышеуказанных работ в полном объеме требовалось приобретение 9 251,84 кв.м сетки цельнометаллической просечно-вытяжной ЦПВС 80x35-1,0 мм (позиции N 15, 38, 51, 74, 156 по акту выполненных работ формы КС-2 от 18.11.2019 N1).
Проверкой установлено, что приобретенная ООО "Стройматериалы" сетка в количестве 1 900 кв.м. была передана субподрядчику ООО "СК СИТИСТРОЙ".
По запросу от 17.11.2020 исх.N 52-22-20/6133 от директора ООО "СК СИТИСТРОЙ" Королева Е.В. получены объяснения от 17.11.2020 и 18.11.2020, в которых подтверждено получение сетки и выполнение работ по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома, в том числе и указанные выше виды работ.
Проверкой акта выполненных работ формы КС-2 от 18.11.2019 N 1 ТСН "Маркса 38" подрядчику ООО "Строитель" оплачено за 9 251,84 кв.м сетки цельнометаллической просечно-вытяжной ЦПВС 80x35-1,0 мм. (позиции N 15, 38, 51, 74, 156 акта выполненных работ формы КС-2 от 18.11.2019 N 1), в то время как приобретено всего 1 900 кв.м. сетки.
Проведенным анализом акта выполненных работ установлено, что из общего количества оплаченной сетки (9 251,84 кв.м), подрядчиком ООО "Строитель" запроцентовано 8 454,84 кв.м для ремонта фасада с лесов, автовышки, для ремонта балконов, карнизов, арок, и т.д. Соответственно, оставшаяся часть сетки 797 кв.м запроцентовано для ремонта цоколя многоквартирного дома.
В ходе проведения контрольного мероприятия осуществлен контрольный замер (обмер) объемов выполненных работ по ремонту цоколя (акт контрольного замера (обмера) от 03.09.2020).
По результатам контрольного замера (обмера) установлено, что для выполнения работ по ремонту цоколя использовано 186,83 кв.м сетки вместо оплаченных 797 кв.м, позиция N 74 по акту выполненных работ формы КС-2 от 18.11.2019 N 1 "Сетка тканная одинарная оцинкованная: 14,0x14,0 из проволоки диаметром 1,0 мм; (Сетка цельнометаллическая просечно-вытяжная ЦПВС 80x35-1,0 мм (ГОСТ 16523-97; ГОСТ 19904-90))".
Соответственно, из количества приобретенной 1 900 кв.м сетки, оставшаяся часть сетки в объеме 1 723,17 кв.м (1 900,00 кв.м - 186,83 кв.м) использована в процессе выполнения работ по оштукатуриванию отдельных мест фасада многоквартирного дома (позиции N 14, 37, 50, 155 "Штукатурка по сетке без устройства каркаса: улучшенная стен" по акту выполненных работ формы КС-2 от 18.11.2019 N 1).
Следовательно, подрядчиком было выполнено лишь 20,38 % работ от количества всех оплаченных работ и материалов с использованием 8 454,84 кв.м. сетки.
При производстве работ "Штукатурка по сетке без устройства каркаса: улучшенная стен" (позиции N 14, 37, 50, 72, 155 по акту выполненных работ формы КС-2 от 18.11.2019 N 1), "Штукатурка по сетке без устройства каркаса: карнизов и тяг" (позиция N 73 по акту выполненных работ формы КС-2 от 18.11.2019 N 1), "Ремонт штукатурки рустованных фасадов по камню и бетону с земли и лесов: цементно-известковым раствором площадью отдельных мест до 5 кв.м толщиной слоя до 40 мм (100% замена)" (позиции по акту выполненных работ формы КС-2 N 13, 36), "Ремонт штукатурки наружных прямолинейных откосов по камню и бетону цементно-известковым раствором: с земли и лесов" (позиция N 25 по акту выполненных работ формы КС-2 от 18.11.2019 N 1), "Ремонт штукатурки наружных прямолинейных горизонтальных тяг по камню и бетону цементно-известковым раствором длиной в одном месте: более 5 м с земли и лесов" (позиция N 61 по акту выполненных работ формы КС-2 от 18.11.2019 N 1) вместо предусмотренных нормами расхода этих расценок готовых тяжелых отделочных растворов использовались:
- штукатурка цементная в ассортименте (торговых марок "Геркулес", "Сибирский мастер" и "UNIS") в мешках по 25 кг, которая была приобретена ООО "Стройматериалы" у ООО "ТФ "Сибстройдизайн"" и ООО "БауцентрРус" в количестве 56 750 кг на сумму 321 970,5 руб.;
- цемент ЦЕМ/ПВ-3 (ПЦ400 Д30) и цемент М400 Д20-35% в мешках по 50 кг, который был приобретен ООО "Стройматериалы" у ООО "ТФ "Сибстройдизайн"" и ООО "БауцентрРус" общим количеством 12 050 кг на сумму 72 861,22 руб.
Согласно инструкциям по применению сухих строительных смесей для приготовления готового штукатурного раствора необходимо сухую штукатурную смесь затворить водой из расчета 0,15 - 0,19 л воды на 1 кг сухой смеси. Таким образом, из 56 750 кг сухой штукатурной смеси с использованием приведенной технологии приготовления получится максимум 67 532,5 кг готового штукатурного раствора.
При расчете расхода материалов, требующихся для приготовления готового тяжелого отделочного цементно-известкового раствора, состава 1:1:6, выполненного по методике, изложенной в Приложении А к "СП 82-101-98. Приготовление и применение растворов строительных", утвержденной Письмом Госстроя РФ от 17.06.1998 N АБ-20-218/12, установлено, что общая масса 1 куб.м готового тяжелого отделочного цементно-известкового раствора, состава 1:1:6 оказалась равной 2 102,81 кг.
С учетом того, что ООО "Стройматериалы" было приобретено и передано субподрядчику 12 050 кг цемента марки ПЦ400, из которого последним был приготовлен и впоследствии использован по назначению готовый тяжелый отделочный цементно-известковый раствор, состава 1:1:6 в объеме 59 куб.м, общей массой 124,213 т.
Всего же, согласно акту выполненных работ формы КС-2 от 18.11.2019 N 1, для выполнения в полном объеме этих работ требовалось наличие 1 296,24 т готовых тяжелых отделочных растворов.
Таким образом, приобретенные ООО "Стройматериалы" штукатурка цементная и цемент марки ПЦ400 были переданы им субподрядчику ООО "СК СИТИСТРОЙ", силами которого на объекте был выполнен основной комплекс строительно-монтажных работ по капитальному ремонту фасада, из которых последним были приготовлены и использованы по назначению готовые штукатурные смеси общим количеством 191,5 т.
Согласно расчетам используя из такого количества готовых штукатурных смесей было выполнено лишь 14,77 % от общего количества всех оплаченных работ с использованием этого материала.
Кроме того, в ходе проведения контрольного обмера (осмотра) выполненных работ по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома осуществлен неразрушающий метод контроля выполненных работ с применением металлоискателя марки "Fiser 705". Также в ходе контрольного мероприятия проводилась фото- и видео фиксация фотоаппаратом марки "Nikon Coolpix А100". Контрольный обмер (осмотр) выполненных работ осуществлен в присутствии председателя ТСН "Маркса 38", представителей управляющей компании ООО "ЖКХ "Ленинское" и представителей подрядной организации. В результате проведенного обследования установлено, что на большей части фасада многоквартирного дома металлическая сетка под штукатуркой отсутствует, о чем свидетельствует акт контрольного замера (обмера) от 03.09.2020.
В ходе проверки также установлено, что при производстве работ "Огрунтовка ранее окрашенных фасадов под окраску перхлорвиниловыми красками: простых с земли и лесов (перед штукатуркой)" (позиции N 11, 23, 34, 48, 59, 70, 153 по акту выполненных работ формы КС-2 от 18.11.2019 N 1) использовалась грунтовка глубокого проникновения GE-29 торговой марки "Геркулес", которая была приобретена ООО "Стройматериалы" у ООО "ТФ "Сибстройдизайн" в количестве 3 530 кг на сумму 129 970,6 руб.
При заявленной производителем плотности этой марки грунтовки, равной 1,0 кг/л, общий объем приобретенной грунтовки составил 3 530 л.
Согласно акту выполненных работ формы КС-2 от 18.11.2019 N 1, для выполнения работ в полном объеме требовалось 2 404 литра грунтовки глубокого проникновения, а с учетом производства работ "Огрунтовка ранее окрашенных фасадов под окраску перхлорвиниловыми красками: простых с земли и лесов (перед шпатлевкой)" общая потребность в этом виде материала составила 4 947 литров.
Таким образом, доля приобретенной ООО "Стройматериалы" грунтовки глубокого проникновения составила 71,35 % от необходимой в ней потребности (3 530 л х 100/4 947 л) и была передана субподрядчику ООО "СК СИТИСТРОЙ". В абсолютном выражении субподрядчику было передано на 1 417 л меньше необходимой для выполнения работ потребности.
Поскольку эти операции технологически неразрывно связаны с отбивкой и нанесением нового слоя штукатурки, то, соответственно, невозможно было при производстве работ "Огрунтовка ранее окрашенных фасадов под окраску перхлорвиниловыми красками: простых с земли и лесов (перед штукатуркой)" нанести грунтовку в объемах больше образовавшихся от демонтажных работ, то есть больше 14,77% от принятых и оплаченных объемов по соответствующим позициям акта выполненных работ формы КС-2 от 18.11.2019 N 1 (приложение N 3 к акту проверки).
Вместе с тем, ООО "Стройматериалы" у ООО "ТФ "Сибстройдизайн" была приобретена не предусмотренная локальным сметным расчетом грунтовка бетон-контакт в ассортименте (торговых марок "Геркулес", "Bergauf Praktik" и "Стройинтекс") в количестве 5 494 кг или 4 140 л на сумму 228 975 руб.
В результате перерасчета стоимости работ по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома, которые не были подтверждены актами сдачи-приемки скрытых работ, а были рассчитаны исходя из фактически приобретенных ООО "Стройматериалы" материалов, сумма неправомерно перечисленных ТСН "Маркса 38" средств подрядчику ООО "Строитель" составила 11 666 637,3 руб.
Вступившими законную силу судебными актами по делу N А46-5709/2021 установлено осуществление товариществом оплаты за фактически невыполненные работы по эксплуатации механизмов "автогидроподъемников" за счет средств субсидии в сумме 2 428 065,92 руб.
Суды первой и апелляционной инстанций в рамках дела N А46-5709/2021, проанализировав полученные в ходе встречной проверки в ООО "Стройматериалы" документы, подтверждающие аренду машин и механизмов, использовавшихся при производстве работ по ремонту фасада МКД, установив, что согласно акту о приемке выполненных работ от 15.10.2019 N 1 в состав выполненных работ по капитальному ремонту фасада ООО "Строитель" включены работы по эксплуатации механизмов "автогидроподъемников высотой подъема: 28 м" в общем объеме 1 522 машино-часов, между тем общая продолжительность аренды машин и механизмов, подтвержденная представленной документацией, составила всего 561,5 машино-часов, признали обоснованными доводы УФК по Омской области о неправомерном перечисление товариществом в адрес ООО "Строитель" денежных средств в размере 2 428 065,92 руб. в качестве оплаты работ по эксплуатации механизмов "Автогидроподъемников".
По результатам оценки представленных в материалы дела доказательств суды также согласились с доводами УФК по Омской области о неправомерном осуществлении товариществом оплаты за фактически невыполненные работы по капитальному ремонту отмостки за счет средств субсидии в сумме 131 548,89 руб.
Как установлено вступившими в законную силу судебными актами по делу N А46-5709/2021, в целях контроля соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям договора, комиссией в составе представителей товарищества, ООО "Стройматериалы", управляющей компании общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ "Ленинское" проведены контрольный замер (обмер) объемов выполненных работ, осмотр работ по капитальному ремонту отмостки многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Омск, проспект Карла Маркса, д. 38, о чем составлен акт контрольного замера (обмера) от 21.10.2020.
По результатам контрольного замера (обмера) объемов выполненных работ установлено, что объемы работ, указанные в акте о приемке выполненных работ формы КС-2 от 18.11.2019 N 1, не соответствуют фактически выполненным.
В частности, не выполнены работы по устройству песчаного основания под фундаменты; объем фактически выполненных работ по устройству щебеночного основания под фундаменты, по устройству асфальтобетонных покрытий дорожек и тротуаров однослойных из мелкозернистой асфальтобетонной смеси толщиной 3 см на 9,35 куб.м, 57.23 кв.м, соответственно, меньше, чем отражено в акте выполненных работ. В позиции "На каждые 0,5 см изменения толщины по устройству асфальтобетонных покрытий дорожек и тротуаров однослойных из мелкозернистой асфальтобетонной смеси толщиной 3 см" указано в акте КС-2 в объеме 420 кв.м, фактически выполнено 362,77 кв.м. Кроме того, в ходе проверки установлено завышение в акте выполненных работ объема материалов (песка, щебня, смесей асфальтобетонных и т.д.), используемых при выполнении указанных выше работ. В соответствии с расчетом объемов невыполненных работ и неиспользованных материалов с применением программного продукта "Гранд-Смета", сумма неправомерно перечисленных средств подрядчику ООО "Строитель" составила 131 548,89 руб. Стоимость фактически невыполненных работ по капитальному ремонту отмостки за счет средств субсидии в сумме 102 992,25 руб. обществом в рамках дела А46-5709/2021 не оспаривалось.
Таким образом, получателем субсидии не выполнены условия как определённые Порядком предоставлении субсидии, так и Соглашениями, в связи с чем он обязан осуществить возврат полученной субсидии.
Учитывая изложенное и принимая во внимание положения пункта 3.1 статьи 78 БК РФ исковые требования Департамента правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба товарищества удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 265, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 21.02.2023 по делу N А46-8891/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "Маркса 38" - без удовлетворения.
Производство по апелляционной жалобе (регистрационный номер 08АП-3505/2023) общества с ограниченной ответственностью "Стройматериалы" на решение Арбитражного суда Омской области от 21.02.2023 по делу N А46-8891/2021 прекратить.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Стройматериалы" из федерального бюджета уплаченную по чеку-ордеру ПАО Сбербанк РФ от 12.04.2023 государственную пошлину 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-8891/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА
Ответчик: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "МАРКСА 38"
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области, ООО "Стройматериалы"