г. Севастополь |
|
26 июня 2023 г. |
Дело N А83-16566/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Приваловой А.В.,
судей Градовой О.Г., Кравченко В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой И.Д.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 27 февраля 2023 года по делу N А83-16566/2022, рассмотренному
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Правда"
к Администрации города Ялта Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым,
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым,
о признании недействительным постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Правда" (далее - общество, заявитель, ООО "Правда") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительным постановления Администрации города Ялты Республики Крым (далее - администрация) от 23.06.2022 N 2354-п "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Правда" в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Ялта, ш. Южнобережное, 44, в порядке переоформления прав". В качестве устранения допущенного нарушения своих прав заявитель просит обязать администрацию направить в адрес общества проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 90:25:010111:766, площадью 4536 кв.м., расположенного по адресу: г. Ялта, ш. Южнобережное, 44, не позднее 10 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Спор разрешен судом при участии в деле в качестве заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым (далее - департамент), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 27.02.2023 требование общества удовлетворено, оспоренное постановление признано недействительным, на Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем подготовки, подписания и направления в его адрес проекта договора аренды указанного земельного участка. Судом разрешен вопрос о взыскании с администрации в пользу заявителя судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 3000,00 руб.
Департамент обратился с апелляционной жалобой на принятый судебный акт, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленного требования. В апелляционной жалобе департамент ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, указывает, что испрашиваемый обществом земельный участок находится в двух территориальных зонах: Т-26 - исключенные из Генерального плана территории и ТЗ-05/1-371 - зона многофункциональной застройки, что создает правовую неопределенность в установлении режима использования данной территории; нахождение земельного участка одновременно в двух территориальных зонах обусловлено тем, что на момент утверждения генерального плана и правил землепользования и застройки земельный участок с кадастровым номером 90:25:010111:776 был без установления координат границ, как ранее учтенный; общество не лишено возможности обратиться в комиссию по внесению изменений в ПЗЗ. Полагает, что отказ администрации является правомерным, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах, что законом не допускается.
ООО "Правда" в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, обжалуемое решение - без изменения, полагает приведенные в жалобе доводы несостоятельными, а выводы суда, изложенные в решении, обоснованными.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу положений части 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
В порядке положений статьи 66, части 1, 2 статьи 268 АПК РФ апелляционный суд приобщил к материалам дела дополнительные доказательства, с целью выяснения обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, без исследования и оценки которых спор не может быть признан разрешенным с установлением всех фактических обстоятельства дела.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена апелляционной инстанцией по правилам статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, оценив представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда отмене не подлежит, исходя из следующего.
Как следует из установленных фактических обстоятельств дела, решением 38-й сессии 23-го созыва Алупкинского городского совета от 18.12.2021 N 16 частному предприятию "Правда" (ныне ООО "Правда") предоставлен в постоянное пользование земельный участок общей площадью 0,4536 га для строительства и обслуживания кафе с летней площадкой и автостоянкой по адресу: г. Алупка, ул. Южнобережное шоссе, 40, из застроенных земель коммерческого использования, изъятых из землепользования дочернего предприятия "Сим-плюс" АО "СИМ". 26.12.2001 заявителю был выдан государственный акт на право постоянного пользования земельным участком серии I-КМ N 003840, который зарегистрирован в установленном на тот период порядке в Книге записей государственных актов на право постоянного пользования землей N 79.
Общество возвело на земельном участке нежилое строение кафе общей площадью 256,3 кв.м. и на основании решения исполкома Алупкинского городского совета от 24.01.2008 N 3 зарегистрировало свое право собственности на него в государственном реестре реестр прав собственности 04.02.2008 за N 21993635.
В порядке, установленном статьей 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ООО "Правда" привело учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации с изменением своей организационно-правовой формы, о чем 27.12.2014 внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
Земельный участок в феврале 2018 поставлен на кадастровый учет, участку присвоен кадастровый номер 90:25:010111:766, определена категория - "земли населенных пунктов", сведения об объекте имеют статус "ранее учтенные".
Согласно выписке из ЕГРН от 06.06.2023 право собственности на объект недвижимости нежилое здание площадью 256,3 кв.м., расположенное по адресу: Республика Крым, г. Ялта, шоссе Южнобережное, 40, зарегистрировано в ЕГРН 11.09.2017. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 90:25:010111:766.
ООО "Правда" обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в аренду в порядке процедуры переоформления ранее возникшего права.
Постановлением администрации от 23.06.2022 N 2354-п обществу было отказано в предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 4536 кв.м., расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, шоссе Южнобережное, 44, с КН 90:25:010111:766.
Отказ администрация мотивировала тем, что согласно карте территориальных зон Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденных решением Ялтинского городского совета от 19.07.2019 N 16, земельный участок расположен в территориальной зоне Т-26 "исключенные территории" - территории, исключенные из проекта Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением Ялтинского городского совета от 03.12.2018 N 3.
Не согласившись с указанным постановлением и полагая его незаконным, ООО "Правда" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что отказ администрации не соответствует закону и нарушает права заявителя, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы, основываясь на следующем.
В соответствии с положениями части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон) до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК) установлены особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 38-ЗРК предоставленное гражданам, юридическим лицам до вступления в силу Федерального конституционного закона право постоянного пользования земельным участком соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
На основании части 4 статьи 3 Закона N 38-ЗРК юридические лица, которым земельные участки предоставлены на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона и которым земельные участки не могут принадлежать на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны переоформить права на такие земельные участки на право аренды или приобрести земельные участки в собственность.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями данной статьи определяется Советом министров Республики Крым (часть 5 статьи 3 Закона N 38-ЗРК).
Таким образом, переоформление прав осуществляется в отношении прав на земельные участки, которые возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона. Приобретение всех прочих прав осуществляется на общих основаниях.
В данном случае общество просило предоставить земельный участок в порядке переоформления прав по ранее выданному государственному акту на право постоянного пользования землей. Фактических оснований считать, что обществом испрашивался земельный участок под объектом недвижимого имущества в ином порядке, не имеется.
В силу пункта 3 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 (далее - Порядок N 313), переоформление прав осуществляется в отношении прав на земельные участки, которые возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона
Пунктом 12 Порядка N 313 определено, что основаниями для отказа в удовлетворении заявления являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона N 38-ЗРК.
Частью 6 статьи 13 Закона N 38-ЗРК установлен закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей:
- наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи;
- несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории;
- наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа Республики Крым, уполномоченного в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.
Таким образом, законодатель предусмотрел специальный порядок заключения договора аренды земельного участка в процедуре переоформления ранее возникших прав, в том числе определил условия для заключения договора, документы, необходимые для заключения договора, а также основания для отказа в заключении договора, перечень которых является исчерпывающим.
В данном случае основания, по которым администрация полагает право постоянного пользования общества не подлежащим переоформлению, не соответствуют нормам части 6 статьи 13 Закона N 38-ЗРК.
В соответствии с пунктом 19 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденными решением 85-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 1-го созыва от 19.07.2019 N 16, земельный участок с кадастровым номером 90:25:010111:766 находится в зоне, исключенной из проекта Генерального плана, относящейся к несогласованным вопросам по результатам решения согласительной комиссии "Т-26", и частично в границах территориальной зоны многофункциональной застройки "Т3-05/1-371". При этом согласно пункту 2 статьи 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Между тем установленные указанной нормой, а также частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации требования о недопустимости образования земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, и о принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне применяются в случаях изначального образования земельных участков в целях предоставления гражданину или юридическому лицу.
Испрашиваемый земельный участок фактически образован в соответствии с решением публичного собственника в 2001 году, тогда же предоставлен обществу в установленном законом порядке в постоянное пользование, впоследствии, в 2018 году поставлен на кадастровый учет, его границы определены.
Данные обстоятельства администрацией и департаментом не оспаривались.
В настоящее время общество просит переоформить право постоянного пользования на право аренды земельного участка с теми характеристиками (местоположение, размер), которые существовали на момент его фактического образования в 2001 году.
В силу положений Закона N 38-ЗРК право пользования земельным участком сохраняется за обществом и с учетом изложенного общество имеет право на заключение договора аренды на этот участок в порядке переоформления ранее возникшего права.
В рассматриваемом случае основания для отказа заявителю в предоставлении земельного участка в аренду в порядке переоформления прав, предусмотренные частью 6 статьи 13 Закона N 38-ЗРК, администрацией не установлены.
Принимая оспариваемое постановление, администрация не учла, что отнесение в 2019 году правилами землепользования и застройки земельного участка к неопределенной зоне не может служить основанием для отказа обществу в предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав, полученного на основании решения публичного собственника до вступления в силу Федерального конституционного закона и введения в действие на территории Республики Крым Земельного кодекса Российской Федерации.
Оформление такого участка в аренду не может быть ограничено правилами землепользования и застройки.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 20.04.2022 N 48-КАД21-20-К7, от 07.09.2022 N 127-КАД22-11-К4 территориальное зонирование, нахождение земельного участка в двух территориальных зонах не может ограничивать право на переоформление в аренду земельного участка, который был предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам апелляционной жалобы департамента расположение земельного участка в двух территориальных зонах или в неопределенной зоне не является обстоятельством, ограничивающим право заявителя на переоформление земельного участка в аренду.
Исходя из положений пунктов 13, 14, 15 Порядка N 313, уполномоченный орган, не установив указанных частью 6 статьи 13 Закона N 38-ЗРК оснований для отказа в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка, несет обязанность по заключению договора аренды в отношении соответствующего земельного участка по заявлению лица, которому ранее земельный участок был предоставлен в постоянное пользование.
Поскольку департамент, как уполномоченный администрацией орган, несет обязанность по заключению договора аренды земельного участка в порядке переоформления существующих прав, не требующую издания администрацией соответствующего распорядительного акта, суд первой инстанции, правомерно признал надлежащим способом восстановления прав и законных интересов общества возложение на департамент обязанности подготовить, подписать проект договора аренды земельного участка и направить его в адрес общества.
Имеющееся в представленных документах расхождение адреса земельного участка (в первоначальном документе указан адрес Южнобережное шоссе 40, а в выписке из ЕГРН Южнобережное шоссе, 44) правового значения не имеет, поскольку носит технический характер. Судом установлено и материалами дела, выписками из ЕГРН подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 90:25:010111:766 имеет адрес: г. Ялта, ш. Южнобережное, 44, в пределах которого расположен объект недвижимости с кадастровым номером 90:25:090101:475. В свою очередь объект недвижимого имущества с кадастровым номером 90:25:090101:475 (здание кафе) имеет адрес: г. Ялта, ш. Южнобережное, д. 40, и расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером 90:25:010111:766.
Доводы департамента, изложенные в апелляционной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у апелляционной инстанции отсутствуют.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы апелляционной жалобы необоснованными и не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 27 февраля 2023 года по делу N А83-16566/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.В. Привалова |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-16566/2022
Истец: ООО "ПРАВДА"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ДИЗО Администрации г. Ялты РК
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ