город Томск |
|
26 июня 2023 г. |
Дело N А03-12399/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., Павлюк Т. В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т. А. рассмотрел апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края (N 07АП-1824/2023) на решение от 24.01.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-12399/2022 (судья Музюкин Д.В.), по заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю Колтаковой Виктории Сергеевне, к Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю о признании незаконным и отмене постановления от 22.07.2022 N 22089/22/168722 по исполнительному производству N 2022/22/22089-ИП о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения, об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству N 2022/22/22089-ИП,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Прокуратуры Алтайского края, общественной организации охотников и рыболовов села Парфеново "Диана",
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее - заявитель, Министерство, Минприроды АК, должник) обратилось в арбитражный суд с заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю Колтаковой В.С. (далее - судебный пристав-исполнитель Колтакова В.С.), к Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 22.07.2022 N 22089/22/168722 по исполнительному производству N 2022/22/22089-ИП о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения, об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству N 2022/22/22089-ИП.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Прокуратура Алтайского края, общественная организация охотников и рыболовов села Парфеново "Диана" (далее - ОООиР с. Парфеново "Диана").
Решением от 24.01.2023 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении требования Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю Колтаковой В.С. от 22.07.2022 N 22089/22/168722 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству N 2022/22/22089-ИП отказано; в удовлетворении требования Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству N 2022/22/22089-ИП отказано; суд уменьшил исполнительский сбор, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю Колтаковой В.С. от 22.07.2022 N 22089/22/168722 по исполнительному производству N 2022/22/22089-ИП, подлежащий взысканию с Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, и установить исполнительский сбор в размере 37 500 руб. (с учетом определения Арбитражного суда Алтайского края об исправлении опечатки от 07.02.2023).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Алтайского края от 24.01.2023 и принять по делу новое решение: признать постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств Колтаковой B.C. 22.07.2022 N 22089/22/168722 по исполнительному производству N 44494/22/22089-ИП о взыскании с Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края исполнительского сбора в размере 50 000 рублей и установлении нового срока для исполнения незаконным, отменить его и освободить Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству 2022/22/22089-ИП.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Министерство указывает, что неисполнение решения суда не связано с виновным противоправным бездействием Минприроды АК, поскольку последним предпринимались все возможные действия, направленные на исполнение решения суда, следовательно, нет оснований для взыскания исполнительского сбора.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Определением от 28.03.2023 апелляционный суд приостановил производство по настоящему делу до принятия Арбитражным судом Западно-Сибирского округа судебного акта по делу N А03-12402/2022.
Согласно официальным данным информационного ресурса "Картотека арбитражных дел" Арбитражным судом Западно-Сибирского округа принято постановление по делу N А03-12402/2022.
Рассмотрение вопроса о возобновлении производства по делу назначено судом на 20.06.2023, 11-35 час.
Определением суда от 20.06.2023 производство по делу возобновлено.
Учитывая, что лицами, участвующими в деле, не заявлено возражений о рассмотрении дела по существу в судебном заседании 20.06.2023, в порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в настоящем судебном заседании.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно материалам дела, Прокурор Алтайского края, выступающий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии с 29.08.2017 мер к взысканию с общественной организации охотников и рыболовов села Парфеново "Диана" годового размера сбора за пользование объектами животного мира, предусмотренного разделом VI охотохозяйственного соглашения от 29.08.2017 N 54 и обязании принять меры к взысканию указанного годового размера сбора, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общественной организации охотников и рыболовов села Парфеново "Диана".
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 17.09.2021 по делу N А03- 9116/2021 признано незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, выразившееся в не принятии с 29.08.2017 мер к взысканию с общественной организации охотников и рыболовов села Парфеново "Диана" годового размера сбора за пользование объектами животного мира, предусмотренного разделом VI охотохозяйственного соглашения от 29.08.2017 N 54. Суд обязал Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края принять меры к взысканию с общественной организации охотников и рыболовов села Парфеново "Диана" годового размера сбора за пользование объектами животного мира, предусмотренного разделом VI охотохозяйственного соглашения от 29.08.2017 N 54.
Во исполнение решения от 17.09.2021 по делу N А03-9116/2021 Арбитражным судом Алтайского края выдан исполнительный лист серии ФС N 038251276 от 29.12.2021, на основании которого судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Панькиной М.А. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 2022/22/22089-ИП от 20.01.2022.
Для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, должнику установлен 5-ти дневный срок с момента получения должником копии постановления, которое получено Минприроды АК 27.01.2022.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Панькиной М.А. от 11.02.2022 исполнительное производство N 2022/22/22089-ИП от 20.01.2022 было окончено на основании пункта 1 части 1 статьи 47 ФЗ "Об исполнительном производстве" (фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе), Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края предприняты меры к взысканию с организации суммы сбора. Исполнительский сбор не взыскан, так как требования исполнены в срок для добровольного исполнения.
Постановлением врио начальника отдела - старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Тищенко Е.В. от 12.07.2022 постановление об окончании исполнительного производства от 11.02.2022 отменено, исполнительное производство N 2022/22/22089-ИП от 20.01.2022 возобновлено. Указанное постановление поступило в Минприроды АК 22.07.2022.
29.07.2022 Министерство направило в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств ответ на постановление об отмене окончания (прекращения) исполнительного производства, в котором было указано, что требования исполнительного листа серии ФС N 038251276 Арбитражного суда Алтайского края на день отмены окончания исполнительного производства исполнены в полном объеме.
Поскольку исполнительный документ добровольно должником не исполнен, 22.07.2022 судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю Колтакова В.С., вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения, в соответствии с которым с Минприроды АК взыскано 50 000 руб. исполнительского сбора. Пунктом 2 постановочной части данного постановления должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа: до 20.09.2022. Указанное постановление поступило в Минприроды АК 09.08.2022.
В связи с тем, что требования исполнительного документа исполнены должником до вынесения постановления от 22.07.2022 о взыскании исполнительского сбора, судебным приставом-исполнителем Колтаковой В.С. 22.11.2022 вынесено постановление о внесении изменений в ранее вынесенное постановление от 22.07.2022, согласно которому пункт 2 постановочной части постановления о взыскании исполнительского сбора N 22089/22/16872 от 22.07.2022 исключен.
Не согласившись с постановлением о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения от 22.07.2022 N 2022/22/22089-ИП, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Принимая судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 329 АПК РФ действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другим федеральным законом, по правилам, установленным главы 24 указанного Кодекса.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий, устанавливаются Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ).
Одним из принципов осуществления исполнительного производства является своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (пункт 2 статьи 4 Федерального закона N 229-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона N 229-ФЗ непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено указанным Законом.
Согласно части 7 статьи 30 Федерального закона N 229 заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (часть 8 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ).
В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах", далее - Федеральный закон N 118-ФЗ).
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено данным Законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ).
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 17 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ).
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 78 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Исчисление срока для добровольного исполнения исполнительного документа связано с датой получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
В силу части 6 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлении от 30.07.2001 N 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения, причем данная мера представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Юридическая сила выносимого судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора обусловлена его природой как особого рода самостоятельного правоприменительного акта, издаваемого в порядке административной юрисдикции с целью пресечения правонарушений, совершаемых в процессе принудительного исполнения судебных и иных решений. Аналогичная правовая позиция Пленума Верховного Суда Российской Федерации выражена в постановлении от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (пункты 74, 78 Постановления) (далее - Постановление N 50).
Судом из материалов дела установлено, что в срок, предусмотренный для добровольного исполнения, заявителем не исполнено требование по исполнительному документу.
Постановление о возбуждении исполнительного производства N 2022/22/22089-ИП от 20.01.2022 получено должником 27.01.2022.
03.02.2022 Минприроды АК направило в адрес ОООиР с. Парфеново" "Диана" претензию об уплате годового размера сбора за пользование объектами животного мира, исчисленного на основании охотхозяйственного соглашения N 54 от 29.08.2017.
14.02.2022 от ОООиР с. Парфеново "Диана" поступил ответ на претензию, согласно которому организация отказалась добровольно погашать начисленные сборы.
25.04.2022, то есть, более чем через два месяца после получения ответа на претензию было подготовлено и подано в Арбитражный суд Алтайского края исковое заявление Минприроды Алтайского края о взыскании с ОООиР с. Парфеново "Диана" задолженности по оплате годового размера сборов за пользование объектами животного мира, предусмотренного разделом VI охотхозяйственного соглашения от 29.08.2017 N 54 в размере 29 373 руб. 80 коп.
На основании искового заявления к ОООиР с. Парфеново "Диана" Арбитражным судом Алтайского края было возбуждено производство по делу N А03-6192/2022.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 19.09.2022 по делу N А03- 6192/2022 с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ исковые требования удовлетворены полностью, с общественной организации охотников и рыболовов села Парфеново "Диана" в пользу Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края взыскано 23 690 руб. задолженности.
Вместе с тем, при проведении прокурорской проверки Прокуратурой установлено, что в установленный срок для добровольного исполнения требований исполнительного листа данное требование в полном объеме не было исполнено должником, исчерпывающие меры для исполнения судебного акта не приняты. Прокуратура, в том числе, установила, что ОООиР с. Парфеново "Диана" в установленный в претензии срок не внесла денежные средства. В таком случае Министерство было обязано обратиться с исковым заявлением о взыскании годового размера сборов за пользование объектами животного мира, предусмотренного разделом VI охотхозяйственных соглашений в судебном порядке, однако указанные действия предприняты не были.
Из решения суда от 17.09.2021 по делу N A03-9116/2021 установлено, что должнику необходимо принять меры к взысканию с общественной организации охотников и рыболовов села Парфеново "Диана" годового размера сбора за пользование объектами животного мира, предусмотренного разделом VI охотохозяйственного соглашения от 29.08.2017 N 54.
Как верно отметил суд первой инстанции, для целей взыскания должник должен был не ограничиться направлением претензий и ожиданием добровольной оплаты задолженности, а предпринять иные меры предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, а именно направить исковое заявление в суд.
12.07.2022 врио начальника отдела - старший судебный пристав Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Тищенко Е.В. вынесла постановление об отмене окончания (прекращения) исполнительного производства от 12.07.2022 N 2022/22/22089-ИП и возобновила данное исполнительное производство, ввиду того, что в материалах исполнительного производства отсутствуют соответствующие документы, подтверждающие исполнение Министерством исполнительного документа в полном объеме.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в установленный срок для добровольного исполнения требование в полном объеме не исполнено Министерством, в связи с чем у судебного пристава - исполнителя имелись законные основания для вынесения 22.07.2022 постановления N 22089/22/168722 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера.
Оснований для освобождения Министерства от взыскания исполнительского сбора судом первой инстанции не установлено, поскольку доказательств невозможности исполнения требований исполнительного документа в названный срок Министерством не представлено.
С учетом изложенного арбитражный суд первой инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 201 АПК РФ, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку совокупность условий для признания незаконным оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя в ходе рассмотрения дела судом не установлена.
Рассмотрев ходатайство об уменьшении размера исполнительского сбора, подлежащего взысканию с Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края в доход федерального бюджета, установленного постановлением N 22089/22/168722 от 22.07.2022 года на 25 %, суд первой инстанции пришел к выводу о возможности снижения размера исполнительского сбора на 25 %.
Доводы Министерства о принятии им мер по урегулированию спора учтены судом первой инстанции в качестве обстоятельств, свидетельствующих о возможности снижения размера исполнительского сбора в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ. При этом возражения судебного пристава-исполнителя и Прокуратуры об отсутствии оснований для уменьшения размера исполнительного сбора были исследованы судом первой инстанции и не приняты во внимание.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию апеллянта по делу, являлись предметом полного и всестороннего рассмотрения и оценки судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку в силу части 2 статьи 329 АПК РФ заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия), соответственно, и апелляционные жалобы государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.01.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-12399/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-12399/2022
Истец: Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края
Ответчик: Судебный пристав-исполнитель МОСП по ОВИП Колтакова В.С.
Третье лицо: ОООР с. Парфеново "Диана", МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств, Прокуратура Алтайского края, Прокуратура Томской обл, Управление ФССП по Алтайскому краю.