г. Хабаровск |
|
27 июня 2023 г. |
А73-18617/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Воронежской Дарьи Юрьевны: лично;
от управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю: Оксюта О.В., по доверенности от 17.01.2023 N 47-12/01414;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Воронежской Дарьи Юрьевны
на решение от 18.04.2023
по делу N А73-18617/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Воронежской Дарьи Юрьевны
к управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю
об оспаривании действий (бездействий), о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Воронежская Дарья Юрьевна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Воронежская Д.Ю.) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее - налоговый орган, УФНС России по Хабаровскому краю, управление), о признании незаконными действия (бездействия) ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска, УФНС России по Хабаровскому краю, выразившиеся в несвоевременном рассмотрении заявления о выдаче субсидии на карантин по форме КНД 1150126, в уклонении по рассмотрению заявления о выдаче субсидии на нерабочие дни по форме КНД 1150127, в отсутствии информирования получателя субсидии о факте перечисления субсидии в виде почтового отправления. Также просит суд взыскать с УФНС России по Хабаровскому краю в ее пользу проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 2 594,49 руб.
В порядке восстановления нарушенного права заявитель просит суд возложить на УФНС России по Хабаровскому краю обязанность зачислить ей субсидию на нерабочие дни по форме КНД 1150127 в размере 12 792 руб., осуществить информирование получателя субсидии о факте перечисления субсидии в виде почтового отправления, представить письменное разъяснение о причинах несвоевременного зачисления субсидии на карантин.
Решением суда от 18.04.2023 заявленные требования удовлетворены частично. Бездействие налогового органа, выразившееся в нерассмотрении заявления предпринимателя о предоставлении субсидии на карантин по форме КНД 1150126 от 29.10.2021 признано незаконным, на управление возложена обязанность рассмотреть заявление. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом в части отказа взыскания с управления процентов ИП Воронежская Д.Ю. обжаловала его в апелляционном порядке. Также в жалобе просит обязать УФНС России по Хабаровскому краю зачислить предпринимателю субсидию на нерабочие дни по форме КНД 1150127 в размере 12 792 руб.
В судебном заседании апелляционного суда предприниматель на доводах жалобы настаивала, просила решение в обжалуемой части отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель налогового органа в заседании суда, а также в представленных возражениях на жалобу выразил несогласие с доводами последней, просил оставить судебный акт без изменений, в удовлетворении жалобы отказать.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что 14.12.2021 ИП Воронежская Д.Ю. посредством почтового отправления направила в ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска заявления по форме КНД 1150127 о предоставлении субсидии на нерабочие дни и по форме КНД 1150126 о предоставлении субсидии на карантин.
Заявления поступили в налоговый орган 10.01.2022.
19.10.2022 заявитель обратилась в управление с заявлением, в котором просила выдать ей предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2021 N 1513 (далее - Постановление N 1513) субсидии на нерабочие дни и на карантин.
Рассмотрев обращение предпринимателя от 19.10.2022, налоговый орган в письме от 26.10.2022 N 11-25/20005@ сообщил, что субсидия, предусмотренная Постановлением N 1513, в размере 12 792 руб. зачислена на счет предпринимателя в ПАО Сбербанк 06.10.2022 платежным поручением N 983450.
Считая, что действия (бездействия) налогового органа по несвоевременному рассмотрению заявления о выдаче субсидии на карантин по форме КНД 1150126, в уклонении по рассмотрению заявления о выдаче субсидии на нерабочие дни по форме КНД 1150127, противоречат требованиям закона и нарушают права и законные интересы ИП Воронежской Д.Ю., последняя, на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ), рассчитала проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 2 594,49 руб. и обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Рассмотрев спор, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия по несвоевременному рассмотрению заявления по форме КНД 1150127 о предоставлении субсидии на нерабочие дни, поскольку данное заявление было рассмотрено налоговым органом, субсидия зачислена на счет предпринимателя, что подтверждается платежным поручением N 983450, а также отсутствие, оснований для взыскания процентов; при этом бездействие налогового органа, выразившееся в нерассмотрении заявления предпринимателя о предоставлении субсидии на карантин по форме КНД 1150126 признано незаконным, на управление возложена обязанность рассмотреть заявление.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Принимая во внимание, что решение суда обжалуется только в части отказа во взыскании процентов, а также невозложении обязанности на управление зачислить предпринимателю субсидию на нерабочие дни по форме КНД 1150127 в размере 12 792 руб., и возражений по проверке судебного акта в обжалуемой части от лиц, участвующих в деле, не поступило, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения только в указанной части.
Постановлением Правительства РФ от 07.09.2021 N 1513 (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.10.2021 N 1849) (далее - Постановление N 1513) утверждены Правила предоставления из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Правила предоставления субсидий или Правила, утвержденные Постановлением Правительства N 1513).
В соответствии с п. 1 Постановления N 1513 субсидия предоставляется, в том числе, в целях частичной компенсации затрат получателей субсидий, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях нерабочих дней, установленных Указом Президента Российской Федерации от 20 октября 2021 N 595 "Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре - ноябре 2021 года", а также с проведением в 2021 году мероприятий по адаптации к требованиям о посещении предприятий в отдельных сферах экономики при условии наличия QR-кодов и (или) к иным ограничениям деятельности, направленным на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции (далее - субсидия на нерабочие дни).
Из пункта 3(1) Правил предоставления субсидий следует, что субъекты малого и среднего предпринимательства (далее по тексту - МСП) могли получить субсидию на нерабочие дни, подав заявление в установленном порядке, если одновременно выполнялись следующие условия: - организация (индивидуальный предприниматель) включена в реестр субъектов МСП по состоянию на 10 июля 2021 года; - отрасль, в которой организация (индивидуальный предприниматель) ведет основную деятельность, указана в Приложении N 5 к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства N 1513. Основной вид деятельности определяется по информации из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) по состоянию на 10 июля 2021 года; - на дату подачи заявления о предоставлении субсидии организация не находится в процессе ликвидации, в отношении нее не введена процедура банкротства, не принято решение об исключении из ЕГРЮЛ (индивидуальный предприниматель не прекратил деятельность, в отношении него не принято решение об исключении из ЕГРИП); - по состоянию на 1 июля 2021 года у организации (индивидуального предпринимателя) нет недоимки по налогам и страховым взносам, превышающей в общей сложности 3 000 руб.
Для получения субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) должно быть подано заявление о ее предоставлении (п. 6 Правил предоставления субсидий). Форма заявления о предоставлении субсидии на нерабочие дни утверждена в Приложении N 4 к Постановлению Правительства N 1513. (п. 3(1), пп. "а" п. 4, п. 4(1) Правил предоставления субсидий).
Срок подачи заявления о предоставлении субсидии зависит от ее вида. В отношении субсидии на карантин получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган в течение 2 месяцев со дня направления в управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации решения о введении ограничений (карантина) (пункт 6 Правил предоставления субсидий). Для получения субсидии на нерабочие дни получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган в период с 01.11.2021 по 15.12.2021.
В силу пункта 9 Правил N 1513 налоговый орган в случае выявления в результате проведения проверки информации в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил оснований для отказа в предоставлении субсидии в течение 5 рабочих дней со дня направления заявления формирует сообщение об отказе в предоставлении субсидии и направляет его получателю субсидии по телекоммуникационным каналам связи, через кабинет налогоплательщика или в виде почтового отправления.
Основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются:
а) несоответствие получателя субсидии условиям, предусмотренным пунктами 3, 3(1), 4 и 4(1) настоящих Правил;
б) представление неполных и (или) недостоверных сведений, содержащихся в заявлении, их несоответствие данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе несоответствие информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации;
в) нарушение срока, предусмотренного абзацами первым и вторым пункта 6 настоящих Правил, направления заявления;
г) нарушение порядка оформления и представления заявления (неподписание заявления или подписание заявления неуполномоченным лицом, представление в ненадлежащий налоговый орган);
д) непредставление получателем субсидии в налоговый орган отчетности, предусмотренной абзацем четвертым пункта 5 и абзацем третьим пункта 5(1) настоящих Правил.
В случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении субсидии Федеральная налоговая служба в течение 5 рабочих дней со дня направления заявления производит расчет размера субсидии в соответствии с пунктами 5 и 5(1) настоящих Правил, формирует реестр получателей субсидий в электронном виде, подписанный уполномоченным лицом Федеральной налоговой службы с применением усиленной электронной квалифицированной подписи, и направляет его в Федеральное казначейство (пункт 10 Правил N 1513).
По материалам дела судом установлено, что 10.01.2022 в налоговый орган поступили заявления ИП Воронежской Д.Ю. по форме КНД 1150127 о предоставлении субсидии на нерабочие дни и по форме КНД 1150126 о предоставлении субсидии на карантин, направленные последней 14.12.2021 посредством почтового отправления.
Рассматривая спор, судом установлено, что заявление по форме КНД 1150127 о предоставлении субсидии на нерабочие дни налоговым органом рассмотрено, субсидия в размере 12 792 руб. перечислена на счет предпринимателя 06.10.2022 по платежному поручению N 983450. В связи с чем, в удовлетворении требований в данной части отказано. Оснований для возложения на управление обязанности зачислить на счет предпринимателя субсидию на нерабочие дни по форме КНД 1150127 в размере 12 972 руб. не имеется, ввиду ее перечисления 06.10.2022.
Доводы апелляционной жалобы в указанной части подлежат отклонению.
Также предприниматель не согласна с решением суда в части отказа взыскания с управления процентов за несвоевременное зачисление субсидии.
Пунктом 1 статьи 395 ГК РФ предусмотрено, что в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок (пункт 3 статьи 395 ГК РФ).
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, в настоящем случае правовых оснований для удовлетворения требования заявителя о взыскании с УФНС России по Хабаровскому краю процентов за пользование чужими денежными средствами, не имеется, поскольку нормами действующего законодательства не предусмотрена обязанность налоговых органов в случае нерассмотрения заявления о предоставлении субсидии уплачивать проценты в порядке, установленном статьей 395 ГК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего спора. Новых доводов, влияющих на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта, предпринимателем не приведено.
При таких обстоятельствах решение суда, по содержащимся в апелляционной жалобе доводам, отмене или изменению не подлежит.
Нарушений являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18.04.2023 по делу N А73-18617/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-18617/2022
Истец: ИП Воронежская Дарья Юрьевна
Ответчик: Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю
Третье лицо: Николаев М. И.