г. Москва |
|
22 июня 2023 г. |
Дело N А40-249602/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Проценко А.И.,
судей: Елоева А.М., Яремчук Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ногеровой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Теплокоммунэнерго" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.04.2023 по делу N А40-249602/22 по иску АО "Теплокоммунэнерго" (ОГРН 1166196063307) к Министерству обороны России (ОГРН 1037700255284) третье лицо: ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Министерства обороны России о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Желонова И.С. по доверенности от 11.10.2022;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
АО "Теплокоммунэнерго" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением о взыскании с Министерства обороны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности денежных средств в сумме 14 584, 75 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 апреля 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, поскольку выводы суда не соответствуют материалам дела, кроме того, при принятии решения по делу, судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Представитель ответчика в судебном заседании против доводов жалобы возражал, направил отзыв на жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, уведомленные судом о времени и месте слушания дела, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет о принятии апелляционной жалобы к производству и назначению к слушанию, в судебное заседание не явились, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм ст. 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 18 апреля 2023 года подлежит отмене, на основании следующего.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 08.04.2021 по делу N А53-14660/20, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2021 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.09.2021, принят отказ от иска в части требований к Министерству обороны Российской Федерации в связи с чем, производство в указанной части прекращено.
Также, с Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745) в пользу акционерного общества "Теплокоммунэнерго" (ОГРН 1166196063307, ИНН 6165199445) взыскано 7 681, 61 руб. долга, 316, 31 руб. пени, 582 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Также, с Федерального государственного бюджетного учреждения "СевероКавказское ТУИО" в пользу акционерного общества "Теплокоммунэнерго" (ОГРН 1166196063307, ИНН 6165199445) взыскано 14 584, 75 руб. долга, 171, 65 руб. пени, 1 075 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В части требований к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Специальное ТУИО" Минобороны России в иске отказано.
На основании вступившего в законную силу решения 20.07.2021 АО "Теплокоммунэнерго" выдан исполнительный лист серии ФС N 036610203 на взыскание с Федерального государственного бюджетного учреждения "СевероКавказское ТУИО" в пользу акционерного общества "Теплокоммунэнерго" (ОГРН 1166196063307, ИНН 6165199445) 14 584, 75 руб. долга, 171, 65 руб. пени, 1075 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, который был направлен в Управление Федерального казначейства по Ростовской области. Исполнительный лист серии ФС N 036610203 был исполнен на сумму 1 246, 65 руб.
По истечении трехмесячного срока с момента предъявления исполнительного листа, Управление Федерального Казначейства по Ростовской области уведомлением 01.12.2021 N УНЛ-21-00163440-50 сообщило истцу (взыскателю) о неисполнении должником требований исполнительного документа, а также сообщило о возможности отзыва исполнительного листа и предъявления исковых требований по неисполненному исполнительному документу к главному распорядителю средств соответствующего бюджета, в ведении которого находится должник - Министерству обороны Российской Федерации.
Полагая, что ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России является федеральным государственным казенным учреждением Министерства обороны РФ, то ответчик при недостаточности средств учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам в порядке ст. 123.23 ГК РФ, ст. 399 ГК РФ истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Рассмотрев заявленные исковые требования, суд первой инстанции указал, что исходя из фактических обстоятельств и материалов дела, сведений о ликвидации или о начале процедуры ликвидации указанного учреждения ЕГРЮЛ не содержит.
Уведомление УФК по Ростовской области не может служить доказательством, подтверждающим невозможность исполнения судебного акта, а также недостаточность у ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России денежных средств для полного исполнения вступившего в законную силу судебного акта.
Кроме того, частичное исполнение судебных актов свидетельствует о том, что обстоятельств, объективно препятствующих исполнению требований исполнительных документов, не имеется.
Обстоятельств, объективно препятствующих исполнению требований исполнительного документа, не имеется.
Доказательств невозможности принудительного исполнения, в том числе путем предъявления исполнительного документа в соответствующее подразделение ФССП России, не представлено.
Доказательства, подтверждающие обстоятельства, предусмотренные п. 3 ст. 123.21 ГК РФ (недостаточность денежных средств учреждения), необходимые для наступления субсидиарной ответственности, истцом, вопреки требованиям ч. 1 ст. 65 АПК РФ, не представлены.
Таким образом, суд пришел к выводу, что отсутствуют основания, предусмотренные п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, для удовлетворения исковых требований о взыскании с Минобороны России в порядке субсидиарной ответственности денежных средств по неисполненным исполнительным документам.
Судебная коллегия не может согласиться с вышеуказанными выводами суда первой инстанции и считает, что судом не приняты во внимание следующие обстоятельства.
В силу ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, максимальный срок исполнения судебного акта составляет три месяца со дня поступления исполнительного листа в орган Федерального казначейства.
При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган Федерального казначейства указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
По смыслу п.п. 12.1 п. 1 ст. 158 БК РФ, главный распорядитель бюджетных средств отвечает, соответственно, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Согласно ч. 4 ст. 123.22 ГК РФ, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно п. 1 ст. 399 ГК РФ, до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
При этом кредитор должен принять все меры для взыскания с основного должника суммы задолженности.
Обязательным условием привлечения лица к субсидиарной ответственности является установление судом невозможности взыскания суммы исковых требований с основного должника.
В п. 20 Постановления Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" установлено, что основанием для привлечения главного распорядителя бюджетных средств к предусмотренной бюджетным законодательством ответственности является наличие неисполненного судебного акта по предъявленному кредитором в суд иску к основному должнику - казенному учреждению (пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 БК РФ.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, функции главного распорядителя и получателя денежных средств федерального бюджета, выделенных на содержание Министерства обороны и реализацию возложенных на него функций, осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
ФГКУ "Специальное ТУИО" Министерства обороны России учреждено Министерством обороны Российской Федерации, и за ним закреплено на праве оперативного управления имущество - вышеуказанные квартиры, которыми Учреждение владеет и пользуется.
Согласно пункту 5 Устава ФГКУ "Специальное ТУИО" Министерства обороны России, утвержденного Министром обороны РФ от 25 мая 2012 г., учредителем Учреждения является Российская Федерация. Согласно пункту 6 указанного Устава, полномочия собственника имущества осуществляет Министерство обороны в соответствии с законодательством РФ.
Функция и полномочия Учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны. Таким образом, субсидиарную ответственность по обязательствам ФГКУ "Специальное ТУИО" Министерства обороны России несет собственник его имущества - Министерство обороны Российской Федерации, поскольку в соответствии с п.п. 9. 10. Положения о Министерстве обороны РФ, Министерство обороны РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны и реализацию возложенных на него полномочий.
Соответственно, все расходы по содержанию помещения должно нести Министерство обороны РФ как лицо, осуществляющее полномочия собственника государственного имущества.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства РФ от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.
Согласно подпункту 2 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации (утв. указом Президента РФ от 16.08.2004. N 1082) Минобороны России является органом управления Вооруженными силами РФ.
На основании подпункта 31 пункта 10 Положения Министр обороны является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
Таким образом, задолженность за оказанные жилищные и коммунальные услуги подлежит взысканию с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств - Министерства обороны РФ.
Пленум Верховного Суда РФ в пункте 20 постановления от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" также разъяснил, что кредитор также вправе одновременно предъявить иск к основному должнику - казенному учреждению и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета.
Вместе с тем, на Министерство финансов Российской Федерации, согласно пункту 1 статьи 242.2 БК РФ, возложено исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета).
При разрешении вопроса о взыскании в пользу истца с Министерства обороны Российской Федерации расходов судами необходимо определить порядок исполнения.
В этой связи, обязательство подлежит исполнению Министерством обороны Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству на реализацию соответствующих полномочий, а именно, в соответствии со статьей 242.3 БК РФ.
Кроме того, согласно разъяснениям, данным Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума Верховного Суда российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", исполнение судебных актов о взыскании денежных средств по государственным (муниципальным) контрактам, неосновательного обогащения, о возврате излишне уплаченных платежей по сделкам или в силу закона производится с казенного учреждения.
Заключение государственного (муниципального) контракта или иной гражданскоправовой сделки казенным учреждением не влечет взыскания образовавшейся задолженности за счет казны публично-правового образования, поскольку казенные учреждения, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами и обеспечивают исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с БК РФ (пункт 1, подпункт 8 пункта 3 статьи 50, пункт 4 статьи 123.22 ГК РФ, пункты 8, 9 статьи 161 БК РФ).
Правила статьи 161 БК РФ, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 статьи 161 БК РФ распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ (пункт 19 Пленума ВС РФ от 28.05.2019 N 13).
Сведений о наличии оснований для освобождения ответчика от исполнения возложенных на него законом обязательств ответчиками не приведено.
Также, в силу п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве, учитывая характер правовых особенностей должника, финансовая деятельность которого регулируется нормами бюджетного законодательства, исполнительное производство судебным приставом-исполнителем возбуждено быть не может.
Кроме того, при рассмотрении заявленного иска по существу суд не учел того обстоятельства, что истец при обращении взыскания задолженности с ответчика в порядке субсидиарной ответственности в данном конкретном случае не обязан доказывать недостаточность денежных средств у должника в лице ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны РФ, поскольку сам факт неисполнения решения в установленный Бюджетным Кодексом РФ трехмесячный срок, о чем вполне определенно свидетельствует ответ органа Федерального казначейства, является, по мнению судебной коллегии, достаточным основанием для предъявления соответствующих требований к ответчику как главному распорядителю бюджетных денежных средств.
Позиция приведенная выше, содержится в постановлениях Арбитражного суда Московского округа по делам N А40-9715/21, А40-1390/2020, А40-158783/21, А40-325847/19.
Таким образом, оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (ст. 71 "Оценка доказательств"), представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, руководствуясь положениями действующего законодательства, принимая во внимание конкретные обстоятельства именно данного дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению на основании изложенного выше.
Судебные расходы судебная коллегия распределяет в соответствии с требованиями ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.04.2023 по делу N А40-249602/22 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284) за счет казны Российской Федерации в пользу АО "Теплокоммунэнерго" (ОГРН 1166196063307) в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам казенного учреждения согласно судебному акту по делу N А53-14660/20 денежные средства в сумме 14 584,75 руб., а также понесенные судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу искового заявления в сумме 2 000 руб. и расходы по оплате государственной пошлины по жалобе в сумме 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Судьи |
А.М. Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-249602/2022
Истец: АО "ТЕПЛОКОММУНЭНЕРГО"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ
Третье лицо: ФГКУ "Северокавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ