город Омск |
|
25 апреля 2024 г. |
Дело N А75-4953/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бацман Н.В.,
судей Воронова Т.А., Краецкой Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2538/2024) акционерного общества "Югра-Экология" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.01.2024 по делу N А75-4953/2023 (судья Агеев А.Х.), принятое по иску индивидуального предпринимателя Мартиросян Натальи Геннадьевны (ОГРНИП: 320861700016575, ИНН: 862200463708) к акционерному обществу "Югра-Экология" (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Привольная, зд. 15, ОГРН: 1178617020262, ИНН: 8601065381) о признании договоров незаключенными,
при участии в судебном заседании посредством веб-конференции с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел":
от акционерного общества "Югра-Экология" - Ларионова Ю.В., по доверенности от 15.12.2023 N 241/22 сроком действия по 31.12.2024;
индивидуальный предприниматель Мартиросян Наталья Геннадьевна лично,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Мартиросян Наталья Геннадьевна (далее - истец, предприниматель, ИП Мартиросян Н.Г.) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к акционерному обществу "Югра-Экология" (далее - ответчик, АО "Югра-Экология", региональный оператор) об обязании заключить договор на обращение с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции предприниматель уточнил исковые требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Согласно представленным уточнениям, истец просил признать незаключенными договоры на оказание услуг по обращению с ТКО N ЮЭ86КО3700000208 от 15.06.2022 и N ЮЭ86КО3700000237 от 15.09.2022.
Решением от 23.01.2024 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-4953/2023 уточненные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, региональный оператор обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее подателем указано, что поскольку региональным оператором соблюдена процедура направления проектов договоров в адрес истца, договор считается заключенным на условиях типового договора; потребитель фактически уклонялся от заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО; контейнерная площадка оборудована и зарегистрирована предпринимателем только в 2023 году, до указанного момента истец не исполнял требования, предусмотренные действующим законодательством.
К апелляционной жалобе ответчиком приложены дополнительные доказательства, подтверждающие, по мнению подателя жалобы, фактическое оказание услуг предпринимателю.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором предприниматель просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. К отзыву на апелляционную также приложены дополнительные документы.
От ответчика поступили дополнения к апелляционной жалобе, истцом представлены возражения на поступившие дополнения.
Представленные документы приобщены к материалам дела на основании статей 66, 81, 262 АПК РФ.
Представитель АО "Югра-Экология" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе и дополнениях к ней, ответил на вопросы суда.
ИП Мартиросян Н.Г. с доводами апелляционной жалобы и дополнений не согласна, поддержала доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, ответила на вопросы суда.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва не нее, заслушав пояснения сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в соответствии с соглашением от 02.04.2018 N 25, заключенным между обществом и Департаментом промышленности, АО "Югра-Экология" наделено статусом регионального оператора в сфере обращения с ТКО на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и осуществляет свою деятельность в соответствии с положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156).
АО "Югра-Экология" на официальном сайте (www.yugra-ecology.ru) размещено предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.
Региональным оператором в адрес предпринимателя направлен проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 15.06.2022 N ЮЭ86КО3700000208.
В приложении N 1 указано, что услуги оказываются в отношении объекта: торговые ряды/Промтоварный магазин, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Югорск, ул. Железнодорожная, расчет: по нормативу, единица расчета исходя из общей площади (кв. м), количество расчетных единиц - 193,85 кв.м, место (площадка) накопления ТКО: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра,, г. Югорск, ул. Железнодорожная, 59А.
Кроме того, в адрес истца также направлен проект договора от 15.09.2022 N ЮЭ86КО3700000237.
В соответствии с приложением N 1 к указанному договору услуги оказываются в отношении объекта: мини магазин "Анна"/Промтоварный магазин, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Югорск, ул. Мира, д. 49А, расчет по нормативу, единица расчета - общая площадь (кв. м), количество расчетных единиц - 223,5, место (площадка) накопления ТКО: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Югорск, ул. Железнодорожная, 59А.
Оба проекта договора со стороны предпринимателя не подписаны.
Как указывает истец, договоры заключены в отсутствие акцепта предпринимателя, проекты договоров истец не получал, с определенным местом накопления ТКО не согласен, в связи с чем обратился в арбитражный суд с иском о признании спорных договоров незаключенными (с учетом принятых уточнений).
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ обращение с ТКО обеспечивается региональными операторами.
Из пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Порядок заключения договора регламентируется Правилам N 1156.
В соответствии со статьями 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из договоров и иных оснований, предусмотренных законом, и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В силу пункта 1 статьи 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
По смыслу статьи 438 ГК РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
Так, согласно пункту 8(17) Правил N 1156 заключение конкретного договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО (пункты 8(4) - 8(16) Правил N 1156, и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В силу пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пункта 8(18) Правил N 1156, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Таким образом, по общему правилу, в случае, когда между сторонами договор не подписан, договор является заключенным на условиях типового договора, утвержденного Правилами N 1156, в связи с чем, коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, в отношении соответствующей категории объектов, на которых осуществляется деятельность.
Согласно пункту 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ место накопления ТКО является одним из существенных условий договора оказания услуг по обращению с ТКО.
Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктов 9, 13 Правил N 1156 следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. При этом региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Оспариваемые договоры истцом не подписаны, получение проектов договоров предприниматель отрицает. Региональным оператором направление проектов по надлежащему адресу места проживания истца не доказано. В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что проекты договоров направлены в 2022 году по месту нахождения объектов, а не по месту жительства предпринимателя. С учетом изложенного отсутствуют основания считать, что проект договоров направлены надлежащим образом, а значит предприниматель была лишена возможности заявить о разногласиях.
Повторно проекты договоров были доведены в феврале 2023 года после заявки предпринимателя, поданной 30.01.2023. Получив пакет документов предпримете заявила претензию и обратилась с настоящим иском. Возражения заявлены против распространения действия договоров на прошедшее время, несоответствие заявке.
Так, в заявке предпринимателя от 30.01.2023 указано на накопление ТКО на площадке в районе здания по ул. Железнодорожная, 59, контейнер 1,1 м3, периодичность вывоза - 1 раз в месяц.
В рамках дела N А75-1015/2023 рассмотрен иск регионального оператора к предпринимателю о взыскании задолженности за оказание услуг по обращению с ТКО за период с 22.10.2020 по 31.10.2022 на сумму 127 262,33 руб. по договору от 15.06.2022 N ЮЭ86КО3700000207.
Решением от 19.09.2023 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры исковые требования АО "Югра-Экология" удовлетворил.
Постановлением от 18.12.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение от 19.09.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу отменено, принят новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным судом установлено, что контейнерная площадка, расположенная по адресу: г. Югорск, ул. Железнодорожная, 59А (указанная в спорных договорах), в Территориальной схеме обращения с ТКО в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, утвержденной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.10.2016 N 559-рп, в спорный период отсутствовала.
Как отмечено Верховным Судом Российской Федерации в определении от 14.11.2022 N 304-ЭС22-12944, согласно положениям Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1). Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей, и определяется в территориальной схеме обращения с отходами (пункты 7, 8).
Содержание территориальной схемы обращения с отходами определено Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130 (далее - Постановление N 1130, Правила N 1130).
В соответствии с пунктом 5 данных Правил территориальная схема включает, кроме прочего, следующие разделы: нахождение источников образования отходов; места накопления отходов; места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
При этом раздел "Места накопления отходов" содержит данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации) в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления ТКО и реестрами мест (площадок) накопления ТКО, а также данные о необходимом количестве контейнеров и бункеров в соответствующей зоне деятельности регионального оператора, данные о количестве контейнеров и бункеров, планируемых к приобретению региональным оператором по годам (пункт 9 названных правил).
Согласно подпункту "а" пункта 12 этих же правил раздел "Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" содержит графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов и расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации.
В рассматриваемом случае, поскольку ответчик не был включен в территориальную схему как источник образования отходов в период с 22.10.2020, как отражено в оспариваемых договорах, место накопления ТКО для предпринимателя не может быть признано согласованным.
Вместе с тем, согласно пояснениям истца, в адрес предпринимателя после вынесения решений по делам А75-1015/2023 и А75-7414/2023, которыми в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по оспариваемым договорам АО "Югра-Экология" отказано, направлены проекты соглашений о расторжении означенных договоров по соглашению сторон, а также проект нового договора от 24.01.2024 N ЮЭ86КО3700000440.
В дело представлено письмо департамента муниципальной собственности и градостроительства Администрации г. Югорска с приложением выписки из реестра мест накопления ТКО, подтверждающая включение в реестр площадки по адресу: ул. Железнодорожная, 59а, собственник - ИП Мартиросян Н.Г. (л.д.8-9).
Как было указано выше 30.01.2023 предпринимателем была подана заявка на заключение договоров в отношении принадлежащих ей объектов.
Истец пояснила, что ранее деятельность в указанных помещениях осуществлял супруг предпринимателя, после его смерти в 2022 году, приняла дела и организовывала хозяйственную деятельность.
Недобросовестность предпринимателя, выраженная в уклонении от заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, из материалов дела не усматривается и ответчиком не доказана (статьи 9, 65 АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции отмечает, что поскольку в период, на который региональный оператор распространяет действие оспариваемых договоров, предприниматель не была включена в территориальную схему как источник образования отходов, место накопления ТКО как существенное условие договора для предпринимателя не согласовано.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что оспариваемые договоры заключенными признаны быть не могут.
Ввиду изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, о том, что суд первой инстанции принял обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.01.2024 по делу N А75-4953/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.В. Бацман |
Судьи |
Т.А. Воронов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-4953/2023
Истец: Мартиросян Наталья Геннадьевна
Ответчик: АО ЮГРА-ЭКОЛОГИЯ