г. Москва |
|
28 июня 2023 г. |
Дело N А41-10058/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,
судей: Миришова Э.С., Беспалова М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Терещенко П.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГБУ "Автомобильные дороги" на решение Арбитражного суда Московской области от 27 апреля 2023 года по делу N А41-10058/23 по исковому заявлению ООО "ТСК Мосэнерго" к ГБУ "Автомобильные дороги" о взыскании денежных средств,
при участии в заседании:
от истца - Смирнов В.С., доверенность от 27.12.2022, диплом, паспорт; Светикова Л.Г., доверенность от 20.03.2023, диплом, паспорт;
от ответчика - Чумичева Р.И., доверенность от 29.12.2022, диплом, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТСК Мосэнерго" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ГБУ "Автомобильные дороги" о взыскании задолженности в размере 25 658 693, 94 руб. и расходов по уплате госпошлины в сумме 151 293 руб. (с учетом уточнений, принятых судом первой инстанции в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 апреля 2023 года исковые требования удовлетворены.
Законность и обоснованность указанного судебного акта проверяются по апелляционной жалобе ГБУ "Автомобильные дороги", в которой заявитель просит судебный акт суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать.
Представитель ГБУ "Автомобильные дороги" в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил обжалуемый судебный акт суда первой инстанции отменить.
Представитель ООО "ТСК Мосэнерго" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ГБУ "Автомобильные дороги" 6 июня 2023 года с использованием электронной системы "Мой арбитр" поступила дополнения к апелляционной жалобе (мотивированная апелляционная жалоба).
В силу части 1 статьи 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, - апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения, если иной срок не установлен настоящим Кодексом.
Как следует из пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2020 года N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", - согласно части 2 статьи 176, части 4 статьи 229, части 1 статьи 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок на подачу апелляционной жалобы исчисляется не с даты направления копии изготовленного судебного акта лицам, участвующим в деле, а с даты изготовления судом первой инстанции судебного акта в полном объеме или с даты подписания судьей резолютивной части решения по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства.
Превышение арбитражным судом первой инстанции определенного Кодексом срока направления копии судебного акта по почте, несвоевременное размещение судебного акта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не продлевают срока на апелляционное обжалование, но при наличии соответствующего ходатайства заявителя являются основанием для восстановления пропущенного срока. Если заявителем допущено превышение срока большей продолжительности по сравнению с превышением срока суда, то суду необходимо установить, имел ли заявитель достаточный промежуток времени для подготовки и подачи апелляционной жалобы в предусмотренный процессуальным законодательством срок.
Решение арбитражного суда по данному делу изготовлено в полном объеме 27 апреля 2023 года, следовательно, срок на подачу мотивированной апелляционной жалобы согласно вышеуказанным нормам права истек 29 мая 2023 года.
Мотивированная апелляционная жалоба ГБУ "Автомобильные дороги" подана 6 июня 2023 года, то есть, с пропуском установленного законом срока.
На основании вышеуказанного апелляционный суд отказывает в приобщении к материалам дела мотивированной апелляционной жалобы заявителя и рассматривает дело по доводам, изложенным в ранее принятой апелляционной жалобе определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2023..
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы городского округа Химки Московской области от 21.04.2015 N 454, Истцу присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории городского округа Химки Московской области.
Между ООО "ТСК Мосэнерго" (истец, ТО) и ГБУ "Автомобильные дороги" (ответчик, потребитель) заключен Контракт теплоснабжения N 01.02.00877.ТЭ от 14.03.2022 г.
В силу п. 6.3 Договора, теплоснабжающая организация имеет право беспрепятственного доступа (с предварительным уведомлением Потребителя) к узлам (приборам) учета в целях проведения проверок их эксплуатации и сохранности контрольных пломб узлов (приборов) учета, а также в целях контроля показаний узлов (приборов) учета, представленных Потребителем, в том числе в случае наличия оснований предполагать о недостоверности показаний узлов (приборов) учета, допущенных к коммерческому учету.
11.07.2022 г. Истцом с участием представителя Ответчика была проведена проверка объекта Ответчика, расположенного по адресу: 141407, Московская обл., Химки, Ленинградское шоссе, вл. 77. В ходе проверки выявлены следующие нарушения:
- до прибора учета тепловой энергии на подающем трубопроводе тепловой сети имеется врезка Dy 15 мм., кран не опломбирован;
- на подающем трубопроводе тепловой сети в фильтре грубой очистки (грязевик) до прибора учета тепловой энергии имеется врезка (кран) Dy 20 мм., который не опломбирован,
- на обратном трубопроводе тепловой сети до прибора учета тепловой энергии имеются две врезки (кран) Dy 15 мм., которые не опломбированы,
- на обратном трубопроводе тепловой сети до прибора учета тепловой энергии имеется врезка (кран) Dy 20 мм., который не опломбирован,
- на обратном трубопроводе тепловой сети до прибора учета тепловой энергии имеется врезка (кран) Dy 50 мм., который не опломбирован,
- в перемычке между прямым и обратным трубопроводом тепловой сети имеется врезка (кран) Dy 25 мм., который не опломбирован, врезки не опломбированы.
По результатам проверки составлен Акт обследования потребителя от 11.07.2022 г., подписанный Ответчиком без возражений и замечаний. Согласно расчету истца, стоимость безучетного потребления ресурса составила 29 281 567,10 руб.
Истец выставил Ответчику счета на оплату, однако ответчик не оплатил. Также Истцом в адрес ответчика направлена претензия, однако претензия оставлена без удовлетворения.
Поскольку урегулирование спора в претензионном порядке положительного результата не принесло, ООО "ТСК МОСЭНЕРГО" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, изучив их в совокупности, счел исковые требования подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
В силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.
Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Законом о теплоснабжении для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Спорные правоотношения, являются договорными и подлежат регулированию общими нормами Гражданского кодекса об обязательствах (ст. ст. 309 - 328), специальными нормами материального права, содержащимися в параграфе 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. ст. 539 - 548 ГК РФ), а также Федеральным законом от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Статьей 548 ГК РФ установлено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п. 1).
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (п. 2).
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ст. 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения (п. 1 ст. 542 ГК РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 544 ГК РФ).
Оплата услуг по передаче тепловой энергии осуществляется в соответствии с тарифом на услуги по передаче тепловой энергии (пункт 5 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ).
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Статьей 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.
Доводы ГБУ "Автомобильные дороги" об отсутствии факта безучетного потребления, судом первой инстанции рассмотрены и были правомерно отклонены.
Как следует из материалов дела, между сторонами заключен Контракт теплоснабжения N 01.02.00877.ТЭ от 14.03.2022 г.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных для ценовых зон теплоснабжения статьей 23.8 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 20 Правил N 808 по договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии (далее - договор теплоснабжения).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Согласно части 9 статьи 15 Закона N 190-ФЗ оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных данным федеральным законом.
Количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету (часть 1 статьи 19 Закона N 190-ФЗ). Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в том числе, в случае отсутствия в точках учета приборов учета (пункт 1 части 3 статьи 19 Закона N 190-ФЗ).
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенных ему энергоресурсов (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
В пункте 29 статьи 2 Закона N 190-ФЗ определено, что бездоговорное потребление тепловой энергии - потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных (технологически присоединенных) к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения (технологического присоединения), либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после введения ограничения подачи тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем.
В соответствии с частью 9 статьи 22 Закона N 190-ФЗ расчет объема бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их стоимости осуществляется теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией в течение пяти рабочих дней со дня составления акта о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя на основании указанного акта, документов, представленных потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Правительством Российской Федерации. Объем бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя определяется за весь период, истекший с даты предыдущей проверки, в месте осуществления бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, но не более чем за три года.
В силу части 10 статьи 22 Закона N 190-ФЗ стоимость тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, определяется в соответствии с действующими на дату взыскания тарифами на тепловую энергию, теплоноситель для соответствующей категории потребителей или ценами, не подлежащими регулированию в соответствии с названным законом, с учетом стоимости услуг по передаче тепловой энергии и подлежит оплате потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации.
Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны проводить в зоне расположения принадлежащих им тепловых сетей или источников тепловой энергии проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, теплоноситель, оснований для потребления тепловой энергии, теплоносителя в целях выявления бездоговорного потребления (часть 7 статьи 22 Закона N 190-ФЗ).
При выявлении ими факта бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя составляется акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя (часть 8 статьи 22 Закона N 190-ФЗ).
В указанном акте должны содержаться сведения о потребителе или об ином лице, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, о способе и месте осуществления такого бездоговорного потребления, описание приборов учета на момент составления указанного акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, относительно факта выявленного бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их претензии к составленному акту (в случае наличия этих претензий). При составлении указанного акта должны присутствовать потребитель или иное лицо, осуществившие бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представители. Отказ потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представителей от подписания составленного акта, а также их отказ от присутствия при его составлении отражается с указанием причин этого отказа в указанном акте или в отдельном акте, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц и подписанном ими.
Исходя из содержания исковых требований и подлежащих применению норм материального права, регулирующих отношения, обусловленные поставкой тепловой энергии, в предмет доказывания по данному делу входят следующие обстоятельства: наличие в спорный период технологического присоединения теплопотребляющих установок объекта недвижимости к сетям энергоснабжающей организации; определение объема отпущенной и фактически потребленной тепловой энергии за спорный период, ее стоимости; установление лица, обязанного оплатить объем фактически потребленной тепловой энергии за спорный период.
Из материалов дела следует, что 11.07.2022 г. Истцом в присутствии представителя Ответчика была проведена проверка объекта Ответчика, расположенного по адресу: 141407, Московская обл., Химки, Ленинградское шоссе, вл. 77. В ходе проверки выявлены следующие нарушения:
- до прибора учета тепловой энергии на подающем трубопроводе тепловой сети имеется врезка Dy 15 мм., кран не опломбирован,
- на подающем трубопроводе тепловой сети в фильтре грубой очистки (грязевик) до прибора учета тепловой энергии имеется врезка (кран) Dy 20 мм., который не опломбирован,
- на обратном трубопроводе тепловой сети до прибора учета тепловой энергии имеются две врезки (кран) Dy 15 мм., которые не опломбированы,
- на обратном трубопроводе тепловой сети до прибора учета тепловой энергии имеется врезка (кран) Dy 20 мм.,
- на обратном трубопроводе тепловой сети до прибора учета тепловой энергии имеется врезка (кран) Dy 50 мм., который не опломбирован,
- в перемычке между прямым и обратным трубопроводом тепловой сети имеется врезка (кран) Dy 25 мм., который не опломбирован, врезки не опломбированы.
По факту бездоговорного водопотребления, выраженного в отсутствии опломбировки и самовольных врезок, составлен Акт обследования потребителя от 11.07.2022 г., подписанный Ответчиком без возражений и замечаний.
Таким образом, факт бездоговорного потребления тепловой энергии ответчиком в заявленный истцом период установлен, так как акт составлен в соответствии с требованиями части 8 статьи 22 Закона о теплоснабжении.
С доводами Ответчика о том, что контроль наличия пломб на спускных и сливных устройствах у потребителя возлагается на ресурсоснабжающую организацию, суд первой инстанции правомерно не согласился в силу следующего.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 6.1. Договора, Потребитель (ответчик) обязан обеспечить сохранность установленных узлов (приборов) учета, пломб и знаков поверки на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла (прибора) учета, находящихся в границах балансовой принадлежности тепловых сетей и(или) эксплуатационной ответственности потребителя. Нарушение сохранности узлов (приборов) учета, пломб (в том числе их отсутствие) и не восстановление приборов учета в установленный срок, влечет за собой применение расчетного метода при определении количества полученных за определенный период тепловой энергии (теплоносителя) в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 7.6 Договора, Потребитель несет ответственность за сохранность оборудования, технических средств, систем контроля и управления потреблением, узла (прибора) учета тепловой энергии, теплоносителя, находящихся в помещениях и(или) на территории Потребителя, независимо от их балансовой принадлежности, а также за умышленный вывод из строя узла (прибора) учета или иное воздействие на узел (прибор) учета с целью искажения его показаний.
Следовательно, Ответчик принял на себя обязанность осуществлять контроль за опломбировкой приборов учета тепловой энергии и спускных устройств. Обязанность допуска прибора учета тепловой энергии в эксплуатацию возложена на собственника данного прибора.
Однако отбор теплоносителя из установленных врезок (кранов) на фильтре грубой очистки и на трубопроводах указанным договором не предусмотрен, в связи с чем выявленные самовольные врезки, обеспечившие ответчику возможность отбора горячей воды (теплоносителя) без обеспечения возможности учета объема поставленной тепловой энергии, правильно расценены судом первой инстанции как бездоговорное (безучетное) потребление.
Ввиду обнаружения неопломбированных врезок, кранов на фильтре грубой очистки и возможностью несанкционированного водопользования с их использованием, истец, применив расчетный способ определения объемов поставленного энергоресурса (по сечению) за период с 27.07.2021 (дата последней проверки, акт готовности к отопительному периоду 2021/2022) по 06.05.2022 (дата обнаружения нарушения, составления акта) выставил ответчику счет на оплату.
Коммерческий учет тепловой энергии регулируется Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1034 от 18.11.2013 г. (далее - Правила N 1034).
Пунктом 64 Правил 1034 определяется перечень необходимых документов для ввода прибора учета тепловой энергии в эксплуатацию.
Согласно пункту 17 Правил 1034 организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями настоящих Правил, включает:
а) получение технических условий на проектирование узла учета;
б) проектирование и установку приборов учета;
в) ввод в эксплуатацию узла учета;
г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;
д) поверку, ремонт и замену приборов учета.
Пунктом 15 Правил N 1034 определено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется во всех точках поставки и точках приема.
То есть все выявленные врезки должны быть либо оборудованы приборами учета, либо опломбированы.
Согласно пункту 46 Правил N 1034 спускные устройства (спускники) предусматриваются:
а) на подающем трубопроводе - после первичного преобразователя расхода теплоносителя;
б) на обратном (циркуляционном) трубопроводе - до первичного преобразователя расхода теплоносителя.
Пунктом 46 Правил 1034 установлено требование, что спускные и сливные устройства должны быть расположены так, чтобы прибор учета (приборы учета) учитывал весь объем спускаемого или сливаемого теплоносителя (тепловой энергии) из этих устройств.
Судом первой инстанции установлено, что согласно Акту обследования объекта от 11.07.2022 г. выявлены врезки в тепловую сеть, установленные на подающем трубопроводе до первичного преобразователя расхода теплоносителя и на обратном трубопроводе после первичного преобразователя расхода теплоносителя, т.е. расход тепловой энергии и теплоносителя на выявленных врезках, прибором учета не учитывается. Пломбы на указанных врезках отсутствуют.
Вместе с тем, только установленный прибор учета или пломба позволяют исключить возможность безучетного отбора теплоносителя (сетевой воды).
В соответствие с пунктами 62 и 63 Правил N 1034, допуск узлов учета в точках поставки тепловой энергии, теплоносителя осуществляется комиссией с привлечением представителя теплоснабжающей компании. Инициирует данную процедуру с созданием необходимой комиссии владелец узла учета.
Исходя из пунктов 70 и 71 Правил N 1034, пломбирование узла учета осуществляется представителем теплоснабжающей организации в случае, если узел учета принадлежит потребителю, а места и устройства для пломбировки узла учета заранее готовятся монтажной организацией.
Согласно пункту 89 Правил N 1034 при выявлении каких-либо нарушений в функционировании узла учета потребитель обязан в течение суток известить об этом обслуживающую организацию и теплоснабжающую организацию и составить акт, подписанный представителями потребителя и обслуживающей организации. Потребитель передает этот акт в теплоснабжающую организацию вместе с отчетом о теплопотреблении за соответствующий период в сроки, определенные договором.
Также частью 5 статьи 20 ФЗ N 416 "О водоснабжении и водоотведении" и пунктом 19 Правил N 1034, установлено, что узлы учета оборудуются в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности трубопроводов, с учетом реальных возможностей на объекте. Приборы, установленные для определения количества поданного потребителю (абоненту) ресурса, пломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, теплоснабжение и с которыми заключены договоры реурсоснабжения, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
Из буквального толкования указанных норм следует, что установка пломб производится организациями, которые осуществляют поставку ресурса, на основании договора с организацией, эксплуатирующей внутриобъектовые сети на основании соответствующего обращения потребителя (абонента).
Тогда как Ответчик не представил доказательств обращения к Истцу с заявлением об опломбировке установленных на трубопроводе тепловой сети до прибора учета врезок (кранов), извещения истца о такой необходимости.
Между тем увеличение точек водоразбора (в виде вышеуказанных врезок) позволяют организовать несанкционированный отбор теплоносителя из централизованной системы теплоснабжения.
В соответствии с п. 3 ст. 19 Закона о теплоснабжении, осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях:
1) отсутствие в точках учета приборов учета;
2) неисправность приборов учета;
3) нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний прибора учета, являющихся собственностью потребителя.
В п. 14 Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 (ред. от 22.05.2020) "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод" (Правила N 776), указано, что коммерческий учет воды осуществляется расчетным способом в следующих случаях:
а) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения;
б) в случае неисправности прибора учета;
в) при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющегося собственностью абонента или транзитной организации, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом или транзитной организацией организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о временном прекращении потребления воды.
Согласно подп. а п. 15 Правил N 776 при расчетном способе коммерческого учета воды применяется, в частности, метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения.
В соответствии с п. 16 Правил N 776 применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется в следующих случаях: при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года.
При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоснабжения, определяется со дня предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоснабжения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения, до дня устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования).
В случае, если абонент в течение 1 года после вступления в силу настоящих Правил проинформировал организацию, осуществляющую горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о самовольном присоединении и (или) пользовании централизованной системой водоснабжения, расчетный способ определения количества поданной (полученной) воды применяется не более чем за 6 месяцев.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Правила N 644) "самовольное пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения" - пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) централизованной системой водоотведения либо при отсутствии договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, либо при нарушении сохранности контрольных пломб на задвижках, пожарных гидрантах или обводных линиях, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента (при отсутствии на них приборов учета), либо при врезке абонента в водопроводную сеть до установленного прибора учета.
Ввиду установления факта врезки ответчика до установленного прибора учета, что подтверждается, в том числе подписанным со стороны ответчика актом без разногласий, суд первой интонации установил, что истец на основании ч. 10 ст. 20 ФЗ N 416, п. 14, 15, 16 Правил N 776 правомерно произвел доначисление объемов теплоносителя по расчетному методу.
В соответствии с Актом разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон вышеуказанные врезки находятся в зоне эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности Ответчика, при выявлении отсутствия на них пломб, вне зависимости от повлекших этот факт причин, обязанность по принятию мер к опломбировке устройств и последствия их непринятия возлагаются именно на Ответчика.
Таким образом, обязанность по установлению приборов учета или опломбировке в закрытом состоянии кранов, задвижек, пожарных гидрантов и т.п. в целях предотвращения определения объемов воды расчетным (стимулирующим) методом полностью лежит на абоненте; опломбировка энергопринимающих устройств может осуществляться за плату, а соответственно, поскольку услуга платная, истец, в целях соблюдения антимонопольного законодательства, не вправе осуществлять опломбировку без изъявления на то желания ответчика.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 15.08.2022 N 310-ЭС22-8655 по делу N А14-2394/2021.
Доводы Ответчика о неверном расчете Истца судом первой инстанции рассмотрены и отклонены в силу следующего.
Согласно пункту 7 статьи 19 Закона о теплоснабжении коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов и должны содержать, в частности, порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях их коммерческого учета, в том числе, расчетным путем.
Такой порядок определен в разделе 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (далее - Правила N 1034).
Пунктом 114 Правил N 1034 установлено, что определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя утверждена Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.03.2014 N 99/пр (далее - Методика N 99/пр). Согласно Методики N 99/пр количество горячей воды на горячее водоснабжение в закрытой системе теплоснабжения определяется по пункту 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод".
Система теплоснабжения, используемая ответчиком на вышеуказанном объекте, является закрытой.
В соответствии с п. 3 Правил N 1034 закрытая водяная система теплоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для теплоснабжения без отбора горячей воды (теплоносителя) из тепловой сети.
В соответствии с пунктом 9.5.11 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, разбор сетевой воды из закрытых систем не допускается.
Постановлением Правительства от 04.09.2013 N 776 утверждены Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод (далее - Правила N 776).
В силу подпункта "а" пункта 16 Правил N 776 коммерческий учет воды осуществляется расчетным способом с применением метода пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения.
Такой расчет охватывает период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года.
При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоснабжения, определяется со дня предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоснабжения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения, до дня устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования).
Ввиду обнаружения неопломбированных кранов, врезок шаровых кранов и возможности несанкционированного разбора сетевой воды, истец применил расчетный способ учета воды по пропускной способности устройств, предусмотренный Правилами N 776 и Правилами N 644, и произвел расчет объема потребления энергоресурсов за период с 22.07.2021 (даты последней проверки) по 11.07.2022 (дата обнаружения нарушения) и выставил ответчику счет на оплату.
Произведенный Истцом расчет проверен судом первой инстанции и признан верным.
Доводы Ответчика о том, что указанные в акте краны не могут быть самовольной врезкой, так как являются неотъемлемой частью тепловой сети, правомерно отклонены судом первой инстанции.
Шаровый кран - это разновидность крана, запирающий или регулирующий элемент которого имеет сферическую форму. Подвижным элементом (затвором) таких кранов служит пробка сферической формы - шар, по оси которой выполнено сквозное круглое отверстие для прохода воды.
Данные краны легко монтируется в сеть и демонтируется из нее.
В данном случае краны смонтированы на врезке.
Наличие шарового крана на врезке свидетельствует о том, что через данную врезку периодические осуществляется слив теплоносителя на собственные нужды Ответчика. При наличии таких кранов они в обязательном порядке должны быть опломбированы, либо демонтированы. Конструкция крана позволяет подсоединить к нему шланг, гибкую трубу или иное оборудование и осуществлять неучтенный слив теплоносителя.
Ссылка Ответчика на пункт 9.1.22 Правил эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. 24.03.2003 Приказом Минэнерго России N 115 (Далее - Приказ 115) не корректна, поскольку данный пункт определяет необходимость установки устройств для механической очистки - грязевых фильтров, а не шаровых кранов на них.
Ответчик также ссылался на пункт 9.1.22 Приказа 115, согласно которому на подающем трубопроводе при вводе в тепловой пункт после входной задвижки и на обратном трубопроводе перед выходной задвижкой по ходу теплоносителя должны быть смонтированы устройства для механической очистки от взвешенных частиц. При наличии регулирующих устройств и приборов учета допускается устанавливать дополнительную очистку.
Суд первой интонации изучил и установил, что грязевик - специальное устройство, которое устанавливается на подающем и обратном трубопроводах тепловых пунктов с целью очистки воды от крупных и средневзвешенных частиц в системах теплоснабжения.
ООО "ТСК Мосэнерго" не оспаривал необходимость наличия грязевых фильтров на внутриобъектовых сетях Ответчика. Однако врезок на грязевых фильтрах быть не должно, либо они должны быть опломбированы.
Для промывки грязевиков используются фланцевые соединения в нижней его части, в связи с чем наличие на грязевике неопломбированной врезки с краном считается существенным нарушением Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. 18.11.2013 Постановлением Правительства РФ N 1034 (Далее - Правила 1034).
Ответчик также ссылается на пункт 9.1.31 Приказа 115 в котором указано, что на трубопроводах следует предусматривать устройство штуцеров с запорной арматурой:
- в высших точках всех трубопроводов - условным диаметром не менее 15 мм для выпуска воздуха (воздушники);
- в низших точках трубопроводов воды и конденсата, а также на коллекторах - условным диаметром не менее 25 мм для спуска воды (спускники).
Выявленные при проверке на внутриобъектовой сети Ответчика врезки не оборудованы воздушниками (воздухоотводчиками).
Воздухоотводчик - это техническое устройство, клапан для автоматического удаления воздуха, скапливающегося в верхних точках водопроводных, отопительных и подобных систем. Данное устройство сконструировано так, что открыть его без специальных инструментов сложно, а брать из него воду неудобно.
Согласно пункту 9.1.32 Приказа 115 в тепловых пунктах не должно быть перемычек между подающими и обратными трубопроводами и обводных трубопроводов элеваторов, регулирующих клапанов, грязевиков и приборов учета расходов теплоносителя и теплоты.
Допускается устройство в тепловом пункте перемычек между подающим и обратным трубопроводами при обязательной установке на них двух последовательно расположенных задвижек (вентилей). Между этими задвижками (вентилями) должно быть выполнено дренажное устройство, соединенное с атмосферой. Арматура на перемычках в нормальных условиях эксплуатации должна быть закрыта и опломбирована, вентиль дренажного устройства должен находиться в открытом состоянии.
У ответчика в нарушение данного пункта - на перемычке также имеется шаровой кран, но сам кран не опломбирован, задвижки с обеих сторон также не опломбированы (или кран, или задвижки).
Ссылка ответчика на то, что отсутствует техническая возможность пломбировки, несостоятельна.
Согласно пунктам 70 и 71 Правил 1034 пломбирование узла учета осуществляется представителем теплоснабжающей организации в случае, если узел учета принадлежит потребителю, а места и устройства для пломбировки узла учета заранее готовятся монтажной организацией, то есть Ответчик должен заранее подготовить специальные технические отверстия в пломбируемых элементах системы отопления. В такие отверстия вставляется специальная проволока с пломбой, препятствующие демонтажу кранов, а также их открытию для слива теплоносителя.
В акте от 11.07.2022 Ответчику предписано подготовить все врезки к опломбированию. Как пояснил в судебном заседании представитель ООО "ТСК Мосэнерго", представители Истца вышли на объект Ответчика повторно и 02.08.2022 установили пломбы на выявленные незаконные врезки, о чем составлен Акт от 02.08.2022, который подписан сторонами без замечаний.
Доводы Ответчика о том, что Контрактом предусмотрено условие об оплате нормативных потерь, судом первой инстанции были отклонены.
Потери тепловой энергии представляют собой часть выработанного теплоснабжающей организацией ресурса, утрачиваемую в процессе его передачи, как вследствие естественных технологических причин, так и по причине возникновения и развития аварийных ситуаций, и компенсируемую владельцами тепловых сетей в порядке, предусмотренном законодательством о теплоснабжении.
Фактически потери тепловой энергии в тепловой сети - это уровень снижения температуры (остывания) тепловой энергии.
В исковом заявлении Истец просит суд взыскать с Ответчика задолженность за безучетное (бесконтрольное) потребление ресурсов.
Прибор учета Ответчика установлен не на границе балансовой и эксплуатационной ответственности сторон, согласно п. 10 Приказа Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр "Об утверждении Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя", п. 13 Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя".
Таким образом, начисление Ответчику стоимости потерь в трубопроводах от границы балансовой принадлежности до места установки приборов учета законно и обоснованно.
Величина потерь рассчитывается по методике, приведенной в "Порядке определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя", утвержденном приказом Минэнерго России от 30 декабря 2008 г. N 325.
Методикой расчета не предусмотрено и не закладывается в расчет безучётное потребление ресурса на собственные нужды потребителя.
Пункт 12 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) определяет передачу тепловой энергии, теплоносителя как совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.
Процесс передачи тепловой энергии, состоящий в перемещении нагретого теплоносителя по инженерным сетям от источника теплоты до точки поставки конечного потребителя, неизбежно сопряжен с потерей части ресурса, как вследствие рассеивания тепловой энергии в пространстве (естественного остывания теплоносителя), так и по причине утраты (например, вследствие утечек) самого теплоносителя.
При этом действующее законодательство в сфере теплоснабжения предусматривает существование нормативных и сверхнормативных (фактических) технологических потерь при передаче тепловой энергии.
Нормативные потери тепловой энергии - это значения тепловых потерь тепловыми сетями через теплоизоляционные контракции, полученные расчетным путем на базе норм плотности теплового потока при проектном температурном графике отпуска тепла и среднегодовых значениях температуры окружающей трубопроводы среды. Нормативные потери тепловой энергии напрямую зависят от способа прокладки сетей, их изолированности, диаметра и длинны трубопровода от границы балансовой принадлежности до установленного узла учета, но не зависят напрямую от фактического потребления ресурса, в том числе без учётного его потребления.
Совокупность изложенных обстоятельств позволяет заключить, что потери тепловой энергии представляют собой часть выработанного теплоснабжающей организацией ресурса, утрачиваемую в процессе его передачи, как вследствие естественных технологических причин, так и по причине возникновения и развития аварийных ситуаций, и компенсируемую владельцами тепловых сетей в порядке, предусмотренном законодательством о теплоснабжении.
Установка прибора учета на границе балансовой принадлежности позволяет учесть потребленный ресурс потребителем, а также учесть потери на принадлежащих ему трубопроводах. При установке прибора не на границе ответственности к потреблению по прибору учета суммируются нормативные потери, определяемые расчетным путем и не учитывающие безучётное потребление ресурса.
Доводы Ответчика о том, что Акт от 11.07.2022 г. со стороны Ответчика подписан ненадлежащим лицом, судом первой инстанции был правомерно отклонен как несостоятельный ввиду следующего.
Ответчик указал, что представитель Ответчика, подписавший акт, не обладает специальными познаниями.
Согласно пункту 18.4.2 "ГОСТ 34737-2021. Межгосударственный стандарт. Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Перекачивающие станции. Проектирование" (введен в действие Приказом Росстандарта от 01.07.2021 N 607-ст) индивидуальные тепловые пункты в зданиях размещаются таким образом, чтобы предотвратить доступ посторонних лиц в тепловой пункт.
Следовательно, Потребитель обязан обеспечить ограниченный доступ в индивидуальный тепловой пункт.
Пунктом 110 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 808 от 25.11.2021 г., потребитель тепловой энергии обязан обеспечить доступ представителей теплоснабжающих и (или) теплосетевых организаций к приборам учета и теплопотребляющим установкам.
В соответствии с п. 111 Правил 808, потребитель обеспечивает беспрепятственный доступ к приборам учета и теплопотребляющим установкам уполномоченных представителей теплоснабжающей или теплосетевой организации после предварительного оповещения о дате и времени посещения потребителя. По требованию теплоснабжающей или теплосетевой организации потребитель обязан обеспечить доступ не более чем через 3 рабочих дня со дня предварительного оповещения. Уполномоченные представители теплоснабжающей или теплосетевой организации допускаются к приборам учета и теплопотребляющим установкам при наличии служебного удостоверения или по заранее направленному потребителю списку с указанием должностей проверяющих. В случае, если доступ предоставляется для проверки, по ее итогам составляется акт, в котором фиксируются результаты проверки, при этом 1 экземпляр акта должен быть вручен потребителю тепловой энергии не позднее 3 дней со дня его составления.
Объект Ответчика по адресу: Московская обл., г. Химки, Ленинградское шоссе, вл. 77, не является общедоступным и провести осмотр оборудования на Объекте можно только с разрешения Ответчика и в его сопровождении. Соответственно, попасть на Объект для осмотра теплопотребляющего оборудования без согласия Ответчика представитель Истца не мог.
Полномочия представителя Ответчика на участие в проверке явствовали из обстановки, в которой действовало это лицо (ст. 182 ГК РФ). С позиции статьи 182 ГК РФ обстановка, в которой действует представитель, является самодостаточным фактором в установлении его полномочий.
При осмотре Объекта представитель Ответчика присутствовал и акт осмотра подписал без возражений.
В случае, если бы он указал представителю Истца, что не имеет полномочий на подписание акта и отказался от его подписания, представитель Ответчика обязан был указать об этом в акте. При этом акт осмотра также имел бы юридическую силу. Однако, представитель Ответчика обеспечил допуск представителя Истца на Объект осмотра, принял участие в осмотре, и акт осмотра подписал без замечаний.
Таким образом, Ответчик обеспечил доступ представителя Истца на свой Объект, направил своего представителя, который принял участие в осмотре и составлении акта, и у Истца отсутствовали основания сомневаться в полномочиях представителя Ответчика.
Лицо, оспаривающее наличие полномочий, обязано доказать отсутствие обстановки, порождающей у добросовестного контрагента впечатление о существовании полномочий представителя, в противном случае они предполагаются (данный правовой подход фактически следует из Постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.07.2012 N 3172/12, от 03.07.2012 N 3170/12, от 24.06.2014 N 1332/14).
Ссылка Ответчика на злоупотребление правом со стороны истца несостоятельна, поскольку в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. При этом, по общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу (статья 67 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (статья 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доказательств оплаты задолженности, а равно доказательств, исключающих требования Истца, не представлено и в материалах дела не имеется.
Согласно части 3.1 статьи 70 АПК РФ, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Исходя из принципа состязательности, подразумевающего, в числе прочего, обязанность раскрывать доказательства, а также сообщать суду и другим сторонам информацию, имеющую значение для разрешения спора, нежелание стороны опровергать позицию процессуального оппонента должно быть истолковано против нее (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 06.08.2018 N 308-ЭС17-6757(2,3)).
Документального подтверждения наличия у истца умысла на заведомо недобросовестное осуществление прав, наличие единственной цели причинения вреда ответчику и противоречивого поведения, ответчиком не представлено.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования истца.
С учетом отсутствия в апелляционной жалобе доводов, опровергающих законность и обоснованность оспариваемого решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27 апреля 2023 года по делу N А41-10058/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Л.Н. Иванова |
Судьи |
Э.С. Миришов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-10058/2023
Истец: ООО "ТЕПЛОСНАБЖАЮЩАЯ КОМПАНИЯ МОСЭНЕРГО"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ"