город Воронеж |
|
28 июня 2023 г. |
Дело N А14-3540/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 28 июня 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Аришонковой Е.А.,
Пороника А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.П.,
при участии:
от Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: Круглик А.В. - представителя по доверенности от 23.12.2022 N Вт/1277, действительна до 31.12.2023, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт РФ;
от акционерного общества "Тамбовкурорт": Судорогиной Е.В. - представителя по доверенности от 02.02.2023, сроком на три года, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт РФ;
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу акционерного общества "Тамбовкурорт" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.04.2023 по делу N А14-3540/2021 по заявлению акционерного общества "Тамбовкурорт" к Центрально-Черноземному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании недействительным предписания от 03.08.2020 N 04-097/2020,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Тамбовкурорт" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - ЦЧМУ Росприроднадзора, управление) от 03.08.2020 N 04-097/2020.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 13.12.2021 заявленные требования удовлетворены частично, признаны недействительными пункт 1 и пункт 2 предписания в части обязания общества разработать декларацию о воздействии на окружающую среду предписания управления от 03.08.2020 N 04-097/2020. В остальной части в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2022 по делу N А14-3540/2021 решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.12.2021 по делу N А14-3540/2021 оставлено без изменения, апелляционная жалоба акционерного общества "Тамбовкурорт" - без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 11.08.2022 постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2022 по делу N А14-3540/2021 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 06.04.2023 по делу N А14-3540/2021 заявленные требования удовлетворены частично, признано недействительным предписание Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 03.08.2020 N 04-097/2020 в части пункта 1 и пункта 2 в части обязания разработать декларацию о воздействии на окружающую среду. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, АО "Тамбовкурорт" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, АО "Тамбовкурорт" ссылается на то, что судом первой инстанции оставлены без внимания и оценки указания суда кассационной инстанции, изложенные в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 11.08.2022 относительно исследования вопроса о том, является ли Шпак С.В. представителем юридического лица по доверенности от 01.06.2020 или являлся должностным лицом филиала общества, а также в отношении надлежащего ли лица проведена проверка.
В отзыве на апелляционную жалобу Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования указывает, что распоряжение о проведении плановой выездной проверки от 26.06.2020 N РТ-203, акт проверки от 03.08.2020 N РТ-203, а также предписание от 03.08.2020 N 04-097/2020 вручены Управлением уполномоченному представителю АО "Тамбовкурорт" по доверенности от 01.06.2020 Шпаку С.В. в день составления указанных документов. Полагает, что предписание было выдано юридическому лицу - АО "Тамбовкурорт" по факту выявления нарушений в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований при проведении проверки объекта негативного воздействия на окружающую среду по месту фактического осуществления деятельности - Санатория им. Калинина - филиала АО "Тамбовкурорт", о чем также свидетельствует указание в оспариваемом предписании ИНН юридического лица - 6831005390, которому оно выдано.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта лишь в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Из апелляционной жалобы АО "Тамбовкурорт" следует, что решение суда обжалуется им только в части отказа судом в удовлетворении заявленных требований, возражений в части проверки решения суда в полном объеме от сторон не поступало, в связи с чем, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, Управлением Росприроднадзора была проведена проверка соблюдения АО "Тамбовкурорт" требований природоохранного законодательства. Проведение проверки было согласовано с Прокуратурой Воронежской области, что подтверждается письмо Прокуратуры Воронежской области от N 7-37-2019 с приложением.
По результатам проверки составлен акт от 03.08.2020 N РТ-203 и выдано предписание от 03.08.2020 N 04-097/2020, согласно которому санаторию им.Калина - филиал АО "Тамбовкурорт" предписано в срок 03.02.2021 устранить нарушения:
1. в нарушение ч. 1 и ч. 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) отстойники сточных вывод с очистных сооружений не окошены от растительности (камыша);
2. в нарушение ст.ст.18,19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), ст.31.2, ст.69 Закона N 7-ФЗ не разработана декларация о воздействии на окружающую среду, в форме 2-ТП (отходы) и в журнале учета отходов искажена экологическая информация;
3. в нарушение ст. 19 Закона N 89-ФЗ, приказа Минприроды России от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами" отсутствует журнал учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам отходов;
4. в нарушение ст.11, 44, 56 Водного кодекса Российской Федерации санаторий им.Калинина - филиал АО "Тамбовкурорт" осуществляет сброс сточных вод без соответствующего разрешения на сброс сточных вод, а также с превышением норм ПДК.
Полагая, что указанное предписание противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы организации, АО "Тамбовкурорт" обратилось в арбитражный суд с рассмотренным заявлением.
Суд области, частично удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о недействительности предписания 03.08.2020 N 04-097/2020 в части пункта 1 и пункта 2 в части обязания разработать декларацию о воздействии на окружающую среду. При этом, пункт 2 в части в части искажения Обществом в форме 2-ТП (отходы) и в журнале учета отходов экологической информации, пункты 3, 4 оспариваемого предписания признаны судом законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" следует, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом законодательства органы государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. Предписание должно содержать законные требования, соблюдение которых обязательно в силу закона, быть обоснованным, возлагать на лицо, которому оно выдается, реально исполнимые им обязанности. Необоснованное возложение предписанием обязанностей на юридическое лицо, влечет нарушение его законных прав и интересов.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации (пункт 6.6 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400).
Суд первой инстанции установил и лица, участвующие в деле, не оспаривают, что предписание выдано Управлением Росприроднадзора в пределах предоставленных ему действующим законодательством полномочий.
Отменяя ранее принятые по указанному делу судебные акты, суд кассационной инстанции в постановлении от 11.08.2022 указал на необходимость выяснения судами обстоятельств, связанных с предъявлением оспоренного предписания надлежащему лицу (юридическому лицу или филиалу юридического лица), обстоятельств, связанных с надлежащим оформлением ненормативного правового акта, оценки полномочий Шпака С.В., как представителя юридического лица по доверенности от 01.06.2020 или как должностного лица филиала общества.
В соответствии с п. 2.1 ст. 289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, судебного приказа, постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов в спорный период времени установлены Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 9 Закона N 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
В силу части 3 статьи 9 Закона N 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями 6 ежегодных планов.
На основании части 11 статьи 9 Закона N 294-ФЗ плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом (часть 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ).
Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности (часть 2 статьи 12 Закона N 294-ФЗ).
Частью 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
На основании части 3 статьи 14 Закона N 294-ФЗ заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений.
Аналогичные положения содержатся в пунктах 35, 36, 37, 38 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утвержденного приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 191.
Как следует из материалов дела, что плановая выездная проверка в отношении акционерного общества "Тамбовкурорт" проводилась на основании распоряжения о проведении плановой выездной проверки от 26.06.2020 N РТ-203, с которым 26.06.2020 был ознакомлен и.о. директора Шпак С.В. (т. 1 л.д. 94-96).
Согласно представленной административным органом в материалы дела доверенности от 01.06.2020, АО "Тамбовкурорт" в лице директора Никишевой Татьяны Владимировны уполномочивает главного инженера санатория им. Калинина - филиал "Тамбовкурорт" Шпак Сергея Васильевича на представление интересов предприятия в Центрально-Черноземном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в том числе предоставлять любые документы от имени предприятия, получать документы, адресованные предприятию, затрагивающие его права и законные интересы, а также совершать иные действия от имени предприятия. Доверенность действительна до 31 декабря 2020 г. (т. 5 л.д. 136).
Таким образом, распоряжение о проведении плановой выездной проверки от 26.06.2020 N РТ-203 в отношении АО "Тамбовкурорт" было вручено уполномоченному на его получение лицу АО "Тамбовкурорт", действующему на основании доверенности.
Учитывая то обстоятельство, что проверка проводилась в период с 02.07.2020 по 29.07.2020, ознакомление 26.06.2020 представителя общества, действующего на основании доверенности, с распоряжением административного органа о проведении плановой проверки свидетельствует о соблюдении Управлением возложенной на него частью 12 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ обязанности по уведомлению проверяемого юридического лица.
Следовательно, в соответствии со частью 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ действия административного органа не могут рассматриваться как грубое нарушение требований закона, влекущие за собой недействительность результатов проверки.
Акт проверки от 03.08.2020 N РТ-203 составлен в отношении юридического лица по месту осуществления деятельности филиала АО "Тамбовкурорт" - санатория им. Калинина, акт вручен представителю юридического лица Шпак С.В. (доверенность от 01.06.2020).
Предписание от 03.08.2020 N 04-097/2020 выдано юридическому лицу Санаторий им. Калина - филиал АО "Тамбовкурорт", получил его представитель юридического лица по доверенности главный инженер С.В. Шпак (л.д. 47, том 1).
В отношении доводов заявителя жалобы относительно субъекта, которому выдано оспариваемое предписание, коллегия полагает возможным отметить следующее.
Закон N 294-ФЗ не содержит запрета по проведению проверки юридического лица отдельно по деятельности каждого из его филиалов (часть 4 статьи 13 Закона).
Вместе с тем, согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Таким образом, предписание об устранении выявленных нарушений должно быть выдано юридическому лицу, являющемуся субъектом гражданских прав (статьи 48, 49 Гражданского кодекса Российской Федерации), а не филиалу, не обладающему самостоятельной правоспособностью.
Оценивая доводы Общества, что акт проверки и оспариваемое предписание составлены в отношении филиала юридического лица (санатория им. Калинина), а не в отношении АО "Тамбовкурорт" как юридического лица, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что тот факт, что акт о выявленных нарушениях составлен и предписание вынесено в отношении санатория им. Калинина - филиала АО "Тамбовкурорт" не может быть признано грубым нарушением, поскольку, как следует из содержания акта и оспариваемого предписания, проверка проводилась в отношении юридического лица и предписание выдано именно юридическому лицу, которым и является АО "Тамбовкурорт".
В акте отражено, место нахождение юридического лица, (г. Тамбов, Комсомольская площадь, д.4, оф. 414) а также место фактического осуществления деятельности (Мичуринский район, с. Новоникольское, Советская, улица, 23, где расположен сам санаторий.
Кроме того, в оспариваемом предписании отражено, что оно выдано юридическому лицу, указан ИНН юридического лица, в отношении которого вынесено предписание, который принадлежит АО "Тамбовкурорт".
Составленный по результатам проведенной проверки акт от 03.08.2020 N РТ-203, оспариваемое предписание от 03.08.2020 N 04-097/2020 также вручены уполномоченному доверенностью от 01.06.2020 представителю АО "Тамбовкурорт" Шпаку С.В.
С учетом изложенного, суд пришел к верному выводу, что в рассматриваемом случае, распоряжение, акт и оспариваемое предписание выдано Управлением Росприроднадзора уполномоченному лицу АО "Тамбовкурорт".
Поскольку Управлением не было допущено нарушений, указанных в части 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" либо иных нарушений при проведении проверок, все доказательства, полученные в рамках проведенной проверки являются относимыми и допустимыми.
Как следует из пункта п. 2 оспариваемого предписания Управлением установлено, что Обществом в форме 2-ТП (отходы) и в журнале учета отходов искажена экологическая информация.
Управлением Росприроднадзора в ходе проверки представленных АО "Тамбовкурорт" документов установлено, что в журнале учета отходов и в статистической форме 2- ТП (отходы) не отражено наличие у Общества таких видов отходов как ил, пищевые отходы, отходы ртутных ламп.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (пункт 1 и 2 статьи 39 Закона об охране окружающей среды).
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) предусмотрено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом; под хранением отходов понимается складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
В пунктах 3.1 и 3.11 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (далее - ГОСТ 30772-2001), введенного в действие постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст, указано, что отходы - это остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью.
В силу статьи 4 Федерального закона N 89-ФЗ право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
На основании пунктов 1, 2, 3, 4 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Законом об охране окружающей среды и указанным Федеральным законом.
Частью 1 статьи 19 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Размещение отходов включает хранение и захоронение отходов; хранение отходов предполагает складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляцию отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности (статья 4.1 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с п. 6 Порядка (приказ Минприроды России от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов") Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме.
Приказом Федеральной службы государственной статистики "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором Федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления" от 28.01.2011 N 17 утверждена форма предоставления статистического отчета по форме N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления", которая (форма) представляет собой сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления, содержит экологическую информацию о состоянии окружающей среды, об источниках загрязнения окружающей среды (информация о видах отходов, сгруппированных по классам опасности для окружающей природной среды, наличие отходов на начало отчетного периода, образование отходов за отчетный период, поступление отходов из других организаций, информация об обезвреживании отходов, передача отходов другим организациям, размещение отходов на собственных объектах, использование отходов).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество имеет площадки, на которых осуществляется хозяйственная деятельность:
обеденный зал и собственная столовая, в результате деятельности которых образуются пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные код по ФККО 473610001305 - 5 класса опасности,
очистные сооружения, в результате деятельности которых образуется ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод.
В ходе проверки Управлением совместно со специалистами "ЦЛАТИ" по Тамбовской области были отобраны пробы на иловой площадке очистных сооружений, по результатам исследований специалистами филиала "ЦЛАТИ" по Тамбовской области установлено, что ил стабилизированный, отобранный на иловой площадке Общества, отнесен к 5 классу опасности (протокол N ГЗ-24.1-63 от 31.07.2020 - т. 1 л.д. 71).
Также в ходе проверки Управлением было установлено наличие у Общества отходов в виде ртутных ламп.
Как указано Управлением в акте проверки от 03.08.2020, АО "Тамбовкурорт" в статистической форме 2-ТП (отходы) за 2019 год и в журнале учета отходов отражены только 2 вида: мусор бытовых помещений и смёт с территорий.
Таким образом, в ходе проверки из представленных АО "Тамбовкурорт" документов установлено фактическое образование и движение отходов с I по V класс опасности за 2019 годы: отходы ртутных ламп, пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания, ил. Вместе с тем, сведения о них в форме 2-ТП (отходы) отсутствуют, что является нарушением ст. 69 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (п. 2 предписания от 03.08.2020 N 04-097/2020).
Порядок учета в области обращения с отходами регламентирован приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами" и устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.
Согласно п. 5 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденному Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 (далее - Порядок), учету подлежат все виды отходов I-V класса использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
В п. 7 указанного Порядка установлено, что данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 28.01.2011 N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления" утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы).
Организация работ по осуществлению федерального статистического наблюдения по форме N 2-ТП (отходы) проводится в соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14.11.2011 N 828 "Об организации работ по осуществлению федерального статистического наблюдения по форме N 2-ТП (отходы) и формированию официальной статистической информации".
В ходе плановой проверки было установлено, что в 2019 году в санатории проживало 3331 человек. Доказательств, что при этом не работали обеденный зал и столовая Общества в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии у Общества такого вида отходов как пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания.
Также из материалов дела следует, что филиал АО "Тамбовкурорт"- санаторий им. Калинина -в ходе осуществляемой деятельности производит сбор и обработку сточных вод.
Состав очистных сооружений полной биологической очистки: производственное здание, блок приёмной камеры и решёток-дробилок, ёмкостный блок, иловые площадки - 2 шт., контактный резервуар, контактный колодец, биологические пруды площадью 621 кв.м - 2 шт. Согласно представленному решению от 02.10.2019 N 380 о предоставлении водного объекта в пользование проектная производительность очистных сооружений - 400 м3 / сутки, фактическая производительность - 36,8 м3 /год.
Как установлено судом первой инстанции, в 2019 году Общество осуществляло производственную деятельность. Указанное свидетельствует о работе в указанный период очистных сооружение и, как следствие, образование такого вида отходов как ил. При этом судом учтено, что согласно отчета 2-ТП (Водхоз) за 2019 год, представленной Предприятием, в срок за 2019 год Обществом отведено воды: 35,70 тыс. м3.
В ходе лабораторных исследований было установлено, что иловые площадки Общества содержат ил стабилизированный, отнесенный к 5 классу опасности (пробы N ГЗ-100/3).
Также при обследовании помещений и территорий санатория установлено, что на территории Общества имеются специально оборудованные места для временного хранения (накопления) отходов, в том числе ртутьсодержащих ламп, используемых Обществом в ходе эксплуатации санатория.
С учетом указанного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у Общества в 2019 году спорных видов отходов: отходы ртутьсодержащих ламп, пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания, ил.
В материалы дела представлены отчеты 2-ТП Общества за 2019 год, которые не содержат данные о спорных отходах.
Вместе с тем, в отчетности 2-ТП за 2020 год спорные отходы Обществом отражены.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд области пришел к прав ильному выводу о том, что отходы, образующиеся в результате деятельности АО "Тамбовкурорт", не отражены в соответствии с объемом и местом их образования по обособленному подразделению Санаторий им. Калинина и по предприятию в целом, с последующим отражением их в отчетности по форме 2-ТП (отходы). Доказательств обратного заявителем представлено.
С учетом изложенных обстоятельств, вывод суда первой инстанции о том, что п. 2 оспариваемого предписания в оспариваемой части соответствуют требованиям действующего законодательства, является правильным.
Пунктом 3 предписания зафиксировано отсутствие у Общества журнала учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам отходов, что свидетельствует о нарушении ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Приказа Минприроды России от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами" (ред. от 25.06.2014).
Управлением в ходе проверки установлено, что Обществом представлен журнал учета отходов, начатый 11.01.2017, при этом у Общества отсутствуют данные журналы за каждый квартал каждого года, представленный журнал ведется с нарушением п.7 Приказа Минприроды России от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами".
В целях реализации пункта 1 статьи 19 Закона об отходах производства и потребления приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 N 721 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами (далее - Порядок).
Порядок устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов (пункт 1).
Пунктами 4 и 5 Порядка закреплено, что учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. Учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде.
Заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами осуществляется лицом, ответственным за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов.
В соответствии с пунктом 7 Порядка данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.
Согласно пункту 8 данные учета в области обращения с отходами должны содержать: а) титульный лист, оформляемый в свободной форме; б) данные учета отходов, оформляемые в соответствии с приложениями 2, 3, 4 к Порядку по итогам очередного квартала и очередного календарного года.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (пункт 20 Порядка).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Обществом представлен журнал учета образования и движения отходов, начат: 11.01.2017. Вместе с тем, как следует из указанного журнала, данные учета обобщаются Обществом только по итогам года, а именно, за 2017 год, за 2018 год, за 2019 год. В нарушении п. 7 Порядка данные по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года) Обществом не обобщались. Доказательств обратного Обществом не представлено.
Из указанного журнала также следует, что, Обществом данные учета отходов, оформлялись только в соответствии с приложениями 2, 3 к Порядку по итогам очередного квартала и очередного календарного года. Доказательств оформления данных учета в соответствии с приложением 4 к Порядку Обществом в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с судом области в том, что журнал учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам отходов ведется Обществом с нарушением Приказа Минприроды России от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами".
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что п. 3 оспариваемого предписание соответствуют требованиям действующего законодательства, является верным.
Пунктом 4 оспариваемого предписания Управлением зафиксировано осуществление юридическим лицом сброса сточных вод без соответствующего разрешения на сброс сточных вод, а также с превышением норм предельно допустимой концентрации (ПДК).
Сброс сточных вод производился Обществом на основании разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект - река Польной) от 28.04.2017 N 6 с периодом действия с 28.04.2017 по 06.02.2018. При этом, с 07.02.2018 сброс сточных вод осуществлялся без соответствующего разрешения. В связи с чем, Управлением сделан вывод, что, начиная с 07.02.2018, и на момент проведения проверки Общество осуществляло сброс сточных вод без соответствующего разрешения.
Помимо этого, Центрально-Черноземным межрегиональным Управлением Росприроднадзора в рамках плановой проверки 27.07.2020 и 29.07.2020 произведен отбор проб воды совместно со специалистами филиала "ЦЛАТИ по Тамбовской области" ФБГУ "ЦЛАТИ по ЦФО".
Пробы воды отобраны в реке Польной: сброс сточных вод с очистных сооружений (проба N ГЗ-98/1), на 500 м выше места впадения сточных вод АО "Тамбовкурорт" (проба N ГЗ-99/2), сточная вода из биологического пруда (проба N ГЗ-100/3), ниже места впадения (проба N ГЗ-101/4).
Превышение выявлено по следующим предельно допустимым показателям: Проба N ГЗ-98/1: Аммоний-ион - в 1,1 раз; Железо - в 2 раза; Анионные поверхностно-активные вещества - в 1,3 раза.
Управлением в материалы дела представлено письмо отдела водных ресурсов по Тамбовской области Донского бассейнового Управления Федерального агентства водных ресурсов от 28.07.2020 N 640, согласно которому Общество имело превышение нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты по результатам представленных сведений за 2 квартал 2020 г. по БПКп: допустимая концентрация 3 мг/л, фактическая - 4,08 мг/л; по железу: допустимая концентрация 0,1 мг/л, фактическая - 0,29 мг/л; по АПАВ: допустимая концентрация 0,1 мг/л, фактическая - 0,39 мг/л.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами, Управление Росприрорднадзора пришло к выводу о том, что АО "Тамбовкурорт" осуществляет свою деятельность с нарушением обязательных требований к охране водного объекта, которое может повлечь его загрязнение, засорение и (или) истощение.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с ч. 2, 4 ст. 35 Водного кодекса нормативы допустимого воздействия (нормативы допустимых сбросов) на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно ч. 1 ст. 44 Водного кодекса использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Исходя из ч. 2 ст. 55 Водного кодекса при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Статья 56 ВК РФ устанавливает запрет на сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" установлено, что нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты".
Как следует из материалов дела использование водных объектов с целью сброса сточных, в том числе дренажных, вод в водный объект АО "Тамбовкурорт" осуществляло на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 02.10.2019 N 380.
Пунктом 9 указанного решения определены требования к составу и свойствам сточных вод в р. Польной Воронеж в месте сбора АО "Тамбовкурорт" сточных вод.
Также Управлением установлено, что на момент проверки АО "Тамбовкурорт" не имело действующего разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты).
Очистные сооружения санатория им. Калинина - филиал АО "Тамбовкурорт" расположены на левом берегу реки Польной Воронеж.
Физико-химические анализы проб воды выполнены по следующим показателям: химическое потребление кислорода (ХПК), биохимическое потребление кислорода (БПК5), взвешенные вещества, сухой остаток, аммонийион, нитрит-ион, фосфат-ион, хлорид-ион, сульфат-ион, нефтепродукты, железо, анионные поверхностно-активные вещества (АПАВ), растворенный кислород.
Расчетом нормативов допустимого сброса посредством проведенных наблюдений определены такие концентрации (и как производное массы) загрязняющих веществ, которые при учете водности реки, скорости ее течения, возможного разбавления стоков не позволит нанести вред приемнику сточных вод. При этом надо учитывать, что даже разовое превышение, установленных АО "Тамбовкурорт" концентраций может нанести вред качеству воды.
Несоблюдение нормативов допустимого сброса веществ в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты влечет их загрязнение, засорение и (или) истощение.
В ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды Управлением в рамках плановой проверки был произведен отбор проб воды 27.07.2020 и 29.07.2020 совместно со специалистами филиала "ЦЛАТИ" по Тамбовской области" (аттестат аккредитации N POCCRU.0001.512135) для проведения физико-химических анализов: пробы воды в реке Польной сброс сточных вод с очистных сооружений (проба N ГЗ-98/1), на 500 м выше места впадения сточных вод АО "Тамбовкурорт" (проба N ГЗ-99/2), сточная вода из биологического пруда (проба N ГЗ-100/3), на 500 м ниже места впадения (проба N ГЗ-101/4).
По результатам отобранных специалистами ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" проб воды в реке Польной выявлены превышения нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в реку, о чем свидетельствуют протоколы лабораторных исследований.
Превышение выявлено по следующим предельно допустимым показателям: Проба N ГЗ-98/1: Аммоний-ион - в 1,1 раз; Железо - в 2 раза; Анионные поверхностно-активные вещества - в 1,3 раза.
Полученные протоколы количественного химического анализа воды, представленные ФБУ "ЦЛАТИ по Тамбовской области", свидетельствуют о негативном влиянии сбросов заявителем сточных вод.
Согласно актам отбора проб все пробы опечатаны, забор вод произведен с участием представителей Общества, что зафиксировано в самих протоколах отбора проб воды от 27.07.2020. Отбор проб при этом считается действительным.
Заключения по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 03.08.2020 и от 07.08.2020, выполненные Центром лабораторного анализа и технических измерений по Центральному Федеральному округу по результатам исследования отобранных проб, проведены в соответствии с требованиями Федерального закона об оценочной деятельности в Российской Федерации и Федеральными стандартами оценки. Данные экспертные заключения в установленном законом порядке не оспорено, признаны судом надлежащим достоверным доказательством, не вызывающем сомнение в его объективности, ходатайств о проведении по делу повторной (дополнительной) экспертизы ответчиком не заявлялось.
Также в ходе проверки Управлением обоснованно принято во внимание, что согласно поступившей информации от Донского БВУ Федерального агентства водных ресурсов Отдела ресурсов по Тамбовской области от 28.07.2020 N 640, АО "Тамбовкурорт" имело превышение нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты по результатам представленных сведений за 2 квартал 2020 г. по БПКп: допустимая концентрация 3 мг/л, фактическая - 4,08 мг/л; по железу допустимая концентрация 0,1 мг/л, фактическая - 0,29 мг/л; по АПАВ допустимая концентрация 0,1 мг/л, фактическая - 0,39 мг/л.
С учетом представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности, содержащегося в п. 4 предписания от 03.08.2020 N 04-097/2020 нарушения и об отсутствии совокупности оснований для признания предписания в указанной части недействительным.
В апелляционной жалобе обществом не приведено каких-либо конкретных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции относительно нарушений, отраженных в оспариваемом предписании.
На основании вышеизложенного, решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.04.2023 по делу N А14-3540/2021 в обжалуемой части следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Тамбовкурорт" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.04.2023 по делу N А14-3540/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Тамбовкурорт" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-3540/2021
Истец: АО "Тамбовкурорт", Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора
Ответчик: Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора (Отдел экологического надзора по Тамбовской области)
Хронология рассмотрения дела:
21.11.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2895/2022
28.06.2023 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-125/2022
06.04.2023 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-3540/2021
11.08.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2895/2022
05.04.2022 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-125/2022
13.12.2021 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-3540/2021