город Воронеж |
|
28 июня 2023 г. |
Дело N А14-504/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 28 июня 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Аришонковой Е.А.,
Пороника А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.П.,
при участии:
от акционерного общества "А1 АГРОХИМ": Наугольнов П.В. - представитель по доверенности от 15.05.2023 N 53, действительна до 31.12.2023, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт РФ;
от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области: извещен надлежащим образом, представитель не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 03.04.2023 по делу N А14-504/2023 по заявлению акционерного общества "А1 АГРОХИМ" к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области
о признании незаконными действий, выразившихся в отказе АО "А1 АГРОХИМ" в пересмотре страхового тарифа по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год;
о признании недействительным решения от 08.12.2022 N 1/р, которым было оставлено без изменения решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 25.10.2022 N 360122100226704;
обязании установить для АО "А1 АГРОХИМ" размер страхового тарифа по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год в 0,2%, соответствующий 1 классу профессионального риска согласно осуществляемому основному виду деятельности "46.75.1 Торговля оптовая удобрениями и агрохимическими продуктами",
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "А1 АГРОХИМ" (далее - АО "А1 АГРОХИМ", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области (далее - ОСФР по Воронежской области, заинтересованное лицо, Фонд)
- о признании недействительным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 25.10.2022 N 360122100226704;
- об обязании установить для АО "А1 АГРОХИМ" размер страхового тарифа по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год в 0,2%, соответствующий 1 классу профессионального риска согласно осуществляемому основному виду деятельности "46.75.1 Торговля оптовая удобрениями и агрохимическими продуктами";
- о признании недействительным решения от 06.12.2022 N 11-25/3611-4366 об отказе в пересмотре тарифа (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 03.04.2023 по делу N А14-504/2023 заявленные требования удовлетворены, признаны недействительными решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 25.10.2022 N 360122100226704 и решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области от 06.12.2022 N 11-25/3611-4366 об отказе в пересмотре тарифа.
Суд обязал отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества "А1 АГРОХИМ".
Не согласившись с принятым судебным актом, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области ссылается на нарушение страхователем срока представления документов для подтверждения основного вида экономической деятельности. В связи с чем, именно не исполнение страхователем, возложенной на него обязанности ежегодного подтверждения страхователем основного вида деятельности, повлекло возникновение у страховщика права на отнесение в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
Поскольку законодатель императивно указывает на необходимость соблюдения срока ежегодного подтверждения страхователем основного вида деятельности, а также на последствия, в случае нарушения такого срока, ввиду чего, ошибочно рассматривать данную норму с позиции возможного выявления и применения уважительных причин пропуска указанного срока. Право территориального органа Фонда, установленное пунктом 13 Правил и пунктом 5 Порядка, позволяет страховщику в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, обеспечив тем самым в первую очередь права застрахованных лиц.
В связи с чем, действия Фонда по установлению АО "А1 АГРОХИМ" тарифа, соответствующего 11 классу профессионального риска, в размере 1,2 процентов к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, исходя из поименованных в ЕГРЮЛ по состоянию на 27.04.2022 видов деятельности, среди которых указан ОКВЭД 68.10 "Покупка и продажа собственного недвижимого имущества", имеющий наиболее высокий класс профессионального риска, являются законными и обоснованными.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 20-22.06.2023 представитель АО "А1 АГРОХИМ" заявил ходатайство об отказе от заявленных требований в части признания недействительным решения отделения, выраженного в форме письма от 06.12.2022 N 11-25/3611-4366.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции отказаться от иска полностью или частично.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 АПК РФ, арбитражный суд прекращает производство по делу, если истец отказался от требований и отказ был принят арбитражным судом в соответствии со статьей 49 АПК РФ.
Истцу разъяснены и понятны последствия прекращения производства по делу в связи с частичным отказом от требований, предусмотренные ч. 3 ст. 151 АПК РФ, о недопустимости повторного обращения в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Рассмотрев поступившее ходатайство, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим удовлетворению, поскольку частичный отказ от требований заявлен уполномоченным лицом, не противоречит закону и не нарушает прав других лиц.
При таких обстоятельствах, производство по делу N А14-504/2023 в части признания недействительным решения, изложенного в письме Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области от 06.12.2022 N 11-25/3611-4366 об отказе в пересмотре тарифа, подлежит прекращению, а решение Арбитражного суда Воронежской области от 03.04.2023 по делу N А14-504/2023 - отмене в указанной части.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании уведомления от 27.04.2022 Фонд установил АО "А1 АГРОХИМ" страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с января 2022 года в размере 1,2 процентов к суммам выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных лиц, исходя из основного вида деятельности - "Покупка и продажа собственного недвижимого имущества" по коду ОКВЭД 68.10.
Фондом было установлено, что АО "А1 АГРОХИМ" не исполнило обязанность, предусмотренную пунктами 3, 5 "Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами", утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55), и не представило в срок до 15.04.2022 в исполнительный орган Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту регистрации заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справку-подтверждение основного вида экономической деятельности.
Ввиду вышеуказанных обстоятельств Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области на основании п. 5 Порядка N 55 отнесло АО "А1 АГРОХИМ" к тому виду деятельности, который из заявленных обществом, по сведениям в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на 01.01.2022 имеет наиболее высокий класс профессионального риска (11), а именно: 68.10 "Покупка и продажа собственного недвижимого имущества", и установило тариф страхового взноса на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1,2% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц.
Отделением на основании представленного АО "А1 АГРОХИМ" расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на выплату страхового обеспечения за 1 полугодие 2022 проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и уплаты страховых взносов за указанный период.
По результатам проверки составлен акт камеральной проверки от 19.09.2022 N 360122100226702, в котором зафиксирована неполная уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2022 по 30.06.2022 в сумме 301 026 руб. 22 коп. в результате неверного применения страхователем тарифа к суммам выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных лиц, не соответствующего классу профессионального риска, установленного для общества.
В частности, по мнению Фонда, тариф должен составлять 1,2 % исходя из основного вида деятельности - "Покупка и продажа собственного недвижимого имущества" по коду ОКВЭД 68.10. Обществом применен тариф в размере 0,2 %, исходя из основного вида деятельности "Торговля оптовая удобрениями и агрохимическими продуктами" (ОКВЭД 46.75.1).
На основании акта камеральной проверки от 19.09.2022 N 360122100226702 Фонд принял решение от 25.10.2022 N 360122100226704 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно решению от 25.10.2022 N 360122100226704 общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, в виде штрафа в сумме 60 205 руб. 24 коп., ему начислены пени по состоянию на 30.06.2022 в сумме 5 931 руб. 40 коп., а также предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2022 по 30.06.2022 в сумме 301 026 руб. 22 коп.
Не согласившись с решением о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 25.10.2022 N 360122100226704 АО "А1 АГРОХИМ" 07.11.2022, обратилось в Фонд с жалобой, в котором просило указанное решение отменить.
Решением от 08.12.2022 N 1/р решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 25.10.2022 N 360122100226704 оставлено без изменении, а жалоба без удовлетворения.
Получив решение о привлечении страхователя к ответственности, общество письмом от 16.11.2022 N 192 проинформировало Фонд о том, что с момента его образования основной и единственный фактически осуществляемый вид деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности - "Торговля оптовая удобрениями и агрохимическими продуктами" (ОКВЭД 46.75.1). К заявлению о пересмотре страхового тарифа на 2022 год заявителем представлены документы, подтверждающие осуществляемый вид деятельности.
Письмом от 06.12.2022 N 11-25/3611-4366 Фонд отказал АО "А1 АГРОХИМ" в пересмотре страхового тарифа, со ссылкой на несвоевременность подтверждения сведений об осуществляемом виде деятельности, указав на не подтверждение организаций в установленный срок основного вида экономической деятельности, в связи с чем обществу правомерно установлен тариф 1,2%, соответствующий 11 классу профессионального риска с учетом сведений об осуществляемых обществом видам деятельности согласно ЕГРЮЛ : "Покупка и продажа собственного недвижимого имущества" по коду ОКВЭД 68.10.
АО "А1 АГРОХИМ", считая незаконным решение от 25.10.2022 N 360122100226704 и отказ Фонда в пересмотре установленного тарифа на 2022 год, обратилось в арбитражный суд с рассмотренным заявлением.
Суд области, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что несмотря на представление обществом заявления и предусмотренных Порядком N 55 документов для подтверждения основного вида экономической деятельности на 2022 год с нарушением срока, основным видом деятельности Общества является "Торговля оптовая удобрениями и агрохимическими продуктами" (ОКВЭД 46.75.1), что подтверждается имеющимися в материалах дела документами (аудиторское заключение, бухгалтерский баланс) и соответствует размеру страхового тарифа 0,2%, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 05.07.2011 N 14943/10, доначисление обществу страховых взносов с учетом тарифа в размере 1,2% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц, который не соответствует основному виду деятельности, является незаконным.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области (с учетом частичного отказа от требований), исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконных решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ страхователи обязаны в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В пункте 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ установлено, что страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
На основании статьи 21 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы дифференцируются по классам профессионального риска, под которыми статья 3 Закона N 125-ФЗ понимает уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей.
Отнесение видов экономической деятельности к классу профессионального риска осуществляется в соответствии с Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила N 713).
Пункт 8 Правил N 713 предусматривает, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
В соответствии с абзацем вторым пункта 9 Правил N 713 основным видом экономической деятельности некоммерческой организации является тот вид, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации.
На основании пункта 11 Правил N 713 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердило Порядок N 55.
Согласно пункту 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713.
В пункте 3 Порядка N 55 установлено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
Согласно пункту 5 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55, в случае если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц (пункт 13 Правил N 713).
Как следует из материалов дела, согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности АО "А1 АГРОХИМ" является "Торговля оптовая удобрениями и агрохимическими продуктами" (ОКВЭД 46.75.1).
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.07.2011 N 14943/10, вид фактически осуществляемой организацией деятельности не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах экономической деятельности организации. Фондом должны быть представлены доказательства, при наличии которых он приходит к выводу о фактически осуществляемой страхователем деятельности, позволяющей ему назначить размер страхового тарифа, соответствующий определенному классу профессионального риска.
Предусмотренное пунктом 13 Правил N 713 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности не является санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе Определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют, а вышеуказанное право фонда основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
То обстоятельство, что у Фонда отсутствует обязанность устанавливать фактически осуществляемый страхователем вид экономической деятельности и на момент принятия уведомления об установлении размера страхового тарифа страховщик не располагал сведениями об основном виде экономической деятельности страхователя, которым в установленный срок не были представлены подтверждающие документы, в связи с чем с формальной точки зрения действия Фонда соответствуют положениям пункта 5 Порядка N 55 и пункта 13 Правил N 713, не означает, что страхователь должен нести бремя по уплате страховых взносов в повышенном размере.
Указанные выводы также соответствуют позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926, от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969 и др.
Виды деятельности плательщика-организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют.
Предусмотренное п. 5 Порядка право Фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения п. 13 Правил не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности. В связи с этим страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в п. 3 данного Порядка, и после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности, а Фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда центрального округа от 26.01.2022 N А09-1914/2021.
Как следует из материалов дела, основанием для произведенных решением 25.10.2022 N 360122100226704 доначислений страховых взносов, пени и штрафа послужил вывод отделения Фонда социального страхования о занижении страхователем страховых взносов на обязательное социальное страхование за период с 01.01.2022 по 30.06.2022 в сумме 301 026 руб. 22 коп. в результате неверного применения страхователем тарифа (0,2 % вместе 1.2 %) к суммам выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных лиц, не соответствующего классу профессионального риска, установленного для общества.
Данные выводы сделаны отделением в связи с тем, что заявителем до 15.04.2022 основной вид экономической деятельности не подтвержден, а в ЕГРЮЛ у АО "А1 АГРОХИМ" среди поименованных видов деятельности наиболее высокий класс профессионального риска (11), имеет ОКВЭД 68.10 "Покупка и продажа собственного недвижимого имущества", соответственно тариф страхового взноса на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1,2% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц.
Вместе с тем, из представленного АО "А1 АГРОХИМ" заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности от 05.04.2022 (с доказательством направления его в федеральный орган социального страхования) следует, что сведения о подтверждении основного вида экономической деятельности (ОКВЭД 46.75.1) за 2022 г. направлены АО "А1 АГРОХИМ" на сервер Фонда 06.04.2022, однако из-за ошибки обработки сообщения указанные сведения были доставлены Фонду только 11.05.2022.
Получив решение о привлечении страхователя к ответственности от 25.10.2022, общество письмами от 16.11.2022 N 190 и N 192 проинформировало Фонд о том, что с момента его образования основной и единственный фактически осуществляемый вид деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности - "Торговля оптовая удобрениями и агрохимическими продуктами" (ОКВЭД 46.75.1).
Кроме того, фактическое осуществление заявителем указанного вида деятельности: "Торговля оптовая удобрениями и агрохимическими продуктами" (ОКВЭД 46.75.1), подтверждается имеющимися в материалах дела документами (аудиторское заключение, бухгалтерский баланс).
Вышеназванное обстоятельство отделением не оспаривается.
Оценив в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями Федерального закона N 125-ФЗ, Правил N 713, учитывая, что фондом не доказано фактическое осуществление АО "А1 АГРОХИМ" вида экономической деятельности "Покупка и продажа собственного недвижимого имущества" (ОКВЭД 68.10) как основного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что определение обществу страховых взносов в повышенном размере, при наличии представленных как отделении, так и суду сведений для подтверждения основного тарифа, является неправомерным.
Кроме того, "Покупка и продажа собственного недвижимого имущества" (ОКВЭД 68.10) является дополнительным видом деятельности обществ и доказательств осуществление обществом этого вида деятельности фондом в материалы дела не представлено.
Из представленных в материалы дела документов следует, что в 2022 году АО "А1 АГРОХИМ" основной вид деятельности не меняло.
Таким образом, представленными в материалы дела документами, подтверждается фактическое осуществление заявителем за период с 01.01.2022 по 30.06.2022 основного вида деятельности по коду ОКВЭД 46.75.1 и обоснованность применения в указанный период АО "А1 АГРОХИМ" страхового тарифа в размере 0,2%.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ профессиональный риск - вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
Таким образом, профессиональный риск связан с теми реальными условиям, в которых реально происходит трудовая деятельность застрахованного лица.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан обеспечивать меры по предотвращению наступления страховых случаев, нести в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за необеспечение безопасных условий труда. При этом обеспечение безопасных условий труда всегда связано с тем, какие это условия, что зависит от осуществляемой деятельности страхователя.
Тем самым законодательство о страховании от несчастных случаев на производстве основано на понимании реальной связи между действительно существующими профессиональными рисками работников страхователя и размером тарифов по страхованию.
Иной подход означал бы обязанность страхователя принимать меры к предотвращению производственных рисков и нести затраты на страхование от несчастных случаев, которые в данной конкретной производственной деятельности наступить не могут.
Следовательно, в отношении тех видов деятельности, которые организацией в действительности не осуществляются, не может применяться понятие профессионального риска, поскольку наступление соответствующих страховых случаев невозможно по объективной причине отсутствия самих производственных условий как основания таких рисков.
Подтверждающие документы, даже представленные с опозданием, необходимо учитывать при утверждении тарифа.
Тариф взносов, установленный без учета реальной деятельности организации, нельзя считать экономически обоснованным (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969 и от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926).
Законодательством не предусмотрено возложение на страхователя обязанности по уплате страховых взносов, исходя из фактически не осуществляемых им видов деятельности.
С учетом изложенного, судом области правомерно установлена необходимая совокупность условий, предусмотренных ст. 201 АПК РФ, для признания решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 25.10.2022 N 360122100226704 недействительным и удовлетворения заявленного требования.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта (с учетом частичного отказа от требований), апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается, поскольку отделение освобождено от уплаты госпошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ акционерного общества "А1 АГРОХИМ" от заявленных требований в части признания недействительным решения, изложенного в письме Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области от 06.12.2022 N 11-25/3611-4366 об отказе в пересмотре тарифа.
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 03.04.2023 по делу N А14-504/2023 в части признания недействительным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области от 06.12.2022 N 11-25/3611-4366 об отказе в пересмотре тарифа отменить.
Производство по делу N А14-504/2023 в указанной части прекратить.
В остальной части решение Арбитражного суда Воронежской области от 03.04.2023 по делу N А14-504/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-504/2023
Истец: АО "А1 Агрохим"
Ответчик: ГУ ВРО Фонд социального страхования, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области