город Томск |
|
29 июня 2023 г. |
Дело N А67-5681/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Бородулиной И.И., |
|
|
Кривошеиной С.В., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белозеровой А.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области (N 07АП-4404/23 (1)) на решение от 18.04.2023 Арбитражного суда Томской области (судья - Чиндина Е.В.) по делу N А67-5681/2022 по заявлению областного государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Томской области" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области о признании недействительными решения в части п.п. 2, 3, 4 и предписания от 25.05.2022 по делу N 070/06/106-349/2022, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ООО "Горсети"; областного государственного казенного учреждения "Центр государственных закупок Томской области",
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Чураев Д.В., представитель по доверенности от 09.01.1023, паспорт;
от заинтересованного лица: Жохов С.В., представитель по доверенности от 09.01.2023, удостоверение;
от третьего лица, (не) заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: от областного государственного казенного учреждения "Центр государственных закупок Томской области": Щеголева Е.С.: представитель по доверенности от 29.12.2022, паспорт; от ООО "Горсети": Курбетьева М.П., представитель по доверенности от 21.11.2022, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
областное государственное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог Томской области" (далее - ОГКУ "Томскавтодор", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее по тексту - Томское УФАС России, ответчик) с заявлением о признании недействительными решения в части п.п. 2, 3, 4 и предписания от 25.05.2022 по делу N 070/06/106-349/2022. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Горсети" (далее - ООО "Горсети") и областное государственное казенное учреждение "Центр государственных закупок Томской области" (далее - ОГКУ "ЦГЗ ТО").
Решением суда от 18.04.2023 требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, антимонопольный орган обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств.
Заявитель, областное государственное казенное учреждение "Центр государственных закупок Томской области", ООО "Горсети" в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы жалобы отклонили, просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители поддержали свои правовые позиции.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20.04.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет опубликовано извещение N 0865200000322000725 о проведении аукциона в электронной форме "Выполнение работ по строительству линий электроосвещения на автомобильных дорогах общего пользования Томской области. Автомобильная дорога Михайловка-АлександровскоеИтатка на участке км 30+861 - км 33+410 (с.Александровское) в Томской области".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 20 493 956 руб.
19.05.2022 в Томское УФАС России поступила жалоба ООО "Горсети" на действия ОГКУ "Томскавтодор" (Заказчик) при осуществлении закупки в форме аукциона в электронной форме "Выполнение работ по строительству линий электроосвещения на автомобильных дорогах общего пользования Томской области.
Автомобильная дорога Михайловка-Александровское-Итатка на участке км 30+861 - км 33+410 (с.Александровское) в Томской области" (извещение N 0865200000322000725), нарушающие, по мнению заявителя, законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с необоснованным отклонением заявки участника.
По результатам рассмотрения указанной жалобы Томским УФАС России вынесено решение от 25.05.2022 по делу N 070/06/106-349/2022, которым жалоба ООО "Горсети" на действия ОГКУ "Томскавтодор" при осуществлении закупки в форме аукциона в электронной форме "Выполнение работ по строительству линий электроосвещения на автомобильных дорогах общего пользования Томской области. Автомобильная дорога Михайловка-Александровское-Итатка на участке км 30+861 - км 33+410 (с.Александровское) в Томской области" (извещение N 0865200000322000725) признана необоснованной (пункт 1). При этом, Томским УФАС России в действиях ОГКУ "Томскавтодор" признано нарушение части 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в связи с установлением дополнительных требований к участникам закупки ненадлежащим образом. Решено выдать предписание об устранении нарушений и передать материалы дела должностному лицу управления для принятия мер административного реагирования (п.п. 2, 3, 4 решения).
Также ОГКУ "Томскавтодор" выдано предписание 25.05.2022 об устранении нарушений в сфере закупок по делу N 070/06/106-349/2022, которым, в частности, предписано: аукционной комиссии ОГКУ "ЦГЗ ТО" отменить все протоколы, составленные в ходе определения поставщика; ОГКУ "Томскавтодор" внести изменения в извещение о проведении электронного аукциона (извещение N 0865200000322000725) в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и с учетом решения по делу N 070/06/106- 349/2022.
Срок исполнения предписания установлен в течение пяти рабочих дней с момента его получения.
Полагая, что решение в части пунктов 2, 3, 4 и предписание Томского УФАС России от 25.05.2022 по делу N 070/06/106-349/2022, не соответствуют законодательству Российской Федерации и нарушают его права и законные интересы, ОГКУ "Томскавтодор" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая судебный акт об удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу об их обоснованности.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются с 01.01.2014 Федеральным законом N 44-ФЗ, которым, в том числе, установлен единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Федерального закона N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44- ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в частности, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент размещения извещения) установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу части 4 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Правительством Российской Федерации вынесено постановление от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571), которым установлены дополнительные требования (согласно приложению) к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг.
Положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Позициями 8 и 17 Приложения к Постановлению N 2571 предусмотрены следующие наименования отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, к участникам которых устанавливаются дополнительные требования: - работы по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением предусмотренных позицией 17 настоящего приложения работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; - работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона N 0865200000322000725 заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки и перечень подтверждающих документов в соответствии с позицией 8 приложения к Постановлению N 2571, а именно: наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги; 2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей; не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей; не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей.
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В обоснование позиции по делу, Томское УФАС России исходит из того, что заказчик обязан был установить требования к участникам в соответствии с позицией 17 Приложения к Постановлению N 2571. Объектом закупки N 0865200000322000725 является: является "Выполнение работ по строительству линий электроосвещения на автомобильных дорогах общего пользования Томской области. Автомобильная дорога МихайловкаАлександровское-Итатка на участке км 30+8615 - км 331+410 (с.Александровское) в Томской области". Следовательно, требования к участникам закупки должны устанавливаться согласно пункту 17 Постановления N 2571, поскольку данные работы относятся к числу работ по созданию элементов обустройства автомобильной дороги относящиеся к строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.
Формулировка предмета закупки приведена в соответствии с пунктом 1.1 типовых условий контракта, утвержденных приказом Минтранса России от 05.02.2019 N 37 "Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции), капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений и информационной карты типовых условий контракта".
Суд первой инстанции проанализировав общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)), утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (далее - ОКПД), указал, что законодатель в обязательных для применения нормах разграничил понятия работ по строительству автомобильных дорог и работ по строительству уличного освещения и иного электрооборудования на автомобильных дорогах.
Соответствующее разграничение применено законодателем также в Единой информационной системе при реализации постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг (КТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в рамках реализации части 6 статьи 23 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, в частности, в КТРУ выделены следующие позиции: - 42.22.22.000-00000002 - выполнение работ по строительству наружных электрических сетей, обязательность применения с 01.06.2020; - 42.11.20.000-00000006 - выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги, обязательность применения с 01.06.2020; - 42.11.20.000-00000004 - выполнение работ по строительству автомобильной дороги, обязательность применения с 01.06.2020.
Обязанность заказчиков применять КТРУ при описании объекта закупки установлена пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
Таким образом, законодателем в Единой системе в сфере закупок (ЕИС), при выполнении требований по описанию объекта закупки, разделены работы по строительству автомобильных дорог и строительству наружных электрических сетей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Под элементами обустройства автомобильных дорог понимаются сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса (пункт 3 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ).
Из изложенного следует, что понятие автомобильная дорога является составным понятием, включающим в себя различные элементы, в том числе: 1) земельные участки с расположенными на них или под ними конструктивными элементами (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы), 2) дорожные сооружения, к числу которых относятся: - защитные дорожные сооружения, - искусственные дорожные сооружения, - производственные объекты, - элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу части 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) линейными объектами признаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно пунктам 20, 30 ГОСТ Р 59511-2021 "Освещение искусственное. Информационное обеспечение для инвентаризации объектов систем освещения. Термины и определения":
Система наружного освещения (СНО) - сложная, пространственно-распределенная организационно-техническая структура, объединяющая совокупность инженерных комплексов, систем энергоснабжения, зданий и сооружений, предприятий и подразделений управления и обслуживания, а также установок наружного освещения, оборудованных на определенной территории и предназначенных для обеспечения утилитарного (функционального) освещения, архитектурно-художественной подсветки, ландшафтного освещения, праздничной и декоративной иллюминации, освещения автомобильных дорог общего пользования;
Опора стационарного электрического освещения - конструкция для закрепления кронштейнов, светильников наружного освещения, а также подвески кабелей электрической сети наружного освещения.
Опора, представляет собой один из элементов составной части линейного объекта -сети наружного освещения, данный вывод отражен в Определении Верховного Суда РФ от 02.09.2020 N 308-ЭС20-12898 по делу N А53-27944/2019.
В силу пункта 3.18 ГОСТ Р 52765-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация" стационарное электрическое освещение - искусственное освещение, обеспечивающее в темное время суток видимость дороги и дорожных сооружений для их эффективного использования и предотвращения дорожно-транспортных происшествий. Включает в себя стационарные осветительные устройства и линии электропередачи.
Следовательно, линии стационарного электрического освещения являются линейным объектом капитального строительства.
Отдельное строительство элемента обустройства, к которым относятся объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, признаваемых линейным объектом, не может быть отнесено к числу работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги, а является строительством линейного объекта.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.02.2023 по делу N А67-4604/2022.
Как следует из материалов дела, в аукционной документации (извещение N 0865200000322000725) представлена полная информация о видах и объемах строительно-монтажных работ, которые предстоит выполнить в ходе устройства линий наружного освещения.
В частности, согласно стр. 44, Подраздел 6, Раздел 1 "Пояснительная записка", Том 1, шифр 70404-ПЗ), наименование объекта - "Строительство линий электроосвещения". Местоположение линейного объекта - автомобильная дорога Михайловское - Александровское - Итатка на участке км 30+861 - км 33+410 (с. Александровское) в Томском районе. На стр. 8, Раздел 5 "Проект организации строительства", Часть 3, Том 4.3, шифр 70404-ПОСЗ), указано, что проектируемая трасса линии электроосвещения (новое строительство) на а/д Михайловское - Александровское - Итатка, общей протяженностью 2,680 км.
Из технологических и конструктивные решения линейного объекта (стр. 7, пункт 1, Раздел 3 "Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения", Часть 3, Том 3.3, шифр 70404-ТКРЗ), следует, что вид работ - строительство.
Учитывая изложенное, согласно проектной документации, видом объекта капитального строительства является линейный объект; наименование объекта капитального строительства - Строительство линий электроосвещения; вид работ - новое строительство.
На стр. 23 Раздел 5 "Проект организации строительства", Часть 3, Том 4.3, шифр 70404-ПОСЗ (раздел 4 "Объемы и трудоемкость основных строительно-монтажных работ"), указаны объемы основных строительно-монтажных работ: трасса линий электроосвещения - 2,680 км; бурение котлованов с одновременной установкой закладных деталей фундамента -78 шт.; подготовка основания из ГПС под фундаменты - 4,5 м3 ; вывоз излишек грунта после бурения котлованов - 68,64/140,03 м3 /т; устройство ж/б фундаментов (бетонирование закладных деталей, бетон В15) -50,7 м3 ; установка металлических опор - 78 шт.; монтаж однорожковых кронштейнов на опору - 78 шт.; монтаж светильников консольных - 78 шт.; монтаж кабеля в трубе (опоре) весом до 1 кг - 30 м.; монтаж кабеля в трубе (кронштейне) до 1 кг - 390 м.; монтаж самонесущего изолированного провода - 2,9 км.; монтаж автоматических выключателей однополюсных - 78 шт.; монтаж автоматических выключателей трехполюсных - 1 шт.; установка шкафа управления на опоре - 1 шт.
Кроме того, указанная проектная документация 05.09.2017 получила положительное заключение государственной экспертизы в ОГАУ "Томскгосэкспертиза" N 70-1-1-3-0088- 17 на объект капитального строительства: Строительство линий электроосвещения на автомобильных дорогах общего пользования в Томской области.
Согласно пункту 1.4 заключения государственной экспертизы вид функциональное назначение и характерные особенности объекта капитального строительства - линейный объект. В подразделе 3.3.2.1 Заключения государственной экспертизы "Система электроснабжения" раздела "Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения" указаны технические решения устройства линии 0,4 кВ, в том числе воздушной линии 0,4 кВ (ВЛИ 0,4 кВ). В п. 3.3 Заключения государственной экспертизы указаны конструктивные решения, в том числе относительно опор наружного освещения и фундаментов опор. Также присутствует раздел 3.3.4 по сносу(демонтажу) линейного объекта в Асиновском районе.
В связи с этим, по верному заключению суда, характер работ подрядчика по контракту предусматривает вновь созданные линии электроосвещения, предназначенных для освещения дороги, что относится к линейным объектам.
В данном случае заказчиком закупаются работы по строительству новой линий наружного освещения, не затрагивающие существующие автомобильные дороги, что следует из размещенной проектной документации.
Само по себе выполнение работ на полосе отвода автомобильной дороги, функциональное назначение предполагаемого к строительству объекта, не может являться безусловным обстоятельством, свидетельствующим о наличии в рамках выполнения закупаемых работ, работ по строительству, ремонту (капитальному ремонту), реконструкции автомобильных дорог.
Исполнителем по данному контракту будет проводиться строительство только линии электроосвещения, которое является линейным объектом, без учета автомобильной дороги, заказчиком в извещении правомерно установлено дополнительное требование в соответствии с пунктом 8 приложения к Постановлению N 2571: Работы по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Исходя из объекта закупки, установление в извещении дополнительных требований к участникам закупки, не относящихся к объекту закупки, влечет невозможность определить наиболее квалифицированного участника, в связи с чем у заказчика возникают необоснованные риски срыва выполнения работ исполнителем, не подтвердившим наличие у него опыта, необходимого для надлежащего выполнения обязательств.
При этом пункт 17 Постановления N 2571, на который ссылается ответчик, в данном случае неприменим, поскольку устанавливает требования к участникам закупки, выполняющим работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.
Следовательно, заказчиком не допущено нарушение части 6 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, т.к. дополнительные требования к участникам закупки установлены в соответствии с требованиями указанного закона
Ссылки УФАС по Томской области на ГОСТ Р 52765-2007, также отклоняются.
Согласно пункту 3.1 ГОСТ Р 52765-2007, элементы обустройства автомобильной дороги: комплекс зданий и сооружений обслуживания движения, технических средств и устройств, предназначенных для организации и обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 3.20 ГОСТ Р 52765-2007 здания и сооружения обслуживания движения: здания и сооружения, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения, технического обслуживания транспортных средств, обслуживания грузовых и пассажирских перевозок и контроля за движением. примечания: - здания и сооружения для обслуживания участников дорожного движения включают в себя здания и сооружения для отдыха водителей и пассажиров, пункты питания и торговли, медицинской помощи и связи; - здания и сооружения для технического обслуживания транспортных средств включают в себя станции заправки топливом, моечные пункты, здания и сооружения для ремонта автомобилей; здания и сооружения для обслуживания грузовых и пассажирских перевозок включают в себя терминалы и грузовые автостанции, сооружения таможенной службы, автовокзалы, пассажирские автостанции и автобусные остановки; здания и сооружения для контроля за движением включают в себя стационарные посты дорожно-патрульной службы, пункты весового и габаритного контроля.
Таким образом, согласно положений ГОСТ Р 52765-2007 элементы обустройства автомобильных дорог - это здания и сооружения, предназначение для обслуживания участников дорожного движения, в том числе автовокзалы, посты ДПС, грузовые терминалы, а также стационарное электрическое освещения, следовательно, элементами обустройства являются, в том числе самостоятельные объекты капитального строительства.
Вместе с тем, по настоящему делу согласно положениям проектной документации, а также на основании пунктов 1.3., 1.4., 3.3.2.1, 3.3.2.2, 3.3, 5 Положительного заключения Государственной экспертизы, а также 1.3., 2.1. 3.4 заключение о достоверности, конструктив и характер работ подрядчика, закупаемые заказчиком, предусматривает создание новой линии электропередач, предназначенной для освещения, как самостоятельного объекта капитального строительства, не затрагивающие существующие автомобильные дороги, относиться к новому строительству линейного объекта капитального строительства, подлежащее государственной регистрации как самостоятельный объект недвижимости.
Ссылки УФАС по Томской области на письма Министерства транспорта Российской Федерации от 20.03.2023 N Д2-84-ПГ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.03.2023 N 13380-ВК/08, также обоснованность выводов в обжалуемом решении не подтверждают, поскольку не содержат прямых указаний на установление пунктом 17 Постановления Правительства РФ N 2571.
При этом следует учитывать, что письма Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера и носят только информационный или рекомендательный характер, и не обязательны в применении их в работе.
Относительно ссылки УФАС по Томской области на Постановление Администрации Томской области от 04.07.2017 N 252а "О Перечне имущества, относящегося к автомобильным дорогам" суд принимает в указанной части во внимание и полагает обоснованной позицию заявителя, о том, что виды имущества, имеющие различные коды ОКОФ согласно перечню подлежат раздельному бухгалтерскому учету, и в настоящем случае правового значения не имеют.
Принимая во внимание вышеуказанные положения процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у антимонопольного органа отсутствовали основания для вынесения оспариваемых ненормативных актов, в связи с чем оспариваемые решение и предписание правомерно признаны недействительными.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, исходя из заявленных требований, с учетом обстоятельств, входящих в предмет доказывания и установленных судом, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы сторон и оценив все в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.04.2023 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-5681/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-5681/2022
Истец: Областное государственное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог Томской области"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области
Третье лицо: ОГКУ "Центр государственных закупок Томской области", ООО "Горсети"