г. Хабаровск |
|
29 июня 2023 г. |
А73-17246/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Брагиной Т.Г.,
судей Волковой М.О., Воронцова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Телефонная компания Востоктелеком": Ведева Екатерина Валерьевна, представитель по доверенности от 01.012023 N 3;
от общества с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ": Буркова Анастасия Максимовна, представитель по доверенности от 20.04.2023 N 78.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ"
на решение от 29.03.2023
по делу N А73-17246/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Телефонная компания Востоктелеком" (ОГРН 1022701404263, ИНН 2725001319)
к обществу с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ" (ОГРН 1162724068352, ИНН 2723187548)
об урегулировании разногласий при заключении договора,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Телефонная компания Востоктелеком" (далее - ООО "ТК Востоктелеком", истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ" (далее - ООО "Хабавтотранс ДВ", ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора N ТКО-79/ЮЛ на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, приняв спорные условия в следующей редакции:
Пункт 9.1 "Потребитель обязан принять УПД от Регионального оператора и в течение 5 рабочих дней с момента получения УПД обязан вернуть один подписанный и скрепленный печатью (при наличии) экземпляр УПД Региональному оператору. Экземпляр УПД, полученный Потребителем от Регионального оператора на бумажном носителе, возвращается Потребителем Региональному оператору по адресу: 680017 Хабаровский край, г. Хабаровск ул. Ленина, д. 57, пом. III (1-72) N 43,44,45,46. ООО "Хабавтотранс ДВ"".
Пункт 10 договора исключить.
Пункт 16 "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом:
- исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО".
Пункт 25 "В случае выявления Региональным оператором факта предоставления Потребителем недостоверной информации (тип, объем, количество накопителей и иных данных), необходимой для учета объема и массы ТКО, а также сведений о количестве и (или) виде расчетных единиц, используемых для расчета платы за услуги по настоящему договору, Региональный оператор вправе осуществить изменения условий договора, путем оформления дополнительного соглашения, исходя из выявленных Региональным оператором данных. Все изменения, которые вносятся в настоящий договор, считаются действительными, если они оформлены в письменном виде, подписаны уполномоченным на то лицами и заверены печатями обеих сторон (при их наличии)".
Приложения N N 1, 1.1 к договору принять в редакции истца.
Решением от 29.03.2023 суд урегулировал разногласия, возникшие при заключении договора N ТКО-79/ЮЛ от 23.05.2022 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в редакции, изложенной в решении.
ООО "Хабавтотранс ДВ", полагая решение суда незаконным и необоснованным, обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда отменить.
Заявитель жалобы ссылается на следующее:
- исключение судом из пункта 9.1 предложения: "Если в указанный срок УПД не будет возвращен РО, УПД будет считаться подписанным потребителем без разногласий" с мотивировкой об отсутствии пункта аналогичного содержания в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами"), Постановлении Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 (ред. от 15.09.2018) "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" неподписанные УПД не могут являться подтверждением объема оказанных услуг, необходимого для предоставления сведений об объеме и (или) массе ТКО, принятых в зоне деятельности Регионального орератора, использоваться для ведения бухгалтерской отчетности, что создает для Регионального оператора сложности в ведении хозяйственной деятельности. Кроме того, невозвращение в адрес Регионального оператора УПД является немотивированным отказом от приемки услуг, что является недобросовестным поведением со стороны Потребителя и нарушает права и законные интересы Регионального оператора;
- исключение пункта 10 из текста договора: оставлен без должного урегулирования порядок направления возражений Потребителя, не установлен иной срок для направления соответствующих возражений, что существенным образом ущемляет права Регионального оператора. При отсутствии механизма и сроков направления возражений, создается возможность для злоупотребления Потребителем своими правами (например, направлять акты, составленные в порядке, раздела 6 Договора, спустя продолжительное время после факта ненадлежащего оказания услуг региональным оператором, не оплачивать услуги Регионального оператора ссылаясь на некачественно оказание услуг без предоставления подтверждающих документов);
- суд первой инстанции принимая пункт 16 договора в редакции истца не учел, о необходимости для применения коммерческого учета ТКО исходя из количества и объемов накопителей для ТКО, установленных на площадке Потребителя, совокупности факторов: региональный оператор извещен о наличии у заявителя собственной контейнерной площадки, такая контейнерная площадка внесена в реестр органами местного самоуправления и заявителем прямо выражена воля на вывоз ТКО с такой контейнерной площадки;
- фраза "произведенные изменения являются изменениями к настоящему договору, которые считаются действующими без оформления в письменном виде без подписания дополнительного соглашения", исключенная судом из пункта 25 договора, говорит исключительно о вступлении скорректированного УПД в силу до момента подписания дополнительного соглашения, при отсутствии возражений Потребителя;
- редакции Приложений N N 1, 1.1 изложенные судом, противоречат требованиям законодательства, поскольку способ коммерческого учета ТКО исходя из нормативов накопления ТКО применен к Потребителю в связи с отсутствием у Регионального оператора сведений о контейнерной площадке Потребителя, а также в связи с отсутствием волеизъявления на выбор способа коммерческого учета ТКО.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В возражениях на апелляционную жалобу ООО "ТК Востоктелеком" не согласилось с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и возражения на нее, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда первой инстанции не установил.
Как следует из материалов дела, 16.08.2021 на официальных сайтах https://www.torgi.gov.ru (извещение N 160821/16965107/01) организатора торгов https://www.gkh.khabkrai.ru размещено извещение совместно с конкурсной документацией о проведении открытого конкурса на право заключения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО.
Конкурс проводился во исполнение Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами".
Документация об отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Хабаровского края утверждена распоряжением Министерства ЖКХ от 16.08.2021 N 1168-р.
На участие в данном конкурсе подана единственная заявка - ООО "Хабавтотранс ДВ".
Согласно протоколу рассмотрения заявки на участие от 08.10.2021 заявка ООО "Хабавтотранс ДВ" признана соответствующей требованиям документации, в результате Общество допущено к конкурсному отбору регионального оператора по обращению с ТКО на территории Хабаровского края в Зоне деятельности N 1.
По результатам конкурсного отбора 19.10.2021 между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и ООО "Хабавтотранс ДВ" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Хабаровского края в Зоне деятельности N 1.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 07.04.2022 N 11/1 утвержден единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, оказываемую ООО "Хабавтотранс ДВ" на территории Хабаровского края в зоне деятельности N 1: городской округ "Город Хабаровск" и муниципальный район им. Лазо на 2022 год, а также производственная программа на период с 01.07.2022 по 31.12.2022.
Региональным оператором 13.04.2022 размещено предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст предложенного им типового договора в печатных средствах массовой информации - газете "Тихоокеанская звезда" за 13-14 апреля 2022 года N 67, N 68 и одновременно на своем официальном сайте http://tko27.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", адресованное неопределённому кругу лиц.
12.05.2022 ООО "Хабавтотранс ДВ" направило ООО "ТК Востоктелеком" предложение N 1777/ХБДВ о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, разъяснило порядок информационного взаимодействия.
23.05.2022 ООО "ТК Востоктелеком" обратилось с заявкой на заключение договора по обращению с ТКО (вх. N 0993/РО от 23.05.2022).
Письмом ООО "Хабавтотранс ДВ" N 2408/КБДВ от 31.05.2022 заявителю предложено представить дополнительные документы (данные о всех принадлежащих истцу объектах капитального строительства, с указанием площади и назначения; документы, подтверждающие показатели (расчетные единицы), необходимые для расчета нормативов накопления ТКО).
Соответствующие документы направлены истцом в адрес регионального оператора сопроводительным N 186 от 07.06.2022.
Письмом от 28.07.2022 N 4400/ХБДВ ООО "Хабавтотранс ДВ" сообщило о рассмотрении поданной истцом заявки, необходимости направления данных о всех принадлежащих истцу объектах капитального строительства, с указанием площади и назначения.
Письмом от 31.08.2022 N 671 ответчику сообщено о наличии и месте нахождения зарегистрированной площадки для вывоза ТКО (N 045321 по адресу: ул. Стрельникова, 24, А, 2 контейнера 0,75 куб.м.).
13.09.2022 письмом N 6446/ХБДВ в адрес ООО "ТК Востоктелеком" направлен подготовленный ООО "Хабавтотранс ДВ" проект договора N ТКО-79/ЮЛ на оказание услуг по обращению с ТКО.
По результатам рассмотрения проекта в адрес регионального оператора направлен протокол разногласий (письмо ООО "ТК Востоктелеком" N 714 от 19.09.2022).
30.09.2022 региональным оператором в адрес абонента направлен протокол согласования разногласий (письмо N 7757/ХБДВ).
Между тем, несмотря на предпринятые меры, направленные на досудебное урегулирование спора, сторонами не были преодолены разногласия в части содержания условий пунктов 9.1, 16, 25, Приложений N N 1, 1.1, а также возможности включения в договор предложенного ответчиком пункта 10.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "ТК Востоктелеком" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции при рассмотрении возникшего спора правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
На основании пунктов 1, 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
В пунктах 2, 4 статьи 445 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу пунктов 1, 4 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО относится к числу публичных договоров, существенные условия которого определены Законом N 89-ФЗ, а также регулируются нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в главе 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг.
Согласно статье 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора (статья 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Суд установил, что ответчик является региональным оператором и осуществляет деятельность по оказанию услуг по обращению с ТКО в том числе и на территории городского округа "Город Хабаровск".
Таким образом, обязанность ответчика заключить договор с истцом вытекает из положений законодательства и обусловлена характером осуществления им деятельности в области обращения ТКО.
Пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ содержит указание на то, что договор об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством РФ.
При этом, договор об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО регулируется разделом I(1) Правил N 1156, согласно пункту 8(4) которых основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Заявка потребителя и документы, предусмотренные пунктом 8(7) настоящих Правил, рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления (пункт 8(8) Правил N 1156).
В случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 N 641", и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству РФ.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству РФ (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица) (пункт 8(11) Правил N 1156).
Согласно положениям пункта 8(12) Правил N 1156 в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству РФ, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 8(14) Правил N 1156 региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8(11) настоящих Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.
Пунктом 8(15) Правил N 1156 предусмотрено, что в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Как следует из материалов дела, ответчик просил изложить пункт 9.1 договора в следующей редакции:
"Потребитель обязан принять УПД от Регионального оператора и в течение 5 рабочих дней с момента получения УПД обязан вернуть один подписанный и скрепленный печатью (при наличии) экземпляр УПД региональному оператору. Экземпляр УПД, полученный Потребителем от Регионального оператора на бумажном носителе, возвращается потребителем РО по адресу: 680017, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ленина, д. 57, пом. III (1-72) N 43,44,45,46, ООО "Хабавтотранс". Если в указанный срок УПД не будет возвращен РО, УПД будет считаться подписанным потребителем без разногласий".
Вместе с тем, как правильно отмечено судом типовая форма договора на оказание услуг по обращению с ТКО не содержит аналогичных по смыслу или содержанию приведенным ответчиком в предложении 2 пункта 9.1 договора условий, учитывая, что при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами условия типового договора могут быть дополнены иными не противоречащими условиями только по взаимному добровольному соглашению, пункт 9.1 договора правомерно принят судом первой инстанции в следующей редакции: "Потребитель обязан принять УПД от Регионального оператора и в течение 5 рабочих дней с момента получения УПД обязан вернуть один подписанный и скрепленный печатью (при наличии) экземпляр УПД региональному оператору. Экземпляр УПД, полученный Потребителем от РО на бумажном носителе, возвращается потребителем РО по адресу: 680017, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ленина, д. 57, пом. III (1-72) N 43,44,45,46, ООО "Хабавтотранс".
Региональным оператором в договор N ТКО-79/ЮЛ включен пункт 10, в силу которого в случае отсутствия со стороны потребителя в соответствующем расчетном периоде мотивированных и документально подтвержденных возражений, заявленных в порядке раздела VI настоящего договора относительно исполнения обязательств по настоящему договору, в том числе объема и качества оказанных региональным оператором услуг по обращению с ТКО по настоящему договору, услуги считаются надлежаще оказанными и подлежат оплате Потребителем в полном объеме.
Истец просил пункт 10 исключить.
Разрешая разногласия сторон в данной части, суд отметил, что в силу прямого указания пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации и может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Условий, аналогичных по смыслу или содержанию пункту 10, в редакции регионального оператора условия типового договора не содержат, порядок фиксации нарушений условий договора и правовых последствий таких нарушений установлен разделом VI и иными условиями договора N ТКО-79/ЮЛ (в части которых у сторон отсутствуют разногласия), в связи с чем суд первой инстанции согласился с позицией истца, и исключил пункт 10. договора
Региональным оператором в договор так же включен пункт 16, в соответствии с которым:
"Стороны производят учет объема и (или) массы ТКО в порядке, предусмотренном Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 года N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО", в соответствии с Приложением N 1 к настоящему договору. Учет объема и (или) массы ТКО исходя из количества и объема накопителей производится только в случае, если у Потребителя имеется место (площадка) накопления ТКО, расположенное на земельном участке, который на законном основании принадлежит Потребителю, исключающее возможность складирования (накопления) на ней ТКО третьими лицами".
По редакции истца: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО".
Согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Согласно пункту 8(17) Постановления N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
До дня заключения договора услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8(18) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 115).
Пунктом 15 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного Постановлением N 1156, также предусмотрено, что учет объема ТКО производится в соответствии с Правилами N 505 одним из следующих способов: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
Таким образом, при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственник твердых коммунальных отходов вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
При этом расчетный способ коммерческого учета твердых коммунальных отходов исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, может быть выбран, если контейнеры собственника твердых коммунальных отходов и места (площадки) накопления ТКО соответствуют нормам действующего экологического законодательства и внесены в реестр мест (площадок) накопления ТКО.
Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа "Город Хабаровск" утвержден Постановлением Администрации города Хабаровска от 11.12.2019 N 4124.
На территории городского округа "Город Хабаровск" профильные функции по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов осуществляет Управление жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска.
Согласно Положению об управлении жилищно-коммунальным хозяйством и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска, утвержденным решением Хабаровской городской Думы от 29.11.2016 N 457, Решения Хабаровской городской Думы от 18.12.2018 N 974, Управление ведет реестр площадок накопления твердых коммунальных отходов.
Из приобщенных к материалам дела скриншотов, выписок, а также данных официальных - открытых источников (https://khv27.ru/administration/structuralunits/uzkezf/obrashchenie-s-otkhodami/reestr-vklyuchaya-skhemu-razmeshcheniya/) видно, площадка по адресу: г. Хабаровск, ул. Стрельникова, 24А, с уникальным идентификационных номером 045321, координаты 48.539844, 135.038068, с двумя контейнерами объемом 0,75 куб.м, используется ООО "ТК Востоктелеком" с 2019 года.
Соответствие площадки установленным нормативным требованиям подтверждается актом осмотра и материалами фотофиксации.
Также судом установлено, что ранее, в договор N 13 на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО от 25.12.2020, заключенному между ООО "ТК Востоктелеком" и прежней обслуживающей организацией место накопления ТКО включено, с заявкой на заключение договора по обращению с ТКО ООО "ТК Востоктелеком" обратилось 23.05.2022 (вх. N 0993/РО от 23.05.2022).
Письмом от 31.05.2022 N 2408/КБДВ ООО "Хабавтотранс ДВ" предложило истцу представить дополнительные документы - данные о всех принадлежащих ООО "ТК Востоктелеком" объектах капитального строительства, с указанием площади и назначения; документы, подтверждающие показатели (расчетные единицы), необходимые для расчета нормативов накопления ТКО.
Соответствующие сведения предоставлены в требуемый срок, до 01.07.2022, то есть до начала исполнения ответчиком функций регионального оператора.
При изложенных обстоятельствах пункт 16 договора правомерно принят судом первой инстанции в следующей редакции:
"Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов".
В отношении пункта 25 договора судом установлено следующее.
ООО "Хабавтотранс ДВ" предложена редакция пункта 25 договора, в соответствии к которой в случае выявления Региональным оператором факта предоставления потребителем недостоверной информации (тип, объем, количество накопителей и иных данных), необходимой для учета объема и массы ТКО, а также сведений о количестве и (или) виде расчетных единиц, используемых для расчета платы за услуги по настоящему договору, Региональный оператор вправе осуществить изменения платы услуг по настоящему договору исходя из выявленных Региональным оператором данных. Указанные изменения отражаются в УПД за соответствующий расчетный период (периоды). Произведенные изменения являются изменениями к настоящему договору, которые считаются действующими без оформления в письменном виде без подписания дополнительного соглашения".
В соответствии с редакцией ООО "ТК Востоктелеком" в случае выявления Региональным оператором факта предоставления потребителем недостоверной информации (тип, объем, количество накопителей и иных данных), необходимой для учета объема и массы ТКО, а также сведений о количестве и (или) виде расчетных единиц, используемых для расчета платы за услуги по настоящему договору, Региональный оператор вправе осуществить изменения платы услуг по настоящему договору исходя из выявленных Региональным оператором данных. Все изменения, которые вносятся в настоящий договор, считаются действительными, если они оформлены в письменном виде, подписаны уполномоченными на то лицами и заверены печатями обеих сторон (при их наличии)".
Проанализировав представленные редакции, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что пункт 25 в редакции регионального оператора является основанием для одностороннего изменения условий договора, что противоречит положениям статей 450, 451, 452, 453 ГК РФ, тогда как потребитель настаивает на установлении порядка выявления недостоверной информации и оплаты неучтенного объема ТКО.
Учитывая действительную волю сторон направленную на установление порядка оплаты услуг в случае предоставления потребителем недостоверной информации (тип, объем, количество накопителей и иных данных), необходимой для учета объема и массы ТКО, суд первой инстанции изложил пункт 25 договора N ТКО-79/ЮЛ в следующей редакции:
"В случае выявления Региональным оператором факта предоставления потребителем недостоверной информации (тип, объем, количество накопителей и иных данных), необходимой для учета объема и массы ТКО, а также сведений о количестве и (или) виде расчетных единиц, используемых для расчета платы за услуги по настоящему договору, Региональный оператор вправе осуществить изменения платы услуг по настоящему договору исходя из выявленных Региональным оператором данных. Указанные изменения отражаются в УПД за соответствующий расчетный период (периоды)".
Таким образом, суд, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, правильно применив нормы гражданского законодательства, положения правил обращения с ТКО, их коммерческого учета и порядка накопления, урегулировал возникшие у сторон разногласия при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО в редакции, соответствующей действующим нормативным правовым актам.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы повторно проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.03.2023 по делу N А73-17246/2022 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Г. Брагина |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-17246/2022
Истец: ООО "ТЕЛЕФОННАЯ КОМПАНИЯ ВОСТОКТЕЛЕКОМ"
Ответчик: ООО "Хабавтотранс ДВ"