город Ростов-на-Дону |
|
28 июня 2023 г. |
дело N А32-42413/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.
судей В.Л. Новик, Б.Т. Чотчаева
при ведении протокола судебного заседания Кириленко А.М.,
при участии:
от истца посредством веб-конференции - представитель Совмиз З.Д. по доверенности от 28.12.2022;
от ответчика посредством веб-конференции - представитель Колупаев В.В. по доверенности от 10.01.2023;
от третьих лиц - представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании, по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в помещении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Газетный, 34
исковое заявление публичного акционерного общества "ТНС энерго Кубань"
(ИНН 2308119595, ОГРН 1062309019794)
к обществу с ограниченной ответственностью "ОктАн"
(ИНН 2352040834, ОГРН 1072352000544)
при участии третьих лиц: публичного акционерного общества "Россети Кубань" (ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268)
администрации муниципального образования Темрюкский район
(ИНН 2352023878, ОГРН 1022304744560)
о взыскании задолженности, неустойки,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Кубань" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ОктАн" (далее - ответчик) о взыскании задолженности по оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды за период с 01.11.2018 по 30.06.2019 в сумме 199 318,53 руб., пени в размере 1 153,95 руб. за период с 16.03.2019 по 30.06.2019, начисленной на задолженность за период с 01.02.2019 по 31.05.2019, расходов по оплате госпошлины в сумме (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 2, л.д. 219-220)).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.12.2021 по делу N А32-42413/2019 исковые требования удовлетворены частично.
С общества с ограниченной ответственностью "ОктАн" в пользу публичного акционерного общества "ТНС энерго Кубань" взыскана задолженность за период с 01.11.2018 по 30.06.2019 в сумме 25 175, 34 руб., пени в сумме 571,34 руб. за период с 16.03.2019 по 30.06.2019, а также расходы по оплате госпошлины в сумме 893 руб.
Публичное акционерное общество "ТНС энерго Кубань" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, исковые требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что взысканная судом с ответчика в пользу истца сумма задолженности составляет 25 175,34 руб., что противоречит сумме задолженности, подлежащей взысканию в размере 94 428,11 руб.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указал, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства истца о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Асановой Екатерины Вадимовны и Сморкалова Сергея Асановича.
Постановлением от 08.06.2022 суд апелляционной инстанции суд взыскал с общества с ограниченной ответственностью "ОктАн" (ИНН 2318047156, ОГРН 1132366010721) в пользу публичного акционерного общества "ТНС энерго Кубань" (ИНН 2308119595, ОГРН 1062309019794) задолженность за период с 01.11.2018 по 30.06.2019 в сумме 69 252,76 руб., пени за период с 16.03.2019 по 30.06.2019 в сумме 383,03 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 335 руб.
Постановлением от 10.11.2022 суд кассационной инстанции отменил постановление суда апелляционной инстанции от 08.06.2022 и направил дело в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение, указав, что из материалов дела следует, что договоры на поставку электроэнергии в отношении квартир N 12 и N 15 в МКД по адресу: г. Темрюк, ул. Анджиевского, д.36А заключены компанией с нанимателями указанных квартир. При таких обстоятельствах необходимо привлечение собственника (в данном случае - муниципального образования Темрюкский район Краснодарского края) в целях выяснения специфики правоотношений между ним и нанимателями жилых помещений.
При новом рассмотрении дела суд апелляционной инстанции определением от 26.12.2022 в связи с необходимостью привлечения к участию в деле муниципального образования Темрюкский район Краснодарского края перешел к рассмотрению дела по правилам арбитражного суда первой инстанции и привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрацию муниципального образования Темрюкский район Краснодарского края.
В связи с нахождением в отпуске судьи Маштаковой Е.А. в составе суда произведена замена судьи Маштаковой Е.А. на судью Чотчаева Б.Т. в порядке, установленном статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с заменой судьи в составе суда рассмотрение дела производится с самого начала.
Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования.
Представитель ответчика отклонил исковые требования как несостоятельные. В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ судом был объявлен перерыв до 21.06.2023 до 10 час.35 мин.
После перерыва судебное заседание продолжено в 12 час. 17 мин.
21 июня 2023 года в том же составе суда, при участии прежних представителей.
Суд рассматривает дело в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, участвующих в деле.
Представитель истца после перерыва заявил ходатайство об отложении судебного заседания.
Представитель ответчика не возражал против удовлетворения ходатайства об отложении судебного заседания.
Представители сторон поддержали позиции, изложенные до перерыва.
Рассмотрев ходатайство истца об отложении судебного заседания, суд отказал в его удовлетворении ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении дела суд получил отзыв на исковое заявление от администрацию муниципального образования Темрюкский район Краснодарского края, в котором администрация указала на заключение по указанным квартирам прямых договоров с нанимателями квартир и о том, что по квартире 12 Асановой Е.В. в управляющую компания произведена оплата в сумме 50 000 рублей.
Из положений пункта 1 статьи 548 ГК РФ следует, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статья 544 ГК РФ предусматривает, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку в рассматриваемом случае объектами теплоснабжения являются спорные квартиры в МКД (жилые помещения), к спорным правоотношениям подлежат применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В силу пункта 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
В соответствии с частью 2 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) и пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством.
Наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 5 части 3 статьи 67 ЖК РФ).
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора (пункт 1 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
В ЖК РФ внесен специальный раздел IV "Специализированный жилищный фонд", который определяет виды жилых помещений специализированного жилищного фонда, их назначение, а также основания предоставления специализированных жилых помещений.
Специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 2 части 3 статьи 19 ЖК РФ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом (часть 3 статьи 92 ЖК РФ).
Порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду установлены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, а также типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42.
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3 статьи 153 ЖК РФ).
Из отзыва администрации муниципального образования Темрюкский район Краснодарского края следует, что 30.12.2013 Постановлением Администрации муниципального образования Темрюкский район N 2544 "О предоставлении муниципального жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" квартира N 15 по адресу: г. Темрюк, ул. Анджиевского, д. 36 кв.15 была предоставлена Сморкалову Сергею Асановичу. 30.12.2013 со Сморкаловым С.А. был заключен типовой договор найма помещения N 64. Впоследствии 05.04.2019 договор найма был перезаключен на новый срок (договор N 124/20 от 05.04.2019, постановление Администрации муниципального образования Темрюкский район N 648 от 05.04.2019). У администрации отсутствует информация относительно оплат, производимых Сморкаловым С.А. за коммунальные и иные услуги.
Также из материалов дела следует, что с Масловой Екатериной Вадимовной 30.12.2013 был заключен типовой договор найма жилого помещения N 40, по акту приема-передачи квартира N 12 по адресу: г. Темрюк, ул. Анджиевского, д. 36 была передана Масловой Е.В. Впоследствии Маслова Е.В. изменила фамилию на Асанову в связи с заключением брака. Впоследствии с Асановой Екатериной Вадимовной договор найма был перезаключен на новый срок 04.04.2019 (договор найма N 115/19 от 04.04.2019).
Таким образом, исходя из материалов дела, ответчик не должен платить за указанные квартиры истцу, поскольку обязанность по оплате возникла у нанимателей с момента передачи им квартир по договорам социального найма.
Вместе с тем, администрация предоставила суду информацию о перечислении Асановой Екатериной Вадимовной в ООО "ОктАн" 50 000 рублей по чеку-ордеру от 21.03.2019. ООО "ОктАн" по квартире N 12 признало платеж, и поскольку уже исполнило постановление суда апелляционной инстанции от 08.06.2022, то просило учесть из перечисленных денежных средств сумму 46 778,06 руб., о взыскании которой заявлено в рамках настоящего дела.
Исковые требования истца по квартире N 12 были заявлены в объеме 9 974 кВтч на сумму 46 778,06 руб. (9 974 кВтч*4,69 руб.=46 778,06 руб.). Таким образом, поскольку ответчик уже оплатил истцу указанную сумму, то оснований для взыскания ее у суда не имеется.
По квартире N 15 истцом заявлена задолженность 24 327,03 (5187 кВтч*4,69 руб.=24778,06 руб.). Участвующими в деле лицами суду не предоставлена информация о том, что наниматель осуществлял какие-либо платежи как в ООО "Октан", так и в ПАО "ТНС энерго Кубань". Поскольку квартира была передана по договору социального найма еще в 2013 году, то оплату должен осуществлять наниматель квартиры и требования в сумме 24 327,03 руб. необоснованно предъявлены ответчику. Ответчик не получал денежных средств от Сморкалова С.А. Во исполнение постановления суда апелляционной инстанции от 08.06.2022 сумма в размере 24 327,03 руб. также была оплачена ответчиком. Ответчик просит: либо возвратить эту сумму, либо зачесть указанную сумму по договору в ответчиком в счет будущих периодов. Указанный вопрос может быть решен между сторонами во внесудебном порядке. Если указанная сумма в размере 24 327,03 руб. не будет учтена истцом в оплаты других периодов по соглашению сторон, то ответчик сможет обратиться в суд с заявлением о повороте исполнения постановления суда от 08.06.2022 именно в сумме 24 327,03 руб. На сегодняшний день, поскольку ответчик не определился, что он хочет: возврата указанной суммы или зачета ее истцом в счет будущих периодов, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для поворота судебного акта.
Истец заявил об отказе от иска (т.5 л.д.16) просил суд принять отказ от иска в части основного долга на сумму 94 428,10 руб. за период с 01.11.2018 по 30.06.2019 и в части взыскания пени за период с 16.03.2019 по 30.06.2019 в сумме 199,58 руб. Отказ от иска мотивирован оплатой ответчиком по исполнение решения суда и постановления суда апелляционной инстанции от 08.06.2022.
Из материалов дела следует, что возражений по заявленному отказу и сведений о том, что данный отказ нарушает права и законные интересы других лиц, от участвующих в деле лиц, не поступило.
Учитывая, что приведенные в заявлении об отказе от иска обстоятельства не противоречат закону и материалам дела, установив, что последствия отказа от заявленных требований и прекращения производства по делу, предусмотренные статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявителю известны и понятны, а также учитывая, наличие полномочий на подписание отказа от заявленных требований, апелляционный суд считает возможным принять отказ от исковых требований в части основного долга на сумму 94 428,10 руб. за период с 01.11.2018 по 30.06.2019 и в части взыскания пени за период с 16.03.2019 по 30.06.2019 на сумму 199,58 руб.
Пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отказ истца от требований и принятие отказа арбитражным судом является основанием для прекращения производства по делу. В силу пункта 3 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, одновременно с прекращением производства по делу подлежит отмене принятый судом первой инстанции по существу спора судебный акт.
Принимая во внимание изложенное производство по настоящему делу в части взыскания с ПАО "ТНС энерго Кубань" с ООО "ОктАн" основного долга на сумму 94 428,10 руб. за период с 01.11.2018 по 30.06.2019 и в части взыскания пени за период с 16.03.2019 по 30.06.2019 на сумму 199,58 руб. подлежит прекращению.
С учетом отказа от иска в указанной части истец просит суд взыскать с ответчика основной долг за период с 01.11.2018 по 30.06.2019 в сумме 104 000 руб. и пени за период с 16.03.2019 по 30.06.2019 в сумме 199,58 руб.
В указанной части заявленных требований истцу надлежит отказать по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в МКД, определяется в соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в МКД (ОДН). Пунктом 21 (1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или ТСЖ либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с РСО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), установлен порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением объемов отводимых сточных вод. Соответственно, управляющие организации, товарищества, кооперативы, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества, но которые не предоставляют коммунальные услуги в установленных в пункте 21 (1) Правилах N 124 случаях, именуются для целей Правил N 124 "исполнителями коммунальной услуги". В соответствии с ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты РФ" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) положения п. 2 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 156 ЖК РФ (далее - ЖК РФ) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электроэнергии, потребляемых при содержании 4 общего имущества в МКД, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД применяются с 01.01.2017. В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения утверждено Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг и общего имущества в МКД" (далее - Постановление N 1498), которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в МКД, а также новые правила покупки у РСО коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, управляющими организациями, ТСЖ, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами (далее - товарищества, кооперативы). Частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электроэнергию, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, при условии, что конструктивные особенности МКД предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством РФ. Такая возможность потребления коммунальных услуг в МКД установлена в Правилах N 354, в соответствии с п. 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в МКД соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электроэнергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в МКД, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в МКД внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в МКД. Соответственно, если в МКД потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в МКД холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком МКД. Постановлением N 1498 предусмотрено внесение в Правила N 354, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электроэнергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в МКД, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда МКД находится в управлении управляющей организации. Потребители коммунальных услуг в таких МКД с 01.01.2017 обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении. Согласно п. 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления МКД, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества МКД и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в РСО для заключения договора ресурсоснабжения. В силу ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы. Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. В силу ст. 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Ответчик приводит доводы о том, что истцом некорректно произведены перерасчеты за спорный период. На официальном сайте ГИС ЖКХ https://dom.gosuslugi.ru опубликованы следующие сведения. 12.05.2015 ГЖИ КК выдана ответчику лицензия N 219 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД. Лицензия предоставлена бессрочно и действует на территории Краснодарского края. Лицензия предоставлена на основании решения лицензионной комиссии Краснодарского края от 06.05.2015 N 18, приказ ГЖИ КК от 12.05.2015 N 235-ГУ. По результатам проведенного администрацией МО Темрюкский район открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД на основании протокола конкурса от 20.12.2016 N 2 по извещению N 151116/0046426/01, между ответчиком (управляющей организацией) и администрацией МО Темрюкский район, являющейся на основании муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 09.12.2013, а также свидетельств о государственной регистрации прав собственником жилых помещений (квартир) в МКД по адресу: г. Темрюк, ул. Анджиевского, д. 36 А заключен договор управления и содержания имущества 6 многоквартирных домов от 27.12.2016 N 26-16/505, согласно которому управляющая организация по заданию собственника в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в этом доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в этом доме и пользующимися в этом доме лицами, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность (п. 1.3. договора). По договору управляющая организация по заданию собственника в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в этом доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в этом доме и пользующимися помещениями в этом доме лицами, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность (п. 1.3. договора). Управление МКД в рамках договора осуществляется в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в МКД, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком МКД (п. 1.5. договора). Управляющая организация обязуется: обеспечить хранение и актуализацию технической документации на МКД и иных связанных с управлением МКД документов и внесения в техническую документацию изменений, отражающих информацию о выполняемых работах и о состоянии МКД в соответствии с результатами проводимых осмотров состояния МКД, выполняемых работ и (или) оказываемых услуг (п. 3.1.5. договора); осуществлять учет фактически предоставленных коммунальных услуг (п. 3.1.7. договора); организовывать работу по сбору платы по договору в сроки, установленные договором (п. 3.1.15. договора). Собственник вносит плату за жилое / нежилое помещение, коммунальные услуги и прочие услуги на расчетный счет управляющей организации либо в кассу управляющей организации (п. 4.11. договора). В целях обеспечения доступа собственника к информации, связанной с исполнением договора, управляющая организация предоставляет собственнику информацию: о МКД, в том числе характеристику МКД (включая адрес МКД, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений, входящих в состав общего имущества в МКД); об оказываемых коммунальных услугах; о порядке обработки персональных данных собственника и лиц, пользующихся его помещением (п. 5.1. договора).
Согласно п. 2 Правил N 354 (в редакции, действовавшей в спорный период) понятия, используемые в Правилах, означают следующее: "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами; "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. "потребитель" - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги; "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод). В силу п. 31 Правил N 354 исполнитель обязан: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; 8 ж) принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.
В случаях, установленных настоящими Правилами, а также в случаях и сроки, которые определены договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решением собственников помещений в многоквартирном доме, снимать показания индивидуальных и общих (квартирных), комнатных приборов учета, заносить полученные показания в журнал учета показаний указанных приборов учета и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания. В соответствии с п. 64 Правил N 354 потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении. Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту. Согласно п. 1 ст. 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения, по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования. В силу ч. 4 ст. 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке. В соответствии с ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме (далее в настоящей статье - собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме) предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующих случаях: 1) при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса; 2) при прекращении заключенных в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ, между управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее в настоящей статье - лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом) и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (далее также - договор ресурсоснабжения), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по основанию, предусмотренному частью 2 настоящей статьи; 3) если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключены договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации. Таким образом, законодатель ставит возможность осуществления прямых с расчетов с ресурсоснабжающей организацией в зависимость от волеизъявления потребителей, выраженного в виде решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленного в установленном порядке. В рассматриваемом случае в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие волеизъявления собственников, пользователей помещений в МКД на передачу функций исполнителя коммунальных услуг ресурсоснабжающей организации. Доказательства наличия оснований для признания ресурсоснабжающей организации исполнителем коммунальных услуг, указанных в ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ, в материалы дела не представлены.
При этом, управляющая организация снимала показания ИПУ, что ответчиком не оспаривается и подтверждается копиями реестров учета показаний электроэнергии, выставляла счета на оплату с разделом 3 "Расчет размера платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, взноса на капитальный ремонт", а также получала плату по выставленным счетам.
При таких обстоятельствах, ответчик является исполнителем коммунальных услуг в отношении МКД, находящегося в его управлении, и несет обязательства по оплате полученного коммунального ресурса. Ответчик не отрицает, что осуществляет функции управления в отношении многоквартирных домов, по которым истец произвел начисление платы за сверхнормативный расход электрической энергии на ОДН.
На основании п. 44 Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам 354. Данный объем не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из норматива потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в соответствующем многоквартирном доме, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Суд, проверив расчет задолженности истца, признал его выполненным методологически неверно. При этом суд учитывает, что истцом не представлены ответчику документы первичного бухгалтерского учета. В связи с чем, правовых оснований для удовлетворения исковых требований в заявленном в иске объеме у суда не имееется. Так, поскольку ответчиком не были предоставлены показания ОДПУ по МКД по ул. Анджиевского, 36 и 36 А, истец указывает на то, что расчет произведен исходя из среднемесячного потребления электроэнергии. Между тем, указанный довод не соответствует представленному расчету, поскольку из расчета истца усматривается, что среднемесячное потребление электроэнергии определено, исходя из фактического суммарного расхода электроэнергии по ИПУ, что является методологически неверным. Ответчик, возражая против подобного расчета, ссылается на подп. "в" п. 21.1 Правил N 124, согласно которому при наличии предусмотренного ч. 18 ст. 12 ФЗ от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты РФ" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличии договора ресурсоснабжения, предусмотренного ч. 17 ст. 12 указанного Федерального закона, а также в случае реализации права, предусмотренного п. 30 настоящих Правил, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества МКД, за исключением тепловой энергии, устанавливается с учетом следующего: объем коммунального ресурса, поставляемого в МКД, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, либо после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил менее 3 месяцев, либо по истечении 3 месяцев с момента выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил более 3 месяцев, либо при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, либо при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей РСО для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяется за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с п. 21 настоящих Правил. Между тем, в данном случае применению подлежит подп. "ж" п. 22 Правил N 124, согласно которому при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электроэнергии стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в МКД в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5. Из диспозиции выше приведённой нормы права следует, что одним из оснований для применения ресурсоснабжающей организацией повышающего коэффициента 1,5 является факт непредставления исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета. В силу подп. "е" п. 31 Правил N 354 управляющая организация обязана ежемесячно снимать и фиксировать показания общедомовых приборов учета. Согласно подп. "д" п. 18 Правил N 124, если иное не установлено соглашением сторон, исполнитель снимает и передает ресурсоснабжающей организации показания Д н V = Vодн н Vодн коллективного (общедомового) прибора учета до 1-го числа месяца, следующего за расчетным. Согласно п. 48 Правил N 354 и формулам 10 и 15 приложения 2 к этим правилам нормативный объем потребления ресурса на общедомовые нужды рассчитывается как произведение общей площади помещений, входящих в состав общего имущества МКД, и норматива потребления соответствующей коммунальной услуги. К спорным правоотношениям подлежит применению нормы приложения 1 приказа от 18.05.2017 N 3/2017-нп "Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД". Исходя из площади мест общего пользования спорных МКД и приложения 1 приказа от 18.05.2017 N 3/2017-нп "Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД", ответчиком произведен контррасчет по нормативу.
Ответчиком представлен контррасчет задолженности, из содержания которого следует, что всего по всем МКД за спорный период объем потребленной электроэнергии составил 19 364,40 кВтч на сумму 90 475,24 руб., оплачено 65 299,90 руб., долг - 25 175,34 руб. При этом, указанная сумма уже оплачена ответчиком.
Таким образом, оснований для удовлетворения искового заявления у суда не имеется. В дополнительных пояснениях по делу от 20 июня 2023 года ответчик опровергает доводы истца о наличии задолженности в сумме 104 890, 43 руб.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании суммы 104 890, 43 руб. ввиду неверного расчета истца и произведенных ответчиком оплат.
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязательств по своевременной и полной оплате задолженности, на основании п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) истцом заявлено требование о взыскании пени в сумме 199 руб. за период с 16.03.2019 по 30.06.2019. (уточненные в порядке ст. 49 АПК РФ требования т.5 л.д.116). В соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. В силу п. 2 ст. 37 Закона N 35-ФЗ, введенному Федеральным законом от 03.11.2015 N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов", управляющие организации, приобретающие электроэнергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электроэнергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Поскольку факт нарушения ответчиком сроков оплаты потребленной электроэнергии подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, требование истца о взыскании пени является законным и обоснованным. Ответчиком представлен контррасчет пени на сумму 571,34 руб. Суд, проверив расчет пени ответчика, признал его верным, вместе с тем, ответчик уже оплатил сумму пени в размере 571,34 руб. за период с 16.03.2019 по 30.06.2019. Сумма же пени в размере 199,58 руб. не подлежит взысканию, поскольку в остальной части задолженность истца не подтверждена материалами дела. В удовлетворении исковых требований в указанной части истцу надлежит отказать.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В связи с тем, что истец обратился в суд с иском и оплаты ответчиком были произведены после обращения с иском в суд, то расходы по оплате государственной пошлины по иску пропорционально размеру обоснованно предъявленных требований возлагаются на ответчика также как и расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе. В связи с чем, с общества с ограниченной ответственностью "ОктАн" (ИНН 2352040834, ОГРН 1072352000544) в пользу публичного акционерного общества "ТНС энерго Кубань" (ИНН 2308119595, ОГРН 1062309019794) подлежит взысканию сумма расходов по оплате государственной пошлине по иску и по апелляционной жалобе в размере 2349,10 руб.
Поскольку кассационную жалобу подавал ответчик и иск был обоснован в части и отказано в иске в связи с произведенными оплатами ответчика, то расходы по оплате государственной пошлины по кассационной жалобе в размере 2295,90 руб. подлежат взысканию с публичного акционерного общества "ТНС энерго Кубань" (ИНН 2308119595, ОГРН 1062309019794) в пользу общества с ограниченной ответственностью "ОктАн" (ИНН 2352040834, ОГРН 1072352000544).
В результате зачета надлежит взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ОктАн" (ИНН 2352040834, ОГРН 1072352000544) в пользу публичного акционерного общества "ТНС энерго Кубань" (ИНН 2308119595, ОГРН 1062309019794) 53 руб. 20 коп. расходов по оплате государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.12.2021 по делу N А32-42413/2019 отменить.
Принять отказ публичного акционерного общества "ТНС энерго Кубань" от иска в части взыскания с общества с ограниченной ответственностью "ОктАн" суммы основного долга за период с 01.11.2018 по 30.06.2019 в размере 94 428,10 руб. и в части взыскания пени за период с 16.03.2019 по 30.06.2019 в размере 954,37 руб.
В указанной части производство по делу N А32-42413/2019 прекратить.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ОктАн" (ИНН 2352040834, ОГРН 1072352000544) в пользу публичного акционерного общества "ТНС энерго Кубань" (ИНН 2308119595, ОГРН 1062309019794) 2349,10 руб. расходов по оплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе.
Взыскать с публичного акционерного общества "ТНС энерго Кубань" (ИНН 2308119595, ОГРН 1062309019794) в пользу общества с ограниченной ответственностью "ОктАн" (ИНН 2352040834, ОГРН 1072352000544) 2295,90 руб. расходов по оплате государственной пошлины по кассационной жалобе.
В результате зачета взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ОктАн" (ИНН 2352040834, ОГРН 1072352000544) в пользу публичного акционерного общества "ТНС энерго Кубань" (ИНН 2308119595, ОГРН 1062309019794) 53 руб. 20 коп. расходов по оплате государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
В.Л. Новик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-42413/2019
Истец: ПАО "РОССЕТИ КУБАНЬ", ПАО "ТНС энерго Кубань", ПАО "ТНС энерго Кубань" в лице Тимашевского филиала
Ответчик: ООО "ОктАн"
Хронология рассмотрения дела:
28.06.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21070/2022
10.11.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9704/2022
08.06.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1765/2022
20.12.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-42413/19