г. Ессентуки |
|
11 марта 2024 г. |
Дело N А20-3701/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2024 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сомова Е.Г., судей Цигельникова И.А., Сулейманова З.М. при ведении протокола секретарем судебного заседания Денисовым В.О., с участием представителя Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики Журтовой М.А. (доверенность от 28.12.2023), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.12.2023 по делу N А20-3701/2023,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики (далее - фонд) обратился в суд с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Центральная районная больница" Терского муниципального района (далее - учреждение) о взыскании 2 007 421,97 руб. средств ОМС, использованных не по целевому назначению, 200 742,19 руб. штрафа и 18 066,80 руб. пени.
Решением от 11.12.2023 иск удовлетворен частично. С учреждения в пользу фонда взыскано 240 406,26 руб. средств ОМС, использованных не по целевому назначению, 10 000 руб. штрафа и 2 163,66 руб. пени. В остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе фонд просил изменить решение и удовлетворить требования в полном объеме. Заявитель указал, что расходы по возмещению средств ОМС, ранее необоснованно использованные учреждением, не входят в состав тарифа на оплату медицинской помощи, так как данный вид расходов не связан с оказанием медицинской помощи, а является мерой ответственности в виде принуждения к возмещению полученных сумм, использованных не по целевому назначению.
В отзыве учреждение просило отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представитель фонда поддержал доводы жалобы. Учреждение участие представителя в суде апелляционной инстанции не обеспечило.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя, апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта.
Судом установлено и из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.01.2022 по делу N А20-4606/2021 удовлетворены требования фонда о взыскании с учреждения 1 752 817,89 руб. средств ОМС, использованных не по целевому назначению, 14 197,82 руб. пени и 1 752 руб. штрафа.
На основании приказа от 17.05.2023 N 173 проведена выездная проверка учреждения на предмет соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании, а также целевого использования средств ОМС с 01.04.2021 по 31.03.2023.
По результатам проверки выявлены факты нецелевого использования средств ОМС в размере 2 007 421,97 руб., из которых 1 767 015,71 руб. (1 752 817,89 + 14 197,82) - расходы, связанные с исполнением решения суда от 30.01.2022 по делу N А20-4606/2021, 200 000 руб. - расходы по обязательствам, связанным с приносящей доход деятельностью (оплата работ по созданию элементов айдентики, дизайн-концепции и брифа), 31 034 руб. - расходы, связанные с выплатой премий сотрудникам, имеющим дисциплинарные взыскания, 9 372,26 руб. - страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.
Допущенные учреждением нарушения отражены в акте проверки от 16.06.2023, в котором содержится требование о возврате (возмещении) средств ОМС, использованных не по целевому назначению и уплате штрафа.
В претензионном письме от 03.07.2023 фонд сообщил о необходимости исполнить требование, содержащееся в акте, и начислении пени.
Поскольку досудебное урегулирование не привело к разрешению спора, фонд обратился в суд.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением ОМС, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), согласно которому средства ОМС относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, подлежащим использованию строго в соответствии с целевым назначением.
Частью 5 статьи 15 Закона N 326-ФЗ определено, что медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере ОМС на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
На основании пункта 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС и в иных случаях, предусмотренных данным Законом.
Указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24.10.2013 N 1648-О, в системе действующего правового регулирования средства ОМС, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам ОМС, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере ОМС, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование.
Согласно части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, том числе проводит проверки и ревизии.
Частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Удовлетворяя требования фонда частично, суд первой инстанции пришел к выводу о нецелевом использовании учреждением средств ОМС в сумме 240 406,26 руб. (расходы, связанные с приносящей доход деятельностью, выплатой премий сотрудникам, уплатой страховых взносов).
В этой части решение суда не обжалуется и не проверяется апелляционным судом (часть 5 статьи 268 АПК РФ).
Руководствуясь постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П, правовыми позициями, отраженными в постановлении Президиума ВАС РФ от 14.02.2012 N 14379/11 и определении ВС РФ от 17.08.2015 N 304-КГ15-8954, принципами справедливости, соразмерности и пропорциональности наказания, суд снизил подлежащую уплате учреждением сумму штрафа до 10 000 руб.
Исходя из суммы нецелевого использования средств ОМС (240 406,26 руб.) суд определил размер подлежащей уплате пени - 2 163,66 руб., оснований для снижения которой не установил.
Отказывая в удовлетворении требований на сумму 1 767 015,71 руб. (расходы, связанные с исполнением решения суда по делу N А20-4606/2021), суд указал, что денежные средства были фактически восстановлены учреждением на своем счете. Перечисление их в бюджет повлечет не возврат денежных средств, а изъятие у медицинской организации, то есть применение штрафных санкций, не предусмотренных законодательством.
Выводы суда в этой части нельзя признать обоснованными.
В силу пункта 8 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом).
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2019 N 307-ЭС19-12840 расходы по возмещению средств ОМС, ранее необоснованно использованные учреждением здравоохранения, а также расходы по исполнению судебных актов о возмещении средств ОМС, не входят в состав тарифа на оплату медицинской помощи, так как данный вид расходов не связан с оказанием медицинской помощи, а является мерой ответственности в виде принуждения к возмещению полученных сумм, использованных не по целевому назначению.
Источник возврата средств ОМС, использованных не по целевому назначению, законодательством не определен, следовательно, возврат медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и использованных не по целевому назначению, осуществляется за счет любых источников, не имеющих целевого назначения.
Из материалов дела следует и учреждением не оспаривается, что во исполнение судебного акта по делу N А20-4606/2021 с лицевого счета учреждения (Минфин КБР) денежные средства в сумме 1 752 817,89 руб. (платежное поручение N 595663 от 17.05.2022), а также в сумме 14 197,82 руб. (платежное поручение N 595664 от 17.05.2022) перечислены в бюджет фонда через счет, открытый в УФК по КБР.
Доказательства, подтверждающие, что исполнение судебного акта произведено учреждением за счет собственных средств (полученных от предпринимательской деятельности), в деле отсутствуют. В отзыве учреждение подтвердило, что платежи произведены за счет средств ОМС (т. 2 л. д. 46-49).
В письме N 1048 от 11.07.2023 (отчет по исполнению плана мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе плановой комплексной проверки по акту от 16.16.2023) учреждение проинформировало фонд о том, что средства ОМС, использованные не по целевому назначению (1 752 817,89 руб. и 14 197,82 руб.) будут возвращены при поступлении средств за оказанные платные услуги.
Доказательства, свидетельствующие о том, что учреждение фактически восстановило на счете ОМС использованные не по целевому назначению средства за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, в деле отсутствуют.
С учетом изложенного, средства ОМС, списанные со счета учреждения для исполнения судебного акта о возмещении использованных не по целевому назначению средств ОМС, подлежат возврату в бюджет фонда.
Ошибочные выводы суда привели к необоснованному отказу в удовлетворении требований фонда в этой части.
Ссылка суда на определения Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2015 N 304-КГ15-8954, от 19.05.2016 N 306-КГ16-4659, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.02.2023 по делу N А20-5367/2020 не принимается, поскольку судебные акты приняты по иным фактическим обстоятельствам (имело место фактическое восстановление медицинской организацией на счете ОМС использованных не по целевому назначению денежных средств).
Фондом заявлены требования о взыскании 200 742,19 руб. штрафа и 18 066,80 руб. пени за период с 30.06.2023 по 04.08.2023.
Гражданско-правовая ответственность за использование медицинской организацией не по целевому назначению средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, предусмотрена частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ в виде штрафа в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
Размер санкций определён фондом правильно.
Вместе с тем, при рассмотрении дела в суде первой инстанции учреждение заявило о снижении санкций.
Суд первой инстанции счел возможным уменьшить размер штрафа за допущенные учреждением нарушения.
Вывод суда не противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации о наличии у суда возможности, в том числе в сфере публично-правовых отношений, снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательства, которая направлена против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки.
В данном случае имеются основания для снижения размера штрафа ввиду его чрезмерности. Ответчик является специализированным учреждением, оказывающим медицинскую помощь, финансируется исключительно из республиканского бюджета и средств обязательного медицинского страхования. Взыскание штрафа может отразиться на финансовом положении учреждения, затруднив работу по оказанию квалифицированной медицинской помощи.
Поскольку факт использования не по целевому назначению средств ОМС на сумму 2 007 421,97 руб. подтвержден, принимая во внимание характер совершенного правонарушения, степень вины учреждения, социальную направленность его деятельности, апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для снижения штрафа до 50 000 руб.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для снижения пени является правильным (отсутствует явная несоразмерность штрафа последствиям нарушения обязательства).
С учетом суммы основного долга с учреждения надлежит взыскать пеню в размере 18 066,80 руб.
Решение суда от 11.12.2023 подлежит отмене частично с принятием нового судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.12.2023 в части взыскания с государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница" Терского муниципального района в доход федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины оставить без изменения. В остальной части решение отменить, принять новый судебный акт.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница" Терского муниципального района в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики 2 007 421,97 руб. средств ОМС, использованных не по целевому назначению, 50 000 руб. штрафа и 18 066,80 руб. пени.
В остальной части требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-3701/2023
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования КБР
Ответчик: ГБУЗ "ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА" ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Третье лицо: Чеченова Мадина Кушбиевна, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд