г. Пермь |
|
29 июня 2023 г. |
Дело N А60-15368/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июня 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Якушева В. Н.,
судей Васильевой Е.В., Шаламовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
при участии:
от заявителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Феникс" (в режиме веб-конференции) - Руф А.С., удостоверение адвоката, доверенность от 10.01.2023;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Феникс" на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 мая 2023 года по делу N А60-15368/2023
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу (ИНН 6671294624, ОГРН 1096671010864)
к обществу с ограниченной ответственностью "Феникс" (ИНН 6670507502, ОГРН 1226600012407)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу (далее - заявитель, Управление, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Феникс" (далее - заинтересованное лицо, общество, ООО "Феникс") к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, в виде предупреждения. Судом решено, что изъятая согласно протоколу изъятия от 04.10.2022 алкогольная продукция возврату ООО "Феникс" не подлежит. Решено изъять из незаконного оборота и направить на уничтожение алкогольную продукцию, указанную в протоколе изъятия от 04.10.2022, в порядке, установленном действующим законодательством.
Не согласившись с принятым решением в части, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит обжалуемое решение отменить в части, исключив из резолютивной части решения выводы арбитражного суда об удовлетворении требований административного органа об изъятии у ООО "Феникс" алкогольной продукции и ее уничтожении. Общество не согласно с судебным актом в части невозвращения ООО "Феникс" алкогольной продукции и ее уничтожения, в указанной части считает его незаконным, необоснованным, не соответствующим фактическим обстоятельствам, следовательно, подлежащим отмене. Так, отмечает, что 04.10.2022 работниками полиции произведен осмотр помещений обособленного подразделения общества в городе Ирбит Свердловской области, в ходе осмотра изъята "немаркированная алкогольная продукция в количестве 27920 емкостей". Согласно рапорту изъятая алкогольная продукция не является вещественным доказательством по уголовному делу; имеют место быть признаки нарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ. Согласно расписке руководителя общества от 04.10.2022 ООО "Феникс" обязалось хранить изъятую продукцию до устранения нарушений, которые выразились в несвоевременной постановке обособленного подразделения на учет в налоговом органе. Нарушение было устранено обществом в день проведения проверки, а именно 04.10.2022, что подтверждается Уведомлением от 05.10.2022 N 667555027 о постановке на учет российской организации в налоговом органе. Следовательно, основания изъятия работниками полиции алкогольной продукции были устранены 04.10.2022. После указанной даты процессуальные решения, в том числе протоколы, об изъятии алкогольной продукции в обособленном подразделении общества административным органом не выносились и до общества не доводились. Проверка Управлением начата 01.12.2022 по истечении двух календарных месяцев поле осмотра работниками полиции (04.10.2022) обособленного подразделения общества. При изложенных обстоятельствах административным органом в материалы дела не представлено доказательств о нахождении продукции, сведения о которой имеются в протоколе осмотра места происшествия от 04.10.2022, в незаконном обороте. Продукция у общества по правилам, установленным действующим законодательством, с момента начала внеплановой документарной проверки административным органом не изымалась. По настоящему делу административным органом изъятие у общества алкогольной продукции не производилось, арест не накладывался, следовательно, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для принятия решение об изъятии у ООО "Феникс" алкогольной продукции и ее уничтожении.
В дополнительных пояснениях к апелляционной жалобе общество указывает на то, что нарушение административным органом установленного законом порядка изъятия и хранения алкогольной продукции, в период проверочных мероприятий (с 01 декабря 2022 года по 09 февраля 2023 года), является основанием для отказа административному органу в удовлетворении требований о решении вопроса уничтожения алкогольной продукции, поскольку, у ООО "Феникс" алкогольная продукция в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" не изымалась.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, доводы жалобы находит несостоятельными, отмечает, что алкогольная продукция изъята из оборота согласно протоколу осмотра от 04.10.2022 на законных основаниях, дополнительное оформление изъятия продукции в случае отсутствия перемещения такой продукции не требуется.
Представитель заинтересованного лица, принявший участие в заседании суда в режиме веб-конференции при использовании информационного ресурса "Картотека арбитражных дел", поддержал доводы жалобы и письменных пояснений к ней.
Дополнительные пояснения к жалобе приобщены судом к материалам дела в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заявитель о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направил, что в силу части 3 статьи 205 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Принимая во внимание положения части 5 статьи 268 АПК РФ, пункта 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 12), а также учитывая отсутствие соответствующих возражений со стороны участвующих в деле лиц, законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверяется судом апелляционной инстанции только в обжалуемой заинтересованным лицом части.
Как следует из материалов дела, в результате проведенной административным органом внеплановой документарной проверки (акт внеплановой документарной проверки от 19.12.2022 N у5-а352/04-06) установлено, что ООО "Феникс" 04.10.2022 своими противоправными виновными действиями (бездействиями) совершило административное правонарушение, выразившееся в обороте алкогольной продукции в обособленном подразделении (складском помещении) по адресу: Свердловская область, г. Ирбит, ул. Белинского, стр. 15/3 (КПП 667645001), без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, определенных федеральным законом, в общем количестве 27 920 штук, в том числе пиво светлое, пивной напиток, напиток ароматизированный на основе пива, напиток, изготовленный на основе пива, поименованное в обжалуемом решении суда первой инстанции.
Усмотрев в действиях общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, уполномоченное должностное лицо административного органа составило протокол об административном правонарушении от 09.02.2023 N АП04-2023/004-ЮЛ.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и иные материалы проверки направлены в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества к административной ответственности..
В качестве доказательств наличия состава административного правонарушения в действиях заинтересованного лица, заявителем представлены, в том числе материалы МО МВД России "Ирбитский" КУСП от 28.09.2022 N 10431:
- Протокол осмотра места происшествия от 04.10.2022, в соответствии с которым 04.10.2022 в ходе осмотра складского помещения ООО "Феникс", расположенного по адресу: Свердловская область, г. Ирбит, ул. Белинского, стр. 15/3, выявлена и изъята немаркированная алкогольная продукция различных наименований и емкостей в общем количестве 27 920 штук, информация об обороте которой не зафиксирована в ЕГАИС и передана на ответственное хранение Трапезниковой Е.В.;
- объяснения Трапезниковой Е.В. от 04.10.2022, в которых она указывает, что является директором и единственным учредителем ООО "Феникс". Общество осуществляет деятельность по оптовой торговле продуктами и напитками, в том числе пивной продукции. Юридический адрес Общества: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Новгородцевой, д. 23, кв. 57. В собственности имеется также складское помещение, расположенное по адресу: Свердловская область, г. Ирбит, ул. Белинского, стр. 15/3, которое используется для хранения продукции, в том числе алкогольной продукции. Все поставки проходят через ЕГАИС, но обособленное подразделение по адресу: Свердловская область, г. Ирбит, ул. Белинского, стр. 15/3 не зафиксировано в учетных базах. Таким образом, вся алкогольная продукция числится по юридическому адресу, хотя на самом деле хранится в складском помещении в г. Ирбит;
- Копия Требования о представлении документов от 02.12.2022, в соответствии с которым у ООО "Феникс" истребованы копии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной продукции в соответствии со статьей 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", на основании которых обществом осуществлялась закупка выявленной и изъятой сотрудниками полиции вышеуказанной немаркированной алкогольной продукции по адресу обособленного подразделения: Свердловская область, г. Ирбит, ул. Белинского, стр. 15/3 (КПП 667645001).
Требование о предоставлении документов от 02.12.2022 с сопроводительным письмом от 02.12.2022 N у5-14239/04-11 вручено нарочно директору ООО "Феникс" Трапезниковой Е.В. 02.12.2022 в 10 часов 25 минут, о чем на сопроводительном письме сделана соответствующая запись.
Требование о предоставлении документов от 02.12.2022 в части предоставления копий товарно-транспортных накладных, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции, хранящейся по месту осуществления деятельности: Свердловская обл., г. Ирбит, ул. Белинского, стр. 15/3 по состоянию на 09.02.2023 обществом не исполнено;
- Копии товарно-сопроводительных документов, представленных ООО "Феникс", на закупку алкогольной продукции: от 08.07.2022 N 17-018265, 08.07.2022 N 17-01864, 29.07.2022 N 17-021074, 26.08.2022 N 17-024728, 07.09.2022 N 17-025922, 30.09.2022 N 17- 028119, 12.07.2022 N 16346, 12.07.2022 N 15722, 19.07.2022 N 16838, 26.07.2022 N 17481, 02.08.2022 N 18158, 09.08.2022 N 18650, 16.08.2022 N 19275, 23.08.2022 N 19735, 06.09.2022 N 20981, 20.09.2022 N 22414, 27.09.2022 N 22984, 14.06.2022 N 116570, 12.07.2022 N 144105, 12.07.2022 N 143505, 151134, 26.07.2022 N 157318, 02.08.2022 N 164777, 09.08.2022 N 170635, 16.08.2022 N 177512, 23.08.2022 N 183770, 20.09.2022 N 207581.
В результате анализа представленных копий ТТН установлено, что поставки алкогольной продукции в адрес общества осуществлялись по адресам: 620072, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Новгородцевой, д. 23; 620072, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Новгородцевой, д. 23, кв. 57; 623851, Свердловская обл., г. Ирбит, ул. Белинского, 15 Б, тогда как деятельность по обороту алкогольной продукции общество осуществляет по адресу: Свердловская обл., г. Ирбит, ул. Белинского, 15/3.
Документы, подтверждающие легальность производства и оборота алкогольной продукции, хранящейся по месту осуществления деятельности: Свердловская обл., г. Ирбит, ул. Белинского, стр. 15/3, обществом не представлены;
- Объяснения директора ООО "Феникс" Трапезниковой Е.В. от 05.12.2022, согласно которым общество осуществляет деятельность по обороту немаркированной алкогольной продукции по юридическому адресу: 620072, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Новгородцевой, д. 23, кв. 57 (КПП 667001001), а также по фактическому адресу нахождения складского помещения: 623851, Свердловская обл., г. Ирбит, ул. Белинского, 15/3, которое в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 27.09.2012, серия 66 АЕ N 500812 находится в собственности у Трапезниковой Е.В. Однако адрес фактического осуществления деятельности не зафиксирован в качестве обособленного подразделения общества в налоговых органах.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вмененного правонарушения, не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, в связи, с чем привлек ООО "Феникс" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, назначив административное наказание в виде предупреждения, исходя их конкретных обстоятельств спора, учитывая отсутствие в материалах дела сведений о привлечении заинтересованного лица ранее к административной ответственности за аналогичное правонарушение.
Судом решено, что изъятая согласно протоколу изъятия от 04.10.2022 алкогольная продукция возврату ООО "Феникс" не подлежит, решено изъять из незаконного оборота и направить на уничтожение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, алкогольную продукцию, указанную в протоколе изъятия от 04.10.2022.
Заинтересованное лицо, не отрицая и не оспаривая факт совершения вмененного обществу административного правонарушения по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ, настаивает на том, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для принятия решение об изъятии у ООО "Феникс" алкогольной продукции и ее уничтожении.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Часть 2 статьи 14.16 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных Федеральным законом.
Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) предусмотрена обязательная сертификация указанной продукции.
В соответствии с Законом N 171-ФЗ под оборотом указанной продукции понимаются закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
В соответствии с Законом N 171-ФЗ под оборотом указанной продукции понимаются закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
Частью 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ установлено, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: 1) товарно-транспортная накладная, 3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной, для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, импортированных и являющихся товарами ЕАЭС, в целях использования такой продукции в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, произведенных на территории Российской Федерации или импортированных и являющихся товарами ЕАЭС, а также для алкогольной продукции, маркируемой в соответствии с настоящим Федеральным законом федеральными специальными марками, информация об объеме оборота которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе по каждой единице алкогольной продукции.
Отсутствие названных сопроводительных документов не подтверждает законности прохождения реализуемой спиртосодержащей продукции от организации-производителя до потребителя на территории Российской Федерации, то есть свидетельствует о нахождении такой продукции в нелегальном обороте.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и заявителем жалобы по существу не оспаривается, что ООО "Феникс" нарушены требования пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", согласно которому в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, подтверждаемые имеющимися в материалах дела доказательствами, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ООО "Феникс" события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Между тем, установив, что в соответствии с Единым реестром субъектов малого и среднего предпринимательства ООО "Феникс" относится к микропредприятию, учитывая отсутствие в материалах дела сведений о привлечении заинтересованного лица ранее к административной ответственности за аналогичное правонарушение, суд посчитал возможным избрать меру административного наказания в виде предупреждения.
В соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
В абзаце 4 пункта 15.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (контрафактная продукция), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами.
В части 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также незаконного использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат, в частности: этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются без соответствующих лицензий и без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции.
Таким образом, алкогольная продукция, оборот которой производится без документов, подтверждающих легальность ее производства и (или) оборота, подлежит изъятию в силу прямого указания закона.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 25 Закона N 171-ФЗ изъятые или конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, указанные в подпунктах 1 - 3, 8 пункта 1 настоящей статьи, подлежат уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции установлено, что проверка общества работниками полиции рамках КУСП от 28.09.2022 N 10431 проведена на основании заявления Управления от 28.09.2022 N 10431.
Протоколом осмотра места происшествия от 04.10.2022 уполномоченными лицами полиции произведено изъятие поименованной в протоколе алкогольной продукции в количестве 27 920 штук. В соответствии с распиской Трапезникова Е.В. получила на ответственное хранение немаркированную алкогольную продукцию в общем количестве 27 920 штук. Хранение алкогольной продукции осуществляется по адресу: 623851, Свердловская область, г. Ирбит, ул. Белинского, 15/3.
Судом первой инстанции установлен факт хранения обществом алкогольной продукции в отсутствие документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота.
В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно указал, что алкогольная продукция возврату ООО "Феникс" не подлежит, алкогольная продукция, изъятая по протоколу от 04.10.2022, подлежит изъятию и уничтожению в силу прямого указания закона.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного апелляционная жалоба ООО "Феникс" по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, поданной на часть решения суда первой инстанции, арбитражный суд апелляционной инстанции выносит судебный акт, в резолютивной части которого указывает выводы относительно обжалованной части судебного акта. Выводы, касающиеся необжалованной части судебного акта, в резолютивной части судебного акта не указываются (абзац 7 пункта 27 Постановления Пленума ВС РФ N 12).
С учетом изложенного решение суда в обжалуемой части является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении спора, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
В силу статьи 204 АПК РФ заявление административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Ошибочно уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю жалобы из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 мая 2023 года по делу N А60-15368/2023 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Феникс" (ИНН 6670507502, ОГРН 1226600012407) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3 000 (Три тысячи) руб., ошибочно уплаченную по платежному поручению от 24.05.2023 N 356.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Н.Якушев |
Судьи |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-15368/2023
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ПО УРАЛЬСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Ответчик: ООО "ФЕНИКС"