город Омск |
|
29 июня 2023 г. |
Дело N А46-2855/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Котлярова Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Коноваловой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4429/2023) арбитражного управляющего Закржевской Евгении Степановны на частями 3, 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Лабунец Т.В. (по доверенности N 05 от 09.01.2023 сроком действия по 31.12.2023).
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - заявитель, Управление Росреестра по Омской области, управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении Закржевской Евгении Степановны (далее - заинтересованное лицо, арбитражный управляющий Закржевская Е.С.) к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 3, 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ).
частями 3, 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, к административной ответственности, назначил административное наказание в виде дисквалификации сроком шесть месяцев.
Не согласившись с принятым судебным актом, арбитражный управляющий Закржевская Е.С. обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт о переквалификации допущенного правонарушения с части 3.1 статьи 14.13 на часть 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
В обоснование апелляционной жалобы арбитражный управляющий Закржевская Е.С., не отрицая наличие события правонарушения, отмечает, что в настоящем случае имеется объективная невозможность исполнения ряда обязанностей, а также факт осуществления заинтересованным лицом мероприятий по предотвращению нарушений. Податель апелляционной жалобы полагает, что в связи с отсутствием вреда, причиненного правонарушением, возможно квалифицировать совершенное правонарушение по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ. Арбитражный управляющий Закржевская Е.С. указывает, что выявленное заявителем нарушение, доказанное в рамках рассмотрения дела, не носило характер нарушений особо значимых требований законодательства о банкротстве, не было сопряжено с грубым злоупотреблением правом, не повлекло нарушения прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, не повлекло причинение ущерба.
Кроме того, отмечает, административные правонарушения совершены в период беременности, а также в период, последовавший после рождения ребёнка, в связи с чем арбитражный управляющий не имела возможности лично исполнять обязанности финансового управляющего, а также контролировать их исполнение своими представителями. Податель апелляционной жалобы указывает на то, что в настоящее время ей предпринимаются меры по сокращению общего количества дел, в которых она утверждена финансовым управляющим, в целях уменьшения возникшей чрезмерной нагрузки в делах о банкротстве и недопущения повторного неисполнения (несвоевременного исполнения) обязанностей арбитражного управляющего.
Управлением в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором административный орган просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, полагая оспариваемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель управления поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило, ходатайства об отложении судебного заседания не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие указанного лица.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
Решением Арбитражного суда Омской области от 10.02.2022 по делу N А46-22353/2021 Трофимова И.Е. признана несостоятельной (банкротом), в отношении должника открыта процедура реализации имущества гражданина сроком на четыре месяца.
Определением Арбитражного суда Омской области от 21.11.2022 срок процедуры реализации в отношении Трофимовой И.Е. продлен на два месяца.
Определением Арбитражного суда Омской области от 09.02.2023 процедура реализации имущества в отношении Трофимовой И.Е завершена.
Управлением Росреестра по Омской области инициировано проведение административного расследования в отношении арбитражного управляющего Закржевской Е.С. в период исполнения обязанностей финансового управляющего имуществом Трофимовой И.Е., в ходе которого выявлены нарушения:
- пунктов 2, 4 статьи 20.3, пункта 4.1 статьи 28, пунктов 1, 2 статьи 213.7, пункта 8 статьи 213.9 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее также - Федеральный закон N 127-ФЗ, Закон о банкротстве), пункта 3.1 Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве, утверждённого Приказом Минэкономразвития России от 05.04.2013 N 178 (далее также - Порядок N 178), что выразилось в том, что арбитражный управляющий Закржевская Е.С. в период исполнения обязанностей финансового управляющего Трофимовой И.Е. не исполнила обязанность по включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее также - ЕФРСБ) сообщения, содержащего сведения о наличии или отсутствии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства в отношении должника;
- пунктов 2, 4 статьи 20.3, пункта 8 статьи 213.9, пунктов 1, 2 статьи 213.7 Федерального закона N 127-ФЗ, что выразилось во включении в ЕФРСБ 5 сообщений, обязанность по опубликованию которых нормами Федерального закона N 127-ФЗ не предусмотрена, что привело к необоснованным расходам денежных средств должника на сумму 2 256 руб. 25 коп.;
- статьи 20, пунктов 2, 4 статьи 20.3, пункта 8 статьи 213.9 Федерального закона N 127-ФЗ, что выразилось в предоставлении в Арбитражный суд Омской области отчета о результатах проведения реализации имущества гражданина по состоянию на 30.12.2022 с указанием сведений о договоре обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего с истекшим сроком действия;
- пункта 4 статьи 20.3, пунктов 1, 2 статьи 143, пункта 8 статьи 213.9 Федерального закона N 127-ФЗ, пункта 11 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утверждённых постановлением Правительства РФ от 22.05.2003 N 299 (далее - Общие правила N 299), что выразилось в том, что арбитражным управляющим Закржевской Е.С. в период исполнения обязанностей финансового управляющего Трофимовой И.Е. представлены 01.06.2022 и 26.01.2023 в Арбитражный суд Омской области отчеты о своей деятельности и результатах процедуры реализации имущества должника по состоянию на 16.05.2022 и 30.12.2022 без приложения копий документов, подтверждающих указанные в них сведения;
- пунктов 1, 7 статьи 16, пункта 4 статьи 20.3, пункта 8 статьи 213.9 Федерального закона N 127-ФЗ, Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 09.07.2004 N 345 (далее - Общие правила N 345), пунктов 1.7, 1.9, 1.15 Методических рекомендаций по заполнению типовой формы реестра требований кредиторов, утверждённых Приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2004 N 234 (далее - Методические рекомендации), что выразилось в отсутствии обязательных сведений в реестрах требований кредиторов Трофимовой И.Е. по состоянию на 16.05.2022, 10.01.2023, представленных 01.06.2022 и 26.01.2023 в Арбитражный суд Омской области.
16.02.2023 должностным лицом управления в отношении Закржевской Е.С. составлен протокол об административном правонарушении N 00115523, в котором приведённые выше действия Закржевской Е.С. квалифицированы административным органом в соответствии с частями 3, 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, что явилось основанием для обращения Управления Росреестра по Омской области с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Омской области.
07.04.2023 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
По смыслу части 3.1 статьи 14.13 КоАП повторность совершения правонарушения выступает не в качестве отягчающего вину обстоятельства (пункт 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ), а в качестве квалифицирующего признака, то в объективную сторону правонарушения входит как первоначальное нарушение требований Закона о банкротстве, так и повторное.
Объектом данного административного правонарушения является порядок действий при банкротстве юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей. Объективной стороной рассматриваемого правонарушения является неисполнение, в том числе арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния. Субъектом правонарушения выступает арбитражный управляющий.
Нормы части 3 статьи 14.13 КоАП РФ являются бланкетными, поэтому для привлечения лица к административной ответственности по указанной статье административному органу необходимо доказать неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), а также наличие вины арбитражного управляющего в допущенном нарушении.
Деятельность арбитражных управляющих, их права и обязанности регламентированы, в частности, нормами Закона о банкротстве.
В силу статьи 20 Закона о банкротстве арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности, что предполагает его осведомленность о требованиях Закона о банкротстве и участие в процедурах банкротства должника с соблюдением таких требований.
В пункте 2 статьи 20.3 Закона о банкротстве закреплены обязанности арбитражного управляющего, перечень которых не является исчерпывающим и, по сути, охватывает все функции арбитражного управляющего, установленные Законом о банкротстве.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В отношении арбитражного управляющего принцип разумности означает соответствие его действий определенным стандартам, установленным, помимо законодательства о банкротстве, правилами профессиональной деятельности арбитражного управляющего, утверждаемыми постановлениями Правительства Российской Федерации, либо стандартам, выработанным правоприменительной практикой в процессе реализации законодательства о банкротстве. Добросовестность действий арбитражного управляющего выражается в отсутствие умысла причинить вред кредиторам, должнику и обществу.
Ввиду того, что полномочия арбитражного управляющего в деле о банкротстве носят выраженный публично-правовой характер, арбитражный управляющий в силу указанных положений обязан обеспечить интересы не только лиц, участвующих в деле о банкротстве, но также и иных лиц, перед которыми у должника имеются неисполненные обязательства различного характера.
Неисполнение предусмотренных Федеральным законом N 127-ФЗ обязанностей и полномочий порождает событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
При этом следует иметь в виду, что назначение административного наказания за нарушение тех или иных правил, установленных компетентным органом законодательной или исполнительной власти, возможно лишь при наличии закрепленных в статье 2.1 КоАП РФ общих оснований привлечения к административной ответственности, предусматривающих необходимость доказывания в действиях (бездействии) физического или юридического лица признаков противоправности и виновности в совершении вменяемого правонарушения.
В настоящем случае Управлением Росреестра по Омской области в действиях арбитражного управляющего Закржевская Е.С. в период исполнения обязанностей финансового управляющего Трофимовой И.Е. установлены следующие нарушения требований законодательства о несостоятельности (банкротстве).
1. В силу пункта 2 статьи 20.3 Федерального закона N 127-ФЗ арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан, в том числе выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях; осуществлять иные установленные настоящим Федеральным законом функции.
Согласно пункту 1 статьи 70 Федерального закона N 127-ФЗ анализ финансового состояния должника проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 855 утверждены Временные правила проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства (далее также - Временные правила), которые определяют порядок проведения арбитражным управляющим проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.
В силу пунктов 14, 15 Временных правил по результатам проверки арбитражным управляющим составляется заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, которое представляется собранию кредиторов и арбитражному суду.
Согласно пункту 4.1 статьи 28 Федерального закона N 127-ФЗ сведения, подлежащие включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, включаются в него арбитражным управляющим, если настоящим Федеральным законом включение соответствующих сведений не возложено на иное лицо.
Статьёй 213.7 Федерального закона N 127-ФЗ предусмотрено опубликование сведений в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина.
Согласно пункту 1 вышеназванной статьи сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с главой X ("Банкротство гражданина"), опубликовываются путем их включения в ЕФРСБ и не подлежат опубликованию в официальном издании за исключением сведений о признании обоснованным заявлений о признаний гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов, а также о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина.
В соответствии с пунктом 2 статьи 213.7 Федерального закона N 127-ФЗ в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, обязательному опубликованию подлежат, в том числе сведения о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного фиктивного банкротства.
Учитывая, что Федеральным законом N 127-ФЗ не определен срок для включения в ЕФРСБ сведений о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного фиктивного банкротства, указанные сведения должны быть включены в ЕФРСБ в срок, предусмотренный пунктом 3.1 Порядка N 178.
В силу пункта 3.1 Порядка N 178 сведения подлежат внесению (включению) в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты, когда пользователь узнал о возникновении соответствующего факта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В случае если федеральным законом или иным нормативным правовым актом предусмотрено внесение (включение) в информационный ресурс сведений, подлежащих также опубликованию, но срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс не установлен, соответствующие сведения вносятся (включаются) в информационный ресурс не позднее трех рабочих дней с даты возникновения обязанности по их опубликованию, установленной соответствующим федеральным законом или иным нормативным правовым актом (абзац третий пункта 3.1 Порядка N 178).
В ходе административного расследования установлено, что заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства в отношении Трофимовой И.Е. подготовлено финансовым управляющим должника Закржевской Е.С. 30.05.2022.
Следовательно, не позднее 02.06.2022 арбитражный управляющий Закржевская Е.С. обязана была включить в ЕФРСБ сообщение, содержащее сведения о наличии или отсутствии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства в отношении Трофимовой И.Е.
Согласно сведениям акционерного общества "Интерфакс" (далее также - АО "Интерфакс"), представленным Управлению Росреестра по Омской области 20.01.2023, финансовым управляющим Трофимовой И.Е. Закржевской Е.С. указанное сообщение в ЕФРСБ опубликовано не было.
Финансовым управляющим признан факт несвоевременного опубликования в ЕФРСБ сведений о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного фиктивного банкротства; указанные сведения были опубликованы 12.02.2023 (сообщение N 10761359).
Таким образом, арбитражным управляющим Закржевской Е.С. допущено нарушение пунктов 2, 4 статьи 20.3, пункта 4.1 статьи 28, пунктов 1, 2 статьи 213.7, пункта 8 статьи 213.9 Федерального закона N 127-ФЗ, пункта 3.1 Порядка N 178.
2. Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона N 127-ФЗ сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с Федеральным законом N 127-ФЗ, при условии их предварительной оплаты включаются в ЕФРСБ и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
Пунктами 1 и 2 статьи 213.7 Федерального закона N 127-ФЗ предусмотрено, что сведения, подлежащие опубликованию в соответствий с главой X Федерального закона N 127-ФЗ, опубликовываются путем их включения в ЕФРСБ и не подлежат опубликованию в официальном издании, за исключением сведений о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов, а также о признании гражданина банкротом и введений реализации имущества гражданина.
Федеральный закон N 127-ФЗ содержит перечень сведений, подлежащих обязательному опубликованию в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина.
В ходе административного расследования установлено, что согласно сведениям АО "Интерфакс", представленным в административный орган, 20.01.2023, финансовым управляющим Трофимовой И.Е. Закржевской Е.С. были включены в ЕФРСБ 5 сообщений, опубликование которых в процедурах банкротства гражданина в соответствии с положениями пунктов 1, 2 статьи 213.7 Федерального закона N 127-ФЗ не является обязательным.
Стоимость опубликования в ЕФРСБ каждого сообщения составляет 451 руб. 25 коп., что подтверждается актами сдачи-приемки оказанных услуг, представленными в Управление Росреестра по Омской области из АО "Интерфакс".
Таким образом, административным органом сочтено, что финансовым управляющим Закржевской Е.С. включены в ЕФРСБ 5 сообщений "уведомление о получении требований кредитора" на общую сумму 2 256 руб. 25 коп., обязанность по опубликованию которых в силу вышеуказанных норм отсутствовала. Данная сумма включена арбитражным управляющим Закржевской Е.С. в сумму требований по текущим расходам за период банкротства Трофимовой И.Е.
На основании этого Управлением Росреестра по Омской области сделан вывод о том, что арбитражным управляющим Закржевской Е.С. нецелесообразно расходуются денежные средства из конкурсной массы должника, в связи с чем констатировано нарушение пунктов 2, 4 статьи 20.3, пункта 8 статьи 213.9, пунктов 1, 2 статьи 213.7 Федерального закона N 127-ФЗ.
Суд первой инстанции не согласился с позицией административного органа, не усмотрев оснований для привлечения заинтересованного лица к административной ответственности по указанному эпизоду.
Сторонами не приведено самостоятельных возражений против выводов суда в указанной части. В отсутствие соответствующих возражений суд апелляционной инстанции в этой части решение не проверяет (часть 5 статьи 268 АПК РФ, пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
3. В соответствии с пунктом 8 статьи 213.9 Федерального закона N 127-ФЗ финансовый управляющий обязан, наряду с прочим, рассматривать отчеты о ходе выполнения плана реструктуризации долгов гражданина, предоставленные гражданином, и предоставлять собранию кредиторов заключения о ходе выполнения плана реструктуризации долгов гражданина, направлять кредиторам отчёт финансового управляющего не реже чем один раз в квартал, если иное не установлено собранием кредиторов, исполнять иные предусмотренные Федеральным законом N 127-ФЗ обязанности.
Общие правила N 299 определяют общие требования к составлению арбитражным управляющим, осуществляющим свою деятельность, в том числе в качестве финансового управляющего, отчетов (заключений), представляемых арбитражному суду и собранию (комитету) кредиторов в случаях и в сроки, предусмотренные Федеральным законом N 127-ФЗ (пункт 1 Общих правил N 299).
Согласно пункту 4 Общих правил N 299 отчет (заключение) арбитражного управляющего составляется по типовым формам, утвержденным Министерством юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 N 195 "Типовые формы отчетов (заключений) арбитражного управляющего" (далее также - Типовая форма).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 5 Общих правил N 299 в каждом отчете (заключении) арбитражного управляющего указываются наряду с прочими, сведения о наличии и сроке действия договора о страховании ответственности арбитражного управляющего и наличии договора о дополнительном страховании ответственности арбитражного управляющего на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.
Пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона N 127-ФЗ установлено, что договор обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего за причинение убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в деле о банкротстве должен быть заключен со страховой организацией, аккредитованной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, на срок не менее чем год с условием его возобновления на тот же срок.
Наличие заключенного договора страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, является одним из требований к кандидатуре арбитражного управляющего, без соблюдения которого лицо, соответствующее всем иным требованиям, предусмотренным статьёй 20 Федерального закона N 127-ФЗ, не может быть утверждено арбитражным судом в качестве временного, административного, внешнего, конкурсного или финансового управляющего.
В ходе административного расследования установлено, что в отчете финансового управляющего о своей деятельности и о результатах проведения реализации имущества гражданина по состоянию на 30.12.2022, представленном в Арбитражный суд Омской области 26.01.2023, в разделе "Сведения об арбитражном управляющем" вышеуказанного отчета в графе "Номер договора страхования, дата его заключения и срок действия" отражены сведения о договоре обязательного страхования арбитражного управляющего N 77-21/TLP16/002052 от 23.07.2021 со сроком действия по 23.07.2022.
Однако на официальном сайте ассоциации "Саморегулируемая организации арбитражных управляющих "Меркурий", членом которой является арбитражный управляющий: Закржевская Е.С., в разделе "Сведения из реестра членов СРО о действительных и исключенных членах СРО" отражена информация о заключенном арбитражным управляющим Закржевской Е.С. договоре обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего со страховой компанией - обществом с ограниченной ответственностью "МСГ" со сроком действия с 24.07.2022 по 23.07.2023 (номер договора 60/22/177/012925).
Таким образом, заинтересованным лицом нарушены требования статьи 20, пунктов 2, 4 статьи 20.3, пункта 8 статьи 213.9 Федерального закона N 127-ФЗ.
4. В соответствии с положениями пунктов 1, 2 статьи 143 Федерального закона от N 127-ФЗ конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
Конкурсный управляющий обязан по требованию арбитражного суда предоставлять арбитражному суду все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности (пункт 3 статьи 143 Федерального закона N 127-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 213.9 Федерального закона N 127-ФЗ финансовый управляющий обязан, наряду с прочим, направлять кредиторам отчет финансового управляющего не реже чем один раз в квартал, если иное не установлено собранием кредиторов, исполнять иные предусмотренные Федеральным законом N 127-ФЗ обязанности.
Пунктом 3 Общих правил N 299 установлено, что в отчетах (заключениях) арбитражного управляющего указываются сведения, определенные Общими правилами, сведения, предусмотренные Федеральным законом N 127-ФЗ, и дополнительная информация, которая может иметь существенное значение для принятия решений арбитражным судом и собранием (комитетом) кредиторов.
Согласно пункту 4 Общих правил N 299 отчеты арбитражного управляющего составляются по Типовым формам, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 N 195, подписываются арбитражным управляющим и представляются вместе с прилагаемой документами в сброшюрованном виде.
К отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства прилагаются копии документов, подтверждающие указанные в них сведения (пункт 11 Общих правил N 299).
В ходе административного расследования установлено, что арбитражным управляющим Закржевской Е.С. в период исполнения обязанностей финансового управляющего имуществом Трофимовой И.Е. в Арбитражный суд Омской области были представлены 01.06.2022 и 26.01.2023 отчеты арбитражного управляющего соответственно по состоянию на 16.05.2022 и 30.12.2022.
В вышеперечисленных отчетах в разделе "Сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах описи имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника" содержится информация о наличии недвижимого имущества в виде квартиры, распложенной по адресу: улица Красный Путь, дом 80, зарегистрированной за супругом должника Трофимовым Н.И. Иного имущества, в том числе движимого, в ходе описи у должника не выявлено.
Вместе с тем ни к одному из вышеупомянутых отчетов арбитражным управляющим Закржевской Е.С. не приложена опись имущества должника, подтверждающая сведения, отраженные в отчетах финансового управляющего по состоянию на 16.05.2022 и 30.12.2022.
Таким образом, арбитражным управляющим Закржевской Е.С. допущено нарушение пункта 4 статьи 20.3, пунктов 1, 2 статьи 143, пункта 8 статьи 213.9 Федерального закона N 127-ФЗ, пункта 11 Общих правил N 299.
5. В соответствии с абзацем первым пункта 1 и абзацем первым пункта 7 статьи 16 Федерального закона N 127-ФЗ реестр требований кредиторов ведет арбитражный управляющий или реестродержатель. В реестре требований кредиторов указываются сведения о каждом кредиторе, о размере его требований к должнику, об очерёдности удовлетворения каждого требования кредитора, а также основания возникновения требований кредиторов.
Аналогичное положение законодательства приведено в пункте 8 статьи 213.9 Федерального закона N 127-ФЗ.
Согласно абзацам первому и восьмому пункта 1 Общих правил N 345 реестр требований кредиторов представляет собой единую систему записей о кредиторах, содержащих в числе прочего основания возникновения требований кредиторов. В силу пункта 3 Общих правил N 345 реестр содержит сведения о требованиях кредиторов первой, второй и третьей очереди.
В соответствии с Общими правилами N 345 записи в разделы реестра вносятся в хронологическом порядке на основании определений арбитражного суда или решений (представлений) арбитражного управляющего о включении соответствующих требований в реестр.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2004 N 233 утверждена типовая форма реестра требований кредиторов (далее также - Типовая форма реестра).
Пунктом 1.7 Методических рекомендаций установлено, что место нахождения кредитора - юридического лица (адрес места нахождения), адрес для направления почтовых уведомлений, контактные телефоны указываются в соответствующих графах в соответствии с данными, заявленными кредитором.
Адрес состоит из следующих полей: почтового индекса, наименования государства, наименования субъекта административно-территориального деления, населенного пункта, названия улицы, номера дома, строения, корпуса, квартиры, разделённых запятыми.
В соответствии с пунктом 1.9 Методических рекомендаций реквизиты определения арбитражного суда о включении требования в реестр включают номер и дату определения.
Пункт 1.15 Методических рекомендаций устанавливает, что в конце каждой страницы реестра требований кредиторов арбитражный управляющий указывает свои фамилию, имя, отчество, ставит подпись и дату.
Однако арбитражный управляющий Закржевская Е. С. в реестрах требований кредиторов Трофимовой И.Е. по состоянию на 30.05.2022 и 10.01.2023 не указала следующие сведения:
- в таблице N 11 "Сведения о кредиторах по требованиям, учитываемым в части 2 раздела 3 реестра" и N 16 "Сведения о кредиторах по требованиям кредиторов по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и применению иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей" не заполнила Графу N 6 "Место нахождения (адрес) (для кредитора - юридического лица)" и Графу N 7 "Адрес для почтовых уведомлений, контактные телефоны" в части наименования государства, а также контактных телефонов кредиторов.
В то время как требования конкурсных кредиторов ООО "Финансовая Грамотность", ПАО "Совкомбанк", АО "Альфа-Банк" и АО "Кредит Европа Банк", заявленные в Арбитражный суд Омской области в процедуре несостоятельности (банкротства) Трофимовой И.Е., содержат в себе полные данные о месте нахождения кредитора с указанием контактного номера телефона;
- в таблице 12 "Сведения о требованиях кредиторов, учитываемых в части 2 раздела 3 реестра" Закржевская Е.С. не заполнила Графу N 9 "Реквизиты определения арбитражного суда о включении требования в реестр" в части номера определений Арбитражного суда Омской области, которыми требования конкурсных кредиторов включены в реестр требований Трофимовой И.Е.
Кроме того, реестры требований кредиторов должника по состоянию на 30.05.2022 и 10.01.2023 в нарушение пункт 1.15 Методических рекомендаций не содержат подписи в конце каждой страницы реестра требований кредиторов.
Арбитражным управляющим применительно к этому эпизоду не оспорены факты неуказания приведённых административным органом сведений, между тем отмечено, что Методические рекомендации не являются нормативным правовым актом, и, следовательно, не подлежат применению, вследствие чего их несоблюдение не образует состав административного правонарушения.
Этот довод подлежит отклонению в силу того, что Методические рекомендации приняты в развитие Общих правил ведения реестра требований кредиторов, при заполнении которого арбитражный управляющий должен руководствоваться также и положениями данных рекомендаций.
Таким образом, финансовый управляющий имуществом Трофимовой И.Е. Закржевская Е.С. допустила нарушение требований пунктов 1, 7 статьи 16, пункта 4 статьи 20.3, пункта 8 статьи 213.9 Федерального закона N 127-ФЗ, Общих правил N 345, пунктов 1.7, 1.9, 1.15 Методических рекомендаций.
Перечисленные нарушения образуют события административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 3, 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт и обстоятельства совершения арбитражным управляющим вмененного ему правонарушения.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Судом установлено, что арбитражный управляющий, являясь лицом, имеющим специальную подготовку в области антикризисного управления, должен исполнять обязанности арбитражного управляющего в соответствии с законодательством о банкротстве и осознавать противоправный характер своих действий (бездействия).
Арбитражный управляющий в данном случае, при должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей мог не допустить нарушения законодательства о банкротстве, предпринять своевременные меры для соблюдения требований законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства о банкротстве, поэтому его вина в совершении вмененного правонарушения доказана.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у арбитражного управляющего реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушений законодательства о банкротстве, в материалах дела не имеется.
Судом первой инстанции при привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности оценен характер допущенных нарушений, учтено, что в действиях привлекаемого к ответственности лица имеются составы административных правонарушений, предусмотренных частью 3 и 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Учитывая порядок назначения наказания, санкция, установленная частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, поглощает менее строгое наказание по части 3 статьи 14.13 КоАП.
Фактические обстоятельства совершенного Закржевской Е.С. административного правонарушения не имеют свойства исключительности, природа допущенных нарушений свидетельствует о пренебрежительном отношении арбитражного управляющего к возложенным на нее Законом о банкротстве обязанностям, и исключает возможность в рассматриваемом случае применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, предусматривающих освобождение лица от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния.
Доводов, свидетельствующих об исключительности обстоятельств совершения правонарушения, позволяющих отнести его к малозначительному, арбитражным управляющим не приведено.
Вопреки доводам жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что имеющиеся в материалах дела документы, а также доводы заявителя не свидетельствуют о наличии оснований для переквалификации совершенного заинтересованным лицом правонарушения.
Нарушений порядка привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности не установлено. Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные статьей 4.5 КоАП РФ, не нарушены.
При установленных по делу обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, удовлетворив заявление Управление Росреестра по Омской области, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ по данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу арбитражного управляющего Закржевской Евгении Степановны оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 07.04.2023 по делу N А46-2855/2023 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-2855/2023
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Арбитражный управляющий Закржевская Евгения Степановна