г. Санкт-Петербург |
|
28 июня 2023 г. |
Дело N А56-130211/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Масенковой И.В.
судей Семиглазова В.А., Слобожаниной В.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Пановой А.М.
при участии:
от истца (заявителя): Иванов А.В. по доверенности от 27.02.2023; Яканова М.Д. по доверенности от 11.01.2023
от ответчика (должника): Иневаткина К.Д. по доверенности от 03.05.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15076/2023) Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.03.2023 по делу N А56-130211/2022 (судья Вареникова А.О.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Прагматика"
заинтересованное лицо: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга
о признании незаконным отказа в выкупе земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Прагматика" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет, заинтересованное лицо) от 20.10.2022 N 05-26-93691/22-0-0 в передаче по договору купли-продажи в собственность Общества земельного участка площадью 6 457 кв.м. с кадастровым номером 78:06:0002235:1288, расположенного по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ остров Декабристов, Уральская ул., земельный участок 110; об обязании Комитета совершить действия на устранение нарушения прав и законных интересов Общества путем подготовки распоряжения о передаче земельного участка в собственность заявителя и направления в тридцатидневный срок в адрес Общества проекта договора купли-продажи земельного участка площадью 6457 кв.м. с кадастровым номером 78:06:0002235:1288, расположенного по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Остров Декабристов, Уральская ул., земельный участок 110.
Решением суда от 13.03.2023 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Комитет подал апелляционную жалобу, в которой он просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что спорный Участок расположен в зоне территориальной застройки "ТИ1-1" - зоне объектов инженерной и транспортной инфраструктур, коммунальных объектов, объектов санитарной очистки с включением складских и производственных объектов IV и V классов опасности, для которой Градостроительным регламентом вид разрешенного использования с кодом 4.1 не предусмотрен, в силу чего приватизация Участка не является возможной до приведения Обществом вида разрешенного использования Участка материалам ППТ и ПМ, а также его фактическому использованию.
От истца в материалы дела поступил отзыв, в котором он доводы жалобы оспаривает и просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Отзыв приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, на ее удовлетворении настаивал.
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 78:06:0002235:1288, расположенного по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Остров Декабристов, Уральская улица, земельный участок ПО, площадью 6 457 кв.м. (далее - Участок) на основании договора аренды земельного участка N 01/ЗД-04728 от 02.02.2007, заключенного с Комитетом.
На указанном земельном участке расположено недвижимое имущество, принадлежащее заявителю на праве собственности, а именно: нежилое здание площадью 2 622,3 кв.м., кадастровый номер 78:06:0002235:1026.
29.09.2022 Общество, в соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 39.3, ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), обратилось в Комитет с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположено принадлежащее заявителю здание.
Письмом от 20.10.2022 N 05-26-93691/22-0-0 Комитет отказал Обществу в выкупе участка, указав в качестве основания п. 14 ст. 39.6 ЗК РФ, а именно: несоответствие разрешенного использования участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о его предоставлении.
Посчитав отказ Комитета в предоставлении в собственность за плату земельного участка незаконным, Общество обратилось в суд с настоящим требованием.
Суд первой инстанции, признав заявленные требования обоснованными, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, требование о признании незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта закону и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя.
Пунктом 2 ст. 39.3 ЗК РФ предусмотрены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
К ним относится предоставление в собственность за плату земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ (пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, если иное не установлено указанной статьей или другим федеральным законом.
Статьей 39.17 ЗК РФ регламентирован порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, согласно которому уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст. 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю.
В таком решении должны быть указаны все основания отказа.
Согласно п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в том числе в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Комитет, отказывая в предоставлении участка, исходил из того, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) вид разрешенного использования испрашиваемого участка - "для размещения объектов транспорта (под предприятия автосервиса)".
Участок расположен в границах территории, ограниченной Наличной ул., Уральской ул., пр. КИМа, перспективным продолжением пр. КИМа, в Василеостровском районе, в отношении которой постановлением Правительства от 27.07.2010 N 1006 утвержден проект планировки с проектом межевания (далее - ППТ и ПМ).
Согласно утвержденным материалам ППТ Участок расположен в границах застроенного земельного участка N 7 с функциональным назначением объекта капитального строительства "автоцентр".
В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" участок расположен в границах территориальной зоны "ТИ1-1" - зоны объектов инженерной и транспортной инфраструктур, коммунальных объектов, объектов санитарной очистки с включением складских и производственных объектов IV и V классов опасности.
Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга проведено обследование Участка, установлено, что здание, расположенное на Участке, используется для размещения автосалона, автосервиса и офисов.
Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 N П/0412 (далее - Классификатор), размещение здания автосалона, предназначенного для продажи товаров, торговой площадью до 5 000 кв.м, может быть отнесено к виду разрешенного использования "магазины" (код 4.4).
Размещение здания автосалона обшей площадью свыше 5 000 кв.м. может быть отнесено к виду разрешенного использования "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (код 4.2).
Однако градостроительным регламентом территориальной зоны "ТИ1-1" виды разрешенного использования с кодом 4.2 и кодом 4.4 не предусмотрены.
Размещение автосервиса соответствует видам разрешенного использования "автомобильные мойки" (код 4.9.1.3), "ремонт автомобилей" (код 4.9.1.4) согласно Классификатору.
Однако градостроительным регламентом территориальной зоны "ТИ1-1" виды разрешенного использования земельного участка с кодом 4.9.1.3 и кодом 4.9.1.4 отнесены к условно разрешенным видам использования.
Размещение офисов соответствует виду разрешенного использования "деловое управление" (код 4.1) согласно Классификатору. Градостроительным регламентом территориальной зоны "ТИ1-1" вид разрешенного использования с кодом 4.1 не предусмотрен.
Ввиду изложенного Комитет пришел к выводу о том, что Общество не может использовать участок для размещения автосалона, ввиду чего отказал в выкупе участка, предложив Обществу обратиться в Комитет с заявлением об изменении вида разрешенного использования участка.
Между тем, как верно установлено судом первой инстанции, в соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них осуществляется без торгов в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
По смыслу указанных положений ЗК РФ приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам и юридическим лицам, имеет целью обеспечение возможности эксплуатации таких объектов недвижимости.
В силу положений п. 11 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
В соответствии с п. 34 Обзора практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, собственник объекта недвижимости вправе использовать свой объект и земельный участок, на котором он расположен, в соответствии с фактическим видом разрешенного использования, правомерно сложившимся до внесения изменений в градостроительный регламент.
При кадастровом учете и регистрации права собственности на указанный земельный участок в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о виде разрешенного использования отражается фактический вид использования.
Согласно п. 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018, земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют измененному градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства не опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
Спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с видом разрешенного использования "для размещения объектов автотранспорта", фактически используется в указанных с момента заключения договора (2007 год).
При этом содержащиеся в ЕГРН сведения о земельном участке никем не оспаривались, в связи с чем в силу закона признаются достоверными.
Как следует из п. 1.4.2 Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524, градостроительные регламенты установлены с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальных зон.
В соответствии с п. 1.4.5 градостроительные регламенты применяются к правоотношениям, возникшим после вступления их в силу.
Таким образом, поскольку разрешенное использование земельного участка установлено до дня утверждения классификатора видов разрешенного использования, его фактическое использование соответствует разрешенному, содержащемуся в ЕГРН, следовательно, установленный вид разрешенного использования "для размещения объектов транспорта "под предприятия автосервиса" признается действительным.
В связи с этим указанные Комитетом для отказа обществу в выкупе земельного участка основания, предусмотренные п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ, правомерно признаны судом первой инстанции незаконными.
Указанная правовая позиция соответствует выводам Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в кассационном определении от 31.03.2021 N 51-КАД-20-7-К8, согласно которым утверждение новых правил землепользования и застройки не может повлиять на решение вопроса о предоставлении в собственность земельного участка.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленного Обществом требования о признании незаконным отказа Комитета в предоставлении участка в собственность является правильным.
Изложенная Комитетом в апелляционной жалобе позиция не может быть принята судом апелляционной инстанции, поскольку разрешенное использование земельного участка установлено до дня утверждения классификатора видов разрешенного использования, его фактическое использование соответствует разрешенному, содержащемуся в ЕГРН, следовательно, установленный вид разрешенного использования "для размещения объектов транспорта "под предприятия автосервиса", является действительным, оснований для признания за Обществом обязанности по приведению вида разрешенного использования Участка его фактическому использованию не имеется.
Иных доводов, свидетельствующих о незаконности или необоснованности обжалуемого судебного акта подателем жалобы не приведено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба признается необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении заявления и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.03.2023 по делу N А56-130211/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Масенкова |
Судьи |
В.А. Семиглазов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-130211/2022
Истец: ООО "ПРАГМАТИКА"
Ответчик: КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Хронология рассмотрения дела:
27.09.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13243/2023
28.06.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-15076/2023
13.03.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-130211/2022