г. Самара |
|
29 июня 2023 г. |
Дело N А65-28/2023 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Корастелева В.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, дело по апелляционной жалобе Заниной Лидии Анатольевны
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 апреля 2023 года по делу N А65-28/2023 (судья Мазитов А.Н.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению Заниной Лидии Анатольевны, г.Тетюши,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, г.Казань (ОГРН 1051622021978, ИНН 1655065057)
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, - ПАО "Банк ВТБ",
о признании незаконным и отмене определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 14.10.2022, вынесенного в отношении ПАО "Банк ВТБ",
УСТАНОВИЛ:
Занина Лидия Анатольевна (далее - заявитель, потребитель, Занина Л.А.) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - Управление, административный орган) признании незаконным и отмене определения об отказе в возбуждении административного дела от 14.10.2022 г.
Дело судом рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 апреля 2023 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым решением, Занина Л.А. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным и отменить определения от 14.10.2022 г. Управления об отказе в возбуждении административного дела.
Жалоба мотивирована тем, что Арбитражный суд РТ по делу N А65-11198/2022 решением от 05.07.2022 г. обязал Управление пересмотреть вновь обращение заявителя, поэтому срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь с 05.07.2022 г. - вступления в законную силу решения Арбитражного суда РТ по делу NА65-11198/2022.
В обоснование доводов жалобы ссылается на наличие в действиях Банка нарушений прав заявителя.
Податель жалобы отмечает, что истечение годичного срока давности привлечения к административной ответственности, исключающее, в силу положении пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, возможность возбуждения производства по делу об административном правонарушении, не исключает необходимости повторного рассмотрения административным органом жалобы заявителя и вынесения соответствующего решения. Управление же в своем решении не дало правовой оценку о наличии в действиях Банка в отношении заявителя признаков нарушений законодательства о потребительском кредитовании, при том, что данный вопрос затрагивался предметом как заявления в арбитражный суд, так и заявления, направленного в адрес административного органа.
Управление представило отзыв на апелляционную жалобу Заниной Л.А., в котором просит решение суда от 17 апреля 2023 года оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в адрес административного органа поступило обращение потребителя Заниной Л.А. о проведении поверки на предмет наличия в кредитном договоре условий, ущемляющих права потребителя и обман потребителя.
Должностным лицом Управления по результатам рассмотрения жалобы потребителя и приложенных к ней материалов 14.10.2022 г. вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ч.2 ст.14.8 КоАП РФ в отношении Банка ВТБ (ПАО).
Заявитель, не согласившись с данным определением, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии решения об отказе в удовлетворении указанного заявления суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.28.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц.
Указанные в ч.1 материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.
При этом в соответствии с ч.5 ст.28.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии сообщений и заявлений физических и юридических лиц, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения и заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении на основании ч.3 и ч.4 ст.30.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ может быть обжаловано в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в арбитражный суд.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении, определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений ст.207 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В соответствии с ч.2 ст.207 Арбитражного процессуального кодекса РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
Частью 1 ст.30.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении предоставлено лицу, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшему, законными представителями этих лиц, а также защитникам и представителям названных выше лиц.
Потерпевшим признается физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред (ч.1 ст.25.2 КоАП РФ).
Согласно п.11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
Часть 2 ст.14.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрена административная ответственность за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей.
Из материалов дела следует, что между потребителем и банком 16.02.2022 г. заключен кредитный договор N 622/2064-0014885 на общую сумму 938 869 руб. 31 коп. под 15,2% годовых.
Заключению кредитного договора предшествовало заполнение потребителем анкеты-заявления на получение кредита в Банке ВТБ (ПАО).
Основанием для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении банка, административный орган в оспариваемом определении указал на мораторий в отношении проведения проверок, установленный Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора) муниципального контроля".
Управление полагает, что дело об административном правонарушении в отношении банка по ст.14.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ может быть возбуждено только по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного в рамках Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" N 248-ФЗ от 31.07.2020 г.
Данный довод административного органа не основан на законе.
Часть 1 ст.1 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" предусматривает, что под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Указанные обязательные требования регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
Однако, отношения между банком и потребителем не подпадают под действия указанных законов, а регулируются Законом РФ "О защите прав потребителей".
Пункт 3 ч.3 ст.1 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" прямо предусматривает, что производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся.
Согласно ч.1 ст.1.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 1.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ устанавливает, что задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
В силу приведенных норм, указанные Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" не являются частью законодательства об административных правонарушениях и не направлены на решение задач установленных законодательством об административных правонарушениях, в том числе не направлены на охрану прав человека и гражданина, защиту его экономических интересов.
Ссылка Управления на п.9 ч.1 ст.24.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ также необоснованна и подлежит отклонению.
Пункт 9 ч.1 ст.24.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривает, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, в том числе, иные предусмотренные настоящим Кодексом обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.
Между тем, Кодекс об административных правонарушениях РФ не предусматривает приведенные выше Постановление Правительства РФ и Федеральные законы в качестве основания для освобождения банка от административной ответственности по ст.14.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Таким образом, применение административным органом Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора) муниципального контроля", принятого в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", при рассмотрении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.14.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ в отношении банка по жалобе потребителя противоречит Кодексу об административных правонарушениях РФ.
Другим основанием для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Банка Управлением в определении указано на отсутствие достаточных данных, указывающих на правонарушение, а именно, что к обращению не приложены необходимые документы (заявление о предоставлении кредита, иные документы).
Указанное основание для отказа в возбуждения дела об административном правонарушении по заявлению физического лица правомерно не признано судом первой инстанции достаточным и обоснованным.
Понятие достаточности данных, указывающих на наличие состава административного правонарушения, в Кодекса об административных правонарушениях РФ не раскрыто.
Вместе с тем, решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении может быть вынесено лишь в том случае, если при рассмотрении материалов, заявлений, сообщений и иных обращений, содержащих сведения о нарушении законов, будет достоверно установлено отсутствие события административного правонарушения либо иные обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Если же наличие таких обстоятельств не является очевидным и вызывает сомнения, уполномоченный орган обязан проверить их в ходе производства по делу об административном правонарушении.
Заключение кредитного договора ни заявителем, ни третьим лицом не оспаривается.
Непредставление с заявлением всех необходимых, по мнению административного органа, сведений не освобождает уполномоченных должностных лиц административного органа от необходимости проверки указанных в заявлении данных, в том числе являющихся поводами к возбуждению дела об административном правонарушении (ч.1 ст.28.1 КоАП РФ), указывающих на наличие события административного правонарушения, до момента возбуждения производства по соответствующему делу с применением всех доступных способов и методов.
Управлением при рассмотрении обращения заявителя, являющегося в соответствии с п.3 ч.1 ст.28.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, и при проверке достаточности данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, вывод об отсутствии события административного правонарушения сделан лишь только на основании недостаточности представленных сведений.
Вместе с тем, при наличии у Управления сомнений в очевидности события правонарушения и в отсутствие данных, идентифицирующих правонарушителя, каких-либо мер по проверке полученных сведений, в том числе путем истребования необходимых документов и сведений в рамках административного расследования, не предпринято.
Исходя из требований ст.28.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, подтверждение обоснованности доводов потребителя о нарушении его прав на стадии рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не требуется, достаточно лишь содержания в заявлении данных, указывающих на наличие признаков события административного правонарушения. Проверка этих данных, а также установление события и элементов состава административного правонарушения могут и подлежат установлению по правилам ст.28.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ в ходе возбужденного дела об административном правонарушении при проведении административного расследования и при рассмотрении дела об административном правонарушении с соблюдением принципов административного производства: всесторонности, полноты, объективности выяснения обстоятельств дела.
Однако, судом первой инстанции при этом обоснованно учтено, что кредитный договор заявителя с Банком был заключен 16.02.2022 г., и на момент рассмотрения настоящего дела срок давности привлечения третьего лица к административной ответственности истек.
В соответствии с ч.1 ст.4.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ давность привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей составляет один год с момента совершения правонарушения.
Поскольку днем совершения административного правонарушения является дата заключения кредитного договора (16.02.2022 г.), то срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения судом первой инстанции данного дела истек.
Согласно абзацу 5 п.19.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае принятия арбитражным судом решения об отмене постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении материалы дела о соответствующем административном правонарушении направляются административному органу, постановление (определение) которого было отменено, для рассмотрения.
Истечение срока давности исключает возможность начала административного производства в виде составления протокола об административном правонарушении.
Согласно п.6 ст.26.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ).
В настоящее время истек срок давности привлечения третьего лица к административной ответственности, соответственно, законных оснований для возбуждения в отношении третьего лица дела об административном правонарушении за пределами пресекательного срока установленного ч.1 ст.4.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ, не имеется.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определениях Верховного суда РФ от 08.06.2022 г. N 304-ЭС22-8218 по делу N А70-9839/2021, от 26.05.2022 г. N 305-ЭС22-8535 по делу N А40-98891/2021, от 17.03.2022 г. N 306-ЭС22-1299 по делу N А65-3757/2021.
Поскольку установленный для данной категории дел ч.1 ст.4.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ срок давности привлечения к административной ответственности истек, возвращение дела на новое рассмотрение и возобновление производства по делу исключены.
В силу ст.4.5 и п.6 ч.1 ст.24.5 названного Кодекса по истечении данного срока вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, возобновление производства по делу и возвращение его на новое рассмотрение невозможны, так как это ухудшает положение данного лица.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Верховного суда РФ от 14.02.2022 г. N 20-АД21-5-К5, от 04.05.2022 г. N 60-АД22-4-К9, от 08.11.2021 г. N 33-АД21-7-К3, от 02.06.2022 г. N 49-АД22-3-К6.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемое определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении не может быть признано незаконным, а требование заявителя удовлетворению не подлежит.
Доводы Заниной Л.А. в апелляционной жалобе о том, в действиях Банка имеются нарушения прав заявителя, судом апелляционной инстанции отклоняются, так как выяснение вопросов о том, имели ли место факты нарушения со стороны отношении ПАО "Банк ВТБ", и наличия оснований для его привлечения к административной ответственности - прерогатива административного органа. Суд в настоящем деле не рассматривал требования о привлечении указанного выше лица к административной ответственности (§ 1 Главы 25 АПК РФ).
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь с 05.07.2022 г. - вступления в законную силу решения Арбитражного суда РТ по делу N А65-11198/2022 является несостоятельной, поскольку днем совершения административного правонарушения является дата заключения кредитного договора (16.02.2022 г.), и срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения судом данного дела истек 15.02.2023. Истечение срока давности исключает в настоящем случае возможность начала административного производства в виде составления протокола об административном правонарушении.
Другие аргументы, приведенных в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения иного судебного акта по существу настоящего спора, повлияли бы на обоснованность и законность, либо опровергли бы выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Иных доводов, которые могли бы послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционных жалоб не усматривается.
С учетом изложенного выше решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 4 статьи 208 АПК РФ, части 4 статьи 30.1 и части 5 статьи 30.2 КоАП РФ государственная пошлина по делам об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности (определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении) не уплачивается, в связи с чем вопрос о ее взыскании не рассматривался.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 229, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 апреля 2023 года по делу N А65-28/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-28/2023
Истец: Занина Лидия Анатольевна, Занина Лидия Анатольевна, г.Казань, Занина Лидия Анатольевна, г.Тетюши
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: ПАО Банк ВТБ , г.Казань, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд