г. Чита |
|
29 июня 2023 г. |
Дело N А58-10229/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Будаевой Е.А.,
судей Басаева Д.В., Скажутиной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Зиминым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автостоп" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 марта 2023 года по делу N А58-10229/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автостоп" (ОГРН 1121435009960, ИНН 1435257010) к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402045905, ИНН 1435134280) о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги - заключение нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером 14:36:104035:145, находящегося по адресу: г. Якутск, Вилюйский тракт, 3 км, общей площадью 3 056 кв.м., предоставленный под стоянку краткосрочного хранения автомобилей, оформленного письмом от 09.09.2022 N 5786-ДИЗО/22,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Жарханской А.А., представителя по доверенности от 30 октября 2022 года;
от заинтересованного лица: Ядрихинской С.Н., представителя по доверенности от 26 апреля 2023 года,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Автостоп" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее - заинтересованное лицо, департамент) о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги - заключение нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером 14:36:104035:145, находящегося по адресу: г. Якутск, Вилюйский тракт, 3 км, общей площадью 3 056 кв.м., предоставленного под стоянку краткосрочного хранения автомобилей, оформленного письмом от 09 сентября 2022 года N 5786-ДИЗО/22.
Решением суда от 21 марта 2023 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке по приведенным в апелляционной жалобе мотивам.
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо выразило согласие с решением суда первой инстанции, указав на необоснованность доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель заинтересованного лица оспорил по мотивам, приведенным в отзыве.
Судом первой инстанции установлены следующие фактические обстоятельства.
27 мая 2013 года между Департаментом и ООО "Профи-08" заключен договор аренды N 09-1/2013-0728, по условиям которого последнему в пользование сроком на 3 года передан земельный участок с кадастровым номером 14:36:104035:145 площадью 3 056 кв. м, расположенный по адресу: г. Якутск, Вилюйский тракт, 3 км, под стоянку краткосрочного хранения автомобилей.
Договор аренды земельного участка зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РС (Я) 24 июня 2013 года.
На основании договора от 24 ноября 2014 года N 09-4/2014-356 ООО "Профи-08" уступило обществу права и обязанности, вытекающие из указанного договора аренды земельного участка.
Договор переуступки права аренды земельного участка зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии 29 декабря 2014 года.
В 2014 году общество возвело на земельном участке объект капитального строительства (контрольно-пропускной пункт) общей площадью 22,8 кв. м.
В рамках дела N А58-168/2017 Департамент обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к ООО "Автостоп" о расторжении договора от 27 мая 2013 года N 09-1/2013-0728 аренды земельного участка и об обязании ответчика передать земельный участок.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) решением от 10 июля 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 октября 2017 года и постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 января 2018 года, обязал общество в течение десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда передать Департаменту по акту приема-передачи спорный земельный участок, в остальной части иска отказал; признал незаконным решение Департамента от 07 февраля 2017 года N 1682-ДИЗО/17 и обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 30 марта 2018 года N 302-ЭС18-2856 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В деле N А58-553/2020 по заявлению Департамента от 30 января 2020 года к Якутскому межрайонному отделу по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Республике Саха (Якутия), к исполняющему обязанности заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава, к УФССП по Республике Саха (Якутия), к судебному приставу-исполнителю Якутского межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным и отмене постановления и.о. заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава об отмене постановления об окончании исполнительного производства от 02 октября 2019 года N 25575/19/14038-ИП, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ООО "Автостоп", суд решил признать недействительным постановление и.о. заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Якутского межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Республике Саха (Якутия) от 22 января 2020 года об отмене постановления об окончании и возобновлении исполнительного производства N 25575/19/14038-ИП по исполнительному листу N ФС013399349 по делу N А58-168/2017, и обязать Якутский межрайонный отдел по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департамента. Указанный судебный акт вступил в силу.
Исполнительное производство окончено в связи с фактическим исполнением судебного акта.
Рассмотрев заявление общества от 15 мая 2018 года N 653, Департамент предоставил ответ от 24 июля 2018 года N 1059, которым обществу отказано следующим основаниям, а именно, в связи с отсутствием предусмотренных пунктами 1-30 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для предоставления без проведения торгов земельного участка, истечением срока аренды и направления уведомления о расторжении договора аренды земельного участка.
Основания отказа от 24 июля 2018 года N 1059 не были предметом оценки суда при рассмотрении дела N А58-168/2017.
Департамент отказал обществу на основании пункта 2.16 Административного регламента N 251п. В отказе дополнительно сообщил о том, что Департамент 21 ноября 2016 года исх.N 14014-ДИЗО/16 направил в адрес общества уведомление о расторжении договора аренды земельного участка от 27 мая 2013 года N 09-1/2013-0428 в связи с окончанием срока действия договора аренды и существенным нарушением условий договора, а именно со сложившейся в период аренды земельного участка задолженностью по арендной плате.
Указанный отказ Департамента в судебном порядке не обжалован.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа по делу N А58-951/2019 по иску общества о признании права собственности на самовольную постройку и по встречному иску о признании объекта самовольной постройкой и возложении обязанности на общество осуществить его снос постановлением от 13 декабря 2021 года постановил: в удовлетворении первоначального иска о признании права собственности на самовольную постройку - контрольно-пропускной пункт общей площадью 22,8 кв. м (2014 года постройки), расположенный на земельном участке с кадастровым номером 14:36:104035:145 по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, Вилюйский тракт 3 км, отказать. Встречные исковые требования удовлетворить. Признать самовольной постройкой одноэтажный объект капитального строительства 2014 года постройки, площадью 22,8 кв. м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 14:36:104035:145 по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, Вилюйский тракт, 3 км.
Обязать ООО "Автостоп" за свой счет в месячный срок со дня принятия настоящего постановления снести самовольную постройку - одноэтажный объект капитального строительства, общей площадью 22,8 кв. м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 14:36:104035:145 по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, Вилюйский тракт, 3 км. В случае неисполнения обществом с ограниченной ответственностью "Автостоп" постановления суда предоставить Окружной администрации города Якутска право осуществить снос указанного объекта с последующим возложением необходимых для этого расходов на ООО "Автостоп".
В ходе рассмотрения дела N А58-951/2019 по заявлению общества 04 февраля 2021 года в регистрирующем органе была произведена государственная регистрация права собственности контрольно-пропускной пункт общей площадью 22,8 кв. м (2014 года постройки), расположенный на земельном участке с кадастровым номером 14:36:104035:145 по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, Вилюйский тракт, 3 км.
18 января 2022 года судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство N 1017/22/14038-ИП по сносу самовольной постройки.
01 августа 2022 года общество обратилось с заявлением в Департамент о заключении нового договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: город Якутск, Вилюйский тракт, 3 км, дом 1/5, с кадастровым номером 14:36:104035:145, с видом разрешенного использования под стоянку краткосрочного хранения автомобилей, общей площадью 2227 кв.м.
Согласно выписке из ЕГРН от 02 августа 2022 года N КУВИ-001/2022-130801485 на земельном участке с кадастровым номером 14:36:104035:145, расположенный по адресу город Якутск, Вилюйский тракт, 3 км, с видом разрешенного использования под стоянку краткосрочного хранения автомобилей, зарегистрированные права отсутствуют.
09 сентября 2022 года поступил ответ Департамента об отказе в предоставлении муниципальной услуги, а именно в заключении нового договора аренды земельного участка, ссылаясь на пункт 2.16 Административного регламента "Заключение нового договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов", утвержденного постановлением Окружной администрации города Якутска от 24 сентября 2015 года N 251-п.
Не согласившись с вынесенным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив приведенные лицами, участвующими в деле, доводы, не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции признает обоснованными выводы суда первой инстанции, признавшего отказ в заключении договора аренды законным.
В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
В силу положений пункта 1 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) управление и распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Решением Якутской городской Думы от 11 июня 2014 года N РЯГД-8-6 утверждено Положение о Департаменте имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, согласно которому Департамент является отраслевым (функциональным) органом местной администрации, входящим в структуру Окружной администрации города Якутска, осуществляющим функции в сфере управления муниципальным имуществом, а также в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск" (пункт 1.1); основными задачами Департамента является предоставление муниципальных услуг и исполнение муниципальных функций в сфере имущественных и земельных правоотношений (подпункт 2.1.18 пункта 2.1); к основным функциям Департамента относится подписание и заключение от имени Окружной администрации города Якутска договоров купли-продажи, аренды, о безвозмездной передаче земельных участков в собственность, безвозмездного пользования, договоров о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка; решений об отказе в предоставлении муниципальных услуг, решений о приостановлении предоставления муниципальных услуг (пункт 2.2.54).
Административный регламент "Заключение нового договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов", утвержден постановлением Окружной администрации города Якутска от 24 сентября 2015 года N 251-п, (далее - Административный регламент) определяет стандарт предоставления муниципальной услуги и устанавливает сроки, последовательность административных процедур, действий при осуществлении муниципальной услуги "Заключение нового договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов".
Согласно пункту 1.3 Административного регламента структурным подразделением администрации, ответственным за предоставление муниципальной услуги, является Департамент имущественных и земельных отношений, уполномоченное учреждение по рассмотрению и подготовке необходимых документов в рамках данного Административного регламента - муниципальное казенное учреждение "Агентство земельных отношений" городского округа "город Якутск".
Таким образом, оспариваемый отказ в заключении договора аренды земельного участка принят Департаментом в пределах полномочий, определенных действующим законодательством.
Статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации определены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
Случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды, установлены пунктом 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, а условия реализации такого права - пунктом 4 данной статьи.
При отсутствии в совокупности условий, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, арендатор земельного участка не имеет права на заключение нового договора аренды без проведения торгов, в связи с чем, земельный участок, являющийся предметом такого договора аренды, может быть предоставлен данному лицу по истечении срока действия договора аренды только на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях: земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса); земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.
На основании пункта 4 указанной статьи юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий: заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса; на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Таким образом, при отсутствии в совокупности вышеперечисленных условий арендатор земельного участка лишается права на заключение нового договора аренды без проведения торгов, в связи с чем в силу пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, являющийся предметом такого договора аренды, может быть предоставлен данному лицу по истечении срока действия договора аренды только на торгах, проводимых в форме аукциона. Указанное соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 16 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 марта 2018 г.
В соответствии с пунктом 1.2 Административного регламента муниципальная услуга предоставляется гражданам и юридическим лицам, являющимся арендаторами земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в том числе в случаях, если земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2.5 Административного регламента предусмотрено, что результатом предоставления муниципальной услуги является: 1) заключение нового договора аренды земельного участка без проведения торгов; 2) решение об отказе в заключении нового договора аренды земельного участка без проведения торгов.
Основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги установлены пунктом 2.16 Административного регламента.
В соответствии с пунктом 2.16 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является, в том числе то, что заявление о заключении нового договора аренды земельного участка подано лицом, не входящим в круг заявителей, указанных в пункте 1.2 настоящего Административного регламента.
Суд первой инстанции, обоснованно исходя из того, что в решении суда по делу N А58-168/2017 установлено то, что продленный на неопределенный срок на основании пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды прекратил свое действие в силу требований пункта 2 статьи 610 названного Кодекса через три месяца после волеизъявления арендодателя на отказ от договора, то есть 24 марта 2017 года, и решением суда по указанному делу суд обязал общество в течение десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда передать Департаменту по акту приема-передачи спорный земельный участок, пришел к правильному выводу об отсутствии у общества арендных отношений с Департаментом на момент его обращения.
С учетом признания находящегося на земельном участке объекта строительства в судебном порядке самовольной постройкой (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 декабря 2021 года по делу N А58-951/2019) правомерен вывод суда первой инстанции о том, что общество не является собственником объекта строительства.
При таких обстоятельствах, как правильно установил суд первой инстанции, на момент обращения заявителя в Департамент основания для предоставления обществу испрашиваемого земельного участка без проведения торгов отсутствовали.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции проверены в полном объеме, но подлежат отклонению, поскольку судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка представленным сторонами доказательствам, и при повторном исследовании материалов дела и оценке доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции не установлено. Оснований для отмены решения суда по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены судебного акта судом апелляционной инстанции не установлены.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявителю подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 марта 2023 года по делу N А58-10229/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Рыжкову Олегу Владимировичу из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1 500 руб., уплаченную за общество с ограниченной ответственностью "Автостоп" (ОГРН 1121435009960, ИНН 1435257010) по чеку-ордеру от 19.05.2023 (операция 29).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Будаева |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-10229/2022
Истец: ООО "АвтоСтоп"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Окружной администрации города Якутска