г. Саратов |
|
30 июня 2023 г. |
Дело N А06-8224/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Комнатной Ю.А., Степуры С.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бессоновой С.Е.
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Астраханская сетевязальная фабрика" на решение Арбитражного суда Астраханской области от 13 марта 2023 года по делу N А06-8224/2022 (судья Сафронова Ф.В.)
по заявлению акционерного общества "Астраханская сетевязальная фабрика" (414004, г. Астрахань, ул. Красная Набережная, зд. 171, ОГРН 1023000824670, ИНН 3015001860)
к Министерству промышленности, торговли и энергетики Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Советская/ул. Коммунистическая/ул. Чернышевского/ул. Володарского, д. 14-12/3/13/17, ОГРН 1093015001397, ИНН 3015086493)
об оспаривании распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось акционерное общество "Астраханская сетевязальная фабрика" (далее - АО "Астраханская сетевязальная фабрика", общество, заявитель) с заявлением об оспаривании распоряжения Министерства промышленности, торговли и энергетики Астраханской области (далее - Министерство) от 26.08.2021 N 049-р и возложении на Министерство обязанности внести корректировки.
Решением суда первой инстанции от 13 марта 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не предоставлен.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке статьи 186 АПК РФ, путём направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 18 мая 2023 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых и не явившихся в судебное заседание.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что в 2018 году АО "Астраханская сетевязальная фабрика" предоставлена субсидия на основании постановления Правительства Астраханской области от 23.11.2017 N 430-П "О Порядке предоставления субсидий промышленным предприятиям на возмещение части затрат на реализацию мероприятий по модернизации и техническому перевооружению производственных мощностей" (далее - Порядок N 430-П) и в соответствии с распоряжением Министерства от 30.05.2018 N 066-р "О предоставлении субсидии" (далее - распоряжение N066-р).
05 июня 2018 года на основании распоряжения N 066-р между Министерством и обществом заключено Соглашение N 2/2018 о предоставлении субсидии промышленным предприятиям на возмещение части затрат на реализацию мероприятий по модернизации и техническому перевооружению производственных мощностей (далее - Соглашение) (т.1 л.д.7-18).
Пунктом 4.3.2 Соглашения (в редакции дополнительных соглашений) установлено, что общество обязуется представлять в Министерство, в том числе, сведения о деятельности промышленного предприятия в соответствии с пунктом 4.1.3.2 Соглашения не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом, в течение трёх лет, начиная с года получения субсидии по форме, установленной в приложении N 4 к Соглашению, являющемуся неотъемлемой частью Соглашения.
В соответствии с пунктом 2.11 Порядка N 430-П показателем, необходимым для достижения результата предоставления субсидии (далее - показатель), является объем налогов, сборов, уплаченных промышленным предприятием в консолидированный бюджет Астраханской области. Значения показателя устанавливаются в Соглашении. Порядок корректировки (изменения) значений показателя устанавливается правовым актом министерства.
Пунктом 3.3 Порядка N 430-П определено, что Министерство вправе установить в Соглашении о предоставлении субсидии сроки и формы представления промышленным предприятием дополнительной отчётности.
Постановлением Министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области от 13.01.2020 N 1-П утверждён Порядок корректировки (изменения) значений показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии промышленным предприятиям на возмещение части затрат на реализацию мероприятий по модернизации и техническому перевооружению производственных мощностей, утверждённого (далее - Порядок корректировки)
Согласно пункту 3 Порядка корректировки значения показателя "объем налогов, сборов, уплаченных промышленным предприятием в консолидированный бюджет Астраханской области" (далее - показатель), корректируются по отчётным годам при выполнении условия, предусмотренного абзацем седьмым пункта 2.1 раздела 2 Порядка.
В соответствии с пунктом 4 Порядка корректировки для корректировки (изменения) значений показателя промышленное предприятие, получившее субсидию в соответствии с Порядком N 430-П, до истечения трёхлетнего периода, до 15 января года, следующего за отчётным, однократно направляют в министерство заявление о проведении корректировки (изменении) значений показателя, установленного в приложении N 1 к Соглашению в произвольной письменной форме с пояснительной запиской, обосновывающей корректировку, подписанные руководителем промышленного предприятия и заверенные печатью промышленного предприятия (при наличии).
По отчёту АО "Астраханская сетевязальная фабрика" сумма показателей результативности по этому пункту за 2020 год составила 4 054 455,64 руб., из которых: земельный налог - 204 182 руб., транспортный налог - 26 190 руб., УСН -1 002 365,64 руб., НДФЛ - 2 821 718 руб.
При этом по Соглашению сумма показателей результативности за три года должна была составлять 5 321 000 руб.
05 июля 2021 года общество направило в Министерство заявление N 01/104 с просьбой подготовить соответствующее дополнительное соглашение к Соглашению от 05.06.2018 N 2/2018 и внести для общества изменения в значение - "Объём внебюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий", указав вместо показателя в 5 321 000,0 руб., следующее число - 3 804,тыс. руб. (т.1 л.д.38-40).
Письмом от 30.07.2021 N 01-15/4669 Министерство, сославшись на истечение сроков отчётности, установленных пунктом 3 Порядка N 430-П, отказало в подписании дополнительного соглашения к Соглашению в части корректировки значений показателя (т.1 л.д.36-37).
12 августа 2021 года АО "Астраханская сетевязальная фабрика" обратилось в Министерство с заявлением (исх. N 01/121) о внесении корректировки (изменения) значения показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии промышленным предприятиям на возмещение части затрат на реализацию мероприятий по модернизации и техническому перевооружению производственных мощностей, значение показателя "объём налогов, сборов, уплаченных промышленным предприятием в консолидированный бюджет Астраханской области". Изменить сумму 5100 т.р. налогов за 2020 год, указанную в приложении N 1 к Соглашению от 05.06.2018 N 2/2018, на 3804 т.р. (т.1 л.д.43).
26 августа 2021 года Министерством издано распоряжение N 049-р об отказе в корректировке (изменении) значения показателя "Налоги и сборы, уплаченные промышленным предприятием в консолидированный бюджет Астраханской области", необходимого для достижения результата предоставления субсидии промышленным предприятиям на возмещение части затрат на реализацию мероприятий по модернизации и техническому перевооружению производственных мощностей, установленного в приложении N1 к соглашению предоставлении субсидии промышленным предприятиям на возмещение части затрат на реализацию мероприятий по модернизации и техническому перевооружению производственных мощностей от 05.06.2018 N 2/2018 (т.1 л.д.48-49).
Письмом от 26.08.2021 N 01-15/5357 Министерство сообщило об отказе обществу в корректировке значения указанного показателя в связи с нарушением им срока подачи заявления о корректировке (т.1 л.д.47).
Письмом от 20.01.2022 N 107-01-15/256 Министерство предложило обществу возвратить полученные денежные средства в качестве субсидии в 2018 году в размере 1 958 384 руб. в доход бюджета.
Считая указанное распоряжение Министерства незаконным, АО "Астраханская сетевязальная фабрика" оспорило его в судебном порядке, заявив также ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из нарушения обществом срока на обращение с заявлением о корректировке, а также срока обращения в суд с заявлением об оспаривании распоряжения Министерства. При этом оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении пропущенного срока не имеется ввиду отсутствия уважительных причин пропуска такого срока.
Согласно доводам апелляционной жалобы общество указывает, что имела место техническая ошибка при расчёте сумм налогов, сборов, перечисленных в консолидированный бюджет Астраханской области. Заявитель обратился в Министерство с заявлением о внесении корректировки (изменения) значения показателя, полагая, что предоставленный промышленным предприятиям срок до 15.01.2021 для внесения соответствующих корректировок (изменений) значений показателей не является пресекательным. Кроме того, заявитель считает, что срок обращения в суд с заявлением об оспаривании распоряжения Министерства пропущен по уважительной причине (принятие мер по урегулированию спора во внесудебном порядке), в связи с чем подлежал восстановлению.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений, данных в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Из оспариваемого распоряжения следует, что основанием для отказа в корректировке (изменении) значения показателя в связи с нарушением обществом срока подачи заявления о корректировке.
При обращении в арбитражный суд заявитель указал, что фактически текст Порядка корректировки был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации органов государственной власти Астраханской области (http://pravo-astrobl.ru) 14 января 2020 года, на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 14 января 2020 года, а в издании "Сборник Законов и нормативных правовых актов Астраханской области" только 16 января 2020 года N 2, то есть уже за истечением срока подачи заявки - 15 января 2020 года.
В связи с изложенным общество указало, что не успело в отведённые сроки обратиться с заявлением о корректировке и внести изменения в Соглашение в части изменения показателя перечисления предприятием объёма налогов, сборов, уплаченных в консолидированный бюджет Астраханской области.
Между тем, АО "Астраханская сетевязальная фабрика" обратилось в Министерство с таким заявлением только 12 августа 2021 года (т.1 л.д.43), то есть спустя более 7 месяцев с даты, предусмотренной пунктом 4 Порядка корректировки.
В апелляционной жалобе, не отрицая обращение с таким заявлением послу истечения срока, установленного Порядком корректировки, общество полагает, что данный срок не является пресекательным.
Указанные доводы жалобы отклонены судом апелляционной инстанции как несостоятельные.
В соответствии с пунктом 8 Порядка корректировки одним из оснований для отказа в корректировке (изменении) значений показателей является нарушение срока подачи заявления о корректировке, указанного в пункте 4 настоящего Порядка.
Учитывая изложенное, основания для удовлетворения заявления общества о корректировке (изменении) значения показателя у Министерства отсутствовали.
Согласно пункту 7 Порядка корректировки о принятом решении министерство в течение 2 рабочих дней со дня его принятия в письменной форме уведомляет промышленное предприятие. В случае принятия решения об отказе в корректировке (изменении) значений показателей в письменном уведомлении указываются основания отказа корректировки (изменения) значений показателей.
Письмом от 26.08.2021 N 01-15/5357 Министерство сообщило об отказе обществу в корректировке значения указанного показателя в связи с нарушением им срока подачи заявления о корректировке (т.1 л.д.47). Данное решение принято на основании протокола заседания комиссии Министерства по распределению субсидий от 23.08.2021 N 6 (т.1 л.д.110-112).
Письмо от 26.08.2021 N 01-15/5357 и распоряжение от 26.08.2021 N 049-р направлены АО "Астраханская сетевязальная фабрика" 30 августа 2021 года почтовым отправлением N 41400861208626 (т.1 л.д.109) и согласно сведениям с сайта Почты России вручены адресату 02 сентября 2021 года.
Согласно частям 1 и 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть подано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, следует, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определённость административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Между тем, с заявлением об оспаривании указанного распоряжения АО "Астраханская сетевязальная фабрика" обратилось в арбитражный суд только 13 сентября 2022 года (т.1 л.д.3), то есть за пределами установленного трёхмесячного срока.
В силу частей 1 и 2 статьи 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 292 и 312 настоящего Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.
АПК РФ не устанавливает каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска процессуальных сроков, данный вопрос решается с учётом обстоятельств дела.
В обоснование ходатайства о восстановлении срока на обжалование общество указало на попытки урегулировать спор путём переговоров.
Указанная заявителем причина пропуска срока на обжалование не признана судом первой инстанции.
Иных доводов относительно наличия объективных причин, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, обществом не приведено.
С 02 сентября 2021 года в течение более года (до 13 сентября 2022 года) заявитель не предпринимал мер к обжалованию в судебном порядке вышеуказанного распоряжения, что в свою очередь свидетельствует о пропуске срока на подачу заявления ввиду бездействия самого юридического лица.
В силу части 2 статьи 9 АПК РФ риск наступления последствий совершения или несовершения процессуальных действий несут лица, участвующие в деле.
В соответствии со статьёй 8 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон. Арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.
В этой связи произвольный подход к установленным законом последствиям пропуска процессуального срока приведёт к нарушению принципов равноправия сторон и состязательности, поскольку, удовлетворив необоснованное ходатайство заявителя о восстановлении процессуального срока, суд поставит его в преимущественное положение по сравнению с другими лицами, участвующими в деле.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Частью 1 статьи 115 АПК РФ предусмотрены последствия пропуска процессуальных сроков и установлено, что лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных АПК РФ или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Согласно разъяснениям, изложенным Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 06.11.2007 N 8673/07, пропуск срока на обжалование служит достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 13 марта 2023 года по делу N А06-8224/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-8224/2022
Истец: ОАО "Астраханская сетевязальная фабрика"
Ответчик: Министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области